Совокупность средств и методов осуществления государственной власти

Полезная информация по теме: "Совокупность средств и методов осуществления государственной власти". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Содержание

17. Государственныйрежим:понятиеивиды

В отличие от политического государственный режим представляет совокупность средств и методов реализации государственной власти только с помощью государственного механизма. При этом выделяют правовые и неправовые методы осуществления политической власти. К правовым относятся экономическая поддержка, предпринимательства, выбор такой избирательной системы, которая обеспечит преимущество правящему классу, идеологическая поддержка проводимого курса и т. д. Неправовые методы связаны с насилием, политическим террором, насаждением в обществе страха, запретом политической оппозиции, расстрелом массовыхдемонстраций и т. п. Выбор методов зависит от соотношения сил в стране. Частый переход политической власти от одной силы к другой приводит к изменению государственного режима, что обязательно отразится на форме правления и форме государственного устройства.

Следует помнить, что в любом обществе есть определенные силы, которые, хотя и не связаны с государственной властью, однако оказывают на нее огромное влияние. Это различные про- мышленно-финансовые группы, военно-промышленный комплекс, группы давления, политические партии, средства массовой информации, наконец, церковь. Они становятся полно- правными участниками политической жизни, борются за власть, влияют на нее. В результате государство перестает быть единственным субъектом политической власти, ее носителем. Значит, понятие «государственный режим» не охватывает всех средств осуществления политической власти и, как отмечается в научной литературе, его следует использовать для характеристики способа правления до XVIII в., т. е. до времени появления политических партий.

Государственные режимы подразделяются на два типа в зависимости от соотношения в способе правления методов и средств демократии и диктатуры: автократические (от греч. autokrateia — самодержавие, самовластие, неограниченная власть одного лица, опирающаяся на насилие) и демократические.

Разновидностями автократического государственного режима были: —

деспотический режим (от греч. despotica — неограниченная власть); —

диктаторский режим (отлат dictatura —неограниченная власть); —

тиранический режим (от греч. — tyrannis — единоличное правление, установленное насильственным путем).

Деспотический режим был характерен для ранних этапов развития государственности, для абсолютной монархии, когда неограниченная власть концентрировалась в руках одного лица (деспота), которому принадлежала светская и церковная власть. Этот государственный режим опирался на огромный бюрократический аппарат и характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминировала карательная налоговая политика по отношению к народу, жестоко подавлялась любая самостоятельность, тем более недовольство со стороны подвластных. Психологической основой деспотического государственного режима был страх. Подобный режим встречался в древнейших государствах азиатского способа производства в Ассирии, Вавилоне, Индии, Китае, в странах Ближнего Востока, Средиземноморья, Азии, Африки, ЮжнойАмерики.

Диктаторскому режиму свойственны те же черты, что и дес — потическому: неограниченная власть, произвол, насилие, жестокость, беззаконие, всеобщий страх. В Древнем Риме (V—I вв. до н. э.) диктатором называлось должностное лицо, которое избиралось членами сената на 6 месяцев и наделялось на этот срок всей полнотой власти. Как правило, диктатор избирался для решения определенной чрезвычайной задачи: защиты государства от внешних врагов и т. п. Данная традиция выборности была нарушена, в частности, Юлием Цезарем, который установил личную диктатуру.

Исторической разновидностью диктаторского государственного режима являлся абсолклюм (V—XVIII вв.). Он характеризовался концентрацией всех видов власти в руках монарха. После буржуазных революций ХШ—XVIII вв. абсолютные монархии стали преобразовываться в конституционные. Традиционный абсолютизм сохраняется и сейчас в целом ряде стран: Марокко, Иордания, Саудовская Аравия.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, однако в отличие от деспотии и диктатуры, власть тирана устанавливается путем незаконного захвата власти, сопровождающегося смещением законной власти с помощью государственного переворота. Для тирании также характерны произвол и террор, отсутствие нравственных и правовых начал в управлении, бездействие законов. Однако в истории были случаи, когда тиран, опираясь на поддержку народных масс, проводил реформы в интересах бедных, улучшал социально-экономические условия ихжизни. Этот способ правления был распространен в Древней Греции в VII-VII вв. до н. э.

Демократические режимы существовали в античности и средневековье в городах-полисах и городах-коммунах. Они не получили широкого распространения, что было обусловлено низким уровнем культуры населения, безразличием к нуждам общества

Государственно-правовой режим и его виды. Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти

Государственный режим характеризует совокупность средств и методов осуществления государственной власти, но не охватывает всю систему политических отношений, т.е. он относиться к деятельности государства. Политический режим – понятие более широкое, чем государственный режим, оно включает приемы и методы осуществления политической власти не только со стороны государственных органов, но и со стороны политических сил – партий и движений, в том числе и оппозиционных. Отождествлять гос. и полит. Режимы не следует.

Государственный режим во всех своих проявлениях регулируется правовыми актами, которые могут быть демократическими или устанавливающими авторитарный режим. Государственный режим характеризуется следующими качественными признаками:

способы и порядок формирования органов гос.власти и управления;

распределение компетенции между ветвями власти;

характер взаимоотношений между различными органами власти (центральными, местными, законодательными, исполнительными и т.д.);

государственные гарантии прав и свобод граждан;

верховенство правовых законов в механизме правового регулирования;

роль права в решении государственных дел;

независимость судебной власти;

независимость (или зависимость) и свобода (или не свобода) средств массовой информации от государственного вмешательства;

Читайте так же:  Сколько загранпаспортов можно иметь одновременно в россии

место и роль в государственном механизме армии, полиции (милиции), разведки;

степень участия населения страны в управлении государством;

методы действия государства по разрешению возникающих в обществе конфликтов.

Наличие или отсутствие перечисленных признаков в деятельности государства характеризует гос.режим как демократический, либо как антидемократический. Уровень демократичности режима можно измерить количеством признаков, наличествующих или отсутствующих в деятельности государства. Именно совокупность этих признаков позволяет проводить дальнейшую внутреннюю дифференциацию двух основных гос.режимов.

Демократический режим – организация власти в государстве, при которой обеспечивается выборность высших органов власти и участие населения в решении гос.дел, провозглашаются и обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина. Демократический режим основывается на принципах народного суверенитета, политической свободы, равноправия, разделения власти, периодичности смены органов власти, многопартийности, плюрализма мнений, независимости средств массовой информации, многообразии форм собственности и т.д.

Тоталитарный режим – организация власти, при которой устанавливается жесткий контроль государства над обществом и личностью, он опирается на однопартийную систему, одну идеологию, которая считается единственно правильной. При тоталитарном режиме правящая партия сращивается с гос.аппаратом, не допускаются многопартийность, плюрализм общественного мнения, средства массовой информации подчинены государству. Такой режим опирается на огромный бюрократический аппарат, армию, полицию, разведку.

Авторитарный режим – режим, при котором вся полнота власти концентрируется в руках одного лица или правящей элиты, оппозиция формально провозглашается, но фактически разрешается деятельность только таких организаций, которые поддерживают правящую элиту. Региональная и местная власти подчинены центральной, политические права и свободы граждан закреплены в законодательстве, но фактически не реализуются. Формально этому режиму присущи элементы демократизма и законности. Большую роль в нем играет харизматическая личность лидера государства и правящей партии.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Б) совокупность средств и методов осуществления государственной власти

в) полная независимость государства от других государств,

г) совокупность учреждений, обслуживающих государственную отрасль управления,

д) тип господства)

21. Какие виды антидемократических режимов вы знаете:

а) демократия, олигархия.

б) авторитарный, тоталитарный, демократия.

в) авторитарный, демократия, охлократия, олигархия, диктатура)

г) диктатура, демократия, охлократия.

Д) диктатура, охлократия, авторитаризм.

22. Кто является родоначальником такого тоталитарного режима государственного правления как фашизм:

Г) Муссолини.

23. Какая из формулировок характеризует такое понятие как диктатура:

а) это суверенитет народа,

Б) Неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строго ограниченной группой людей, во главе с лидером.

в) признание народа единственным источником политической власти,

г) это развитое гражданское общество.

д) устойчивый демократический режим.

24. Какое из перечисленных понятий характеризует следующая формулировка: «Открытая террористическая диктатура, опирающаяся на тотальную власть государства, милитаризацию общества, культ силы и вождя; один из видов идеологии» :

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Политический режим. Политический режим — это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления государственной власти

Читайте также:

  1. I режим. (РI) II режим (РII)
  2. Аварийный режим в производственных установках
  3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ
  4. Адресация памяти в реальном режиме, сегментация памяти, сегментные регистры.
  5. Амплитудный режим
  6. Архитектура режима реальных адресов и защищенного режима
  7. Ассемблеры. Режимы адресации
  8. Банки данных и режимы их функционирования
  9. Бигармонический режим ПП
  10. В режиме повседневной деятельности
  11. В симметричном режиме
  12. В усилительном режиме

Политический режим — это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления государственной власти.

Если форма правления показывает, кто правит в государстве, то политический режим — как, каким образом государственное правление реализуется на практике. Главный критерий классификации политических режимов — реальность прав и свобод человека в государстве.

Сущность демократии проявляется в том, что государственная власть выражает волю большинства населения при обязательном признании и защите прав меньшинства. Права и свободы человека не только закреплены законом в качестве высшей ценности, но и реализуются в качестве таковых на практике. Государство не вмешивается в частную жизнь граждан. Регулярно проводятся выборы должностных лиц, функционируют институты непосредственной демократии.

Для демократического режима характерны независимые средства массовой информации, многопартийность, отсутствие единой официальной идеологии, политическое и идеологическое многообразие, существование легальной оппозиции действующей власти, реальное разделение властей. Обязательный атрибут демократии — рыночная экономика, гарантирующая право частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

Антидемократический режим — власть узкой правящей группировки или диктатора; централизация государственной власти; ограничение прав и свобод человека, декларативность и отсутствие реальных гарантий соблюдения государством; огосударствление институтов гражданского общества, тотальный контроль государства за частной жизнью, чрезмерная правовая регламентация общественных отношений; преследование оппозиции, инакомыслия; господство официальной идеологии; цензура, ограничивающая свободу слова и средств массовой информации; широкое применение репрессивных методов, насилия, принуждения; планово-распределительная экономика, базирующаяся на государственной или крупной монополистической собственности; милитаризация и шовинизм.

Антидемократические режимы могут маскировать свою сущность, с одной стороны, формально провозглашая в политике и законодательстве демократические ценности, а с другой — игнорируя их в практике государственного управления.

Антидемократическими режимами являются:

· тоталитарный режим – это режим, при котором со стороны государства контролируются все сферы жизни общества, а вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека;

· авторитарный режим – это режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека, но при этом действует следующий принцип правового регулирования: «разрешено только то, что разрешено законом».

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 177 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Совокупность средств и методов осуществления государственной власти

Совокупность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма

Со­во­куп­ность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма режима. Вер­хо­вен­ство и пол­но­та го­су­дар­ствен­ной вла­сти внут­ри стра­ны и её не­за­ви­си­мость во внеш­ней по­ли­ти­ке на­зы­ва­ет­ся суверенитетом. Организация высших органов власти и способы ее формирования — форма правления. Организация взаимоотношений между центром и регионами — это форма государственно-территориального устройства.

Читайте так же:  Соглашение о реструктуризации задолженности путем предоставления рассрочки

Правильный ответ указан под номером 2.

Совокупность способов осуществления государственной власти — это форма правления.

Форма правления — порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением.

1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти

1.1. Соотношение понятий «политический» и «государственный» режим

В связи с разграничением политической и государственной властей, такие понятия как «политический» и «государственный» режим – не тождественны. Этому свидетельствуют следующие аргументы:

являясь публичной, государственная власть выступает от имени всего общества, имеет «публичную», материальную основу (налоги, казённое имущество и т.д.);

государственная власть имеет три основные ветви (законодательная, судебная, исполнительная), политическая же неделима;

органы местного самоуправления – субъект политической власти, согласно ст. 3 пп. 2. Ст. 12 Конституции РФ они являются самостоятельными и не входят в систему органов государственной власти.

политический режим включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти государством, но и влияние на нее политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Но также следует не забывать, что они тесно взаимосвязаны. Государственный режим – это составная часть политического режима, а политический режим – более ёмкое понятие, т.к. включает в себя не только методы государственного властвования, но и деятельность негосударственных политических организаций (движений, клубов, союзов, партий и т.д.)

Из этого вытекает, что:

Вводится также понятие «государственно-правовой режим» (В.Л.Кулапов), которое выражает особенности функционирования механизма государства. Это понятие удобно в том плане, что оно дает возможность анализировать связи различных конституционно-правовых статусов государственных органов, политических партий, других субъектов политической системы.

Исходя из административно-правового основания, можно выделять такие состояния государственного режима как нормальное (стабильное), чрезвычайное, военное положение, состояние государства в условиях конституционного, правительственного, парламентского кризисов. Это разделение заслуживает внимания, т.к. в условиях чрезвычайного и военного правления огранивается ряд гражданских и политических прав, существенно изменяется управление, ограничивается местное самоуправление.

В целом, следует признать научную пользу использования понятия «государственно-правовой режим». Но из-за неустойчивой типологии государственных режимов применяют ту же терминологию, что и для разновидностей политических режимов.

1.2. Определение понятия политического режима

«Политический режиим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы». Характеристикой политического режима выступают: методы осуществления политической власти, мера участия граждан в управлении, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степень политической свободы в обществе, открытость или закрытость политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическое состояние правового статуса личности. Насчитывается 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются весьма незначительно. Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страной в определённый период времени.

Существуют два основных подхода к пониманию понятия политического режима, один связан с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другой — с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

Институциональный, формально-юридический или политико-правовой подход основан на процедурных, формально-юридических характеристиках функционирования системы политической власти. Данным подходом пользовался Г. Лассуэла и его последователи.

Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

режим слияния властей — абсолютная монархия;

режим разделения властей — президентская республика;

режим сотрудничества властей — парламентская республика.

Позже эта квалификация потеряла свою актуальность и стала использоваться для характеристики типов правительственных структур.

В рамках социологического подхода внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмысляются связи между обществом и государством, которые сложились в реальности. В основании каждого режима есть система социальных связей, а значит, режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов. Данным подходом пользовался французский политолог М. Дюверже и его последователь Ж.-Л. Кермонн.

Существуют определения политического режима в узком и широком смыслах. В узком смысле — совокупность приемов и способов государственного руководства. В широком — уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Я считаю, что в этом вопросе следует чётко выделить признаки политического режима, т.к. они тесно связаны с его определением:

степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;

соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

гарантированность прав и свобод личности;

характеристика механизмов осуществления власти в обществе;

степень реализации политической власти непосредственно народом;

положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачность государственного аппарата;

место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

[2]

характер правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

тип политического поведения;

характер политического лидерства;

учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

доминирование определенных методов при осуществлении политической власти;

[3]

степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

Видео (кликните для воспроизведения).

принципы взаимоотношения общества и власти;

политические и юридические положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);

мера политического плюрализма, многопартийности;

существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Политический (государственный) режим. — это элемент формы государства, который характеризует совокупность методов осуществления государственной власти

— это элемент формы государства, который характеризует совокупность методов осуществления государственной власти. Государственные режимы делятся на две основные группы: демократические и недемократические.

В научной литературе понятию «политический (государственный) режим» дается неодинаковая трактовка. Немецкий юрист К. Левенштейн связывал это понятие с численностью партий, французский политолог К. Бюрдо — с существованием или отсутствием правительственной оппозиции. Д. Истон понимает режим как стиль правления и совокупность процедур и урегулирований. Вид политического режима связывается различными авторами со степенью централизации государственного аппарата, с наличием политических свобод, с практикой выборов и т.д. В обыденном словоупотреблении под режимом нередко понимается весь государственный строй (например, режим апартеида в ЮАР).

Читайте так же:  Пенсионный фонд российской федерации является самостоятельным

Термин «политический режим» употребляется для характеристики функциональной стороны формы государства. В отечественной литературе данный термин впервые использовал И.Д. Левин в начале 40-х гг. как совокупность методов осуществления государственной власти. В дальнейшем ряд ученых стали различать политический и государственный режимы, указывая, что политический режим включает методы деятельности не только государства, но и других элементов политической системы общества — политических партий, массовых движений и др. Таким образом, политический режим иногда понимается как более широкое понятие, включающее в качестве своей составной части государственный режим. Иногда в науке употребляются термины «государственно-правовой», «политико-правовой», «государственно-политический» режим. Как отмечает Чиркин, последнее наименование представляется тавтологичным, а что же касается термина «государственно-правовой режим», то здесь не учитывается то, что государственный режим использует и методы, не урегулированные правом, существует определенная свобода усмотрения должностных лиц. Следует добавить, что государство вообще может действовать вопреки праву, творить произвол, поэтому данный термин является не совсем точным.

Протасов различает политический режим в широком и узком смысле. В узком смысле под политическим режимом он понимает государственный режим, в широком — всю политическую атмосферу общества, которая создается взаимодействием государственной власти с другими политическими силами и институтами общества.

Как отмечает Малько, понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно народом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы госбезопасности и т.д.);

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

18) существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Дата добавления: 2015-04-05 ; просмотров: 644 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Совокупность средств и методов осуществления государственной власти

Совокупность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма

Со­во­куп­ность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма режима. Вер­хо­вен­ство и пол­но­та го­су­дар­ствен­ной вла­сти внут­ри стра­ны и её не­за­ви­си­мость во внеш­ней по­ли­ти­ке на­зы­ва­ет­ся суверенитетом. Организация высших органов власти и способы ее формирования — форма правления. Организация взаимоотношений между центром и регионами — это форма государственно-территориального устройства.

Правильный ответ указан под номером 2.

Совокупность способов осуществления государственной власти — это форма правления.

Форма правления — порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением.

A14. cовокупность способов осуществления государственной власти — это форма

A15. Организация Z провела свой учредительный съезд и приняла программу действий. Какая информация позволяет судить о том, что данная организация является политической партией?

1) В состав организации вошли владельцы легковых автомобилей.

2) Организация заявила о том, что её цель — получить места в парламенте и правительстве.

3) Лидером организации стал известный журналист.

4) Члены организации разработали свои эмблему и гимн.

A3. В данном обществе происходит переход от товаропроизводящей экономики к обслуживающей, присутствует превосходство сферы услуг над сферой производства. Классовое деление общества заменяется на профессиональное. К какому типу относится данное общество?

Совокупность методов и способов осуществления власти это

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Совокупность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма

Со­во­куп­ность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма режима. Вер­хо­вен­ство и пол­но­та го­су­дар­ствен­ной вла­сти внут­ри стра­ны и её не­за­ви­си­мость во внеш­ней по­ли­ти­ке на­зы­ва­ет­ся суверенитетом. Организация высших органов власти и способы ее формирования — форма правления. Организация взаимоотношений между центром и регионами — это форма государственно-территориального устройства.

Правильный ответ указан под номером 2.

Совокупность способов осуществления государственной власти — это форма правления.

Форма правления – порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Форма государства совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
. совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

[1]

совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления — это политический режим.

Понятие и элементы формы государства

Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособлен­ности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организую­щей и управленческой деятельности.

Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способству­ет установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного стро­ительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просче­ты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми полити­ческими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными по­терями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обра­щаться к накопленному международному опыту, избегая шаблонов и стереотипов.

Читайте так же:  Постановление суда по делу об административном правонарушении

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих:

· Порядок образования и организацию высших органов государства;

· Территориальное устройство государства;

· Приемы и методы осуществления государственной власти (политический режим).

Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих – формы правления, государственного устройства, формы политического режима.

Форма правления – организация верховной государственной власти в стране: структура высших органов государственной власти и управления, порядок их образования и принципов деятельности, распределения компетенции между ними и принципов взаимоотношений друг с другом.

Форма правления характеризует порядок образования и организа­ции высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, то есть эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правле­ния государства подразделяются на монархические и республикан­ские.

Форма государственного устройства – административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (фе­деративные и конфедеративные).

Форма политического режима – совокупность приемов, способов и методов осуществления государством политической власти в стране.

В зависимости от особенностей набора средств и способов государ­ственного властвования различают демократические и авторитарные политические режимы.

В юридической литературе в качестве элемента формы государства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако, по мнению М.Н. Марченко, категория политического режима больше ха­рактеризует не государство, а политическую систему в целом, так как он складывается в результате функционирования как государства, так и политических партий, общественных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, то есть всех субъектов по­литической системы, использующих богатую палитру средств власт­вования. Государство же для осуществления своей организующей де­ятельности пользуется более ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право.

Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процес­сов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойст­вам и формам проявления. Реальная же жизнь более сложна и много­образна. Конкретные государственно-правовые явления служат внеш­ним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и про­странстве.

Факторы, влияющие на особенности формы конкретного государства:

1. Существенные черты той или иной формы государства нельзя по­нять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных от­ношений, которые сложились на данной ступени экономического раз­вития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с рес­публикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе – лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные ин­струменты достижения единых задач и целей.

Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

2. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между бур­жуазией и феодалами, следствием которого стала консти­туционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

3. На форму государства влияют национальный состав, ис­торические традиции (примером могут послужить монархические тради­ции в Великобритании и Японии), территориальные размеры страны, а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения, и другие факторы. Небольшие по территорий государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, – писал И. А. Ильин, – предъявляет к государ­ственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». Со­бытия в Югославии, сложная ситуация в бывших республи­ках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет оди­наковых народов, и не должно быть одинаковых форм и кон­ституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опас­но и может стать гибельным».

4. При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономичес­ких, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно разви­ваться в международной изоляции. В этой связи происходитизвестнаяадаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Форма правления

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах вза­имодействуют форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем форми­руются, например, высшие органы государства при наслед­ственной монархии.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формирова­нии.

Существуют две основные формы правления – монар­хия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компе­тенции.

Читайте так же:  Срок обжалования апелляционного решения арбитражного суда

Монархия (гр. Monarchiu – единовластие) – форма правления, где высшая государствен­ная власть принадлежит единоличному главе государст­ва – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), ко­торый занимает престол по наследству и не несет от­ветственности перед населением.

Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и ограниченные.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха не ограничена конституцией.

верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю (королю или шейху): он издает законы; назначает чиновников без всякого участия народа в законодательстве и контроле за управлением;

– монарх руководит органами исполнительной власти;

– отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства.

При неограниченной (абсолютной) воля монарха – ис­точник права и закон; по Воинскому уставу Петра I госу­дарь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Абсолют­ная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного пре­одоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее вре­мя к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока –Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты.

5. Политический режим как система методов способов и средств осуществления политической власти.

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Политическийрежим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Словосочетание «политический режим» появилось в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошло во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140 — 160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

Виды политических режимов

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Существует два определения авторитаризма:

социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;

социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайнимцентризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на фашистский, социалистический и национал-социалистический.


Анархию можно определить, как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадкегосударства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Также выделяются и другие политические режимы:

Видео (кликните для воспроизведения).

аристократия ,военная диктатура, демократура (диктократия, диктабланда), деспотизмдиктатура, меритократия, клептократия, корпоратократия, охлократия, плутократия, пост тоталитаризм, тимократия, тирания, фашизм, феодализм.

Источники


  1. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.

  2. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

  3. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
  4. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.
  5. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
Совокупность средств и методов осуществления государственной власти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here