Статья 145 освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Полезная информация по теме: "Статья 145 освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Новеллы о применении статьи 145 НК РФ (Манохова С.В.)

Дата размещения статьи: 07.06.2015

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, сумма выручки от осуществления предпринимательской деятельности у которых невелика, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. О применении этого права и поговорим в статье. Подробно остановимся на вопросе исчисления размера выручки для целей применения ст. 145 НК РФ.

Ключевые моменты

В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), этих организаций или ИП без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Положения ст. 145 НК РФ не распространяются на организации и ИП, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

[3]

Для справки. К подакцизным товарам относятся:
— этиловый спирт, спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция, за исключением пищевой продукции, перечисленной в Перечне ;
— табачная продукция;
— автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
— автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин;
— топливо печное бытовое.
———————————
Перечень пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.06.2012 N 656.

Не рассматриваются как подакцизные следующие товары:
— лекарственные средства, в том числе изготавливаемые аптечными организациями по рецептам;
— препараты ветеринарного назначения, разлитые в емкости не более 100 мл;
— отдельные виды парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт;
— подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве этилового спирта, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации;
— виноматериалы, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло.

Порядок расчета суммы выручки

Должна ли организация в период применения освобождения пересчитывать сумму выручки за каждые три последовательных календарных месяца (май — июль, июнь — август, июль — сентябрь и т.д.) либо пересчет может осуществляться поквартально (I, II, III, IV кварталы)?

Дословно фраза из Налогового кодекса звучит так: за каждые три последовательных календарных месяца (п. 4 ст. 145 НК РФ). Поэтому в целях определения права налогоплательщика на освобождение от обложения НДС проверке соответствия суммы выручки установленному ограничению подвергается выручка за любые трехмесячные промежутки выделенных 12 месяцев (к аналогичному выводу пришел Президиум ВАС в Постановлении от 12.08.2003 N 2500/03). Иными словами, предположим, что право на освобождение от исчисления и уплаты НДС торговая организация получила 01.05.2014. Соответственно, для продолжения применения этой льготы критерий по выручке в размере 2 млн руб. должен соблюдаться за все трехмесячные промежутки в течение календарного года: май — июль, июнь — август, июль — сентябрь и т.д.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

На основании каких данных определяется размер выручки?

Организация сдает в аренду торговые помещения. Согласно условию договора стоимость аренды — 300 000 руб. в месяц. Арендодатель перечислил арендную плату сразу за 6 мес. (1 800 000 руб.). В каком порядке указанная сумма учитывается для целей применения права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС?

Согласно п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» для признания в бухгалтерском учете выручки, полученной от предоставления в аренду помещения, должны быть одновременно соблюдены условия, определенные пп. «а», «б» и «в» п. 12:
— организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора;
— сумма выручки может быть установлена;
— у организации имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод (такая уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива).
———————————
Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Если в отношении денежных средств, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность, а не выручка. Следовательно, при получении арендной платы авансом перечисленные арендатором платежи не признаются доходом организации, а отражаются как кредиторская задолженность. В составе доходов учитывается лишь та сумма, которая предусмотрена договором, — 300 000 руб. в месяц.

Учитываются ли поступления по операциям, не облагаемым НДС (освобожденным от налогообложения), в целях исчисления предельно допустимой величины выручки — 2 млн руб.?

Этот вопрос на протяжении многих лет был спорным. Например, московские налоговики в Письме от 23.04.2010 N 16-15/43541 пояснили, что в целях применения ст. 145 НК РФ при расчете размера выручки должны в числе прочих учитываться поступления от операций, облагаемых по ставке 0%, операций, освобожденных от налогообложения, а также операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория РФ не признается. Минфин в Письме от 15.10.2012 N 03-07-07/107 разъяснял, что при определении выручки, полученной от реализации товаров, в целях применения ст. 145 НК РФ выручка, полученная от реализации земельного участка, не являющейся согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС, подлежит учету. Некоторые арбитры были с ними солидарны (см., например, Постановление ФАС ПО от 10.11.2011 по делу N А06-1875/2011 ).
———————————
Определением ВАС РФ от 21.02.2012 N ВАС-810/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС.

[1]

Но чаще судьи выступали на стороне налогоплательщиков: по смыслу ст. 145 НК РФ освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика направлено на снижение налогового бремени в отношении лиц, которые имеют незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС (Постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12, ФАС СЗО от 17.04.2013 по делу N А13-372/2012). Позднее на основании выводов судей ВАС и налоговики согласились с данной версией (Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/[email protected] ).
———————————
Документ размещен на официальном сайте ФНС в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

Организация занимается розничной (продажа продуктов питания через магазин) и оптовой (продажа продуктов питания муниципальным учреждениям) торговлей. Применяет систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД и ОСНО соответственно. В отношении второй деятельности планирует применять право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ. Включается ли в сумму выручки, исчисляемой для получения права на освобождение, доход, полученный в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД?

Читайте так же:  Смена ответственного квартиросъемщика в муниципальной квартире

Спешим обрадовать читателей: в сумму выручки, полученной от реализации товаров, имеющую значение для получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, сумма выручки, полученная от реализации товаров в части деятельности, облагаемой ЕНВД, не включается (Письмо Минфина России от 26.03.2007 N 03-07-11/72). Единственно, организация должна вести раздельный учет выручки, полученной от осуществления розничной и оптовой торговли.

Организация занимается оптовой и розничной торговлей, применяет систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД и ОСНО соответственно. При продаже в розницу, помимо прочих, реализуются подакцизные товары. В оптовой торговле продажа подакцизных товаров не осуществляется. Вправе ли указанная организация претендовать на освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ в отношении предпринимательской деятельности, облагаемой ОСНО?

В далеком 2002 г. Конституционный Суд указал (Определение от 10.11.2002 N 313-О), что сам факт реализации подакцизных товаров не является основанием для утраты права на освобождение от уплаты НДС по операциям реализации неподакцизных товаров. В противном случае лицо, реализующее как подакцизные, так и неподакцизные товары, ставилось бы в неравное положение с лицами, реализующими только неподакцизные товары.
Пленум ВАС в Постановлении N 33 (п. 4) указал: при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, не учитываются, поскольку в силу п. 2 ст. 145 НК РФ в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение. Из сказанного выше делаем вывод, что торговая организация вправе применять право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика при условии, что размер выручки, полученной от реализации товаров оптом, соответствует установленному лимиту.

Может ли применять положения ст. 145 НК РФ вновь созданная организация?

Вновь созданная торговая организация сможет воспользоваться преференцией, установленной ст. 145 НК РФ, лишь по прошествии трех месяцев после начала осуществления деятельности (Письмо УМНС по Московской области от 05.06.2002 N 08-03-2). Что ж, несмотря на то что подобные разъяснения были даны московскими налоговиками более 10 лет назад, по нашему мнению, они вполне актуальны: право налогоплательщика на освобождение в течение 12 месяцев от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, корреспондирует с обязанностью в течение трех месяцев соблюдать условие по размеру выручки, полученной от реализации товаров.

Тезисно сформулируем основные выводы. Выручка для подтверждения правомерности применения положений ст. 145 НК РФ определяется по правилам бухгалтерского учета на основании регистров бухгалтерского учета.
Предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (2 млн руб. за три последовательных месяца), должен рассчитываться только относительно операций по реализации, облагаемых НДС.
В случае если организация, совмещающая применение спецрежима в виде уплаты ЕНВД (розничная торговля) и ОСНО (оптовая торговля), реализует в розницу подакцизные товары, она не теряет права на применение преференций по ст. 145 НК РФ в отношении оптовой торговли при соблюдении условий, установленных ст. 145 НК РФ.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика от уплаты НДС согласно статье 145 НК РФ

«Налоговый вестник», N 10, 2002

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 57-ФЗ), вступившим в силу с 1 июля 2002 г., внесены существенные изменения в обложение НДС организаций и индивидуальных предпринимателей.

В новой редакции изложена ст.145 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), предоставляющая налогоплательщикам право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Условия предоставления такого освобождения не изменились. Так же как и согласно действовавшей ранее норме закона, в соответствии с п.1 ст.145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей, без учета НДС и налога с продаж, не превысила в совокупности 1 млн руб.

Освобождение, предоставляемое в соответствии с п.1 вышеуказанной статьи НК РФ, не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на таможенную территорию Российской Федерации товаров, подлежащих налогообложению согласно пп.4 п.1 ст.146 НК РФ.

Кроме того, положения данной статьи НК РФ не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О предусмотренное ст.145 НК РФ освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС является разновидностью налоговых льгот, которыми в соответствии со ст.56 НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков согласно законодательству о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Существенно изменен подход к порядку предоставления такого освобождения, который с 1 июля носит не разрешительный, а уведомительный характер. Если ранее налогоплательщики претендовали на получение освобождения, то в настоящее время при желании они могут использовать свое право на освобождение, уведомив об этом налоговый орган. Для этого они должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п.6 ст.145 НК РФ, которые подтверждают право на такое освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляется организациями);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляется индивидуальными предпринимателями);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов — фактур.

Вышеуказанный перечень необходимых документов является исчерпывающим. Представления налоговых деклараций по НДС за прошедшие налоговые периоды в настоящее время не требуется.

Налоговые органы впредь не будут отражать в уведомлении наличие либо отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам.

Вышеуказанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Если налогоплательщики изъявляют желание воспользоваться продлением освобождения, они по истечении 12 календарных месяцев, в которых пользовались освобождением, должны уведомить налоговые органы не позднее 20-го числа последующего месяца о продлении освобождения или отказе от своего права. Налогоплательщики вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом (днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма).

Пример. Выручка от реализации товаров без учета НДС и налога с продаж составила у организации 950 000 руб. (в июне — 400 000 руб., в июле — 300 000 руб., в августе — 250 000 руб.). Реализация подакцизных товаров (подакцизного минерального сырья) в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев не осуществлялась. В соответствии со ст.145 НК РФ организация решила реализовать свое право на освобождение.

Читайте так же:  Раздел ипотечной квартиры с несовершеннолетним ребенком

Организацией соблюдены условия предоставления освобождения, предусмотренные п.1 ст.145 НК РФ. Освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС она вправе воспользоваться с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2003 г., если представит в налоговый орган по месту своего учета уведомление установленной формы и необходимые документы до 20 сентября 2002 г. и не утратит свое право на основании п.5 ст.145 НК РФ.

Если организация изъявляет желание продлить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, то она должна до 20 сентября 2003 г. уведомить налоговый орган о продлении освобождения, направив уведомление и подтверждающие документы за период с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2003 г.

Если налогоплательщик не обратился с письменным уведомлением о продлении права на освобождение или не представил документы, предусмотренные п.6 ст.145 НК РФ, то он уплачивает НДС в общеустановленном порядке начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончилось право на освобождение.

Следует обратить внимание читателей журнала на то, что лица, не представившие в установленный срок уведомление и необходимые документы, не могут воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и обязаны в общеустановленном порядке уплачивать НДС в бюджет.

Законом N 57-ФЗ введено новое правило, не позволяющее организациям и индивидуальным предпринимателям, направившим в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с п.5 ст.145 НК РФ.

В соответствии с вышеназванным пунктом ст.145 НК РФ если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС и налога с продаж, за каждые три последовательных календарных месяца превысила 1 млн руб. либо если налогоплательщики осуществляли реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, вышеуказанные налогоплательщики утрачивают право на освобождение начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения.

Сумма НДС за месяц, в котором имело место вышеуказанное превышение (1 млн руб.) либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В таком случае налогоплательщик утрачивает право на ежеквартальную уплату НДС и ежеквартальное представление декларации по этому налогу и обязан представлять декларацию в общем порядке, то есть ежемесячно, начиная с месяца, в котором произошло вышеуказанное превышение суммы выручки.

Так, если в январе сумма выручки не превысила 1 млн руб., а в феврале произошло превышение этой суммы, то декларация по НДС за январь должна быть представлена налогоплательщиком в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (февралем), в котором имело место превышение суммы выручки, то есть не позднее 20-го марта. Декларация за февраль должна быть представлена налогоплательщиком в соответствии с п.5 ст.174 и п.1 ст.163 НК РФ в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Читателям журнала следует иметь в виду, что за несвоевременную уплату НДС начисляется пеня.

Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п.1 ст.174 НК РФ уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В вышеуказанном случае за несвоевременную уплату НДС за январь налоговый орган будет начислять налогоплательщику пени с 21 февраля.

Кроме того, если налогоплательщик не представил документы, указанные в п.4 ст.145 НК РФ (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и п.п.1 и 4 настоящей статьи НК РФ, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщика, если при использовании им права на освобождение:

  • он не представит (не направит) в налоговый орган в установленном порядке указанные в п.4 ст.145 НК РФ документы;
  • он представит все документы в установленном порядке, но отразит в них недостоверные сведения;
  • налоговый орган установит превышение налогоплательщиком ограничения, определенного ст.145 НК РФ.

В вышеуказанных случаях к налогоплательщику применяется ответственность, установленная ст.ст.119, 122 НК РФ.

Взыскание с налогоплательщика налоговых санкций в виде штрафа производится налоговым органом на основании решения руководителя (его заместителя) о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщика в судебном порядке, а взыскание пеней — в бесспорном порядке.

Если налогоплательщик не представил в налоговый орган по месту учета уведомление и необходимые документы на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, то он считается не реализовавшим свое право и поэтому обязанным уплачивать НДС в общеустановленном порядке.

Если организация в период действия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика была реорганизована в другую организационно — правовую форму и созданное юридическое лицо является правопреемником, то право на освобождение в соответствии со ст.145 НК РФ до истечения срока, на который было получено освобождение (при соблюдении условий ст.145 НК РФ), сохраняется за реорганизованной организацией.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», освобождаются от исполнения обязанностей плательщика НДС в общеустановленном порядке.

Новая редакция ст.145 НК РФ содержит нормы по восстановлению и принятию к вычету сумм НДС.

Так, в соответствии с п.8 указанной статьи НК РФ суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст.ст.171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей Кодекса, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, но не использованным для вышеуказанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с данной статьей НК РФ, до утраты вышеуказанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения согласно гл.21 НК РФ, принимаются к вычету в порядке, установленном ст.ст.171 и 172 НК РФ.

Статья 145 — Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Читайте так же:  Трудовой договор с уборщицей по совместительству образец

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

  • По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;
  • уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Видео (кликните для воспроизведения).

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

Положение пункта 2 статьи 145 в его конституционно-правовом истолковании, данном в Определении Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 313-О, не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость по операциям с неподакцизными товарами.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Читайте так же:  Образовательное учреждение является некоммерческой организацией физическим лицом

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со СТАТЬЯми 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном СТАТЬЯми 171 и 172 настоящего Кодекса.

Статья 145 освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

1. Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

[2]

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Лица, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление в налоговый орган по месту своего учета.

Читайте так же:  Приказ о предоставлении административного отпуска образец

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Указанные документы и (или) уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

4. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), воспользовавшиеся правом на освобождение, не вправе отказаться от права на освобождение в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение в соответствии с абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, на освобождение (продление срока освобождения), являются:

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган документы и (или) уведомление по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ)

Видео (кликните для воспроизведения).

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Источники


  1. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.

  2. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.

  3. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
  4. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.
  5. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.
Статья 145 освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here