Штраф за нарушение требований промышленной безопасности

Полезная информация по теме: "Штраф за нарушение требований промышленной безопасности". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Содержание

  • Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ в статью 9.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

    Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

    См. комментарии к статье 9.1 КоАП РФ

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П положения части 1 статьи 9.1 настоящего Кодекса, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания

    1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ статья 9.1 настоящего Кодекса дополнена частью 4, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

    4. Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

    2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

    3. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ примечания к статье 9.1 настоящего Кодекса дополнены пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

    4. Эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.

    Какие штрафы за нарушение требований ПБ?

    Административная ответственность за нарушения требования пожарной безопасности предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ)

    ч.1 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
    Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 — 8 настоящей статьи.

    Предупреждение,
    штраф — 1000 — 1500 руб.

    Предупреждение,
    штраф — 6000 — 15000 руб.

    Предупреждение,
    штраф — 6000 — 15000 руб.

    Предупреждение,
    штраф — 150000 — 200000 руб.

    ч.2 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
    Те же действия (см. ч.1 ст.20.4) в условиях противопожарного режима.

    штраф — 2000 — 4000 руб.

    штраф — 15000 — 30000 руб.

    штраф — 15000 — 30000 руб.

    штраф — 400000 — 500000 руб.

    ч.3 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
    Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

    [2]

    штраф — 2000 — 3000 руб.

    Читайте так же:  Промсвязьбанк заявление на закрытие счета юридического лица

    штраф — 6000-15000 руб.

    штраф — 20000 — 30000 руб.

    штраф — 150000 — 200000 руб.

    ч.4 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
    Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

    штраф — 3000 — 4000 руб.

    штраф — 15000-20000 руб.

    штраф — 30000 — 40000 руб.

    штраф — 150000 — 200000 руб.

    ч.5 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
    Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.

    штраф — 4000 — 5000 руб.

    штраф — 20000 — 30000 руб.

    штраф — 40000 — 50000 руб.,
    приостановка до 90 суток

    штраф — 200000 — 400000 руб.,
    приостановка до 90 суток

    ч.6 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
    Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

    штраф — 4000 — 5000 руб.

    штраф — 40000 — 50000 руб.

    штраф — 40000 — 50000 руб.

    штраф — 350000 — 400000 руб.

    ч.7 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
    Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно.

    штраф — 15000 — 20000 руб.

    штраф — 15000 — 20000 руб.

    штраф — 90000 — 100000 руб.

    ч.8 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности.
    Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

    штраф — 1500 — 2000 руб.

    штраф — 7000 — 10000 руб.

    штраф — 7000 — 10000 руб.

    штраф — 120000 — 150000 руб.

    ч.12 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
    Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.

    штраф — 1500 — 2000 руб.

    штраф — 3000 — 4000 руб.

    штраф — 3000 — 4000 руб.

    штраф — 70000 — 80000 руб.

    ч.13 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
    Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

    штраф — 2000 -3000 руб.

    штраф — 5000 — 6000 руб.,
    дисквалификация до 3-х лет

    штраф — 5000-6000 руб.

    штраф — 90000 — 100000 руб.

    ч.14 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)
    Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП.

    штраф — 4000 — 5000 руб.

    штраф — 15000 — 20000 руб., дисквалификация до 3-х лет

    штраф — 15000 — 20000 руб.

    штраф — 150000 — 200000 руб.

    Ст.19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

    Лекции по Бурмистренко (2 часть) / Ответственность

    Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

    Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    1. Комментируемая статья не устанавливает перечень нарушений за­конодательства о промышленной безопасности. Составить его можно лишь на основе анализа КоАП, УК, ГК, Трудового кодекса.

    Правонарушением согласно статье 2.1 КоАП признается про­тивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правона­рушениях установлена административная ответственность.

    КоАП предусматривает следующие составы административных правонарушений, которые можно отнести к нарушениям законода­тельства о промышленной безопасности.

    Часть 1 статьи 9.1 предусматривает административную ответ­ственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в об­ласти промышленной безопасности опасных производственных объектов, которые регламентированы статьями 3, 6 и 9 ФЗ № 116 от 21.07.97 г.

    Нарушение указанных требований и условий влечет админист­ративное наказание в виде штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должност­ных лицот двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

    В случае нарушений указанных требований, которые привели к угрозе жизни и здоровью людей, наступлению техногенной катаст­рофы, причинению существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды возможно назначение административного на­казания в виде административного приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, на срок до 90 суток. Назначаться административ­ное приостановление деятельности может только судом.

    Часть 2 статьи 9.1 выделяет нарушение требований промышлен­ной безопасности к получению, использованию, переработке, хра­нению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах как правонарушение с повышенной общественной опасностью и устанавливает администра­тивный штраф на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юри­дических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда, а также административное приостановление деятель­ности на срок до 90 суток.

    Часть 3 статьи 9.1 выделяет как правонарушение с повышен­ной степенью общественной опасности грубое нарушение усло­вий, предусмотренных лицензией на осуществление видов дея­тельности в области промышленной безопасности опасных про­изводственных объектов, и устанавливает административный штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда или администра­тивное приостановление на срок до 90 суток; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты тру­да; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

    Статья 9.2 предусматривает административную ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ре­монте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения и предусматривает назначение ад­министративного штрафа на граждан в размере от десяти до пят­надцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты тру­да; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных раз­меров оплаты труда или административное приостановление дея­тельности на срок до 90 суток.

    Читайте так же:  Пример заполнения протокола об административном правонарушении

    Статья 11.20 предусматривает административную ответствен­ность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксп­луатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями и влечет на­значение административного штрафа на граждан в размере от од­ного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должност­ных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных раз­меров оплаты труда или административное приостановление дея­тельности на срок до 90 суток.

    Статья 19.22 предусматривает административную ответственность за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если такая ре­гистрация обязательна, влечет предупреждение или назначение ад­министративного штрафа на граждан в размере одной второй мини­мального размера оплаты труда; на должностных лиц — от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

    Должностные лица Ростехнадзора, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях, определены соответствующим документом’.

    1 Перечень должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологичес­кому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Ростехнадзора от 29.11.04 № 278.

    Уголовная ответственность может наступать только при совер­шении физическим лицом преступления, предусмотренного Осо­бенной частью УК. В соответствии со статьей 14 УК преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Уголовно наказуемыми де­яниями в области промышленной безопасности являются такие де­яния (действие, бездействие), которые нарушают законодательство о промышленной безопасности. Уголовная ответственность может быть установлена как за нарушение собственно законодательства о промышленной безопасности, так и за нарушение других отраслей законодательства, в том числе за нарушение законодательства о го­сударственной гражданской службе (так называемые должностные преступления в сфере промышленной безопасности), в том числе и по совокупности преступлений.

    УК предусматривает следующие составы преступлений, кото­рые прямо или косвенно можно отнести к нарушениям законода­тельства в области промышленной безопасности.

    В соответствии с частью 1 статьи 216 УК нарушение правил бе­зопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоро­вью человека либо крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    В соответствии с частью 2 данной статьи то же деяние, повлек­шее по неосторожности смерть человека, — наказывается ограни­чением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    В соответствии с частью 3 данной статьи деяние, предусмотрен­ное частью 1 этой статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    В соответствии с частью 1 статьи 217 УК нарушение правил бе­зопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных це­хах, если это могло повлечь смерть человека либо повлекло причи­нение крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель­ностью на срок до трех лет или без такового.

    В соответствии с частью 2 данной статьи то же деяние, повлек­шее по неосторожности смерть человека, — наказывается ограни­чением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    В соответствии с частью 3 данной статьи деяние, предусмотрен­ное частью 1 этой статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    В соответствии со статьей 218 УК нарушение правил учета, хра­нения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеня­ющихся веществ и пиротехнических изделий, а также незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы, на срок до пяти лет с ли­шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    В соответствии со статьей 219 УК нарушение правил пожарной безопасности, совершаемое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека – наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

    То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,

    Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожность смерть двух или более лиц,

    наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Применительно к статьям 216-217 УК крупным ущербом при­знается ущерб, сумма которого превышает пятьсот тысяч рублей.

    [1]

    В соответствии с частью 1 статьи 269 УК нарушение правил безо­пасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистраль­ных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью, — наказывается ограничени­ем свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с ли­шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Читайте так же:  Прописать по доверенности без присутствия прописываемого

    В соответствии с частью 2 данной статьи то же деяние, повлек­шее по неосторожности смерть человека, — наказывается лишени­ем свободы на срок до пяти лет.

    В соответствии с частью 3 данной статьи деяние, предусмотренное частью 1 этой статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

    Штрафы в промышленной безопасности

    Деятельность в области обеспечения промбезопасности для предприятий зачастую сопряжена с расходами. Некоторые из них являются обязательными — например, госпошлина по промышленной безопасности, уплачиваемая за аттестацию работников. А вот штрафов за промышленную безопасность можно избежать при соблюдении действующих требований в данной сфере.

    Промышленная безопасность: госпошлины за аттестацию

    Для некоторых категорий работников наличие действующего аттестата по промбезопасности является обязательным условием профессиональной деятельности. Выдачу такого аттестата осуществляет Ростехнадзор. За предоставление документации взимается плата в виде государственной пошлины. Ее размеры составляют:

    • за первичную выдачу аттестационного документа — 1300 руб.;
    • за изменение сведений в ранее выданной документации в связи с изменением личных данных, например, переменой фамилии, — 350 руб.;
    • за предоставление дубликата ранее выданного аттестационного документа, утраченного по вине заявителя, например, в связи с утерей, — 1300 руб.

    Госпошлина уплачивается до подачи документов на проведение аттестации, и квитанция о ее уплате подается с пакетом документов на участие в квалификационных мероприятиях. Неуплата пошлины является достаточным основанием для отказа в приеме документов.

    Штрафы по промышленной безопасности

    Нарушения в области промбезопасности наказываются штрафом или другими мерами, определенными КоАП РФ. Данному вопросу посвящена ст. 9.1 указанного нормативного документа, а роль министерства по промышленной безопасности выполняет Ростехнадзор. Именно его сотрудники выносят предписание о наложении соответствующих мер наказания на лиц, виновных в допущенных нарушениях:

    • на рядовых сотрудников в зависимости от тяжести нарушений налагается штраф размером 2-3 тыс. руб. Те же деяния, имевшие место на опасных объектах, караются штрафом в 4-5 тыс. руб.;
    • на должностных лиц, то есть руководящий состав предприятия, налагается штраф в размере 20-30 тыс. руб. Указанный штраф может быть заменен дисквалификацией на период 6-12 месяцев. В случае, если речь идет об опасных объектах, штраф может достичь уже 40 тыс. руб. (или дисквалификация до 18 мес.), а при грубых нарушениях — 50 тыс. руб. (или дисквалификация до 24 мес.);
    • для юридических лиц штраф за такие нарушения составляет 200-300 тыс.руб., на опасных объектах производства — 300-400 тыс.руб., для грубых нарушений — 500-1000 тыс. руб. Он может быть заменен приостановкой работы предприятия на срок до 90 суток.

    Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

    Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

    1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 9.1, является порядок деятельности в области промышленной безопасности.

    2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 9.1, состоит в том, что виновный нарушает требования:

    1) промышленной безопасности. Это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст. 1 Закона о промышленной безопасности). К опасным производственным объектам относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества. Перечень этих веществ дан в Приложении N 1 к Закону о промышленной безопасности.

    К требованиям промышленности безопасности (упомянутым в ч. 1 ст. 9.1) относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе о промышленной безопасности, других федеральных законах и иных нормативных актах Российской Федерации (а также в нормативных технических документах, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, например, Госгортехнадзор России приказом от 21.12.99 N 266 утвердил Перечень федеральных норм и правил промышленной безопасности опасных производственных объектов). Упомянутые требования должны соответствовать Закону о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Закону об охране окружающей среды, Закону о пожарной безопасности, Трудовому кодексу, законодательству о техническом регулировании, иным нормам в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций (ст. 3 Закона о промышленной безопасности);

    2) условий лицензирования в области промышленной безопасности. При этом нужно знать:

    а) правила ст. 6 Закона о промышленной безопасности о том, что деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; ряд других видов деятельности может осуществляться на основании соответствующей лицензии.

    При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальные органы одновременно с документами, определяемыми законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следующие документы:

    акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;

    декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта.

    В лицензиях на эксплуатацию опасного производственного объекта делается запись об обязательном наличии у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. См. также о лицензировании в области промышленной безопасности опасных производственных объектов постановления Правительства РФ N 429 от 14.07.06; N 389 от 22.06.06; N 599 от 12.08.08; N 279 от 16.04.08. См. также приказ Ростехнадзора от 14.12.07 N 858 (этим актом утвержден административный регламент по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности);

    б) конкретные требования промышленной безопасности, применяемые к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта, к эксплуатации последнего, к локализации и ликвидации аварий на опасном производстве, порядку осуществления контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, порядку расследований аварий и т.п., предусмотрены в ст. 7-12 Закона о промышленной безопасности.

    Законом N 80 (он вступил в силу с 16.07.05) ст. 9.1 дополнена частью 3. Она устанавливает, что за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности и опасных производственных объектов наступает более строгая ответственность. При этом понятие «грубого правонарушения» определяется Правительством РФ.

    Оконченными эти правонарушения считаются с момента, когда нарушены требования или условия лицензирования. Они могут быть совершены как в форме действий, так и путем бездействия. Наступление каких-либо иных последствий (например, отравление людей, авария) объективной стороной ч. 1 и 3 ст. 9.1 не охватывается: виновный в любом случае привлекается к административной ответственности. О том, что эксплуатация АЗС связана с возможностью возникновения пожаров, иным чрезвычайным последствиям, что она подлежит лицензированию и что ЮЛ, реализующие нефтепродукты через АЗС без лицензии могут быть привлечены к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 см. п. 2 Обзора от 30.05.07.

    Читайте так же:  Рассрочка уплаты штрафа по административному правонарушению

    3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 9.1, состоит в том, что виновный нарушает требования промышленной безопасности в отношении взрывчатых веществ (далее — ВВ), применяемых на опасных производственных объектах. При этом нарушаются требования, установленные при:

    1) получении ВВ (из склада, из специальных хранилищ, от организаций, которые вправе совершать деятельность, связанную с реализацией ВВ);

    2) использовании ВВ (например, при проведении взрывных работ, при организации направленных взрывов);

    3) переработке ВВ (имеются в виду ВВ, которые отработаны, из которых извлекаются их компоненты, которые используются для получения других ВВ, иных веществ и т.п.);

    4) хранении ВВ (на складе, на производственном участке, у работников, которым они были выданы, и т.п.);

    5) транспортировке ВВ (т.е. перевозке любым видом транспорта на объект, с объекта на склад, от поставщика, к месту утилизации и т.п.);

    6) уничтожении ВВ (например, сроки годности и хранения которых истекли);

    7) учете ВВ (на складе, при перевозке, при применении на объекте и т.п.).

    Оконченным это правонарушение считается с момента, когда допущено любое из указанных выше нарушений. Оно может быть совершено как в форме действия, так и бездействия.

    4. Субъектами анализируемого правонарушения могут быть:

    1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

    2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

    3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

    5. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ст. 9.1, характеризуется умышленной формой вины (см. коммент. к ст. 2.2).

    6. По ст. 9.1 применяется лишь административный штраф, который назначается органами государственного горного и промышленного надзора (см. коммент. к ст. 3.5, 23.31). Вместо штрафа после вступления в силу Закона N 45 (с 13.08.05) и Закона N 80 (с 16.07.05) судья может назначить (ИП или ЮЛ) такой вид административного наказания как административное приостановление деятельности сроком до 90 суток (см. коммент. к ст. 3.12).

    Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (ст.ст. 9.1 — 9.24)

    Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике

    О некоторых вопросах применения главы 9 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 11

    >
    Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной.
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Статья 9.1 КОАП РФ. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

    1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    2. Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    4. Дача заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до двух лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

    1. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

    2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

    3. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

    4. Эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.

    Комментарии к ст. 9.1 КОАП РФ

    1. Цель данной статьи — обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

    Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп.), Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области промышленной безопасности, в том числе Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 г. N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» и правилами регистрации этих объектов в государственном реестре, положениями о лицензировании деятельности по эксплуатации указанных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов».

    Читайте так же:  Правильное заполнение анкеты на работу образец заполнения

    Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях усиления административной ответственности абзацы вторые частей 1 и 2, а также часть 3 данной статьи изложены в новой редакции. В трех примечаниях к статье раскрываются понятия грубого нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а для целей данной статьи — должностных лиц в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями. Предусматривается, что за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Названный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2011 г.

    Административная ответственность, предусмотренная указанным выше Федеральным законом, в соответствии с изменениями, внесенными в комментируемую статью, начала применяться с момента вступления в силу этого Закона, т.е. с 1 января 2011 г.

    Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается декларация промышленной безопасности.

    2. Статья содержит ряд формальных составов административных правонарушений, состоящих в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах.

    3. Предметами правонарушений, предусмотренных ч. 1 статьи, являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты.

    4. Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

    5. Предметами правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, являются взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение (взрыв) с выделением тепла и образованием газов.

    6. Объективная сторона правонарушения состоит в действии или бездействии, повлекших нарушение требований промышленной безопасности при обращении с взрывчатыми веществами, которые касаются их получения, использования, переработки, хранения, транспортировки, уничтожения и учета на опасных производственных объектах (см. Единые правила безопасности при взрывных работах, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 30 января 2001 г. N 3 // БНА ФОИВ. 2001. N 29).

    На разработку, испытание, хранение и применение промышленных взрывчатых материалов, изделий из них, оборудования и приборов, используемых при взрывных работах, а также на изготовление простейших гранулированных и водосодержащих взрывчатых веществ требуется специальное разрешение (лицензия). Разрешения на постоянное применение взрывчатых материалов выдаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (ранее это был Госгортехнадзор); на испытания взрывчатых материалов в производственных условиях — структурным подразделением указанного органа; на проведение взрывных работ на конкретных опасных производственных объектах — соответствующими территориальными органами (см. Положение о порядке выдачи разрешений на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и проведение взрывных работ, утвержденное Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28 апреля 2003 г. N 28 // БНА ФОИВ. 2003. N 32).

    Организации, ведущие взрывные работы (работы с взрывчатыми материалами), обязаны иметь соответствующую документацию, склады и иные специальные места хранения взрывчатых материалов, транспорт для перевозки взрывчатых материалов и службы, включающие исполнителей и руководителей взрывных работ.

    7. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, состоит в грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Понятие грубого нарушения должно быть установлено Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

    8. Субъектом правонарушений могут быть как граждане (см. ч. ч. 1 и 2 данной статьи), так и должностные лица, и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

    9. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

    10. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов: осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами; промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31); осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств (ст. 23.32).

    [3]

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1, п. 39 ч. 2 ст. 28.3).

    Источники


    1. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.

    2. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

    3. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
    4. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2010. — 480 c.
    5. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
    Штраф за нарушение требований промышленной безопасности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here