Решение налогового органа о привлечении к ответственности

Полезная информация по теме: "Решение налогового органа о привлечении к ответственности". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Решение налогового органа о привлечении к ответственности

Статья 101.2. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ)

1. В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

2. В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

3. В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Решение по результатам рассмотрения материалов проверки. Привлечение к ответственности налогоплательщика

Материалы выездной налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. Представленные налогоплательщиком возражения должны быть в обязательном порядке рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований статьи 101 НК РФ может явиться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (Письмо Минфина Российской Федерации от 6 сентября 2004 года №03-02-08/6).

О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Неизвещение налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов проверки либо несвоевременное извещение может служить основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к ответственности.

Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение по форме установленной Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 апреля 2000 года №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Руководитель (заместитель руководителя) может вынести одно из следующих решений:

[2]

1. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения актов налоговых проверок, в которых указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать:

· номер решения, дату его вынесения;

· наименование населенного пункта, на территории которого находится налоговый орган;

· наименование налогового органа;

· классный чин (при его наличии), фамилия, имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено решение;

· дату и номер акта выездной налоговой проверки, по материалам которой выносится решение;

· полное наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение;

· наименование филиала или представительства организации (в случае вынесения решения по результатам проверки филиала или представительства), ИНН / код причины постановки на учет;

· обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, а также обстоятельства, отягчающие ответственность, оценка представленных налогоплательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой.

· ссылку на статью 101 части первой НК РФ, предоставляющую право руководителю (заместителю руководителя) налогового органа выносить решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

· суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет; суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов);

· суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов);

· указания на статьи части первой НК РФ, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных налоговых правонарушений и добровольной уплате соответствующих сумм налоговых санкций в срок, указанный в требовании.

Решение налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать:

· номер решения, дату его вынесения; наименование населенного пункта, на территории которого находится налоговый орган;

· наименование налогового органа;

· классный чин (при его наличии), фамилия, имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено решение;

· дату и номер акта выездной налоговой проверки, по материалам которой выносится решение; полное наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение; наименование филиала или представительства организации (в случае вынесения решения по результатам проверки филиала или представительства), ИНН / код причины постановки на учет;

· изложение выявленных в ходе проверки обстоятельств, содержащих признаки налоговых правонарушений, а также установленных в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

· решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности со ссылкой на соответствующие положения статьи 109 части первой НК РФ; суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет, суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов), суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов), предложения по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (указанные реквизиты приводятся в случае выявления проверкой неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм налогов (сборов)).

В соответствии со статьей 109 НК РФ обстоятельствами, исключающими привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, являются:

1. отсутствие события налогового правонарушения;

2. отсутствие вины. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются: совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания); выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов);

Читайте так же:  Пакет документов для оплаты обучения материнским капиталом

3. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии со статьей 113 НК РФ срок давности составляет три года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Нарушение налоговым органом процедуры привлечения к налоговой ответственности

Введение Налоговым Кодексом РФ процедуры привлечения к налоговой ответственности является значительной правовой гарантией для налогоплательщиков при решении вопроса о привлечении к налоговой ответственности.

Статья 101 Кодекса содержит требования, которые должны соблюдаться налоговыми органами в процессе производства по делу о налоговом правонарушении и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

К таким требованиям относится рассмотрение материалов проверки в присутствии должностных лиц организации — налогоплательщика в случае представления возражений по акту проверки, заблаговременное извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должны излагаться обстоятельства совершенного налогового правонарушения, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате ее получения.

Особого внимания заслуживает пункт 6 статьи 101 Кодекса, в соответствии с которым несоблюдение должностными лицами налоговых органов вышеперечисленных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Деятельность налоговых инспекций в вопросе привлечения к налоговой ответственности еще далека от совершенства, в связи с чем допускаются нарушения процедуры привлечения к ответственности. Зачастую решения по актам проверок не содержат изложения обстоятельств совершения правонарушения, аргументов, по которым не принимаются доводы налогоплательщика, высказанные взащиту своих интересов, материалы проверки рассматриваются без уведомления налогоплательщика.

Названные процедурные нарушения вызывают обоснованные возражения, так как влияют на законность принятого налоговой инспекцией решения.

Предъявляя иски к налоговым органам и защищаясь от предъявленных к ним исков о взыскании налоговых санкций, организации-налогоплательщики подробно излагают факты нарушений процедуры привлечения к ответственности, допущенные со стороны налоговых органов. Суду предлагается применить пункт 6 статьи 101 Кодекса и признать недействительным решение налогового органа по причине несоблюдения требований статьи 101 Кодекса.

Из содержания пункта 6 статьи 101 Кодекса следует, что суд вправе по вышеназванному основанию признать недействительным решение налогового органа, то есть нарушение должностными лицами налогового органа требований данной статьи не является безусловным основанием для признания судом недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности.

Представляется, что решение налогового органа может признаваться недействительным, если организация-налогоплательщик не извещена о времени и месте рассмотрения акта налоговой проверки и возражений по акту, если из решения налогового органа неясно, в чем выражается налоговое правонарушение. На практике недостатки решения налогового органа восполняются ссылкой на акт проверки, что является недостаточным. Требования, предусмотренные в пункте 3 статьи 101 Кодекса к содержанию решения налогового органа должны соблюдаться.

К нарушениям, на которые ссылаются организации-налогоплательщики, относится и такое, как принятие постановления о применении ответственности в день составления акта проверки, что нарушает право на составление и представление возражений по акту проверки.

По одному из дел установлено следующее нарушение. Рассмотрение возражений по акту проверки налоговой инспекцией было назначено на
11.07.2000, а решение о привлечении к ответственности вынесено руководителем 10.07.2000. Довод налоговой инспекции о том, что 10.07.2000 был составлен проект решения, а подписано руководителем решение было после рассмотрения разногласий, отклонен судом, так как в тексте решения не содержалось доводов, приводимых налогоплательщиком в свою защиту, и результатов проверки этих доводов.

В Налоговом Кодексе отсутствуют нормы, которые бы позволяли определить, какие нарушения процедуры привлечения к ответственности
являются существенными и влекут признание решения налогового органа недействительным.

Поэтому суду при рассмотрении спора приходится решать, могли ли допущенные налоговым органом процессуальные нарушения повлиять на законность решения налогового органа или же в силу своей незначительности не могли повлиять на правильность вынесенного решения.

Обращает внимание неточность формулировки пункта 6 статьи 101 Кодекса, в котором суду предоставлено право отменить решение налогового органа.

Согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражным судам подведомственны иски о признании недействительными ненормативных актов, а не об их отмене. Тем не менее, по одному из дел суд отменил решение налоговой инспекции о применении санкций, сославшись на формулировку Кодекса. На наш взгляд, формулировка пункта 6 статьи 101 Кодекса требует уточнения, так как суд не наделен полномочиями по отмене ненормативного акта налогового органа. Суд проверяет соответствие акта закону или иному правовому акту и устанавливает нарушение прав и интересов лица, в отношении которого акт принят. Отменить акт может только вышестоящий налоговый орган.

И.В Пальцева*

*Автор: Пальцева Ирина Викторовна, кандидат юридических наук — судья. Стаж работы в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа 5 лет.

«Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа», N 1, январь-март 2001 г.

Налоговый кодекс ( ст 101.3 НК РФ 2019 )

Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

2. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

3. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности должно быть подписано должностным лицом и скреплено печатью налогового органа

Минфин России в письме от 07.07.11 № 03-02-08/72 обратился к теме оформления решения налогового органа о привлечении организации или предпринимателя к ответственности за совершения налогового правонарушения. По мнению авторов письма, этот документ в обязательном порядке должен быть подписан руководителем или заместителем руководителя налогового органа и скреплен печатью.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за разглашение персональных данных

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки приведен в статье 101 Налогового кодекса. В частности, определено, что такое решение вручается налогоплательщику или его представителю в течение пяти дней после его составления. Если решение вручить лично невозможно, то оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. А вот об оформлении и обязательных реквизитах решения в статье 101 НК РФ ничего не сказано.

Однако форма решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения* предусматривает наличие, во-первых, подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, а, во-вторых — печати этого налогового органа. Поэтому, как полагают в Минфине, данные реквизиты обязательны.

* Данная форма утверждена приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/[email protected]

Налоговый кодекс ( ст 101.2 НК РФ 2019 )

Статья 101.2. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке

1. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом настоящей статьей.

Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном статьями 139 — 141 настоящего Кодекса, с учетом положений, установленных настоящей статьей.

Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, обжалуется ответственным участником этой группы, а в части привлечения иного участника этой группы к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть самостоятельно обжаловано таким участником.

2. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

3. Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

4. По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

5. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Как оплатить решение о привлечении к налоговой ответственности?

Пришел документ от налоговой «Решение № X о привлечении к ответственности

за совершение налогового правонарушения» из-за невовремя поданной декларации.

В документе указан штраф разбитый на 3 части: в ПФПЮ в ФОМС, в ФСС

В какие сроки это необходимо оплатить?

Где взять реквизиты/квитанции?

Ответы юристов ( 1 )

Здравствуйте, Именной. Реквизиты можете взять в личном кабинете госуслуг там же и оплатить, либо распечатать квитанцию оттуда и оплатить через банк, либо взять реквизиты для оплаты в налоговой. Срок оплаты должен быть указан в требовании, поскольку в вашем случае в требовании этого не наблюдается можете обратиться с этим вопросом в налоговую, либо обжаловать вынесенный документ в отношении вас, поскольку согласно

Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения3. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.Статья 69. Требование об уплате налога и сбора4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Отмена вышестоящим налоговым органом решения инспекции о привлечении лица к ответственности не исключает штраф

Рубрика «Комментарии экспертов»

Довод общества о том, что в случае отмены вышестоящим налоговым органом решений налоговой инспекции, оно не может быть привлечено к налоговой ответственности, признан ошибочным (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 декабря 2018 г. № А40 – 16571/2018).

Налоговая инспекция направила юрлицу требование о представлении документов по взаимоотношениям с контрагентом. В связи с тем, что документы были не представлены, налоговый орган вынес решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса в виде штрафа 10 тыс. руб. На данное решение общество подало жалобу, по результатам рассмотрения которой инспекция вынесла новое решение и уменьшила штраф в 8 раз. Но, посчитав свои права нарушенными, юрлицо обратилось с жалобой в Управление на оба решения нижестоящего налогового органа. В ходе рассмотрения жалобы Управление ФНС России по субъекту Федерации выявило нарушения процедуры привлечения к налоговой ответственности, допущенные налоговой инспекцией.

А именно, юрлицу не обеспечена возможность участия в их рассмотрении. На основании рассмотренных материалов и документов, Управление отменило решения инспекции и приняло новое решение о привлечении лица к ответственности в виде штрафа 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 126, п. 3, абз.2 п. 5 ст. 140 НК РФ). Суды трех инстанций согласились с Управлением в том, что его решение не привело к дополнительным взысканиям, кроме предусмотренных п. 2 ст. 126 НК РФ и не ухудшило положение общества. Таким образом, права и законные интересы не могут быть признаны нарушенными.

Читайте так же:  Требования стандартов обязательны или добровольны для применения

По результатам рассмотрения дела кассационный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Комментирует Мария Тимербаева, Налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

Одной из основных процедур комплекса мероприятий налогового контроля является представление документов по требованию (ст. 93, ст. 93.1 НК РФ).

Часто возникают ситуация, когда организации по тем или иным причинам игнорируют требования налогового органа о представлении документов, не задумываясь о последствиях.

Однако, непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей (п.2 ст. 126 НК РФ).

По факту выявленного нарушения налоговый орган выносит решение о привлечении к налоговой ответственности.

В случае, если инспекцией была нарушена процедура привлечения к налоговой ответственности, организация имеет право обжаловать такое решение в вышестоящем налоговом органе.

При этом, организации ошибочно полагают, что, в случае отмены вышестоящим налоговым органом решения инспекции, вообще не должны платить штраф.

Позицию организации с аналогичными доводами Апелляционный суд Московского округа не подержал, пояснив, что в случае отмены Управлением решения инспекции, вынесенного с нарушениями, оно имеет право вынести свое решение о привлечении к налоговой ответственности по тем же основаниям, только если оно не приведет к дополнительным взысканиям и не ухудшит положение общества (АС МО от 18 декабря 2018 г. № А40 – 16571/2018).

Таким образом, несмотря на то, что, Управление отменит решение инспекции, выявив нарушение процедуры привлечения к налоговой ответственности, организация не освобождается от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, в том числе и от уплаты штрафа.

Обращаем внимание, что существует случай, когда можно избежать уплаты штрафа за непредставление документов по требованию, а именно:

ранее представленные в налоговые органы документы, независимо от оснований для их представления, могут не представляться, при условии уведомления налогового органа в установленный для представления документов срок о том, что истребуемые документы были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (п.5 ст. 93 НК РФ).

Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», система «ГАРАНТ»

Видео (кликните для воспроизведения).

Мария Тимербаева, Налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», 25.01.2019

Налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Привлечение к налоговой ответственности

Бухгалтеру необходимо знать порядок привлечения к налоговой ответственности, поскольку нарушение налоговым органом этого порядка влияет на законность привлечения к налоговой ответственности.
Пункт 1 ст. 10 НК РФ определяет, что привлечение к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 15 НК РФ.

Статьей 100.1 НК РФ установлено два производства по делам о налоговых правонарушениях. Первое — определяет принятие решения по результатам камеральной и выездной налоговых проверок (ст. ст. 100, 101 НК РФ). Второе — по результатам иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ).

Принятие решения по результатам камеральной и выездной налоговой проверки

Согласно ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля (срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не должен превышать один месяц) и письменные возражения по акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ письменные возражения на акт налоговой проверки представляются в налоговый орган в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.

В случае если акт налоговой проверки направлен налоговым органом по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица, датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Таким образом, срок принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки можно рассчитать следующим образом.

Дата фактического вручения акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю — шестой день считая с даты отправки заказного письма, если акт направлен по почте + 15 дн. (на представление возражений) + 10 дн. (на принятие решения).

Срок принятия решения может увеличен:

  • на один месяц в случае, когда налоговый орган выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • на один месяц, если рассмотрение материалов проверки было продлено.

Подпунктом 5 п. 3 ст. 101 НК указано, что перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения. Однако срок, на который может быть отложено разбирательство дела, в НК РФ не установлен. В то же время налоговый орган обязан надлежащим образом известить налогоплательщика об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки. В противном случае принятое решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки при обжаловании будет признано незаконным (см., например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2010 г. по делу N А05-3355/2010).

На основании изложенного можно сделать вывод, что срок принятия решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки с даты вручения акта может составить около трех месяцев.

Согласно п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы решений установлены Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] (Приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»).

Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении как раз и решается вопрос о применении налоговой санкции.

Принятие решения по результатам иных мероприятий налогового контроля

Согласно ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, в течение 10 дней со дня получения акта вправе представить в налоговый орган письменные возражения (п. 5 ст. 101.4 НК РФ). По истечении этого срока в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Формы решений установлены Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/[email protected]

Вопрос о применении налоговой санкции определяется решением о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

НК РФ содержит требования к содержанию решения. Так, к примеру, в п. 8 ст. 101 НК РФ указано, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Если в решении налогового органа будет отсутствовать описание установленных в ходе проверки обстоятельств, нет ссылок на документы и иные сведения, подтверждающие установленные обстоятельства, отсутствуют сведения о том, приводились ли доводы налогоплательщика по результатам проверки, оценка этих доводов, такое решение может быть признано судом недействительным (см., к примеру, Постановление ФАС Поволжского округа от 22 июня 2012 г. по делу N А06-8059/2011).

Итак, налоговые органы принимают два вида решения, согласно которым решается вопрос о наложении налоговой санкции: 1) решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки (ст. 101 НК РФ); 2) решение по результатам иных мероприятий налогового контроля (ст. 101.4 НК РФ).

Составлен акт налоговой проверки: возражения, решение, апелляция, требование об уплате налогов, принудительное взыскание

О том, что проверка закончена, вас уведомят соответствующей справкой. Кстати, со дня ее составления налоговики должны покинуть территорию налогоплательщика. Справка носит информационный характер, в ней фиксируются:

— сроки ее проведения.

Акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение двух месяцев с момента ее окончания (ст. 100 НК РФ) и содержит:

— подробные выводы проверяющих;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, а также проверяемое лицо.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт может быть вручен налогоплательщику под роспись или отправлен заказным письмом; в этом случае он считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Примечание. Со дня получения акта начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений, и фиксация этого срока крайне важна.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представлять возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Надо указать, с какими именно положениями акта вы не согласны. Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причем приоритет отдается решениям ВАС РФ и решениям судов по соответствующим судебным округам.

Тот факт, что возражения не были написаны, еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки. Это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде. Однако, подавая возражения, следует учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И тогда решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Выносится решение

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются:

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

— решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Подаем апелляцию

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (ст. 101.2 НК РФ).

Примечание. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Выставление требования об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Примечание. Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Требование должно содержать сведения:

— о сумме задолженности по налогу;

— размере пеней, начисленных на момент направления требования;

— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

— сроке исполнения требования;

— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Принудительное взыскание

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

[3]

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Читайте так же:  Скобина оставила своего восьмидесятилетнего больного отца

Источники


  1. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  2. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.

  3. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
  4. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
  5. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
Решение налогового органа о привлечении к ответственности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here