Условия заключения контракта с единственным поставщиком

Полезная информация по теме: "Условия заключения контракта с единственным поставщиком". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Условия заключения контракта с единственным поставщиком

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Существует ли возможность для муниципального заказчика заключить контракт с единственным поставщиком в ситуации, когда проведение конкурентной процедуры нецелесообразно ввиду срочности и важности закупаемых работ, в том числе без соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) (например, в случае ремонта теплотрассы и других важных объектов)? Какая ответственность предусмотрена за заключение договора заказчиком без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ?

Рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами:
— Энциклопедия решений: Закупка по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика вследствие ЧС, непреодолимой силы и необходимости оказания медпомощи;
— Энциклопедия решений: Порядок закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

24 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Подробнее этот вопрос рассмотрен в следующем материале: Энциклопедия решений. Сфера действия Закона N 44-ФЗ: общее правило.
*(2) Подробнее смотрите Вопрос: Согласно п. 9 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ . Необходимо ли такую закупку вносить в план закупки и план-график? Обязательно ли для осуществления такой закупки авария должна быть природного или техногенного характера, или она может быть бытовой аварией (прорыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения)?».

Условия заключения контракта с единственным поставщиком

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Должен ли заказчик при осуществлении закупки у единственного поставщика по п. 5 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ обосновывать цену контракта и нецелесообразность использования других методов определения поставщика по каждому конкретному контракту? Надо ли указывать в контракте идентификационный код закупки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не обязан обосновывать цену и нецелесообразность использования прочих методов определения поставщика по контракту, заключаемому на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Идентификационный код закупки должен указываться в том числе в контрактах, заключаемых в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

[1]

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Во всех указанных письмах обращено внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 114 Закона N 44-ФЗ с 01.01.2016 вступила в силу ст. 18 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчики обосновывают НМЦК при формировании плана-графика. В связи с этим уточнением необходимо отметить, что в соответствии с п. 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555, в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пп. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. Соответственно, при осуществлении закупок в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в плане-графике закупок обоснованию подлежит годовой объем закупок, осуществляемых на основании указанной нормы, но не цена каждого контракта в отдельности (письмо Минэкономразвития России от 10.01.2017 N Д28и-104, от 26.10.2016 N Д28и-2944 — по вопросу 2).

Заключение контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ

Одним из основных способов приобретения товаров и услуг для нужд муниципального или государственного учреждения является закупка у единственного поставщика. Случаи, при которых осуществляется такая процедура и правила её реализации регламентированы статьей 93 44-ФЗ.

Случаи заключения контракта с единственным поставщиком

При закупке у единственного поставщика контракт заключается с юридическим или физическим лицом, выбранным заказчиком без проведения торговой процедуры. Приобретать товары или услуги таким способом можно в следующих случаях:

  1. Закупка продукции естественных монополий.
  2. Приобретение товаров или услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.
  3. Услуги по водо-, тепло- и газоснабжению, водоотведению, подключению к инженерным сетям в соответствии с действующими в Российской Федерации тарифами.
  4. Услуги по хранению и транспортировке наркотических и психотропных препаратов.
  5. Приобретение товаров или услуг для ликвидации последствий аварии или происшествий техногенного характера.
  6. Закупку у одного поставщика разрешено также проводить после признания конкурса, аукциона или запроса котировок несостоявшимся.
  7. Посещение театров, зоопарков, музеев и так далее.
  8. Приобретение объектов, относящихся к разряду культурных ценностей.

Полный перечень приведен в пункте 1 статьи 93. Приобретение продукции у единственного поставщика – это право, а не обязанность заказчика. При необоснованном отказе от проведения торговой процедуры на заказчика накладываются административные санкции в размере от 30 до 50 тысяч рублей.

Основные этапы закупки и сроки их реализации

Прежде чем заключить контракт с выбранной компанией заказчик должен провести ряд обязательных мероприятий. Их особенности и сроки реализации приведены в таблице.

Этап

Особенности его проведения

Регламентированный срок

Ссылка на закон

Часть

Статья

Заказчик вносит в план-график все закупки, которые планируется провести у одного поставщика.

В течения 10 суток с момента предоставления бюджетных лимитов или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.

Выбор поставщика для заключения контракта

Законодатель не установит конкретных критериев для выбора контрагента в такой ситуации. Поэтому заказчики должны руководствоваться правилами, установленными на предприятии.

Читайте так же:  Что подтверждает право собственности на объект недвижимости

Конкретный срок не установлен


Предложение поставщику заключить сделку

Заказчик обращается к поставщику с предложением заключить контракт и озвучивает свои условия. Рекомендуется все требования излагать в письменном виде с соблюдением норм деловой переписки.

Сроки не регламентируются

Подготовка проекта контракта и передача его для ознакомления поставщику

[3]

Контракт должен содержать в себе информацию о цене контракта и ее обоснование. Заказчик может также предусмотреть обязательство поставщика по внесению обеспечения контракта.

Размещение извещения о проведении закупки в ЕИС

При проведении закупки в случаях, установленных пунктами 1-3, 6-8, 11-14, а также 16-19 части 2 статьи 93, заказчик обязан разместить сведения о ней в ЕИС. Публикуются описание условий сделки, размер и порядок предоставления обеспечения, ограничения, учтенные при выборе контрагента.

За 5 суток до визирования контракта

Отправка уведомления контролирующим органам

Если закупка подпадает под действие пунктов 6,9, 34 и 50 части 1 статьи 93, то заказчик обязан произвести согласование заключения контракта, для этого потребуется отправить в контролирующие органы соответствующее уведомление. В нем должно быть приведено обоснование невозможности использования другого вида закупочной процедуры.

Не позднее одних суток с момента визирования договора.

Договор оформляется в письменном виде и визируется обеими сторонами. Он вступает в силу с момента его подписания.

Спустя пять суток после размещения в сети извещения о проведении закупок.

Приобретение товаров и услуг у одного поставщика реализуется проще и быстрее всех остальных способов. Заказчику не придется составлять многостраничную документацию и отражать каждый свой шаг в ЕИС. При этом в следствии отсутствия конкуренции сужается возможность выбора наиболее выгодных условий сделки и увеличивается риск возникновения претензий со стороны контролирующих органов.

Как выбирается поставщик

Законодатель не устанавливает конкретный перечень требований, которым должен удовлетворять единственный поставщик. Поэтому заказчику приходится ориентироваться на принципы разумности и внутренние правила организации. Чаще всего основными критериями при выборе становятся:

  1. Предлагаемая цена продукции. Заказчик может запросить у нескольких фирм коммерческие предложения и выбрать из них наиболее выгодное для себя.
  2. Качество предлагаемой продукции. Этот критерий особенно важен при закупке продуктов питания, медикаментов, высокотехнологичных товаров и так далее.
  3. Достойная репутация. Не запрещено привлекать в качестве контрагента компании, с которыми заказчик успешно сотрудничал в прошлом.
  4. Географическое расположение поставщика. Это актуально для заказов, которые необходимо исполнить в кратчайшие сроки. Чем ближе поставщик располагается к складу заказчика, тем быстрее он сможет поставить продукцию.

Закупка простой способ быстро закупить необходимую продукцию. При этом заказчику необходимо строго следить за исполнением всех норм законодательства, чтобы не вызвать интереса контролирующих органов.

[2]

КОНТРАКТ С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ

Имена, фамилии и названия организаций изменены, любые совпадения случайны.

Жила-была, и почти не тужила, в одном райцентре Н. Н. Трудилась она в центральной районной больнице на должности главной медицинской сестры. Работа, надо сказать, хлопотная, с огромным списком обязанностей, ответственностей и возможных кар.

Нареканий по её работе не было, при этом человеком она является очень позитивным и общительным. Коллектив её любил (и зла не держит даже сейчас) и уважал (сейчас скорее понимает, чем уважает).

В рамках 44-ФЗ, Н. Н. занималась заявками на поставку медицинских изделий, приёмкой и их распределением по отделениям, а так же общалась с поставщиками при сборе коммерческих предложений и поставках товаров по «разовым» договорам (те, что до 100 тыс. р., в рамках п. 4. ч. 1 ст. 93 №44-ФЗ и те, что по прямым закупкам в рамках 223-ФЗ).

Суммы по таким договорам невелики, а следовательно и контроля за ними пристального нет, главное, чтобы «дробление закупки» контролеры не усмотрели.

Со временем Н. Н. уже имела в телефоне номера всех менеджеров и исполнительных директоров известных фирм региона, занимающихся лекарствами и медицинскими изделиями, и могла оперативно решить вопрос даже если «тест-полоски для анализатора были нужны ещё вчера».

Сформировался список «постоянных» поставщиков (3-4-х неаффилированных фирм), которые периодически выступали от лица своих «помоек» дабы не смущать контролирующие органы.

И вот, в один непрекрасный день, в отдел закупок постучали.

— Добрый день, мы из ОБЭП
— ЭЭЭ. Доброго дня и Вам.
— Будьте добры, предоставьте все договоры, заключенные по 44-ФЗ, с фирмой ООО «Феникс» (Фирма в реестрах контрактов мелькала не слишком часто, «помойками» не пользовалась и потому такая постановка вопроса сильно смутила).

Протокольчик изъятия я Вам разумеется, оформлю.
— Да, конечно. В рамках конкурентных процедур договоров нет, а вот по «разовым» их есть у нас.
— Замечательно. А подскажите пожалуйста, кто у вас определяет поставщика с которым вы заключаете «разовый» договор?.
— В каком смысле? «явственно понимаю в какую степь роют, пытаюсь правильно формулировать ответы, дабы никого не «прикопать», пока не станет ясна суть».
— Ну вот нужны вам перчатки, как вы определяете у кого их купить?
— Ой, ну нам ответственное лицо приносит коммерческие предложения, мы смотрим у кого самая маленькая цена и покупаем.
— Т.е. фактически поставщика определяет ответственное лицо? Главная медицинская сестра является ответственным лицом?
— Неужто под Н. Н. нашу роют.

Ну по приказам конечно нет, а фактически — да. Видите ли, мы не можем никого обязать предоставлять нам коммерческие предложения, закон такого не подразумевает для договоров с единственным поставщиком, но стараемся чтобы к каждому договору были, ТФОМС, ревностно все эти вещи проверяет.
— А если коммерческих нет? Кто определяет поставщика?
— Спасать надо Н. Н.! Ну как, если уж совсем срочно, то у первого попавшегося, у кого есть в наличии. А если не срочно, то стараемся найти тех, у кого подешевле.

Дальше меня и начальника отдела попросили дать объяснения «под протокол», а потом ещё и вызывали в СК, где уже более-менее нам приоткрыли карты, а мы дали полные свидетельские показания. Большую часть картины я узнал позже, благодаря знакомству с одним из сотрудников СК. И то что Н. Н. отбрехивалась первое время как могла, и то что потом начала всю вину откровенно перегружать на наш отдел, и как, в последствии, начала признаваться.

Читайте так же:  Программа улучшение жилищных условий в сельской местности

ООО «Феникс» попало под пристальный взор ОБЭП по делу о коммерческом подкупе. В связи с этим, под лупой начали изучаться счета этой организации и всех, кто с ней контактирует. И вот, обнаружилось, что генеральный директор организации, перечисляет со своей карты какие-то странные суммы (952/138р/239р/74р и т.п.) на карту (зарплатную) некоей Н.Н., которая является ГМС центральной районной больницы М. района. Учитывая специфику работы организации, сотрудники быстро сложили 2 и 2, но суммы их несколько озадачили. За 3 года, генеральный директор ООО «Феникс-плюс» перевёл на карту Н.Н., в общей сложности, порядка 35000 рублей, а, как выяснилось в последствии, количество переводов лишь немного превышает количество договоров между М. ЦРБ и ООО «Феникс». При этом сумма перевода находилась в рамках 2-3% от цены договора, заключенного в промежутке +/-неделя от даты перевода.

Собственно, всё. Финала истории нет, слухов масса. И что чистуху написала, и что заставили написать под предлогом: «мы же дальше начнём копать и ещё найдём», и что крутого адвоката ей наняли и всё решилось благополучно за недоказанностью. От себя замечу, что ни к товару от этой организации, ни к количеству договоров, ни к коммерческим у меня бы, при проверке, вопросов не возникло, а вот к паре других возникло бы очень много, но там ребята кормятся даже в Минздраве региона, так что это уже совсем другая история.

На Н. Н. мы зла не держим, хотя проблем нам от неё в итоге досталось. Может быть прозвучит глупо или грубо, но эти 35 тысяч за три года, она явно отработала с огромным запасом, учитывая её объёмы работы. Однако, остаётся открытым вопрос: «А был ли ООО «Феникс» единственным и самым глупым из дающих или там все намного интереснее?»

БУДЕТ ЛИ НАРУШЕНИЕМ 44-ФЗ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ, В ОДИН ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ, НА ОДНИ И ТЕ ЖЕ УСЛУГИ ИЛИ ТОВАРЫ, НА СУММУ МЕНЬШУЮ ЧЕМ 100 ТЫС. РУБЛЕЙ.

Согласно 44-ФЗ, приоритетными способами проведения закупок, являются конкурентные процедуры, а заключение контракта с единственным поставщиком, считается исключительным способом.

При этом ФАС, считает искусственное разделение единой закупки на несколько, способом противозаконного ухода от проведения аукциона или запроса котировок.

В ситуации, когда сторонами контракта, становятся одни и те же лица, подходы и методики являются идентичными, контракты подписаны в один и тот же промежуток времени, результат контракта одинаков, а заключенные контракты отличаются лишь ценой, контролирующие органы делают заключение о том, что у заказчика, на момент подписания этих контрактов, имелась потребность в выполнении работ на общий объём, и соответственно на сумму более 100 тыс. рублей, что соответственно больше, предельно допустимого размера стоимости работ, при котором его стороны имеют право, заключать контракт без проведения приоритетных, конкурентных процедур, предусмотренных 44-ФЗ.

При этом контролирующие органы при оценке контрактов такого рода, считает, что фактически такие контракты, являются единой сделкой, соответственно дробление искусственное, формальное, и оформление нескольких контрактов, выполняется целью ухода от процедур, предусмотренных 44-ФЗ.

Письмо Москонтроля и Тендерного комитета г. Москвы от 28.01.2009 № 77-13-29/9 «О размещении заказа у единственного поставщика» 28 января 2009 1736

ЗАКУПКУ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА РЕГЛАМЕНТИРУЕТ СТАТЬЯ 93 44-ФЗ.

В 93 статье 44-ФЗ, законодатель регламентирует случаи и ситуации, в которых государственный заказчик имеет право осуществлять закупку у единственного поставщика.

Случаи, в которых закупка может осуществляться у Единственного Поставщика, установлены в части 1 статьи 93 44-ФЗ. В этой части предусмотрены 45 случаев закупки у единственного поставщика. Перечислять их все мы в рамках этой статьи не будем, коснёмся лишь основных

Крупноблочно, эти случаи ситуации разделим на следующие группы:

Разовая закупка услуг, работ, товаров у единственного поставщика по выбору заказчика на сумму не более ста тысяч рублей.

Закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения.

Закупки, связанные со строительством (приобретением, арендой), а также ремонтом и содержанием имущества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Закупка у субъекта естественных монополий.

Закупка в сфере медицины и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Закупка в случае признания конкурентных процедур несостоявшимися.

Закупка в сфере культуры, спорта, науки и образования

Закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения.

Закупка в сфере государственного управления и обороны.

Другие случаи, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика.

Р АССМ ОТРИМ ОСНОВНЫЕ СЛУЧАИ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ПОДРОБНЕЕ.

  1. К таким случаям относятся закупки услуги, работы или товара, которые относятся к видам деятельности субъектов естественных монополий, определённых Федеральным законом № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 17 августа 1995 года, а также услуги центрального депозитария.
  2. Осуществление закупок для государственных нужд, также могут быть проведены у единственного поставщика, которые определён распоряжением или указом Президента РФ, либо в ситуациях, определённых поручениями Президента РФ, у поставщика, исполнителя, подрядчика, определённого распоряжением или постановлением Правительства РФ.

В вышеуказанных правовых актах, должны быть указаны, предмет контракта, может быть установлен предельный срок действия контракта, а также установлена обязанность заказчика об установке требования к обеспечению контракта. При подготовке проектов вышеуказанных правовых актов, к ним должно быть приложено обоснование цены контракта, соответствующее 22-й статье 44-ФЗ.

  1. Закупки выполняемые в рамках работы по мобилизационной подготовке в РФ.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ + пошаговая инструкция

Подавляющее большинство органов и организаций, различных учреждений, финансируемых из бюджета (неважно—федерального, регионального или местного уровня) проводят закупки как для собственных потребностей, так и в целях выполнения уставных задач в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Читайте так же:  Период оборота дебиторской задолженности определяется как отношение

Особенности и преимущества

Все закупки бюджетников подразделяются на конкурентные и с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1 ст. 24 ФЗ № 44-ФЗ). Первую группу из них представляют конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, а вторую — контракты с конкретной организацией/предпринимателем, заключенные минуя достаточно длительную и формализованную процедуру. Именно благодаря быстроте и простоте заключения, заказчики предпочитают такой способ закупки. Действительно, нерационально тратить не менее месяца на составление, публикацию, рассмотрение и оценку заявок, сопровождаемые соответствующими протоколами в Единой информационной системе (ранее — сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru) для того, чтобы закупить, к примеру, моющих средств или бумаги для ксерокса на пару тысяч рублей, когда оформить контракт с проверенным контрагентом и приступить к его исполнению можно всего за один-два дня.

Упрощенный порядок оформления контракта в рассматриваемом случае не отменяет, однако, для заказчика обязанности руководствоваться нормами 44-ФЗ для обоснования закупки, определения цены контракта, при необходимости – публикации извещения, отчетов и проч.

Исчерпывающий перечень случаев, позволяющих заключить контракт без торгов содержит первая часть ст. 93 44-ФЗ. Важно помнить, что необоснованное решение выбрать способ закупки в виде заключения контракта без торгов чревато наказанием: штрафом от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ) для ответственного должностного лица.

Когда проводятся

На данный момент оснований для упрощенных закупок предусматривается 48: они достаточно разнородны — от обычного приобретения товаров/работ/услуг (ТРУ), до заключения контракта на лечение граждан за пределами РФ или закупок для целей контрразведки/безопасности.

Чаще же всего на практике используются следующие пункты:

  • Приобретение ТРУ у субъектов естественных монополий (п. 1 ч.1 ст. 93), к примеру, общедоступных телефонной связи или почтовых услуг.
  • Приобретение любых необходимых заказчикам ТРУ на сумму до 100 (400) тысяч рублей по одному контракту (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93). Установленный предельный потолок по данным основаниям: до 2 млн. руб. в год, либо до 50 млн. руб. или не более 5% от бюджета, предусмотренного на финансовый год.
  • Подписание контракта с исполнителем/поставщиком — органом исполнительной власти/учреждением, чьи полномочия определены нормативно-правовым актом, (федеральным или субъекта РФ — законом, постановлением и др.). Примером такой закупки является охрана зданий госорганов и ведомств, которую могут осуществлять соответствующие ведомственные военизированные охранные формирования.
  • Когда предметом контракта являются водо –, газо- теплоснабжение, подключение к техническим сетям (ч. 8 ст. 93);
  • Направление в служебную командировку, проведение фестивалей, культурных мероприятий (ч. 26).

Иногда подписание контракта без торгов превращается из права заказчика в его обязанность. Так, получатель бюджетных средств обязан подписать контракт на необходимые ему работу, услугу или товар с единственным участником, чья заявка признана надлежащей, либо с другим поставщиком/исполнителем, но — при наличии письменного согласия соответствующего госоргана (пункты 24 и 25 части 1 ст. 93), если признаны несостоявшимися соответствующие процедуры торгов. Согласия контрольного органа по итогам такого аукциона/котировки сейчас не нужно (поскольку оно требуется только по итогам конкурса).

Процедура закупки

Заказчики пользуются упрощенными закупками у единственного поставщика в каждом случае, когда не установлены законодательные ограничения. При этом можно выделить несколько этапов:

  • Выбор контрагента. Обычно останавливаются на тех, с которыми ранее уже были договорные отношения.
  • Согласование условий контракта, включая существенные условия (по статье 34 ФЗ-44), а в ряде случаев — требование предоставить обеспечение, как при конкурсных торгах.
  • Подписание и исполнение контракта.

Дополнительными этапами могут выступать в ряде случаев, перечисленных частью 2 ст. 93 публикация извещения о планируемом контракте и отчета о невозможности другого способа закупки.

Как обосновать

Учитывая принцип эффективности, прозрачности и целевого использования средств, выделяемых из бюджета, заказчики обосновывают свои закупки, в том числе и по ст. 93.

При этом в целях обоснования закупок по пунктам 4 и 5 достаточно внести планируемую сумму в план-график (с его публикацией в ЕИС), а в случаях, указанных в части 3 статьи 93 — дополнительно надо составить отчет, в котором обосновывается невозможность (либо нецелесообразность) заключения контракта иным способом. Форма такого отчета не утверждена законодательно, составляется в виде произвольного письменного документа, включающего в себя цену (ее расчет), предмет закупки, другие необходимые по гражданскому законодательству условия для договора соответствующего вида. Расчет цены выполняют согласно ст. 22 44-ФЗ (одним из пяти установленных методов).

При осуществлении ряда закупок (например, с монополистами) в ЕИС размещают электронное извещение о предстоящем контракте (за 5 дней).

Несмотря на ряд ограничений и необходимость составления и публикации дополнительных документов до момента подписания контракта у единственного поставщика, такой способ закупок госзаказчиками все равно остается самым удобным и простым. Он позволяет работать с уже известным поставщиком, минимизировать сроки процедуры оформления контракта, а при соблюдении всех формальностей — снижает возможность совершения процедурных ошибок, весьма частых при конкурсных торгах.

Закупка электроэнергии: пошаговая инструкция

Нормативно-правовое регулирование

Чтобы правильно провести закупку электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ, нужно изучить:

  • закон о контрактной системе № 44 от 05.04.2013;
  • Федеральный закон 35 «Об электроэнергии» от 26.03.2003;
  • Федеральный закон № 147 «О естественных монополиях» от 17.08.1995;
  • Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Они регламентируют процесс закупки электрической энергии.

Существуют два типа поставщиков, осуществляющих поставку электроэнергии:

  • гарантирующий;
  • энергосберегающая организация.

Задачи гарантирующего заключаются в закупке электроэнергии и мощности на оптовых и розничных рынках, заключении договора на ее передачу с сетевой компанией, ведении расчетных отношений с потребителем электрической энергии.

На основании ст. 3 35-ФЗ, гарантирующий поставщик — это коммерческое юридическое лицо, которое обязано заключать договоры купли-продажи с любым потребителем, который обратился в организацию, чтобы получить услуги по энергоснабжению.

Энергосберегающая организация продает, а также передает произведенный или купленный энергетический ресурс иным лицам. Услуги по реализации электроэнергии являются основным видом деятельности ЭО.

Перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии и зон их деятельности опубликован на сайте ФАС.

Читайте так же:  Ст трудового кодекса увольнение по собственному желанию

Скачать реестр гарантирующих поставщиков

Каким способом определить поставщика

Так как практически все потребители на протяжении многих лет сотрудничают с одним гарантирующим поставщиком, то закупать электроэнергию конкурентными способами не является целесообразным — процедура проходит долго и может быть признана несостоявшейся из-за отсутствия надлежащего количества заявок (многим не выгодно участвовать в торгах).

Поэтому оптимальным вариантом заключения договора на поставку электрической энергии будет подписание контракта с единственным исполнителем, в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если заказчик заключает с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения либо договор купли-продажи электрической энергии, то для него предусмотрено законодательное право заключить контракт по результатам закупки электроэнергии у единственного поставщика, п. 29 ст. 93 44-ФЗ предписывает делать это в соответствии с планом-графиком закупок. Сумма не должна превышать установленные для учреждения лимиты бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Обратиться к поставщику

Чтобы заключить договор, определите, к какому гарантирующему поставщику относится учреждение. Обратитесь к нему с заявлением. Возможно, потребуется предоставить копии:

  • устава (положение об учреждении);
  • документов о госрегистрации (например, выписки из ЕГРЮЛ);
  • договора (распоряжение) на пользование помещениями или выписки из ЕГРН;
  • доверенности или приказа о назначении лица, которое будет подписывать госконтракт;
  • документов на приборы учета электроэнергии.

Весь список рекомендуем узнать у поставщика.

Размещать извещение в ЕИС не требуется, достаточно просто подписать контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения опубликуйте сведения в реестре ЕИС.

Если в безвозмездное пользование или оперативное управление передали нежилые помещения и пользователи других помещений в этом же здании уже получают электроэнергию от какого-то поставщика, то можно заключить контракт с ним же по п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Не нужно публиковать извещение в ЕИС. Нужно подготовить и разместить отчет о невозможности и нецелесообразности иных способов определения поставщика и заключить контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения договора информацию о нем должна быть размещена в реестре в ЕИС.

При закупке услуг по передаче электрической энергии заказчик должен руководствоваться положениями п. 1 ч. 1 ст. 93, так как данный вид услуг относится к сфере функционирования субъектов естественных монополий.

Список субъектов естественных монополий по состоянию на 01.04.2019

Составить обоснование

В закупке электроэнергии по 44-ФЗ у единственного поставщика главное, что должен сделать заказчик, — составить грамотное обоснование заключения такого контракта. В документе-обосновании необходимо указать:

  • цель закупки;
  • необходимость проведения процедуры;
  • подробное описание услуги;
  • существенные условия контракта;
  • преимущества выбранного заказчиком исполнителя;
  • причины, по которым невозможно закупить услугу конкурентными способами;
  • нормативы из действующего законодательства;
  • итоговый вывод о необходимости заключения контракта с определенным исполнителем.

При заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заказчику не нужно обосновывать целесообразность заказа неконкурентным способом.

Как рассчитать начальную максимальную цену контракта

Расчет НМЦК производится в соответствии с тарифным методом. ЦК на электроэнергию определяется в соответствии с п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ — на основании регулируемых государством тарифов. Цены должны быть установлены в пределах выделенных заказчику лимитов бюджетных обязательств.

Тарифы на электроэнергию постоянно дифференцируются. На расчетную цену заказчика влияет уровень напряжения, выбранная ценовая категория, а также максимально возможная для конкретного потребителя мощность.

Посмотреть действующие тарифы организация-заказчик может на официальном сайте своего гарантирующего поставщика в разделе информации для юридических лиц в подразделах:

  • предельный уровень цен на электрическую энергию и мощность;
  • расчет цен на электрическую энергию.

Каков порядок публикации извещения

Если сомневаетесь нужно ли извещение, п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ электроэнергию требует поставлять без этого документа.

Но извещения публикуются в Единой информационной системе, если закупка услуг энергоснабжения осуществляется по п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то есть при заказе у естественных монополий и центрального депозитария. При закупках у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93 организация-заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении заказа не позднее 5 дней до момента заключения договора.

Если в договоре энергоснабжения присутствуют сведения, содержащие государственную тайну, то извещение не публикуется. То есть при заключении договора на поставку электроэнергии п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ извещение размещать не требуют.

Пример контракта на поставку

Как производятся заключение контракта и расчеты

Результатом закупки электроэнергии по 44-ФЗ п. 29 ст. 93 устанавливает заключение контракта на поставку электроэнергии.

Но если цена контракта не превышает 100 000 руб., то организация-заказчик имеет право заключить договор поставки энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ по общему правилу. Или по п. 5 ч. 1 ст. 93 при ЦК, не превышающей 400 000 руб., соблюдая ограничения, установленные этими пунктами (Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-07/38889).

Существенным условием контракта является тот факт, что гарантирующий поставщик передает, а заказчик, являющийся потребителем электроэнергии, принимает, а затем в обязательном порядке оплачивает электрическую энергию в том количестве и по тем ценам, которые установлены условиями договора.

Договор энергоснабжения — это подтип контрактов купли-продажи, поэтому в контрактных условиях присутствует обязательство о бесперебойной поставке электроэнергии со стороны исполнителя и о своевременной оплате со стороны заказчика-потребителя (ст. 539 ГК РФ).

В каждом контракте должны быть прописаны неустойки, пени и штрафы, налагающиеся на заказчика в случае ненадлежащего исполнения им своих обязательств (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Но в соответствии с ч. 15 ст. 34 44-ФЗ, организация-заказчик имеет право не устанавливать требования ч. 5 ст. 34, так как договоры с единственным поставщиком по п. 1 и 29 ст. 93 могут быть составлены и подписаны сторонами в любом формате, предусмотренном ГК РФ для заключения сделок.

В контрактах на поставку услуг по энергоснабжению также обязательно должен включаться пункт об авансировании. Помимо ежемесячной оплаты без задержек, потребитель должен соблюдать режим потребления, установленный договором, содержать в надлежащем состоянии оборудование и измерительные приборы, а также отрезок электросети, подведомственный заказчику.

Читайте так же:  Увольнение работника пенсионного возраста по собственному желанию

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать:

Закупка у единственного поставщика согласно ФЗ 44

Согласно Федеральному закону 44, порядок закупки у единственного поставщика осуществляется при выборе заказчиком одного физического или юридического лица — поставщика. Стороны заключают контракт и предоставляют информацию в единый информационный центр. Существуют нюансы и особенности такого вида сделок, которые рекомендуется изучить.

Законодательные основы процесса

Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ осуществляется согласно статье 93, в ней предоставлена вся информация и нюансы такого вида закупки. В этой статье описаны нюансы составления и оплаты контракта, список необходимых бумаг, дан список предоставляемых услуг, особенности процедуры и процесса осуществления закупки. Последние изменения в эту статью были внесены 29 июля 2017 года. Она состоит из 4 пунктов.

Согласно первому пункту 93 статьи ФЗ 44 о госзакупках, производить покупки у единственного поставщика можно только в случаях:

Согласно второму пункту, заказчик обязан за 5 дней до заключения контракта с поставщиком оформить всю информацию о закупке в единой информационной системе. Клиент не должен составлять извещение о покупке, в случае если информация составляет государственную тайну.

В третьем пункте написано, что если клиент выбрал одного подрядчика, то обязан обосновать свои действия в документе. При составлении контракта он описывает законные причины или ситуации, мешающие ему выбрать другие способы осуществления закупки. Обязательно должны быть оформлены сведения о цене и существенные условия и обязательства сторон.

Ознакомьтесь с основными положениями Федерального закона №143 по ссылке:

В четвертом пункте написано, что в контракте обязательно должен быть расчет стоимости купленного товара, услуг или работ.

Скачать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно по ссылке.

Скачать 93 статью Федерального закона N 44 «О контрактной системе в сфере закупок» можно по ссылке.

Кто такой единственный поставщик?

Единственный поставщик — это физическое или юридическое лицо, с которым составляет контракт заказчик. Заказчик выбирает одного исполнителя, которого либо знает, либо слышал положительные отзывы и стороны составляют контракт, по которому исполнитель обязуется предоставить товар, услуги или работы в нужный срок и в нужном качестве.

По праву заказчик при определении единственного поставщика имеет право опустить формальности 24-ой статьи 44 Федерального закона. Обычно в таких случаях клиент полностью уверен в противоположной стороне и поэтому формальные процедуры не обязательны. Однако все же определенные законом процессы существуют и им стороны следовать обязаны. Единственный исполнитель может быть выбран клиентом только на основании законных причин, оформленных в этой статье выше.

Закупка у единственного поставщика подразумевает, что клиент не будет использовать формальность конкурентного отбора. Такие покупки совершаются без контрактной системы и в законодательство Российской Федерации такая категория была введена для неподходящих под типичные категории случаев и должна была быть использована редко. Однако на сегодняшний это один из самых популярных способов проведения закупки.

Порядок оформления закупки по ФЗ 44

Шагов для проведения закупки у единственного поставщика несколько и этот способ осуществления покупок считается самым простым при наличии законных оснований.

Процедура заключения сделки:

  • Для начала заказчик составляет план. В плане составляется та информация, которая необходима для осуществления цели и задач заказчика. В документ вписывается цель проведения покупок, идентификационный код, объем финансирования и законные основания для закупки у единственного поставщика;
  • Затем клиент выбирает поставщика. Часто случается, что лицо выбирает одного и того же человека на протяжении многих лет;
  • Составляется контракт, используются все необходимые документы. Он составляется письменно, в произвольном порядке, от руки или напечатан на компьютере;
  • Затем сведения из контракта переносятся в единую информационную систему. Согласно Федеральному закону 44, вписывается срок подписания контракта, предоставляются необходимые документы.

Среди необходимых документов:

  • Дата внесения информации в ЕИС и идентификационный номер;
  • Бумаги со сведениями об изменениях или предложениях;
  • Отчеты о ходе закупки;
  • Документ с информацией о закупке товара, услуги или работы.

После совершения процедуры, перед внесением сведений в единую информационную систему, у сторон есть 10 дней для согласования возможных поправок, внесения изменений и т. д. Затем в течение пяти дней контракт должен быть подписан и информация о нем внесена в ЕИС. В случаях, если проект разделен на этапы, то по завершению одного этапа в систему вносится отчет.

Максимально допустимая сумма

Закупка у единственного снабженца совершается только в случае, если другие способы закупки невозможны или нецелесообразны. Согласно Федеральному закону номер 44 и его статье 93, денежная сумма за товар, услугу или работу должна быть «небольшой». Конкретная сумма не предоставляется и определения слова «небольшой» в законе нет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Но в четвертом пункте статьи написано, что денежная сумма за всю закупку не должна превышать 100 тысяч рублей. Именно такая денежная сумма считается допустимой для использования заказчиком при составлении и оформлении контракта и проведения закупки у одного исполнителя.

Источники


  1. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.

  3. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  4. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  5. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.
Условия заключения контракта с единственным поставщиком
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here