Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих

Полезная информация по теме: "Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Статья 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарии к ст. 11 ТК РФ

1. Трудовой договор отличается от договора гражданско-правового характера, фактически регулирующего трудовые отношения, тем, что:

1) должность включается в штатное расписание или работник зачисляется в штат организации;

2) работник обязуется выполнять любую порученную работу;

3) договором обусловлена трудовая функция (ст. 56 ТК);

4) работа осуществляется в течение определенного времени;

5) работник обязуется выполнять определенную меру труда, закрепленную в рабочее время, или он должен выполнить определенный заранее объем работы;

6) проработанное время отмечается в табеле учета рабочего времени;

7) работник подчиняется приказам и распоряжениям менеджеров (руководителей) организации;

8) работник несет дисциплинарную ответственность по ст. 192 ТК;

9) работодатель имеет право поощрять работника на основании ст. 191 ТК;

10) на работника распространяется действие правил внутреннего трудового распорядка (устав, положение о дисциплине);

11) работник выполняет работу лично.

Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения как процесс, а гражданское право регулирует отношения по поводу не труда, а результата труда.

[1]

2. См. также п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

3. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

4. Особенности применения комментируемой статьи рассматриваются в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2008 г. N 25-В07-27.

Трудовой кодекс военнослужащих

Контракт военнослужащего

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями.

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена. Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Распространяется ли на контракт военнослужащего трудовой кодекс?

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор. Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору. Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

Нормы Трудового кодекса РФ не распространяются на военную службу

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности. Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях. И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.

Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности. Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.

Читайте так же:  Ходатайство об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения

Но есть и другая точка зрения

Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.

Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение. На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”.

Отпуск военного срочной службы и по контракту в 2018 году

А Трудовой кодекс России как раз и относится к таким законам.

О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует часть 1 статьи 10, где указано, что “право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы”. Часть 3 той же статьи гарантирует, что “время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы”. Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений. К примеру время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не считаются трудовыми.

Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” определяет, что “контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы”. Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе “Поступление граждан на военную службу по контракту” в п. 3 указывает, что “прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области”.

Таким образом, контракт о прохождении военной службы должен по идее признаваться трудовым, поскольку в законе иное не оговорено и есть основания распространять на него действие Трудового кодекса либо дублировать все трудовые гарантии и льготы в законе о статусе военнослужащих.

По материалам опубликованной ранее статьи в журнале «Работа и зарплата», сентябрь, 2003 года, автор — адвокат Иван Кузьмин

You have no rights to post comments

ТК РФ Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Статья 11. Служебное время и право на отдых

Федерального закона от 22.12.2014 N 443-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Ст. 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров

В соответствии со статьей 11 ТК РФ нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Трудовой кодекс РФ не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор), лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, других лиц, если это установлено федеральным законом, кроме случаев, когда вышеуказанные лица в установленном Кодексом порядке одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей (часть восьмая статьи 11 ТК РФ).

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

По вопросам защиты трудовых прав обращайтесь к квалифицированным юристам по тел. – 8 (919) 722-05-32

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 443-ФЗ в статью 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за развратные действия наступает

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 11 ТК РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;


члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Контракт военнослужащего

Внимание: статья носит полемический характер и является исключительно научной, направленной на уяснение места контрактных отношений военнослужащего в системе правовых норм. По вопросам реальной практики прохождения военной службы и действующего законодательства обращайтесь к военному адвокату за разъяснениями.

[2]

Когда-то военная служба считалась делом престижным и последние изменения законодательства казалось бы возвращают эти времена. Но среди личного состава, в том числе и старших офицеров бытуют порой мифические представления о своем статусе, препятствующие реализации их собственных прав в полном объеме.

Распространяется ли на контракт военнослужащего трудовой кодекс?

Споры о природе предоставляемых законом льгот — носят ли отношения трудовой характер или являются административными не утихают до сих пор. Ограничение статуса военнослужащих административными отношениями, лишает их множества гарантий, которыми обладают самые обычные граждане, работающие по трудовому договору. Например, запрет на увольнение во время отпуска или нахождения на больничном, освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в военный суд с заявлением о восстановлении на службе и т.д.

Эти споры вызваны тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае это ничто иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом “О военной службе и воинской обязанности”. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

Нормы Трудового кодекса РФ не распространяются на военную службу

То, что трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего, еще не означает, что последний автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу отношений с военнослужащим и определить их главные источники, следует выявить круг возможных понятийных связей. Само слово “контракт” подразумевает взаимные права и обязанности. Отношения подчинения свойственны и трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой. К началу 2006 года существование административного контракта научно обосновано в нескольких диссертациях. И эта конструкция послужила методологической основой для дальнейшего разделения трудовых отношений и выполнения обязанностей в силу государственных должностей. К слову, их природа также далека от классического трудового договора.

Действовавший ранее Кодекс законов о труде РСФСР (КЗОТ) был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому его глава III содержала в себе полностью отождествляя эти понятия. И было время, когда на контракт военнослужащего распространялись нормы КЗоТ РСФСР.

Увы, в настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием “контракт”, что дает основание причислить рассматриваемый вид к отдельному типу соглашений. Вместе с тем, отечественное право развивается по принципу преемственности. Отсутствие революционных изменений согласно принятой политике государства в области социально-культурного строительства (см. Послание Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций») позволяет теоретически распространить трудовые гарантии на военнослужащих по аналогии.

Но есть и другая точка зрения

Базу для применения аналогии создает норма части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, “военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами”.

Чтобы определить ограниченный объем прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо найти закон или норму в законе, которые бы прямо указывали на подобное ограничение. На это указывает и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: “Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”. А Трудовой кодекс России как раз и относится к таким законам.

О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует часть 1 статьи 10, где указано, что “право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы”. Часть 3 той же статьи гарантирует, что “время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы”. Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений. К примеру время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не считаются трудовыми.

Читайте так же:  Существенными условиями договора о целевом обучении являются

Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” определяет, что “контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы”. Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе “Поступление граждан на военную службу по контракту” в п. 3 указывает, что “прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области”.

Таким образом, контракт о прохождении военной службы должен по идее признаваться трудовым, поскольку в законе иное не оговорено и есть основания распространять на него действие Трудового кодекса либо дублировать все трудовые гарантии и льготы в законе о статусе военнослужащих.

По материалам опубликованной ранее статьи в журнале «Работа и зарплата», сентябрь, 2003 года, автор — адвокат Иван Кузьмин

Порядок прохождения службы женщин-военнослужащих в составе дежурной смены по охране и обороне

Здравствуйте! Я военнослужащая. Имею двоих детей до 14 лет. Вхожу в состав дежурной смены по охране и обороне. Дежурство организовано сменами по 12 часов. Согласно трудового кодекса в нашем регионе женщины в неделю отрабатывают 36 часов. Распространяется ли это на женщин-военнослужащих? У меня, согласно графика, в неделю получается 4-5 смен + привлечения на различные разводы и построения. Правомерно ли это? Могу ли я потребовать 3 смены в неделю? Если могу, то согласно чего? Журнал переработки у нас ведется, но так как половина личного состава всегда или в основном отпуске, или в учебном, или в командировке, или в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, то предоставить отгулы нам не могут. Или,редко, предоставляют по схеме — за 36 часов переработки в месяц, что по сути означает, что я на службе провела лишнюю неделю, дают 1,5 суток отдыха. Правильно ли это?

Ответы юристов ( 5 )

Здравствуйте Яна!
«Согласно трудового кодекса в нашем регионе женщины в неделю отрабатывают 36 часов. Распространяется ли это на женщин-военнослужащих?»

Нет, не распространяется!

Ст. 11 Трудового кодекса РФ:
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащих.

Вот и посчитайте Яна (согласно журналу переработки-который вы возьмите для ознакомления) сколько вы переработали.

Контракт военнослужащего: расрпостраняется ли на него трудовой кодекс РФ?

Многие из нас еще застали то время, когда военная служба считалась делом престижным. Военнослужащий и члены его семьи были всегда обеспечены жильем и материально. Тогда никто не вдавался в тонкости льгот для военных и их экономическую природу.В настоящее время среди военнослужащих довольных жизнью людей найдется немного. В поисках лучшей доли защитники отечества штудируют законодательство. Но даже среди старших офицеров и генералов бытуют порой мифические представления о своем статусе.
Камень преткновения в части предоставляемых законом гарантий и льгот, на которые вправе претендовать военнослужащий, — это сущность правовых отношений, возникающих между служащим и военачальником, а именно: носят эти отношения трудовой характер или являются административными.

Определение отношений как трудовых дает основания для распространения на военнослужащих гарантий и льгот, предоставляемых не только законами о военной службе, но и непосредственно Трудовым кодексом РФ, который во многом либеральнее. И наоборот, закрепление административного характера отношений приводит к существенному ограничению прав военнослужащих по сравнению с гражданскими лицами.

Многие военные, проходящие службу по контракту, при разрешении возникающих разногласий с начальством часто сталкиваются с подобным вопросом. Это вызвано тем, что прямой оговорки законодательство не содержит, отсюда и широкие возможности для трактования закона в пользу той или иной стороны. Существуют различные способы и цели толкования, что порой умело используют военные юристы.

Чаще всего подобные вопросы в армии решают с логической точки зрения. Армейское начальство считает, что контракт о прохождении военной службы не является трудовым, поэтому гарантии Трудового кодекса на военнослужащих не распространяются. В таком случае контракт не что иное, как особый вид договора найма рабочей силы, урегулированный только административными отношениями. Этот специальный вид договора предусмотрен Федеральным законом О военной службе и воинской обязанности. Наличие административных отношений вытекает из сущности военной дисциплины, которая является основой военной службы. Если контракт о прохождении военной службы отнести к разновидности трудового договора, то это означало бы признание равных отношений между начальником и подчиненным, что, в свою очередь, лишило бы армию необходимой субординации в ее рядах.

На самом деле такая позиция соответствует только целям самой бюрократии (причем нисколько не угрожает обороноспособности государства), с логической точки зрения не достаточно обоснована и вступает в противоречие с результатами системного толкования закона, то есть исследованием нормы или закона путем сопоставления с текстами других нормативных актов с целью уяснения его смысла.

Начнем с того, что Трудовой кодекс РФ среди отдельных видов договоров не рассматривает контракт военнослужащего. Однако это не значит, что такой контракт автоматически выпадает из сферы трудового права. Чтобы выяснить природу контрактных отношений военнослужащего и определить их главные источники, следует выявить круг возможных отношений.

Все многообразие контрактных отношений в России можно свести к двум группам: гражданско-правовые и трудовые. Само слово контракт подразумевает взаимные права и обязанности. Поэтому предположение о наличии административного характера отношений лишено смысла. Административного контракта существовать не может. Отношения подчинения свойственны любому трудовому договору, так как одна сторона обязуется выполнять распоряжения другой.

[3]

Гражданско-правовым договором контракт военнослужащего также не является, поскольку в его основе лежат такие характеристики, как личное выполнение обязанностей, подчинение армейскому внутреннему распорядку дня, что имеет место только в случае заключения трудового договора. Более того, ранее действовавший КЗОТ был более последователен, и все трудовые договоры, независимо от гражданской или военной сферы, объявлял контрактами. Поэтому глава III КЗОТ содержала в себе два наименования — Трудовой договор (контракт), отождествляя эти понятия. В настоящее время Трудовой кодекс РФ не оперирует понятием контракт, что дает основание причислить военный контракт к отдельному типу соглашений.

Тем не менее отечественное право развивается по принципу преемственности, и полный принятый кодекс не делает революции, сохраняя наработанные общие положения в силе. Как указано в части 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ О статусе военнослужащих, военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Таким образом, для того чтобы констатировать ограниченный характер служебных прав военнослужащего по сравнению с трудовыми правами гражданского лица (на основании чего сделать вывод о различии между трудовым договором и контрактом о прохождении воинской службы), необходимо все же найти закон, который бы прямо указывал на подобное ограничение. Об этом свидетельствует и текст части 1 указанной статьи, определяющей статус военнослужащего: Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте так же:  Почему не передаются показания счетчика за электроэнергию

Как видно из цитируемой нормы, права военнослужащих регулируются не только Федеральным законом О статусе военнослужащего, но и другими федеральными законами, к которым, кстати, относится и Трудовой кодекс России.

О трудовом характере взаимоотношений военнослужащего и военной администрации косвенно свидетельствует ст. 10, первая часть которой разъясняет, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.Часть 3 данной статьи гарантирует, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Однако тот факт, что время службы засчитывается в трудовой стаж, прямо не свидетельствует о наличии трудовых отношений. Например, время обучения по очной форме в профессиональных учебных заведениях также засчитывается в трудовой стаж, но отношения между студентом и администрацией учебного заведения не могут считаться трудовыми.

Часть 4 ст. 32 ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе определяет, что контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.Само же Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 Вопросы прохождения военной службы (с изменениями от 15 октября 1999 г., 10 апреля, 26 июня 2000 г., 17 апреля 2003 г.), в разделе Поступление граждан на военную службу по контракту в п. 3 указывает, что прохождение в РФ военной службы осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами РФ в области военной службы и статуса военнослужащих, а также с международными договорами РФ в указанной области.

Таким образом, контракт о прохождении военной службы должен признаваться трудовым, поскольку в законе иное не оговорено и есть основания распространять на такой контракт действие Трудового кодекса. В противном случае иное толкование приведет к существенному нарушению прав военнослужащих. В то же время, как следует из практики, офицеры Минобороны не знают этих фактов, считая такой контракт какой-либо особенной формой отношений. В связи со сказанным необходимо отметить, что юридическая неосведомленность военных может использоваться во вред их законным интересам.

Опубликовано: журнал «Работа и зарплата», сентябрь, 2003года

Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

СТ 11 ТК РФ.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

Комментарий к Ст. 11 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья установила широкую сферу действия трудового права по кругу лиц, в силу чего законы и иные источники норм трудового права распространяются по общему правилу на всех работников и на всех работодателей. В силу этого в сферу действия трудового права должны включаться все лица, трудящиеся на условиях, характерных для трудовых правоотношений (см. ст. ст. 16, 57 ТК РФ и комментарии к ним), причем вне зависимости от того, составлялся или не составлялся работодателем, а также подписывался или не подписывался работником письменный текст трудового договора, поскольку фактический допуск работодателем лица к работе всегда означает заключение с ним трудового договора (см. ст. ст. 15, 16 ТК РФ и комментарии к ним).

Тем самым ч. 1 ст. 11 ТК РФ провозглашает презумпцию действия норм трудового права в отношении всех лиц, систематически применяющих личный труд в интересах и под руководством работодателя. При этом нормы трудового права действуют на основе принципа равенства прав и возможностей работников (см. статью 2 ТК РФ с комментарием) и распространяются на всех работников независимо от их пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (см. статью 3 ТК РФ и комментарий к ней).

Исходя из содержания того же принципа, нормы трудового права действуют ныне и в отношении лиц, связанных с работодателем не только трудовыми отношениями, но и отношениями имущественного или организационного характера. В этом смысле действие норм трудового права не должно ограничиваться кругом лиц, имеющих стандартный статус работника, они по общему правилу должны распространяться на работников со статусом акционеров, участников товариществ, представителей руководящего персонала различных юридических лиц, причем независимо от организационно-правовых форм и форм собственности последних (см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

2. Нормы трудового права распространяются также на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории РФ. Для признания работодателя субъектом трудового права по общему правилу не имеет значения: а) является он физическим или юридическим лицом (организацией); б) финансируется его деятельность из какого-либо бюджета (государственного, муниципального и др.) или он функционирует на коммерческих началах; в) создана организация-работодатель за счет национальных или иностранных инвестиций и др. Для действия норм трудового права не имеют значения и такие факторы, как организационно-правовая форма юридического лица, его экономический потенциал, форма собственности, численность работников и др. Разумеется, все они могут вызывать определенные особенности в регулировании трудовых отношений, при условии, что они установлены нормами ТК РФ либо иных федеральных законов.

Читайте так же:  Родитель лишенный родительских прав обязан платить алименты

Несмотря на одинаковый с российскими работниками правовой статус, иностранный гражданин, как и лицо без гражданства, вправе осуществлять трудовую деятельность в России только в разрешительном порядке, который предполагает получение работодателем в установленном порядке разрешения на привлечение и использование труда иностранных работников (п. п. 2, 4 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также получение иностранным работником или лицом без гражданства разрешения на работу, подтверждающего их право на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (абз. 14 п. 1 ст. 2 указанного Закона). Данный разрешительный порядок не действует в отношении ряда лиц, указанных в п. 4 ст. 13 этого Закона.

Применительно к самой трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства также установлены ряд ограничений. В частности, временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 4.2 ст. 13 указанного Закона). При этом все иностранные граждане (как и лица без гражданства) не имеют права заниматься перечисленными в законе видами деятельности и замещать определенные должности (п. 1 ст. 14 указанного Закона).

Широкая сфера действия трудового права проявляется в распространении его норм на всех работодателей, безотносительно к тому, являются они российскими или иностранными гражданами (лицами без гражданства) либо юридическими лицами. Иначе говоря, субъектом российского трудового права является каждый работодатель, предоставляющий на территории РФ регулярную оплачиваемую работу любому физическому лицу. Однако нормы трудового права не распространяются на работодателей, которые могут быть выведены за пределы сферы действия ТК РФ федеральным законом либо международным договором РФ. Исходя из принципа экстерриториальности нормы ТК РФ не распространяются на территорию зарубежных дипломатических представительств, а также на их сотрудников, аккредитованных в России.

4. По общему правилу нормам отрасли трудового права свойственно единство, позволяющее предоставлять равные права и возможности разным работникам, занятым у самых различных работодателей, и тем самым обеспечивать принципиальную общность правового регулирования труда на всей территории РФ. Однако наряду с единством трудовому праву свойственна и дифференциация, представляющая собой введение в правовое регулирование труда определенных особенностей, которые основываются либо на частичном ограничении действия общих норм трудового законодательства, либо на создании дополнительных правил, адресованных отдельным категориям работников (см. ст. 251 ТК РФ и комментарий к ней).

В практическом плане любая дифференциация правового регулирования труда выливается либо в изъятия, либо в дополнения правового положения определенных категорий работников, что ведет к формальному нарушению принципа юридического равенства работников. В силу этого все особенности в правовом регулировании конкретного труда, выражающиеся в изъятиях, должны устанавливаться только ТК РФ либо иными федеральными законами (см. абз. 13 ч. 1 ст. 6 ТК РФ и комментарий к ней). В свою очередь, дифференциация трудового права, приводящая к дополнению трудовых прав какой-либо категории работников трудовыми льготами или гарантиями, может устанавливаться как нормами трудового законодательства, так и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней), а также коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней). При этом содержание перечисленных источников трудового права не должно приводить к дискриминации других категорий работников или других работников (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней).

В основу дифференциации норм трудового права могут быть заложены: а) субъектные особенности работника или работодателя; б) специфика трудовой функции работника; в) режим, место приложения или отраслевые характеристики труда конкретной категории работников; г) местность, в которой протекает тот или иной труд; д) своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя. Применительно к работнику дифференциация норм трудового права основывается на таких факторах, как пол, возраст, наличие семейных обязанностей, прохождение обучения. Сообразно этому ТК РФ посвящает особенностям правового регулирования труда отдельные главы, касающиеся: а) женщин и лиц с семейными обязанностями (гл. 41); б) несовершеннолетних (гл. 42); в) лиц, совмещающих работу с обучением (гл. 26). Отсутствие российского гражданства тоже является основой для введения особенностей в правовое положение трудящихся в России иностранцев и лиц без гражданства.

Специфика трудовой функции работника положена в основу выделения особенностей правового положения: государственных и муниципальных служащих (Федеральные законы от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»); руководителей организаций и членов коллегиальных исполнительных органов юридических лиц (гл. 43 ТК РФ) и др.

В зависимости от специфики режима, места приложения или отраслевых характеристик труда в ТК РФ выделяются особенности регулирования труда: а) лиц, работающих вахтовым методом (гл. 47); б) работников транспорта (гл. 51); в) педагогических работников (гл. 52); г) работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (гл. 53); д) работников религиозных организаций (гл. 54); е) надомников (гл. 49); ж) спортсменов и тренеров (гл. 54.1). Принадлежность местности, в которой протекает труд, к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям определяет льготный характер правового регулирования отношений лиц, работающих в соответствующих регионах (гл. 50 ТК РФ).

Своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя в силу ТК РФ является фактором, определяющим дифференциацию правового регулирования труда: а) работников-совместителей (гл. 44); б) работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (гл. 45); в) работников, занятых на сезонных работах (гл. 46).

Относительно работодателя дифференциация норм трудового права основывается на его принадлежности к физическим лицам (гл. 48 ТК РФ), организациям — субъектам малого предпринимательства (см. ст. 59 ТК РФ и комментарий к ней), организациям-банкротам (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В области регулирования рабочего времени нормы законодательства о труде имеют по существу универсальный характер и применяются, помимо работников, например, к военнослужащим (ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») и сотрудникам органов внутренних дел (ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Содержащийся в ч. 8 ст. 11 ТК РФ перечень лиц, на которых не распространяются нормы трудового права, сформулирован как открытый. Это обстоятельство дает возможность дополнять его, но только посредством принятия соответствующих федеральных законов.

Источники


  1. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.

  2. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  3. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
  4. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
  5. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
Распространяется ли трудовое законодательство на военнослужащих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here