Рабочее время педагога психолога образовательного учреждения

Полезная информация по теме: "Рабочее время педагога психолога образовательного учреждения". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Рабочее время педагога-психолога

В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ рабочее время психолога (по согласованию с директором) делится на присутственные часы и часы, не требующие присутствия в школе, в общей сложности составляя 36-часовую рабочую неделю. Педагогу-психологу рекомендовано присутствовать в образовательном учреждении не менее 18 часов.

В присутственные часы выполняются следующие виды работ: индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся воспитанников.

Виды деятельности, не требующие присутствия педагога-психолога на рабочем месте, — подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации, повышение профессиональной компетенции педагога-психолога.

Данное разделение видов деятельности требует уточнения. Здесь не учтены следующие виды работы.

Во-первых, присутствие на общешкольных мероприятиях, производственных совещаниях, линейках, участие в работе психолого-педагогического консилиума, совета профилактики, педсоветов, методических объединений учителей-предметников.

Во-вторых, диспетчерская, организационная деятельность (согласование вопросов, составление графиков, контакты с родителями учащихся и согласование с ними времени встречи, раздача документов и их сбор у членов педколлектива, решение организационных вопросов с внешкольными учреждениями, подписание соответствующих договоров и др.). В СОШ объем трудозатрат, может быть, чуть меньше, но для коррекционной школы это острая проблема.

В-третьих, разработка, ремонт, изготовление, подготовка, упаковка стимульного материала, ведь у нас весь стимульный материал приобретается или изготавливается самим психологом, в коррекционном учреждении VIII вида нет компьютерной техники, так как нет информатики в учебном плане.

В-четвертых, заведование кабинетом, содержание кабинета (ремонт помещения, оформление, приобретение канцтоваров), канцелярская работа (приведение документов в порядок, структуризация материалов, обслуживание и ремонт оборудования и мебели). Кабинет психолога должен быть интерактивным пространством (развивающим поисковую активность), развивающим пространством (представлять «сенсорный стимульный материал»: кубики, пирамидки, разрезные картинки и прочее), комнатой релаксации, «канцелярией» психолога и мастерской одновременно. Поэтому психологу приходится свой кабинет превращать то в одно, то в другое пространство, что влечет за собой большие трудозатраты и затраты времени.

А теперь несколько слов о том виде деятельности, который включен в официальный перечень. По моему мнению, термин «консультация педагогов» неточно отражает суть работы в школе. «Консультация» школьного психолога вплетается в процесс взаимодействия, общения с педагогом, может быть растянута во времени, когда информация предоставляется педагогу дозированно. Поэтому классическая продолжительная консультация проводится в исключительных случаях, не считая «первичного интервью», которое тоже, по сути, не совсем консультация. При определении видов деятельности школьного психолога более правильно выделить «взаимодействие с педагогами».

Мои предложения по оптимизации работы педагога-психолога:

1. Предоставить психологу право выбора: отрабатывать 18 часов присутствия или 36 часов в неделю. При этом необязательно вырабатывать «часы присутствия», так как на обработку и анализ результатов, оформление документов времени уходит больше, чем на диагностику, в среднем в 1,4 раза (почти все делается вручную). Кстати, ориентировочные нормы «Продолжительность различных видов работ практического психолога образования», рекомендованные коллегией Министерства образования РФ (от 29.03.1995 г.), не разделяют время проведения работы и время на ее подготовку.

2. Ввести почасовую систему, как в вузе, то есть если ты отработал в первом полугодии больше (по необходимости), то во втором полугодии это компенсируется меньшим количеством рабочих часов.

3. Уточнить перечень видов работы с учетом особенностей деятельности школьного психолога в отличие от психологов, работающих в центрах.

4. Предоставить психологу право составлять перечень документации, разбивать ее на формы. В рекомендациях просто указать перечень необходимой информации. В нынешней ситуации информация дублируется в разных документах. Ведь в школе есть личные дела, классные журналы, медицинские карты, поэтому переписывать всю эту информацию по многу раз не имеет смысла.

5. Учитывать важность свободного взаимодействия психолога во время перемены с учащимися и учителями. Для того чтобы педагог-психолог мог реализовывать в это время свои профессиональные функции, администрация не должна заставлять его дежурить на перемене.

6. Обозначить перечень видов коррекционно-развивающих занятий, не требующих разработки программы, например: самостоятельные занятия учащихся со стимульным материалом и оборудованием кабинета психолога по собственному желанию. Кроме того, наступает момент, когда специалист настолько хорошо владеет материалом, что может очень эффективно применять его отдельные части в другой проблемной ситуации и вообще работать по ситуации. В данном случае, например, специалистов высшей категории можно освободить от написания подробного плана КРЗ.

7. Официально указать право и возможность проводить диагностику когнитивных психических процессов в первой половине дня в рамках официального расписания.

Сейчас многие школьные психологи перешли из своих образовательных учреждений в центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Центр, на мой взгляд, должен не просто объединять психологов, а обеспечить выполнение функций, которые психологи будут эффективнее выполнять, не являясь подчиненными директора школы.

«Глыба (камень) более устойчиво стоит, утопая в песке», — говорят японцы о крупной корпорации, которая сотрудничает с мелким бизнесом. В нашей стране — это центр с психологами на местах. До сих пор психологи, находящиеся в штате школы, и центр — это скорее «песок, окруженный барьерчиком». Хорошо, конечно, что этот «барьерчик» есть, куда хуже, когда работаешь в одиночку. Может быть, усиление значимости и веса центра должно реализовываться не только через согласование планов, но и в установлении квоты времени (30 или 50%), которое школьный психолог отрабатывает по плану центра.

В центре должны быть специалисты, работающие там постоянно, и психологи могут пользоваться программами и стимульным материалом, которые им в одиночку приобрести трудно, а составить и сделать — слишком трудоемко. В центре могут разрабатываться коррекционно-развивающие программы, которые можно проводить не в одном учреждении. У городского центра больше возможностей сотрудничать с организациями.

Читайте так же:  Сколько стоит установить общедомовой счетчик на отопление

Выведение психологов из подчинения директоров школ имеет свои плюсы и свои минусы.

1. Директора, не обладающие достаточными знаниями для руководства психологами и осознающие это, будут довольны, так как им не нужно разбираться в их планах работы или полностью полагаться на профессионализм психолога.

2. Психологу проще выполнять правила профессиональной этики, в частности правило конфиденциальности, когда часть информации он имеет право не сообщать директору. Однако директор, в свою очередь, стремится владеть всей информацией, таким образом возникает противоречие или потенциальная конфликтная ситуация.

3. Психолог может, не опасаясь, говорить о недостатках руководства. Но большинство директоров, так же как и большинство людей, с трудом воспринимают критику или даже советы. Ситуация, в которой психолог советует директору, а тот прислушивается, может привести к недовольству коллектива, что директор не руководит, а подчиняется.

4. Мнение человека со стороны многими членами педколлектива воспринимается как более авторитетное, чем своего коллеги по школе.

5. Более адекватно будет оцениваться уровень профессионализма психолога, так как, с учетом особенностей его функционала, количественная оценка не может солидно подтвердить это. Достойная оплата труда — самая эффективная и надежная основа роста профессионализма в любой области.

6. В данный момент у педагогов-психологов слишком широкое поле деятельности, одному человеку охватить все это весьма трудно, а в условиях, когда администрация не понимает всю сложность его работы,— особенно тяжело. В новых обстоятельствах появляется возможность сузить круг решаемых вопросов и передать часть задач психологу, закрепленному за центром.

В 2008/2009 учебном году мной был проведен «хронометраж рабочего времени» — заполнение ежедневника. Часть информации зафиксирована приблизительно, так как не всегда было удобно во время общения поглядывать на часы или не было возможности сразу записать, сколько времени затрачено на то или иное дело. Отклонение в несколько минут для понимания общей картины существенного значения не имеет. Результаты анализа этих материалов представлены ниже в таблице.

В ней не указано время, затраченное на сканирование различных методических материалов (для создания в электронной форме «АРМ школьного психолога» или учебно-методического комплекса), так как это делалось в домашних условиях и не фиксировалось.

Рабочее время педагога-психолога образовательного учреждения

В соответствии с «Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования России от 01.03.2004г. № 945 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки при пятидневной рабочей недели составляет 36 часов в неделю. Таким образом, рабочий день психолога с учетом 30 минутного перерыва на обед составляет 7 часов 42 минуты.

В пункте 8.1 данного Положения прописано, что «выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса составляет не менее половины недельной продолжительности рабочего времени, т.е. 18 часов. Остальное рабочее время тратится на подготовку к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработку и анализ полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также для повышения своей квалификации». И далее «Выполнение указанной работы (подготовка, анализ и пр.) педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами по согласованию с администрацией».

Согласно постановлению № 65 Минтруда России 29.12.92г., количество общего рабочего времени в течение года при 36-часовой рабочей неделе, составляет примерно 1800 часов, или 160 часов в месяц (с учетом отпускного времени). Необходимо знать количество рабочих часов именно в месяц, а не в неделю, так как не каждую неделю психолог выступает на педсовете, родительском собрании или участвует в консилиуме. Рассмотрим, как рабочее время педагога-психолога распределяется в соответствии с видами деятельности.

Ориентировочное распределение рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности

ВИДЫ РАБОТ

Время на один прием (мероприятие)

Общее время в месяц

Время на подготовку или анализ

Общее время в месяц

Индивидуальное психологическое обследование

Групповое психологическое (скрининговое) обследование

Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие

Групповое развивающее и коррекционное занятие

7 часов в неделю

При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).

В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.

В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:

  • анализ и планирование деятельности в целом;
  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
  • участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
  • оформление кабинета.

Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.

Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.

Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.

По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):

  • Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;
  • Диагностика групповая: 20 групп;
  • Консультирование: 150-170 приемов;
  • Развивающие и коррекционные занятия
    индивидуальные: 150 – 170 занятий;
    групповые: 200 – 240 занятий.
  • Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;
  • Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
Читайте так же:  Отзыв на постановление об административном правонарушении образец

Такова реально осуществимая нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении, дающая эффективные результаты при работе со 150- 170 учащимися, в зависимости от наполняемости это 5-8 классов.

Рабочее время педагога психолога образовательного учреждения

Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6

«Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.

Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:

— на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;

— остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога.

Письма Минобразования России от 01.03.99 N 3 и от 01.03.2000 N 27/970-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» считать утратившими силу.

Приложение N 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 22 декабря 2014 г. N 1601

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

[ —>Скачать с сервера (4.2 Kb) ] 23.07.2014, 12:06
Видео (кликните для воспроизведения).

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

инструкторам по физической культуре;

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы).

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 2 июня 2019 г. — Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. N 234

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 — 2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 — 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

* Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

Рабочее время педагога — психолога

Добрый день. Подскажите пожалуйста законное рабочее время педагога — психолога. Существует ли сейчас положение, что половина рабочего времени — это методическая работа?

Ответы юристов ( 1 )

Вот тут вся информация

соответствии с «Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений», утвержденным приказом Минобразования России от 01.03.2004г. № 945 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах одной ставки при пятидневной рабочей недели составляет 36 часов в неделю. Таким образом, рабочий день психолога с учетом 30 минутного перерыва на обед составляет 7 часов 42 минуты.

О рабочем времени педагога-психолога

Это основной нормативный документ, который регулирует продолжительность рабочесго дня педагога-психолога школы

Вложение Размер
dok_ob_ispolz_rabochego_vremeni.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.

Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:

— на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;

— остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога.

Письма Минобразования России от 01.03.99 N 3 и от 01.03.2000 N 27/970-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» считать утратившими силу.

Рабочее время педагога психолога образовательного учреждения

Количественные показатели деятельности педагога-психолога.

В среднем за 10 месяцев работы (учебный год):

• диагностика индивидуальная: 150–170 обследований;
• диагностика групповая: 20 групп;
• консультирование: 150–170 приемов;
• развивающие и коррекционные занятия индивидуальные: 150–170 занятий;
• развивающие и коррекционные занятия групповые: 200–240 занятий;
• просветительские мероприятия: 20 занятий;
• экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
Видно, что данное количество работы эффективно для 150–170 учащихся

Таблица ориентировочного распределения рабочего времени
педагога-психолога в общеобразовательной школе

Основное рабочее время
(в часах)

Подготовительное время
(в часах)

C

Затраченное
на один прием
(мероприятие)

[1]

На подготовку
или анализ
одного приема
(мероприятия)

Обязаны ли педагоги-психологи работать в учреждении по 36 часов?

В 2001 году вышло инструктивное письмо об использовании рабочего времени педагога-психолога, подписанное Е.Е. Чепурных, имеет ли оно еще силу или теперь педагоги -психологи обязаны как нам говорят все 36 часов работать в учреждении, а методической работой заниматься вне рабочее время? Есть ли вообще у педагогов-психологов права и как их защитить?

Ответы юристов ( 1 )

В соответствии с Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

п. 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из
сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю
.

п. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

[3]

п. 2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается, в том числе, педагогам-психологам.

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным
планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая,
работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися
.

а методической работой заниматься вне рабочее время?
Ольга Шаповалова

Как видите, методическая работа и многое другое входит в рабочее время педагогических работников, в том числе, педагогов — психологов, а именно в 36 часов в неделю.

Рабочее время педагога психолога образовательного учреждения

Видео (кликните для воспроизведения).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 N 536

«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 N 42388)

1. Утвердить согласованные с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемые Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2006 г., регистрационный N 8110).

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(Выдержка из Положения)

VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников

8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом:

  • выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
  • подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами.

И снова о рабочем времени педагога-психолога

Здравствуйте, уважаемая редакция! Спасибо большое за ваш труд, за вашу газету. Несколько лет являюсь вашим читателем и очень много интересного и ценного для своей работы нашла именно у вас. В № 21/2009 прочитала статью Галины Леоновой “Рабочее время педагога-психолога”, и, что называется, задело за живое, очень захотелось откликнуться.

Автор подняла, на мой взгляд, действительно очень актуальную проблему отсутствия в деятельности педагога-психолога в школе такого ресурса, как юридически значимые нормативные документы, регулирующие деятельность психолога с учетом ее особенностей. Хочется сказать Г.Леоновой большое спасибо за статью и высказать свое согласие с ее предложениями.

Среди видов работ педагога-психолога, кроме тех, что названы в статье, не учтены в регламентирующих документах еще и такие: контакты с социальным педагогом или логопедом, дефектологом, если они есть, присутствие психолога при допросах детей сотрудниками детской комнаты милиции и связанные с этим вызовы на суд (в любой школе есть неблагополучные семьи).

Необходимо также учитывать время участия в работе городских, районных методических объединений психологов образования. К сожалению, в нашем городе таких объединений нет, не первый год идут разговоры о том, что объединение необходимо (я тоже так считаю). Естественно, что ни времени, ни места не выделяется для такой работы и все контакты между психологами разных учреждений происходят только на личном уровне и во внерабочее время.

В обычной школе проблема диспетчерской деятельности стоит так же остро, как и в коррекционной школе, могу добавить контакты с директором и завучами, сотрудниками бухгалтерии и отдела кадров. В первой половине дня педагоги и дети заняты, психолог за 10–15 минут перемены пытается встретиться с несколькими школьниками. После уроков в средней и старшей школе решать вопросы не с кем, потому что уже поздно и все расходятся, в лучшем случае все решается по телефону. А в начальном звене, где я работаю, в перерывах тоже нужно поговорить то с педагогом, то с администрацией, то подойдет родитель договориться о встрече (есть такие, кто ставит перед фактом: сейчас он отпросился с работы и другой возможности встретиться у него нет).

В обычной школе имеются точно такие же проблемы, как в коррекционной, с обеспечением вычислительной техникой. Компьютер, если он есть, то дома или в кабинете, но такого устаревшего образца, что пользы от него мало. Замечательно, что сейчас появилось достаточно методической литературы, но при этом для любого тестирования или занятия нужно время на то, чтобы сначала переработать (чаще — создать заново удобный для тебя, например, бланк ответов на вопросы теста), а затем найти, где и как размножить материалы в достаточном количестве. Еще и завхоз вам скажет, что вы очень много расходуете бумаги и краски.

Есть в нашей школе замечательный компьютерный класс, но посадить туда детей (тем более начальной школы) для одновременного тестирования я не смогла: во-первых, в течение дня кабинет занят, во-вторых, программное обеспечение стоит дорого, а администрация школы деньги не выделяет. То, что приобретено мной лично, не рассчитано на одновременное групповое компьютерное тестирование. Да и при начислении заработной платы работа с оргтехникой не учитывается.

Абсолютно согласна с мнением автора о том, что содержание и оформление кабинета также отнимает много времени, могу только сказать, что в своем кабинете мне приходится несколько раз в неделю выполнять роль уборщицы, так как нужно регулярно чистить два больших ковра, которые лежат на полу и используются для работы. А это опять-таки не учитывается — ни затраты времени, ни труда.

Cуществует еще один проблемный момент в работе школьного психолога. У нас 18 присутственных и 18 методических часов — при каком количестве учащихся и педагогов? Нет официальных нормативов, отражающих количество ставок психологов в разных по наполняемости школах. Вот, например, в нашем городе три муниципальные общеобразовательные школы, в каждой по одному психологу. Но в одной школе в каждой параллели только по одному классу (то есть всего 11 классов), а в двух других в каждой параллели в среднем по три класса при наполняемости 26–30 человек.

В моей школе на данный момент только в начальном звене укомплектовано 13 классов. Можно ли при этом сравнивать спектр охваченных психологом проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания, в большой (по количеству учащихся) и маленькой школах? Вопросы возникают регулярно: почему в той школе работа по такому-то направлению ведется, а у нас нет, и прочее. И каждый раз надо доказывать, что это невозможно даже просто физически. Директор школы согласен взять второго психолога, но при условии, что я предоставлю официальные документы (то есть приказы министерства образования), отражающие нормы работы с учетом количества учащихся.

[2]

Кроме того, нет официальных документов, регулирующих вопросы наполняемости группы в процессе психологических занятий при решении разных задач. Разделяется просто: групповые и индивидуальные. На самом же деле в групповой работе возникают разные ситуации, могут быть маленькие группы по 3–6 человек, средние — 10–15 человек или весь класс, когда занятие направлено на взаимодействие внутри коллектива, при работе над сплоченностью коллектива.

Но еще сложнее приходится, когда возникает вопрос о том, что тренинговое занятие нужно вести двум психологам одновременно, а ведь иногда это достаточно жесткая необходимость (например, при групповом занятии по эмоциональному выгоранию педагогов).

Спонсор публикации статьи компания «Norita». «Norita» — это московский обувной магазин, имеющий в своём ассортименте обширный выбор обуви нестандартных размеров. Современные модели из самых разных материалов по доступным ценам. Также компания предлагает Вам такие услуги, как как пошив мужской обуви на заказ. Ознакомиться с полным каталогом продукции, узнать адрес и контакты магазина, уточнить цены, Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.norita-g.ru/.

Наличие официальных документов по данным вопросам значительно упростило бы взаимодействие психологов с администрацией образовательных учреждений, соответственно повысились бы результативность и эффективность деятельности и улучшилось взаимопонимание.

Считаю, что следует четко обозначить, на какое количество учащихся и какого возраста необходим один психолог. При определении количества ставок психолога в образовательном учреждении надо учитывать необходимость работы с разными возрастными группами. На мой взляд, оптимально в каждом звене школы — начальное (1–4-е), среднее (5–8-е) и старшее (9–10-е классы) — иметь своего психолога. При таком распределении можно будет говорить об эффективности работы психолога в школе, а также решится вопрос, когда на одном занятии необходимы два специалиста.

В настоящее время многие школьные психологи перешли на работу в центры. Но такие центры организованы далеко не во всех городах и уж тем более поселках, поэтому достаточное количество психологов будут оставаться в подчинении администрации школы. Именно им жизненно необходим пакет документов, регулирующих их деятельность, который имеет юридическую силу.

[ —>Скачать с сервера (213.8 Kb) ] 23.07.2014, 12:26

Источники


  1. Зайков, Д.Е.; Звягинцев, М.Г. 100 распространенных вопросов по оформлению земли; Издательский дом Ра’, 2011. — 192 c.

  2. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.

  3. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
  4. Правоведение для сельскохозяйственных и ветеринарных вузов. Учебник. — М.: Юрайт, 2015. — 524 c.
  5. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.
Рабочее время педагога психолога образовательного учреждения
Оценка 5 проголосовавших: 1