Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика

Полезная информация по теме: "Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

СПОРЫ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ РЕШЕНИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Материал подготовил юрист ЮФ»Логос»
Исмайлов Тимур

Как следует из норм пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), п.3 ст. 76 НК РФ и подп.2 п.10 ст. 101 НК РФ Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется:

— либо для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (п.1 ст. 76 НК РФ)

— либо в связи в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п.3 ст. 76 НК РФ);

— либо в качестве обеспечительной меры направленной на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении (подп.2 п.10 ст. 101 НК РФ).
Иных случаев и оснований принятия налоговым органом Решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

Согласно п.1 ст. 76 НК РФ Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п.2 ст. 76 НК РФ. По смыслу п.2 ст. 76 НК РФ, если решение о приостановлении принято в связи с неисполнением налогоплательщиком-организацией требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа), то приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке
Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected]
Оно направляется налоговым органом в банк не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. В этот же срок копия решения о приостановлении операций по его счетам в банке должна быть передана самому налогоплательщику.

Решение о приостановлении операций по счетам может нарушать интересы налогоплательщика, поскольку лишает последнего возможности распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами, используя их в хозяйственной деятельности, фактически эту деятельность парализуя, поскольку денежные средства, представляют собой наиболее ликвидные активы хозяйствующего субъекта, в том числе необходимые для его текущей деятельности по расчетам с контрагентами и кредиторами по ранее возникшим обязательствам.
Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств, принятое в порядке ст. 76 НК РФ.
Обязательный досудебный порядок для обжалования данной категории решений не установлен. Поэтому налогоплательщик вправе обжаловать такое решение, как во внесудебном порядке – в вышестоящий налоговый орган, так и непосредственно в арбитражный суд, подав заявление о признании недействительным ненормативного акта в порядке ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В судебной практике встречаются, например, следующие основания, по которым решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть признано недействительным: общая сумма по решениям о приостановлении операций существенно превысила общую сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с подп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ. На этом основании суд делает вывод, что налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения налогового органа о взыскании налоговых платежей. (Определение ВАС РФ от 27.08.2010 N ВАС-11208/10 по делу N А76-16890/2009-35-448, Постановление ФАС Уральского округа от 20.05.2010 N Ф09-3642/10-С3 по делу N А76-16890/2009-35-448).

Несоблюдение порядка, установленного пунктом 10 статьи 101 НК РФ. Суд сделал вывод, что приостановление операций по счетам в банке как обеспечительная мера может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Определение ВАС РФ от 14.01.2010 N ВАС-15019/09 по делу N А65-26985/2008-СА1-19, Постановление ФАС Поволжского округа от 21.07.2009 по делу N А65-26985/2008).
В то же время, если Решение о приостановлении операций по счетам принято не в связи с принятием решения о привлечении к ответственности, а для обеспечения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банке, то вышеуказанные обстоятельства не могут служить основанием для признания его недействительным, что влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщика Судом (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2011 по делу N А56-14350/2011)

В нарушение положений статей 69, 70 НК РФ налоговый орган не выставил в адрес налогоплательщика требования об уплате доначисленных налогов, начисленных пеней и штрафных санкций по решению о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, в обеспечение которого принято решение о приостановлении операций по счетам. На этом основании суд делает вывод, что налоговым органом нарушена процедура принятия обеспечительной меры, установленная пунктом 10 статьи 101 и статьей 76 НК РФ и признал решение о приостановлении операций про счетам недействительным (Определение ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-7277/09 по делу N А55-11389/2008, Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2009 по делу N А55-11389/2008).
Встречаются и иные основания признания недействительными Решений о приостановлении операций по счетам. В то же время и отказы судов в удовлетворении таковых требований налогоплательщика нередки в судебной практике.

Читайте так же:  Семейный кодекс ст 85 алименты совершеннолетнему ребенку

При оспаривании подобных решений налогоплательщику целесообразно проанализировать основания принятия решения о приостановлении операций по счетам в данном конкретном случае, с учетом фактических обстоятельств (в том числе взыскиваемая сумма, стоимость имущества и др.), проанализировать соблюдение налоговым органом процедуры принятия решения, установленной нормами НК РФ с учетом толкования, которое дается им в судебной практике. Ошибки в этой области, неправильное истолкование норм законодательства, необоснованные ссылки на правила относящихся к другим случаям принятия решений о приостановлении операций по счетам (как в деле А56-14350/2011) могут привести к отказу в удовлетворении требований налогоплательщика.

Приостановление операций по счетам налогоплательщиков

«Все о налогах», 2005, N 4

Право налогового органа приостанавливать операции по счетам налогоплательщика закреплено в пп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ. В статье рассмотрен порядок приостановления операций, а также даны рекомендации налогоплательщику, как избежать такого рода действий со стороны налогового органа.

В соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам означает прекращение банком всех расходных операций, за исключением операций по исполнению обязанности по уплате налогов и иных операций, имеющих преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет и внебюджетный фонд.

Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в случае непредставления им налоговой отчетности в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока сдачи отчетности.

Например, в случае непредставления налоговой декларации по НДС за декабрь 2004 г. (срок сдачи — 20 января 2005 г.) решение о приостановлении операций по счетам может быть принято налоговым органом не ранее 4 февраля 2005 г.

По истечении двух недель с момента представления соответствующей формы отчетности с помощью программных средств налогового органа формируется список налогоплательщиков, не представивших отчетность, одновременно формируются проекты решений о приостановлении операций по всем известным налоговому органу счетам налогоплательщика. Решение подписывается руководителем налогового органа (его заместителем), заверяется гербовой печатью и направляется в банк. Необходимо отметить, что значительная часть налогоплательщиков представляет налоговую отчетность путем почтовых отправлений, поэтому, как правило, налоговый орган не отправляет в банк решение непосредственно по истечении двухнедельного срока, а ждет некоторое время поступления отчетности.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке направляется налоговым органом с одновременным уведомлением налогоплательщика под роспись либо другим способом, свидетельствующим о получении им решения.

[2]

Форма Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке утверждена Приказом МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 (Приложение N 5).

[3]

Наличие в банке решения о приостановлении операций по счетам обеспечивает такое функционирование счета налогоплательщика, расходные операции по которому будут направлены на исполнение обязанности по уплате налогов и иных обязанностей, имеющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет и внебюджетные фонды.

В решении о приостановлении операций по счетам излагаются обстоятельства существа установленного факта нарушения с указанием номера и даты направленного требования об уплате налога, вынесенного решения налогового органа о взыскании.

В случае неисполнения банком решения налогового органа ему грозит ответственность, установленная ст. 134 НК РФ.

Например, при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика он исполнил платежное поручение налогоплательщика и перечислил денежные средства лицу, которое не имело в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущества в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетные фонды). В этом случае на банк будет наложен штраф в размере 20% суммы, перечисленной согласно платежному поручению налогоплательщика, но не более суммы задолженности.

Банк при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не имеет права открыть этому налогоплательщику новые счета. Открытие же банком в этом случае нового счета влечет взыскание штрафа в сумме 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 132 НК РФ).

Решение о приостановлении операций по счетам действует с момента получения банком такого решения, подлежит безусловному исполнению и действует до отмены налоговым органом этого решения.

Банк освобождается от ответственности перед налогоплательщиком за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате исполнения решения налогового органа.

В ситуации, когда расходные операции по счетам налогоплательщика приостановлены решением налогового органа, ему следует представить в налоговый орган необходимую отчетность. Это целесообразно, даже если отчетность посылается по почте и налоговый орган еще не получил ее. В таком случае решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика будет отменено не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации.

В настоящее время в налоговых инспекциях сложилась следующая практика: если налогоплательщик представил в налоговый орган необходимую отчетность, то решение об отмене приостановления операций по счетам выдается налогоплательщику на руки под роспись.

Об интернет-сервисе «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков»

Федеральная налоговая служба в связи с поступлениями обращений налогоплательщиков об информации, содержащейся в интернет-сервисе «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков», внедренным в промышленную эксплуатацию 3 февраля 2014 года, сообщает следующее.

Письмом ФНС России от 20.02.2014 № ПА-4-6/[email protected] было доведено до территориальных органов Руководство пользователя по работе с картотекой решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам.

Кроме того, вышеуказанным письмом ФНС России даны разъяснения, что в случае обращения налогоплательщика в инспекцию в связи с отказом банка в открытии счета по причине наличия у него не отмененных решений о приостановлении операций по счетам, налоговая инспекция обязана сверить имеющиеся у нее данные с данными из картотеки федерального уровня и, при необходимости, внести изменения в картотеку в соответствии с Руководством пользователя.

В целях недопущения в дальнейшем наличия в интернет-сервисе «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков» неактуальной и недостоверной информации о принятых налоговым органом и направленных в банки решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств, необходимо провести мероприятия по актуализации сведений, содержащихся в интернет-сервисе, с учетом положения Руководства пользователя.

Одновременно необходимо усилить контроль за недопущением направления в банки решений об отмене приостановления операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств на бумажном носителе (за исключением случаев, когда отправка в электронном виде была невозможна в связи с приостановлением (отменой) банками электронного взаимодействия в соответствии с пунктом 2.4 Положения Банка России от 29.12.2010 № 365-П «О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде»).

Читайте так же:  Протокол согласования разногласий по пункту договора отсутствует

Федеральная налоговая служба обращает особое внимание, что должностные лица налоговых органов несут персональную ответственность за достоверность информации, содержащейся в интернет-сервисе «Запрос о действующих решениях о приостановлении», включенном в состав «Системы информирования банков о состоянии обработки электронных документов» («БАНКИНФОРМ»).

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

НАПРАВЛЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ РЕШЕНИЯ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ В БАНКЕ

Налоговый орган обязан передать организации (индивидуальному предпринимателю) копию решения о приостановлении операций по счетам в банке. Сделать это инспекция должна не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения (п. 6 ст. 6.1, абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).

Копию решения о приостановлении операций по счету в банке налогоплательщику (его представителю) должны вручить таким образом, чтобы можно было установить дату ее получения (абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).

Так, по нашему мнению, передать копию решения на следующий день после его принятия и установить точную дату передачи можно в следующих случаях:

1) налоговый орган вручает копию решения налогоплательщику или его представителю под расписку (абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ);

2) инспекция направляет копию решения налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ);

Кроме того, с 1 июля 2015 г. инспекция вправе направить вам копию решения через личный кабинет налогоплательщика (ст. 11.2, п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 1, пп. “б” п. 3 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). В этом случае датой получения копии решения считается день, следующий за днем размещения данного документа в личном кабинете налогоплательщика (п. 4 ст. 31 НК РФ, пп. “б” п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ) .

Подробнее о передаче налоговым органом документов через личный кабинет налогоплательщика вы можете узнать в Практическом пособии по налоговым проверкам.

Отметим, что, несмотря на положения абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ, обязывающие налоговый орган направлять документы по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщикам, которые должны представлять декларации в электронной форме, право передать копию решения о приостановлении операций по счету под расписку предусмотрено абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ. В связи с этим указанным налогоплательщикам, получившим под расписку соответствующее решение, нецелесообразно обжаловать его по мотиву нарушения процедуры вручения.

Формат и порядок направления по телекоммуникационным каналам связи решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика утверждаются ФНС России (п. 4 ст. 31 НК РФ). В настоящее время такой формат не утвержден.

Ранее Налоговый кодекс РФ не содержал конкретного перечня способов направления документов налогоплательщику. Однако и тогда налоговики должны были передать решение так, чтобы можно было установить дату, когда вы получили решение. Как правило, инспекция отправляла решение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

На практике нередко о блокировке счета налогоплательщик узнает, когда банк отказывает ему в совершении расходной операции. Такая ситуация может возникнуть, если налоговый орган несвоевременно направил вам копию решения о приостановлении операций по счету.

Несообщение налогоплательщику о блокировке счета суды оценивают по-разному.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 10.06.2010 N А45-23256/2009 указал, что несообщение инспекцией налогоплательщику о блокировке счета недостаточно для признания принятого решения недействительным.

ФАС Московского округа в Постановлении от 02.07.2009 N КА-А40/5984-09 пришел к иному выводу: налогоплательщик обязательно должен быть уведомлен о принятом решении. Однако заметим, что суд в данном деле выявил и иные нарушения со стороны инспекции, которые в конечном счете привели к признанию ее действий неправомерными.

Таким образом, если ненаправление вам решения о приостановлении операций по банковским счетам будет единственным аргументом при оспаривании такого решения, решение суда может быть не в вашу пользу.

НАПРАВЛЕНИЕ В БАНК РЕШЕНИЯ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Решение о приостановлении операций налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ). Срок направления решения Налоговый кодекс РФ не устанавливает. Однако в интересах инспекции отправить его в кратчайшее время.

Порядок направления решения установлен Положением, утвержденным Банком России 06.11.2014 N 440-П.

Отметим, что решение передается банку исключительно в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Однако, по мнению ФНС России, передача решения в банк на бумажном носителе допускается при наличии объективных обстоятельств, препятствующих его направлению в электронной форме, в частности, технических или обстоятельств непреодолимой силы (Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705). Например, это возможно, если банк, в котором приостановлены операции по счетам налогоплательщика, не заключил соглашение с Банком России (Письмо ФНС России от 22.10.2012 N АС-4-2/17859).

Разъяснения ФНС России даны в период, когда между банком и Банком России заключалось соглашение в соответствии с Положением, утвержденным Банком России 29.12.2010 N 365-П. В настоящее время в соответствии с п. 1.5 Положения, утвержденного Банком России 06.11.2014 N 440-П, между банком и Банком России заключается договор. Полагаем, что данный факт не влияет на актуальность вывода, к которому пришли чиновники.

При этом из официальных разъяснений следует, что независимо от того, направлено решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в электронной форме или на бумажном носителе, вернуть его без исполнения банк не вправе (Письма Минфина России от 01.04.2013 N 03-02-07/1/10349, от 11.03.2013 N 03-02-07/1/7104, ФНС России от 23.01.2013 N АС-4-2/[email protected]).

Отмена решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке

«Налоги и налогообложение», 2010, N 11

Два года назад российский законодатель встал на путь защиты прав налогоплательщиков-организаций, в отношении которых налоговая инспекция задерживает разблокировку счетов. На основании Федерального закона от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2010 г. в соответствии с введенным п. 9.2 ст. 76 НК РФ государство должно платить за свои ошибки, и в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. Указанное положение, ввиду отсутствия каких-либо специальных оговорок действует с 1 января 2010 г. . Однако практическая реализация законодательного нововведения остается неясной.

Читайте так же:  Трудовой договор индивидуального предпринимателя с работником бланк

Брызгалин А.В., Федорова О.С., Короткова Д.В., Щербакова Е.С., Байгозин К.И., Головкин А.Н., Королева М.В., Гребенева О.Н., Чудиновских М.В., Яковлева М.А., Дорофеев Б.Ю. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая (по состоянию на 1 февраля 2010 г.) // Налоги и финансовое право. 2010. N 1. С. 31.

Видео (кликните для воспроизведения).

Действовавшая до 26 ноября 2008 г. редакция Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливала ответственности для налоговых органов за нарушение сроков отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также нарушение сроков направления в банк решения об отмене указанной обеспечительной меры.

Данный законодательный пробел вызывал немало трудностей в деятельности налогоплательщиков-организаций , поскольку налоговые органы отменяли и направляли в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в «удобные» для них сроки . В это время организации, в отношении которых уже были осуществлены взыскания соответствующих налогов, пеней или штрафов, не имели возможности проведения расчетов в ходе реализации своей хозяйственной деятельности с контрагентами, используя счет в банке.

Разблокировка счета: время = деньги // Рэм Консалтинг: [сайт]. URL: http://www.rem-consult.ru/services/tax_consulting/international_aspects/ (дата обращения: 01.11.2010).
Баранова Л.Г., Федорова В.С. Блокирование расчетных счетов: отмена решения // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. 2010. N 2. С. 49 — 55.

В 2008 г. налоговое законодательство в данной области было усовершенствовано — введена ответственность налоговых органов за вышеуказанные нарушения. В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 12 марта 2010 г. N 03-03-06/1/128 разъяснило, что ввиду того, что пп. 12 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения доходов налогоплательщика в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями ст. 76 НК РФ, указанные проценты подлежат включению в состав внереализационных доходов. Указанные доходы учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций на момент их фактического получения.

Ранее налогоплательщики могли отстаивать свои права и имущественные интересы, обращаясь в суд в порядке гражданского производства . Законодатель ввел новую норму об ответственности налоговых органов за нарушение срока отмены или направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Однако процедура начисления указанных выше процентов в Налоговом кодексе Российской Федерации не регламентирована, следовательно, возникает вопрос, необходимо ли налогоплательщику инициировать такую процедуру, или налоговый орган должен самостоятельно начислять определенные суммы в случае нарушения им срока отмены или направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке? По собственной инициативе налоговый орган, скорее всего, не выплатит налогоплательщику причитающиеся ему суммы .

Кудряшов С.Н. Тонкости и секреты режима заморозки // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. 2009. N 11. С. 28 — 40.
Семенихин В.В. ИФНС придется заплатить за опоздание с разблокировкой счета // Семинар для бухгалтера. О налогах и учете из первых уст: [сайт]. URL: http://www.buhseminar.ru/article/10506 (дата обращения: 01.11.2010).

В этой связи согласимся с существующим мнением, что налогоплательщику следует осуществить определенные действия , а именно:

1. Проконтролировать срок разблокировки счета. Инспекторы обязаны отменить решение о приостановлении операций не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда исполнены их требования: сдана декларация или получены документы, подтверждающие взыскание долга (п. п. 3, 8 ст. 76 НК РФ). В течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, инспекторы обязаны направить его в банк (п. 4 ст. 76 НК РФ). Если срок нарушен, то можно начислять проценты. Но для этого необходим документ, подтверждающий, что решение в банк направлено с опозданием (письмо из банка с указанием даты направления; можно сделать запрос в саму инспекцию).

Астахова М. Решили взыскать с ИФНС проценты за задержку с разблокировкой счета // Учет. Налоги. Право: [сайт]. URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/172669/ (дата обращения: 01.11.2010).
Разблокировка счета // Lex Consult: [сайт]. URL: http://www.llex.ru/contacts (дата обращения: 01.11.2010).

2. Подать заявление на уплату процентов. Чтобы получить положенные проценты, в инспекцию подают заявление в произвольной форме . В нем стоит назвать причины приостановления операций, каким образом инспекция нарушила сроки разблокировки счета, указать реквизиты счета организации для перечисления . Особенно важно привести подробный расчет процентов, которые начисляют за каждый календарный день нарушения срока по ставке рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в дни нарушения срока, на заблокированную на счете сумму .

Налоговая плачет. Проценты за несвоевременность снятия ареста со счета // ООО «Юрбизнесгрупп»: [сайт]. URL: http://www.kazanregistr.ru/index.php?option=com_content&task=view& > Тарасова Е.Н. Если инспекция затянула с разблокировкой счета // Публикации: [сайт]. URL: http://saldo.ru/article.ru.html?pub_ > Оперативно разблокировать замороженные счета компании: алгоритм действий // Помощь бизнесу: [сайт]. URL: http://www.bishelp.ru/uprbiz/platez/operativno_razblokirovat.php (дата обращения: 01.11.2010).

3. Проконтролировать перечисление процентов. В данном случае действующее налоговое законодательство не регулирует действия банка по перечислению процентов, которые выплачивает налоговый орган налогоплательщику-организации. Понятно, что банк по соответствующему поручению налогового органа обязан перечислить проценты на счет налогоплательщика. Здесь возникает вопрос о сроке перечисления банком указанных денежных сумм, а также о возможных действиях налогоплательщика-организации в случае неперечисления ему процентов по вине банка. Эти вопросы остаются вне поля зрения законодателя.

Представляется необходимым установить ответственность банка за неисполнение последним обязанности по перечислению процентов налогоплательщику-организации, которые начислил ему налоговый орган, допустивший нарушение срока отмены или направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам в банке. В качестве меры ответственности возможно предусмотреть штраф, который может складываться из суммы неперечисленных банком процентов, а также суммы убытков, понесенных налогоплательщиком в связи с бездействием банка (неперечислением процентов). Полагаем, что подобного рода ответственность необходимо установить именно в налоговом, а не в банковском законодательстве, поскольку бездействием в отношении перечисления рассматриваемых процентов банк нарушает законодательство о налогах и сборах.

Возникает также и другой вопрос: обращаются ли налогоплательщики-организации в налоговые органы с соответствующими заявлениями (требуют ли они уплаты процентов за нарушение налоговыми инспекциями срока отмены решения о приостановлении операций по счетам в банке либо срока направления в банк данного решения)? Если допустить ситуацию, что налогоплательщики предпринимают определенные действия с целью получения процентов от налогового органа, то каким способом осуществляется взыскание таких сумм: в судебном порядке или же налоговые органы выплачивают проценты согласно заявлениям налогоплательщиков без обращения последних в судебные инстанции? Ответить на данный вопрос достаточно сложно ввиду ряда причин.

Читайте так же:  Предприниматель оказывает финансовую помощь дому ветеранов

Так, отсутствует судебная практика по применению анализируемой нормы Налогового кодекса РФ налоговыми органами и налогоплательщиками. Следовательно, можно сделать вывод о том, что:

  1. налогоплательщики-организации, в отношении которых налоговый орган допустил нарушение срока вынесения или направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, не обращаются с исковыми заявлениями в арбитражные суды о взыскании с налогового органа положенных им процентов.

Однако в средствах массовой информации, а также в глобальной сети Интернет отсутствует и информация о добровольной выплате данных процентов налоговыми органами, допустившими соответствующие нарушения;

  1. налоговые органы принимают и направляют в банк решение об отмене приостановления операций по счетам в банке в установленный законом срок;
  2. налоговые органы, допустившие указанные выше нарушения, выплачивают установленные суммы налогоплательщикам-организациям без обращения последних в арбитражный суд.

Невозможно однозначно установить, каким образом налогоплательщики получают от налогового органа причитающиеся проценты, и получают ли они их вообще.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: несмотря на то, что законодатель предпринял попытку защитить права, а также капитал налогоплательщиков-организаций, введя норму об ответственности налоговых органов, которые недобросовестно относятся к срокам принятия и направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, процедура получения налогоплательщиками установленных законом процентов от налогового органа остается неурегулированной.

Следовательно, данная законодательная новелла нуждается в дальнейшей доработке, поскольку согласно действующей редакции анализируемой нормы налогоплательщик-организация, в отношении которой налоговый орган пропускает срок принятия или направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам в банке, не может в полной мере защитить свои права и законные интересы, опираясь на п. 9.2 ст. 76 Налогового кодекса РФ.

Также представляется необходимым установить на законодательном уровне обязанность налоговых органов сообщать информацию о своей деятельности в части исполнения мер, предусмотренных п. 9.2 ст. 76 Налогового кодекса РФ, в общедоступных средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет на сайтах соответствующих налоговых органов. Данное положение, несомненно, окажет влияние на налогоплательщиков-организаций, в отношении которых налоговый орган пропускает срок принятия или направления в банк решения о разблокировке счета, поскольку такие налогоплательщики смогут планировать свои действия в целях получения от налогового органа определенных денежных сумм, они начнут ориентироваться, смогут ли они получить проценты непосредственно от налогового органа или же им придется обратиться в судебные инстанции.

Таким образом, отсутствие практики реализации законодательного положения, закрепленного в п. 9.2 ст. 76 НК РФ, позволяет сделать вывод, что данная норма носит превентивный характер и имеет своей целью исполнение налоговыми органами предусмотренной законом обязанности по своевременной разблокировке счета налогоплательщика-организации.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика — Юридическое бюро «Вектор Права»

Одним из способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов наряду с залогом имущества, поручительством, наложением ареста на имущество и пенями в соответствии со ст. 72 НК РФ является приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента.

В данной статье рассмотрим более подробно, что означает само понятие «приостановление операций», по всем ли счетам это делается, все ли операции «замораживаются», в каком случае и кто принимает решение о приостановлении операций, а также каков порядок приостановления операций по счетам.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке — это прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме тех, очередность которых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов (ст. 76 НК РФ). В соответствии со ст. 855 ГК РФ к таким расходным операциям относятся:

предусматривающие возмещение вреда жизни и здоровью, алименты;

исполнительные документы, предусматривающие выплату выходных пособий и оплаты труда, в том числе по авторским договорам;

платежные документы, предусматривающие выплату заработной платы;

отчисления в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

Причем поступать деньги на расчетный счет могут, но списывать их со счета организация, равно как и банк, за исключением перечисленных случаев, не вправе.

Также следует обратить внимание на то, что приостановить операции можно только по текущим расчетным счетам как рублевым, так и валютным, а «заморозить» ссудные, бюджетные и депозитные счета налоговые органы не вправе. НК РФ не позволяет взыскать налог с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. Но налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на текущий расчетный счет, если к тому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа о перечислении налога (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Правом приостановления операций по счетам наделены налоговые органы в соответствии с п. 8 ст. 46.1 НК РФ. Таможенные органы при недоимке по уплате таможенной пошлины с 1 января 2004 г. такое право утратили (Федеральный закон от 28.05.03 г. N 61-ФЗ). Не вправе приостановить операции по счетам и внебюджетные фонды. НК РФ предусматривает две ситуации, когда операции по счетам могут быть приостановлены:

у организации возникает недоимка по налогам и сборам;

организация не представила налоговую декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации либо вообще отказалась от подачи декларации. Других оснований налоговым законодательством не предусмотрено.

Для обоих случаев процедура приостановления и возобновления операций по счетам немного отличается. При возникновении недоимки по налогам налоговые органы имеют право направить организации требование об уплате налога и пеней, в котором указывается срок, в течение которого необходимо погасить образовавшуюся задолженность. Если организация данное требование игнорирует, то налоговые органы вправе принудительно взыскать деньги с расчетного счета.

В соответствии со ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисления необходимых денежных средств.

[1]

Причем данное право действует в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. После истечения этого срока налоговый орган может только обратиться в суд с иском о взыскании. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. Одновременно с этим решением налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счету для того, чтобы организация-налогоплательщик не перевела деньги, причитающиеся в бюджет, со своего расчетного счета. Решение о приостановлении операций организации-налогоплательщика по его счетам принимается только руководителем (или его заместителем) того налогового органа, который направил требование об уплате налога, и должно быть вынесено одновременно с инкассовым поручением банку на перечисление налогов в бюджет. Если хотя бы одно из этих двух условий не выполняется, то операции по счетам налогоплательщика приостановлены незаконно, однако, как показывает практика, доказывать это придется через суд.

Читайте так же:  Первичные учетные документы бухгалтерского учета перечень

Тем не менее налогоплательщику стоит обратить внимание на правильность оформления решения самому, так как банк, получив решение из налоговой инспекции, не станет выяснять, правомерно ли оно. В его обязанности входит лишь безусловное исполнение решения налогового органа. К тому же банк освобожден от ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления операций по его счетам (п. 7 ст. 76 НК РФ). При непредставлении или при задержке подачи декларации налоговый орган не направляет никаких требований.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа и направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения, например заказным письмом по почте. Если налогоплательщик опоздал со сдачей декларации или по каким-либо причинам вообще не представил декларацию в налоговую инспекцию, то исправить ситуацию можно достаточно быстро. Для этого необходимо представить налоговую декларацию, и налоговый орган не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем подачи декларации, отменяет решение о приостановлении операций по счетам (п. 2 ст. 76 НК РФ). Далее налогоплательщика ждут лишь проблемы со штрафом за непредставление налоговой декларации по ст. 119 НК РФ.

Когда причина блокировки счета — в неуплате налогов и сборов, налоговый орган отменяет свое решение не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления документов, подтверждающих выполнение налогоплательщиком решения о взыскании налога. Таким документом может быть платежное или инкассовое поручение с отметкой банка об исполнении.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке (ст. 138 НК РФ). При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету (ст. 139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НК РФ).

Одновременно с подачей жалобы (либо отдельно от нее) налогоплательщик может подать иск по местонахождению налоговой инспекции, где он состоит на учете.

Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

несоответствие нормам налогового законодательства;

нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

Конкретными основаниями для обжалования могут быть следующие:

отсутствие задолженности по налогам;

вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;

вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, который не уполномочен это делать;

отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;

решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

Однако судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц, и на протяжении этого периода у организации существует высокая вероятность остаться без расчетного счета. Открыть новый расчетный счет в том же банке налогоплательщик не вправе, но открывать счета в других банках НК РФ не запрещает.

Однако в течение 5 дней банк, в котором организация откроет новый счет, обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, а та в свою очередь, получив такое уведомление, сразу же отправит в банк решение о приостановлении операций уже по новому счету.

В такой ситуации налоговые органы вполне могут расценить подобные действия налогоплательщика как «уклонение от уплаты налогов иным способом» и привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.

Расчет наличными деньгами также не является хорошим выходом, поскольку, во-первых, расчеты наличными между юридическими лицами ограничены Банком России суммой в 60 000 руб., а, во-вторых, далеко не у каждой организации кассовый лимит позволит хранить и обращаться с этими деньгами, минуя банковский счет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Т. ШКАРУПЕТА, бухгалтер-эксперт ООО «Алруд — бухгалтерские услуги»

Источники


  1. Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.

  2. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.

  3. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
  4. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
  5. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
Решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here