Регламентируется ли размер финансирования мероприятий по улучшению

Полезная информация по теме: "Регламентируется ли размер финансирования мероприятий по улучшению". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет:

средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Положения комментируемой статьи предоставляют возможность финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда из различных источников.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться:

— за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников — в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего уровня;

— за счет добровольных взносов организаций и физических лиц;

— за счет средств работодателя (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);

— за счет фондов охраны труда, которые могут создаваться в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, у работодателей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, указанными в ч. 4 ст. 226.

Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ч. 1 ст. 210 ТК). Финансирование мероприятий по охране труда может осуществляться в рамках финансирования федеральных, ведомственных и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда посредством выделения ассигнований в бюджете соответствующего уровня.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В связи с чем финансирование большинства проводимых работодателем мероприятий по охране труда работников осуществляется за счет его собственных средств (ст. 212 ТК). В ч. 3 комментируемой статьи установлен единый для всех работодателей размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда — не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 Гражданского кодекса РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»*(114).

Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств, закрепленных в тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда.

В субъектах РФ фонд охраны труда может формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете на основе решения органов власти субъектов РФ. В законы об охране труда, принимаемые в субъектах РФ, включены нормы, предусматривающие создание фондов охраны труда. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона Московской области от 6 ноября 2001 г. N 170/2001-ОЗ «Об охране труда в Московской области»*(115) центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и законодательством Московской области.

В г. Москве могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы (п. 6 ст. 14 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 «Об охране труда в городе Москве»*(116)). Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться исключительно для проведения мероприятий по охране труда.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться в определенной части за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (пп. 7 п. 1 ст. 7) Фонду предоставлено право принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ работодателям, осуществляющим мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, предоставляются налоговые льготы. Так, на основании п. 1 ст. 252 и пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Читайте так же:  Уведомление в прокуратуру о рассмотрении представления образец

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

СТ 226 ТК РФ.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется
за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться
также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями
(за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений)
осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции
(работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств
мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных
рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у
работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и
охраны труда.

[1]

Комментарий к Ст. 226 Трудового кодекса РФ

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств различных бюджетов, указанных в комментируемой статье. Кроме того, финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ, и от добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов распределяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507. Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 февраля 2001 г. N 19.

В отраслях экономики, субъектах РФ и организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или локальными соглашениями об охране труда. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, должны расходоваться для проведения мероприятий по охране труда.

3. Единый размер финансирования локальных систем охраны труда составляет не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). От выполнения данной обязанности освобождены государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения.

Регламентируется ли размер финансирования мероприятий по улучшению

(495) 585-09-82
(495) 506-38-27

г.Москва, проспект Маршала Жукова, дом 2, офис 227

Спецоценка рабочих мест

Минтруд объявил, что не позднее 31 декабря 2018 года должна быть проведена спецоценка всех рабочих мест (письмо № 15-4/10/В-4010)

Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ непроведение спеоценки наказывается штрафом:

    • Для бухгалтеров и руководителей — в размере от 5 000 до 10 000 рублей
    • Для ИП — в размере от 5 000 до 10 000 рублей
    • Для юридических — в размере от 60 000 до 80 000 рублей

Подробнее.

Образцы лицензий, допусков, аттестатов

Типовые нарушения при проведении аудита по охране труда

Во время проведения выездных документальных аудитов по охране труда — часто встречаются нарушения.
Как правило после таких аудитов клиент получает перечень замечаний и решает как поступить дальше: исправлять самому или прибегнуть к нашей помощи.

Вы можете использовать эту статью как чек-лист. Но учитывайте следующее — данный перечень типовой, то есть не учитывает специфику организации. Тем самым, указанные ниже замечания могут быть в абсолютно любой организации!

Подготовка работников по гражданской обороне.

Со 2 мая все организации обязаны проводить подготовку работников по гражданской обороне.

Шаг 1. Назначьте уполномоченного по гражданской обороне или создайте структурное подразделение

Количество уполномоченных по гражданской обороне (далее — ГО) зависит от вида организации и численности сотрудников. Если организация не будет работать в военное время, достаточно возложить ответственность по ГО на одного из сотрудников. Он должен пройти дополнительную подготовку на курсах гражданской обороны или в лицензированных образовательных организациях, например в учебно-методических центрах.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Каждая организация должна тратить на охрану труда не менее 0,2% от суммы расходов на производство продукции, работ или услуг.

Финансирование производится в соответствии с годовым планом мероприятий, который должен быть подготовлен специалистом по охране труда и согласован с руководством организации.

Также должно быть учтено:

— финансирование мероприятий по ОТ;

— расходы компенсационного характера за работу неблагоприятных условиях;

[3]

— выплаты возмещения вреда здоровью пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве, либо из-за профзаболеваний.

Расходы на охрану труда – статья затрат

Затраты на охрану труда на предприятии должны быть включены в состав прочих расходов, в том числе на:

— возмещение вреда пострадавшим от несчастных случаев,

— равноценных продуктов питания и т.п.

Кроме того работодатель должен нести расходы, связанные с содержанием санитарно-бытовых помещений, оснащать санитарные посты и медпункты для предрейсового медосмотра, находящиеся непосредственно на территории организации, либо заключать договора с соответствующими поставщиками услуг.

Как определить величину затрат на охрану труда

Финансирование мероприятий по ОТ происходит за счет работодателя. Организация обязуется перечислять на охрану труда не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (товаров, работ или услуг) согласно 226 статье ТК РФ. Работодатель имеет право тратить на охрану труда и больше.

Организация вправе самостоятельно утвердить бюджет по охране труда на предприятии в составе сводного бюджета, но не менее 0.2 % как указано выше.

Освобождены от обязательств по финансированию мероприятий ОТ лишь ГКП и федеральные учреждения.

Для выполнения требований ТК РФ любой организации необходимо:

1. Определить: источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда; виды этих мероприятий; сумму расходов; должностных лиц, ответственных за планирование и осуществление мероприятий; определить обязанности указанных должностных лиц.

Читайте так же:  Перевозка несовершеннолетних детей по россии автотранспортом

2. Оформить свои действия документально.

Как составить бюджет по охране труда на год

Как правило, бюджет составляет специалист по ОТ совместно с экономистом. Финансирование охраны труда происходит согласно утвержденному плану мероприятий по ОТ на год.

Нельзя включать все крупные мероприятия в один квартал.

Нужно распределять затраты плавно по кварталам, чтобы избежать кассового разрыва. Нецелесообразно одновременно закупать утепленные СИЗ и проводить СОУТ или медосмотр.

СИЗ нужно покупать, но можно сформировать запас, приобретая их заранее, а не перед самым началом сезона, в период наибольшего ценового удорожания.

Медосмотр нужно проводить не позже даты медзаключения по каждому работнику. Поэтому, если медзаключение было выдано в сентябре, а заключительный акт – перед Новым годом, то следующий ежегодный медосмотр проводится также в сентябре, до определенной даты.

Приносят ли убытки работодателю затраты на мероприятия по охране труда.

Финансирование мероприятий по ОТ – это не право, это обязанность работодателя.

Это требование закона.

Поэтому рассуждать о том, приносит ли охрана труда убытки или прибыль, бессмысленно, так же как и рассуждать, нужна ли охрана труда или нет.

Соблюдение 212 статьи ТК РФ оградит работодателя от огромных штрафов или возможного закрытия предприятия на 3 месяца.

В этом случае речь идет не об убытках, а о необходимости для работодателя спасти свой бизнес.

Если не тратить деньги на спецодежду или специнструмент, то гибель работника обернется уголовным преследованием и возмещением затрат семье погибшего.

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 238-ФЗ в статью 226 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Комментарий к Ст. 226 ТК РФ

Настоящая статья, предусматривая различные источники (бюджетные и внебюджетные) финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны, особо указывает на то, что работник не несет таких расходов.

Второй комментарий к Статье 226 Трудового кодекса

1. Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в бюджете РФ, в бюджетах субъектов РФ, городских, районных бюджетах, бюджетах поселков и сельских населенных пунктов, прибыли (доходов) предприятий, а также из фондов охраны труда. Работники предприятия не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.

Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда и фонды охраны труда предприятий, организаций.

Новая редакция комментируемой статьи указывает, что финансирование мероприятий по охране труда может производиться также и за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Предприятия ежегодно по коллективным договорам или соглашениям выделяют на охрану труда необходимые средства. Они должны расходоваться исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

Закон устанавливает, что размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (за исключением унитарных предприятий и федеральных учреждений) составляет не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

3. Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда.

Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.

4. Работник никаких расходов на охрану труда и улучшение условий труда не несет.

Читайте так же:  Справка судебным приставам о произведенных удержаниях образец

Проводим мероприятия по охране труда: вопросы финансирования и документального оформления

Недавно во многих непрофильных СМИ появилась новость, которая мгновенно прибрела популярность: «Минтруд обязал работодателей с 2015 года платить за фитнес работников». Причем, данную информацию за чистую монету приняли не только работники. В нее поверили даже неопытные бухгалтеры и кадровики, а также ИП и владельцы небольших ООО. Давайте разберемся, на что же действительно обязаны тратить деньги работодатели, а также узнаем, как нужно проводить и оформлять мероприятия по охране труда.

Вводная информация

Каждый работодатель вне зависимости от количества работников и системы налогообложения обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников. Это следует из статьи 212 Трудового кодекса. Для выполнения названной обязанности требуется ежегодно проводить за свой счет мероприятия по улучшению условий и охраны труда. Типовой перечень таких мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.12 № 181н (далее — Перечень). Всего в Перечне 32 вида мероприятия, например:

  • проведение специальной оценки условий труда (п. 1);
  • приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой (п. 18);
  • реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе, компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях (п. 32).

Сразу скажем, что проводить все без исключения перечисленные в Перечне мероприятия не обязательно. Принимая во внимание специфику своей деятельности, работодатель должен сам решить, какие именно мероприятия ему необходимы. Но совсем отказаться от проведения мероприятий не может ни один работодатель.

Определяем размер финансирования

За счет средств работодателя

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями должно осуществляться в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Это требование части 3 статьи 226 ТК РФ.

Информацию о минимальной сумме расходов, чаще всего, требуется подготовить бухгалтеру (например, в виде служебной записки или бухгалтерской справки). При этом заметим, что законодательство РФ не разъясняет, как именно следует рассчитывать минимальную сумму расходов. В частности, не раскрывается, что именно понимать под затратами на производство и за какой период их учитывать. Однако есть мнение, что работодатель вправе сам установить в локальном акте (или учетной политике), каким именно образом рассчитывается минимальная сумма. Так, например, можно закрепить, что для расчета затрат на текущий год принимаются во внимание затраты прошлого года по данным бухгалтерского учета. Также в конце текущего года можно, допустим, сопоставить фактически потраченную сумму с расходами уже за этот год и решить, требуется ли выделять дополнительные средства на мероприятия по охране труда.

Обратите внимание: 0,2 процента — минимальная планка, установленная ТК РФ. Максимального лимита нет, поэтому профинансировать мероприятия можно и в большей сумме.

За счет средств ФСС

Заметим, что некоторые мероприятия из Перечня (ч. 3 ст. 226 ТК РФ) совпадают с перечнем предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (п. 3 правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.12 № 580н, далее — Правила № 580н). Так, например, и в тот, и в другой акт включены:

  • проведение специальной оценки условий труда;
  • приобретение работникам, занятым во вредных условиях труда, средств индивидуальной защиты.

Напомним, что часть расходов работодателя на финансирование предупредительных мер может быть возмещена за счет взносов «на травматизм», подлежащих уплате в бюджет ФСС. Возмещение расходов осуществляется путем снижения суммы взносов, подлежащих уплате (абз. 2 п. 2 Правил № 580н). Получается, что при проведении, допустим, специальной оценки условий труда, работодатель, фактически, может использовать и свои средства и, вместе с этим, частично получать возмещение из ФСС РФ. Подробнее о возмещении см. «Как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности».

Утверждаем план мероприятий

Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда каждый работодатель определяет исходя из специфики своей деятельности. Об этом сказано в сноске к Перечню. Что такое «специфика деятельности» в документе не раскрывается. Однако представляется вполне очевидным, что мероприятия должны быть реально связаны с деятельностью. То есть юридической фирме не следует включать в перечень мероприятия по механизации работ при складировании и транспортировании сырья (п. 12 Перечня).

Выбранные мероприятия (если их несколько) можно прописать в специальном плане (например, на 2015 год). В плане, логично, оговорить:

  • наименование мероприятия;
  • ответственных исполнителей;
  • срок проведения;
  • источники финансирования (в этом разделе можно прописать, планируется ли получать возмещение за счет взносов в ФСС).

План следует утвердить приказом. Согласовывать его план со всеми работниками не нужно, поскольку законодательство этого не требует. Однако имейте в виду, что обязательства работодателя по улучшению условий и охраны труда, а также охраны здоровья работников могут быть включены в коллективный договор, содержание которого определяется работниками и работодателем в лице их представителей (абз. 7 ч. 2 ст. 41 ТК РФ). Если в коллективном договоре прописаны условия по охране труда, то план, конечно же, потребуется согласовать с представителем работников, которым, как правило, выступает профсоюз — ч. 3 ст. 8 ТК РФ.

Денежные компенсации на занятия фитнесом

Сейчас в качестве мероприятия по охране труда работодатели могут выбрать выплату работникам денежной компенсации на занятия фитнесом. Это стало возможным с 8 июля нынешнего года, после включения в Перечень пункта 32 (см. «Расширен типовой перечень мероприятий по улучшению условий труда»). Однако при таком выборе одним лишь утверждением плана мероприятий не обойтись. В описанной ситуации работодателю также придется:

  • составить перечень должностей сотрудников, которым будет выплачиваться компенсация;
  • определить размер компенсации;
  • установить порядок подтверждения работником расходов на спортивные занятия.

Условие о выплате денежной компенсации в рамках мероприятий по охране труда лучше закрепить в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к ним) или коллективном договоре.

На что ещё обратить внимание

При утверждении мероприятий по улучшению условий и охраны труда также стоит иметь в виду следующее:

  • Обеспечивать ежегодное проведение мероприятий по охране труда должны не только организации, но и ИП, являющиеся работодателями;
  • Если 0,2 процента затрат работодателя на производство — очень маленькая сумма, то можно приобрести недорогой спортивный инвентарь для всех сотрудников (покупку тренажера для общего пользования можно отнести к затратам на фитнес, п. 32 Перечня).
  • Специальную оценку условий труда нужно проводить не реже чем раз в пять лет. Следовательно, в течение четырех лет средства нужно тратить на другие мероприятия;
  • Работники не должны нести расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ч. 5 ст. 226 ТК РФ);
  • Если не проводить мероприятия по улучшению условий и охраны труда, то трудовая инспекция может привлечь к административной на основании статьи 5.27 КоАП РФ. Организациям может грозить штраф в размере до 50 000 рублей или же приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Читайте так же:  Соглашение о пользовании жилым помещением между собственниками

Разработка рекомендаций по улучшению финансового

Состояния предприятия

Предприятие всю свою прибыль с начала отчетного периода направило на эффективную программу выхода из кризисной финансовой ситуации, ему это удалось, на конец года наблюдается абсолютная финансовая устойчивость. Однако показатели рентабельности фирмы значительно снизились из-за снижения прибыли предприятия. Падение прибыли на фоне роста выручки говорит о том, что у компании существенно выросли издержки. Анализ прибылей и убытков показывает, что существенно возросли затраты от внереализационной деятельности, в то время как коммерческие расходы снизились.
Значительно возросла доля собственных оборотных средств, следовательно, коэффициент оборачиваемости собственных оборотных средств имеет положительную динамику.

Также предприятие приобрело акции сторонних организаций, за что в конце отчетного периода получило доход.

Фирме следует сохранять уровень собственных оборотных средств, сокращать внереализационные расходы и понижать себестоимость производимой продукции, т.к. предприятие внедрило инновации, в ближайшей перспективе данные операции будут осуществимы.

В начале года предприятие находилось в зоне риска банкротства, что показывает анализ финансовой устойчивости, но к концу года оно применило эффективную программу. На плановый период предприятию следует повышать показатели рентабельность в целом по фирме, для этого требуется снижать затраты, продавая готовую продукцию, а также применить программу по ликвидации дебиторской задолженности.

Однако, доли кредиторской и дебиторской задолженности также очень высоки. Возможно, предприятие осуществляет продажу или услуги в кредит. Т.к. увеличился оборот кредиторской задолженности предприятие в ближайшей перспективе. Предприятию будет выгодно заключить контракт с факторинговой компанией в целях снижения дебиторской задолженности и повышения прибыли предприятия.

Расчет скидки на дебиторскую задолженность:

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Комментарий к статье 226

В соответствии с новой редакцией ст. 226 финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется:

А) за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников — в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами соответствующего уровня. Финансирование этих мероприятий может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Однако средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, в соответствии с действующим законодательством не могут использоваться, как прежде, на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Согласно п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса и п. 5 ст. 3.5 КоАП они в полном объеме подлежат зачислению в бюджет;

Б) в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) — работодателем (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений);

В) за счет фондов охраны труда, которые могут создаваться в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, у работодателей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, указанными в ч. 4 ст. 226.

При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 ГК и ст. 7 Закона о некоммерческих организациях.

Из содержания указанных статей следует, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд — по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества;

Г) частично — за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст. 17 Закона о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2007 г. Фонду разрешено в 2007 г. принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за 2006 г., за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в 2006 г., на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Порядок и условия финансирования в 2007 г. предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на указанных выше работах, устанавливаются Правилами в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

Работодателям, улучшающим условия труда работников, предоставляются налоговые льготы. Так, согласно п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264 НК работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации.

[2]

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Под редакцией Орловского Ю. П. 2007 г. Источник: СПС Консультант

Глава V планирование и финансирование

5.1. Планирование работ по охране труда

Планирование работ по охране труда бывает перспективным, текущим и оперативным.

Основной формой планирования работы по охране труда является разработка комплексных планов улучшения условий труда и комплекс санитарно-оздоровительных мероприятий.

Комплексные планы разрабатываются по материалам аттестации рабочих мест по условиям труда, их санитарно-технического состояния, анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.

Соглашение по охране труда ежегодно заключается между работодателем и представителями работающих.

Соглашение об охране труда – правовой акт, содержащий обязательства по улучшению условий труда, планированию и проведению мероприятий.

В соглашение включаются положения:

об оплате и условиях труда, режиме труда и отдыха;

о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен и уровня инфляции;

о доплатах компенсационного характера по условиям труда;

Читайте так же:  Расторжение договора купли продажи по обоюдному согласию

об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;

о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо дня, установленного в соглашении. Срок его действия не должен превышать трех лет.

Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями.

5.2. Финансирование мероприятий по охране труда

Финансирование мероприятий по повышению безопасности производства работ, улучшению условий труда всегда было проблемой. Как правило, средства на них отчислялись в последнюю очередь и их не хватало даже для первоочередных мероприятий. В то же время значительно большие средства постоянно тратятся на выплату компенсаций и льгот работающим на тяжелых работах и во вредных и опасных условиях производства. По данным исследований эти выплаты в четыре раза превышают затраты на мероприятия по охране труда.

В Трудовом кодексе РФ впервые введена специальная норма, определяющая основной состав источников финансирования мероприятий по охране труда и устанавливается размер отчислений на эти цели.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законом, иными нормативно-правовыми актами и актами органов местного самоуправления, ст. 226 ТК РФ.

Для этого создаются специальные фонды охраны труда, которые формируются на трех уровнях (рис. 5.1): Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды и фонды охраны труда предприятий. Кроме того, предусматривается, что фонды с этой целью могут создавать также общественные организации.

Фонды предприятий формируются за счет собственных средств, определяемых коллективными договорами, соглашениями по охране труда между работодателем и трудовым коллективом.

Территориальные фонды создаются за счет ассигнований из бюджета этих территории, а также из части средств фондов охраны труда предприятий, которые расположены в данном регионе. Сюда же зачисляются добровольные вклады отдельных лиц и организаций, заинтересованных в повышении безопасности производств.

Третий уровень – это федеральный фонд охраны труда. Кроме ассигнований из бюджета Российской Федерации, части средств фондов предприятий и добровольных поступлений, в федеральный фонд направляются штрафы, налагаемые на работодателей и должностных лиц предприятий за нарушение законодательства об охране труда, а также отчисления из фонда социального страхования РФ, который, как известно, оплачивает временную нетрудоспособность (больничные листы), санаторно-курортное лечение и т.п.

Рис. 5.1. Трехуровневая система финансирования мероприятий по охране труда

Финансирование может осуществляться также за счет:

средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством РФ;

добровольных взносов организаций и физических лиц.

Кроме того, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством ее субъектов.

Расходование средств фондов охраны труда на другие цели запрещается. Организации, использующие средства фонда не по назначению, обязаны возместить израсходованные средства и выплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда.

На практике условия формирования фондов охраны труда и их использования определяются коллективными договорами и соглашениями – в частности, соглашениями об охране труда, где определяются направления использования средств таких фондов и размеры финансирования конкретных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, которые могут превышать установленные в ТК РФ и зависят от финансовых возможностей предприятия или отрасли экономики.

В некоторых случаях, предусмотренных федеральными законами, государство может привлекать дополнительные источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Размер средств, направляемых на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, перечисленных в предыдущем году.

Ежегодно издается Правительством РФ «Положение о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников». В нем оговорено, что размер средств, направляемых на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, перечисленных в предыдущем году, а также устанавливается порядок принятия решений о направлении средств Фонда социального страхования на финансирование предупредительных мер.

Следует особо отметить, что заключительный абзац ст. 226 ТК РФ содержит наиболее существенное и принципиальное положение, определяющее статус работника: «Работник не несет расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда».

В стран вопросы финансирования мероприятий по охране труда решаются значительно легче, так как законодательство этих стран установило такие условия, при которых деятельность по обеспечению безопасности производства стимулирует коммерческий успех. Например, одним из принципов американской нефтегазодобывающей компании «Коноко» является первоочередность финансирования мероприятий по безопасности труда и повышению квалификации персонала.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данный подход характерен для большинства преуспевающих фирм. Однако парадоксально то, что в их бюджетах нет такой строки, как затраты на охрану труда, финансирование мероприятий по безопасности производства. Эти мероприятия не выделяются в отдельные акции, они являются составной частью общих действий по реконструкции производства, закупке новой техники, модернизации технологии и пр. В данном случае используется тот же принцип интегрированности, как и при конструировании любого изделия, когда элементы безопасности являются неотъемлемой частью производства, без которых его функционирование невозможно. Такой механизм финансирования охраны труда принят во многих фирмах Японии, Германии, Голландии. Безопасность труда, наравне с получением прибыли, стала главной целью любого производственного процесса.

Источники


  1. Основы права; Академия — Москва, 2010. — 256 c.

  2. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.

  3. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
  4. Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.
  5. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.
Регламентируется ли размер финансирования мероприятий по улучшению
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here