Строительство на особо охраняемых природных территориях

Полезная информация по теме: "Строительство на особо охраняемых природных территориях". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Прокуратура Московской области

На территории Московской области расположены Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник и Национальный парк «Лосиный остров», являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник расположен в Серпуховском районе Московской области на левом берегу реки Оки. В соответствии с положениями Федерального закона» от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

Особо охраняемая природная территория федерального значения Национальный парк «Лосиный Остров» расположена на территории города Москвы, Мытищинского, Пушкинского, Щелковского, Балашихинского районов и городского округа Королев Московской области. Как особо охраняемая природная территория федерального значения Национальный парк «Лосиный остров» обладает особым режимом.

В соответствии с законодательством устанавливается зонирование территории национального парка с выделением зон хозяйственного назначения. В границах таких зон допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, в том числе строительство и эксплуатация объектов, связанных с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов (Положение о Национальном парке «Лосиный остров», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.03.2012 № 82).

При этом строительство объектов в указанных целях на территории национального парка должно осуществляться по согласованию с Минприроды России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям ст.ст. 3, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, подлежит экологической экспертизе до принятия решений о реализации соответствующего проекта.

По смыслу требования п. 6 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство в границах особо охраняемой природной территории федерального значения выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого она находится, то есть Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, при нахождении земельного участка в границах особо охраняемой природной территории федерального значения — Национальный парк «Лосиный остров», вне зависимости от нахождения в частной собственности стороннего лица, на собственника участка и иных пользователей в случае планирования и осуществления строительства распространяются требования законодательства о проведении установленном порядке экологической экспертизы проектной документации и получении разрешения на строительство в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Строительство на особо охраняемых природных территориях

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Строительство дачи или коттеджа на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ) будет возможно только после проведения экологической экспертизы и общественного обсуждения проекта здания. Соответствующий законопроект разрабатывает Министерство природы РФ. Как пояснили «Известиям» в ведомстве, сейчас для объектов индивидуального жилищного строительства экологическая оценка не предусмотрена, что «негативно воздействует на окружающую среду». Эксперты отмечают, что подготовка проектной документации и проведение ее экспертизы для каждого дома обойдутся дороже, чем само строительство.

В Минприроды пояснили, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся в основном дачи и коттеджи.

— Экологическая оценка проводится при строительстве на территории ООПТ, но выпадают объекты индивидуального жилищного строительства, потому что в Градостроительном кодексе для них не предусмотрена разработка проектной документации, а объектом экспертизы является именно проектная документация, — пояснили в отделе госэкологического надзора ведомства.

«Таким образом, фактически строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов индивидуального жилищного строительства на особо охраняемых природных территориях осуществляются без предварительной экологической оценки, что негативно воздействует на окружающую среду», — поясняется в уведомлении к законопроекту.

Поправки планируется внести в ФЗ «Об экологической экспертизе» и Градостроительный кодекс РФ.

«Законопроект предусматривает установление обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на особо охраняемых природных территориях федерального значения», а также «обязательность подготовки проектной документации» в отношении этих объектов.

Экспертиза должна будет проведена в сокращенные сроки — до одного месяца, тогда как для других объектов строительства процедура может длиться до двух месяцев. Перед строительством нужно будет также провести общественное обсуждение проекта.

Отметим, что на ООПТ федерального значения не так просто что-либо построить, однако лазейки в законодательстве всё же есть. Например, некоторые застройщики пытаются изменить статус участка. Так, в 2013 году директор Приокско-Террасного заповедника написал заявление в прокуратуру о незаконном строительстве на ООПТ. Администрация Серпуховского муниципального района изменила вид разрешенного использования земельного участка с «сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». Впоследствии участок площадью свыше 3 га был разделен на несколько частей и распродан гражданам — на месте планировался масштабный коттеджный поселок. В итоге Серпуховская городская прокуратура в судебном порядке добилась признания незаконными эти действия, а сделки по продаже земли — недействительными.

Руководитель программы «Гринпис России» по ООПТ Михаил Крейндлин отметил, что «дырки» в законодательстве действительно приводят к тому, что по факту природоохранные территории застраиваются.

— Если в заповедниках строительство недопустимо, то в национальных парках, в заказниках, памятниках природы разрешено — это зависит от конкретного режима в каждой ООПТ, — говорит он. — К сожалению, в последнее время механизм экологической экспертизы выродился. Когда он был только заложен в середине 1990-х, это был некий превентивный контроль — проверка планируемой деятельности на предмет соответствия экологическому законодательству. Сейчас на федеральном уровне почти всегда даются положительные заключения. В любом случае это важный механизм, поскольку он дает возможность гражданам реализовывать свои экологические права — в рамках подготовки к экспертизе проводится общественное обсуждение.

Читайте так же:  Правильно заполнить анкету на загранпаспорт старого образца

По словам Крейндлина, сейчас по всей России ведутся сотни судебных дел, касающихся застройки ООПТ из-за того, что формулировки законов не соответствуют друг другу и их можно трактовать по-разному.

— В природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» сейчас ведется очень много застройки. Судом было принято уже порядка 20 решений о незаконной приватизации земельных участков. Были такие ситуации и в Ленинградской области с памятником природы «Староладожский», — говорит он. — Но бывают и отрицательные решения судов, когда строительство узаконивается — например, часть территории Мозжинского оврага Московской области исключили сначала из памятников природы, а потом и из состава земель лесного фонда. Много судебных тяжб идет по национальному парку «Самарская Лука». Сейчас там по новому положению в хозяйственной зоне нацпарка — а это почти треть территории — допускается любое строительство, связанное с деятельностью пользователей земельных участков.

Экс-глава НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко подчеркнул, что строительство коттеджа на ООПТ будет не по карману обычному человеку, поскольку проектная документация и экологическая экспертиза обойдутся в несколько миллионов рублей.

— Проектная документация включает в себя десятки позиций — инженерно-геологические и экологические изыскания, архитектурные, конструктивные чертежи, градостроительную часть, инженерный и противопожарный разделы и пр. Для простых людей это будет непосильно, а для богатых будет удорожанием строительства, — говорит Ткаченко. — Но если сейчас для возведения объекта на ООПТ находят лазейки, то получается, что этот законопроект узаконит застройку охраняемых территорий.

Документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляется в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя.

Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги

Соглашение о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенное при осуществлении бюджетных инвестиций, и правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено соглашение (при наличии соглашения) (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Согласие всех правообладателей объекта капитального строительства (оригинал, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляется в случае реконструкции объекта капитального строительства, за исключением предусмотренных в пункте 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации случаев реконструкции многоквартирного дома.

Положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляется применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Кодекса, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, в случае проведения негосударственной экспертизы проектной документации и отсутствия указанных сведений в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы.

Заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Представляется в случае отсутствия данных сведений в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы.

Решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

Соглашение о проведении реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного объекту при осуществлении реконструкции (копия, 1 шт.)

  • Обязательный
  • Предоставляется без возврата

[1]

Все интернет-ресурсы Департамента

    Сделать стартовой в браузере Mozilla Firefox
      1) Перенесите герб округа на значок «Домик», расположенный рядом с адресной строкой в браузере

    Сделать стартовой в браузере Google Chrome

        1) Нажмите на значок «Меню», расположенный справа сверху;
        2) Перейдите в раздел «Настройки»;
        3) В подразделе «Начальная группа» отметьте пункт «Следующие страницы:»;
        4) Перейдите по ссылке «добавить»;
        5) В появившемся окне введите адрес //www.dpioos.ru/ и нажмите ОК;
        6) Закройте вкладку настроек, чтобы сохранить изменения.

      Сделать стартовой в браузере Opera

          1) Нажмите на значок «Opera», расположенный вверху в панели открытых вкладок;
          2) Перейдите в раздел «Настройки» — «Общие настройки»;
          3) Перейдите на вкладку «Основные»;
          4) В выпадающем списке «При запуске» выберите «Начинать с домашней страницы»;
          5) Введите адрес //dpioos.ru в строке «Домашняя»;
          6) Нажмите OK.

        Сделать стартовой в браузере Safari

            1) Нажмите Safari — «Настройки»;
            2) Перейдите на вкладку «Основные»;
            3) В выпадающем списке «В новых окнах открывать:» выберите «Домашнюю страницу»;
            4) Введите адрес www.dpioos.ru в строке «Домашняя страница»;
            5) Закройте окно настроек.

          Сделать стартовой в браузере Internet Explorer

              1) Нажмите на значок «Сервис», расположенный справа вверху браузера;
              2) Перейдите в раздел «Свойства браузера»;
              3) В поле «Домашняя страница» введите адрес http://dpioos.ru/
              4) Нажмите на кнопку «Применить»
              5) Нажмите ОК.

            ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

            ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

            Читайте так же:  Способы защиты личных имущественных интеллектуальных прав

            И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

            ГОРОДА МОСКВЫ

            Выдача разрешения на строительство на особо охраняемых природных территориях в городе Москве, Мосприрода

            • Информация об услуге
            • Нормативные акты
            • Адреса и телефоны
            • Порядок обжалования

            Получатели:

            В качестве заявителей могут выступать застройщики физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

            Перечень необходимых документов:

            1. Заявление (запрос) на предоставление государственной услуги

            2. Документ, удостоверяющий личность заявителя

            3. Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя действовать от имени заявителя (в случае обращения за предоставлением государственной услуги представителя заявителя).

            В отдельных случаях заявителем дополнительно представляются:

            4. 1. Правоустанавливающие документы на земельный участок (в случае, если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в случае отсутствия указанных документов и сведений в органе исполнительной власти города Москвы, уполномоченном на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена).

            При обращении за выдачей разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства:

            5. 1.Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома

            5.2.Правоустанавливающие документы на земельный участок
            5.3. Схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (в случае, если необходимые сведения ранее не были переданы застройщиком в ИАИС ОГД).

            При обращении по вопросу продления срока ранее выданного разрешения на строительство:

            6. 1. Разрешение на строительство (представляется по усмотрению заявителя для проставления на оригинале разрешения, выданного заявителю, соответствующей записи о его продлении).

            6.2. Договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве (в случае, если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.

            Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных услуг

            7. Для предоставления государственной услуги в случае выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства или выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу, с использованием межведомственного информационного взаимодействия самостоятельно запрашиваются:

            Для предоставления государственной услуги в случае выдачи разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу, с использованием межведомственного информационного взаимодействия самостоятельно запрашиваются:

            8. 1. Градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня предоставления заявления на получение разрешения на строительство. В целях предоставления государственной услуги информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 1 января 2017 г., используется до 1 января 2020 г. По истечении данного срока использование информации, указанной в таких градостроительных планах земельных участков, в целях предоставления государственной услуги не допускается.

            8.2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (за исключением случаев, указанных в пункте 2.9.2.1 настоящего Регламента).
            8.3. Схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (в случае, если указанные сведения ранее были переданы застройщиком в ИАИС ОГД).

            Для предоставления государственной услуги в случае продления разрешения на строительство объекта капитального строительства, за исключением объекта индивидуального жилищного строительства, органом исполнительной власти, предоставляющим государственную услугу, с использованием межведомственного информационного взаимодействия самостоятельно запрашиваются:

            9. 1. Проект организации строительства, размещенный в ИАИС ОГД.

            9.2. Сведения о государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве (в случае, если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости).

            Видео (кликните для воспроизведения).

            Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

            Стоимость услуги и порядок оплаты:

            Сроки предоставления услуги:

            Разрешение на строительство (на утвержденном бланке) или мотивированный отказ

            Консультирование:

            Консультирование осуществляется в «Службе «Одного окна» по адресу : ул. Новый Арбат д.11, стр. 1, 16 этаж, окна 8-12, телефон 8 9495) 690-58-51

            Нормативные акты:

            1. Приказ Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома»

            2. Приказ Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»

            3. Постановление Правительства Москвы от 17.04.2012 № 145-ПП «Об утверждении Административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы «выдача разрешения на строительство» и «выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»

            4. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

            5. Закон города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 «Градостроительный кодекс города Москвы»

            Адрес местонахождения:

            Москва, ул. Новый Арбат, д.11 стр.1

            8 (495) 690-58-51, 8 (499) 372-81-99

            Режим работы «Службы одного окна»:

            прием, выдача документов: пн-чт с 10.00 до 15.00, пт. с 10.00 до 14.00, без перерыва на обед

            Читайте так же:  Приказ об установлении регламентированных перерывов образец

            Почтовый адрес:

            119991, Москва, ГСП-1 ул. Новый Арбат, д.11, стр.1

            Главное контрольное управление города Москвы телефон:

            Телефон горячей линии:

            Порядок предоставления:

            В качестве заявителей могут выступать застройщики — физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства

            Порядок обжалования:

            Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц

            Правовое положение земель особо охраняемых природных территорий

            По данному вопросу я предполагаю рассмотреть правовые положения дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

            Ч. 1 ст. 28 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» определяется дендрологические парки и ботанические сады как природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

            Дендрологические парки и ботанические сады могут быть как федерального, так и регионального значения и образуются соответственно решениям представительных и исполнительных органов власти РФ или субъектов РФ. Следовательно, финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов РФ соответственно.

            Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, например, на:

            Экспозиционную, предполагающую посещение, разрешенное в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

            Научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

            «Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное устройство, особенности режима конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются Положениями, утвержденными для них соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об их образовании».

            В категорию правовой режим учреждений оздоровительного назначения входят правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и правовой режим курортов. В преамбуле к ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 г. говорится, что «природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов РФ, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите». Цель придания специального статуса данной категории объектов — особая охрана для сохранения природных свойств земель и лечебных средств курортов и лечебно-оздоровительных местностей для профилактики и лечения населения.

            В Законе дается определение рассматриваемых объектов. Лечебно-оздоровительная местность — территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

            Курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Я полагаю, что в качестве основного и конечного объекта экологического права в этом случае будет выступать именно курорт, так как организация курорта предполагает наличие лечебно-оздоровительной местности, хотя не исключается и самостоятельное существование последней.

            На основании вышеупомянутого Закона курорты могут быть федерального, регионального, местного и районного значений. В зависимости от значения курорта определяется порядок его образования. Так, курорты федерального значения образуются по решению Правительства РФ, регионального значения — по решению органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, а местного и районного — в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ. По этой же схеме происходит и финансирование курортов, то есть курорты федерального значения получают основные средства из федерального бюджета; регионального, местного, районного значений — из бюджетов субъектов РФ.

            [3]

            Запрещается строительство на курортах новых и расширение действующих промышленных предприятий и других объектов, не связанных непосредственно с удовлетворением нужд лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха и местного населения.

            [2]

            Основными элементами правового режима курортов являются: санитарная охрана их как природного комплекса и общекурортный режим.

            «Общекурортный режим, предусматривающий, в частности, мероприятия по борьбе с шумом и по регулированию работы транспорта, внешней радиотрансляционной сети, зрелищных, торговых и иных предприятий, устанавливается в целях обеспечения условий для лечения и отдыха граждан на курортах».

            Для предохранения лечебно-оздоровительных местностей и курортов от порчи и преждевременного истощения, в них устанавливаются округа санитарной охраны. Они устанавливаются на всех курортах. В границы округов санитарной охраны входят территории лечебно-оздоровительных местностей, а также территории, необходимые для санитарной охраны лечебных средств курортов. В пределах округов санитарной охраны запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воздух, воду, наносящие ущерб лесам и другим зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозийных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные средства и состояние курортов. В округах санитарной охраны выделяется до трех зон.

            «На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы культурного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением».

            Читайте так же:  Правила заполнения трудового договора с работником образец

            При использовании одного или нескольких связанных между собой месторождений минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебных средств несколькими курортами для них может устанавливаться единый округ санитарной охраны.

            По всему вышесказанному хочется сделать заключение, что дендрологические и ботанические сады, лечебно-оздоровительная местность, курорты не являются составляющими природно-заповедного фонда, тем не менее, особенности правового режима этих объектов позволяют относить их к особо охраняемым природным территориям и объектам.

            заповедник курорт территория законодательный

            Строительство на особо охраняемых природных территориях

            Верховный Суд РФ в определении № 9-КГ 17-23 от 20 марта 2018 года указал, что изменение категории земель и выдача разрешения на строительство не означают, что территория заказника перестала быть охраняемой, поэтому запрет на строительство здесь действует всегда.

            Собственник участка с категорией земель – земли населенных пунктов и назначением – для малоэтажного жилищного строительства, решил построить на приобретенном им участке коттеджный поселок. Ранее данный участок имел категорию земель – сельскохозяйственного назначения и относился к охраняемой природной территории государственного биологического (охотничьего) заказника.

            Собственник разделил участки на 166 отдельных, поставил их на кадастровый учет. В результате проведенных публичных слушаний Администрацией был утвержден проект генплана коттеджного поселка, присвоены почтовые адреса и получено разрешение на строительство первых коттеджей.

            В период строительства городской прокурор обратился в суд с требованием о признании недействительным разрешений на строительство, запрете строительства, понуждении изменить вид разрешенного использования участков, в связи с тем, что указанные земельные участки входят в территорию заказника областного значения, где капитальное строительство не для нужд заказника запрещено.

            Решением городского суда заявление прокурора удовлетворено.

            Апелляционным определением областного суда решение отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, исходя из того, что вышеуказанные акты органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления муниципального района, устанавливающие категорию и разрешенное использование земельных участком истца, в установленном порядке не оспорены, являются действующими и обязательными для исполнения.

            Менее чем через год после принятия вышеуказанного решения собственнику участков поступило письмо заместителя Губернатора области, которым установлено, что Правительством области принято Постановления «О реорганизации особо охраняемых природных территорий», в соответствии с которым земельные участки, на которых ведется и планируется строительство, вошли в состав образуемой единой особо охраняемой природной территории – государственный природный заказник регионального значения, а значит, строительство зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и других объектов, не относящихся к функционированию заказника, запрещено.

            Собственник обратился в областной суд с заявлением о признании недействующим вышеуказанного постановления Правительства области.

            Решением областного суда его требования были удовлетворены.

            Правительство области обжаловало принятое решение в ВС РФ, который отказал собственнику в признании недействующим постановления Правительства области. Таким образом, с учетом установленного в заказнике режима особой охраны, имеющего бессрочный характер действия, возможность строительства коттеджного поселка утрачена полностью, также как и возможность получения доходов от реализации данных земельных участков, поскольку после издания Правительством области вышеуказанного Постановления, принадлежащие истцу земельные участки рыночной стоимости не имеют по причине невозможности использования их по целевому назначению для индивидуального жилищного строительства.

            Полагая, что он имеет право на возмещение убытков в виде реального ущерба в размере 15 339 945, 72 руб. в качестве расходов, понесенных на строительство инфраструктуры будущего поселка, а также упущенной выгоды в размере 108 789 864 руб. в качестве неполученных доходов от продажи земельных участков, собственник обратился в суд.

            Решением районного суда в удовлетворении требований собственнику было отказано в полном объеме. Апелляционным определением областного суда решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возмещении реального ущерба отменено. В указанной части принято новое решение, в соответствии с которым с Министерства финансов области взыскано 14 669 455 руб. 50 коп. — в счет возмещения реального ущерба, 7 090 руб. 70 коп — судебные расходы по оплате государственной пошлины.

            Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посчитала кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемое постановление – подлежащим отмене. Собственнику отказано и возмещении убытков.

            Земельные участки истца изначально располагались в границах территории государственного биологического (охотничьего) заказника областного значения, ограничения для которого были установлены еще в 1984 г. Новых ограничений Правительством области, в том числе при принятии спорного Постановления «О реорганизации особо охраняемых природных территорий» не устанавливалось.

            В 1984 г. было утверждено Положение о государственном биологическом (охотничьем) заказнике областного значения, в соответствии с которым был установлен запрет на отвод новых территорий под строительство. Распоряжением администрации области в 1996 г. срок действия заказника был продлен и установлен как бессрочный.

            В 2013 году была проведена реорганизация заказника. Постановлением Правительства области утверждено положение о государственном природном комплексном заказнике, которым определены границы и режим охраны особо охраняемой природной территории. Реорганизацией заказника в 2013 году земельные участки собственника не затрагивались, они как входили в границы заказника с 1984 г., так и входят по настоящее время.

            Таким образом, если земли ранее были отнесены к территории природного заказника, то при оценке возможности строительства (и рисков запрета строительства) необходимо проверять наличие акта уполномоченного органа об утверждении / изменении границ природного заказника, которым соответствующие земельные участки исключены из природного заказника. Изменение категории земель в отношении конкретного земельного участка и наличие разрешения на строительство не исключают запрета строительства.

            С текстом определения Верховного Суда РФ можно ознакомиться по этой ссылке.

            Читайте так же:  Справка об отсутствии задолженности организации образец

            Статья 51. Зона особо охраняемых природных территорий ох1. Земли особо охраняемых природных территорий

            В состав зон особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Состав земель особо охраняемых территорий, а также порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий определяются в соответствии с требованиями статьи 94 Зе­мельного кодекса Российской Федерации.

            С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий.

            Категории, виды особо охраняемых природных территорий, а также режимы особой охра­ны определяются в соответствии с требованиями Федерального закона от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

            Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке документов территориального планирования (схем территориального планирования муниципального района, генеральных планов поселения и населенных пунктов, документации по планировке территории).

            Особо охраняемые природные территории проектируются в соответствии с требова­ниями законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях согласно установленным режимам градостроительной деятельности с привлечением специальных норм и выполнением необходимых исследований. На особо охраняе­мых природных территориях намечаемая хозяйственная или иная деятельность осуществляется в соответствии со статусом территории и режимами особой охраны.

            Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

            На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

            На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

            На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

            предоставление садоводческих и дачных участков;

            строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

            движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

            иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

            В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и их территориальные подразделения принимают решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам. Аналогично достаточно подробно регламентированы Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» использование и охрана земель национальных парков, природных и дендрологических парков, ботанических садов и др.

            Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

            Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

            Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

            Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с Федеральным законом от 14.03.95г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

            Видео (кликните для воспроизведения).

            Иные параметры принимаются в соответствии с региональными (местными) нормативами градостроительного проектирования, с проектом планировки и регламентами (действующими нормативами).

            Источники


            1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.

            2. Панов, В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями: учеб пособие; М.: Юрист, 2011. — 160 c.

            3. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
            4. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.
            5. Иконы из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. — М.: PeNates-ПеНаты, Московская Православная Духовная Академия, 2015. — 32 c.
            Строительство на особо охраняемых природных территориях
            Оценка 5 проголосовавших: 1

            ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

            Please enter your comment!
            Please enter your name here