Реорганизация и ликвидация крестьянского фермерского хозяйства

Полезная информация по теме: "Реорганизация и ликвидация крестьянского фермерского хозяйства". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Содержание

Реорганизация и ликвидация крестьянского фермерского хозяйства

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Возможна ли реорганизация ООО в форме преобразования в крестьянское (фермерское) хозяйство?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как закрыть КФХ

Как бы странно ни звучало, но ликвидация крестьянского хозяйства – процедура, которая производится буквально в два счета. Для прекращения фермерской деятельности по собственному желанию достаточно иметь три документа. Какие именно, читайте далее в нашей статье.

Как закрыть КФХ в 2017 году? Процесс практически аналогичен этой же процедуре для ИП. В отделение ИФНС подаются:

  • Паспорт.
  • Заявление о закрытии – форма р26002.
  • Квитанция об оплате госпошлины (160 рублей).

Дополнительно может потребоваться документ, предоставляющий сведения об отчетности в ПФР. Но обычно эта информация передается по межведомственному обмену, без участия предпринимателя.

Если документы подает глава КФХ, необходимость в нотариусе отпадает. Заверять их надо только в том случае, если они сдаются через посредника или почтой. Ликвидация происходит в течение 5 рабочих дней. В итоге вручается свидетельство о регистрации прекращения деятельности. Это значит, вы сняты с налогового учета.

Сегодня закрыть фермерское хозяйство (то есть избавиться от необходимости сдавать отчеты) можно и с долгами. Но, чтобы прекратить деятельность КФХ полностью, придется выполнить и остальные действия: погасить задолженности, сдать декларации, снять с учета кассовый аппарат, закрыть расчетный счет. Когда именно это делать: до или после закрытия, – каждый фермер-предприниматель решает сам.

После ликвидации КФХ отчетность и первичные документы должны храниться в течение 4 лет. Пошаговая инструкция закрытия достаточно проста. Главное, вовремя рассчитаться с долгами и заполнить декларации, чтобы избежать проблем с налоговыми и страховыми службами в будущем.

Порядок ликвидации крестьянских (фермерских) хозяйств и с/х производственных кооперативов

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ.

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 42. Ликвидация кооператива. Кооператив может быть ликвидирован: 1) по решению общего собрания; 2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона; 3) в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом; 4) в других случаях, предусмотренных ФЗ.

Основания для признания судом кооператива банкротом либо для объявления кооператива о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого кооператива устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8633 —

| 7086 — или читать все.

Реорганизация и ликвидация фермерского хозяйства

Для присвоения компании статуса юридического лица либо для освобождения от ответственности за неисполненные обязательства, владельцами фирм осуществляется реорганизация и ликвидация фермерского хозяйства. В обоих случаях имеются особенности проведения процедуры, которые необходимо брать во внимание.

Реорганизация фермерского хозяйства

Реорганизация – метод изменения положения предприятия, используемый для получения конкретных преимуществ. Большинство КФХ обладают положением физических лиц. Присвоение компании статуса юридического субъекта считается реорганизацией в форме преобразования. Чтобы присвоение фирме новой организационно-правовой формы прошло без нарушения законов и претензий со стороны надзирающих органов, необходимо:

Получить добровольное согласие от всех участников хозяйства;

Установить новую форму предприятия – кооперативную или товарищескую;

Зафиксировать настоящие положения в протоколе.

Важно отметить, что реорганизация фермерского хозяйства в ООО невозможна, так как это не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Но ООО может перейти на другую правовую форму.

Ликвидация фермерских хозяйств

Особенностью представленного процесса является возможность расформирования хозяйства, вне зависимости от того, имеет ли оно неисполненные обязательства. Чаще подобная процедура проводится при банкротстве. Ходатайство об аннуляции предприятия подается в форме заявления и требует согласия всех участников КФХ.

Для ликвидации крестьянско-фермерского хозяйства необходимо предоставить в Единый государственный реестр сведения о регистрации предприятия. После уплаты пошлины и предоставления в Пенсионный фонд установленных законодательством документов, деятельность КФХ прекращается.

Реорганизация фирмы в кратчайшие сроки

Прекращение деятельности крестьянских хозяйств

Статья 21 гл. 8 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» содержит перечень оснований прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Первым случаем Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определяет единогласное решение членов фермерского хозяйства о прекращении ведения хозяйства.

Читайте так же:  Приказ об инвентаризации товарно материальных ценностей образец

Крестьянское (фермерское) хозяйство создавалось в соответствии со ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» на основании Соглашения заключенного между его членами и очевидно, что они вправе принять решение о прекращении деятельности хозяйства.

В качестве второго случая прекращения деятельности хозяйства Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указывает на ситуацию, когда не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства и их наследников, желающих продолжать деятельность фермерского хозяйства.

Следует заметить, что возможна ситуация, когда у наследодателя может вообще не оказаться наследников, как по закону, так и по завещанию.

В этом случае, в соответствии со ст. 1151 ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства признается выморочным и переходит в порядке наследования по Закону в собственность РФ. Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства прекращается. Пункт 1 ст. 1151 ГК РФ указывает также на случаи, когда никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ «Недостойные наследники»), либо никто из наследников не принял наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ).

В перечисленных выше случаях имущество умершего также считается выморочным.

Третьим случаем прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» случай, когда фермерское хозяйство признается несостоятельным (банкротом).

Порядок прекращения фермерского хозяйства в данном случае регулируется ГК РФ и Федеральным законом от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлен случай создания на базе имущества фермерского хозяйства таких организационно-правовых форм, как производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

В соответствии со ст. 259 ГК РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается исходя из долей в праве общей собственности на имущество хозяйства, определяемых в соответствии с п. 3 ст. 258 ГК РФ.

Подпункт 5 п. 1 ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства возможно по решению суда.

В принципе основания прекращения права собственности перечислены в ГК РФ. В соответствии со статьей 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Пунктом 2 ст. 235 ГК РФ установлено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допустимо, но в ряде случаев по основаниям, предусмотренным законом, производится.

Прежде всего, это касается изъятия имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника (ст. 237 ГК РФ) на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

По решению суда должно быть произведено также отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ).

Отчуждение имущества (недвижимого) может быть произведено в связи с отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо ввиду ненадлежащего использования земли (п. 1 ст. 239 ГК РФ).

Требование об изъятии земельного участка может быть удовлетворено только если государственный орган или орган местного самоуправления обратится с требованием в суд и докажет при этом, что использование земельного участка в целях для которых он изымается, не возможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

По решению суда может быть также осуществлено прекращение права собственности на имущество крестьянского фермерского хозяйства при реквизиции (в соответствии со ст. 242 ГК РФ – в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество по решению государственных органов может быть изъято у собственника), а также при конфискации (в соответствии со ст. 243 ГК РФ имущество может быть изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения.

Пунктом 2 ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в суде. Не вызывает сомнения, что споры о которых идет речь носят имущественный характер, поэтому их разрешение возможно только в судебном порядке.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется по правилам ГК РФ. Из анализа ст. 21 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», приведенного выше, это хорошо видно.

Следует учитывать также ряд особенностей прекращения фермерского хозяйства в ст. 1 и ст. 9 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Особо необходимо обратить внимание на оговорку, сделанную законодателем в ст. 22 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения. В данном случае надо иметь ввиду, что на основании старой редакции Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерские хозяйства создавались как юридические лица, и только после того, как был принят новый ГК РФ, они стали приобретать статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Аграрная реформа дала некоторый толчок развитию капиталистических отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла ввиду примитивности агропроизводства.

Произошедшие позже революционные события привели к тому, что зарождавшийся слой фермерских хозяйств в России был полностью уничтожен, да и о передаче земли в собственность крестьян пришлось забыть на многие годы.

После провозглашения в 1990 – 1992 г. аграрной и земельной реформы начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства.

Читайте так же:  Регламент предоставления земельного участка в собственность

Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которых направлены действия реформаторов.

Однако процесс перевода сельского хозяйства на рыночные рельсы шел сложно и противоречиво. В 1991 г. реформа сделала первые практические шаги в формировании многоукладной аграрной экономики.

Одним из таких укладов стало фермерство – малая форма агробизнеса на семейной основе.

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано около 264 тыс. фермерских хозяйств, за ними закреплено 14,3 млн. га земли.

Исторические, геополитические и экономические условия функционирования российского аграрного сектора России масло масленое таковы, что фермерский уклад не может быть доминирующим, как в западных странах.

Однако и в России семейные фермерские хозяйства могут стать при определенных условиях значимой составляющей многоукладной аграрной экономики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Крестьянское фермерство

Правовое положение, условия создания, деятельности, реорганизации, ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, права и обязанности его членов. Изучение особенностей налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь.

Рубрика Государство и право
Предмет Право
Вид реферат
Язык русский
Прислал(а) яра
Дата добавления 23.10.2017
Размер файла 21,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие и субъекты крестьянского хозяйства, условия, порядок создания и функционирования. Правовое положение, преимущества и недостатки. Управление деятельностью фермерского хозяйства, его ликвидация, реорганизация. Права и обязанности членов хозяйства.

контрольная работа [24,8 K], добавлен 30.11.2014

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства по гражданскому праву. Условия преобразования и реорганизации КФХ. Банкротство крестьянского хозяйства, порядок его признания. Особенности проведения торгов в отношении имущества крестьянского хозяйства.

реферат [23,0 K], добавлен 18.08.2011

Правосубъективность крестьянского (фермерского) хозяйства. Порядок предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства, его создания, регистрации. Правовое регулирование трудовых отношений, права и обязанности граждан по ведению хозяйства.

курсовая работа [109,9 K], добавлен 28.06.2011

Понятие, создание, прекращение и состав крестьянского (фермерского) хозяйства. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Порядок продажи его имущества и имущественных прав.

курсовая работа [36,6 K], добавлен 22.01.2011

Этапы создания фермерского хозяйства. Изучение процедуры предоставления земельного участка для ведения крестьянского хозяйства. Выбор правовой формы использования земельного участка. Права покупателя товара в случае передачи по договору сложной техники.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 09.10.2013

Общие положения о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства. История возникновения и развития. Специфика отдельных объектов права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства. Движимое и недвижимое имущество, земельные участки.

дипломная работа [8,0 M], добавлен 24.07.2010

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства. Учредительные документы при создании КФХ. Общая характеристика права на землю. Основания его возникновения. Права и обязанности субъекта земельных отношений. Ограничения в использовании земель.

реферат [23,3 K], добавлен 08.12.2016

Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ. Права и обязанности их акционеров. Защита прав и интересов акционеров согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Процедура ликвидации акционерного общества.

контрольная работа [29,5 K], добавлен 20.11.2014

Назначение полиции и основные направления ее деятельности. Принципы деятельности полиции, ее обязанности и права. Правовое положение сотрудника полиции, особенности службы. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений.

контрольная работа [41,5 K], добавлен 21.08.2015

Государственно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений в Республике Беларусь. Понятие общественного объединения. Виды объединений, их права и обязанности. Формы участия общественных объединений в управлении страной.

контрольная работа Крестьянское (фермерское) хозяйство

Понятие и субъекты крестьянского хозяйства, условия, порядок создания и функционирования. Правовое положение, преимущества и недостатки. Управление деятельностью фермерского хозяйства, его ликвидация, реорганизация. Права и обязанности членов хозяйства.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.11.2014
Размер файла 24,8 K

Подобные документы

Правосубъективность крестьянского (фермерского) хозяйства. Порядок предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства, его создания, регистрации. Правовое регулирование трудовых отношений, права и обязанности граждан по ведению хозяйства.

курсовая работа [109,9 K], добавлен 28.06.2011

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства по гражданскому праву. Условия преобразования и реорганизации КФХ. Банкротство крестьянского хозяйства, порядок его признания. Особенности проведения торгов в отношении имущества крестьянского хозяйства.

Видео (кликните для воспроизведения).

реферат [23,0 K], добавлен 18.08.2011

Понятие, создание, прекращение и состав крестьянского (фермерского) хозяйства. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Порядок продажи его имущества и имущественных прав.

курсовая работа [36,6 K], добавлен 22.01.2011

Землепользование крестьянского, фермерского хозяйства. Способы приобретения земли в собственность и пользование, определенные законодательством. Создание фермерского хозяйства, его субъекты и порядок предоставления земельных участков, аренда земли.

контрольная работа [21,1 K], добавлен 24.01.2011

Этапы создания фермерского хозяйства. Изучение процедуры предоставления земельного участка для ведения крестьянского хозяйства. Выбор правовой формы использования земельного участка. Права покупателя товара в случае передачи по договору сложной техники.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 09.10.2013

Общие положения о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства. История возникновения и развития. Специфика отдельных объектов права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства. Движимое и недвижимое имущество, земельные участки.

дипломная работа [8,0 M], добавлен 24.07.2010

Крестьянское хозяйство. Приватизация сельскохозяйственных угодий. Выдел земельного участка в счет земельной доли. Фермерское хозяйство. Порядок проведения работ по формированию земельного участка. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства.

реферат [18,0 K], добавлен 08.09.2008

Правовое положение жилищных кооперативов, права и обязанности их членов. Предоставление жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Порядок и условия внесения паевого взноса. Создание, реорганизация и ликвидация кооператива.

Читайте так же:  Соглашение о пользовании жилым помещением между собственниками

контрольная работа [25,6 K], добавлен 23.07.2015

Понятие права собственности крестьянского хозяйства по российскому законодательству. Гражданско-правовая характеристика права собственности крестьянских хозяйств. Права участника долевой собственности. Регулирование аграрных отношений в странах СНГ.

курсовая работа [87,5 K], добавлен 06.02.2015

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства. Учредительные документы при создании КФХ. Общая характеристика права на землю. Основания его возникновения. Права и обязанности субъекта земельных отношений. Ограничения в использовании земель.

реферат [23,3 K], добавлен 08.12.2016

Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

1. Перечень оснований прекращения фермерского хозяйства приведен в ст. 21 настоящего Закона.

Первым случаем комментируемый Закон определяет единогласное решение членов фермерского хозяйства о прекращении ведения хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство создавалось в соответствии со ст. 4 Закона на основании Соглашения заключенного между его членами и очевидно, что они вправе принять решение о прекращении деятельности хозяйства.

В качестве второго случая прекращения деятельности хозяйства Закон указывает на ситуацию, когда не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства и их наследников, желающих продолжать деятельность фермерского хозяйства.

Следует заметить, что возможна ситуация, когда у наследодателя может вообще не оказаться наследников, как по закону, так и по завещанию.

В этом случае, в соответствии со ст. 1151 Гражданского кодекса РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства признается вымороченным и переходит в порядке наследования по Закону в собственность Российской Федерации. Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства прекращается.

Пункт 1 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ указывает также на случаи, когда никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК Гражданского кодекса РФ «Недостойные наследники»), либо никто из наследников не принял наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК Гражданского кодекса РФ).

В перечисленных выше случаях имущество умершего также считается вымороченным.

Третьим случаем прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является в соответствии с п. 4) п. 1 ст. 21 настоящего Закона случай, когда фермерское хозяйство признается несостоятельным (банкротом).

Порядок прекращения фермерского хозяйства в данном случае регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Статья 25 Гражданского кодекса РФ определяет последствия осуществления предпринимательской деятельности гражданином в тех случаях, когда эта деятельность привела к неисполнению обязательств перед кредиторами. Эти последствия можно назвать специальными, в то время как общими последствиями является обращение взыскания на имущество гражданина. Кредитор по своему усмотрению может выбирать, какую возможность использовать — обратиться в суд с иском об исполнении обязательства должником либо с требованием о признании должника банкротом. В последнем случае кредитор может обратиться только в арбитражный суд, поскольку все дела о банкротстве рассматриваются именно арбитражным судом.

Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств установлены соответственно статьями 214-216 и ст. 217-223 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

[2]

Подпунктом 4) п.1 ст. 21 настоящего Закона установлен случай создания на базе имущества фермерского хозяйства таких организационно-правовых форм как производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

В соответствии со ст. 259 Гражданского кодекса РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.

Размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается исходя из долей в праве общей собственности на имущество хозяйства, определяемых в соответствии с пунктом 3 ст. 258 Гражданского кодекса РФ.

Подпункт 5) п. 1 ст. 21 Закона устанавливает, что прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства возможно по решению суда.

В принципе основания прекращения права собственности перечислены в Гражданском кодексе РФ. В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных Законом. Пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса РФ установлено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допустимо, но в ряде случаев по основаниям, предусмотренным законом производится.

Прежде всего, это касается изъятия имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника (ст. 237 Гражданского кодекса РФ) на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

По решению суда должно быть произведено также отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 Гражданского кодекса РФ).

Отчуждение имущества (недвижимого) может быть произведено в связи с отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо ввиду ненадлежащего использования земли (п. 1 ст. 239 Гражданского кодекса РФ).

Требование об изъятии земельного участка может быть удовлетворено только если государственный орган или орган местного самоуправления обратится с требованием в суд и докажет при этом, что использование земельного участка в целях для которых он изымается, не возможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

По решению суда может быть также осуществлено прекращение права собственности на имущество крестьянского фермерского хозяйства при реквизиции (в соответствии со ст. 242 Гражданского кодекса РФ — в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество по решению государственных органов может быть изъято у собственника), а также при конфискации (в соответствии со ст. 243 Гражданского кодекса РФ имущество может быть изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения.

Читайте так же:  Трудовое законодательство о продолжительности рабочего времени

2. Пунктом 2 статьи 21 Закона установлено, что споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства разрешаются в суде. Не вызывает сомнения, что споры о которых идет речь носят имущественный характер, поэтому их разрешение возможно только в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

В соответствии со ст.22 настоящего Закона прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса РФ. Из анализа статьи 21 комментируемого Закона, приведенного выше, это хорошо видно.

Следует учитывать также ряд особенностей прекращения фермерского хозяйства в комментарии к статье 1 и статье 9 Закона.

Особо необходимо обратить внимание на оговорку, сделанную законодателем в статье 22 «если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения». В данном случае надо иметь ввиду, что на основании старой редакции Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерские хозяйства создавались как юридические лица и только после того, как был принят новый Гражданский кодекс РФ, они стали приобретать статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Поскольку в соответствии с п.3 ст.23 комментируемого Закона крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» вправе сохранять статус юридического лица вплоть до 1 января 2010 года, то и прекращение таких фермерских хозяйств должно осуществляться по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ для случая ликвидации юридического лица (ст. 61-64 Гражданского кодекса РФ). Кроме того необходимо учитывать положения ст.65 Гражданского кодекса РФ («Несостоятельность (банкротство) юридического лица») и Федерального закона от 26.11.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2010 по делу N А12-17658/2009 Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. Такое крестьянское (фермерское) хозяйство может быть реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

от 2 марта 2010 г. по делу N А12-17658/2009

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Волгоградской области, г. Михайловка Волгоградской области,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 октября 2009

по делу N А12-17658/2009

по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства Ф.И.О. х. Моховский Михайловского района Волгоградской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Волгоградской области, г. Михайловка Волгоградской области, о признании незаконными действий,

крестьянское (фермерское) хозяйство Ф.И.О. (далее — КФХ Мельникова А.Г.) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной

инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Волгоградской области (далее — МИ ФНС России N 6 по Волгоградской области) по оставлению без рассмотрения документов, предоставленных для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что КФХ Мельникова А.Г. находится в процессе реорганизации в форме преобразования, и обязании МИ ФНС России N 6 по Волгоградской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство Мельникова А.Г находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

До принятия судом решения представитель заявителя уточнил требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Волгоградской области (далее — МИ ФНС России N 6 по Волгоградской области) в форме уведомления по оставлению без рассмотрения документов, представленных для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что КФХ Мельникова А.Г. находится в процессе реорганизации в форме преобразования и обязании МИ ФНС России N 6 по Волгоградской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что КФХ Мельникова А.Г находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.10.2009 признано незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России

N 6 по Волгоградской области в форме уведомления по оставлению без рассмотрения документов, представленных для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что КФХ Мельникова Л.Г. находится в процессе реорганизации и форме преобразования.

Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 6 по Волгоградской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что КФХ Мельникова А.Г. находится в процессе реорганизации в форме преобразования.

Решение мотивировано тем, что норм права, предусматривающих оставление без рассмотрения регистрирующим органом документов юридического лица, представленных для внесения сведений в ЕГРЮЛ, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ не содержит.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе заявитель — МИ ФНС России N 6 по Волгоградской области — просит решение отменить, заявление КФХ Мельникова А.Г. оставить без удовлетворения. При этом заявитель указывает, что в силу статьи 259 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается преобразование крестьянского (фермерского) хозяйства в общество с ограниченной ответственностью, а только в хозяйственное товарищество или производительный кооператив.

Проверив законность решения в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, 11 августа 2009 года в МИ ФНС России

N 6 по Волгоградской области поступило заявление-уведомление Мельникова А.Г. о начале процедуры реорганизации КФХ Мельникова А.Г.

К заявлению было приложено решение главы крестьянского фермерского хозяйства от 11.08.2009 г. о реорганизации КФХ Мельникова А.Г. путем преобразования в ООО “МАГ“.

Представление вышеуказанных документов подтверждается распиской от 11.08.2009 г. вх. N 733, выданной старшим государственным налоговым инспектором Свиридовым С.В.

Читайте так же:  Размещение мусорных контейнеров в частном секторе нормативы

Четырнадцатого августа 2009 года МИ ФНС России N 6 по Волгоградской области принято решение в форме уведомления об оставлении документов без рассмотрения.

МИ ФНС России N 6 по Волгоградской области в адрес Мельникова А.Г. было направлено письмо N 05-16/17373 от 17.08.2009 г. “О направлении уведомления“ об оставлении без рассмотрения документов, полученных для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме преобразования, в связи с тем, что для создания на базе крестьянского фермерского хозяйства общества с ограниченной ответственностью необходимо ликвидировать фермерское хозяйство.

[3]

КФХ Мельникова А.Г. обратилось в арбитражный суд, полагая, что указанное решение в форме уведомления не соответствует статьям 8 и 34 Конституции Российской Федерации, статьям 13.1 и 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и нарушает законные интересы КФХ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно ограничивают свободу экономической деятельности, лишая

заявителя самостоятельности при принятии решения о выборе организационно-правовой формы юридического лица и перехода к ней с учетом оценки эффективности и целесообразности.

Из материалов дела усматривается, что КФХ Ф.И.О. было создано и зарегистрировано в качестве юридического лица 24.01.1991 г. на основании норм Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, правовой статус не изменяло (л. д. 52). Данное КФХ создано одним членом, являющимся главой хозяйства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Ссылка регистрирующего органа на статью 259 Гражданского кодекса Российской Федерации является несостоятельной.

Нормы статей 257 — 259 Гражданского кодекса Российской Федерации, как и нормы Федерального закона “О крестьянском фермерском хозяйстве“ от 11.06.2003 N 74-ФЗ (п. 3 ст. 1) исходят из того, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица.

В этой связи пункт 1 статьи 259 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что членами крестьянского фермерского хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

[1]

На КФХ Мельникова А.Г., являющееся юридическим лицом, данные нормы не распространяются и оно может быть реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации

Согласно статье 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации.

Заявитель письменно уведомляет регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации.

При уведомлении о начале процедуры реорганизации согласно пункту 2 статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ указываются сведения о

— реорганизуемом юридическом лице (реорганизуемых юридических лицах) — полное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без

доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (далее — адрес (место нахождения));

— создаваемом (создаваемых) в результате реорганизации юридическом лице (юридических лицах) — полное наименование, адрес (место нахождения);

— юридическом лице, продолжающем деятельность после завершения реорганизации, — полное наименование, ОГРН, ИНН, адрес (место нахождения);

Заявителем указанные документы были представлены, о чем имеется расписка регистрирующего органа от 11.08.2009 (л. д. 12). Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит норм, предусматривающих оставление документов без рассмотрения.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение в форме уведомления не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом недействительным акта государственного органа, нарушенное право подлежит восстановлению.

Принятое судом решение соответствует указанным нормам и подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.10.2009 по делу N А12-17658/2009 оставить без изменения,

кассационную жалобу — без удовлетворения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.

  2. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.

  3. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.
  4. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.
  5. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
Реорганизация и ликвидация крестьянского фермерского хозяйства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here