Прокуратура выносит постановление об административном правонарушении

Полезная информация по теме: "Прокуратура выносит постановление об административном правонарушении". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Прокуратура выносит постановление об административном правонарушении

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В отношении должностного и юридического лиц прокурором возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ. Каков порядок обжалования указанных постановлений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает порядок обжалования постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и допускает обжалование только постановлений по делу об административном правонарушении и определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

13 декабря 2017 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Статья 24.6. Прокурорский надзор

СТ 24.6 КоАП РФ

Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Комментарий к Ст. 24.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Полномочия прокурора как участника производства по делу об административном правонарушении перечислены в ст. 25.11 КоАП РФ, поэтому правила комментируемой статьи должны учитываться вместе с тем, что прокурор в пределах своих полномочий вправе:

— возбуждать производство по делу об административном правонарушении (см. ст. 28.4 КоАП РФ; фактически прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении);

— участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела (ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (ст. ст. 30.10, 30.12 КоАП РФ).

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ).

Анализ законодательства позволяет заключить, что прокурор может быть участником производства по делу об административном правонарушении только в том случае, если он возбуждал дело об административном правонарушении либо если лицом, привлекаемым к административной ответственности, является несовершеннолетний. В этих случаях судья, орган (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав), рассматривающие дело, обязаны известить прокурора о месте и времени рассмотрения дела одним из способов, предусмотренных ст. 25.15 КоАП РФ.

В остальных случаях прокурор не является участником производства по делу об административном правонарушении и извещать его о рассмотрении дела не требуется.

Вместе с тем положения ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», устанавливающей право прокурора приносить протест, во взаимосвязи со ст. 10 этого же Закона, определяющей порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений, презюмируют, что прокурор вправе приносить протест на постановление и (или) решение, вынесенные по делу об административном правонарушении, даже в том случае, если он не возбуждал дело или лицо, привлекаемое к административной ответственности, не является несовершеннолетним (т.е. когда прокурор не являлся участником производства по делу, но при этом заинтересованный участник производства по делу обратился к нему с просьбой о принесении протеста на постановление и (или) решение, вынесенные по делу об административном правонарушении, в защиту своих субъективных прав и законных интересов (см. п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ)). О рассмотрении протеста прокурор должен быть извещен наряду с другими участниками производства по делу об административном правонарушении.

Статья 30.10 КоАП РФ. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения

Новая редакция Ст. 30.10 КоАП РФ

1. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса.

2. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 — 30.8 настоящего Кодекса.

3. Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, и лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса, в трехдневный срок после вынесения решения.

Комментарий к Статье 30.10 КоАП РФ

1. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу должно осуществляться в сроки, установленные статьей 30.3 КоАП, так как речь идет о моменте вступления постановления в законную силу (см. комментарий).

Читайте так же:  Реализация земельного участка ниже кадастровой стоимости

Правовой статус прокурора закреплен в ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 04.11.2005) «О прокуратуре Российской Федерации» (Российская газета. 1995. 25 ноября; 2005. 9 ноября).

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

2. О вступлении в законную силу решения арбитражного суда при обжаловании юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем решения по делу об административном правонарушении прокурор имеет соответствующие полномочия.

3. При принесении протеста на вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания его исполнение приостанавливается (см. комментарий к статье 31.6 КоАП).

4. В обязательном порядке копии решения по протесту прокурора на постановление по делу направляются прокурору, принесшему протест, а также лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представителю физического лица, законному представителю юридического лица, защитнику и представителю.

Другой комментарий к Ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения являются формой прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона при назначении административного наказания судьей, должностным лицом, коллегиальным органом. Основное назначение протеста — мотивированно обосновать, в чем состоит ошибка судьи, должностного лица, которая привела к принятию незаконного решения, почему оно должно быть отменено или изменено. Протест может быть принесен по поводу необоснованного назначения административного наказания, неправильного применения норм КоАП РФ, необоснованного прекращения производства по делу об административном правонарушении. В протесте могут ставиться вопросы об отмене постановления, а также всех последующих решений с передачей дела на новое рассмотрение, о повторном пересмотре в порядке обжалования.

Опротестовано может быть постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, должностным лицом, коллегиальным органом, не вступившее в законную силу.

Протест может быть принесен и на постановление, которое было предметом последующего обжалования в порядке, предусмотренном ст.30.10.

Принесение протеста складывается из следующих этапов: рассмотрение жалобы по поводу незаконности и необоснованности решений, вынесенных судьей, должностным лицом, коллегиальным органом; внесение простеста или отказ в этом; пересмотр.

Правом подачи жалобы для принесения протеста обладают заинтересованные участники производства по делу об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу (ст.25.1); потерпевший (ст.25.2); законный представитель физического лица (ст.25.3); законный представитель юридического лица (ст.25.4).

Срок подачи жалобы прокурору (его заместителю) для принесения протеста составляет десять дней со дня вручения или получения копии постановления на постановление или решение по последующей жалобе (см. комментарий к ст.30.3).

Следует подчеркнуть, что жалобы заинтересованных лиц, содержащие указания на допущенные нарушения закона, которые могли повлиять на законность или обоснованность решения, служат основанием к истребованию дел об административных правонарушениях и изучению руководителем соответствующей прокуратуры. Если же доводы заявителя несостоятельны и не требуют проверки, то жалоба остается без удовлетворения, о чем ему сообщается в письменной форме.

Как видно из содержания части первой комментируемой статьи, порядок и сроки, установленные ст.30.1-30.3, обязательны для соблюдения как в случае подачи соответствующими заинтересованными лицами жалобы прокурору для принесения протеста, так и лицами, принесшими протест.Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями (ст.36 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»). Протест до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест (ст.37 Закона о прокуратуре РФ).

2. В ч.2 комментируемой статьи установлены общие правила рассмотрения протеста прокурора. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст.30.4-30.8 КоАП РФ.

[3]

3. По результатам рассмотрения протеста прокурора судья, соответствующее должностное лицо выносят решение, копия которого направляется прокурору, принесшему протест, в трехдневный срок после вынесения решения. В течение указанного срока копия решения вручается участникам производства по делу об административном правонарушении, указанным в ст.25.1-25.5 КоАП РФ.

Вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении

Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ — долгожданный законодательный акт, который в целом вписывается в проводимую в стране судебно-правовую реформу. Тем неожиданнее на фоне непрекращающихся дискуссий о роли и месте прокуратуры в современном государственно-правовом механизме выглядит допускаемое Кодексом расширение рамок применения прокурорами такого средства прокурорского реагирования, как вынесение постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

КоАП РФ фактически вывел из правового поля п. 1 ст. 25 Закона о прокуратуре, которым прокурор наделен полномочиями возбуждать производство по делу об административном правонарушении только в отношении должностных лиц. Дело в том, что ст. 28.4 КоАП РФ, т.е. норма специальная, принятая значительно позже ст. 25 Закона о прокуратуре, позволяет прокурору выносить постановление по любому выявленному в ходе надзорной проверки факту административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом либо законом соответствующего субъекта Федерации. При этом Кодекс не ограничивает прокурора и кругом привлекаемых к ответственности лиц, т.е. процедура административного преследования может быть инициирована прокурором не только в отношении должностных лиц (перечень которых в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ значительно шире, чем в ст. 21 Закона о прокуратуре), но и граждан и юридических лиц.

В то же время согласно ч. 1 ст. 28.4 Кодекса прокурор специально уполномочен возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.25, ст. 15.10, ч. 3 ст. 19.4, ст. ст. 19.9 и 20.26 КоАП РФ. В нашу задачу не входит анализ содержания диспозиций перечисленных статей. Вместе с тем на одно обстоятельство необходимо обратить внимание.

Читайте так же:  Посмотреть кадастровую стоимость земли по кадастровому номеру

Прокурор в силу своего статуса представителя надзорного органа, не относящегося к исполнительной ветви власти, не должен являться активным участником процесса привлечения виновных к административной ответственности. То есть возможность возбуждения им производства по делу об административном правонарушении должна рассматриваться как применение полномочий компенсационного характера, когда должностное лицо соответствующего органа административной юрисдикции по тем или иным причинам не может инициировать процедуру административного преследования. В этой связи недостаточно продуманной представляется позиция законодателя, который в шестнадцати из восемнадцати перечисленных выше статей оставил прокурора один на один с правонарушителями, фактически приравняв его к должностному лицу органа административной юрисдикции, уполномоченному составлять протоколы. Едва ли можно всерьез оправдывать такой выбор необходимостью укрепления позиции прокуратуры как правозащитного органа, поскольку за прокурором «закреплено» лишь восемь из сорока статей, объединяемых гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».

Сказанное позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, прокурор при выявлении в ходе проверки деяния, наказуемого в соответствии со статьей Особенной части КоАП РФ либо законом об административной ответственности за нарушение отдельных видов законодательства субъекта Федерации, в котором он осуществляет свою деятельность, вправе вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении любого лица.

Во-вторых, ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ необходимо изменить, изъяв из нее упоминание о тех самых восемнадцати статьях, и ограничиться лаконичной формулировкой о том, что «при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить производство по делу о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом соответствующего субъекта Российской Федерации».

В-третьих, вне всякого сомнения, по названным восемнадцати статьям необходимо возложить обязанность составлять протоколы по фактам совершения соответствующих правонарушений на должностных лиц органов административной юрисдикции, для чего следует внести изменения и дополнения в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

При вынесении постановления прокурору необходимо руководствоваться требованиями ст. 4.5 КоАП РФ о давности привлечения к административной ответственности. В Кодексе сохранен общий двухмесячный срок для привлечения лица к административной ответственности со дня совершения правонарушения либо со дня его обнаружения при длящемся характере деяния.

В то же время за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе давность привлечения к административной ответственности составляет один год. Этот срок может быть применен только в отношении деяний, ответственность за которые предусмотрена исключительно Кодексом.

Однако если в отношении основной группы таких нарушений вопрос об их квалификации можно решить достаточно легко, применительно к нарушениям, например, законодательства об охране окружающей среды требуются пояснения. Дело в том, что гл. 8 КоАП РФ устанавливает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. В чистом виде отделить природопользование от охраны окружающей природной среды невозможно. Не случайно в одобренном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 Классификаторе правовых актов рассматриваемая отрасль законодательства приведена в разделе «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды».

Привлечение лица к ответственности в течение одного года возможно и в случае, если за совершенное деяние может быть наложено взыскание в виде дисквалификации. Аналогичные сроки применяются в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения, соответственно со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Поскольку указанные сроки давности привлечения лица к административной ответственности относятся к моменту вынесения постановления по делу об административном правонарушении, т.е. завершающего производство документа, прокурор должен реально оценивать возможность соответствующего органа, должностного лица или судьи рассмотреть дело в установленный ст. 29.6 КоАП срок, который в большинстве случаев составляет пятнадцать дней.

Немаловажный момент при привлечении виновных к ответственности по инициативе прокурора — соблюдение срока вынесения им постановления. Часть 1 ст. 28.5 Кодекса устанавливает, что протокол (а равно и постановление прокурора) составляется немедленно после выявления административного правонарушения. Вместе с тем ч. 2 этой же статьи допускает, что в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении (равно как и постановление прокурора) составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Представляется, что прокурору нет необходимости связывать себя требованиями о немедленном вынесении постановления, тем более что Кодекс не требует документально закреплять причины продления срока вынесения постановления до двух дней. Это время как раз потребуется для составления грамотного и мотивированного документа, учитывая то обстоятельство, что сами правонарушения вскрываются, как правило, не прокурорами и их заместителями, а подчиненными им оперативными работниками.

Часть 3 ст. 28.5 КоАП устанавливает, что в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 Кодекса. Постараемся определить, насколько это правило соотносится с возможностью прокурора реагировать на выявленные административные правонарушения.

Действительно, ст. 28.7 КоАП введен в практику такой правовой институт в механизме производства по делу об административном правонарушении, как административное расследование, которого в КоАП РСФСР не было. Его применение обусловлено необходимостью осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в случаях выявления административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте. Этот перечень закреплен в ч. 1 ст. 28.7 КоАП и является исчерпывающим. Поскольку он не корреспондирует только законодательству Российской Федерации, как это имеет место в упомянутой выше ст. 4.5 Кодекса, можно утверждать, что в случае совершения административного правонарушения, скажем, в области охраны окружающей среды, ответственность за которое установлена законом субъекта Федерации, назначение административного расследования будет правомерным.

Читайте так же:  Оформление паевых земель сельхозназначения в собственность

Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административных правонарушениях, в виде определения, а прокурором — в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Анализ приведенной и последующих норм позволяет говорить о том, что предпринята попытка наделить органы прокуратуры несвойственными им функциями без установления четкого алгоритма действий прокурора.

Во-первых, о каком постановлении прокурора идет речь в рассмотренной выше норме? Если о постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, то оно выполняет роль аналога протокола об административном правонарушении, а здесь говорится об определении, выносимом должностным лицом соответствующего органа административной юрисдикции.

Во-вторых, согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП при установленном общем сроке проведения административного расследования в один месяц допускается в исключительных случаях продление этого срока по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, еще на один месяц, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа — на срок до шести месяцев. Но, основываясь на полномочиях прокурора, закрепленных в ст. 25.11 Кодекса, в сопоставлении с другими статьями, приходим к выводу, что дело не может находиться в производстве у прокурора, поскольку он не является уполномоченным на то должностным лицом. Кроме того, кто должен продлевать срок административного расследования прокурору?

В-третьих, в соответствии с ч. 6 ст. 28.7 КоАП по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. То есть если предположить, что прокурор, несмотря на имеющую место несогласованность норм Кодекса, довел административное расследование до конца, ему предлагается либо повторно выносить постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (тогда не ясно, какое же постановление им было вынесено до этого), либо вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении, чего он не может делать, поскольку не наделен такими полномочиями.

Таким образом, анализ ст. 28.7 КоАП позволяет сделать вывод о том, что законодателю необходимо исключить прокурора из числа субъектов, наделенных правом инициировать административное расследование. В случаях, когда по мнению прокурора может или должно проводиться административное расследование, следует, не вынося постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, незамедлительно передать сообщение о правонарушении вместе с материалами проверки в орган или должностному лицу, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях.

Статья 28.8 КоАП устанавливает, что постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента его вынесения. При этом в случае, если Кодексом за совершение правонарушения предусмотрен административный арест, постановление передается на рассмотрение судье немедленно.

Еще одна проблема, связанная с реализацией прокурором полномочий по вынесению постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, возникла в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2002 г. АПК РФ. Анализ гл. 25 АПК в совокупности со ст. 52 этого Кодекса позволяет говорить о несоответствии арбитражного процессуального законодательства нормам КоАП РФ, когда прокурор, наделенный полномочиями выносить постановления о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (причем по ст. ст. 7.24 и 15.10 КоАП РФ это вправе делать исключительно он), лишен возможности направить свое постановление в арбитражный суд для рассмотрения по существу, а также не может принимать участие в таком рассмотрении.

До внесения соответствующих изменений и дополнений представляется единственно возможным направление прокурором материалов по факту выявленных нарушений законов в орган административной юрисдикции, должностные лица которого уполномочены в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протоколы о таких административных правонарушениях. При этом упомянутые две статьи КоАП, «подведомственные» прокурору, заведомо остаются нерабочими применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Органы прокуратуры как субъекты административного процесса

Законодательство об административных правонарушениях признает прокурора как представителя государственно-властных структур участником производства по делам об административных правонарушениях.

Как отмечается в статье 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Объем полномочий прокурора установлен положениями статьи 25.11 КоАП РФ. Так, прокурор в пределах своих полномочий вправе:

— возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

— участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

— приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

Статья 28.4 КоАП РФ определяет, во-первых, исчерпывающий перечень тех административных правонарушений, возбуждение дел по которым возлагается только на прокурора, а во-вторых, предоставляет прокурору право при осуществлении надзорных полномочий возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится в определенные законом сроки (ст. 28.5 КоАП РФ) и должно содержать установленные статьей 28.2 КоАП РФ сведения.

Постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента вынесения постановления, а если возбуждено дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, прокурор направляет такое постановление судье немедленно.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно отвечать требованиям, установленным статьей 29.12 КоАП РФ.

Участие прокурора в рассмотрении дела об административном правонарушении связано с его полномочиями по возбуждению дел.

Участвуя в рассмотрении дела, прокурор вправе предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на органы прокуратуры надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних (ст. 10 Закона). В связи с этим прокурор, как правило, присутствует на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кодекс устанавливает указанный выше порядок извещения прокурора о месте и времени рассмотрения дела как в упомянутых комиссиях , та и в других органах административной юрисдикции. Присутствие прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях несовершеннолетних является дополнительной гарантией прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия.

Читайте так же:  Сколько налоговая рассматривает заявление на возврат налога

Право прокурора приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ.

Протест может быть принесен на судебные акты, в том числе, которые не разрешают дело по существу (например, определение о возвращении дела об административном правонарушении).

Статья 30.1 КоАП РФ определяет органы и должностных лиц, которым адресуется протест. В их числе вышестоящие должностные лица, судебные и иные органы.

На постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы жалоба и протест в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Десятидневный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу (ст. 30.3 КоАП РФ), а также по ходатайству прокурора, принесшего протест, о чем разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов на них могут быть опротестованы прокурором субъекта РФ или его заместителем. Такие протесты приносятся на имя председателя суда соответствующего субъекта РФ в случаях несоответствия указанных решений процессуальным требованиям, установленным статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ, а также в связи с неправильным применением норм материального права.

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

См. комментарии к статье 28.4 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 8 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 521-ФЗ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 — 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.3.1, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

[1]

Реализация прокурором полномочий по опротестованию постановлений по делам об административных правонарушениях

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам городов, районов, вышестоящим прокурорам и их заместителями предоставлено право принесения протеста на решение судьи по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 36) с целью пресечения фактов незаконного применения, прежде всего к гражданам, административного задержания, штрафа и иных мер административной ответственности.

Право опротестования прокурором, в том числе не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотрено и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — статьей 25.11 КоАП РФ, предоставляющей прокурору указанное право независимо от участия в деле.

Так, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, обжалуется в вышестоящий суд, принятое коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа, должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если постановление вынесено иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, то его постановление подлежит оспариванию в районном суде по месту рассмотрения дела.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении может быть принесен в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Опротестование вступивших в законную силу постановлений органов административной юрисдикции относится к компетенции прокуроров субъектов Российской Федерации и их заместителей, Генерального прокурора РФ и его заместителей, которые приносят протесты на имя председателей (заместителей председателей) соответствующих их статусу верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области или автономных округов (ст. 30.12 КоАП РФ).

Следует иметь ввиду, что законодательство не допускает возможность опротестовывать в суде в порядке надзора вступившие в законную силу акты несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения.

Изложенное свидетельствует о том, что, несмотря на наличие у прокурора права на опротестование в порядке надзора любого постановления (решения), вынесенного по делу об административном правонарушении, данное право не является абсолютным и не распространяется на случаи проверки вступивших в законную силу постановлений органов административной юрисдикции и их должностных лиц (ГИБДД, МЧС, Россельхознадзор, Государственная инспекция труда и т.д.), если данные постановления до вступления их в законную силу не оспаривались участниками производства в судебном порядке.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть опротестовано прокурором в арбитражный суд.

Полномочия прокурора по административному преследованию за правонарушения в экономической сфере (Тухватуллин Т.А.)

Дата размещения статьи: 28.07.2016

Административную ответственность в сфере экономики в Российской Федерации можно отнести к категории «штрафной», поскольку подавляющее большинство виновных в совершении правонарушений лиц подвергается административному штрафу . Так, по сведениям Федеральной службы государственной статистики, в 2011 г. в экономической сфере было возбуждено 2 564 815 административных дел, из них рассмотрено 1 090 785, в 2012 г. — 3 330 851 и 1 640 670 дел, в 2013 г. — 3 121 314 и 1 570 760 дел соответственно. Сумма наложенных штрафов по стране за административные правонарушения в сфере экономики в 2011 г. составила 130 289 158 тыс. руб., в 2012 г. — 240 475 623 тыс. руб., в 2013 г. — 271 858 558 тыс. руб. . Приведенные данные позволяют заключить о ежегодном увеличении количества совершенных и выявленных экономических правонарушений, рассмотренных административных дел и сумм назначенных по ним штрафов.
———————————
Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2008. С. 434.
URL: http://www.cdsd.gks.ru.

Читайте так же:  Односторонний отказ от исполнения договора аренды арендодателем

По указанной причине, а также в связи с экономическим развитием государства, расширением сфер правового регулирования и объектов экономической деятельности возрастает роль прокурора по административному преследованию виновных в совершении экономических правонарушений лиц. Более того, прокуратура при реализации возложенных на нее задач в целях восстановления прав и свобод человека и гражданина, защиты интересов общества и государства, укрепления законности одновременно способствует реализации принципа неотвратимости ответственности за совершение административных правонарушений экономического характера .
———————————
См.: Алхутова Е.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов об административной ответственности за правонарушения в сфере экономики: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2013. С. 5.

— неправомерные действия при банкротстве (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими) (ч. 1, 2, 4, 5 ст. 14.13) ;
———————————
Полномочие по возбуждению прокурором дел об административных правонарушениях по указанной статье закреплено Федеральным законом от 25.11.2013 N 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

[2]

— нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 1, 2 ст. 14.25);
— нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ст. 14.35);
— неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ч. 1 ст. 15.10);
— неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ч. 4 ст. 15.27);
— несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре) (ст. 19.6.1);
— нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов (ст. 19.9).
В этом случае статус прокурора, по справедливому мнению Н.В. Субановой, фактически приравнен к положению контролирующего органа, уполномоченного на осуществление административного преследования (в части выявления деликтов), чья компетенция носит выраженный функциональный характер, определена применительно к конкретной сфере управления и подчиненным объектам .
———————————
См.: Субанова Н.В. Определение прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении // Законность. 2011. N 1.

Между тем, перечисляя несколько десятков статей, по которым дела могут возбуждаться только прокурором (исключительная компетенция), законодатель не оговаривает, вследствие какой именно предшествующей прокурорской деятельности выявляются факты совершения административно наказуемых деяний . При этом, по справедливому мнению А.И. Гальченко, дела об указанных административных правонарушениях могут быть возбуждены прокурором как по результатам проверок в рамках осуществления надзорной деятельности, так и по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и иных лиц .
———————————
См.: Винокуров А.Ю. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 10.
Гальченко А.И. Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях // Законность. 2014. N 2.

Действительно, разрешение обращений о нарушениях законов в сфере экономики занимает существенное место в деятельности прокуратуры. Ежегодно возрастает число разрешенных прокуратурой обращений, например по вопросам земельного законодательства: в 2013 г. в органах прокуратуры рассмотрено 63 491 обращение, из них 10 224 (практически каждое шестое) удовлетворены, в 2012 г. обращений рассмотрено на 5,5% меньше, в 2011 г. — на 3,5%, а в 2010 г. — на 9,9% . По результатам рассмотрения жалоб прокурор использует весь предоставленный законом комплекс мер реагирования, включая полномочие по возбуждению административных дел.
———————————
Сводный отчет прокурора по Российской Федерации по форме ОЖ за 2010 — 2013 гг.

При инициировании административного расследования по тому или иному факту правонарушения прокурору следует руководствоваться перечнем административных правонарушений, который дан в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, и не выходить за его рамки . При этом, по мнению А.И. Гальченко, «прокурор хотя и наделен правом возбуждения дела о любом административном правонарушении, но проводить административное расследование может только по делам, относящимся к его исключительной компетенции» . Однако представленная позиция является не совсем обоснованной, поскольку закон не ограничивает прокурора в возможности проведения административного расследования. Более того, ввиду наличия у прокурора права возбуждать любое административное дело право проводить по нему административное расследование подразумевается. В противном случае какое должностное лицо или государственный орган должны проводить административное расследование по административному делу, возбужденному прокурором?
———————————
Подробнее см.: Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н. Актуальные проблемы административного расследования // Административное право и процесс. 2007. N 3.
Гальченко А.И. Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях // Законность. 2014. N 2.

Литература

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Алхутова Е.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов об административной ответственности за правонарушения в сфере экономики: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2013.
2. Андреева Е.И., Ким Н.И. Административная ответственность должностных лиц за правонарушения в области экономической деятельности // Административное право и процесс. 2012. N 5. С. 30 — 33.
3. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2008.
4. Винокуров А.Ю. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 10.
5. Волчецкая Т.С., Хорьков В.Н. Актуальные проблемы административного расследования // Административное право и процесс. 2007. N 3.
6. Гальченко А.И. Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях // Законность. 2014. N 2.
7. Субанова Н.В. Определение прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении // Законность. 2011. N 1.

Источники


  1. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

  2. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.

  3. Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
  4. Кондратьев, Ф.В. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Очерки истории / ред. Т.Б. Дмитриева, Ф.В. Кондратьев. — М.: ГНЦССП им. Сербского, 2014. — 228 c.
  5. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
Прокуратура выносит постановление об административном правонарушении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here