Росреестр изменение вида разрешенного использования земельного участка

Полезная информация по теме: "Росреестр изменение вида разрешенного использования земельного участка". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Росреестр изменение вида разрешенного использования земельного участка

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 мая 2017 г. N 14-06641-ГЕ/17 Об изменении вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в связи с письмом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Марьяш И.Е. от 21.03.2017 N МИЕ-4/126 относительно изменения вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения полагает необходимым обратить внимание на следующее.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК):

применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2);

изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3);

[3]

решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 5).

В соответствии с частью 6 статьи 36 ГрК градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В силу пункта 1 статьи 79 ЗК сельскохозяйственные угодья — это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); в составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 8 ЗК перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, принимая в том числе во внимание положения подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При этом относительно возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с «Сенокос» на «Садоводство» также полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540» в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее — Классификатор), внесены изменения, в связи с чем с 03.11.2015 Классификатор предусматривает в том числе такие виды разрешенного использования, как:

код 1.5 — «Садоводство» (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур); указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством;

код 13.2 — «Ведение садоводства» (осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений); указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Учитывая, что согласно Классификатору вид разрешенного использования «Садоводство» (код 1.5) включен в содержание общего вида разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование» (код 1.0), полагаем, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с «Сенокос» на «Садоводство», как на один из возможных видов сельскохозяйственного использования земельного участка, возможно без изменения категории земель на основании принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации решения уполномоченного органа в случае, если имеется в виду именно вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий возможность осуществления на сельскохозяйственных угодьях хозяйственной деятельности, установленный кодом 1.5, и это прямо следует из документов, представленных на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.

Г.Ю. Елизарова

Обзор документа

Рассмотрен вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка из земель с/х назначения с «Сенокос» на «Садоводство». В частности, указано следующее.

С 3 ноября 2015 г. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков предусматривает такие виды, как 1.5 «Садоводство» (ведение хозяйственной деятельности, в т. ч. на с/х угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур). Он связан с промышленным садоводством. Упоминается код 13.2 «Ведение садоводства» (деятельность, связанная с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений).

Согласно классификатору вид разрешенного использования «Садоводство» включен в содержание общего вида «Сельскохозяйственное использование». В связи с этим изменение вида разрешенного использования с «Сенокос» на «Садоводство» возможно без уточнения категории земель на основании принятого решения уполномоченного органа в случае, если осуществляется деятельность по коду 1.5 и это прямо следует из документов, предоставленных на кадастровый учет и (или) госрегистрацию прав.

[1]

Росреестр изменение вида разрешенного использования земельного участка

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется, в частности, в соответствии с правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) конкретного муниципального образования (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 3 ст. 30ГрК РФ).

Читайте так же:  Управление транспортным средством несовершеннолетним лицом

Установление видов разрешенного использования
В состав ПЗЗ входят, в том числе, градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними (ч. 2, п. 1 ч. 6 ст. 30, ч. 1, 2 ст. 37ГрК РФ).
Так, например, к основным видам разрешенного использования могут относиться: ИЖС, ведение личного подсобного хозяйства; к вспомогательным видам — коммунальное, социальное, бытовое обслуживание; к условно разрешенным видам — ведение садоводства
Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на один из предусмотренных регламентом видов для данной территориальной зоны. Порядок изменения будет зависеть от того, к какой из указанных категорий вид разрешенного использования относится (ч. 3 ст. 37ГрК РФ; п. 3 ст. 85ЗК РФ).

Изменение вида разрешенного использования из состава основных или вспомогательных
Основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования земельного участка могут быть выбраны правообладателем самостоятельно, без получения на это дополнительных разрешений и согласований (ч. 4 ст. 37ГрК РФ; п. 2 ст. 7ЗК РФ).
Если сведения о земельном участке содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), правообладателю необходимо обратиться в Управление Росреестра для внесения в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования.
ПЗЗ муниципального образования в целях соблюдения требований технических регламентов может быть предусмотрено направление правообладателем участка в уполномоченный орган данного муниципального образования уведомления об изменении вида разрешенного использования из состава установленных ПЗЗ с приложением необходимых документов.

Изменение вида разрешенного использования из состава условно разрешенных
В данном случае правообладатель земельного участка должен получить разрешение на изменение вида разрешенного использования. Для этого ему необходимо направить заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в уполномоченный орган муниципального образования. Порядок направления такого заявления, как правило, устанавливается ПЗЗ и может отличаться в разных муниципальных образованиях (ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 39ГрК РФ)

Примечание.Рекомендуем заранее уточнить в уполномоченном органе соответствующего муниципального образования о необходимости представления вместе с заявлением дополнительных документов.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению путем проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Расходы на их проведение несет правообладатель земельного участка, для которого испрашивается изменение вида разрешенного использования.
По результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка или об отказе в предоставлении такого разрешения и направляет их главе местной администрации, который в течение трех дней со дня поступления указанных документов принимает соответствующее решение (ч. 2, 8- 10 ст. 39ГрК РФ).
Правообладатель земельного участка вправе оспорить отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в судебном порядке (ч. 12 ст. 39ГрК РФ).

Изменение вида разрешенного использования на не предусмотренный градостроительным регламентом
В этом случае изменение вида разрешенного использования осуществляется в порядке, установленном законодательством, посредством принятия нормативного акта о внесении изменений в ПЗЗ (ст. ст. 31, 32, ч. 1 ст. 33ГрК РФ).
Правообладатель земельного участка вправе направить в комиссию предложение о внесении изменений в ПЗЗ в инициативном порядке либо в случаях, если в результате их применения (п. 5 ч. 3 ст. 33ГрК РФ):
— земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно;
— причиняется вред их правообладателям;
— снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства;
— не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33ГрК РФ).
С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч. 5 ст. 33ГрК РФ).

Обратите внимание!
В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на величину земельного налога. Если вы считаете, что кадастровая стоимость земельного участка оказалась завышенной, вы можете обжаловать результаты кадастровой оценки в Росреестре или в суде (п. 1 ст. 391НК РФ; ч. 2, 3 ст. 24.18Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Специалисты кадастровой палаты разъясняют, как изменить вид разрешенного использования земли

Ежегодно в Кадастровую палату по РТ поступает сотни заявлений об изменении вида разрешенного использования земли. Необходимость поменять предназначение земельного участка возникает тогда, когда собственник желает использовать землю не по тому целевому использованию, которое определено в правоустанавливающих документах. К примеру, он имеет намерение построить торговый павильон на земле, предоставленной для индивидуального жилищного строительства. По закону этого делать нельзя.

Читайте так же:  Страхование залогового имущества при ипотеке в сбербанке

Использование земли вразрез с видом разрешенного использования чревато для правообладателя серьезным административным штрафом, который будет взиматься до тех пор, пока правонарушение не будет устранено. Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) предусмотрено, что за использование земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием взимается от 0,5 до 1% от кадастровой стоимости земельного участка (но не менее 10 тыс. руб.). За отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС, придется заплатить в виде штрафа — от 1 % до 1,5% от кадастровой стоимости участка (но не менее 20 тыс. руб.).

[2]

Так что в этом вопросе лучше придерживаться правил, установленных законом. Как поменять предназначение участка? Первую очередь необходимо знать, что изменение вида земельного участка возможно только на тот, который предусмотрен правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования.

Допустим, вы решили построить дом и купили участок, присоединенный к городу, но предназначенный «под сельскохозяйственное производство». Разница в целях использования, что называется «на лицо». Придется менять «разрешенку». Прежде всего, необходимо обратиться в орган местного самоуправления, чтобы убедиться, что такой вид использования предусмотрен правилами землепользования и застройки в территориальной зоне, в которой расположен данный земельный участок. Если не предусмотрен, то самостоятельно выбрать вид разрешенного использования «под индивидуально жилищное строительство» не получится. Но обо всем по порядку.

Правила землепользования и застройки — это документ градостроительного зонирования, который утверждается местным исполкомом. Они включают в себя сведения о территориальных зонах (жилые, общественно-деловые, производственные и др.), для которых определены границы и установлены градостроительные регламенты. В пределах определенной территориальной зоны устанавливаются допустимые виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Основной и вспомогательный вид могут быть выбраны правообладателем самостоятельно в соответствии с правилами землепользования и застройки. Дополнительных решений и согласований на это не требуется. Сведения о выбранном виде разрешенного использования вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Для этого правообладателю (в том числе, представителю, действующему по доверенности, арендатору с согласия арендодателя) нужно обратиться в МФЦ с соответствующим заявлением.

А вот с использование условно разрешенного вида не все так просто. В данном случае необходимо получить разрешение на изменение. Заявление о предоставлении разрешения подается в уполномоченный орган муниципального образования. Обратиться можно лично или направить почтой.

Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования рассматривается на публичных слушаниях (общественных обсуждениях). Расходы на проведение несет лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения.

По результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний комиссия готовит рекомендации о предоставлении или отказе разрешения и направляет их главе местной администрации. Он должен принять решение в течение трех дней со дня поступления документов. Правообладатель земли вправе оспорить отказ в судебном порядке.

Решение о предоставлении разрешения орган местного самоуправления самостоятельно направляет в орган регистрации прав. Оно является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН.

С момента направления такого решения в орган регистрации прав до внесения сведений в госреестр о земельном участке должно пройти не более 15 рабочих дней.

Если в установленный законом срок сведения в ЕГРН не внесены, заинтересованное лицо вправе лично обратиться в орган регистрации прав с соответствующим заявлением.

Собственнику и арендатору следует иметь в виду, что вместе с изменением вида разрешенного использования может существенно измениться кадастровая стоимость земельного участка, и, соответственно, размер земельного налога и арендная плата.

Градостроительные регламенты устанавливаются не для всех земельных участков. Например, они не устанавливаются для земель лесного фонда, земель запаса, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и др. Также они не распространяются на земельные участки в границах объектов культурного наследия, в границах территорий общего пользования и др.

Как быстро изменить вид разрешенного использования? Тем, кто никогда не сталкивался с этой процедурой, достаточно сложно представить себе этот процесс на практике. Как правило, далеко не все не обладают специальными знаниями в области земельных правоотношений. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка. Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации. Большой опыт в решении земельных вопросов имеют юристы филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республики Татарстан. Обратиться за консультацией вы можете по телефону: 8(843)533-10-48.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Вопрос-ответ по теме

Имеется в собственности земельный участок категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид для сельскохозяйственного производства. Собственник хочет изменить вид разрешенного использования данного з/у, например, под «дачное строительство». Как это сделать? Где посмотреть какие виды разрешенного использования подходят к з/у. Правила землепользования и застройки (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 8, п. 2 ч. 3 ст. 30 ГрК РФ) или согласно Классификатору видов. Какая процедура изменения, куда подавать заявление? Можно ли эту процедуру совершить через МФЦ находясь в другом городе?

Если участок с/х назначения отнесен к сельскохозяйственным угодьям, изменить вид его разрешенного использования не получится.

В силу ст.37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно и изменяются без дополнительных разрешений и согласований.

Это означает, что собственник участка может выбрать любой основной вид разрешенного использования участка, из числа установленных в Правилах, для определенной территориальной зоны.

Читайте так же:  Удержание по исполнительному производству из заработной платы

Для изменения вида разрешенного использования участка, на вид, предусмотренный Правилами, собственнику участка необходимо предоставить в Росреестр заявление (ст.ст.14, 15, 33 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Но градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены – см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014).

См. Письмо Росреестра от 29.05.2017 № 14-06641-ГЕ/17 «О разъяснении законодательства».

Видео (кликните для воспроизведения).

«Вопрос 5. Допускается ли использование земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного строительства?

Возможно ли изменение вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения (например, «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», «для ведения личного подсобного хозяйства» и т.п.) на вид разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» («для дачного строительства»)?*

Ответ. Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч.2 и 3 ст.36).

В силу п.1 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.

Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп.1 и 4).

В соответствии с п.2 ст.7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее — ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п.6 ст.1, п.3 ч.2 и ч.6 ст.30, чч.1, 6 ст.36, ч.5 ст.37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп.1 п.3 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст.4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Читайте так же:  Профстандарт заместитель директора по юридическим вопросам

Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч.10 ст.35 и ч.3 ст.36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил п.2 ст.7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию — «земли населенных пунктов».

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч.1 и 2 ст.4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям».

Особенности изменения вида разрешенного использования земельного участка, порядок процедуры, её стоимость и сроки

Российское законодательство в области градостроительства и земельных отношений значительно усовершенствовалось, и прочтения одного закона недостаточно для понимания сути вопроса.

Если возникла необходимость смены вида разрешенного использования земельного участка, возможно статья поможет разобраться и убережет от бессмысленного хождения по кабинетам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Когда смена допустима?

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования (далее – ВРИ) делятся на основные, условно разрешенные, вспомогательные по отношению к основным, либо к условно разрешенным.

Смена ВРИ производится в соответствие с градостроительным регламентом. Градостроительный регламент, являющийся частью правил землепользования и застройки, определяет перечень ВРИ, предусмотренных для территориальной зоны, в границах которой расположен участок.

В таких ситуациях заявитель может обратиться в местную Администрацию с предложением о дополнении градостроительного регламента. В случае положительного решения перевод также возможен.

Существуют территории для которых градостроительный регламент не устанавливается и на которые действие градостроительного регламента не распространяется. Смена вида использования таких участков запрещена, к ним относятся:

  • зеленые насаждения общего пользования;
  • земли лесного и водного фондов;
  • земли запаса;
  • сельхозугодья в составе земель сельскохозяйственного назначения;
  • особо охраняемые природные территории;
  • территории объектов культурного наследия;
  • территории общего пользования;
  • территории линейных объектов;
  • территории добычи полезных ископаемых.

Также нельзя сменить ВРИ участков, находящихся в охранных зонах водных объектов, дорог, промышленных объектов и объектов культурного наследия.

Есть ли шанс поменять ВРИ без согласия собственника?

Если земля находится в частной собственности, однозначно не получится сменить вид использования без согласия собственника. Однако, если речь идет о собственности государственной или муниципальной, то вопрос остается на усмотрении органов местного самоуправления и Росреестра.

Если следовать логике, то утверждение перечня видов использования местными органами власти можно рассматривать, как согласие на смену ВРИ арендатором. Но это не совсем так. Случаи отказа – не редкость, это доказывает многочисленная судебная практика.

Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации №1756/13 от 25.06.2013 гласит, что изменение ВРИ земельного участка может быть осуществлено только с согласия собственника.

Как изменить ВРИ земельного участка? Способов изменения два – это выбор ВРИ из перечня основных видов, перечисленных в градостроительном регламенте, и получение разрешения на условно разрешенный вид использования.

Существует и третий способ – обращение в Администрацию с предложением внести изменения в Правила землепользования и застройки.

Способ изменения ВРИ Куда обращаться Сроки Стоимость Результат
Выбор из перечня основных ФГБУ «ФКП Росреестра» (кадастровая палата) 23 рабочих дня Бесплатно, кроме Москвы и Московской области Кадастровая выписка с изменениями
Выбор из перечня условно разрешенных Местная Администрация (через проведение публичных слушаний) До 1 месяца Затраты на проведение публичных слушаний Разрешение на условно разрешенный вид использования
Через внесение изменений в ПЗЗ Местная Администрация (с подготовкой проекта внесения изменений в ПЗЗ и проведением публичных слушаний) От 2 до 4 месяцев Затраты на проведение публичных слушаний Разрешение на условно разрешенный вид использования

Процедура перевода, порядок действий

Поиск и определение нового типа эксплуатации земли

В первую очередь нужно определиться с новым видом использования. Необходимо обратиться в местную Администрацию за градостроительным планом земельного участка, либо на официальном сайте органа местного самоуправления изучить градостроительный регламент в составе правил землепользования и застройки.
Читайте так же:  Разрешение на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов

На карте градостроительного зонирования определить территориальную зону, в границах которой расположен участок, в градостроительном регламенте найти перечень видов для данной зоны. Если нужный вид находится в перечне основных, значит обращаться нужно в Росреестр. Если же он находится в перечне условно разрешенных, необходимо обращаться в местную Администрацию за разрешением на условно разрешенный вид использования.

Не менее важно знать об отличиях ВРИ земельных участков:

Сбор документов

Как только мы определились, как сменить вид разрешенного использования земельного участка, следует обратиться в Росреестр, для этого потребуются:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • согласие собственника, в случае, если заявитель им не является.

Для обращения в Администрацию:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • согласие собственника;
  • копии правоустанавливающих документов на земельный участок и иные объекты недвижимости, расположенные на нем.

В заявлениях обязательно указываются персональные данные заявителя, адрес и кадастровый номер земельного участка, вид использования, на который необходимо получить разрешение, а также информация о наличии объектов капитального строительства, число и подпись заявителя.

Пример заявления в Росреестр

В отдел ФГБУ «ФКП Росреестра» от Федоровой С.И.

Прошу осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 00:00:000000:00, находящегося по адресу: г.Челябинск, ул. Первомайская, 40, в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования на вид, предусмотренный зонированием территории: индивидуальное строительство.

Ходатайство об одобрении условной формы применения надела

В комиссию по землепользованию и застройке г. Санкт-Петербурга от Иванова И.И.

Прошу предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка. Информация об объекте недвижимости:

  1. Правообладатель.
  2. Местоположение(адрес).
  3. Кадастровый номер.
  4. ВРИ.
  5. Запрашиваемый ВРИ.
  6. Код территориальной зоны.

Оплату расходов, связанных с проведением публичных слушаний гарантирую.

Получение решения

При обращении в Росреестр, положительным результатом смены ВРИ будет являться кадастровая выписка земельного участка с изменениями. При наличии всех необходимых документов, отказ маловероятен.

Заявление в местную Администрацию рассматривается на публичных слушаниях с участием всех заинтересованных лиц. Решение выносится уже по результатам слушаний. Срок проведения публичных слушаний по данному вопросу не должен превышать одного месяца. Результатом является выдача разрешения либо отказ в выдаче такого разрешения.

Внесение поправок в ЕГРН

При получении положительного результата из Росреестра либо из местной администрации, остается последний шаг – внесении изменений в единый государственный реестр недвижимости. Для государственной регистрации изменений необходимо обратиться в Росреестр со следующими документами:

  • Заявление, с указанием адреса и кадастрового номера земельного участка.
  • Копия документа удостоверяющий во личность.
  • Кадастровая выписка с новым ВРИ или разрешение на условно разрешенный вид использования.

Расчет стоимости услуг

Изменение ВРИ – услуга бесплатная. Но в отдельных муниципальных образованиях Московской области, а также в самой Москве, за такие изменения взимается плата. Размер её определяется из разницы кадастровой стоимости участка с измененным ВРИ и существующей кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость уменьшилась в результате смены ВРИ, то размер платы будет составлять 10 % от новой кадастровой стоимости. В Санкт-Петербурге смена вида использования земли пока бесплатна.

Государственная регистрация изменения ВРИ осуществляется после оплаты Госпошлины.

При обращении в Росреестр срок предоставления услуги по изменению ВРИ составляет 23 рабочих дня.

При смене ВРИ через проведение публичных слушаний, предоставление готового документа может затянуться на срок более месяца. Это зависит от порядка проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, принятого в данном муниципальном образовании.

Срок внесения изменений в запись ЕГРН – 10 рабочих дней.

Возможные проблемы и их устранение

При изменении ВРИ могут возникнуть следующие трудности:

    Нет нужного вида использования в перечне ВРИ. В этом случае вносится предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части градостроительного регламента.

Процедура внесения изменений осуществляется через проведение публичных слушаний и занимает 2-4 месяца. В случае, если в правила землепользования и застройки изменения были внесены, разрешение на условно разрешенный вид использования выдается заявителю без проведения публичных слушаний. Основание – часть 11 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ.

  • Получен отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Отказ можно оспорить в судебном порядке.
  • Смена ВРИ – это обязательная процедура для получения права использовать земельный участок по иному назначению. Не стоит ей пренебрегать, так как при нецелевом использовании участка велик риск быть привлеченным к административной ответственности.

    Полезное видео

    На видео предоставлена информация о том, что такое изменение вида разрешенного использования земельного участка и каким образом происходит эта процедура:

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    Это быстро и бесплатно !

    Источники


    1. Краев, Н. А. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный) / Н.А. Краев, А.Н. Борисов. — М.: Деловой двор, 2015. — 160 c.

    2. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.

    3. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.
    4. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
    5. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
    Росреестр изменение вида разрешенного использования земельного участка
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here