Существенными условиями договора о целевом обучении являются

Полезная информация по теме: "Существенными условиями договора о целевом обучении являются". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Статья 56 Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со статьей 100 настоящего Федерального закона контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Квота целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

3. Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

4. Право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона.

5. Существенными условиями договора о целевом приеме являются:

1) обязательства организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении;

2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении.

6. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи и заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);

2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;

3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

7. Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган или организация, указанные в части 3 настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

8. Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также их типовые формы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.

10. Заключение договора о целевом обучении между федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством о муниципальной службе.

Ученический договор и договор о целевом приеме и обучении – в чем разница?

Все юридические нюансы этого вопроса осветила в материале Ассоциации наш эксперт Ростовцева Елена, юрисконсульт, специалист в области контроля качества образования.

В практике применения ученических договоров и договоров целевого обучения возникает немало вопросов. Активные споры ведутся в основном о степени ответственности сторон при наступлении тех или иных юридических фактов, потому что по ряду признаков договор о целевом обучении совпадает с ученическим.

Как известно, трудовой кодекс разрешает обучение граждан в рамках ученического договора как на предприятии (у работодателя), так и в образовательной организации. Это означает, что на данный вид договора могут распространяться как нормы трудового права так и Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

В отличие от ученического договора, договор целевого обучения имеет ограниченный субъектный состав со стороны работодателя.

Так, например, существенные условия обоих видов договоров совпадают и регулируются трудовым правом. (часть 7 ст. 56 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и часть 1 статьи 199 Трудового кодекса).

Отличия прослеживаются в повышенной степени материальной ответственности гражданина, который расторгает договор целевого обучения в одностороннем порядке. Также, существенным отличием договора целевого обучения является обязанность организации, направившей гражданина на учебу в рамках целевого обучения и не исполнившего обязанность по трудоустройству, выплатить такому гражданину компенсацию в двукратном размере расходов.

Обратим внимание на тот факт, что договор целевого обучения может быть расторгнут в судебном порядке, тогда как договоры, регулируемые трудовым правом, не подлежат расторжению в суде. Такая судебная процедура предусмотрена только для договоров гражданско-правового характера. Отсюда видно решение законодателя регулировать договоры целевого приема и обучения нормами Гражданского кодекса РФ.

Статья 56. Целевое обучение

Информация об изменениях:

Статья 56 изменена с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 337-ФЗ

Статья 56 . Целевое обучение

См. комментарии к статье 56 настоящего Федерального закона

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — заказчик целевого обучения).

Читайте так же:  Правила пользования нежилыми помещениями в многоквартирном доме

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

[1]

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.

Статья 56. Целевое обучение

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

[3]

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.

Читайте так же:  Скобина оставила своего восьмидесятилетнего больного отца

Комментарий к Ст. 56 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией законодательства об образовании, поскольку образовательные законы до недавнего времени не содержали самостоятельных норм, посвященных целевому приему.

Традиционная система подготовки кадров для экономики страны, предусматривавшая обязательное распределение специалистов, была воспринята нормами современного образовательного законодательства в обновленном виде.

В условиях образовательной автономии и развития свободы трудоустройства выпускников требовался альтернативный вариант покрытия кадрового дефицита и закрепления специалистов на местах, который нашел отражение в инструменте целевой контрактной подготовки.

Между тем целевой прием следует отличать от целевой контрактной подготовки, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 19.09.1995 г. N 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием»*(76), которое содержит основные условия правила ее реализации.

Право образовательных организаций осуществлять целевую контрактную подготовку предусмотрено образовательными законами (п. 11 ст. 41 Закона об образовании, п. 1 ст. 28 Закона о высшем образовании), в пределах контрольных цифр приема и за счет средств учредителя. Если целевой прием предполагает заключение соответствующих договоров с абитуриентами, то контракты о целевой контрактной подготовке могут заключаться с лицами, уже обучающимися в образовательных организациях. Тем не менее в данных вопросах законодатель проводит аналогию и в рамках рассматриваемой статьи адаптирует положения о целевой контрактной подготовке под целевой прием.

Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Квоты на целевой прием, как правило, определяются ежегодно Правительством РФ. В частности, в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 09.02.2012 г. N 12-145 «Об организации целевого приема граждан в 2012 году»*(77) на 2012 год количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки (специальность) не должно превышать 15 процентов от общего количества контрольных цифр приема по каждому направлению подготовки (специальности).

Целевой прием должен обеспечиваться на условиях открытости и гласности. Для этого высшее учебное заведение обязано:

[2]

1) не позднее 1 июня разместить информацию о количестве бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждому направлению подготовки (специальности) на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте высшего учебного заведения;

2) опубликовать в день издания на официальном сайте вуза и на информационном стенде приемной комиссии приказ (приказы) о зачислении, которые должны быть доступны пользователям в период до 31 декабря текущего года включительно.

В приказ (приказы) о зачислении на места по целевому приему рекомендуется включать следующую информацию:

об органах государственной власти или органах местного самоуправления, направивших абитуриента по целевому приему;

договорах на целевой прием, заключенных с органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Целевой прием предполагает заключение двух самостоятельных договоров:

первый — договор о целевом приеме между образовательной организацией и гражданином, поступающим на обучение;

второй — договор гражданина о целевом обучении, заключенный с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Статья раскрывает существенные условия договора о целевом обучении, т.е. те условия, которые должны быть в обязательном порядке отражены в тексте соответствующего договора. Последствия несоблюдения данного требования в договорных отношениях — недействительность сделки. Поэтому стороны договора обязаны отражать соответствующие условия в тексте договора под страхом недействительности самого обязательства.

Определены гарантии исполнения договорных обязательств сторон, а также условия заключения договоров о целевом обучении.

Целевое обучение за счет бюджетных и частных средств – изменения законодательства

При целевом обучении гражданин заключает договор, например, с государственным учреждением, предприятием, и получает высшее образование за счет бюджетных средств, при этом гражданин после обучения должен отработать в учреждении, на предприятии определенный срок (3-5 лет, как правило). ВУЗы принимают таких граждан на обучение в рамках целевого приема и заключают соответствующие договоры с учреждениями, предприятиями, органами власти.

Внедрение механизма целевого приема на обучение в медицинские вузы помогает справиться с нехваткой врачей-специалистов. При этом, в ординатуре уже 60% бюджетных мест — целевые ( по словам В. Скворцовой в интервью «Известиям» ).

Вопросы целевого обучения регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273). С 1 января 2019 года в механизмы целевого обучения вводятся изменения, закрепленные в Федеральном законе от 03.08.2018 № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения», о которых рассказано ниже.

Общие изменения

Статья 56 ФЗ № 273 устанавливает нормы о целевом приеме и целевом обучении. Но вновь установленные и изменяемые нормы направлены на регулирование вопросов непосредственно целевого обучения, понятие целевого приема более не применяется.

Заказчики целевого обучения

При этом с 2019 года заказчиками целевого обучения, т. е. органами/организациями, готовыми нести расходы на обучение своих будущих работников ( по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования ) могут быть:
  • Федеральный государственный орган;
  • Орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • Орган местного самоуправления;
  • Юридическое лицо;
  • Индивидуальный предприниматель.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отметим, что в настоящий момент договор о целевом обучении нельзя заключить с юридическими лицами частной формы собственности, также, как и с индивидуальными предпринимателями.

Только врачи смогут получить целевое обучение за счет бюджетных средств

Обращаем внимание, что получить образование в рамках именно целевого обучения с 2019 года можно будет также по образовательным программам среднего профессионального образования. В настоящий момент в статье 56 ФЗ № 273 речь идет только о высшем образовании.

Однако важно и то, что за счет бюджетных средств в рамках целевого обучения можно будет, как и сейчас, получить только высшее образование, о чем вводится отдельная статья 71.1 ФЗ № 273 (о ней также рассказано в настоящей статье). Вот такая вот получается дискриминация по уровню образованию, что на наш взгляд не очень логично, так как среднее звено испытывает существенный кадровый голод.

По ученическому договору может быть организовано получение образования любого уровня (как высшего, так и, например, ДПО). ТК РФ не вводит здесь каких-либо ограничений. При этом, все затраты на обучение лежат на самом работодателе, о бюджетном финансировании образования по ученическому договору речи не идет.

Нормы ТК РФ не устанавливают специальных санкций, например, в виде штрафов, за неисполнение сторонами ученического договора обязанностей по договору. Взаимоотношения между работодателем и работником регулируются положениями ученического договора. С 2019 года при необходимости работника получить среднее профессиональное или высшее образование появится возможность заключать договоры о целевом обучении, а не ученические договоры, что дает дополнительные законодательные гарантии как работникам, так и работодателям, о которых рассказано в следующем разделе.

Читайте так же:  Правила получения гражданства рф для граждан узбекистана

Существенные условия договора

Меняются и существенные условия договора о целевом обучении. В частности, в условия договора должно быть включено положение об обязательной трудовой деятельности гражданина не менее трех лет после обучения в месте, определённом в договоре целевого обучения.

При этом основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству не будут входить в перечень существенных условий договора о целевом обучении. Отметим, что в настоящее время, согласно пункту 3 части 6 статьи 56 ФЗ № 273 указанные основания являются существенным условием договора, то есть должны быть обязательно включены в договор о целевом обучении. Указанное изменение должно привести к тому, что гражданину, получившему образование в рамках целевого обучения, станет сложнее избежать обязанности по трудовой «отработке». Данное изменение, вероятно, связано с тем, что в последние годы, граждане находят все больше причин для неотработки периода, установленного договором о целевом обучении.

Сохранены компенсирующие выплаты гражданину в случае, если заказчик целевого обучения не исполнит обязанность по трудоустройству гражданина, однако их размер будет равен трехкратной среднемесячной зарплаты в регионе, где должен был быть трудоустроен гражданин. В настоящий момент такая компенсация установлена в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданину. К слову, в договоре целевого обучения суммы, предназначенные для «поддержки» обучающегося, иногда могут быть весьма занижены ( например, стипендия — 1 000 рублей в год ).

Меры ответственности гражданина изменены. Гражданин несет ответственность не только за неисполнение обязанности по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет, но и за неисполнение обязательств по освоению образовательной программы . Гражданину за несоблюдение условий договора о целевом обучении необходимо будет выплатить заказчику расходы, связанные с предоставлением гражданину мер поддержки (например, оплата жилого помещения на время обучения).

Целевое обучение за счет бюджета

Вводится статья 71.1 ФЗ № 273, в которой определены особенности приема на целевое обучение по образовательным программа высшего образования. Положения данной статьи будут наиболее интересны для медицинского сообщества, т.к. касаются целевого обучения граждан, заключивших договоры о целевом обучении с государственными органами, органами гос. власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственными, муниципальными учреждениями и получающих образование за счет бюджетных средств.

Итак, прием граждан на целевое обучение осуществляется в пределах установленной квоты. Квота приема на целевое обучение * по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей:

  • Правительством РФ (если обучение проводится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета);
  • Органами государственной власти субъекта РФ;
  • Органами местного самоуправления.

Отметим, что Правительство РФ также вправе устанавливать квоту по конкретным специальностям, направлениям с указанием субъектов , где может быть трудоустроен гражданин.

Разъясним, что образовательными организациями, согласно статье 100 ФЗ № 273, устанавливаются контрольные цифры приема, которыми определяется количество «бюджетных мест» в той или иной образовательной организации.

В рамках контрольных цифр приема, образовательные организации могут (а точнее сказать могли) устанавливать квоты целевого приема. С 2019 года образовательные организации будут осуществлять прием на целевое обучение в рамках контрольных цифр приема, но уже по квотам, которые определены Правительством РФ (органами государственной власти субъекта РФ; органами местного самоуправления).

Новые штрафные санкции

Но одно из главных нововведений — это установление дополнительного штрафа за несоблюдение условий договора о целевом обучении сторонами. А именно, заказчик, не трудоустроивший гражданина, или гражданин, не исполнивший обязанности по «трудовой отработке» обязаны выплатить образовательной организации штраф. Размер штрафа определяется, как размер расходов соответствующего бюджета на обучение гражданина.

Данный штраф вводится только в случаях целевого обучения обучения за счет бюджетных средств (статья 71.1 ФЗ № 273), что достаточно актуально для будущих медицинских специалистов.

Заключение

Согласно части 7 статьи 56 ФЗ № 273 в новой редакции, Положение о целевом обучении, включающее порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору, типовая форма договора о целевом обучении устанавливается Правительством РФ. Напомним, что в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076, которым утверждены:

  • Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;
  • Типовая форма договора о целевом приеме;
  • Типовая форму договора о целевом обучении.

Будет ли данное Постановление Правительства РФ изменено или оно будет заменено новым постановлением, пока что неизвестно, но совершенно ясно, что в таком виде оно оставаться не может, так как не будет соответствовать ФЗ № 273.

Помимо этого, порядок выплаты штрафа ( за неисполнение обязательств по трудоустройству граждан/трудовой «отработке – см. в разделе выше ), основания освобождения сторон договора от выплаты такого штрафа, порядок определения его размера должны быть установлены также Правительством РФ в Положении о целевом обучении (в случае, если целевое обучение происходит за счет федерального бюджета). Аналогичные положения о штрафах должны быть разработаны и на уровне субъектов РФ, и на уровне местной власти, в случаях, если обучение осуществляется за счет соответствующего бюджета (часть 6 статьи 56 ФЗ № 273 в новой редакции).

Законодатель стремиться усовершенствовать систему целевого обучения и обеспечить работодателей квалифицированными кадрами, в том числе медицинскими. Однако, один ФЗ № 273 не охватывает всего спектра правоотношений в области целевого обучения, а носит по большей части общий характер. Для более детального понимания того, как изменится целевое обучение в 2019 году, необходимо дождаться соответствующих подзаконных нормативных актов.

Напоследок отметим, что на договоры, заключенные до 01.01.2019 рассмотренные изменения не будут распространяться.

Проблемы квалификации договора о целевом обучении

В процессе проведения юридических консультаций для студентов присмотрелся к такому механизму как целевое обучение, в частности к договору о целевом обучении. Наши российские студенты падки «на халяву», поэтому все вопросы по этому поводу сводились к возможностям «откосить» от исполнения договора 🙂

Несмотря на то, что для юридической доктрины этот договор остается terra incognita, на практике в образовательных отношениях его правовое регулирование является одним из наиболее проблемных и непроработанных, на мой взгляд.

Читайте так же:  Программа переселения соотечественников калининградская область

Написал уже статью по проблеме договора о целевом обучении как договора присоединения (и вытекающее из нее применение contra proferentem), через экономический анализ рассмотрел эффективность мер ответственности при одностороннем отказе от исполнения договора о целевом обучении в части заключения трудового договора, а как сел за выпускную квалификационную работу, натолкнулся на айсберг – проблему определения вида этого договора и его юридической конструкции, кроме как договора присоединения .

Постановление Правительства N 1076 устанавливает типовую форму договора целевого обучения, его предмет, права и обязанности сторон, ответственность сторон, срок действия договора и основания его досрочного прекращения. Предметом договора о целевом обучении, установленом в типовой форме, является «обязанность гражданина освоить образовательную программу по специальности, реализуемую в организации, осуществляющей образовательную деятельность, успешно пройти государстенную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с организацией…, и встречная обяанность Организации предоставить гражданину меры социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом».

Prima facie, можно утверждать, что это чистой воды договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК): есть и обязанность исполнителя (абитуриента) по заданию заказчика (организации) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), и возмездность в виде предоставления мер социальной поддержки. С другой стороны, предмет договора содержит обязанность абитуриента после прохождения государстенной итоговой аттестации заключить трудовой договор с организацией. Включение этой договорной обязанности и представляет для меня главную загвоздку в квалификации договора о целевом обучении.

Если абитуриент берет на себя обязанность в будущем заключить договор, можно ли назвать это предварительым договором (ст. 429 ГК)? Вряд ли – предварительный договор опосредует обязанность заключить основной имущественный договор, трудовой договор к такому не относится. К тому же типовая форма договора о целевом обучении не предусматривает включение существенных условий основного договора. Более того, предварительный договор, являясь организационным, не порождает для его сторон никакого правового эффекта, кроме обязанности заключения в будущем основного договора, а в случае договора о целевом обучении мы имеем целый спектр разнородных прав и обязанностей.

Вариант квалификации договора о целевом обучении как договора с потестативным условием, также не выдержит критики в части автоматического возникновения обязательств при выполнении гражданином условий освоить образовательную программу и успешно пройти государстенную итоговую аттестацию: заключение трудогвого договора является самостоятельным этапом.

Договор о целевом обучении нельзя назвать смешанным договором, как содержащий одновременно элементы различных известных разновидностей договора (п. 3 ст. 421 ГК). Если с совершением действий все просто, то опять же обязанность заключить трудовой договор не соотносится ни с одним догворным типом, установленным ГК. Конструкции «джоб-оффера» наш ГК не знает 🙂

Остается два варианта: договор о целевом обучении – комплексный договор или договор sui generis.

Аругмент в пользу комплексного договора – из догвора о целевом обучении вытекает совокупность нескольких вполне самостоятельных обязательств, зафиксированных в едином документе.

Аргумент в пользу sui generis – обособленное правовое регулирование договора о целевом обучении (ФЗ Об образовании, Постановление Правительства N 1076), не соотносящееся с диспозитивным регулированием договора возмездного оказания услуг как наиболее близкого по виду.

Уважаемые коллеги, что думаете по этому поводу?

Целевой прием и целевое обучение (Куницына В.)

Дата размещения статьи: 16.11.2015

Во многих организациях высшего и среднего профессионального образования осуществляется целевой набор и ведется целевое обучение. Каковы условия целевого приема? В каком порядке заключаются договоры на целевой прием и целевое обучение? Что в них необходимо отразить? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Условия целевого приема

Целевой прием и целевое обучение осуществляются в силу ст. 56 Закона об образовании . Согласно п. 1 указанной статьи организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных им в соответствии со ст. 100 Закона об образовании контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
———————————
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Договоры о целевом приеме и целевом обучении

Студенты высших и средних профессиональных образовательных учреждений могут быть приняты на обучение по целевому приему на основании договора, заключенного между организацией, осуществляющей обучение, и организацией, которой требуются те или иные специалисты и которых она готова поддерживать на протяжении обучения и предоставить им работу впоследствии.
Целевое обучение осуществляется по договору между лицом, проходящим обучение, и организацией, куда оно по окончании обучения будет принято на работу.
Данные лица обучаются за счет бюджетных средств. Им, как и всем остальным «бюджетникам», в общем порядке выплачивается стипендия, при необходимости предоставляется общежитие, оказываются иные меры поддержки.
Материальные меры поддержки, оказываемые обучающимся по целевому договору студентам организацией, направившей их на обучение, никак не отражаются в учете и отчетности образовательной организации.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Статья 56. Целевое обучение

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 337-ФЗ)

1. Гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — заказчик целевого обучения).

2. Существенными условиями договора о целевом обучении являются:

1) обязательства заказчика целевого обучения:

а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер;

б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией;

2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении:

а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения);

б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.

3. Сторонами договора о целевом обучении наряду с гражданином, указанным в части 1 настоящей статьи, и заказчиком целевого обучения могут также являться организация, осуществляющая образовательную деятельность, и (или) организация, в которую будет трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Читайте так же:  Проверка запрета на регистрационные действия автомобиля бесплатно

4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, учитывает предложения заказчика целевого обучения при организации прохождения указанным гражданином практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения им образовательной программы.

5. В случае неисполнения заказчиком целевого обучения предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, заказчик целевого обучения выплачивает ему компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого он должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении, на дату отчисления его из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения).

6. В случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.

7. Положение о целевом обучении, включающее в том числе порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, условия определения и изменения места осуществления трудовой деятельности, порядок и основания освобождения сторон от исполнения обязательств по договору о целевом обучении, порядок выплаты компенсации, порядок определения размера расходов и их возмещения, и типовая форма договора о целевом обучении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Особенности заключения договора о целевом обучении, стороной которого является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления и который включает в себя обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по прохождению государственной службы или муниципальной службы после завершения обучения, определяются в порядке, установленном федеральными законами о видах государственной службы или законодательством о муниципальной службе.

Закон РФ «Об образовании» — N 273-ФЗ — регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г.(29 декабря 2012 года N 273-ФЗ)

Понравилась статья? Добавьте к себе:

😢 МРОТ с 1 января 2020 года составит 12 130 рублей(+850 руб). С 1 января 2019 года 11 280 рублей(+1,05%).

😢 С октября всем работодателям необходимо подать новую отчетность в Центр Занятости. Но потом ее отменили.

😊 С 1 июня 2018 года ФНС запустил сервис «Прозрачный бизнес». Там будет раскрыта информация о штрафах, среднесписочной, налоговом режиме.

😢 В 2018, 2019, 2020 году платеж ИП (см.калькулятор) составит — 32 385, 36 238, 40 874 рублей.

😊 ИП на ЕНВД и ПСН отсрочили обязательное применение онлайн-ККМ до 1 июля 2019 года. Но не всем: см. таблицу. Стоимость патента и ЕНВД можно будет уменьшить на сумму покупки онлайн-ККМ. Но есть ограничение — возвратят не более 18 000 рублей за один ККМ.

😢 В 2018 году с 39 до 61 увеличили количество видов деятельности (20% вместо 30% зарплатных налогов). См. полный список льготных видов деятельности. Но с 2019 года льготу отменяют.

🙌 Просим подписать петицию за сокращение отчетов для работодателей с 25 до 4 в год, на сайтах РОИ и change.org.

😊 С 2017 года минимальный тариф в бухгалтерии Эльба 325 р/мес., есть также нулевой тариф и целый бесплатный год на новый год.

😔 С 17 сентября 2018 года ставку рефинансирования (по ней считают пени) снизили с 7,25% до 7,5% — посчитать пени бесплатно можно тут.

😢 Населенным пунктам с населением менее 10 000 разрешили использовать обычные ККМ вместо онлайн-касс. С 31 марта 2017 года продавцы пива и др.алкогольной продукции обязаны применять ККМ.

Программа расчета УСН Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.

Программа расчета ЕНВД Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.

Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период.

Отчетность через Интернет от Контур для ИП на УСН и ЕНВД 167 р./месяц(30 дней бесплатно). При переходе с этого сайта и первой оплате — три месяца в подарок.

Адреса налоговых инспекций ИФНС Москвы, Петербурга и других городов России(налог.ру). Место регистрации ИП и регистрации ООО
в Москве в № 46 налоговой по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корп.1, 5 этаж тел: +7(495) 400-32-78
в Петербурге в 15 налоговой: 197376, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литер «О» (вход с Синопской набережной) тел: +7(812) 335-14-03

Адреса отделений пенсионного фонда Москвы, Петербурга и других городов России(pfrf.ru). Вы должны встать на учет в пенсионный в течении пяти дней после регистрации ИП или ООО

Консультант Плюс Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.). База частично открыта, больше в нерабочее время.

праздники/выходные сокращенные отчеты/платежи

Видео (кликните для воспроизведения).

Сегодня: 15 сентября, 19 г. воскресенье — 15:19:41 МСК

Источники


  1. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.

  2. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.

  3. Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.
  4. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.
  5. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
Существенными условиями договора о целевом обучении являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here