Распределение рабочего времени педагога психолога в школе

Полезная информация по теме: "Распределение рабочего времени педагога психолога в школе". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Комментарий к приказу Министерства образования и науки
РФ № 945 от 1.03.04 и рекомендации
по распределению рабочего времени педагога-психолога
в общеобразовательной школе

Несовершенство нормативной базы, регламентирующей деятельность педагога-психолога, обусловлено сравнительно недавним введением Минтрудом РФ этой должности в список профессий. Очень медленными темпами, но все же появляются некоторые документы, определяющие рабочие нормативы.
Специалисты уже давно поняли, что работа педагога-психолога с установленным количеством детей — 500 человек на одну ставку — не может быть результативной. Что греха таить, в школах больших городов на одного психолога нередко приходится до тысячи учеников и более. Если директор понимает и принимает эту проблему, то он находит дополнительные ставки. В таких школах давно работают по так называемой кураторской системе сопровождения, при этом на одного специалиста приходится не более 150–170 детей.
Конечно, нельзя все сводить к количеству детей, есть и другие факторы, определяющие результативность работы. Это прежде всего профессиональная компетентность и авторитет специалиста в учреждении. Однако грамотное планирование с учетом временных возможностей несомненно способствует улучшению качества работы, ее достойному анализу и обобщению.

ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ
По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):
• диагностика индивидуальная: 150–170 обследований;
• диагностика групповая: 20 групп;
• консультирование: 150–170 приемов;
• развивающие и коррекционные занятия индивидуальные: 150–170 занятий;
• развивающие и коррекционные занятия групповые: 200–240 занятий;
• просветительские мероприятия: 20 занятий;
• экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
Видно, что данное количество работы эффективно для 150–170 учащихся, в зависимости от наполняемости это могут быть 5–8 классов, что и требовалось доказать.

Ирина КОНОВАЛОВА,
кандидат психологических наук,
руководитель социально-психологической службы Юго-Западного округа, г. Москва

Таблица ориентировочного распределения рабочего времени
педагога-психолога в общеобразовательной школе

Основное рабочее время
(в часах)

Виды работ

Распределение рабочего времени педагога психолога в школе

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 [1]

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руковод ства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педаго гические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразова ния России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консуль тационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культур но-просветительскую и организационно-методическую.

Руководителям государственных и муниципальных образова тельных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:

— на индивидуальную и групповую профилактическую, диаг ностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися; воспитанни ками; на экспертную, консультационную работу с педагогически ми работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог зат рачивает 18 часов в неделю;

— оста льное время в пределах установленной педагогу-психо логу продолжительности рабочего времени приходится на подго товку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных ре зультатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с пе дагогическими работниками и родителями обучающихся, воспи танников; организационно-методическую деятельность (повыше ние личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практичес ких психологов, заполнение аналитической и отчетной докумен тации и др.).

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учрежде нии (при обеспечении администрацией образовательного учреж дения необходимых условий работы с учетом специфики и требо ваний к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутренне го распорядка образовательного учреждения.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных про верок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распреде ление рабочего времени педагога-психолога.

Письма Минобразования России от 01.03.99 № 3 и от 01.03.2000 № 27/970–6 «Об использовании рабочего времени педагога-пси холога образовательного учреждения» считать утратившими силу.

Заместитель министра Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

[1] Вестник образования № 3 (февраль), 2002.

Рабочее время педагога — психолога

Добрый день. Подскажите пожалуйста законное рабочее время педагога — психолога. Существует ли сейчас положение, что половина рабочего времени — это методическая работа?

Ответы юристов ( 1 )

Вот тут вся информация

соответствии с «Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования России от 01.03.2004г. № 945 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки при пятидневной рабочей недели составляет 36 часов в неделю. Таким образом, рабочий день психолога с учетом 30 минутного перерыва на обед составляет 7 часов 42 минуты.

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» устанавливает педагогам-психологам продолжительность рабочего времени в пределах одной ставки 36 часов в неделю.

Читайте так же:  Ходатайство о продлении срока исполнения предписания роспотребнадзора

Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69
«Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» п. 8.1. гласит, что «режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами».

Количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности в соответствии с «Ориентировочными нормами продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятыми на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).

В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.

В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:

  • анализ и планирование деятельности в целом;
  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
  • участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
  • оформление кабинета.

· При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.

· Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.

· Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.

О рабочем времени педагога-психолога

Это основной нормативный документ, который регулирует продолжительность рабочесго дня педагога-психолога школы

Вложение Размер
dok_ob_ispolz_rabochego_vremeni.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.

Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:

— на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;

— остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога.

Письма Минобразования России от 01.03.99 N 3 и от 01.03.2000 N 27/970-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» считать утратившими силу.

Читайте так же:  Основание проверки документов сотрудниками полиции у граждан

Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога

(по видам деятельности)

Виды работ I II
Время на один прием (мероприятие) Общее время в месяц Время на подготовку или анализ Общее время в месяц
Индивидуальное психологическое обследование 1–1,5 часа 15 часов 0,5–1 часов 10 часов
Групповое психологическое (скрининговое) обследование 1–1,5 часа 3 часа 3–3,5 часа 7 часов
Индивидуальная консультация 1–1,5 часа 15 часов 0,3 часа 3 часа
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие 0,5–1,5 часа 15 часов 0,3 часа 3 часа
Групповое развивающее и коррекционное занятие 1–1,5 часа 20 часов 1 час 20 часов
Просветительская работа 0,5–1,5 часа 4 часа 0,5 часа 2 часа
Экспертная работа 2,5–3 часа 3 часа 2 часа
Организационно-методическая работа 7 часов в неделю 28 часов
Всего 75 часов 75 часов

Таким образом, в течение учебного года объемные ориентировочные показатели деятельности педагога-психолога по видам деятельности составляют:

■ индивидуальное обследование: 100-150 человек;

■ групповое обследование: 10-20 классов (групп);

[2]

■ индивидуальная консультация: 100-150 консультаций;

■ индивидуальное занятие: 100-150 занятий;

■ групповое занятие: 200 занятий;

■ просветительская работа со взрослыми: 40 занятий;

■ участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях: 10 заседаний.

Блок методической работы, не подразумевающий участия детей, педагогов или родителей, может осуществляться за пределами ОУ, но это обязательно согласовывается с администрацией. Также учитываются условия работы – наличие отдельного кабинета, компьютера, оргтехники и т.д.

Вариант циклограммы педагога-психолога представлен в таблице.

Циклограмма работы педагога-психолога ОУ № _______

День недели Время Содержание работы
Понедельник 09.00-12.00 (3 часа) Психодиагностика (индивидуальная / групповая)
12.00-14.00 (2 часа) Обработка результатов и подготовка занятий
14.00-16.00 (1 час) Занятия коррекционные и развивающие (индивидуальные)
16.00-17.00 (1 час) Оформление документации
Вторник 9.00-12.00 (3 часа) Занятия коррекционные и развивающие (групповые)
12.00-15.00 (3 часа) Консультирование педагогов и администрации (групповое)
15.00-16.00 (1 час) Обработка результатов и оформление документов
Среда 09.00-16.00 (7 часов) Методический день: организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-практической литературы; участие в семинарах, посещение курсов, совещаний, МО и т.д.)
Четверг 10.00-11.00 (1 час) Подготовка психологических мероприятий
11.00-13.00 (2 часа) Консультирование обучающихся (индивидуальное/групповое)
13.00-14.00 (1 час) Экспертная работа
14.00-15.00 (1 час) Обработка результатов и оформление документов
15.00-18.00 (3 часа) Консультирование родителей (индивидуальное/групповое)
Пятница 9.00-11.00 (2 часа) Психодиагностика (индивидуальная)
11.00-16.00 (5 часов) Методическая работа: оформление кабинета, документации; планирование и анализ деятельности

Длительность психологической работы с ребенком определяется санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.1.1249-03): «Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни – не более 15 минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 – 3 раз в неделю. Длительность этих занятий – не более 25-30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку».

Практика работы показывает, что наиболее проблематичным оказывается планирование работы с детьми в МДОУ, так как педагог-психолог в детском саду не является профилирующим специалистом. Поэтому в сетку занятий не вносятся занятия с педагогом-психологом, поскольку количество общих занятий не может превышать нормы СанПиН.

При составлении циклограммы работы педагогу-психологу МДОУ необходимо учитывать: расписание занятий воспитателей с детьми (сетка занятий) и режим дня в детском саду. В соответствии со временем работы дошкольного учреждения во второй половине дня педагог-психолог имеет больше возможностей для работы с детьми. Если в детском саду занятия проводятся по подгруппам, то педагог-психолог может заниматься со второй подгруппой детей. Некорректным является и то, что педагог-психолог забирает ребенка с фронтального занятия и занимается с ним индивидуально. Как показывает практика, целесообразно консультирование родителей проводить в вечернее время.

Рекомендации по оформлению журнала учета видов работы педагога-психолога.

Журнал учета видов работы позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом ОУ в течение года. Благодаря наличию всего объема информации педагог-психолог может успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные.

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Журнал является документом, на основе которого администрация ОУ контролирует деятельность педагога-психолога ОУ.

В журнале предлагается отводить определенное количество страниц на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Запись работы можно оформлять в соответствии со следующими формами.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Распределение рабочего времени педагога психолога в школе

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 [1]

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руковод ства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педаго гические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразова ния России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

Читайте так же:  Юридическая консультация по семейному праву в ашаффенбурге

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консуль тационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культур но-просветительскую и организационно-методическую.

Руководителям государственных и муниципальных образова тельных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:

— на индивидуальную и групповую профилактическую, диаг ностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися; воспитанни ками; на экспертную, консультационную работу с педагогически ми работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог зат рачивает 18 часов в неделю;

— оста льное время в пределах установленной педагогу-психо логу продолжительности рабочего времени приходится на подго товку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных ре зультатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с пе дагогическими работниками и родителями обучающихся, воспи танников; организационно-методическую деятельность (повыше ние личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практичес ких психологов, заполнение аналитической и отчетной докумен тации и др.).

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учрежде нии (при обеспечении администрацией образовательного учреж дения необходимых условий работы с учетом специфики и требо ваний к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутренне го распорядка образовательного учреждения.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных про верок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распреде ление рабочего времени педагога-психолога.

Письма Минобразования России от 01.03.99 № 3 и от 01.03.2000 № 27/970–6 «Об использовании рабочего времени педагога-пси холога образовательного учреждения» считать утратившими силу.

Заместитель министра Е.Е.ЧЕПУРНЫХ

[1] Вестник образования № 3 (февраль), 2002.

И снова о рабочем времени педагога-психолога

Здравствуйте, уважаемая редакция! Спасибо большое за ваш труд, за вашу газету. Несколько лет являюсь вашим читателем и очень много интересного и ценного для своей работы нашла именно у вас. В № 21/2009 прочитала статью Галины Леоновой “Рабочее время педагога-психолога”, и, что называется, задело за живое, очень захотелось откликнуться.

Автор подняла, на мой взгляд, действительно очень актуальную проблему отсутствия в деятельности педагога-психолога в школе такого ресурса, как юридически значимые нормативные документы, регулирующие деятельность психолога с учетом ее особенностей. Хочется сказать Г.Леоновой большое спасибо за статью и высказать свое согласие с ее предложениями.

Среди видов работ педагога-психолога, кроме тех, что названы в статье, не учтены в регламентирующих документах еще и такие: контакты с социальным педагогом или логопедом, дефектологом, если они есть, присутствие психолога при допросах детей сотрудниками детской комнаты милиции и связанные с этим вызовы на суд (в любой школе есть неблагополучные семьи).

Необходимо также учитывать время участия в работе городских, районных методических объединений психологов образования. К сожалению, в нашем городе таких объединений нет, не первый год идут разговоры о том, что объединение необходимо (я тоже так считаю). Естественно, что ни времени, ни места не выделяется для такой работы и все контакты между психологами разных учреждений происходят только на личном уровне и во внерабочее время.

В обычной школе проблема диспетчерской деятельности стоит так же остро, как и в коррекционной школе, могу добавить контакты с директором и завучами, сотрудниками бухгалтерии и отдела кадров. В первой половине дня педагоги и дети заняты, психолог за 10–15 минут перемены пытается встретиться с несколькими школьниками. После уроков в средней и старшей школе решать вопросы не с кем, потому что уже поздно и все расходятся, в лучшем случае все решается по телефону. А в начальном звене, где я работаю, в перерывах тоже нужно поговорить то с педагогом, то с администрацией, то подойдет родитель договориться о встрече (есть такие, кто ставит перед фактом: сейчас он отпросился с работы и другой возможности встретиться у него нет).

В обычной школе имеются точно такие же проблемы, как в коррекционной, с обеспечением вычислительной техникой. Компьютер, если он есть, то дома или в кабинете, но такого устаревшего образца, что пользы от него мало. Замечательно, что сейчас появилось достаточно методической литературы, но при этом для любого тестирования или занятия нужно время на то, чтобы сначала переработать (чаще — создать заново удобный для тебя, например, бланк ответов на вопросы теста), а затем найти, где и как размножить материалы в достаточном количестве. Еще и завхоз вам скажет, что вы очень много расходуете бумаги и краски.

Есть в нашей школе замечательный компьютерный класс, но посадить туда детей (тем более начальной школы) для одновременного тестирования я не смогла: во-первых, в течение дня кабинет занят, во-вторых, программное обеспечение стоит дорого, а администрация школы деньги не выделяет. То, что приобретено мной лично, не рассчитано на одновременное групповое компьютерное тестирование. Да и при начислении заработной платы работа с оргтехникой не учитывается.

Абсолютно согласна с мнением автора о том, что содержание и оформление кабинета также отнимает много времени, могу только сказать, что в своем кабинете мне приходится несколько раз в неделю выполнять роль уборщицы, так как нужно регулярно чистить два больших ковра, которые лежат на полу и используются для работы. А это опять-таки не учитывается — ни затраты времени, ни труда.
Читайте так же:  Решение налогового органа о привлечении к ответственности

Cуществует еще один проблемный момент в работе школьного психолога. У нас 18 присутственных и 18 методических часов — при каком количестве учащихся и педагогов? Нет официальных нормативов, отражающих количество ставок психологов в разных по наполняемости школах. Вот, например, в нашем городе три муниципальные общеобразовательные школы, в каждой по одному психологу. Но в одной школе в каждой параллели только по одному классу (то есть всего 11 классов), а в двух других в каждой параллели в среднем по три класса при наполняемости 26–30 человек.

В моей школе на данный момент только в начальном звене укомплектовано 13 классов. Можно ли при этом сравнивать спектр охваченных психологом проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания, в большой (по количеству учащихся) и маленькой школах? Вопросы возникают регулярно: почему в той школе работа по такому-то направлению ведется, а у нас нет, и прочее. И каждый раз надо доказывать, что это невозможно даже просто физически. Директор школы согласен взять второго психолога, но при условии, что я предоставлю официальные документы (то есть приказы министерства образования), отражающие нормы работы с учетом количества учащихся.

Кроме того, нет официальных документов, регулирующих вопросы наполняемости группы в процессе психологических занятий при решении разных задач. Разделяется просто: групповые и индивидуальные. На самом же деле в групповой работе возникают разные ситуации, могут быть маленькие группы по 3–6 человек, средние — 10–15 человек или весь класс, когда занятие направлено на взаимодействие внутри коллектива, при работе над сплоченностью коллектива.

Но еще сложнее приходится, когда возникает вопрос о том, что тренинговое занятие нужно вести двум психологам одновременно, а ведь иногда это достаточно жесткая необходимость (например, при групповом занятии по эмоциональному выгоранию педагогов).

Спонсор публикации статьи компания «Norita». «Norita» — это московский обувной магазин, имеющий в своём ассортименте обширный выбор обуви нестандартных размеров. Современные модели из самых разных материалов по доступным ценам. Также компания предлагает Вам такие услуги, как как пошив мужской обуви на заказ. Ознакомиться с полным каталогом продукции, узнать адрес и контакты магазина, уточнить цены, Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.norita-g.ru/.

Наличие официальных документов по данным вопросам значительно упростило бы взаимодействие психологов с администрацией образовательных учреждений, соответственно повысились бы результативность и эффективность деятельности и улучшилось взаимопонимание.

Считаю, что следует четко обозначить, на какое количество учащихся и какого возраста необходим один психолог. При определении количества ставок психолога в образовательном учреждении надо учитывать необходимость работы с разными возрастными группами. На мой взляд, оптимально в каждом звене школы — начальное (1–4-е), среднее (5–8-е) и старшее (9–10-е классы) — иметь своего психолога. При таком распределении можно будет говорить об эффективности работы психолога в школе, а также решится вопрос, когда на одном занятии необходимы два специалиста.

В настоящее время многие школьные психологи перешли на работу в центры. Но такие центры организованы далеко не во всех городах и уж тем более поселках, поэтому достаточное количество психологов будут оставаться в подчинении администрации школы. Именно им жизненно необходим пакет документов, регулирующих их деятельность, который имеет юридическую силу.

Продолжительность рабочего времени психолога

Автор вопроса Иванова Мария Ви.
Вопрос:
Я работаю психологом в отделении психолого-педагогической помощи в Центре помощи детям оставшимся без попечения родителей . Скажите, сколько часов в неделю я должна работать и какова продолжительность ежегодного отпуска . И имею ли я право на методические часы для самообразования ? На какие нормативно правовые документы регламентирующие деятельность психолога в сфере Социальной защиты я могу опираться ?
Ответ:

Ответ опубликовал: Катерина Подвербная | 05/02/2014

Уважаемая Мария Викторовна!

Ваше обращение от 11.01.2014, размещенное на портале министерства социальной политики Красноярского края, о продолжительности рабочего времени психолога рассмотрено.

В соответствии со статьей 91 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать
40 часов в неделю.

В соответствии со ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Статьями 333, 334 ТК РФ только для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю и предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска.

Должность психолога в соответствии с приказом Минздрасоцразвития Российской Федерации от 29.05.2008 № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» относится к перечню общеотраслевых должностей служащих третьего уровня, продолжительность рабочего времени которых составляет 40 часов в неделю.

В большинстве муниципальных районов и городских округов Красноярского края указанной категории работников в соответствии со ст. 115 ТК РФ предоставляется ежегодно основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и 8 календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 19.02.1993 № 4520-1
«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Должность педагога-психолога в соответствии с приказом Минздрасоцразвития Российской Федерации от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» относится к перечню должностей педагогических работников.

Читайте так же:  Работнику устанавливается следующий режим рабочего времени

Позиция 9 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» указывает на распространение норм трудового законодательства, закрепляющих за педагогическими работниками право на 36-часовую рабочую неделю и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в размере 56 календарных дней, на педагогов-психологов учреждений социального обслуживания. Кроме того, педагогам – психологам продолжительность рабочего времени установлена в количестве 36 часов в неделю пунктом 1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической нагрузки за ставку заработной платы) педагогических работников».

Предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска работникам, замещающим должности психологов, данным нормативным правовым актом не предусмотрено.

Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 1.10.2002 № 724 нельзя рассматривать в отрыве от Федерального закона от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).

[1]

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность» — это новое понятие, введенное Законом об образовании. К этой категории относятся не только образовательные организации (некоммерческие, осуществляющие лицензированную образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана), но и организации, осуществляющие обучение, то есть юридические лица, лицензированная образовательная деятельность которых не является основной. Таким образом, указанный Закон расширяет круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закрепляет правовые возможности доступа необразовательных организаций к образовательной деятельности (ст. 2 Закона об образовании).

Согласно Закону об образовании к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица. Эти организации могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ (ст. 31 Закона об образовании).

В соответствии со ст. 91 Закона об образовании право на ведение образовательной деятельности возникает с момента выдачи образовательному учреждению лицензии (разрешения).

Из анализа приведенных норм права следует, что право на сокращенную продолжительность рабочего времени и предоставление ежегодного удлиненного оплачиваемого отпуска имеют лица, занимающиеся педагогической деятельностью либо в образовательных учреждениях, либо в учреждениях, предприятиях социального обслуживания, которые ведут образовательную деятельность.

Как правило, учреждения социального обслуживания, в том числе центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ни лицензии на осуществление образовательной деятельности, ни образовательной программы, утвержденной самим учреждением, в которой были бы представлены методики обучения и воспитания, учебные пособия, учебники и материалы, не имеют, образовательный процесс, не осуществляют, что подтверждается уставами учреждений.

Таким образом, положения Постановления Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 на работников учреждений социального обслуживания, в том числе психологов, фактически не занимающихся образовательным процессом,
не распространяются.

Согласно инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога — психолога образовательного учреждения» нагрузка педагога — психолога в образовательных учреждениях (36 часов в неделю) распределяется следующим образом:

— 18 часов в неделю на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого — медико — педагогическом консилиуме образовательного учреждения;

— 18 часов в неделю на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно — консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно — методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).

На должность психолога учреждения социального обслуживания указанное распределение нагрузки не распространяется.

Дополнительно информируем о том, что приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2013 № 682н утвержден профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере».

Учитывая, что в Красноярском крае нет центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, более подробную информацию Вы можете получить в органе государственной власти Вашего субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ибрагимова Наталья Георгиевна 8 (391) 227 84 24

Источники


  1. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  2. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

  3. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  4. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.
  5. Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
Распределение рабочего времени педагога психолога в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here