Система международных экономических договоров российской федерации

Полезная информация по теме: "Система международных экономических договоров российской федерации". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Система международных экономических договоров российской федерации

В предмет международных экономических отношений входит изучение двух важнейших составляющих: собственно международные экономические отношения и механизм их реализации Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. Механизм международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации (международные экономические договоры, соглашения, «кодексы», хартии и т. д.), соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных экономических отношений Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.

пособие. – М.: Маркетинг, 1996. – 196 с.

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999

Тема и предмет Тип и объем работы
Финансовая эффективность внешней торговли России
Международные экономические отношения
Диплом
74 стр.
Внешнеэкономическая деятельность
Международные экономические отношения
Диплом
143 стр.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Международные экономические отношения
Диплом
147 стр.
Импорт оборудования в Россию
Международные экономические отношения
Диплом
99 стр.

Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы

Международные экономические договоры (стр. 1 из 15)

Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц,поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права — важная сторона деятельности всех тех,кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периодически сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм ,занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям,ведущим борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан,находящихся на территории Украины, и т.д.

Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества совпадает с началом нового этапа развития международного права.

Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности ,которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23 “Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций». В ней отмечается вклад ООН в содействие «более широкому принятию и ува-

жению принципов международного права» и в поощрение «прогрессивного развития международного права и его кодификации». Признается,что на данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных отношениях,для чего требуется содействовать его преподаванию,изучению,распространению и более широкому признанию. Период 1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием международного права,в течении которого

должно произойти дальнейшее повышение роли международно-правового регулирования в международных отношениях.

Предложенная ниже тема — «международные экономические договоры» — интересна тем,что позволяет наглядно понять и проследить принципы экономического сотрудничества между народами, имеющими различные обычаи, традиции, религии, государственное устройство и т.п.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Глава 1 «Международный договор – основная правовая форма регулирования международных экономических отношений»

В международно–правовом регулировании экономических отношений государств первостепенную роль играют основные общепризнанные принципы международного права и специальные принципы экономического сотрудничества государств. Однако как бы ни был широк комплекс этих принципов, практическое их применение и регулирование конкретных экономических отношений осуществляется путем непосредственной договоренности между самими государствами – участниками экономических отношений. Основной международно-правовой формой регулирования современных межгосударственных экономических отношений являются двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие различные аспекты этой обширной сферы межгосударственного сотрудничества

[2]

Международным экономическим договором называется соглашение между двумя и более государствами или иными субъектами международного экономического права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в области экономических отношений между ними. Международные экономические договоры направлены на установление, изменение или прекращение определенных правоотношений между заключившими их государствами в области внешнеэкономической деятельности.

Международный экономический договор является одним из основных институтов международного права и его главным источником. В процессе взаимной внешне экономической деятельности субъекты международного права закрепляют свои права и обязанности. В связи с этим международный договор имеет большое значение в практической работе не только государственных органов внешних сношений в области международной торговли, но и лиц (физических и юридических), совершающих операции в области внешней торговли заключивших этот договор государств.

С зарождением и развитием внешней торговли государства начали прибегать к заключению отдельных договоров, в которых обусловливали взаимные права своих купцов, в частности их безопасность, места торговли, какие товары можно привозить и вывозить и ряд других положений. Однако все эти положения обусловливались обычно в общеполитических договорах и не представляли стройную систему положений, регулирующих товарообмен между заключившими их странами.

С начала XVII века государства в связи с развитием внешней торговли начали заключать между собой договоры, относящиеся только к их внешней торговле. Появляются, правда еще немногочисленные, международные торговые договоры.

Увеличение числа международных торговых договоров к концу XIX века и в текущем столетии привело к выработке в международно-правовой практике определенного их стандарта. К этому времени стали различаться отдельные виды международных торговых договоров.

К середине XIX века в международных торговых договорах обусловливалось, что подданным обеих договаривающихся сторон предоставляется право свободнойторговли и мореплавания во все порты, вход в которые свободен или будет свободен в дальнейшем; оговаривалась свобода въезда, путешествий, пребывания подданных договаривающихся стран. Этим подданным предоставлялось право нанимать в портах и в городах магазины, склады без какой-либо дискриминации, на одинаковых правах с местными подданными. Таким образом, в большинстве международных торговых договоров обусловливалось приравнивание подданных одной договаривающейся стороны к правам подданных другой стороны в области торговли. В значительном количестве международных торговых договоров XIX века обусловливался принцип наибольшего благоприятствования (взамен ранее обусловливавшегося одного национального режима).

После первой мировой войны число международных торговых договоров начало быстро расти. После же второй мировой войны не только увеличилось число этих договоров, но и содержание таковых усложнилось, что способствовало разграничению их по видам.

Международный договор в сфере внешнеэкономической деятельности государств призван играть положительную роль в право­вой организации товарооборота между странами, что способствует борьбе за международный мир, развитию международной торговли, экономических отношений.

Международные экономические договоры является (по фор­ме и в значительной мере по содержанию) одним из ви­дов международного договора, в связи с чем общие нор­мы, действующие в отношении международных догово­ров, применимы и к международному экономическому договору .

Для международного экономического договора, так же как и для других международных договоров, характерен мо­мент волеизъявления государств, его подписавших, без чего не может быть договора.

Исходя из принципа равенства и суверенитета госу­дарств, международный экономический договор должен содер­жать права и обязанности договаривающихся сторон. Если международный договор не содержит прав и обязанностей для каждой из сторон или же эти права и обязанности формально или фактически ставят одну из сторон в неравное, зависимое положение по от­ношению к контрагенту, то такой международный торго­вый договор является неравноправным.

Читайте так же:  Реорганизация учреждения путем присоединения кадровые вопросы

Субъектами таких международных договоров яв­ляются государства. Объектами международного торго­вого договора может быть то, что допустимо с точки зре­ния международного права во внешнеторговых отноше­ниях государств.

Субъекты международного экономического договора. Как уже указывалось, в каждом международном договоре надо различать договорные субъекты, договорные объек­ты и договорную форму.

Право заключения международных договоров, в том числе и в области экономических отношений, принадле­жит Российской Федерации. Это право осуществляется от имени государства его высшим органом власти. Какому имен­но органу государства принадлежит это право, предусма­тривается обычно в конституции (основном законе) или в специальном законе.

Однако согласно закона, от 4 января 1999 года «О КООРДИНАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» органы государственной власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с государственными органами субъектов иностранных федеративных государств, органами административно-территориальных образований иностранных государств и иными иностранными партнерами, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Однако в статье 8 указанного закона говорится, что эти соглашения не имеют статуса международного договора и что Российская Федерация не несет ответственности по этим соглашениям.

Обычно разработка проекта, обсуждение и подписа­ние международного договора осуществляются от имени соответствующих высших органов власти договариваю­щихся стран официально на то уполномоченными лица­ми, которые должны иметь письменные полномочия от органа, имеющего право на заключение международных договоров.

Объекты международного экономического договора. Объ­ект договора должен быть допустим с точки зрения международного права. Так, не может одна сторона включить в договор с другой стороной условия о грабе­же торговых пароходов прочих стран на море и т. д. Объ­ектом международных соглашений может быть все, что способствует укреплению мирных отношений государств во всех областях экономики, политики, права и культу­ры. Каждое государство может обязаться только в отно­шении того, что юридически или фактически состоит в его власти или распоряжении.

Международные экономические договоры

Они делятся на три группы: универсальные, региональные, двусторонние. Если мы обратимся к универсальным договорам – они различны по своему содержанию, среди них следует выделить группу унификационных договоров: *Самый значимый унификационный договор – Венская конвенция – конвенция ООН 1980 г. о международной купле-продаже товаров. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г. Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г.

Следующая группа – международные товарные соглашения – международные соглашения по кофе, какао, олову, сахару – они регламентируют торговлю определенным видом товаров, обычно по такому соглашению создается межгосударственная организация, регулирующая экспорт этих товаров, может устанавливать какие-то квоты.

Есть конвенции ,которые запрещают экспорт определенных товаров. Например, единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.

Региональные договоры: мы рассмотри СНГ. В рамках СНГ есть соглашение об общих условиях поставок между организациями государств-участников СНГ 1992 г. Единственное, что нужно запомнить, чтобы правильно понимать это соглашение – оно регулирует только межгосударственные поставки, это означает, что государства должны заключить торговый договор и поручить его исполнение уполномоченным юридическим лицам. В 1993 г. было заключено соглашение об общих условиях и механизме поддержки производственной кооперации. Оно имеет весьма косвенное отношение к контрактам, поскольку регламентирует заключение междуведомственных соглашений о кооперировании, то есть по существу это соглашение устанавливает, как должны заключаться междуведомственные международные договоры и практически ничего не говорит о контрактах.

Международные экономические отношения регулируются и международными обычаями. Обычной нормой считается норма о том, что государство вправе получать невластным субъектам исполнение международным договоров. Далее — расчёты по аккредитиву, инкассо, банковским переводом, осуществляются на основе международных обычаев. Если контракт заключают невластные субъекты, то к их отношениям применяются международные унификационные договоры, применимое право и акты международных организаций.

Роль международных организаций в регулировании торгово-экономических отношений. В регулировании торгово-экономических отношений участвуют международные организации, международные неправительственные организации – они принимают типовые контракты, рекомендательные акты для контрактных отношений. В рамках ООН – экономическими вопросами занимаются в первую очередь главные органы – ГА и ЭКОСОС, они принимают резолюции, имеющие характер рекомендаций. Далее – в 1966 г., ГА ООН создала Комиссию ООН по праву международной торговли – это ЮНСИТРАЛ. Акты принимаемые ЮНСИТРАЛ можно разделить на 4 группы:

1) Тексты международных договоров – это Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, Конвенция о международном простом и переводном векселе 1988 г.,

2) Акты, которые можно использовать, как образцы для составления контрактов, как пример – Правовое руководство по составления контрактов строительного подряда 1987 г. Правовое руководство по международным встречным торговым сделкам 1992 г.

3) Акты, которые становятся обязательными для сторон при ссылке на них в контракте. Это арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г. ,согласительные регламенты ЮНСИТРАЛ 1980 г. Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ не предусматривает какой-то конкретный постоянно действующий арбитраж ,он предусматривает арбитраж ad hok.

4) Модельные законы для национального законодательства. Это типовой закон о трансграничном банкротстве 1992 г., типовой закон об электронной коммерции 1996 г.

ООН по сути организация общей компетенции ,экономически вопросами занимаются организации специальной компетенции также. На универсальном уровне это ВТО. ВТО создана в 1994 г, хотя планы ее создания были еще в 40-х гг. Соглашения в рамках ВТО, к которым мы обязательно должны присоединиться – 6 базовых соглашений – GAAT, GAATS,TRIPS,TRIMS. Каждое соглашение, при присоединении к нему государства предполагает, что это государство согласует с другими государствами перечень специфических обязательства, то есть только базовые положения соглашений применяются единообразно, то что касается конкретного режима в торговле – всегда действуют специфические обязательства данного государства.

На региональном уровне создаются экономические союзы, на примере Европейского союза, например в Африке есть центрально-африканское экономическое сообщество, западно-африканское экономическое сообщества, в Латинской Америке есть карибское сообщество, сообщество государств реки Ла-Плата. Эти сообщества в основном образуют зону свободной торговли и мало продвинулись в интеграционных процессах.

Вопросами экономических отношений занимаются международные неправительственные организации, в 1920 г. создана Международная торговая палата. При МТП создан международный арбитражный суд. Международная торговая палата принимает акты, которые регулируют торговые отношения, например:

— ИНКОТЕРМС, первая редакция 1936 г., последняя – 2010 г.

— Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов – посл. Редакция 2006 г.

— Унифицированные правила по ИНКАССО посл. редакция 2005 г.

Эти документы применяются при условии, что стороны сослались на них в контракте. Тогда они становятся обязательными для сторон, и их следует рассматривать, как источники МЧП.

С деятельностью международных организаций связана концепция транснационального права. Lex mercatoria — переводится , как торговое право. Считается, что в рамках международных-торговых отношений сложился третий правопорядок, как альтернатива национальному и международному праву. Lex mercatoria – создается самими предпринимателями, это те обычаи, которыми они руководствуются, вступая в экономические отношения. Однако, вокруг lex mercatoria существует множество дискуссий. Талимончик выделяет 4 группы дискуссии:

Читайте так же:  Правила землепользования и застройки владимирской области

1. О предмете lex mercatoria. Отдельные ученые включают в него только торговые операции. Но есть и более широкая концепция, согласно которой в предмет входят все виды внешнеэкономических сделок( поставка, подряд, страхование, расчеты и даже интеллектуальная собственность).

2. Круг источников lex mercatoria. Каждый из авторов, занимающийся проблемами lex mercatoria, называет свой круг источников, если обобщить все точки зрения на источники lex mercatoria, то оно включает в себя: международные договоры, обычаи, акты международных организаций, типовые контракты, своды правил, кодексы поведения, судебную и арбитражную практику, коммерческую практику, обыкновения. Надо понимать разницу между обычаем и обыкновением! Обычай – правовая категория, обыкновение – устоявшаяся практика, не имеющая характера правовой нормы.

3. Название lex mercatoria. Некоторые ученые поддерживают термин lex mercatoria, некоторые уточняют этот термин, говоря о том, что это торговое право, основанное на обычае.

4. Существуют три концепции автономности lex mercatoria. Все сторонники идеи автономности придерживаются мысли о том, что lex mercatoria способна регулировать международные-экономические отношения без обращения к национальному праву. Эта идея абсолютной автономности. Однако появляются идеи субсидиарной автономности, суть которых в том, что национальное право регулирует международные – экономические отношения наряду с lex mercatoria. Одни ученые отдают приоритет lex mercatoria и рассматривают национально-правовое регулирование, как субсидиарную правовую систему, другие – отдают приоритет национальному праву.

1) В lex mercatoria включают международные договоры, которые, по сути, являются источниками МЧП и не могут быть источниками lex mercatoria.

2) В lex mercatoria включают арбитражную практику, которая не отличается единообразием. Каждый арбитражный состав, который рассматривает конкретное дело не связан предыдущей арбитражной практикой, он разрешает дело исходя из своего убеждения, степени своей квалификации и своих научных познаний. Все обобщения арбитражной практики носит доктринальный характер и в системе коммерческого арбитража, нет арбитража , который бы давал обязательные разъяснения. При таких условиях, в арбитражной практике нет и не может быть единообразия. С.В. Бахин с своей книге «Субправо» пишет что lex mercatoria это конгломерат норм и правил, а не система норм, предприниматели могут выбирать те правила, которые их устраивают. Сергей Владимирович Бахин придерживается позиции, согласно которой lex mercatoria сформировалась, как научная концепция, но не сформировалась, как система права.

Сторонником lex mercatoria выступает международная торговая палата, в 1991 г. она приняла типовой агентский контракт, в котором ввела два варианта оговорок и применимом праве. Один вариант: традиционный — национальное применимое право, п второй вариант – принципы и правила общепризнанные в международной торговле (lex mercatoria). Международная торговая палата в своих разъяснениях призывала выбирать вариант lex mercatoria, то есть к агентским отношениям должно было применяться не национальное право, а транснациональное право. Назвать такие документы международных организаций, которые бы регулировали агентские отношения широко известные – очень сложно. Такой же оговорки, но без указания на lex mercatoria, МТП придерживается в типовом дистрибьюторском контракте.

МТП приняла типовой контракт купли-продажи, там нет упоминания lex mercatoria, но МТП заняла достаточно интересную позицию, она считает, что Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г применима к отношениям сторон в силу ссылки на нее в контракте, в том числе и для государств, в конвенции не участвующих.

ЗАПОМНИТЬ: ни одна конвенция не содержит правило о том, что она применяется , если вы в контракте ссылается на эту конвенцию.

МКАС, при такой ссылке на конвенцию смотрит, являются ли государства участниками этой конвенции, если нет – то конвенцию не применяют. То есть МКАС позицию МТП не разделяет. Надо сказать, что в типовом контракте франчайзинга МТП отказалась от идеи lex mercatoria и сослалась на принципы УНИДРУА 1994 г. Дело в том, что в принципах УНИДРУА предусмотрено, что если стороны в контракте сослались на lex mercatoria, то применяются принципы УНИДРУА.

МКАС рассматривал спор, где стороны в контракте, в качестве применимого права рассматривали естественное право.

· При всех экзотических оговорках применяются принципы УНИДРУА.

Некоторые ученые восприняли принципы УНИДРУА, как кодификацию lex mercatoria. Однако, С.В. Бахин вводит новую категорию – субпрво и считает, что принципы УНИДРУА не являются кодификацией lex mercatoria, во-первых ряд положений принципов УНИДРУА опровергает идею lex mercatoria, принципы УНИДРУА прямо указывают, что они не затрагивают применение императивных норм национального, наднационального и международного права, то есть в принципах прямо говориться о том, что при их применении следует прибегать в том числе и к национальному законодательству. Принципы УНИДРУА содержат только общие положения о контрактах, они не отражают специфику отдельных видов контрактов. То есть принципы УНИДРУА не рассчитаны на то, чтобы автономно регулировать все торговые отношения.

МКАС так же стремиться применять lex mercatoria, при чем, применяет его даже в тех случаях, когда стороны не ссылаются на lex mercatoria. На сегодня принципы УНИДРУА существуют в редакции 2010 г., что касается редакции 1994 и 2004 гг. то они применялись в практике МКАС. Следует сказать, что после 1994 г. МКАС практически не употребляет термин lex mercatoria, а предпочитает ссылаться на принципы УНИДРУА.

*новый международный экономический порядок. В 60-е гг. 20 в – крах системы колониализма, новые независимые государства оказались в ситуации, когда международные экономические отношения уже сложились и мировой экономический порядок был не в их пользу. Порядок был рассчитан в основном на участие в таких отношениях развитых государств, тогда развивающиеся государства создали группу 77, которая активно продвигала идею нового международного экономического порядка, в 1974 г. была принята декларация ГА ООН о новом международном экономическом порядке. Основные идеи декларации:

— международные-экономические отношения строятся на принципе суверенного равенства, равенства и самоопределения народов, невмешательства в суверенные дела.

— широкое сотрудничество всех государств, с должным учетом развивающихся государств.

— неотъемлемый суверенитет государства над своими богатствами и природными ресурсами и этого вытекает право на национализацию ,и право на контроль за деятельностью ТНК.

— право государства выбирать любую экономическую и социальную систему без вмешательства из вне

Большая часть декларации была посвящена правам развивающихся государств:

— для них устанавливался преференциальный режим

— устанавливалась необходимость корректировки цен на товары экспортируемые развивающимися государствами и импортируемые ими, с тем, чтобы цены на сырье и готовую продукцию не сильно различались. Говорилось о сопоставимости цен на естественные продукты и их синтетические заменители.

— доступ развивающихся государств к инвестиционным ресурсам, доступ к достижениям науки и техники.

Если посмотреть современные исследования по глобализации, то одним из негативных последствий глобализации является экономический разрыв между развитыми и развивающимися государствами. Идея нового экономического порядка не утратила своей актуальности с появлением идей глобализации. У нас победила неолиберальная концепция глобализации– с минимальным вмешательством государства в экономические процессы, глобализация основана на конкуренции между государствами, но как проводить конкуренцию, если некоторые государства в ней объективно не могут участвовать? Очевидно, что развивающиеся государства должны пользоваться в международных экономических отношениях преференциями льготами.

В конвенции международного союза электросвязи есть такая структура как сектор развития электросвязи, которая рассчитана на развитие телекоммуникаций в развивающихся государствах, но денег при этом международный союз не выделяет, он утверждает программу, которая финансируется за счет международных финансовых учреждений. А такие учреждения дают только кредиты.

Читайте так же:  Предоставление земельного участка в собственность бесплатно однократно

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

64 Международные экономические договоры.

Международным экономическим договоромназывается соглашение между двумя и более государствами или иными субъектами международного экономического права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в области экономических отношений между ними. Международные экономические договоры направлены на установление, изменение или прекращение определенных правоотношений между заключившими их государствами в области внешнеэкономической деятельности.

Международный экономический договор является одним из основных институтов международного права и его главным источником. В процессе взаимной внешнеэкономической деятельности субъекты международного права закрепляют свои права и обязанности. В связи с этим международный договор имеет большое значение в практической работе не только государственных органов внешних сношений в области международной торговли, но и лиц (физических и юридических), совершающих операции в области внешней торговли заключивших этот договор государств.

Международный договор в сфере внешнеэкономической деятельности государств призван играть положительную роль в правовой организации товарооборота между странами, что способствует борьбе за международный мир, развитию международной торговли, экономических отношений.

Международные экономические договоры являются (по форме и в значительной мере по содержанию) одним из видов международного договора, в связи, с чем общие нормы, действующие в отношении международных договоров, применимы и к международному экономическому договору. Для международного экономического договора, так же как и для других международных договоров, характерен момент волеизъявления государств, его подписавших, без чего не может быть договора. Исходя из принципа равенства и суверенитета государств, международный экономический договор должен содержать права и обязанности договаривающихся сторон. Если международный договор не содержит прав и обязанностей для каждой из сторон или же эти права и обязанности формально или фактически ставят одну из сторон в неравное, зависимое положение по отношению к контрагенту, то такой международный торговый договор является неравноправным.

Международные торговые отношения, как и экономические отношения в целом, характеризуются многообразием, которое определяется экономической и политической спецификой государств, а также их взаимоотношений. Отсюда первостепенное значение двусторонних соглашений в регулировании торговых связей. Многосторонние акты подчеркивают значение таких соглашений и рекомендуют их использование.

В самом общем плане, исходя из объекта регулирования, экономические договоры можно подразделить на следующие основные группы:

1. Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических связей.

2. Договоры, регулирующие движение товаров и услуг через государственные границы. Эта группа распадается на следующие виды: а) торговые соглашения, б) соглашения об оказании услуг, в) соглашения о научно-техническом сотрудничестве и т.д.

3. Договоры, регулирующие движение капиталов через государственные границы.

4. Договоры, регулирующие валютно-финансовые отношения между странами.

5. Соглашения о международном регулировании цен на сырьевые товары.

6. Соглашения о международном регулировании производства.

МВФ — межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов.

Международный валютный фонд был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. при участии делегатов из 44 стран. Функционировать МВФ начал в мае 1946 г.

Международный валютный фонд занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Главная задача МВФ — поддержание стабильности мировой финансовой системы. Кроме того, в задачи МВФ входит информирование всех членов МВФ об изменениях финансовой и монетарной политики других стран-членов.

Членами МВФ являются более 180 стран мира. При вступлении в МВФ каждая страна вносит в качестве членского взноса определенную сумму денег, которая называется квотой.

Внесение квоты служит для:

образования пула для кредитования стран-участниц;

определения суммы, которую может получить страна в случае финансовых затруднений;

определения количества голосов, которые получает страна-участница.

МВФ предоставляет кредиты только на стабилизацию экономики, выведение ее из кризиса, но не для экономического развития.

Порядок предоставления кредита следующий: кредиты предоставляются на срок от 3 до 5 лет под процент чуть ниже рыночного. Перечисление кредита осуществляется по частям, траншами. Промежуток между траншами может быть от одного до трех лет. Такой порядок разработан с целью контроля за использованием кредита. Если страна не выполняет обязательств перед МВФ, то перечисление следующего транша откладывается.

Прежде чем предоставить кредит, МВФ проводит систему консультаций. Несколько представителей фонда выезжают в страну, которая подала заявку на предоставление ей кредита, собирают статистическую информацию по различным экономическим показателям (уровню цен, уровню занятости, налоговым поступлениям и т. д.) и составляют Отчет по результатам исследования. Затем Отчет обсуждается на собрании Исполнительного совета МВФ, который вырабатывает рекомендации и предложения по улучшению экономического положения страны.

Цели международного Валютного Фонда:

— Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

— Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов.

— Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

— Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

— За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

Международный банк реконструкции и развития — основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г.

— оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;

— содействие частным иностранным инвестициям;

— содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;

[3]

— сбор и публикация статистической информации.

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта моршанского района тамбовской области

Международная ассоциация развития, МАР — кредитная организация, входящая в группу Всемирного банка. Создана в 1960 году.

Цель организации — оказание помощи самым бедным странам за счет добровольных пожертвований стран-членов. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $1165. Также МАР предоставляет помощь странам которые не соответствуют критериям получения займов, но они не обладают кредитоспособностью для получения кредитов от МБРР.

МАР предоставляет беспроцентные займы с 20, 35, 40-летним сроком погашения и отсрочкой основных платежей в течение первых десяти лет.

Всемирная торговая организация— международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

Задачи ВТО состоят в оказании помощи, в упорядочении процесса торговли в рамках системы, основанной на определенных правилах; объективном урегулировании торговых споров между правительствами; организации торговых переговоров.

Конференция ООН по торговле и развитию учрежденная в 1964 году, в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию является ключевым органом Генеральной Ассамблеи по вопросам в области торговли и развития. Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций.

Основными задачами ЮНКТАД являются:

— содействие развитию международной торговли;

— равноправное, взаимовыгодное сотрудничество между государствами;

— выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений;

— участие в координации действий других учреждений системы ООН в области экономического развития хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

Исполнительным органом является Совет по торговле и развитию, отвечающий за обеспечение общего соответствия деятельности согласованным приоритетам. Секретариат ЮНКТАД сотрудничает с правительствами государств-членов, взаимодействует с организациями ООН и региональными комиссиями.

[1]

Комиссия ООН по праву международной торговли, — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли. Она разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок. К их числу относятся следующие:

— Всемирно признанные конвенции, типовые законы и правила

— Правовые и законодательные руководства и рекомендации, имеющие большое практическое значение

— Обновляемая информация о прецедентном праве и законодательных актах, вводящих в действие единообразные нормы коммерческого права

— Техническая помощь в осуществлении проектов правовой реформы

— Региональные и национальные семинары по вопросам единообразного коммерческого права

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов.

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли.

Экономический союз имеет следующие признаки:

— отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран,

— наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала,

— наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.

Международные экономические договора и их система

Читайте также:

  1. DVD-видео и система домашнего кинотеатра
  2. I. Историческая справка. Экономические отношения в стране
  3. I. По объекту договора различают
  4. I. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  5. II. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ
  6. II. Экономические методы управления.
  7. IP-адресация и система доменных имен
  8. IV. Вестибулярная система
  9. Lпри отсутствии в нашем законодательстве соответствующих норм международные нормы имеют на территории России прямое действие.
  10. NTFS- предпочитаемая файловая система в семействе Windows 2003 Server, Windows ХР, Windows 2000
  11. V, Продреоцептивная (мышечная) сенсорная система,
  12. VI Равновесие в гетерогенных системах

Основной юридической формой правового регулирования межгосударственных экономических отношений являются международные договора. В международной практике существуют различные наименования договоров: трактаты, пакты, договоры, соглашения, конвенции, акты, коммюнике, обмен нотами, протоколы, джентльменские соглашения, совместные декларации, статуты. По вопросам международных экономических отношений в практике преобладают договоры, соглашения, конвенции.

Кодификация и прогрессивное развитие права международных договоров привели к разработке и принятию ряда конвенций (соглашения, определяющее какое-либо отношение между государствами по специальным вопросам). Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. исходит из того, что «договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулирующее международное право, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного содержания».

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, международным договором признается также договор, заключенный между одними или несколькими государствами и одной или несколькими международными организациями или между международными организациями.

Таким образом, международный экономический договор представляет собой соглашение между субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в области международных экономических отношений, По объектам регулирования можно подразделить такие договоры на несколько групп:

1. Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических связей;

2. Договоры, регулирующие движения через государственные границы;

3. Договоры, регулирующие движения услуг через государственные границы;

4. Договоры, регулирующие движения капиталов через государственные границы;

5. Договоры, регулирующие платежи между государствами;

6. Договоры о взаимном предоставлении транспортных, страховых, банковских услуг, связанных с обеспечением движения товаров через государственные границы;

7. Соглашения о перевозке грузов морским, железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом;

8. Соглашения о международном регулировании цен на сырьевые товары (товарные соглашения);

9. Прочие международные экономические договоры (например, договоры о безвозмездной экономической помощи, о международном регулировании производства).

Природа и материя международных экономических договоров сложны и многообразны: это объясняется комплексностью и характером самих международных отношений, а вместе с тем и необходимостью их межгосударственного регулирования в форме международных договоров.

Субъектами международного экономического договора могут быть государства, международные организации или другие субъекты международного права. По характеру государственных органов, заключающих международные экономические договора, эти акты, регулирующие отношения между государствами, подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

Важнейшей формой экономического сотрудничества является торговый договор, который содержит международно-правовые принципы и условия торговых и иных экономических отношений между государствами. Они устанавливают правовой режим, который стороны предоставляют друг другу в отношении таможенного обложения (например, исключение двойного налогообложения юридических лиц, ведущих торговлю в государствах подписавших договор), регулирование ввоза и вывоза товаров, торгового мореплавания, транспорта, транзита, деятельности юридических и физических лиц одной страны на территории другой страны, а также в части других вопросов экономических взаимоотношений между договаривающимися государствами Большинство торговых договоров содержат положения о предоставлении сторонами режима наибольшего благоприятствования Друг другу к тем или иным экономическим отношениям, Например, в ст.1 Договора о торговле и мореплавании между Данией и СССР от 1 августа 1946 г. сказано: «СССР и Дания предоставляют взаимно режим наиболее благоприятствуемой нации во всех вопросах торговли и мореплавания между обеими сторонами».

Читайте так же:  Сравнение тарифы на техобслуживание в многоквартирных домах

Е.Тусенко считает, что «прогрессивность режима наибольшего благоприятствования «заключается в том», что он, уравнивая в правах государства, пользующихся этим режимом, при постепенном расширении их круга, со временем превращает льготный режим в общий, в режим для всех. »

Большое значение для всего механизма наибольшего благоприятствования имеет закрепление в договоре изъятий из этого режима. В современной практике считается допустимым следующие изъятия, включаемые в торговые договоры, когда режим наибольшего благоприятствования не распространяется на льготы и привилегии, предоставляемые: а) соседнему государству для облегчения пограничных торговых сношений и пограничной торговле; б) в силу таможенного союза; в) для облегчения каботажного мореплавания; г) развивающимся странам.

Отметим при этом, что капиталистические государства широко используют национальный режим. Например, ЕЭС, созданное в 1957 г., ставит своей задачей создание единой Европы без границ. Торговые (контингентные) отношения регулируют товарный оборот между странами. Они заключаются, как правило, на краткосрочный период (6-12 месяцев), в последнее время получают все большее распространение долгосрочные, обычно 5 лет, соглашения. При заключении соглашений о товарообороте правительства контрагенты принимают на себя определенные обязательства. Они заключаются в том, что правительства и надлежащие органы сторон должны всячески содействовать взаимной торговле, обеспечивать выдачу разрешений на экспорт и импорт товаров в пределах согласованных контингентов. Соглашениям о товарообороте сопутствуют тесно связанные с ними соглашения о платежах, в которых устанавливаются общие принципы регулирований платежей между договаривающимися сторонами.

Международные товарные соглашения заключаются в целях стабилизации международного рынка сырьевых товаров, путем регулируемого определения экспортно-импортных квот и установления максимального и минимального предела цен на эти товары (сельскохозяйственные и минеральные). Страны-экспортеры принимают обязательства не предлагать на экспорт данного товара сверх установленных квот. В свою очередь страны-импортеры обязуются закупить у стран-экспортеров определенное количество данного товара.

В 1990 г. действовало 8 товарных соглашений: по пшенице (1971 г.), по кофе (1976 г.), сахару (1977 г.)» натуральному каучуку (1979 г.), оливковому маслу (1981 г.), олову (1981 г.), тропической древесине (1986 г.).

Поскольку невозможно абсолютно точно регулировать объем и количество того или иного товара, в товарных соглашениях предусмотрена международная система контролируемых запасов. Запасы подразделяются на национальные (хранящиеся в странах-экспортерах) «квазимеждународные (хранящиеся в странах-экспортерах, но распределяются в соответствии с международными нормами) и международные, хранящиеся на складах международных организаций. На основе международных товарных соглашений созданы международные организации (см. ниже).

Важную роль в международном экономическом взаимодействии играют соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, об оказании технической помощи.

Соглашения такого рода представляют собой международные правовые акты, регулирующие отношения между государствами в разных областях: промышленной и научно-технической.

Соглашения о научно-техническом и экономическом сотрудничестве могут иметь разные наименования: соглашения о сотрудничестве в области экономики и промышленности, соглашения об экономическом, политическом и промышленном сотрудничестве и другие.

Соглашения о научно-техническом сотрудничестве включают совместную разработку научных и технических проблем, совместная разработка технологических процессов с возможным последующим внедрением в национальное хозяйство.

Одной из новых форм международных экономических договоров являются долгосрочные программы развития экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. В рамках такого договора РФ заключила в ноябре месяце 1995 г. договор с Чехией об отмене двойного налогообложения физических и юридических лиц, занимающихся экономической деятельностью в обоих государствах.

Договоры, о промышленном сотрудничестве основываются на долгосрочной основе и представляют собой экономические взаимоотношения и деятельность организаций договаривающихся сторон, кроме операций купли-продажи они охватывают ряд дополнительных или взаимовыгодных операций — в производстве, разработке и передачи технологий, маркетинге. Промышленное сотрудничество многообразно: оно может предусматривать лицензионные соглашения с оплатой произведенной по лицензии продукции, совместное производство и специализацию, соглашения о субподряде и аренде, совместные предприятия и смешанные компании, компенсационные сделки, предусматривающие создание промышленных предприятий на основе совместного кредитования и последующих расчетах за кредиты готовой продукцией. Примером последнего можно назвать соглашение между СССР и корпорацией «Оксидентал петролеум», по которому корпорация предоставляет кредит на строительство восьми заводов по производству минеральных удобрений, а СССР за кредит будет поставлять аммиак.

Движение капиталов через государственные границы регулируется соглашениями о кредитах, займах и расчетах.

Кредитные соглашения — это международные договоры, по которым одно государство (кредитор) предоставляет другому государству (должнику) определенную сумму денег или товаров, а другие дают обязательство в определенный срок погасить сумму долга на предусмотренных в договоре условиях.

Соглашения о поставках товаров в кредит имеют свои особенности:

кредит предоставляется на определенную сумму;

поставка товаров одной стороны (кредитора) по сроку предшествуют поставкам товара другой стороны (заемщика);

за пользование кредитом правительство-заемщик выплачивает правительству-кредитору определенный процент от суммы кредита.

Соглашения о международных расчетах — международные соглашения о порядке осуществления расчетов за товары, предоставление услуг и прочие торговые и неторговые операции. Встречаются следующие виды соглашений:

«платежные», по которым государства дают согласие на то, чтобы расчеты между ними осуществлялись в свободно или ограничено конвертируемой валюте;

«клиринговые», предусматривают взаимный зачет долгов и требований по внешне торговым и другим операциям без перевода валюты;

«платежно-клиринговые» (смешанного типа), по которым кредитор имеет право потребовать от другой стороны оплаты задолженности по клирингу золотом или свободной валютой в части, превышающий установленный соглашением лимит.

Кроме рассмотренных основных видов международных экономических договоров практике международного экономического взаимодействия известны и другие специальные разновидности, регулирующие экономические отношения, например, в области транспорта, туризма, охраны интеллектуальной собственности, о международном регулировании производства, о безвозмездной экономической помощи, связи, сельском хозяйстве и др.

Международные экономические соглашения имеют чрезвычайную важность в области взаимодействия между государствами, все они обязательны к исполнению для подписавших их государств. Согласно Федеральному закону «О международных договорах РФ» от 16 июня 1995 г, «Международные договора РФ наряду с общепризнанными нормами и принципами международного права являются в соответствии с конституцией РФ составной частью ее правовой системы» (ст.5).

Вывод:

Экономические договоры столь же многообразны, как многообразны международные экономические связи, а такие договоры, как торговые, инвестиционные, таможенные, расчетно-кредитные и пр. содержат нормы, составляющие нормативное тело соответствующих подотраслей международного экономического права. Главным образом они заключаются на двусторонней основе.

| следующая лекция ==>
Цели и принципы международного экономического права | Международные экономические организации

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2263 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  2. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

  3. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
  4. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
  5. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
Система международных экономических договоров российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here