Сколько действует протокол об административном правонарушении

Полезная информация по теме: "Сколько действует протокол об административном правонарушении". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Анализ правил ч. 1, 2 ст. 28.5 показывает, что:

1) по общему правилу протокол об административных правонарушениях должен быть составлен немедленно после выявления (должностным лицом, которое вправе составить протокол, см. коммент. к ст. 28.3) административного правонарушения. См. об этом также письмо ГТК от 17.05.02 N 01-06/19136;

2) в изъятие из этого правила протокол составляется в течение 2-х календарных суток (т.е. и нерабочие дни из подсчета не исключаются) с момента выявления правонарушения. Отсчет этих суток начинается не со следующей даты после дня, когда административное правонарушение было выявлено, а именно с момента выявления (например, если административное правонарушение выявлено в 13.00, то протокол должен быть составлен в течение 48 часов) в случае, если требуется дополнительно выяснить:

а) обстоятельства дела (т.е. имеющихся фактов, доказательств, обстоятельств недостаточно, чтобы решить вопрос о наличии или отсутствии события административного правонарушения);

б) данные о физическом лице (в отношении которого возбуждено дело);

в) сведения о юридическом лице (место его реального нахождения, состав учредителей, наличие у него лицензии и т.п.).

ВС разъяснил, что нарушение сроков, установленных в ст. 28.5 и 28.8 — являются несущественными недостатками составления протокола об АП (п. 4 Пост. N 5).

2. Применяя правила ч. 3 ст. 28.5, необходимо обратить внимание на следующее:

1) сроки, упомянутые в ч. 1 ст. 28.5, не применяются, если по делу об административном правонарушении проводится расследование (см. коммент. к ст. 28.7);

2) в этих случаях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения (но этот факт выявляется именно в результате расследования). Срок проведения административного расследования по общему правилу не может превышать одного месяца со дня возбуждения дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 5.6 и 28.7);

3) правила о сроках составления данного протокола полностью применимы и к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.4).

Сроки в административном процессе

Срок давности привлечения к административной ответственности
Давность привлечения к административной ответственности
Срок вынесения постановления по делу об административном правонарушении

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации . о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса) . по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Моментом удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства является дата вынесения соответствующего определения.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Согласно ч. 1, ч. 1.1 и ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Сроки рассмотрения жалобы постановление по делу об административном правонарушении
Сроки рассмотрения жалобы на не вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении
Сроки рассмотрения ‘апелляционной жалобы’

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 30.3 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ). Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений (ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ).

Исчисление срока обжалования предусмотрено частью 3 ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

[3]

В соответствии с ч. 1 и ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Читайте так же:  Постановление об утверждении проекта межевания территории

Сроки рассмотрения жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении
Сроки рассмотрения ‘ жалобы в порядке надзора ‘
Сроки рассмотрения ‘ надзорной жалобы ‘

Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, КоАП РФ не предусматривает.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.16 КоАП РФ решение по жалобе, протесту выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы, протеста в суд, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

Сроки составления протокола об административном правонарушении

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен: 1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца; 3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ), либо немедленно передается на рассмотрение судье после составления протокола (вынесения постановления) в случае административного правонарушения, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

Административно-процессуальное право

Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях:

(а) сроки давности привлечения к административной ответственности;

(б) срок направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений;

(в) сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях;

(г) сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

(д) срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и др.

Сроки давности привлечения к административной ответственности. Сроки давности привлечения к административной ответственности рассмотрены в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

[2]

При длящемся административном правонарушении сроки, указанные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административных правонарушений, влекущих применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).

Приостановление срока давности. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ («Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним»), в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; ст. 14.31 . Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; ст. 14.31.1 . Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%; ст. 14.31.2 . Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности); ст. 14.32 . Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; ст. 14.33 . Недобросовестная конкуренция.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

Читайте так же:  Постановление о возбуждении уголовного дела кража образец

Исчисление сроков (ст. 4.8 КоАП РФ). Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:

  • 15 дней — от дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;
  • 2 месяца — от дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Эти сроки могут быть продлены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц;

  • 5 дней — со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если оно связано с правонарушениями, которые предусмотрены ст. 5.1 — 5.25, 5.45—5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые связаны с избирательным правом и процессом;
  • в день получения протокола об административном правонарушении, если его совершение влечет административный арест либо административное выдворение, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению:

  • в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;
  • в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ст. 30.5. КоАП РФ).

Правовые последствия несоблюдения процессуальных сроков в производстве. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52 говорится, что «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела». Иначе может наступить истечение срока давности привлечения к административной ответственности и решения, принятые судьей, будут связаны с нарушением принципа законности в административном производстве.

Поэтому указанное постановление требует:

В отношении исчисления процессуальных сроков при возвращении судьей протокола должностному лицу, которое его составило, в связи с обнаружением недостатков постановление уточняет, что в данной ситуации днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.

Срок составления протокола об административном правонарушении

КоАП РФ установил срок составления протокола об административном правонарушении. После возбуждения дела об административном правонарушении многих лиц, которых привлекают к административной ответственности, интересуют сроки составления протокола. И срок рассмотрения дела об административном правонарушении. Потому что, откровенно говоря, в большинстве случаев доказать отсутствие события, состава административного нарушения можно только при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении. Орган, который составил протокол, редко прислушивается к ходатайствам лица о прекращении административного производства. Особенно если дело рассматривает не суд, а уполномоченное должностное лицо органа власти.

Минимальный и максимальный срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении – важнейшее доказательство в деле о привлечении к административной ответственности. Иногда должностное лицо, которое выявило правонарушение, его не составляет. Причем не то, что сразу. А вообще. Об этих случаях мы рассказали в публикации протокол об административном правонарушении и рассмотрение дела. Но тогда постановление вручается нарушителю, а он не возражает о назначении административного наказания. Обратите внимание! Если человек возражает, то ему сразу вручат протокол.

Статья 28.5 КоАП РФ говорит, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения нарушения. Но по факту – не всегда. Правонарушение может выявить неуполномоченный орган власти. И ему требуется направить соответствующую информацию в соответствии с подведомственностью административных дел. В таких случаях иногда могут применить обеспечительные меры – доставление, административное задержание, личный досмотр.

Поэтому КоАП РФ называет случаи, когда орган власти принимает решение о необходимости дополнительно выяснить обстоятельства нарушения. Или личности нарушителя. Тогда административный протокол уполномоченное лицо составит в течение 2 суток после выявления.

Читайте так же:  Судебную коллегию верховного суда российской федерации госпошлина

В исключительных случаях уполномоченный орган проводит административное расследование. При этом выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Сроки расследования устанавливает КоАП РФ – один месяц. Он может быть продлен еще на 1 месяц, после чего выносится протокол или дело подлежит прекращению. Есть составы административных правонарушений, по которым срок расследования может быть больше.

Последствия нарушения сроков составления протокола

На практике нарушение сроков составления протокола суд не считает грубым процессуальным нарушением. То есть как единственный аргумент жалобы на постановление, он не убедителен. Однако ситуация меняется, когда протокол уполномоченный орган выносит после истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Если постановление, несмотря на пропуск срока давности, будет вынесено, то при обжаловании его отменят. И производство по делу будет прекращено.

Таким образом, нарушение срока составления протокола об административном правонарушении при соблюдении срока давности привлечения к ответственности не является существенным нарушение и основанием прекращения производства по делу.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Срок давности для составлении протокола об административном правонарушении

Вот выдержки их КоАП РФ по Вашему вопросу

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Вероятно, Ваши права на ознакомление с материалами дела и приведение своих доводов и доказательств могли быть не соблюдены

Срок составления протокола об административном правонарушении

Оформление протокола в случае выявления нарушения административных норм — отправная точка производства по делу, которое в конечном счете может привести к применению наказания.

У граждан нередко возникают вопросы о том, сколько времени занимает составление протокола, чем регулируется данный процесс, как не пострадать при составлении протокола от собственного незнания. К счастью, эти и многие другие вопросы уже довольно подробно регулируются российским законодательством.

Что следует признавать административным правонарушением

Административными правонарушениями признаются действия, бездействия, нарушающие правила поведения, установленные в КоАП РФ. К сожалению, их настолько много, что перечислить всё в одной статье не удастся, но в общем виде можно заключить, что это правонарушения с относительно небольшой (по сравнению с преступлениями) степенью общественной опасности: легкий или средний вред здоровью, материальный ущерб небольшого характера, нарушения правил дорожного движения, различных требований и нормативов (требования пожарной безопасности, санитарных норм) и др.

Сотрудник ДПС оформляет протокол административного правонарушения.

Важно! С полным перечнем административных правонарушений можно ознакомиться в Кодексе об административных правонарушениях России. Это единственный акт, устанавливающий правила поведения в области публично-властных отношений. Некоторые правила лишь упоминаются в статьях, а в полноценном виде представлены в отдельных актах (те же самые Правила дорожного движения).

Дополнительная информация! Законодательством России предусмотрено, что размеры санкций (наказаний) за некоторые виды нарушений могут устанавливаться законами субъектов федерации (например, за нарушение тишины и покоя). Однако само деяние как норма все же фиксируется на государственном уровне.

Протокол по делу может и не составляться

Законом должным образом оговорены все случаи, когда при выявлении нарушения составляются иные акты, либо дело вовсе обходится без них.

  1. По факту нарушения было оформлено письменное предупреждение на месте.
  2. Сразу изготовлено постановление по делу (итоговый документ), назначен административный штраф. Это возможно, если нарушитель признал свою вину и согласен с назначенным наказанием.
  3. Нарушение было обнаружено с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств фиксации правонарушений. Речь идет, прежде всего, о «камерах наблюдения», установленных на дорогах для выявления нарушений Правил дорожного движения.
  4. Проступок не представляет серьезной опасности (малозначительно), и лицо, уполномоченное составлять протокол, ограничилось устным замечанием, которое, заметим, не является мерой ответственности, а представляет способ морального воздействия за совершенный проступок на человека.
Читайте так же:  Приказ утверждение положения о персональных данных работников

Если нарушение было выявлено с использованием средств автоматической фиксации, протокол по делу не составляется.

Срок составления протокола об административном правонарушении можно узнать, обратившись к статье 28.5 КоАП РФ.

Немедленное составление протокола

По общему правилу важнейший документ по делу должен быть составлен незамедлительно, при условии, что все обстоятельства по делу выяснены и не требуется выяснения иной информации о событии.

Обратите внимание! В протоколе в обязательном порядке должны быть указаны обстоятельства, обозначенные в статье 28.2 КоАП РФ, а именно: дата и место составления, информация о лице, составившем акт, контактные данные и иная информация о нарушителе, свидетелях и потерпевших, описываются подробности самого нарушения, статья закона, которая предусматривает ответственность за деяние, объяснение правонарушителя по поводу произошедшего.

Возникает вопрос о размытости термина «немедленно». Отметим, что законодательно закрепленного временного отрезка для написания каждого протокола по делу не предусмотрено. Нет и ведомственных разъяснений о том, что на каждый случай написания документов сотрудниками должно быть отведено 15, 30, или, скажем, 60 минут.

На практике реализация сложившегося правила выражается в безотлагательном характере оформления документа. Как только замечено правонарушение, составляется и протокол, что обычно занимает от нескольких минут до получаса в зависимости от характера и сложности правонарушения, участия в нем иных лиц (свидетелей, потерпевших).

Важно! Из-за ограниченности во времени нередко граждане подписывают документы, не ознакомившись с их содержанием, а сотрудники, составившие протокол, не разъясняют гражданам всех их прав и обязанностей. Не стоит пренебрегать этим: в случае, когда не понятны какие-либо положения, зафиксированные в протоколе, следует повременить с оставлением подписи. Можно обратиться к сотруднику и выяснить, о чем идет речь. Много времени это не займет, зато позволит избежать недопонимания.

В случае несогласия с обозначенными обстоятельствами дела, нарушители имеют право оставить свои письменные замечания в соответствующей графе протокола.

Обратите внимание! Протокол по делу об административном правонарушении составляется в течение двух суток.

Бывает, для написания протокола необходимо дополнительное выяснение обстоятельств дела. Лицо, уполномоченное к оформлению акта, должно восполнить недостающие сведения за 48 часов, которые начинают течь с момента выявления нарушения. В такой ситуации правонарушитель вызывается в орган, в котором был составлен протокол, для получения его копии под расписку. Также копия протокола может быть направлена нарушителю по почте.

Срок в двое суток начинает исчисляться с момента выявления нарушения, вплоть до часа и минуты.

Важно! Если нарушителю не была выдана копия протокола, не рекомендуется ставить ему свою подпись в соответствующую графу в оригинале данного документа. Такое процессуальное нарушение непростительно с точки зрения права, и вполне возможно оспорить законность написанного протокола в суде.

Оформление протокола по делу после административного расследования

Административное расследование длится не более месяца и осуществляется, если сведения о выявленном сотрудниками нарушении могут быть получены исключительно с помощью экспертиз или других действий, занимающих значительное время. Когда все обстоятельства установлены, составляется протокол, и нарушитель также извещается о его оформлении с необходимостью получения копии акта.

Важно! О назначении административного расследования выносится специальный акт — определение, которое направляется или вручается под расписку нарушителю.

Обратите внимание! В исключительных случаях период расследования продлевается. Однако в совокупности он не может составлять более 6 месяцев. Таким образом, на срок продления расследования откладывается и составление протокола. Временные рамки для исключительных случаев проведения расследования установлены законодателем.

П. 5 статьи 28.7 КоАП РФ устанавливает, что административное расследование продлевается:

  • по решению руководителя органа, ведущего дело, или его заместителя — на срок до одного месяца;
  • по нарушениям таможенных правил или в области безопасности дорожного движения, где причинен легкий или средний вред здоровью потерпевшего — по решению руководителя вышестоящего таможенного органа или органа ГИБДД — на срок до полугода;
  • по делам о незаконной организации и проведении азартных игр на срок до шести месяцев.

Обратите внимание! Расследование может быть закончено и без вынесения протокола в случае прекращения производства по делу. Это отличает его от немедленного составления протокола или его оформления в течение двух суток. В таком случае составляется, а затем направляется нарушителю или лично отдается под расписку копия постановления о прекращении дела.

Ошибки и недостатки в протоколе по делу

По мнению Верховного суда РФ, которое выражено в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 года № 5, условно недостатки юридических документов можно разделить на существенные, которые признают протокол незаконным, и несущественные, позволяющие использовать протокол в качестве доказательства по делу.

Так, существенными недостатками будут являться отсутствие данных, признанных обязательными, о которых говорилось ранее, или, например, создание протокола по делу в отсутствие нарушителя. Из-за грубых ошибок подобного рода может быть прекращено само производство по делу.

Нарушитель не обязан указывать на ошибки сотруднику при подписании протокола, а может сделать это при рассмотрении дела.

[1]

Важно! Если имеют место исправления, помарки в протоколе, такие недочеты должны быть правильно оформлены! За каждым исправлением должны стоять две подписи — нарушителя и лица, изготовившего данный акт.

К несущественным же относятся те недостатки, которые без особого труда и затрат времени можно устранить при непосредственном рассмотрении дела по существу. К таким недостаткам Верховный Суд РФ относит и нарушение сроков составления протокола по делу об административном правонарушении.

Обратите внимание! К сожалению, за то, что должностное лицо нарушило срок и не оформило вовремя документы по делу, не предусмотрено никаких неблагоприятных последствий, поэтому обжалование такого обстоятельства окажется безрезультатным.

Читайте так же:  Обязательно ли увольнять совместителя при реорганизации доу

Важно! При обжаловании существенных недостатков протокола по делу следует соблюдать процессуальные сроки давности обжалования, которые составляют 10 дней со дня оформления протокола по делу и вручения его нарушителю.

Итак, сроки оформления протокола по делу колеблются от незамедлительного заполнения установленного бланка после обнаружения нарушения до максимального срока — шести месяцев при проведении административного расследования. Так или иначе, лицо, в отношении которого данный документ составляется, должно быть извещено обо всех ключевых процессуальных действиях, которые влияют на исход дела. Особая внимательность при оформлении данного правового акта поможет избежать указанных ошибок.

Административный протокол составлен с нарушениями

Вернуться назад на Административный протокол

Согласно статье 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Если в протоколе отсутствуют важные данные, или же наоборот сведения были дописаны уже после вашего подписания — то такой протокол может быть признан недействительным.

Обязательно прочитайте протокол, проследите, чтобы во всех незаполненных графах был проставлен прочерк. Если прочерка нет — поставьте его сами. Необходимо исключить дописывание данных в любые графы.

Законом предусматривается при составлении протокола разъяснять права и обязанности, возникающие в связи с правонарушением. Если таких разъяснений вы не получили — обязательно напишите в протоколе фразу «Права и обязанности разъяснены мне не были». Это противоречит статье 28.2 п.3 КоАП РФ и это обстоятельство также является основанием для прекращения производства по делу. Ни в коем случае не расписывайтесь в графе «Права и обязанности мне были разъяснены»!

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ (п.18) № 5 разъяснено: «При рассмотрении дела об административном правонарушении нарушением, влекущим невозможность использования доказательства, признается получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.2, ч.3 ст.25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ».

Обязательно возьмите у инспектора копию протокола и предоставьте его для изучения опытному юристу — возможно в протоколе найдутся некоторые нарушения, которые позволят признать этот протокол недействительным, а соответственно вас никто не сможет лишить прав.

КоАП РФ. Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Административная жалоба
Административная ответственность
Административное взыскание
Административное дело
Административное право
Административные наказания
Административный суд

Источники


  1. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.

  2. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.

  3. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.
  4. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
  5. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
Сколько действует протокол об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here