Создание общественной организации без образования юридического лица

Полезная информация по теме: "Создание общественной организации без образования юридического лица". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Создание общественной организации без регистрации

В предыдущем посте я писала о встрече с екатеринбургскими (и не только) общественниками на тему создания НКО. Одной из темой обсуждения было создание общественного объединения без регистрации. Опишу как создать такое объединение.

Сначала объясню, чем отличаются зарегистрированные и незарегистрированные общественные объединения (это разновидности некоммерческих организаций).

Реализовать свое право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) граждане могут в трех формах.

Статус простого объединения граждан

Он возникает исходя из факта объединения граждан в какую-либо группу. То есть как только люди собрались и решили, что у них будет объединение с определенными целями, такое объединение уже появилось.

В качестве примера можно привести некоторые группы в социальных сетях (особенно с закрытым членством), например, группа Цивилистика – она объединяет людей, которым интересно гражданское право. Другой пример – Лига друзей Филармонии – это некое объединение слушателей филармонии, его члены имеют карточку, дающую право на скидки, также Филармония иногда собирает членов Лиги друзей для того, чтобы, например, рассказать о новом музыкальном сезоне или что-то обсудить.

Но надо помнить, что на такие объединения не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статус общественного объединения без образования юридического лица

Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

— не менее трех участников;

— организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т.д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права – к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей долевой собственности его членов.

Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких объединений в этом перечне нет (это распространяется и на первый вид объединения).

Статус общественного объединения как юридического лица

Для того чтобы объединение начало свое существование в качестве юридического лица, оно должен быть зарегистрировано в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: общественный фонд, общественная организация и др.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В данном случае объединение признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

— организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды объединения;

— назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;

— открыть расчетный счет в банке;

— заключать договоры от имени объединения.

Создавать общественное объединение со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств или если вы собираетесь участвовать в конкурсе на получение гранта (многие грантодатели требуют регистрацию в качестве юридического лица). Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

Этапы создания общественного объединения без регистрации

  1. Выбор организационно-правовой формы
  2. Определение названия, целей, задач
  3. Разработка устава
  4. Учреждение объединения на общем собрании, выбор органов и утверждение устава

С этого момента объединение создано!

Содержание устава общественного объединения (ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»)

[1]

  • название
  • цели
  • Организационно-правовая форма
  • территория деятельности
  • структура, руководящие органы, их компетенция и порядок формирования
  • условия и порядок приобретения и утраты членства
  • права и обязанности членов
  • источники формирования денежных средств и иного имущества
  • права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации

Решение о создании должно содержать:

  • Собственно решение о создании такого-то объединения (указать полное название)
  • Решение об утверждении устава
  • Решение об утверждении руководящих и контрольно-ревизионных органов

В качестве образца могу предложить готовые формы устава и протокола о создании общественной организации (это один из видов общественного объединения):

Конечно, необходимо приспособить все это под свою организацию. Важно, чтобы в итоге остались обязательные сведения, которые нужно указывать в уставе (см. выше их перечень). Но даже если потом выясниться, что какие-то пункты устава вам не подходит или вы хотели бы добавить что-то еще, то порядок изменения устава предельно прост – нужно просто разработать новую редакцию и утвердить на общем собрании (кстати, можно предусмотреть какой-то другой порядок, например, утверждение не общим собранием, а правлением). И ничего не надо будет регистрировать.

Читайте так же:  Срок действия медицинской справки из наркологического диспансера

Как создать некоммерческую организация без образования юридического лица?

Планируется создание некоммерческой организации для улучшения жилищных условий её членов. Но, не хотелось бы, особо на первоначальном этапе, погружаться в бухгалтерские проводки и налоговый беспредел. То есть, НКО должно быть организовано как не юридическое лицо или ИП. Как решить данный вопрос. Возможно ли это сейчас по нашему российскому законодательству, а если «неззя», то какие могут быть приемлимые, в пределах разумного, варианты.

Ответы юристов ( 3 )

Хотите создать НКО без регистрации юр. лица? Вам ни кто не препятствует. Создавайте. Но нужно понимать, что такая организация не будет пользоваться правами юридического лица.

Но, какие-то же права у НКО будут. Где посмотреть?

давайте рассуждать иначе.

какие права вы хотите получить?

Иметь право представлять собой организация, принимать членов, принимать членские взносы, расходовать собранные средства на уставные цели (создание и улучшение жилищных условий) и содержание аппарата (зарплата, транспорт, оргтехника, командировки и прочее. ). Но, поскольку взносы членов для покрытия данных затрат, это взносы наличных денег из зарплат и прочих полученных выплат физическими лицами уже обложенных всякими «ясаками» , то какой смысл городить огород. Внутренняя отчетность конечно же нужна. «Общаг» требует контроля. Вот как-то так.

Ну, принимайте членов, собирайте взносы, расходуйте их… Кто вам мешает? Кстати, вы можете задавать свои вопросы в формате личный сообщений и не забывайте оценивать данные вам ответы.

Закон об общественных организациях Российской Федерации

Закон «Об общественных организациях РФ» регулирует отношения, касающиеся реализации людьми прав на формирование социальных институтов, осуществление в их рамках деятельности, их реорганизацию/ликвидацию. Для иностранных физлиц и лиц без гражданства устанавливаются такие же юридические возможности, кроме случаев, предусмотренных в нормативных актах.

Сфера действия

Закон «Об общественных организациях и объединениях» распространяется на все социальные институты, сформированные гражданами. Исключением выступают религиозные структуры. Также нормативный акт не регулирует деятельность коммерческих структур и образованных ими некоммерческих союзов и ассоциаций.

Права граждан

Физлица обладают юридической возможностью формировать на добровольной основе социальные институты (общественные объединения). Целью их образования выступает защита коллективного интереса и реализация единых задач. Право людей на объединение предполагает также возможность вступать в уже действующие институты или воздерживаться от этого, а также прекращать членство в них без всяких затруднений и препятствий. Формирование социальных институтов, таким образом, обеспечивает реализацию интересов и прав. Закон «О некоммерческих общественных организациях» допускает их образование без необходимости получать предварительное разрешение на это от государственных структур, местной власти. Граждане могут вступать в такие социальные институты при условии соблюдения уставов. Закон «О создании общественных организаций» не устанавливает обязательного требования для регистрации. Такие социальные институты могут действовать без приобретения прав юрлица. По выбору граждан, общественная организация может быть зарегистрирована в порядке, предусмотренном рассматриваемым законом.

Нормативная база

Права физлиц на объединение, их содержание, статус организаций, основные гарантии государства, порядок деятельности, образования, ликвидации/реорганизации регламентируются не только рассматриваемым законом, но и ГК, а также рядом других нормативных актов. Специфика формирования, функционирования, структурных преобразований отдельных типов социальных институтов может регулироваться специально принятыми правовыми документами. К таким организациям, например, относят профсоюзы, благотворительные фонды и пр. Принимаемые относительно них нормативные акты должны соответствовать рассматриваемому правовому документу. Указанные институты могут осуществлять свою деятельность до принятия соответствующих законов. В этом случае их функционирование регламентируется рассматриваемым документом.

Закон «Об общественных организациях» раскрывает определение социального института. В качестве него выступает самоуправляемое, добровольное формирование, образованное по инициативе граждан. Свою деятельность структура осуществляет на некоммерческой основе. Граждане формируют социальный институт в соответствии с едиными интересами и целями, которые указываются в уставе.

Закон «Об общественных организациях» устанавливает, что в качестве учредителей социального института могут выступать граждане и юрлица. Эти субъекты созывают съезд, на котором утверждают устав, формируют контрольно-ревизионный и руководящий аппарат. Учредители социального института, как юрлица, так и граждане, выполняют равные обязанности и наделяются равными правами. Члены общественной организации – общественные объединения (юридические лица) и физлица. Их заинтересованность проявляется в коллективном решении задач сформированного института на основании положений его устава. Она оформляется соответствующими документами (заявлениями), позволяющими учитывать число членов для обеспечения их равноправия как членов организации. Указанные субъекты также наделены равными юридическими возможностями и обязанностями. Члены социального института могут избираться и выбирать состав надзорно-ревизионной и руководящей структур. Они также вправе осуществлять контроль над деятельностью органов управления в соответствии с уставом. При неисполнении своих обязанностей, несоблюдении требований устава члены социального института могут быть исключены из него.

В качестве них Закон «Об общественных организациях» называет юрлиц и граждан, которые выражают поддержку целям сформированного института, конкретным акциям, проводимым им. Такие субъекты участвуют в деятельности структуры без необходимости обязательно оформлять условия своего содействия, если другое не предусматривается в уставе. Как и учредители, и члены, участники имеют равные обязанности и права.

Закон «Об общественных организациях» допускает формирование:

  1. Движений.
  2. Фондов.
  3. Организаций.
  4. Учреждений.
  5. Органов самодеятельности.
  6. Политических партий.

Общественная организация

Она основывается на членстве. Такая структура формируется для осуществления совместной деятельности. В качестве целей образования выступает обеспечение защиты интересов и реализация задач, предусмотренных в уставе. В качестве членов могут выступать юридические и физлица, если другое не устанавливает рассматриваемый Федеральный закон «Об общественных организациях». Высшей руководящей структурой социального института считается конференция (съезд) либо собрание. В качестве постоянно действующего аппарата управления выступает коллегиальный орган. Он подотчетен конференции или общему собранию. Социальный институт может пройти госрегистрацию. В этом случае действующий постоянно аппарат управления реализует права юрлица от имени организации и выполняет ее обязанности согласно уставу.

Читайте так же:  Смена лизингополучателя проводки у старого лизингополучателя

В качестве него Закон «Об общественных организациях Российской Федерации» признает институт, состоящий из участников не на основе членства. Эта структура отличается своей массовостью. Движение может преследовать политические, социальные или другие общественно полезные цели, которые поддерживаются его участниками. Высший руководящий аппарат – конференция/съезд или собрание. Действующим постоянно органом выступает выборная коллегиальная структура. Она подотчетна собранию либо съезду. При государственной регистрации движения его орган управления, действующий постоянно, выполняет обязанности и реализует права от имени института на основании положений устава.

Территориальное распространение

В настоящее время функционируют межрегиональные, общероссийские, региональные и местные организации. Под первыми следует понимать институт, деятельность которого осуществляется на основании уставных целей на территории, охватывающей меньше половины всех субъектов страны. В каждом районе при этом они имеют свои филиалы, представительства, отделения. Общероссийской организацией называют объединение, осуществляющее свою работу более чем в половине субъектов страны. Они также имеют свои подразделения в административно-территориальных единицах. Региональными объединениями именуют организации, действующие в пределах одного субъекта. Существуют также местные социальные институты. Они работают в пределах территории, подконтрольной органу самоуправления. Для более конкретного регулирования указанных институтов могут приниматься специальные нормативные документы. Например, закон «О региональных общественных организациях».

В рассматриваемом нормативном документе предусматривается, что:

  1. Общественные организации вне зависимости от их структурно-правовых форм равны перед законом.
  2. Работа социальных институтов базируется на принципах равноправия, добровольности, самоуправления.
  3. Общественные организации свободны при определении собственной внутренней структуры, форм, целей, методов функционирования.
  4. Работа институтов должна отличаться гласностью. При этом сведения о программных и учредительных документах должны быть общедоступны.

Ограничения

В законодательстве сформулировано ряд запретов, касающихся создания и последующей деятельности общественных организаций. В частности, не допускается формирование и функционирование социальных институтов, цели или проводимые мероприятия которых характеризуются как экстремистские и направлены на разжигание межнациональной и иной розни. Данный запрет был введен 10 августа 2002 года. Общественная организация может включать в программную и учредительную документацию положения, касающиеся защиты идей о социальной справедливости. Формулирование таких концепций не может рассматриваться в качестве мероприятий, способствующих разжиганию социальной розни. Ограничения на формирование отдельных типов общественных объединений (организаций) могут формулироваться и утверждаться исключительно в рамках федерального законодательства.

Субъекты без образования юридического лица

В гражданском отечественном праве традиционно признавались два вида субъектов гражданских правоотношений — физические и юридические лица. Перестройка дополнила их перечень субъектами хозяйственной деятельности без образования юридического лица.

Примеры субъектов без образования юридического лица

Круг хозяйствующих субъектов БОЮЛ расширил Закон СССР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, которым был введен институт частных предпринимателей. Указанный нормативный акт закреплял несвойственную ранее и неизученную по природе форму хозяйственной деятельности, расширив тем самым сферу правоприменения гражданского права и сделав экономические отношения более свободными. Этот поистине революционный для нашего законодательства шаг положил основу для дальнейшего прогрессивного развития современного гражданского права.

Регистрация в качестве предпринимателя без образования юридического лица позволяла гражданам лично, без посредства каких-либо организационных структур, участвовать в хозяйственном обороте. Новые принципы правового регулирования малого бизнеса ломали множество стереотипов командно — административной системы хозяйствования. В частности, не было необходимости в скреплении документов сделки печатью, появилась возможность прямых наличных расчетов, вместо банковских операций между юридическими лицами. Все это способствовало развитию доверия между сторонами сделок друг к другу.

Глава 55 Гражданского кодекса РФ, продолжая вышеуказанные тенденции, закрепила еще один пример деятельности коллектива граждан без образования юридического лица — договор простого товарищества. Простое товарищество формируется из смеси признаков трудового коллектива и частного предпринимательства, так как по форме он не требует образования юридического лица, а по содержанию является объединением частных предпринимателей. Такое объединение носит формальный характер, поскольку каждый из предпринимателей вправе осуществлять сделки как до объединения в простое товарищество, так и после; как в интересах товарищества, так и относительно себя, ибо правоспособность ЧП в деятельности не связанной с деятельностью простого товарищества не утрачивается. Существование негласного товарищества только подтверждает этот вывод. Граждане, выступая в интересах товарищества, в сделках фигурируют как предприниматели, а не как объединение граждан или какой-либо коллектив. Использование простого товарищества как организации при ведении общей хозяйственной деятельности каких-либо преимуществ не дает.

В этом плане Закон РФ “Об общественных объединениях” содержит пример совсем иного рода. Ст. 19 указанного Закона разрешает деятельность общественных объединений без регистрации их в качестве юридического лица, указывая, что при этом случае такое объединение не приобретает прав юридического лица. При этом такое объединение признается законом, и соответственно, из этого признания вытекает некоторая правоспособность. Такое объединение несет права и обязанности, имеет некоторые личные блага — честь, деловая репутация, право на название и др. Для реализации этих прав, такое объединение должно совершать некоторые юридические действия (например, сделки и т.п.), обладать и пользоваться имуществом. Следовательно, любое общественное объединение независимо от факта регистрации в качестве юридического лица может и должно обладать не только личными, но и имущественными правами.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Юридическое лицо и коллектив вторичен. Они создаются для обслуживания интересов граждан, а не наоборот. Командно-административная система хозяйствования всегда исходила из приоритета корпоративного начала над личностью, который еще долго будет звучать отголоском наследия тоталитарного прошлого.

И граждане, и их коллективы в том числе и без образования юридического лица могут иметь в собственности имуществом и им распоряжаться с тем различием, что в первом случае имущество будет личным, а в другом- коллективным. Правовой режим имущества юридического лица в этом случае может отличаться, так как юридические лица различаются по числу собственников и могут быть как унитарными, так и акционированными.Распоряжение имуществом реализуется в сделках. Исходя из принципа равенства всех экономических субъектов, мы должны признать, что все субъекты гражданского права имеют равное право на заключение различного вида хозяйственных договоров. Не должно существовать каких-либо договоров, доступных только организациям и не доступных при этом гражданам или их коллективам. Однако, практика показывает обратное. Например, заключение договоров контрактации и поставки для государственных нужд могут заключаться только при участии специальных субъектов. Такой подход в целом соответствует доктрине гражданского права, так как сфера стратегических отраслей требует особого подхода. Но любые общехозяйственные договора (купли-продажи, аренды и т.п.) могут и должны заключаться в равной мере всеми вышеперечисленными субъектами.

Читайте так же:  Список документов для получения гладкоствольного оружия

Если лишить простое товарищество права заключения договоров от общего имени, тогда это товарищество не может следовать своим целям. А так как оно может создаваться и для некоммерческой деятельности, то надо признать, что коммерческая деятельность не является прерогативой юридического лица. Но из этого вывода не вытекает ответ на вопрос, может ли общественная организация БОЮЛ заниматься хозяйственной деятельностью, так как она является некоммерческой. Но если организацию лишить права вести предпринимательскую деятельность, то у большинства из них не будет возможности достигать свои уставные цели в связи с отсутствием денежных средств. Согласно ст. 12 Закона РФ “Об общественных объединениях” все объединения независимо от организационно-правовой формы равны перед законом. При этом здесь имеется в виду, прежде всего, видовая характеристика формы. Ибо в ином случае будет невозможным полностью приравнять по действующему законодательству зарегистрированные и незарегистрированные объединения, так как они лишены будут права на обращение в суд, иметь свою печать и пользоваться ею и др.

Противники расширения рынка за счет новых независимых и мобильных субъектов в виде коллективов БОЮЛ могут привести много возражений, ответа на которых нет в действующем законодательстве: как, например, фиксировать доходы и уплачивать налоги. Правила ведения бухгалтерского учета на такие организации не распространяется, инструкции налоговых органов не позволяют поставить на учет такую форму объединения граждан. Мы же в этом юридическом пробеле усматриваем еще одно противоречие с законодательством, тормозящее применение нового ГК.

Таким образом, законодательство не устанавливает ограничений правоспособности коллективов БОЮЛ по сравнению с иными субъектами гражданского права, презумируя их паритетность. Однако, корреспондирующие ГК РФ нормы не разработаны. Думается, что со временем наше общество сможет преодолеть рассматриваемый психологический барьер, и не считать необходимым наличие каких-либо «бумажек» у представителей коллективов БОЮЛ для признания их права существовать, также как в свое время частные предприниматели были признаны полноправными субъектами гражданского оборота.

Опубликовано в сборнике 1 научно-практической конференции «Право в третьем тысячелетии» (Александров, 2001)

Примечание: Налоговым кодексом РФ впоследствии была нечетко выделена группа так называемых самозанятых граждан, не являющихся предпринимателями — частные нотариусы, главы крестьянских и фермерских хозяйств, адвокат, учредивший адвокатский кабинет. Думается, что данный перечень может быть расширен за счет включения в него представителей отдельных творческих профессий — художников, артистов и т.д.

Обществ.организация без юрид.регистрации. Сбор добровольных взносов?

Есть группа физ лиц, объединенных общим интересом (туризм). Вообще эта группа лиц попадает под определение общественной организации. Особенно если прописать Устав и уставные цели. Общественная организация может быть юридически зарегистрирована, а может и не иметь статус юридического лица. В определенный момент возникает необходимость этим физ лицам «скинуться» на общие нужды – это может быть что угодно, от печати футболок с символикой, до аренды каких-то площадей для проведения собраний. Группа лиц определила в среднем свои потребности, и решила, что удобно будет скидываться раз в год по определенной сумме. Собирает средства один человек, он же выдает средства на те самые нужды, по мере возникновения оных, ведет всю отчетность. Юридически регистрировать свою общественную организацию – не хочется.

Общественная организация, не имеющая юридической регистрации.

Прописанный Устав с уставными целями.

Протокол собрания, в котором указано, что учредители решили (в добровольном порядке!) брать «скидочные взносы» в определенном размере на определенные цели, назначен ответственный.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вопрос – имеет ли право эта организация при указанных выше параметрах, полностью в добровольном порядке собирать «скидочные взносы» и направлять их на строго определенные нужды? Предполагается, что каждый взнос будет сопровождать расписка о том, что физ лицо 1 добровольно передало физ лицу 2 столько то средств, которые будут направлены на определенные нужды.

так это нарушение закона.

налоги кто будет платить.

попадетесь, сдаст Вас кто-нибудь, для Вас будут плохие последствия.

и вообще нужно прописать в каких целях, из вашего вопроса сложно дать правильный ответ, не зная чем будет заниматься ваша организация. «туризм»-представлять услуги в этой сфере?

С уважением, Профессиональная Юридическая Консультация http://profyuristy.ucoz.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС.

8 июля 2010 в 12:36

Взносы будут собираться на вполне конкретные цели – хостинг сайта, призы на конкурсы (фотоконкурс, конкурс песни и т.д.), подарки на дни рождения.

Цели организации: объединение людей, интересующихся туризмом, создание и поддержка площадки для общения, обмена опытом, обсуждения туристических маршрутов. Ни о какой коммерческой составляющей речи не идет. Никаких «туров за деньги». Да, на сайте могут размещать объявления фирмы, предлагающие сопутствующие товары/услуги, но взаимодействие покупатель/продавец обществ организации никак не касается. Интерес общ организации от публикации таких объявлений состоит в предоставлении фирмами дополнительных преференций физ лицам – участникам обществ организации.

О каких налогах речь? Какой закон нарушен?

В законе об общ организациях сказано, что юридически зарегистрир общ организация может иметь собственное имущество, в т.ч.денежные средства (и предоставлять соотв отчетность). А у юридически незарегистрир общ организация не может быть _собственного_ имущества. То есть все собранные средства, направленные на приобретение каких-то конкретных вещей – являются общей собственностью группы физических лиц, и при принятии взносов выдается расписка, в которой говорится, что передающее лицо знает и согласно с тем, куда эти средства будут расходоваться. Это как пять человек скинулись и купили подарок шестому. Здесь конечно расписок не нужно, но смысл тот же самый.

Читайте так же:  Ответственность управляющей компании за неправильное начисление

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС.

9 июля 2010 в 11:31

Если Вас не затруднит, хотел бы поинтересоваться относительно еще одного момента.

Все условия прежние – юридически не зарегистрированная О.О. (Общ. Орг.) с уставом с полностью некоммерческими уставными целями, добровольные взносы членов О.О. в фонд, четко определенный список расходов, на которые направляются средства из фонда.

Предполагается кроме «прямого» пополнения фонда взносами участников, «косвенное» пополнение. Например, изготавливаются некая атрибутика с себестоимостью 1 руб, но членам О.О. эта атрибутика продается по цене 1,5 руб. Прибыль (0,5 руб) идет полностью в фонд О.О., и впоследствии направляется на те самые расходы, определенные в уставе (либо в протоколе собрания учредителей). С одной стороны налицо прибыль (0,5 р), однако направляется она непосредственно на расходы именно О.О., а не распределяется между членами. Может ли это расцениваться как предпринимательство, и соответственно, нарушение законодательства?

Не хоца — а нуно 😉

Вот теперь понятен Ваш вопрос,

в этом случае согласен с вами, и поэтому регистрировать вашу организацию в этом случае не нужно.

С уважением, Профессиональная Юридическая Консультация http://profyuristy.ucoz.ru

Спасибо за ответ!

В соответствии со статьей 31 ФЗ «Об общественных объединениях»,

[2]

Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

со статьей 37 этого же ФЗ,

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Создаваемые общественными объединениями хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации вносят в соответствующие бюджеты платежи в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.

Исходя из вышеизложенных статей, и с соблюдением их,

нарушение законодательства не будет.

Также, если Вы собираетесь продавать атрибутику связанную с вашей ОО, с изображением на атрибутике символики, логотипа ОО, то сначала Вам нужно зарегистрировать данную символику/логотип ОО.

Создание общественной организации без образования юридического лица

Возникла необходимость создать общественную организацию для упорядочения деятельности. В ФЗ «Об общественных объединениях» сказано, что возможно создание общественных организаций без образования юридического лица. Однако, не совсем понятен порядок действий. Если при создании организации с юрлицом требуется государственная регистрация, то без образования юрлица — не требуется? Если не требуется, то нужно лишь написать Устав (нужно ли его где заверять и как убедиться, что он составлен по всем нормативам верно?) и созвать общее собрание с протоколом? Пожалуйста, поясните порядок действия.

Здравствуйте, Руслан Таболин.

Да, без образования юр лица гос. регистрация не требуется, но и прав юр лица такое объединение не имеет.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные ФЗ » Об общественных объдинениях».(ст. 18 ФЗ «Об общ..»)

Пишете устав, на общем собрании утверждаете и избираете органы управления. Да, спротоколом.

Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

[3]

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Читайте так же:  Уровень имущественной обеспеченности семьи превышает уровень

Как зарегистрировать общественную организацию без образования юридического лица?

Впервые в истории нашего города инициативная группа томичей приняла решение об учреждении общественной организации без образования юридического лица – томской областной общественной организации «Шахматная федерация». Нам необходимо приобрести официальный статус для того, чтобы выполнять уставные цели, а также для того, чтобы какое-либо юридическое лицо могло перевести на счет нашей ТООО благотворительные средства. Расскажите, что нужно сделать для того, чтобы зарегистрировать нашу общественную организацию?

Анатолий Печников, г.Томск

Отвечает Ольга Леонова, начальник отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по Томской области

– В соответствии со ст. 3 Федерального закона №82 «Об общественных объединениях» создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом №82-ФЗ, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Перечисление денежных средств (в том числе и благотворительной помощи) в пользу организации возможно только при наличии у организации (юридического лица) банковского счета.

Для государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица необходимо представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области следующие документы:

– заявление о государственной регистрации юридического лица по форме Р11001, утвержденное приказом ФНС от 25.01.2012 №ММВ-7–6/25 (подлинник и копию);

– устав некоммерческой организации (в трех подлинных экземплярах);

– решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее устава с указанием состава избранных (назначенных) органов (подлинник и копию), оформленное в виде протокола общего собрания учредителей;

– подлинник документа об уплате государственной пошлины в размере 4000 руб­лей (по инициативе заявителя).

Все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником, кроме учредительных документов – в трех подлинниках.

Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально. В случае предоставления заявления формы Р11001 в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области непосредственно заявителем нотариального засвидетельствования его подписи не требуется.

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Организация без образования юридического лица

Организация без образования юридического лица — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое сообщество, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан) . [1] Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. В отличии от общественного движения, в котором членство не обязательно, общественная организация состоит из членов. В отличии от полного товарищества, занимающегося извлечением прибыли, деятельность общественной организации — некоммерческая.

Статус общественного объединения без образования юридического лица [ править ]

Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

  • не менее трех участников;
  • организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т. д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права — к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество и права на услуги (например, аренды движимого и недвижимого имущества, скидок при оплате и т.п.), приобретённые на данные средства, будут в общей долевой собственности его членов . [2]

Счёт же для осуществления безналичных расчётов в интересах организации может открыть один или несколько её участников, выступающих как физические лица. При поступлениях средств от одного физического лица на счёт другого физического лица, в случае соблюдения определённых требований к субъектам имущественного отношения, налоговых оснований не возникнет. Для учёта поступлений и использования средств участников может вестись соответствующая книга учёта доходов и расходов, а также использоваться специальные квитанции объединения.

Видео (кликните для воспроизведения).

На подобной схеме основана деятельность известных сообществ Пальмас и TEM, так же как и в дореволюционных крестьянских общинах России. По такой схеме сегодня работают некоторые независимые профсоюзы и территориальные общественные самоуправления.

Источники


  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.

  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

  3. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
  4. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
  5. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
Создание общественной организации без образования юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here