Профессиональные стандарты педагога дополнительного образования

Полезная информация по теме: "Профессиональные стандарты педагога дополнительного образования". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Профессиональные стандарты педагога дополнительного образования

117342, г. Москва, ул. Бутлерова, 17

Все права на опубликованные на сайте Общероссийского Профсоюза образования материалы охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Любое использование материалов допускается только по согласованию с их авторами с обязательной активной ссылкой на источник.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даны ссылки.

Утвержден профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Профессиональные стандарты применяются:

— работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

— образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

— при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлено, что в функции педагога входят:

— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

— планирование и проведение учебных занятий;

— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

— формирование универсальных учебных действий;

— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

— формирование мотивации к обучению;

— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Возможные наименования должностей по данной профессии: «учитель», «воспитатель».

Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Профстандарт педагога дополнительного образования. Квалификация и требования к педагогу дополнительного образования. Профессиональный стандарт

Профстандарт педагога дополнительного образования является актуальным вопросом. Именно поэтому все, что связано с его введением, в настоящее время является темой для обсуждения экспертов и специалистов.

Особенности внедрения документа

Этот профессиональный стандарт содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к работникам сферы дополнительного образования. На данный момент отложено введение данного стандарта, так как педагогическое сообщество по-разному восприняло его положения. Было принято решение о предварительной доработке данного документа, исправлении в нем многочисленных неточностей.

Характеристика категории «дополнительное образование»

Профстандарт педагога дополнительного образования был разработан для той категории людей, которые используют в своей профессиональной деятельности опыт, знания, компетенции в нескольких сферах: в психологии, профильном направлении, педагогике.

В качестве профиля в их работе выступает художественная деятельность, хореография, техническое творчество.

У многих работников данной сферы нет дипломов о педагогическом либо психологическом образовании. Именно поэтому возникали серьезные проблемы в процессе разработки требований к педагогам дополнительного образования, ведь необходимо учитывать все нюансы и специфику системы дополнительного образования, которая сложилась на данный промежуток времени.

Требования к образованию

Профстандарт педагога дополнительного образования содержит раздел, в котором говорится о том, что работники дополнительного образования должны иметь высшее педагогическое образование (в виде бакалавриата) и професисональное дополнительную квалификацию в сфере методической работы в дополнительном образовании взрослых и детей.

[1]

При внимательном изучении данного требования получается, что педагог дополнительной системы образования обязан иметь два диплома. Если получение одного образования – реальная задача, то продолжение второго (платного) доступно далеко не всем работникам системы дополнительного образования.

Стандарт педагога дополнительного образования содержит и такой пункт, по которому обучаться специалисты по профессиональной программе, соответствующей профилю деятельности, должны не реже одного раза в три года.

Для того чтобы выполнить данное требование, в стране должны быть созданы специальные центры повышения квалификации, которые бы позволяли педагогам дополнительного образования повышать свою квалификацию в непрерывном варианте.

На данный момент этот вопрос остается открытым, выполнить требования о повышении квалификации невозможно.

Значимость дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования важна для формирования в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма. Министр образования РФ Ольга Васильева неоднократно подчеркивала важность введения в образовательных учреждениях бесплатных секций и кружков по научно-техническому творчеству, шахматам, музыке, театральному искусству.

Читайте так же:  Результаты отдельного этапа исполнения контракта отражаются заказчиком

Именно дополнительное образование в настоящее время стало одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки Российской Федерации.

Основные проблемы внедрения

Профстандарт педагога дополнительного образования пока только рассматривается в педагогическом сообществе, в реальную практику он не введен. Среди основных причин такого «торможения» эксперты выделяют организационно-управленческие и педагогические проблемы.

В качестве организационно-управленческих проблем выделяют наличие полноценных общеобразовательных программ дополнительного образования для школьников и взрослых людей. Кроме того, в настоящее время в системе внеурочного образования нет достаточного количества учебных пособий, адаптированных к индивидуальным возрастным особенностям школьников.

Для того чтобы внедрить в практику профессиональный стандарт, необходимо предварительно обеспечить педагогов методической поддержкой при разработке индивидуальных образовательных программ.

Кроме того, важно организовать и работу экспертов, которые будут анализировать эффективность работы педагогов дополнительного образования по специальным программам, создать полноценную материально-техническую базу для реализации задач, указанных в методических рекомендациях по каждому профилю образования.

Передача профессионального мастерства

Положительный опыт педагога дополнительного образования должен быть опубликован, чтобы у молодых специалистов была реальная возможность ознакомления с лучшими методиками, что предполагает определенные материальные затраты.

Несмотря на то, что многие школьные учителя положительно отнеслись к идее об организации на базе общеобразовательных школ многочисленных студий, кружков, творческих объединений, в которых ребята могли бы обучаться бесплатно, на практике процесс их создания связан с серьезными проблемами материального плана.

Кадровые проблемы

Учитывая те требования к педагогу дополнительного образования, которые указаны в профессиональном стандарте, работать в кружках дополнительного образования могут только учителя-предметники. Для того чтобы «выжить», в настоящее время школьные педагоги вынуждены брать 30-часовую учебную нагрузку, поэтому у них не остается ни физических, ни моральных сил на то, чтобы придумывать методические программы дополнительного образования, организовывать для своих воспитанников послеурочные кружки и творческие студии.

Квалификация педагога дополнительного образования предполагает наличие педагогического образования, но в последнее время в высших учебных заведениях сокращено количество направлений, связанных с подготовкой педагогов. Такое «кадровое голодание» также является причиной торможения внедрения стандарта в практику.

Педагог не может работать круглосуточно, поэтому он отдает предпочтение урочной деятельности, по объективным причинам он оставляет без внимания систему дополнительного образования школьников.

Основные положения

Рассмотрим, что собой представляет внеурочная работа. Педагог дополнительного образования иметь педагогическое образование. В противном случае у него нет права на работу с детьми. Профстандарт направлен на помощь руководству в осуществлении грамотной кадровой политики, качественного управления работниками ОУ.

Этот документ должен использоваться при проведении аттестационных испытаний сотрудников, определении заработной платы, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров с педагогами.

Педагог дополнительного образования взрослых также должен иметь педагогическое образование, периодически повышать свою квалификацию.

В качестве исключения (при отсутствии кадров) допускается трудоустройство с последующим получением сотрудником профильного образования педагогической направленности.

Необходимость внедрения стандарта

Среди объективных причин, по которым в российском дополнительном образовании должен быть введен стандарт, выделим сложности, которые появляются у экспертов в процессе проведения аттестации педагогических работников.

Часть законодательных норм, которыми руководствуются члены аттестационных комиссий, были разработаны много лет назад. За это время они перестали быть актуальными, не позволяют экспертам в полной мере оценить деятельность аттестуемого педагога дополнительного образования.

Новые нормы, которые будут приняты на законодательном уровне, дадут возможность повысить заинтересованность и ответственность учителей, вовлеченных во внеурочную деятельность.

Правила достижения результатов

Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо грамотно применять разработанный стандарт. Он не должен стать мерой для жесткой регламентации деятельности сотрудников, а обязан быть стимулом к поиску новых методических приемов, нестандартных решений для сотрудников системы российского дополнительного образования.

Согласно стандарту, педагогический сотрудник обязан:

  • проводить набор детей в группы, студии, творческие коллективы согласно разработанной программе;
  • искать способы мотивации воспитанников;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение оснащенности учебного кабинета;
  • разрабатывать специальные информационные материалы;
  • учитывать пожелания родителей и воспитанников;
  • помогать детям, разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории.

Именно педагог дошкольного образования обязан создавать для школьников оптимальные условия, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования.

В профессиональный стандарт включен и пункт, согласно которому педагог должен проводить работу, связанную с подготовкой своих воспитанников к разнообразным выставкам, конкурсам.

Настоящий профессионал знает, как создать условия для самоконтроля детей, найти вариант эффективного сотрудничества с другими организациями, родителями своих учеников.

Заключение

В связи с теми инновациями и преобразованиями, которые наблюдаются в последние годы в российской системе образования, актуальным и своевременным является вопрос о введении в системе дополнительного образования профессионального стандарта педагога.

Для того чтобы воспитательный процесс проходил по определенному алгоритму, у педагога должны быть определенные личностные качества, также отмеченные в стандарте: высокий творческий потенциал, интеллектуальный уровень, чувство юмора, толерантность, любовь к детям.

В ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, которые предполагают прохождение обязательной профессиональной аттестации всех сотрудников системы российского дополнительного образования. Данная процедура, по мнению разработчиков документа, является мерой оценки мастерства педагогов. В качестве подтверждения своих достижений учителя представляют грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы. По итогам аттестации им будет присваиваться определенная квалификационная категория, которая существенно повлияет на размер его заработной платы.

Читайте так же:  Отзыв на постановление об административном правонарушении образец

Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

внедрения профессионального стандарта

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Цель: обеспечение перехода на работу образовательной организации в условиях действия профессионального стандарта педагога дополнительного образования

Задачи:

Организация повышения квалификации педагогических работников СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

  1. (далее ‑ Учреждение) в соответствии с требованиями профстандарта.
  2. Совершенствование системы аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта.
  3. Обеспечение нормативно-правового сопровождения перехода на профессиональный стандарт.
  4. Обеспечение деятельности педагогов по эффективному контракту.
  5. Повышение престижа деятельности педагога.

Индикаторы:

  • совершенствование профессиональных моделей повышения квалификации на основе профессионального стандарта;
  • внедрение пакета типовых документов СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова, работающей в условиях профессионального стандарта;
  • апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профессионального стандарта;
  • доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта 98,8%;

— аттестация педагогических работников Учреждения на основе требований профессионального стандарта 100%.

1-ый этап: проведение мероприятий по информационному сопровождению перехода на профессиональный стандарт, разработка нормативных правовых актов.

2-ой этап: внедрение профессионального стандарта в деятельность СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова (с 01 января 2018г.)

Мероприятие

Предполагаемый результат

Ответственные

1-ый этап

1. Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение перехода на профессиональный стандарт

Создание рабочей группы по внедрению профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Приказ СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Разработка и утверждение Дорожной карты внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей» в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Приказ СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация ознакомления педагогических работников с содержанием профессионального стандарта:

— организация обсуждения на педагогических советах (объединениях), совещаниях при директоре;

— размещение информации на стендах, сайте организации

Протоколы заседаний педагогических советов, совещаний при директоре.

Информационный стенд с материалами профстандарта. Обновление сайта. Обновление материалов раздела сайта «Документы». Создание подрубрики «Профстандарт педагога дополнительного образования».

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Разработка документа, определяющего квалификационные требования к педагогу, соответствующие реализуемым в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова программам

Наличие внутреннего стандарта СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Разработка положения об утверждении уровней профессионального стандарта педагога СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Наличие положения, регламентирующего порядок установленного уровня профессионального стандарта

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Разработка, согласование и утверждение локальных нормативных актов СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

в области формирования кадровой политики, трудовых отношений с педагогами, оценка качества труда педагогических работников

Новые редакции документов:

— правила внутреннего трудового распорядка и др.

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Разработка положения о порядке проведения внутреннего аудита в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Наличие положения о внутреннем аудите

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Разработка Программы развития СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Создание перечня мероприятий, целевых показателей

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Ознакомление работников с вновь разработанными локальными нормативными актами, регламентирующими социально-трудовые отношения в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова, изменениями в ранее изданные нормативные и локальные акты

Заключённые трудовые договоры, подписанные должностные инструкции, внесение изменений в коллективный договор, правила внутреннего распорядка

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с программой развития СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Видео (кликните для воспроизведения).

Протоколы родительских собраний

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

2. Определение соответствия профессионального уровня педагогических работников ОДОД требованиям профстандарта

Организация и проведение процедуры самооценки педагогами своей квалификации в соответствии с уровнями профессионального стандарта педагога в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Издание приказа, регламентирующего порядок проведения процедуры самооценки педагогами своей квалификации в соответствии с уровнями профессионального стандарта. Разработка инструментария по выявлению соответствия профессиональных компетенций педагогов требованиям профессионального стандарта

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Корректировка рабочих программ по предметам с учётом требованиям профессионального стандарта

Обновлённые рабочие программы

Администрация СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация и проведение внутреннего аудита в СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Оценка квалификации работников, оценка соответствия работника предъявляемым профессиональным требованиям

Внутренние аудиторы СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Анализ затруднений педагогов, определение возможности их преодоления на уровне Учреждения

Типологизация выявленных проблем по результатам самоценки педагогов, внутреннего аудита, результатов контроля, внутренней системы оценки качества образования. Проведение анализа, направленного на определение возможностей решения выявленных проблем за счет внутренних ресурсов СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

и возможностей внешней среды

[2]

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Рразработка предложений по совершенствованию внутрифирменной системы повышения квалификации с учётом выявленного дефицита компетенций педагогов в соответствии с выделенными уровнями профессионального стандарта

Изменения в локальных актах, регламентирующих деятельность по повышению квалификации педагогов. Разработка и реализация программы внутрифирменного повышения квалификации, планов постоянно действующих семинаров

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Составление дифференцированной программы профессионального развития педагогов СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова на основе оценки уровня соответствия компетенций педагога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования»

Читайте так же:  Перечень документов для продления удостоверения частного охранника

Установление уровня соответствия компетенции педагога содержанию трудовых функций

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Организация и проведение заседания педагогического совета СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

с целью разработки и утверждения оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога

Составление траектории индивидуального профессионального развития педагога (что, когда, где будет изучаться)

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

3. Повышение квалификации педагогических работников

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Разработка фондов оценочных средств (ФОС) по оценке уровня квалификации с учётом требований профессионального стандарта

Фонд оценочного инструментария

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

Апробация индивидуальных заданий педагогам на устранение дефицитов компетенций с точки зрения требования профессионального стандарта

Апробация индивидуальных программ повышения профессионального уровня педагогических работников

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Члены рабочей группы

4. Аттестация педагогических работников

Корректировка локальных актов, устанавливающих порядок создания и деятельности аттестационной комиссии ОДОД, документального оформления содержания и результатов деятельности на основании документации вышестоящих организаций

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Апробация региональных и муниципальных методических рекомендаций по организации аттестации на основе критериев аттестации, разработанных с учетом требований профессионального стандарта

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

[3]

Организация и проведение семинаров для педагогических работников школы по вопросам аттестации с учетом требований профессионального стандарта

Полное и современное удовлетворение запросов целевой группы

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Составление плана аттестации педагогических работников

План аттестации педагогических

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

2-ой этап

5. Работа в условиях реализации профессионального стандарта

Организационно-методическое обеспечение самоанализа (самооценки) педагогическим работником своей профессиональной деятельности с целью установления ее соответствия требованиям профессионального стандарта

Инструментарий для проведения самоанализа, методические указания по его применению

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация проведения самоанализа (самооценки) педагогическим работником своей профессиональной деятельности с целью установления ее соответствия требованиям профессионального стандарта

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Составление персонифицированных программ повышения профессионального уровня педагогических работников с учетом результатов самооценки

Персонифицированные программы повышения профессионального уровня педагогических работников СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Модернизация системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Планирование повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогов

Утверждённый план повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогических работников

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация диссеминации полученных знаний в ходе повышения квалификации (переподготовки)

Повышение профессионального уровня педагогов посредством самообразования, целевых курсов, стажировочных площадок, мастер-классов, дистанционного обучения и т.д.

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Внесение дополнений в программы сопровождения молодых специалистов в период адаптации

Адаптированные программы сопровождения молодых специалистов к требованиям профессионального стандарта

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация системы наставничества молодых педагогов

Определение наставников приказом

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация участия педагогов школы в профессиональных Всероссийских, краевых и муниципальных конкурсах

Повышение престижа профессии

СДМШ № 3 им. Ю. Богатикова

Организация мероприятий, направленных на популяризацию деятельности педагогов — победителей конкурсов профессионального мастерства

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования

Статьи по теме

Профстандарт педагога дополнительного образования в 2018 году направлен на совершенствование образовательной системы Российской Федерации. Читайте о его содержании и проблемах, связанных с внедрением, скачайте документ.

Читайте в нашей статье:

Профстандарт педагога дополнительного образования: последние новости

Профстандарт педагога дополнительного образования (ППДО) содержится в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и зарегистрирован в Минюсте 24 сентября 2015 г. Однако его ввод в действие был отложен до 1 января 2018 года решением министра образования Ольги Васильевой. С этой даты профстандарт должен использоваться повсеместно.

Скачать документы из статьи:

Термин «педагог дополнительного образования» применяется с 1992 года. К этой группе сфере просвещения отнесены все дисциплины, ставящие своей целью «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени». Так сказано в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

Основные цели и задачи профстандарта

Внедрение педагогических профстандартов, в том числе ППДО, призвано систематизировать требования к учителям, ввести единые квалификационные требования. Тем самым общий уровень образования в Российской Федерации должен возрасти – так как каждый преподаватель должен соответствовать стандартам.

ППДО декларирует своими основными целями и задачами организацию оптимальных условий для всестороннего развития учеников, освоения ими программ, помощи в профориентации, личностному росту. Существует около 44 000 программ дополнительного образования. Они делятся на такие группы: социальные, художественные, естественнонаучные, физкультурные, краеведческие, спортивные, педагогические и спортивные.

Структура и содержание

ППДО состоит из 4 частей.

1 часть посвящена целям и задачам внедряемого профстандарта, также в ней даются коды ОКВЭД и ОКЗ для педагогов допобразования.

2 часть — это описание трудовых функций, составляющих данный стандарт. Их три: непосредственно преподавание дополнительных общеобразовательных программ, организационно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение осуществления этих программ. ППДО дает подробные объяснения по каждой из трех функций, относя конкретные трудовые обязанности к конкретной функции. Проделанная составителями ППДО колоссальная работа по систематизированию всей сферы дополнительного образования позволяет легко определить, чем должен заниматься учитель дополнительного образования и какую роль в общем процессе обучения несет та или иная функция.

Читайте так же:  С какой периодичностью проводится поверка счетчиков воды

Новые возможности для карьерного роста

Попробуйте бесплатно! Курс повышения квалификации «Внедрение профстандартов в работу компании». Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение — удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно скачать и оставить себе для работы.

3 раздел посвящен конкретным требованиям к педагогам, работающим по ППДО. По каждой отдельной функции дается перечень возможных должностей, требования к преподавателю, в том числе по стажу и условиям допуска к работе. Например, старший тренер-преподаватель должен иметь опыт практической работы не менее 2 лет, среднее специальное или высшее образование, при отсутствии педподготовки – дополнительное образование и т.д. ППДО в числе прочего дает рекомендации по графику профессиональной переподготовки.

В 4 разделе сообщаются сведения о разработчиках ППДО. Ответственным разработчиком стандарта стал ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), команда составителей представлена 4 учреждениями из разных городов России.

Обязанности педагога и оценка его соответствия профстандарту

ППДО не использует слова «обязанность», описывая требования к претендентам на вакансию педагога дополнительного образования. Вместо этого стандарт предлагает ориентироваться на такие структурные составляющие его деятельности:

  • трудовая функция,
  • необходимые умения,
  • необходимые знания (в том числе законодательной базы),
  • другие характеристики.

Непосредственные должностные обязанности специалиста определяет администрация учебного заведения, фиксируя их в трудовом договоре и прочих документах. Ориентируясь на стандарт и применяя его в конкретных условиях, можно быть уверенным в квалификации педагога и целенаправленности его деятельности.

Рассмотрим, например, должность педагога-организатора. ППДО дает полный перечень требований к его образованию, умениям и навыкам. Он может быть бакалавром с дополнительным специальным тематическим образованием. В таком случае требуется как минимум2-летний стаж работы педагогом допобразования. Если же претендент на вакансию имеет магистратуру по организационно-педагогической деятельности, опыт работы не требуется. Раз в 3 года данный работник должен проходить обучение..

Задача педагога-организатора – «организация и проведение массовых досуговых мероприятий». Следовательно, он должен уметь придумывать мероприятия, выявлять общественные инициативы, уметь создать мероприятие «под ключ» (от репетиций до афиш), привлекать родителей, других учителей, а также одаренных особых детей. Такие трудовые функции требуют множества знаний, в том числе санитарных-гигиенических норм, требований охраны труда, безопасности детей, привлечения внебюджетных средств и т.д.

Также читайте о том, когда суд не позволит уволить за прогул, как задержать работника, который хочет уволиться и как вернуть деньги, которые потратили на квартиру.

Возможно ли скорое внедрение

Вступление в силу ППДО осложняется объективными обстоятельствами. В первую очередь это недостаточное материальное оснащение сферы дополнительного образования. Во вторую – слабая обратная связь от родительской общественности и местного самоуправления, относящихся к допобразованию как к факультативному, необязательному. В-третьих, не могут не сказываться недостатки в части профессиональной подготовки: слабая теоретическая и контролирующая (аттестации) база образования учителей, проблемы в систематизации узкопрофессиональных знаний.

И, конечно, имеет значение недостаток кадров, во многом вызванный материальной заинтересованностью в высокооплачиваемой работе.

Немаловажно, что в настоящее время происходит реформа управления сферой образования, она реструктуризируется и обновляется. Так, на днях министр образования Ольга Васильева была назначена министром просвещения (18 мая 2018 года). Очевидно, что педагогов ждут большие перемены, в том числе это коснется и работников дополнительного образования. Окончательное внедрение «образовательных» профстандартов закончится к 1 января 2020 году, согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 N 584.

Выступление на пед.совете по проф.стандарту.docx — Применение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых » в учреждении.

обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов
его труда;
обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему
требованиях;
содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества
образования.
Структура профессионального стандарта педагога
1.Обобщенные трудовые функции ­ это совокупность связанных между собой
трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном
производственном или (бизнес) процессе.
1.1.Трудовая функция ­ это система трудовых действий в рамках обобщенной
трудовой функции.
1.1.1.Трудовые действия – это процесс взаимодействия работника с предметом
труда, при котором достигается определенная задача.
1.1.2.Необходимые умения (что должен уметь).
1.1.3.Необходимые знания (что должен знать).
Обобщенная трудовая функция:
1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.
1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной
общеобразовательной программы.
1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации
дополнительной общеобразовательной программы.

1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями)
учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при
решении задач обучения и воспитания.
1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы.
1.5. Разработка программно­методического обеспечения реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
Обобщенная трудовая функция:
2. Организационно­методическое обеспечение реализации дополнительных
общеобразовательных программ.
2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного
образования детей и взрослых.
2.2. Организационно­педагогическое сопровождение методической деятельности
педагогов дополнительного образования.
2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных
общеобразовательных программ.
Обобщенная трудовая функция:
3. Организационно­педагогическое обеспечение реализации дополнительных
общеобразовательных программ.
3.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий.
3.2. Организационно­педагогическое обеспечение развития социального партнерства
и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых.

Читайте так же:  Ходатайство о награждении государственной наградой образец

3.3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или
нескольким направлениям деятельности.
Трудовая функция:
Организация деятельности учащихся, направленной на освоение
дополнительной общеобразовательной программы.
Трудовые действия
Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей
программе
Организация, в том числе стимулирование и мотивация
деятельности и общения учащихся на учебных занятиях
Консультирование учащихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам обучения
Текущий контроль, помощь учащимся в коррекции
деятельности и поведения на занятиях
Разработка мероприятий по модернизации оснащения
учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской,
студии, спортивного, танцевального зала), формирование
его предметно­пространственной среды, обеспечивающей
освоение образовательной программы
Необходимые умения
Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные
технологии (если это целесообразно).
Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды
для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного
образования.

повышения психолого­педагогической компетентности родителей (законных
представителей).
Использовать различные приемы привлечения родителей (законных представителей)
к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства
организации их совместной с детьми деятельности.
Необходимые знания
Особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными)
учащимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально
опасном положении, и их семьями.
Трудовая функция:
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной
общеобразовательной программы.
Трудовые действия
Контроль и оценка освоения дополнительных
общеобразовательных программ, в том числе в рамках
установленных форм аттестации (при их наличии)
Анализ и интерпретация результатов педагогического
контроля и оценки
Фиксация и оценка динамики подготовленности и
мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной
общеобразовательной программы
Необходимые умения

при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их
направленности).
Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, нормы педагогической
этики при публичном представлении результатов оценивания.
Средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в
процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств,
позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения учащихся в
избранной области деятельности.
Трудовая функция:
Разработка программно­методического обеспечения реализации
дополнительной общеобразовательной программы
Трудовые действия
Разработка дополнительных общеобразовательных
программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей))
и учебно­методических материалов для их реализации
Определение педагогических целей и задач, планирование
занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение
избранного вида деятельности (области дополнительного
образования)
Определение педагогических целей и задач, планирование
досуговой деятельности, разработка планов (сценариев)
досуговых мероприятий
Разработка системы оценки достижения планируемых
результатов освоения дополнительных
общеобразовательных программ

Корректировать содержание программ, системы контроля и оценки, планов занятий
по результатам анализа их реализации.
Вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения
(при наличии) на бумажных и электронных носителях.
Создавать отчетные (отчетно­аналитические) и информационные материалы.
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного
процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с
установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам
уполномоченных должностных лиц.

Анализируя трудовую деятельность педагога дополнительного образования согласно
профстандарту можно прийти к выводу:
трудовая деятельность педагога заключаются в организации деятельности учащихся
по усвоению дополнительной общеразвивающей программы, ее программно­
методическом обеспечении и осуществлении педагогического контроля и оценки
образовательных результатов.
Обозначенное содержание трудовых функции (трудовые действия, необходимые
умения, необходимые знания) на первый взгляд не отличается от традиционно
сложившихся должностных обязанностей педагога дополнительного образования,
однако если принять во внимание элементы, которые составляют каждую трудовую
функцию, то мы увидим обратное. Новым по отношению к традиционному
функционалу педагога дополнительного образования выступает:
 электронное обучение и использование дистанционных образовательных
технологий (если это целесообразно);
 проведение мероприятий для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и с их участием;
 развитие ценностно­смысловой, эмоционально­волевой, потребностно­
мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся
различного возраста;

Видео (кликните для воспроизведения).









готовым принять разных детей,
ответственным и самостоятельным,
знать предмет и программы обучения,
способен к нестандартным трудовым действиям,
мобильным,
уметь работать в команде,
готов к изменениям,
владеть психолого­ педагогическими технологиями.

Источники


  1. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.

  2. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

  3. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  4. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  5. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
Профессиональные стандарты педагога дополнительного образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here