Совокупность методов и способов осуществления власти это

Полезная информация по теме: "Совокупность методов и способов осуществления власти это". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Содержание

Совокупность методов и способов осуществления власти это

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Форма государства совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
. совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления — это политический режим.

Политический режим. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Признаки политического режима. Политический режим представляет собой:

1. организационные средства достижения политической цели, задач государственной власти (убеждение, насилие, поощрение террор);

2. средства, которые обеспечиваются силой государства, государственным принуждением;

3. средства закрепления правового положения граждан и организаций.

Подходы к понятию политического режима:

1. Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом;

2. узкий – относит его лишь к государственной жизни и государству, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также методы осуществления государством своих функций.

Виды политических режимов.

Демократические

2. недемократические (антидемократические) режимы.

Признаки демократического политического режима:

  1. конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека;
  2. равноправие всех граждан;
  3. существование ряда политических партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;
  4. гласность в деятельности государства;
  5. избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов;
  6. принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Признаки антидемократического режима:

  1. полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни;
  2. огосударствление всех общественных;
  3. личность во многом лишена субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
  4. игнорирование интересов государственных образований, особенно национальных меньшинств;
  5. игнорирование особенностей религиозных убеждений населения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9166 —

| 7242 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Политико-правовой режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти

Политико-правовой режим.

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства

– внутреннее строение государства, способ его территориально-политического деления, который обуславливает определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Существуют три основных разновидности форм государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство – государство, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, конституция, законодательство и судебная система. Население унитарного государства имеет единое гражданство.

Федерация– это союзное государство, субъекты (части) которого обладают определенным (самоограниченным) государственным суверенитетом. В федеративном государстве существуют как общефедеральные органы власти, так и высшие государственные органы субъектов федерации (республик, штатов, земель, кантонов); действует как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов федерации, соответствующее федеральному; граждане субъектов федерации являются одновременно гражданами всей страны (США, Россия, Бразилия, Индия и др.).

Конфедерация – союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых органов власти и управления, единого бюджета, единого гражданства. Для координации совместных действий члены конфедерации создают объединенные органы, которые действуют лишь в строго определенных сферах в зависимости от целей создания конфедерации.

Создание конфедерации основано на добровольном согласии всех ее членов, а выход из конфедерации возможен на основе одностороннего волеизъявления.

Разновидностями конфедерации являются:

межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;

содружества – объединения государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга (СНГ);

сообщества государств – переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Политический режим является наиболее динамичной составной частью формы государства. Всякие изменения, происходящие в социально-политической и экономической сферах государства данного типа, прежде всего, отражаются на режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму государственного устройства.

В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти насаждаются и практикуются в государстве, различают несколько видов политических режимов. Большинство авторов предлагают следующую их классификацию: все режимы делятся на демократические и антидемократические. В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на фашистский, тоталитарный и авторитарный.

Демократический режим характеризуется следующими признаками:

— выборнось и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчестность перед избирателями;

— отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии;

— наличие свободно формируемых политических партий, отражающих социальнную дифференциацию гражданского общества;

— налаичие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод;

Признаками антидемократического режима являютя:

— отсутствие выборов либо формирование органов власти путем псевдовыборов;

— усиление роли исполнительно-распорядительных органов и отсутствие разделения властей;

— отсутствие политического плюрализма, запрещение оппозиционных партий;

— существование единой государственной идеологии;

— отсутствие демократических прав и свобод;

— господство беззакония и террора.

Фашистский режим

представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму антидемократического режима. Его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов “низшей” расы. Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких масс населения; непререкаемая власть вождя; абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной; опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.

Тоталитарный режим

Читайте так же:  Расписание заседаний арбитражного суда санкт петербурга онлайн

во многом схож с фашистским. Ему также свойственна социальная демагогия, провозглашающая права, свободы и процветание, сочетающаяся с массовыми репрессиями. В тоталитарном государстве также насаждаюися вождизм, культ личности, господствуют одна идеология и одна партия, происходит сращивание государственного и партийного аппарата. Страна представляет собой казарму с жестким режимом и унифициорованной формой поведения граждан.

Авторитарный режим

несколько “мягче” двух предыдущих. Он является как бы промежуточным режимом между демократическим и антидемократическим, переходным от одного к другому. Авторитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего государства. Однако государственная власть не имеет тоталитарного характера и полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. Нет единой обязательной для всех идеологии, одной господствующей партии, отсутствует массовый террор. Авторитарный режим появляется тогда, когда власти намерены приступить к реформам общественного строя и осуществить “революцию сверху” (напремер, переход в Испании от фашизма к демократии, перестройка в СССР происходили в условиях авторитарных режимов).

В соответствии с многочисленной классификацией политические режимы подразделяютя на :

деспотический, предполагающий практически неограниченную власть правителя и его обожествление;

тиранический, основанный на власти тирана и безраздельном господстве произвола, насилия, бесправия;

либерально-демократический, предполагающий осуществление власти наиболее гуманными и демократическими методами;

собственно демократический, провозглашающий и гарантирующий народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9610 —

| 7571 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Политический режим как совокупность средств и методов осуществления государственной власти

Читайте также:

  1. B. Медленно действующие противоревматоидные средства
  2. CASE-средства для разработки БД. Инструментарий проектирования баз данных
  3. I. Решение логических задач средствами алгебры логики
  4. I. Свержение шахского режима в 1978—1979 гг.
  5. I. Средство для устранения действия тубокурарина после операции
  6. I. Средство, обладающее свойствами антигипоксанта и ноотропа
  7. I. Формирование и использование оборотных средств.
  8. I. Формирование режима апартеида
  9. II. Местноанестезирующее средство, применяемое для устранения сердечных аритмий
  10. II. Средство, активное при всех формах эпилепсии
  11. II. Средство, расслабляющее мускулатуру матки (токолитик)
  12. III. Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в.

Политический режим как совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

План

Тема 6. Политический режим

2.Типы политических режимов: признаки, особенности.

Комплексным понятием, выражающим современные представления об основных принципах взаимоотношения власти, конституционных и правовых норм с реальностями политической жизни, является политический режим. Политический режим – это совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

Существуют следующие основные условия, позволяющие оценить тот или иной политический режим в качестве демократического.

1. Наличие соревновательных выборов, проводящихся регулярно и имеющих закрепленный в законодательстве механизм честного соперничества политических сил в борьбе за власть. Через участие в выборах граждане делегируют свою волю. Основой политического участия является интерес. Легитимность носит рационально-правовой характер.

2. Правительство рождается из выборов, меняется в ходе выборов; расстановка политических сил и интересов в правительстве зависит только от выборов.

3. Защищены законом права отдельных личностей и меньшинств. Лишь комбинация правительства большинства и прав меньшинства является условием реальной демократии.

На практике могут существовать политические режимы, отвечающие одному или двум из перечисленных условий, но они не могут считаться вполне демократическими.

В качестве основных разновидностей демократических режимов могут рассматриваться:

1) режим президентского типа;

2) режим парламентского типа;

3) смешанный режим.

Парламентская демократия характеризуется следующими признаками.

1. Кабинет министров имеет власть только за счет парламентского большинства.

2. Важнейшей процедурой в процессе утверждения у власти сформированного по итогам выборов правительства является голосование о доверии. Эта процедура отражает уровень поддержки исполнительной власти законодательной.

Именно взаимодействие правительства и парламента является основной характеристикой демократического политического режима парламентского типа. В политической практике можно выделить несколько типов взаимодействия правительства и парламента. Один из них (система однопартийного большинства) уже около 300 лет существует в Англии. Для него характерен фактический контроль победившей на выборах партии над парламентом через самую многочисленную фракцию.

Другим типом парламентской демократии является коалиционная система, при которой парламентское большинство формируется на основе объединения своих фракций двумя или несколькими партиями. Выделяют стабильные коалиции, в которых объединение партий является долговременным, прочным и сохраняется даже в случае ухода партий в оппозицию (пример — Германия: коалиция христианских демократов и христианско-социального союза), и нестабильные, в которых объединения носят непрочный, временный характер, часто распадаются, отчего возникают парламентские кризисы (пример – Италия).

Необходимо отметить, что парламентская форма демократического политического режима является самым древним способом осуществления демократии. Долгое время подобные способы организации власти испытывали существенные трудности из-за законодательно определенного единоначалия. Как одна из форм преодоления этих трудностей в XVIII в. возникла попытка соединения парламентаризма с монархией, реализовавшаяся в идее конституционной монархии.

Другой такой попыткой стало создание демократического политического режима президентского типа, который возник в США на рубеже XVIII и XIX вв. В условиях президентской демократии президент не подчинен парламенту, избирается отдельно и формирует относительно самостоятельную вертикаль власти. Принципиально новым в президентстве явилось то, что параллельно существуют правитель, избираемый народом, и парламент, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Кроме того, фигура президента придает дополнительные, харизматические основания демократическому режиму.

Главной проблемой президентских демократий в процессе их функционирования и развития являются взаимоотношения законодательной и президентской властей. Мировая политическая практика выработала три основные стратегии подобного взаимодействия.

1. Система сдержек и противовесов, суть которой состоит в максимально равном распределении полномочий и прав между ветвями власти. Наибольшее развитие подобная система получила в США, где практически ни конгресс, ни президент не могут самостоятельно принять ни одного значимого политического решения.

2. Система президентского доминирования, сложившаяся во Франции в конце 50-х гг. XX века. При этой системе президент по закону обладает существенно большими полномочиями в принятии властных решений, чем законодатели. Именно он является гарантом демократии, стабильности и порядка в соответствии с конституцией.

3. Система соперничества и борьбы между законодательной и исполнительной властью. Подобная система чаще всего встречается в молодых демократиях, где еще не до конца решен вопрос об избрании общепризнанного типа взаимодействия между ветвями власти. Она характеризуется возможным периодическим нарастанием конфликтности между законодателями и президентом. Примером подобного типа президентской демократии может служить Россия после 1991г.

Читайте так же:  Повторное привлечение к административной ответственности за длящееся

В некоторых случаях, чтобы избежать конфликта, законодатели и президент, взаимно идя на компромисс, разграничивают свои полномочия. На этой основе возникают режимы смешанного, парламентско-президентского типа. Их устройство отражает, с одной стороны, взаимное стремление избежать конфликтов между ветвями власти, а, с другой, — недостаточную зрелость и стабильность для выработки устойчивой системы сдержек и противовесов.

Недемократические политические режимы при всей разнице форм организации власти, выдвигаемых ею задач и амбиций, «жесткости» или «мягкости» действий власти обладают одним общим признаком — это самовластные диктатуры, где весь комплекс властных решений в конечном итоге осуществляется или единоличным властителем, или привилегированной группой олигархов.

Авторитарный политический режим обладает следующими основными чертами.

1. Носителем власти выступает один человек или узкая группа лиц. В качестве носителей авторитарной власти могут выступать монарх, диктатор, военная хунта.

2. Власть носит неограниченный характер, она неподконтрольна гражданам. Она может носить абсолютно деспотический, беззаконный характер, хотя может основываться и на законах. Но законы эти она принимает сама для утверждения собственного же господства.

3. Власть опирается на силовые способы господства. Это могут быть массовые репрессии и опора на страх, а может быть и демонстративная справедливость «доброго владыки». Однако в любой момент любое неповиновение может быть подавлено силой на основе простого приказа.

4. Власть монополизирована, отсутствуют легальные каналы оппозиционной деятельности. Политические партии могут существовать легально лишь при условии полного подчинения власти в качестве организаций, обслуживающих ее интересы.

5. Формирование политической элиты происходит путем назначения сверху на основании либо удачной карьеры на административном или военном поприще, либо фаворитизма.

Авторитарные политические режимы весьма разнообразны. Классифицировать их можно по нескольким признакам одновременно. Выделяют традиционалистские авторитарные режимы. Это, как правило, монархии, существующие как элемент традиционного общества. Такие монархии очень архаичны, но и чрезвычайно устойчивы. Их основная политическая и социальная база — в особенностях верований, традиций, жизненного уклада. В некоторых случаях такие режимы способны воспринять отдельные внешние черты современной цивилизации, но, даже испытав на себе существенное влияние извне, они продолжают сохранять свою глубокую традиционность.

Подавляющее большинство авторитарных режимов порождено неустойчивостью, нестабильностью демократии. Существует даже определенная схема их установления. В обстановке, когда политическое соперничество готово выплеснуться на улицы, спровоцировать массовые беспорядки или гражданскую войну, находятся авторитетные личности (чаще всего среди военных), которые, опираясь на вооруженную силу, совершают государственный переворот, распускают парламент, отменяют действие конституции и либо начинают править в режиме чрезвычайного положения, либо принимают конституцию, легализующую диктатуру. Подобные режимы до самого последнего времени были достаточно широко распространены в развивающихся странах.

Тоталитарным называют политический режим, имеющий следующие основные признаки.

1. Власть принадлежит массовой политической партии, вооруженной идеологической доктриной, формулирующей целый комплекс задач, которые возможно разрешить только в том случае, если все общество добровольно и с воодушевлением воспримет эту идеологию.

2. Стоящая у власти партия организована недемократическим путем, носит открыто вождистский характер, являясь скорее даже не политической партией, а организацией революционеров или неким подобием рыцарского ордена — «орденом меченосцев», по выражению Сталина.

3. Идеология правящей партии носит монопольный, доминирующий характер, она провозглашается «единственно верной», «научной» и т.п. С помощью практической реализации идеологических принципов предполагается осуществлять руководство всеми сторонами жизни общества, экономикой, наукой, культурой, частной жизнью человека.

4 Тоталитарная экономика базируется либо на полном огосударствлении всей экономической жизни, либо на регулярном, санкционированном вмешательстве в экономическую жизнь на идеологической основе.

5. Осуществляется систематический террористический полицейский контроль над всеми сферами жизни общества, включая и личную жизнь человека.

Тоталитарный режим опирается на развитую систему социального контроля и принуждения. Отличительной чертой тоталитарного деспотизма является его массовый характер, когда через поощрение доносительства, поиск врагов, инициаторами репрессий становятся не только верховная власть, но и массы. В то же время тоталитаризм, в отличие от авторитаризма, основан не только на системе запретов, но и на системе предписаний: людям не просто указывают, как они не должны поступать, но, и предписывают, как они поступать обязаны.

Тема 7.Государство как основной институт политической системы общества

[1]

| следующая лекция ==>
Политическая система России на современном этапе | Формы государственного правления и устройства

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 886 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Государственный режим. Государственный режим – совокупность используемых методов, способов осуществления государственной власти

Государственный режим – совокупность используемых методов, способов осуществления государственной власти. ГР имеет непосредственную связь с организацией власти. ГР не ассоциируется ни с порядком формирования высших органов государственной власти, ни с административно-территориальным делением, а с реальным проявлением власти в процессе ее функционирования.

Понятие ГР появилось сравнительно недавно. До сих пор во многих учебниках употребляется термин политический режим. Но они не тождественны. Последнее является более емким и отражает практику функционирования не только государств, но массовых политических движений, партий. Изучением политических режимов занимается политология. А вот изучением государственного режима занимается конституционное право. Понятие государственный режим позволяет дать понятие не только о статике, но и о динамике существования, функционирования и развития государства и власти.

Как и другие элементы ФП государственный режим тесно связан с властью, но в отличие от первых двух элементов не связан напрямую ни с порядком формирования госорганов. ГР выступает как реальное проявление власти на практике.

ГП – совокупность средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти.

[2]

Режим ассоциируется не только с процессом функционирования государства, но и с самим существованием государства. Кроме того, ГР определенным образом легитимируется.

ГР признается наиболее динамичным элементом ФГ, он наиболее чутко реагирует на все процессы, происходящие в обществе. Именно ГР индивидуализирует ФП, ее социально-политическую значимость.

[3]

Без учета данного фактора нельзя определить и сущность государства.

ГР складывается и функционирует под воздействием целого ряда (политические, экономические, социальные и т.д.) факторов. Однако наряду с этим объективными факторами немаловажную роль играют и субъективные факторы, например, дух (воля) народа. Это категория является весьма неопределенной. В любом народе можно найти сильную и непоколебимую волю, например, к свободе. Это и оказывает серьезное влияние на ГР. Каково общество, каков его дух и воля, таково и создаваемое им государство.

Очень важно учитывать разницу между государственным и политическим режимом. Последняя категория является более широкой. Политический режим – понятие более ёмкое. В него включаются не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы осуществления негосударственной власти.

Читайте так же:  Самые востребованные и высокооплачиваемые профессии в россии

Выделяют два основных метода осуществления государственной власти – насилие и демократизм.

Решая вопрос о классификации государственных режимов на различных этапах развития общества, необходимо найти самую общую – подразделение на демократический и авторитарный. Каждый из этих видов в зависимости от сущностных и социальных особенностей государства, исторических, национальных и других факторов может подразделять на подвиды.

Характерные признаки демократического ГР – наличие писанной(неписанной) конституции, конституционное провозглашение прав и свобод граждан, плюрализм политических партий (т.ч. наличие оппозиции), выборность и сменяемость центральных органов государственной власти, официальное признание принципов законности и конституционности, принцип разделения властей, существование институтов непосредственной демократии, наличие демократического законодательства и другие факторы.

Идейным фундаментом демократического ГР является демократическая доктрина политической свободы: отдельно взятый индивид существует первично, независимо от социальных и политических связей, а государство возникает и функционирует в результате волеизъявления этих индивидов, которые в праве самостоятельно распоряжаться изначально принадлежащей им свободе и в т.ч. соглашаться на ее ограничение. Демократический ГР устанавливается с согласия тех, кто ему подчиняется. Нужно согласовать принцип индивидуальной свободы с коллективной свободой. Потому индивид идет на ограничение личной свободы ради свободы общества. Также подразумевается, что гражданин в демократическом обществе свободен от давления извне, в т.ч. со стороны государства.

Исторически сложились две основные разновидности демократического ГР – режим либеральной демократии (государство обеспечивает политическую свободу, устранившись от всякого влияния на социально-экономическую жизнь индивидов; не было системы социальной поддержки; происходит резкая поляризация общества; при отсутствии социальных гарантий индивид не мог пользоваться и политической свободой) и режим социальной демократии (государство стремится повлиять на распределние экономических благ, имея своей целью обеспечение каждому человеку на достойное существование).

Авторитарный режим характеризуется значительным ограничением прав и свобод, ликвидации многопартийности в обществе, усилиением влияния исполнительной ветви власти, отказом от демократических принципов деятельности государства, навязывание некой единой официальной идеологии и т.д.

Авторитарный ГР может иметь различные формы. Крайняя форма авторитарного ГР – тоталитарный ГР (полное запрещение партий, превращение правящих партий, превращение правящей партии в ведущую часть МГ, сращивание партийного и государственного аппаратов, отсутствие гарантий прав и свобод граждан, приниженное положение суда, террор против несогласных, ликвидация ГО, тотальный контроль за всеми сферами жизни общества; институт частной собственности ставится под контроль государства либо ликвидируется; в экономике преобладают командно-административные методы).

Военно-диктаторский авторитарный ГР подразумевает наличие армии как главного инструмента управления. Характерные признака: отмена конституционных гарантий, запрещение легальной деятельности политических партий, цензура в средствах массовой информации, преобладание бюрократических методов управления.

Монократический авторитарный ГР. Могут провозглашаться права и свободы, но нет гарантий их соблюдения. Исполнительная власть преобладает над законодательной (Камерун).

Клерикальный режим. Обеспечивает фактическое/юридическое господство религиозной верхушки (Исламское государство Пакистан). В конституции указывается, главное лицо в государстве не президент, а духовный руководитель.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

A14. cовокупность способов осуществления государственной власти — это форма

A15. Организация Z провела свой учредительный съезд и приняла программу действий. Какая информация позволяет судить о том, что данная организация является политической партией?

1) В состав организации вошли владельцы легковых автомобилей.

2) Организация заявила о том, что её цель — получить места в парламенте и правительстве.

3) Лидером организации стал известный журналист.

4) Члены организации разработали свои эмблему и гимн.

A3. В данном обществе происходит переход от товаропроизводящей экономики к обслуживающей, присутствует превосходство сферы услуг над сферой производства. Классовое деление общества заменяется на профессиональное. К какому типу относится данное общество?

Совокупность методов, приёмов и способов осуществления политической власти в государстве это:

1) политическая система;

2) политическая деятельность;

3) политическая жизнь;

4) политический режим.

Заполните таблицы (в рабочей тетради)

Виды монархии и их признаки

Вопросы для сравнения

Абсолютная Дуалистическая Парламентская Принадлежность законодательной власти Осуществление исполнительной власти Назначение главы правительства Ответственность правительства Право роспуска парламента Право veto монарха на решения парламента Современные монархии

Виды республик и их признаки

Вопросы для сравнения

Президентская Смешенная Парламентская Порядок избрания президента Порядок образования правительства Ответственность правительства Право роспуска парламента у президента Наличие поста премьер-министра (председателя) правительства Объем полномочий президента Современные республики

Формы государственного устройства

Вопросы для сравнения

Формы государственного устройства

Унитарное государство Федеративное государство Конфедеративное государство Территория Статус административно- территориальных единиц Государственный аппарат Гражданство Система права Судебная система Налоговая система Современные государства

Тема №8.

Государство в политической системе общества

Самостоятельная подготовка – 6 часов

Вопросы для самостоятельной подготовки

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Понятие политической системы общества.

2. Структура политической системы общества.

Методические указания

Форма государственного устройства отражает специфику территориального строения государства, взаимоотношения между его составными частями и органами государственной власти.

В отношении государственно-политического режима имеются самые различные мнения. Прежде всего, он характеризует способы и методы реализации государственной власти в зависимости от его устройства и форм правления.

Тест

1. Элементами политической системы общества являются:

1) политические институты;

2) средство регулирования нормальных политических отношений.

3) политические нормы;

4) государственный суверенитет;

5) политическая культура.

2. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного политического объединения всех членов общества и определяет главные направления его развития;

2) реализует и защищает интересы соответствующей части общества;

3) способно обеспечить и защитить основные права человека и гражданина на своей территории;

4) является единственным носителем суверенитета;

5) обладает монополией на правотворчество;

6) оказывает конкретные виды услуг, отвечающих интересам общественного объединения

3. «… — это, зарегистрированное государством, наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть»:

1) общественное объединение;

2) общественное учреждение;

3) политическая партия;

4) группа давления;

5) союз общественных объединений.

4. «… — это добровольное, некоммерческое, самоуправляемое, объединение граждан, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе»:

1) политическая партия;

2) ассоциация предпринимателей;

3) полное товарищество;

4) общественное объединение.

5. «… система всех политических явлений, которые существуют в социально неоднородном обществе»:

1) субъекты политики;

2) политическая система (в широком смысле);

3) политическая система (в узком смысле)

4) политические партии.

6. «… — социальные отношения, возникающие между участниками политической жизни общества»:

Читайте так же:  Работа индивидуальным предпринимателем входит в страховой стаж

1) политическая деятельность.

2) политические отношения;

3) экономические отношения;

4) межнациональные отношения;

5) политический режим.

Тема №9.

Государство, право и личность.

Самостоятельная подготовка – 6 часов.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1.Правовой статус личности.

2.Соотношение и взаимосвязь права и государства.

3. Соотношение общества и государства.

Методические рекомендации

При самостоятельном изучении темы, следует обратить внимание на соотношение понятий «личность», «человек», «гражданин». Личность, общество, государство. Государство и право. Социальные функции права.

Понятие и структура политико-правового состояния личности. Система прав и свобод личности, декларируемые Конституцией Российской Федерации. Правовой статус личности. Правовой статус и фактическое положение личности. Юридические обязанности. Законные интересы. Привилегии, льготы и преимущества.

Гарантии правового статуса личности. Международно-правовое регулирование положения личности в обществе. Основные способы защиты прав и свобод человека в мировой практике.

Тест

1. «… — есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли»:

1) законные интересы;

2) правовой статус;

3) права и обязанности;

5) властные функции.

2. К основным личным (гражданским) правам относятся:

1) права в сфере культуры;

2) социально-экономические права;

3) право на защиту чести и достоинства;

4) право на свободу совести и вероисповедания;

5) право на неприкосновенность частной жизни;

6) политические права.

3. К основным политическим правам личности относятся:

1) право на свободу мысли и слова;

2)право на забастовку;

3) право на управление делами государства;

4) право на объединение;

5) право на свободу творчества.

4. Единство государства и права состоит в том, что они:

1) возникают и развиваются совместно;

2) являются универсальной публичной организацией политической власти;

3) являются средствами социальной регуляции и управления;

4) имеют общую цель;

5) все ответы верные.

5. Права человека и гражданина, в зависимости от их содержания, подразделяются на виды:

1) гражданские или личные права;

2) первое поколение, второе поколение, третье поколение;

5) все ответы верные;

6. Определите, к какой группе прав и свобод личности относится право пользоваться родным языком:

1) гражданские (личные) права;

2) политические права;

3) экономические права;

4) социальные права;

5) культурные права.

Тема №10.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 228 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Совокупность методов и способов осуществления власти это

Совокупность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма

Со­во­куп­ность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти — это форма режима. Вер­хо­вен­ство и пол­но­та го­су­дар­ствен­ной вла­сти внут­ри стра­ны и её не­за­ви­си­мость во внеш­ней по­ли­ти­ке на­зы­ва­ет­ся суверенитетом. Организация высших органов власти и способы ее формирования — форма правления. Организация взаимоотношений между центром и регионами — это форма государственно-территориального устройства.

Правильный ответ указан под номером 2.

Совокупность способов осуществления государственной власти — это форма правления.

Форма правления — порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением.

Политический режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти.

Политический режим – это определенный политический климат, существующий в стране в конкретный исторический период ее развития. Иными словами, политический режим – это весь комплекс осуществления власти через политические институты. Различают тоталитарный, авторитарный и демократический политические режимы. Некоторые авторы выделяют еще либеральный режим. Но он носит переходный характер и часто сочетает в себе черты старого и нового, и существует непродолжительное время.

Тоталитарный режим

Понятие «тоталитаризм» означает «весь», «полный», «целый».

Этот термин появился в 20г. XX столетия в Италии, когда начала складываться фашистская политическая система во главе с Муссолини. Германские нацисты использовали этот термин в положительном смысле, говоря о «тоталитарном немецком государстве». Сегодня этот термин вызывает эмоциональное отрицание, осуждение, неприятие.

Тоталитаризм – это специфическая форма диктатуры

, возникшая в XX веке. Диктатура в переводе с латинского означает «неограниченная власть», режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером, без какого-либо контроля со стороны управляемых. Диктатура возникла давно и имеет множество форм своего проявления. В республиканском Риме V-I вв. до н.э. диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо, назначавшееся на срок не более 6 месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроком пребывания у власти.

Тоталитаризм – это принципиально новый тип диктатуры, в котором

важную роль играет государство и идеология. Целью тоталитаризма является создание сильного государства путем использования исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил. Сущность выражена формулой: «все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни классы, ни политические партии, ни любые другие политические институты.

В условиях тоталитарного режима государству удается подчинить себе общество, уничтожить все гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизнедеятельности вплоть до частных (даже интимных) отношений. Так все люди превращаются в «винтики» огромного всеобъемлющего механизма. Тоталитарная власть без колебаний расправляется с теми, кто, по ее мнению, плохо выполняет функции «винтика» или уже сделал все, на что был способен. При этом непременно – и показательно — репрессируют отдельных представителей господствующей группировки во имя сохранения и упрочнения власти в целом.

Образцы тоталитарных политических режимов – власть Гитлера в Германии, Муссолини в Италии, Ленина и Сталина в СССР, Мао Дзе Дуна в Китае, Фиделя Кастро на Кубе, Пол Пота в Камбодже. Многие историки и политологи утверждают, что без подобных лидеров не было бы и тоталитаризма, т.е. режима во главе с харизматической фигурой – «фюрером», «дуче», «вождем народа», «великим кормчим». Это вело массы к культу личности и слепому поклонению властителю, который стремился не только к переустройству собственного государства, но и мира в целом. Известны развернутые планы такой перекройки мира: «Моя Борьба» Гитлера, собрание сочинений Ленина и Сталина, цитатники Мао.

В понятие культа личности обычно вкладывают довольно разнообразное содержание: это некритическое почитание политического и иного деятеля, состоящее в приписывании ему всевозможных заслуг и положительных качеств, вплоть до его фактического обожествления; создания системы идолопоклонства, т.е. сложных ритуалов прославления, в т.ч. и после смерти. Культ личности очень характерен для тоталитарных обществ, где он принимает псевдорелигиозную форму (например, в годы правления Сталина в СССР, Ким Ир Сена – в Северной Корее, Мао в Китае.)

Читайте так же:  Покупка квартиры в ипотеку вторичка пошаговая инструкция

Опыт показывает, что тоталитарные режимы возникают при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе, глубоком кризисе, охватывающем все стороны жизни; при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.

Признаки тоталитарного режима

Основные признаки тоталитаризма были выделены Карлом Фридрихом (1901-1984 гг.) и Збигневом Бжезинским (1928 г.р.):

· государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

· общество отчуждено от политической власти, но не осознает этого, т.к. в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии власти и народа»;

· монопольный государственный контроль за экономикой, СМИ, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан;

· государственная власть формируется бюрократическим путем, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

· доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

· господство одной партии, сращивание ее с государством, запрет оппозиционных партий;

· права и свободы граждан носят декларативный, формальный характер, люди практически бесправны и социально незащищены;

· наличие одной официальной идеологии;

· централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;

· насилие и бесконтрольность репрессивных органов;

· отсутствие правовой государственности и гражданского общества.

Различают два основных вида тоталитарных режимов:

· правый тоталитарный режим – в основе лежит расовый критерий (Гитлер, Муссолини);

· левый тоталитарный режим – в основе лежит классовый критерий (Сталин, Мао Дзе Дун, Ким Ир Сен).

Многие левые тоталитарные «мягкие» режимы были установлены после II-й мировой войны в странах, находящихся под контролем СССР – ГДР, Венгрии, Болгарии, Монголии и др.

Авторитарный режим

Авторитарный режим – это государственно-политическое устройство общества

, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.п.) при минимальном участии народа.

Авторитарный режим, с одной стороны, мягче, чем тоталитарный, но, с другой стороны, жестче, антинароднее, чем демократический.

Признаки авторитарного режима

· Концентрирование власти в руках одного или нескольких тесно связанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов власти.

· Отсутствие разделения властей.

· Представительные органы хоть и номинально существуют, но ограничены властным субъектом

· Выборная система существует, но сведена на нет или сужена, альтернативных выборов практически не имеется.

· Методы управления командные, административные, но отсутствует террор, массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти.

· Сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность».

· Существует частичный плюрализм, но это имитация многопартийности и оппозиция не допускается.

· Права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются, личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.

· Силовые структуры обществу не подконтрольны и используются чаще в политических целях.

Исторический опыт показывает, что авторитарный режим возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, где наблюдаются длительные экономические кризисы. Поскольку эти явления довольно часты, то авторитарный режим относится к достаточно распространенным.

Виды авторитарных режимов

· Военное правление (военная хунта в Чили).

· Теократический авторитарный режим, когда политическая власть сосредотачивается в руках фанатичного религиозного клана (Иран после революции 1979 года. По характеристике этот режим весьма похож на тоталитарный).

· Монархический тоталитарный режим. Власть сосредоточена в руках монарха (Иордания, Саудовская Аравия и др.).

· Неоавторитарный режим, который существует в Мексике, допускается плюрализм, существует оппозиция, выборы, которые часто фальсифицированы.

Демократический режим

Демократия сегодня едва ли не самое популярное слово как в России, так и во всем мире.

«Демократия» в переводе с греческого – «власть народа». Демократия – это, во-первых, особая форма государства, политического режима, при котором все граждане пользуются равными правами на управление государством. Во-вторых, это форма устройства не только государства, но и любой организации общества, основанной на принципах равноправия ее членов, периодической выборности органов управления и принятии решений соответственно мнению большинства. В-третьих, это идеал общественного устройства. В-четвертых, это жесткий порядок, регламентирующий и выбор полномочных представителей народа для осуществления власти, и пределы их полномочий, ответственность перед избирателями. Демократия немыслима без исполнения законов. Это наиболее сложная система государственного, политического устройства и управления обществом. Она возможна при эффективном взаимодействии административного управления и самоуправления.

В наше время понятие демократии расширилось и стало включать не только нормативные определения как системы политического правления, но также мировоззренческие подходы к отношениям между людьми, этические, философские и иные основания человеческого существования в условиях современности. Вместе с тем идеалы демократии остались фактически такими же, как в IV в. до н.э., за исключением одного – сейчас гораздо больше ценится отдельная личность, ее мнения и интересы, политическая активность.

В последнее время ученые все чаще признают, что, несмотря на массу исследований, понятие демократии не поддается четкому научному определению. Вместе с тем одно из самых популярных определений современнойдемократии – полиархия.

Древние греки под «полиархией» понимали разброд в стане властвующих, рассогласованность правления. В контексте же современности это понятие, напротив, подчеркивает политический плюрализм и способность институтов нынешней демократии обеспечивать взаимодействие и координацию (согласованность) интересов индивидов и групп без утраты их самостоятельности и принципиального равенства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Совершенный демократический процесс и совершенное демократическое правление никогда не существовали в реальности. Это идеал. Реальная демократия – это власть людей, избранных народом, и называется она «представительной» демократией, а скорее это не власть народа, а власть «для народа».

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.

  2. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  3. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
  5. Галахова, А. В. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации. Комментарий. Судебная практика. Статистика / Под редакцией В.М. Лебедева, А.В. Галахова. — М.: Городец, 2015. — 367 c.
Совокупность методов и способов осуществления власти это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here