Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях

Полезная информация по теме: "Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Содержание

Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Решения, принимаемые в результате рассмотрения заявления или сообщения о преступлении

Дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Днем поступления сообщения считается день его фактического принятия дознавателем, следователем, прокурором, а не день регистрации или тем более день передачи исполнителю.

[2]

При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок рассмотрения сообщения, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.

В случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения должен идти со времени поступления в компетентный орган внутренних дел.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности или в суд орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает меры по сохранению следов преступления.

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях

Дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию специалистов.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Статья 144 УПК указывает на необходимость проверки сообщения о преступлении, не определяя методы ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:

  1. осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК);
  2. освидетельствование и назначение экспертизы — для закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего (ч. 4 ст. 146 УПК);
  3. иные процессуальные действия: направлять требования, поручения, запросы в учреждения, предприятия, организации, должностным лицам и гражданам (ст. 21 УПК);
  4. требование производства документальных проверок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч. 1 ст. 144 УПК);
  5. требование у редакции, главного редактора соответствующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);
  6. оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также средства административной и прокурорской проверки, применение которых не обусловлено наличием производства по уголовному делу.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела в порядке;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче сообщения по подследственности.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

Заявление или сообщение о преступлении должно быть принято соответствующим должностным лицом и зарегистрировано в установленном порядке. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшим, даты и времени его принятия (талон уведомления).

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд.

В тех случая, когда из поступившей информации (повода) о преступлении с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствия основания для возбуждения уголовного дела, а также, обстоятельств, исключающих производство по делу, может быть проведена предварительная проверка в порядке ст. 144 УПК РФ.

Она дат возможность получить дополнительные сведения и материалы, необходимые для правильного разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Предварительная проверка производится в срок не более 3 суток с момента получения и регистрации заявления (сообщения) о совершении преступления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания праве по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок предварительной проверки.

При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно – розыскных мероприятий, руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Читайте так же:  Прекращение регистрационных действий на автомобиль после продажи

В качестве методов предварительной проверки на практике используют:

1. Получение объяснений

Объяснение может быть получено от любого лица, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Процедура получения объяснений близка к процедуре допроса. Однако, лицо не несет уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Особенность получения объяснений состоит в том, что перед его получением лицу разъясняются следующие права:

• право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и других близких родственников

• право на адвоката

• право на обжалование действия (бездействия и решений) дознавателя, следователя, органа дознания

2. Истребование или получение необходимых предметов и документов

Необходимые предметы и документы могут быть истребованы по почте или непосредственно у граждан или должностных лиц. В последнем случае должен быть составлен соответствующий протокол с указанием времени, места и обстоятельств истребования и получения необходимых материалов. Аналогичный протокол должен быть составлен и при принятии представленных гражданами и должностными лицами предметов и документов.

3. Производство ревизий, документальных проверок, инвентаризаций, контрольных закупок, а также специальных исследований

Документальные проверки и ревизии производятся в основном по делам о преступлениях в сфере экономики.

Документальная проверка – это изучение по документам какой-либо одной стороны деятельности предприятия, организации, учреждения с целью получения сведений о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом составляется акт документальной проверки.

Ревизия – это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения, предприятия, организации за определенный период. Она так же производится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в документах. По итогам ревизии составляется акт.

Наиболее часто специальные исследования производятся, когда требуется выявить признаки преступлений, связанных с наркотическими средствами, подделкой документов, незаконного ношения, хранения и приобретения оружия, фальшивомонетничества и т. д. В этих случаях дознаватели и следователи широко используют для решения вопроса о наличии или отсутствии основания к возбуждению уголовного дела помощь специалистов, поручая им производство вышеуказанных исследований.

4. Производство следственных действий

, по общему правилу, до возбуждения уголовного дела запрещено, кроме осмотра места происшествия, осмотра трупа, осмотра предметов и документов, освидетельствования, производства экспертизы, получения образцов для сравнительного исследования, которые можно производить в ходе проверки в порядке ст. 144 УПК РФ.

В том случае, если сообщение о преступлении распространено в СМИ, орган дознания может произвести его проверку только по поручению прокурора, а следователь – по поручению руководителя следственного органа. Редакция (главный редактор) СМИ обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем эту информацию за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72
«Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

В целях организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в системе Следственного комитета Российской Федерации, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации.

2. Ввести книги регистрации сообщений о преступлении:

в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет): в Главном военном следственном управлении, в Главном следственном управлении, в подразделениях центрального аппарата Следственного комитета по федеральным округам;

в главных следственных управлениях и следственных управлениях Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделениях по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах Следственного комитета;

в межрайонных следственных отделах, следственных отделах и следственных отделениях Следственного комитета по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделениях Следственного комитета.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
генерал-полковник юстиции

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2013 г.

Регистрационный N 27314

Утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (подразделениях) системы СК РФ.

Инструкция, в частности, касается руководителей органов (подразделений), следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей, при наличии соответствующего поручения — следователей-криминалистов.

Руководитель следственного органа ежедневно осуществляет текущий контроль за поступающими сообщениями и обеспечивает их прием, регистрацию и рассмотрение.

Лицо, принявшее заявление о преступлении, обязано предоставить заявителю талон-уведомление об этом. Он выдается под роспись в талоне-корешке.

Бланки талонов-уведомлений и талонов-корешков являются документами строгой отчетности.

Заполненные талоны-корешки сдаются уполномоченному должностному лицу следственного органа для отчета и организации их хранения в течение года.

Принятые сообщения о преступлении незамедлительно докладываются руководителю следственного органа либо его заместителю.

В следственных органах вводятся книги регистрации сообщений о преступлении.

По общему правилу проверка сообщения должна быть завершена не позднее 3 суток со дня его поступления.

Приказ Следственного комитета России от 11 октября 2012 г. N 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2013 г.

Регистрационный N 27314

[1]

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 6 марта 2013 г. N 48

Срок рассмотрения сообщений и заявлений о преступлениях

Должностные лица правоохранительных органов обязаны рассмотреть, и провести доследственную проверку по заявлению или сообщению о преступлении в установленный законом трехдневный срок. При необходимости указанный срок, может быть продлен руководителем правоохранительного органа до 10 суток. Если для полной и объективной проверки сообщения или заявления требуется проведение документальных проверок или ревизий, а также по материалам по фактам смерти граждан данный срок может быть продлен прокурором, руководителем следственного органа до 30 суток. Проведение проверки свыше указанного срока, не допускается.

Читайте так же:  Работник отказывается подписывать приказ о дисциплинарном взыскании

Решения, принимаемые по результатам проверки заявлений и сообщений о преступлениях

По результатам проведенной доследственной проверки должностным лицом правоохранительного органа должно быть принято одно из следующих решений:

— о возбуждении уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о передаче сообщения по подследственности в другой правоохранительный орган, или в мировой суд по делам частного обвинения (о нанесении побоев и причинению легкого вреда здоровью).

При вынесении решения об отказе в возбуждении уголовного дела, в соответствии с требованиями законодательства, заявителю в течении 24 часов с момента вынесения данного решения, направляется его копия и разъясняется право его обжалования.

При вынесении решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности или в суд, заявителю сообщается наименование органа, в который было направлено сообщение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9838 —

| 7413 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Процессуальные способы проверки заявлений, сообщений о преступлениях в установленный срок, быль или реальность?

юридические науки

  • Берзина Юлия Александровна , магистр, студент
  • Башкирский государственный университет
  • СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
  • ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
  • СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ЗАЯВЛЕНИЙ

Похожие материалы

Принять законное процессуальное решение по заявлению, сообщению о преступлении возможно только после проведения полной, всесторонней и объектовой оценки информации полученной в ходе проверки заявления, сообщения о преступлении. Проведение полной и качественной проверки по поступившему заявлению, сообщению свидетельствует о законном и правильном принятии решении в соответствии со ст.145 УПК РФ, исключая факт допущения нарушения закона. В ходе проверки должно быть установлено как отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, так и наличие оснований для его возбуждения.

Необходимо отметить, что проверка поступившей информации является обязательным элементом уголовно-процессуальной деятельности на стадии возбуждения уголовного дела, регулируется нормами уголовно-процессуального права и соответственно носит процессуальный характер. Субъектом проверки, выступает должностное лицо органа дознания или предварительного следствия на которое в соответствии с положениями п.п. 77,78,82 приказа МВД РФ от 1 мая 2012г. №140 возлагаются полномочия по проведению проверки заявлений, сообщений.

При проведении такой проверки заявлений и сообщений происходит установление конкретных обстоятельств преступления, далее данные полученные при проверке могут быть использованы как доказательства по уголовному делу. Но в сравнении с предварительным расследованием проверка заявлений, сообщений ставит перед собой иную цель. Так при проведении дознания или же предварительного следствия устанавливаются все обстоятельства преступления, в то время как при проверке заявления, сообщения на стадии возбуждения уголовного дела устанавливается только наличие или отсутствие признаков преступления и оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, необходимых для принятия решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, передаче по подследственности или же в суд.

В соответствии со статьей 144 УПК РФ срок проверки сообщений, заявлений о любом совершенном или готовящемся преступлении подлежащих рассмотрению дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, составляет 3 суток со дня поступления такого сообщения и при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью принятия законного решения согласно ст. 145 УПК РФ, по мотивированному ходатайству руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 10 и 30 суток.

В ходатайстве необходимо указать конкретные обстоятельства которые служат основанием для данного продления. Также основные правила для исчисления, соблюдения, продления, а также восстановления процессуальных сроков закреплены в ст.ст. 128-130 УПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.128 УПК РФ, в том случае если день на который приходится окончания срока рассмотрения сообщения о преступлении, будет нерабочим, то окончание срока, то есть последний день окончания срока, будет первый день после нерабочего дня. Исключительными случаями являются лишь исчисление сроков при домашнем аресте, содержании под стражей, задержании и нахождении в медицинском или психиатрическом стационаре.

Например, при окончании срока рассмотрения сообщения, заявления о преступлении 10 февраля, праздничным днем является 11 февраля, в связи с этим срок проверки в трое суток сообщения, заявления о преступлении сутки 11 февраля могут быть не включены согласно ст. 128 УПК РФ. Также согласно ст.144 УПК РФ срок рассмотрения сообщения, заявления в трое суток может быть продлен до десятисуточного или же 30 суток.

Такого рода продления подлежит рассмотрению как исключительный механизм, так как при принятии решения о продлении срока предварительной проверки руководитель следственного органа, начальник органа дознания обязаны качественно и в полном объеме проанализировать приведенные доводы следователя, дознавателя, органа дознания о том, что не представляется возможным в установленный более короткий срок принять решение по данному сообщению, заявлению.

Действительно, на практике большое количество сообщений, заявлений не всегда реально рассмотреть в срок 3 суток. Зачастую продление сроков для проведения проверки необходимо для получения ответа на запрос или же объяснения от свидетелей, потерпевших которые могут дать важную информацию, но по причине не проживания по месту жительства и не появления по месту работы, в связи с требуемым временем для установления местонахождения срок проверки необходимо продлить, также причиной может явиться, например сроки ожидания окончания проведения экспертизы специалистом или экспертом и т.д. В данной ситуации проблему можно обозначить как «быстро и не качественно» и «медленнее, но более качественнее», так как проведение не качественной проверки сообщения, заявления, хотя и в установленный законом срок, может повлечь за собой тот факт, что по заявлению, сообщению будет принято процессуальное решение которое будет во-первых незаконным, а во-вторых необоснованным. В последствии по таким материалам доследственной проверки прокуратурой происходит возврат материалов проверок на дополнительную проверку с требованием устранить нарушения закона при принятии данного процессуального решения.

Читайте так же:  Ходатайство о введении конкурсного производства образец
Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с тем, что ходатайство подаваемое следователем, дознавателем, органа дознания о продлении срока принятия решения по сообщению, заявлению о преступлении в своем содержании должно отражать все причины в связи с которыми решение в установленный ранее срок не может быть принято, а также в обязательном порядке должно быть отражено какие проверочные действие еще необходимо провести и какой срок для этого необходим. Такие сведения отраженные в ходатайстве позволяют вести надлежащий контроль за сроками рассмотрения сообщения, заявления, не допускать факта волокиты со стороны лиц занимающимися проверкой, за счет определения последовательности процессуальных действий и сроков их реализации.

Продление срока рассмотрения сообщения, заявления до 30 суток производится по письменному ходатайству следователя руководителя следственного органа или по ходатайству дознавателя, в котором обязательно должны быть указаны конкретные обстоятельства, в связи с которыми необходимо продлить срок проверки. Генеральный прокурор Российской Федерации в своем требовании в п. 1.7 Приказа от 5 сентября 2011 г. №277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» указал на срок проверки сообщения, заявления до 30 суток по ходатайству дознавателя, где должны быть отражены основания предусмотренные ч.3 ст.144 УПК РФ и обязательно предметно должны быть рассмотрены доводы и основания послужившие мотивацией для продления сроков рассмотрения заявления, сообщения.

К сожалению, на практике в связи с разными причинами не всегда в установленный срок удается принять законное обоснованное решение по рассматриваемому сообщению, заявлению, в связи, с чем возникает необходимость вынесения заведомо незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Цель данного процессуального действия заключается в выигрыше времени, а последствием принятия такого решения соответственно становиться возврат материала доследственной проверки как необоснованно вынесенного решения, в связи с неполнотой проведенной проверки для проведения дополнительной проверки.

Конечно, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в таком случае более предпочтительное решение для должностного лица, принимающего решение по материалу доследственной проверки, так как после проведенной проверки прокуратура отменит данное решение и направит его для проведения дополнительной проверки с установлением нового срока, соответственно цель достигнута — время выиграно. Но, по истечении срока дополнительной проверки данный круг действий повторяется, вплоть до того момента когда будет получено заключение судебной экспертизы, отпрошены все свидетели и т.д. Решив все поставленные задачи, должностное лицо принимает окончательное решение по материалу доследственной проверки с направлением его в орган прокуратуры. В связи с вышеуказанными действиями срок проведения проверки может затянуться на месяца. При таких обстоятельствах, все решения об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу доследственной проверки принятые в промежутке до окончательного носят промежуточный характер.

Считаю необходимо отметить, что недопустимо использовать предусмотренную УПК РФ возможность продления срока как «обычное явление» по каждому сообщению, заявлению. Предусмотренный первоначальный срок в 3 суток является волне реальным для принятия законного решения по многим сообщениям, заявлениям, если будет установлено основание для возбуждения уголовного дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности, Каждому сотруднику необходимо помнить, что такое процессуальное действие как продление срока рассмотрения сообщения, заявления, не является его обязанностью, а лишь право на проведение более полной проверки.

Список литературы

  1. О едином учете преступлений: приказ Генпрокуратуры России No 39, МВД России №1070, МЧС России No 1021, Минюста России №253, ФСБ России No 780, Минэкономразвития России No 353, ФСКН России №399 от 29.12.2005: ред. от 20.02.2014 // Российскаягазета. 2006. 25 января.
  2. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: приказ МВД России №736 от 29 августа 2014 г // Российская газета. 2014. 14 ноября.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. No 197-ФЗ: ред. от 21 июля 2014 г. // Рос. газ. 2001. 31 дек. 2014. 25 июля.
  4. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2011 г. №277 // Законность. 2011. №1.
  5. Шипунова О. В. Исчисление сроков проверки сообщения о преступлении и порядок их продления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. С. 4256–4260. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85852.htm.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

28. Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Решения, принимаемые в ре- зультате рассмотрения заявления или сообще- ния о преступлении

рор обязаны принять, проверить сообщение о любом

совершенном или готовящемся преступлении и в пре-

делах своей компетенции принять по нему решение в

срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного

день его фактического принятия дознавателем, следо-

вателем, прокурором, а не день регистрации или тем

более день передачи исполнителю.

При проверке сообщения о преступлении орган доз-

нания, дознаватель, следователь и прокурор вправе

требовать производства документальных проверок, ре-

визий и привлекать к их участию специалистов.

Прокурор, начальник следственного отдела, началь-

ник органа дознания вправе по ходатайству соответст-

венно следователя, дознавателя продлить до 10 суток

срок рассмотрения сообщения, а при необходимости

проведения документальных проверок или ревизий

прокурор вправе по ходатайству следователя или доз-

навателя продлить этот срок до 30 суток.

В случае передачи сообщения о преступлении по

подследственности срок его рассмотрения должен

идти со времени поступления в компетентный орган

Заявителю выдается документ о принятии сообще-

ния о преступлении с указанием данных о лице, его

принявшем, а также даты и времени его принятия.

По результатам рассмотрения сообщения о пре-

ступлении орган дознания, дознаватель, следователь

или прокурор принимает одно из следующих реше-

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по

уголовным делам частного обвинения — в суд в соот-

ветствии с УПК РФ.

О принятом решении сообщается заявителю. При

этом заявителю разъясняются его право обжаловать

Читайте так же:  Перепрописка несовершеннолетнего ребенка в другую квартиру

данное решение и порядок обжалования.

В случае принятия решения о передаче сообщения

по подследственности или в суд орган дознания, доз-

наватель, следователь или прокурор принимает меры

ВОПРОС 3. Порядок принятия заявления и сообщений о преступлении, сроки их рассмотрения.

Орган уголовного преследования обязан принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление или сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.

Обязанность органов внутренних дел принимать и регистрировать поступающие заявления и сообщения подробно регламентирована Инструкцией «О порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях», утвержденной постановлением МВД РБ от 23 октября 2007 года № 278. Общие правовые основания для приема и регистрации ОВД заявлений и сообщений о преступлениях также содержатся в Законе от 9 января 2006 года № 94-3 «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений», гл. 20 УПК «Поводы и основания к возбуждению уголовного дела». Положения указанных НПА обладают большей юридической силой по сравнению с положениями Инструкции.

Прием заявлений и сообщений о преступлениях осуществляется круглосуточно в оперативно-дежурной службе ОВД оперативным дежурным, иным должностным лицом оперативно-дежурной службы (ОДС), а также другого подразделения ОВД, назначенным в штатный (внештатный) наряд ОДС в установленном порядке. Вне зданий ОВД, а также в ОВД где нет ОДС, заявления и сообщения о преступлениях принимают сотрудники ОВД, к которым обратились граждане, или иные субъекты.

Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях осуществляется оперативным дежурным в момент их поступления.

Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения о преступлении с указанием должностного лица, принявшего заявление или сообщение, и времени их регистрации.

Решение по заявлению или сообщению должно быть принято в срок не позднее трех суток, а при необходимости проверки достаточности наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела – не позднее десяти суток.

В случае невозможности принятия решения в вышеуказанный срок он может быть продлен прокурором по мотивированному постановлению органа дознания или следователя до одного месяца.

В необходимых случаях вышестоящим прокурором срок проверки по заявлению или сообщению о преступлении может быть продлен до трех месяцев.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8332 —

| 7268 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

§ 3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

В соответствии со ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему решение.

Обязанность дознавателя, органа дознания и следователя принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении вытекает из требований ч. 2 ст. 21 УПК РФ, в соответствии с которой в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Под сообщениями о преступлении в соответствии с п. 43 ст. 5 УПК РФ имеются в виду все предусмотренные Кодексом в качестве поводов для возбуждения уголовного дела источники информации: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления.

Обязанность дознавателя, органа дознания и следователя принимать сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении распространяется на все виды преступлений, независимо от их характера и тяжести, а также отнесения их к уголовным делам публичного, частно-публичного или частного обвинения. Дознаватель, орган дознания и следователь не вправе отказать в приеме сообщения о преступлении, даже если речь идет о преступлении, не относящемся к их компетенции. В подобных случаях они обязаны поступить в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ — принять поступившее сообщение в установ-

ленном порядке и передать его по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Отказ принять сообщение о преступлении — это нелегитимный вариант поведения, означающий уклонение от выполнения возложенных законом обязанностей. В качестве дополнительной гарантии права граждан на судебную защиту в ч. 5 ст. 144 УПК РФ предусмотрена возможность обжалования отказа в приеме сообщения о преступлении прокурору или непосредственно в суд. Порядок рассмотрения такой жалобы установлен в ст. 124 и 125 Кодекса.

С целью обеспечения реального доступа граждан к правосудию в правоохранительных органах существует система принятия сообщений о преступлениях. В частности, в органах внутренних дел информация о преступлениях вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты сообщаемых сведений принимается в любом органе внутренних дел круглосуточно штатными дежурными, их помощниками или работниками, назначенными на дежурство в установленном порядке 1 .

Заявления о преступлениях, поступившие в канцелярию (секретариат) органа внутренних дел по почте, телеграфу и т. д., регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются начальнику органа внутренних дел или лицу, его замещающему, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления в дежурной части и принимает решение о порядке его проверки.

Запрещается учитывать в делопроизводстве канцелярии письменные заявления или сообщения о преступлениях, которые представлены в орган внутренних дел непосредственно заявителем (гражданином или должностным лицом).

При обращении граждан в дежурную часть, приемную органа внутренних дел, к участковому уполномоченному милиции, следователю, дознавателю или другому сотруднику с устным заявлением о преступлении оформляется протокол заявления в соответствии с требованиями УПК РФ.

1 См.: Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (утв. приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985).

Согласно ч. 4 ст. 144 УПК РФ заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. При получении заявления о преступлении непосредственно от заявителя и оформлении протокола устного заявления дежурный обязан немедленно выдать заявителю талон-уведомление. Сообщения о преступлениях и поручения прокурора о проведении проверки по сообщениям о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации, регистрируются в дежурной части органа внутренних дел в Книге учета сообщений о преступлениях. Здесь же регистрируются заявления, содержащие признаки безвестного исчезновения человека, и рапорты сотрудников органов внутренних дел о непосредственном обнаружении и выявлении ими признаков преступлений. Иная информация и письменные заявления о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления, регистрируются в Журнале учета иной информации о правонарушениях. Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации категорически запрещается.

Читайте так же:  Оформление реконструкции частного дома по упрощенной схеме

При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на заявлении (протоколе заявления), рапорте об обнаружении преступления в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в Книге учета сообщений о преступлениях, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои подпись, фамилию и инициалы.

В УПК РФ (ч. 1 и 2 ст. 144) предусмотрена проверка поступившего сообщения о преступлении. Под проверкой сообщения о преступлении понимается его сопоставление с другими данными, имеющимися в распоряжении органов уголовного преследования, установление его источника, получение иных данных, подтверждающих или опровергающих проверяемое сообщение.

Проверка зарегистрированного сообщения о преступлении поручается уполномоченному сотруднику органа, принявшего сообщение, в зависимости от специализации, объектов и территории обслуживания. Эти вопросы регулируются ведомственными нормативными актами. Исключение составляет проверка сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации. Такую проверку проводит по поруче-

нию прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

С целью проверки сообщения о преступлении не могут производиться следственные действия, которые закон допускает только после возбуждения уголовного дела. Исключение составляет осмотр места происшествия. В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

С целью проверки сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Согласно закону могут производиться иные процессуальные действия, к числу которых относятся требования, поручения, запросы (ст. 21 УПК РФ). В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК РФ по требованию прокурора, следователя или органа дознания редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Решение по сообщению о преступлении должно быть принято не позднее трех суток со дня его поступления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить указанный срок до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

В случае передачи сообщения о преступлении по подследственности срок его рассмотрения в этом случае должен исчисляться со времени поступления в компетентный орган.

В соответствии со ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

В УПК РФ содержится исчерпывающий перечень решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения со-

общения о преступлении. Запрещается списывать полученное сообщение о преступлении «в дело», приобщать к материалам дел оперативного учета, дел об административных правонарушениях без принятия конкретного решения в соответствии с законом.

Решение о возбуждении уголовного дела предоставляет должностному лицу органа предварительного расследования, принявшему дело к своему производству, право предпринимать в пределах своей компетенции любые следственные и иные процессуальные действия, применять меры пресечения и иные меры процессуального принуждения.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела является одним из вариантов завершения уголовного судопроизводства. Оно исключает последующую уголовно-процессуальную деятельность по данному факту. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела является одним из оснований прекращения уголовного преследования.

Передача сообщения по подследственности является промежуточным решением. Орган, получивший такое сообщение, обязан принять по нему конкретное решение — о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности орган дознания, дознаватель, следователь принимают меры по сохранению следов преступления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заявителю должно быть сообщено о принятом решении независимо от его характера. Если уголовное дело возбуждено и заявителю предстоит участвовать в его производстве в качестве потерпевшего, свидетеля, законного представителя, достаточно устного сообщения о принятом решении. Если же заявление передано по подследственности либо в возбуждении уголовного дела отказано, о принятом решении должно быть сделано письменное сообщение. В случае отказа в возбуждении уголовного дела к письму в соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК РФ должна быть приложена копия вынесенного постановления. В письменном сообщении о принятом решении должно содержаться разъяснение права обжаловать это решение как прокурору или руководителю следственного органа, так и непосредственно в суд, а также порядок обжалования (ст. 124 и 125 УПК РФ соответственно).

Источники


  1. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.

  2. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.

  3. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
  4. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
  5. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.
Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here