Требования стандартов обязательны или добровольны для применения

Полезная информация по теме: "Требования стандартов обязательны или добровольны для применения". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

2.3 Принципы национальной стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

– добровольного применения стандартов;

– максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

– применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация, в соответствии с установленными процедурами, выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

– недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей национальной стандартизации, указанных выше;

– недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

2.3.1 Принцип добровольного применения стандартов

Создается прозрачная двухуровневая структура нормативных и нормативно-правовых документов: верхняя ступень – технические регламенты, нижняя – гармонизированные с техническими регламентами добровольные стандарты. Другими словами, добровольный документ «идет» в поддержку документа обязательного и является доказательной базой его соблюдения. Такова международная практика.

2.3.2 Принцип максимального учета интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов

1. Принцип добровольного применения стандартов

Федеральный закон «О техническом регулировании» (27.12.2002 №184-ФЗ)

Требования, предусмотренные в стандартах для изготовления продукции, который добровольно пожелал следовать им, приобретают обязательную силу

Если стороны договора выразили волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то исполнение требований будет обязательным

Принцип указываает на право изготовления добровольно возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах

В Европейских документах добровольность применения стандартов обозначена более корректно: рекомендуется к применению

2. Принцип максимального учета законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов

Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и (или) физические лица, заинтересованные в стандартизации объекта

Учет мнения заинтересованных сторон при разработке национальных стандартов достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой принимаются во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стоороны равноправны, и сближаются несовпадающие точки зрения

При разработке стандартов организации на продукцию, на работы, выполняемые сторонней организацией, или на оказываемые ею услуги, следует учитывать мнение заказчиков и приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

3. Принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта

— если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям РФ, техническим или технологическим особенностям

— если РФ в соответствии с процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения

При разработке проектов технических регламентов международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве их основы.

4. Принцип недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации

Не допускается установление в с тандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, которые могут создать доп. Барьеры, ограничивающие свободу предпренимательской деятельности

5. Принцип недопустимости установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам

Стандарты могут дополнять, конкретизировать требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но не противоречат им.

6. Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов

Нацилональные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения объектов технического регулирования

Особенности для стандартов , содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну организаций – с согласия самой организации на договорной основе

Государственные (национальные) стандарты, а также стандарты отраслей не являются объектом авторского права

Концепция развития национальной системы стандартизации

— обеспечение преемственности работ по стандартизации в РФ

— обоснованность разработки национальных стандартов

[3]

— обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них пользователей

— однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты

— прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов

— применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем

В качестве первостепенного указан принцип добровольности применения национальных стандартов и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании

Стандарты разработки информационных систем

При создании систем должны рационально использоваться типовые, унифицированные и стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ

Стандарты ИСО можно применять в качестве моделей независимо от отрасли, в которой функционирует организация

Модель на основе стандартов ИСО серии 9000 – достаточно «высокоуровневая» (недостаточно детализированная)

Для построения полноценной системы качества, основанной на модели ИСО, необходимо использовать большое количество вспомогательных отраслевых и ИСО стандартов

Национальные стандарты в сфере разработки информационных систем – ГОСТ серий 24 и 34

Разработан для определения требований к содержанию документа «Описание постановки задачи»

«Описание постановки задачи» — описание характеристик комплекса задач (задачи), условий, необходимых для его решения,входной и выходной информации и (совместно с «Техническим заданием» на создание системы) определяет требования к видам ее обеспечения

В постановке задачи – изложение очень важных вопросов:

— цель, назначение, сущность комплекса задач и обоснование целесообразности его решения (для задач оптимизации – критерии управления и ограничения)

— перечень объектов, при управлдении котоыми решают комплекс задач

— описание структуры объектов управлдения и перечень показателей, характеризующих его состояние

Приводит требования к содержанию документа «Техническое задание», который представляет собой обязательный и основной документ, в котором излагаются характеристики и особенности будующей системы

Содержит требования к документу «Технико – экономическое обоснование создания АСУ» и предназначен для обоснования производственно — хозяйственной необходимости и технико – экономической целесообразности создания системы

Устанавливает требования к содержанию документов по ПО

Определены разделы и их структура для изложения проектных решений, касающихся ПО:

— основные функции частей ПО

— методы и средства разработки ПО

Читайте так же:  Приказ о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним образец

— средства, расширяющие возможности ОС

— наименование, обозначение и краткую характеристику выбранной ОС и ее версииЖ, в рамках которой будут выполянть разрабатываемые программы, с обоснованием выбора и указанием источников, где дано подробное описание выбранной версии

Стандарты ГОСТ серии 34 – методологическая основа благодаря ряду достоинств:

[1]

— приемлемый уровень разумности и исполнимости

— широчайшая распространенность по стравнению с другими стандартами

— привычность терминологии и базовых понятий большинству существующих и потенциальных заказчиков

— минимальный набор жестких требований

— возможность адаптации требований стандартов под конткретные условия проектов

Определяет стадии создания систем

Процесс создания АС: совокупнось упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям

Устанавливает не только терминологию , но и содержание этапов и стадий процесса создания сиситем, используется до сих пор для структуризации процесса разработки

Определяет содержание «Технического задания н6а создание автоматизированной системы»

ГОСТ 34 устанавливает требования к ТЗ более детально, чем схожий по назначению ГОСТ серии 24

Требованиями данного ГОСТа руководствуются и в настоящее время при подготовке документации по проектц создания информационных систем

— не образуют целостной системы

— АС не рассматриваются как инструмент автоматизации бизнес- процессов, поэтому не прорабатываются вопросы изменения бизнес-процессов, вызванные внедрением АС

— поверхностно рассматриваются аспекты обслуживания внедренной АС: обучение персонала, выполнение реглдаментных процедур и т.п

— ряд ключевых понятий управления проектами (риски, прграммы проектов, портфели проектов) отсутствуют, их проработка стандартом не предусмотрена

Стандарты разработки ПО

Стандартизация разработки ПО регламентирутеся ЕСПД (единой системой программной документации), объединенной ГОСТ серия 19

Стандарты ЕСПД содержат требования к составу, содержанию, оформлению документов, описывающих ПО на разных стадиях жизненного цикла

Несколько документов посвящено порядку хранения и обновления документации

Стандарты ЕСПД дают перечень типов документов и список разделов первого уровня для каждогго из них

Для каждого раздела описан состав информации

Каждый стандарт ЕСПД при небольшом объеме представляет собой набор формальных и поэтому легко проверяемых требований к документу или комплекту доументации

ГОСТ 19.101-77 «Виды программ и программных документов»

Косплекс-программа, состоящая из двух и более компонентов и комплексов, выполняющих взаимосвязанные функции, и применяемая самостоятельно или в составе другого комплекса

Компонент – программа, рассматриваемая как единое целое, выполняющая законченную фукнкцию и применяемая самостоятельно или в составе комплекса

ГОСТ 19.404-79 «Пояснительная записка. Требовани я к содержанию и оформлению»

Раздел «Технические характеристики» должен содержать следующшие подразделы:

— постановка задачи на разработкуц программы, описание применяемых математических методов, описание допущений и ограничений, связанных с выбранным математическим материалом

— описание алгоритма или функциональ

ГОСТ 19.002-80 «Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения»

Устанавливает правила выполнения схем алгоритмов и программ, выполняемых автоматическим способом или от руки

— ориентация на единственную модель жизненного цикла программы

— отсутствие четких рекомендаций по документированиюм характеристик качества

— -отсутствие связей с другими действующими отечественными системами стандартов ( например, ЕСПД)

— плохо выраженный подход к документированию программы как товарной продукции

— отсутствие рекомендаций по внутреннему документированию (пример – экранные меню, справка по работе с программой)

— отсутствием рекомендаций по составу, содержанию,

Возможен пересмтр ГОСТ на основе ИСО/МЭК 12207-95

Проблемы стандартизации в современных условиях

Низкий динамизм стандартизации

При парке в 24600 стандартов его ежегодное обновление должно составлять 3,5-4 тыс стандартов

В последнее время максимальное число пересмотренных и вновь утвержденных стандартов составило 900 единиц в год

Планирование стандартизации – в годовом разрезе

Слабая работа в области технологической стандартизации

Работы по стандартизации и внедрению передовой технологии взаимно не увязаны

Низкое качество работы технического комитета

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимость восстановления утерянных в последние десятилетия служб по стандартизации на предприятиях

Минстроем России разъяснен ряд вопросов, связанных с применением нормативно-технических документов в сфере строительства

Указано, что согласно Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований указанного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечни. Правительством РФ утверждены Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Перечень N 1650).

При этом применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 1650, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

При этом лицо, осуществляющее оценку соответствия (органы государственной и негосударственной экспертизы), вправе потребовать доказательства, что их использование не повлечет за собой противоречий требованиям Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».

Является ли применение ГОСТ обязательным?

Вопрос :

Знаем, что следующие ГОСТ применяются с 01.09.2017:

Должны ли они применяться в обязательном порядке или на добровольной основе?

Ответ :

Национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации (п.5 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Читайте так же:  Трудовой кодекс замещение временно отсутствующего работника

Документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом (п.1 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Таким образом, документы по стандартизации, в частности, национальные стандарты, являются документами добровольного применения.

Обязательными для применения являются документы по стандартизации :

— в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (ч.2 ст.4, ст.6 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»);

— включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Также применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (ч.3 ст.26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»).

Стандартизация. Принципы стандартизации

6) Принцип обеспечения условий для единообразного применения стандартов необходимо воспринимать с учетом положений абз.2 п.2 ст.15 Закона «О техническом регулировании», в соответствии с которыми национальные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объектов технического регулирования, а также выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

В стандартах организаций могут содержаться сведения, составляющие коммерческую тайну (секрет производства). Применение таких стандартов лицами, не являющимися работниками организации, разработавшей и утвердившей стандарт, может осуществляться только с согласия самой организации на договорной основе. Кроме того, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. В соответствии с этим представляется весьма затруднительным обеспечить условия для единообразного применения стандартов организаций. Единообразие в применении может проявляться в том случае, если стандарты организаций разработаны, например, в рамках холдинга или акционерного общества, имеющего разветвленную сеть дочерних обществ. В таком случае входящие в их состав общества будут равным образом и в равной мере применять утвержденные головной организацией стандарты.

[2]

Интересно отметить, что ранее в Законе РФ «О стандартизации» было напрямую указано, что государственные (ныне — национальные) стандарты, а также стандарты отраслей не являются объектом авторского права (п.4 ст.6). Однако в отношении стандартов предприятия (ныне — стандартов организаций) и стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений такой оговорки сделано не было.

7) В Концепции развития национальной системы стандартизации в качестве принципов стандартизации наряду с упомянутыми выше принципами выступают и такие, как:

  1. обеспечение преемственности работ по стандартизации в Российской Федерации;
  2. обоснованность разработки национальных стандартов;
  3. открытость процессов разработки национальных стандартов;
  4. обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них для пользователей;
  5. однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами требований, включаемых в национальные стандарты;
  6. прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов;
  7. применение требований национальных стандартов в контрактах, заключаемых между изготовителем и потребителем.

Особо следует обратить внимание на то, что в Концепции в качестве первостепенного указан принцип добровольности применения национальных стандартов и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании. В ГОСТ Р 1.0-2004 также закреплено, что национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения (п.6.2.).

В Законе «О техническом регулировании» (ни в одной из его статей, ни в одной из существующих редакций) не содержится оговорки о том, что если изготовитель (продавец, исполнитель) добровольно принимает на себя обязательства в части выполнения требований стандартов (например, производит продукцию в соответствии с определенным стандартом), то соблюдение этих требований становится для него обязательным. Такое дополнение весьма важно, поскольку позволяет связать нормы гражданского законодательства (в т.ч. в сфере защиты прав потребителей) и законодательства в области технического регулирования, и вполне заслуживает официального закрепления в Законе.

Не будет лишним дополнить Закон принципом обязательного соблюдения требований стандартов в случае указания на применение их в договорах, контрактах, заключаемых между изготовителем (продавцом, исполнителем) и приобретателем. К слову сказать, подобное положение, касающееся стандартов предприятий, которые также как и ныне существующие национальные стандарты и стандарты организаций имели статус добровольных, содержалось в Законе РФ «О стандартизации». Так, в частности, в абз. 2 п.2 ст.8 регламентировалось, что требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Диалог экспертов

Обязательны ли добровольные нормы?

Обязательны ли добровольные нормы?

Сообщение Булгаков » 07 апр 2018, 11:27

ПИСЬМО МИНСТРОЯ РОССИИ от 06.11.2015 № 37264­ОГ/08

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО­КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 ноября 2015 года № 37264­ОГ/08

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел в рамках компетенции обращение от 15 октября 2015 г. N 16054 по вопросу применения нормативно-технических документов в области строительства и сообщает.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384¬ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее Федеральный закон N 384¬ФЗ) национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) являются обязательными для применения, в случае если они включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384¬ФЗ (далее ¬ Перечень).

Читайте так же:  Соглашение между россией и белоруссией о трудоустройстве

Вместе с тем Федеральным законом N 384¬ФЗ установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (далее ¬ постановление) утвержден актуализированный Перечень (далее ¬ Перечень N 1521).

В соответствии с пунктом 5 постановления Перечень N 1521 вступил в силу с 1 июля 2015 года. С этого же дня распоряжение Правительства Российской Федераций от 21 июня 2010 г. N 1047¬р признано утратившим силу.

Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень N 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. N 365
(далее ¬ Перечень N 365).

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184¬ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 365, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона N 384¬ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или
апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Согласно статьи 13 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184¬ФЗ «О техническом регулировании» ТСН, ВСН, СН, ОДМ, ОДН, MP, РНГП и другие не являются документами в области стандартизации и не включены в вышеуказанные перечни.

В связи с изложенным, сообщаем, что для оценки соответствия требованиям Федерального закона N 384¬ФЗ допускается применение ТСН, ВСН, СН, ОДМ, ОДН, MP, РНГП и других. Пои этом лицо, осуществляющее оценку соответствия (органы государственной и негосударственной экспертизы), вправе потребовать доказательств, что их использование не повлечет за собой противоречий требованиям Федерального закона N 384¬ФЗ.

Директор Департамента
градостроительной деятельности и архитектуры
Л.В. Белюченко

То есть, сначала соблюдаем обязательные, потом соблюдаем добровольные требования и тогда всё в порядке, а если добровольные требований нет или мы их не соблюдаем то нужно делать исследования, расчёты и т. д. (в соответствии с частью 6 ст. 15 Федерального закона №384-ФЗ), а потом ещё убедить эксперта, что принятые решения, подтверждённые чем-то иным кроме требований обязательных и добровольных норм, обеспечивают надёжность и безопасность согласно 384-ФЗ.

Национальные стандарты

В связи с изменением содержания понятия «стандартизация» на смену ранее употреблявшемуся термину государственный стандарт пришел термин национальный стандарт – документ, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.

В отличие от ранее действовавших государственных стандартов, требования которых носили обязательный характер для соблюдения государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, применение национальных стандартов осуществляется на добровольной основе. Добровольность применения национальных стандартов – один из основных принципов, положенных в основу стратегии развития национальной системы стандартизации. В отличие от международных стандартов, национальные стандарты могут использоваться полностью или частично лишь в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Требования национальных стандартов одинаково применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности.

Применение национальных стандартов не зависит от страны и (или) места происхождения продукции; осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; выполнения работ; оказания услуг; особенностей сделок; лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям, установленным системой добровольной сертификации или национальным стандартом.

В качестве национальных стандартов в России применяются следующие документы: национальные стандарты межгосударственного уровня (ГОСТ); национальные стандарты федерального уровня (ГОСТ Р); стандарты Совета Экономической Взаимопомощи (СТ СЭВ); республиканские стандарты РСФСР (РСТ РСФСР); отраслевые стандарты ОСТ; стандарты иностранных государств, принятые в установленном порядке, международные стандарты и пр. Все действующие, измененные и отмененные на территории РФ национальные стандарты приведены в годовом указателе «Национальные стандарты».

Порядок разработки национальных стандартов установлен Федеральным законом о техническом регулировании. Утверждаются национальные стандарты Росстандартом в соответствии со всеми правилами, нормами и рекомендациями в этой области и вводятся в действие только после их государственной регистрации в национальном органе по стандартизации.

Национальные стандарты должны содержать:

  • • требования к продукции, работам и услугам, углубляющие требования технических регламентов;
  • • требования технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости объектов стандартизации;
  • • основные потребительские характеристики продукции, методы их контроля, испытаний, измерений, требования к упаковке, маркировке, хранению и перевозке;
  • • правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство на всех жизненных циклах продукции, при выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски, посадки, общие правила обеспечения качества продукции (работ и услуг), сохранения и рационального использования ресурсов, термины и определения, условные обозначения и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе.

Требования национальных стандартов могут быть признаны обязательными в двух случаях: в силу договора; если об этих требованиях указывается в технической документации изготовителя (поставщика), исполнителя работ или услуг. К таким требованиям могут относиться:

  • • основные потребительские характеристики продукции;
  • • требования по технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости;
  • • методы контроля;
  • • требования к упаковке, транспортированию и утилизации;
  • • правила оформления технической документации;
  • • метрологические правила и нормы и т.п.
Читайте так же:  Через какое время фсс перечисляет декретные работодателю

Обозначение национальных стандартов состоит из индекса (ГОСТ, ГОСТ Р, ПНСТ), регистрационного номера и отделенных тире двух или четырех цифр года утверждения стандарта.

Национальный стандарт будет иметь индекс ГОСТ Р, стандарт межнационального (регионального) уровня – ГОСТ, предварительный стандарт – ПНСТ.

Если стандарт входит в комплекс стандартов, то в его регистрационном номере первые цифры с точкой определяют комплекс стандартов.

В обозначение стандартов на изделия, используемые только в атомной энергетике, добавляется буква А, проставляемая после последних цифр года утверждения стандарта.

Если национальный стандарт оформлен на основе применения аутентичного текста международного или регионального стандарта и не содержит дополнительных требований, то его обозначение состоит из индекса, обозначения соответствующего международного или регионального стандарта без указания года его принятия и двух последних или четырех цифр года его утверждения стандарта, отделенных тире.

Национальный стандарт Российской Федерации, идентичный международному стандарту ИСО 15667:2000, обозначают ГОСТ Р ИСО 15667-2009.

Национальный стандарт федерального уровня, оформленный на основе применения аутентичного текста международного стандарта 1SO/IEC 31010:2009 должен обозначаться ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011.

Если идентичный стандарт входит в комплекс национальных стандартов Российской Федерации, но в этом комплексе применены не все части аналогичного комплекса международных стандартов или не все его части применены в качестве идентичных стандартов, то полное обозначение данного идентичного стандарта формируют из его обозначения как национального стандарта Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.5.

Национальный стандарт Российской Федерации, который идентичен международному стандарту ИСО 8124-2:2007, входящему в комплекс «Безопасность игрушек», обозначают ГОСТ Р 54000.1-2010/ИСО 8124-2:2007, если не все части данного комплекса международных стандартов применены в качестве идентичных им национальных стандартов.

Обозначение предварительного национального стандарта, идентичного международному стандарту, формируют из его обозначения как предварительного национального стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.16 и отделенного от него косой чертой обозначения примененного международного стандарта.

Например: предварительный национальный стандарт, идентичный международному стандарту ИСО 32100:2010, обозначают ПНСТ 2-2012/ИСО 32100:2010.

Предварительный национальный стандарт, идентичный международному стандарту МЭК 62561-4 (2010), обозначают ПНСТ 3–2012/МЭК 62561-4 (2010).

При оформлении модифицированных, идентичных и (или) неэквивалентных стандартов приводят обозначения ссылочных международных стандартов с указанием года их принятия, а также соответствующие условные обозначения, указывающие на степень соответствия стандартов (IDT – идентичные стандарты, MOD – модифицированные стандарты, NEQ – неэквивалентные стандарты). Наименование международного стандарта приводят только в том случае, если оно отличается от наименования национального (межгосударственного) стандарта.

  • 1. ГОСТ Р ИСО 13408-1–2002. Асептическое производство медицинской продукции. Общие требования (ИСО 13408-1:1998, IDT).
  • 2. ГОСТ Р 54009–2010. Масло топленое и молочный жир. Общие технические условия (Codex Stan А-2-1973 «Продукты на основе молочного жира», MOD).
  • 3. ГОСТ 28312–89. Аппаратура радиоэлектронная профессиональная. Условные графические изображения (МЭК 417:1973 «Графические символы, наносимые на аппаратуру. Указатель, обзор и набор отдельных листов», NEQ).

Если в модифицированном стандарте применено два или более международных стандартов, то обозначения этих стандартов в обозначение данного национального стандарта не включают.

Если национальный стандарт межгосударственного уровня принят на основе аутентичного текста международного или регионального стандарта, то его обозначение будет выглядеть следующим образом: ГОСТ ISO 8586-1–2011.

Если стандарт оформлен на основе аутентичного текста международного и регионального стандарта, но при этом содержит дополнительные требования, отражающие экономические или другие особенности России, то обозначение международного стандарта приводится в скобках.

Например: ГОСТ Р 54325-2011 (IEC/TS 61850-2:2003).

Если же в основе стандарта лежат несколько международных стандартов, то в его обозначение включается обозначение основного из них, а об остальных стандартах сведения приводятся в приложении.

Если национальный стандарт разработан и принят по целому комплексу (системе) общетехнических и организационно-технических межгосударственных стандартов, то структура обозначения должна соответствовать тем обозначениям, которые приняты в основополагающих стандартах данных комплексов (систем), при этом порядковый номер национальному стандарту в комплексе (системе) присваивается начиная с нуля.

Например: обозначение национальных стандартов, входящих в первую классификационную группу ГСС:

  • • ГОСТ Р 1.0–2004 – разработан первым по порядку;
  • • ГОСТ Р 1.1–2005 – разработай вторым по порядку и т.д.

После обозначения индекса и регистрационного номера стандарта следует его наименование.

Наименование стандарта должно быть кратким, точно характеризовать объект стандартизации, обеспечивать правильную классификацию стандарта для включения его в указатели стандартов разного уровня.

Если стандарты входят в комплекс стандартов, то в их наименовании перед заголовком приводят групповой заголовок. Групповой заголовок в наименование стандарта на продукцию, как правило, не включают.

Наименование стандарта, в зависимости от его содержания, имеет следующую структуру:

  • 1) заголовок и подзаголовок.
  • 2) групповой заголовок и подзаголовок.

Заголовок стандарта печатают прописными буквами (СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ). Групповой заголовок (Единая система конструкторской документации) и подзаголовок (Термины и определения) стандарта печатают строчными буквами с первой прописной.

Единая система конструкторской документации.

Термины и определения.

Стандарты отраслей (ОСТ) разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.

Стандарты отраслей разрабатывают на организационно- технические и общетехнические объекты, продукцию (работу, услуги), применяемые в отрасли, в том числе:

  • • организацию проведения работ по отраслевой стандартизации;
  • • типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.);
  • • организацию работ по метрологическому обеспечению в отрасли.

Процедуры разработки и принятия стандартов отрасли разрабатываются федеральными органами исполнительной власти.

Для разработки стандартов отраслей используются новейшие достижения по определенным видам продукции и технологии, а также привлекаются специалисты, которые владеют необходимыми знаниями и имеют авторитет в данной области деятельности.

Диапазон применяемых отраслевых стандартов ограничивается предприятиями, подведомственными федеральному органу управления, принявшему данный стандарт.

На добровольной основе возможно использование отраслевых стандартов субъектами хозяйственной деятельности иного подчинения.

Читайте так же:  Образец уведомления центра занятости о сокращении работников

Обозначение стандарта отрасли состоит из:

  • • индекса (ОСТ);
  • • одно-, двух- или трехзначного кода федерального органа исполнительной власти, утвердившего этот документ;
  • • регистрационного номера, присваиваемого в порядке, установленном в данном федеральном органе исполнительной власти по согласованию с Росстандартом;
  • • отделенных тире четырех цифр года утверждения стандарта.

Применение стандартов носит добровольный характер.

3.Максимальный учет интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов.

4.Обеспечение необходимых условий для единообразного применения стандартов.

5.Необходимость применения международного стандарта в качестве основы разработки национального стандарта. Исключение составляют случаи, когда требования международных стандартов не соответствуют климатическим и географическим, техническим, технологическим особенностям Российской Федерации.

(интернет)

Выступая в качестве одного из элементов технического регулирования, стандартизация базируется на определенных исходных положениях — принципах, которые отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обеспечивают достижение целей и задач развития стандартизации, определяют условия ее эффективной реализации.

1) Принципдобровольного применения стандартов. В контексте Закона «О техническом регулировании» добровольность стандартов — это не только главный принцип стандартизации, но и основной элемент, определяющий правовой статус стандартов в Российской Федерации как документов, которые не имеют обязательного характера и применяются исключительно на добровольной основе. Однако, говоря о добровольности стандартов, необходимо учитывать ряд следующих положений.

Во-первых, требования, предусмотренные в стандартах, например, для изготовителя той или иной продукции, который добровольно пожелал следовать им, указав на это, например, при маркировании продукции, приобретают обязательную силу.

Во-вторых, нельзя исключать возможности обязательного применения стандартов, как в целом, так и отдельных положений, в случае прямого указания на это в договорах, контрактах. Если стороны договора выразили свое волеизъявление придать требованиям того или иного стандарта обязательную силу, то и исполнение этих требований будет обязательным. Такое положение соответствует общим нормам Гражданского кодекса РФ о договорах и обязательствах (в т.ч. их исполнении).

Таким образом, принцип добровольного применения стандартов указывает на право изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно (т.е. по собственному желанию, без принуждения) возложить на себя ответственность за выполнение требований, предусмотренных в стандартах. Добровольность — это всегда возможность выбора.

3) Принципприменения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Международные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок. Поэтому преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным.

Данный принцип в целом отражает положения

Читайте также:
  1. A” доля рынка – 47,5%, относительную долю рынка – 1,4; „B” доля рынка – 34%, относительную долю рынка – 0,7; „C” доля рынка – 18,5%, относительную долю рынка – 0,4
  2. B) Капитал, который используется полностью и переносит стоимость на готовый продукт в течение одного производственного цикла.
  3. B) Количественная определенность относительной формы стоимости
  4. Cтратифицированный относительный риск
  5. А) медицина относится к наукам эмпирическим
  6. А) применение анальгетиков
  7. абсолютная и относительная
  8. Абсолютное и относительное полагание единого с выводами для единого.
  9. Абсолютные и относительные показатели вариации назначение, формулы исчисления достоинства и недостатки.
  10. Алканы. Строение, свойства, получение и применение

абз. 1 п.8 ст.7 Закона «О техническом регулировании», с той лишь разницей, что при разработке проектов технических регламентов международные стандартыдолжны использоваться полностью или частично в качестве их основы. При этом долженствование подразумевает обязательность. В рассматриваемом принципе такая обязательность не предусматривается.

4) Принципнедопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Настоящий принцип указывает на недопущение установления в стандартах требований (например, необоснованных ограничений или завышенных требований) к продукции, связанным с ней процессам, а также работам и услугам, которые могут создать дополнительные барьеры, ограничивающие свободу предпринимательской деятельности, и тем самым препятствующие достижению целей стандартизации, либо противоречащие им.

5) Принципнедопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Одной из целей стандартизации является содействие соблюдению требований технических регламентов. Соответственно этой цели стандарты могут дополнять, конкретизировать (но не дублировать) какие-либо требования технических регламентов, обеспечивая тем самым повышение минимально установленного в них уровня безопасности, но никак не противоречить им.

6) Принципобеспечения условий для единообразного применения стандартов необходимо воспринимать с учетом положений абз.2 п.2 ст.15 Закона «О техническом регулировании», в соответствии с которыми национальные стандарты подлежат применению равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объектов технического регулирования, а также выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 12 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  2. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.

  3. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.
  4. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
  5. Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
Требования стандартов обязательны или добровольны для применения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here