Проблемы правового регулирования семейных правоотношений

Полезная информация по теме: "Проблемы правового регулирования семейных правоотношений". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Проблемы правового регулирования фактических брачных отношений

(Ламейкина Е. Ю.) («Семейное и жилищное право», 2013, N 1)

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФАКТИЧЕСКИХ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

——————————— Lamejkina E. Yu. Problems of legal regulation of actual marriage relationships.

Ламейкина Елена Юрьевна, доцент кафедры гражданского права Северо-Кавказского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук.

[1]

В статье рассматриваются проблемы регулирования правоотношений лиц, проживающих совместно без государственной регистрации брака; отличие правоотношений сожительства и супружества.

Ключевые слова: семейное право, семья, сожители, имущество, фактические брачные отношения, супруги.

The article considers the problems of regulation of legal relationships of the persons living together without state registration of marriage; distinction of relationships of common-law marriage from marriage.

Key words: family law, family, persons living in common-law marriage, property, actual marriage relationships, spouses.

Принцип признания брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния, впервые был закреплен Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском праве, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» , согласно которому «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки». Принцип признания брака, зарегистрированного в установленном законом порядке, пронизывает красной нитью четыре кодификации семейного законодательства. В гл. I «Форма заключения брака» раздела II первого кодифицированного акта семейного законодательства России — Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР от 16 сентября 1918 г. — было закреплено: «Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенные в настоящем разделе. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, вступивших в него, если он не зарегистрирован установленным порядком» . ——————————— СУ РСФСР. 1917. N 11. Ст. 160. СУ РСФСР. 1918. N 10. Ст. 152.

Вторым кодифицированным актом семейного законодательства — Кодексом законов о браке, семье и опеке РСФСР от 19 ноября 1926 г. . (КЗоБСО РСФСР) — закреплялось положение о том, что регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния является бесспорным доказательством наличия брака и устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов и детей (п. 1 и 2 КЗоБСО РСФСР). Вместе с тем предусматривалось некоторое отступление от данного принципа: лицам, фактически состоящим в брачных отношениях, не зарегистрированных установленным порядком, было предоставлено право во всякое время оформить свои отношения путем регистрации с указанием срока фактической совместной жизни (п. 3 КЗоБСО РСФСР). ——————————— СУ РСФСР. 1926. N 12. Ст. 611.

Третий кодифицированный акт — Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. (КоБС РСФСР) — последовательно закреплял положение, согласно которому признавался брак, заключенный только в государственных органах записи актов гражданского состояния. Религиозный обряд брака, равно как и другие религиозные обряды, не имел правового значения (ст. 6 КоБС РСФСР). ——————————— Ведомости РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1086.

В России по-прежнему признается только брак, заключенный в органах загса. С 1917 г. в России согласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. браки заключаются только в гражданском порядке и лишь в уполномоченных на то государственных органах, которыми являются органы загса. Поэтому браки, заключенные иным способом (по религиозным, церковным и иным обрядам), не признаются, т. е. не имеют никакой юридической силы и не порождают никаких правовых последствий. Не признается браком и фактическое сожительство мужчины и женщины без государственной регистрации заключения брака в органах загса. Необходимость государственной регистрации брака закреплена в законодательстве большинства развитых стран (Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия и др.) . ——————————— См.: Пчелинцева Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011.

научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

АВАНЕСОВА АННА АРТЁМОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Анна Артёмовна АВАНЕСОВА, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, кандидат юридических наук

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье анализируются проблемы правового регулирования семейных отношений с участием лиц без гражданства. В частности, проблемы усыновления детей и заключения брака. В аспекте ст.. 62 Конституции Российской Федерации исследуется «национальный режим» для полноценной реализации семейных прав лиц без гражданства.

Ключевые слова: усыновление, регистрация брака, международные договоры, лица без гражданства, миграционные процессы.

Annotation. The article analyzes the problems of legal regulation of family relations involving stateless persons. In particular, the problem, of the adoption of children and marriage. In the aspect of art. 62 of the Constitution of the Russian Federation investigated ««national treatment» for the full implementation of the family rights of stateless persons.

Key words: adoption, marriage registration, international treaties, stateless persons, migration processes.

Рецензент — И.В. Мухачев, заведующий кафедрой конституционного и международного права Северо-Кавказского федерального университета, доктор юридических наук, профессор

В условиях глобальных миграционных процессов все чаще заключаются браки с иностранцами и лицами без гражданства как в России, так и за рубежом. Такие правовые институты, как условия заключения брака, личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, заключение брачных договоров, расторжение брака, раздел имущества, требуют комплексного правового регулирования.

Сложность подобных ситуаций заключается в том, что семейные отношения с участием иностранцев и лиц без гражданства связаны, как правило, с двумя, а то и более государствами и, соответственно, с разными правовыми системами, различно регулирующими брачно-семейные вопросы1.

Читайте так же:  Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого допускается

Полигамия мусульманских стран «противостоит» моногамии европейских. В разных странах существует «свой» брачный возраст, имущественный ценз для вступления в брак (например, предоставление банковских гарантий платежеспособности, определенный размер жилплощади).

В некоторых странах признается только религиозная форма заключения брака, другие страны придерживаются мнения, что только брак, заключенный в государственных органах, является действительным.

В ряде иностранных государств разрешены законодательно однополые браки. Среди европейских государств, узаконивших однополые браки, пальма первенства принадлежит Нидерландам. Именно там 1 апреля 2001 г. вступил в силу закон, принятый парламентом Нидерлан-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2014

дов в сентябре 2000 г. подавляющим большинством в 109 голосов против 31. Впервые в мире был создан не параллельный с браком институт регистрации однополых отношений, а инкорпорировавший эти отношения в уже веками существовавшую схему института брака. И таких примеров можно приводить очень много.

Принятие некоторых актов в сфере семейных правоотношений вызывает большой резонанс в обществе. Например, принятие Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ, больше известного как «Закон Димы Яковлева», вызвало много полемики. Данный Закон запрещает передавать на усыновление детей из Российской Федерации гражданам США и отменяет Соглашение между США и Россией об усыновлении детей, заключенное 13 июля 2011 г.2.

В Семейном кодексе РФ не содержится специальной нормы о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в России в брачно-семейных отношениях, так как правовой статус иностранцев и лиц без гражданства определен Конституцией РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ.

Действие Конституции РФ и федерального законодательства распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, за отдельными исключениями, специально оговоренными законом, т.е. для них установлен национальный режим независимо от места постоянного проживания.

В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации национальным режимом в семейных отношениях. Они обладают такой же правоспособностью и дееспособностью в семейных отношениях, как и граждане Российской Федерации (т.е. могут вступать в брак, расторгать брак, иметь родительские права

и обязанности и т.п.), за некоторыми исключениями.

Коллизионные нормы, регулирующие применение семейного законодательства к отношениям с иностранным элементом, содержатся не только во внутреннем законодательстве, но и в международных конвенциях, участницей которых является Россия3.

[2]

В соответствии с п. 1 ст. 156 СК РФ форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации. Отсюда следует, что на территории Российской Федерации брак во всех случаях должен заключаться в органах ЗАГСа.

В пункте 4 ст. 156 речь идет о законодательстве, применимом к определению условий вступления в брак на территории Российской Федерации для лиц без гражданства. Закон указывает на применение законодательства государства, на территории которого лица без гражданства постоянно проживают. Такой подход соответствует международной практике.

В частности, если лицо без гражданства постоянно проживает на территории Российской Федерации, условия вступления его в брак будут определяться по российскому законодательству, если оно находится в Российской Федерации временно, то при установлении условий вступления в брак надлежит руководствоваться законодательством государства, где это лицо имеет постоянное место жительства.

Несмотря на то, что пункты 3 и 4 не содержат требований соблюдения ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака, они должны применяться к заключению браков как с лицом, имеющим гражданство нескольких иностранных государств, так и с лицом без гражданства, имеющим постоянное место жительства за границей4.

Среди международных договоров России, содержащих нормы, предназначенные специально для регулирования семейных отношений с иностранным элементом, наиболее значимой является заключенная в Минске в 1993 г. Конвенция стран Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее — Минская конвенция).

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2014

«Ее положения в области коллизионного семейного права, — пишет Н.И. Марышева, — без серьезных изменений были воспроизведены в подписанной 7 октября 2002 г. в Кишиневе новой Конвенции с таким же названием, призванной заменить собой Минскую конвенцию».

В целом положения Кишиневской конвенции очень сходны по своему содержанию с положениями Минской конвенции; основные изменения коснулись правовой помощи по уголовным делам; таким образом, документ стал представлять собой дополненный и уточненный вариант Минской конвенции5.

В связи с тем, что большинство лиц без гражданства, проживающих в Российской Федерации, являются выходцами из республик бывшего Советского Союза, а в настоящее время — стран СНГ, то именно нормы Кишиневской конвенции непосредственно регулируют семейные правоотношения, возникающие с участием лиц без гражданства.

Проанализировав статус лиц без гражданства в семейных правоотношениях на территории Российской Федерации, можно прийти к выводу, что их правовое положение не представляется достаточно устойчивым.

Так, лицо без гражданства может заключить брак на территории Российской Федерации только при условии, если у него есть данный статус.

Практика показывает, что большинство лиц без гражданства не имеют даже документов, удостоверяющих личность, соответственно, их право на заключение брака будет ограничено.

В соответствии со ст. 126 СК РФ при невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории Российской Федерации ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Но поскольку лица без гражданства, как правило, не имеют постоянной работы или их трудовой доход не может обеспечить соответствующий уровень жизни ребенку, а также они, практически, не имеют жилья, отвечающего соответ-

ствующим санитарно-техническим требованиям, то их право на усыновление является весьма эфемерным. Только при условии, если лицо без гражданства является близким родственником ребенка, оно может иметь приоритетное право на усыновление по сравнению с другими усыновителями.

Читайте так же:  Срок обжалования апелляционного постановления по уголовному делу

Большую сложность вызывает также получение подтверждения отсутствия или наличия другого зарегистрированного, не расторгнутого брака у лица без гражданства. Если брак заключается между иностранным и российским гражданином, то получить подобное подтверждение не с ложно. Лицо без гражданства, даже если оно постоянно проживает на территории Российской Федерации, не может предоставить подобные доказательства по предыдущему месту жительства, потому что в органах ЗАГСа требуют предоставление подобного подтверждения именно из страны, откуда данное лицо прибыло.

В связи с тем, что в последнее время жители Российской Федерации все чаще вступают в брак с лица

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Проблемы правового регулирования семейных правоотношений в части взыскания алиментов на несовершеннолетних детей

Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка.

В статье 27 Конвенции о правах ребенка установлено, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа.

Поскольку ст. 2 Конституции РФ определяет права человека как высшую ценность, защита которых — обязанность государства, ст. 15 Конституции РФ утверждает применимость и приоритет норм международного права и прямое действие конституционных норм, материнство и детство в России находятся под повышенной защитой государства(ст. 38 Конституции РФ), — в связи со всем вышеизложенным и на основании ст.ст. 2, 3, 7, 9, 11, 18 и 27 Нью-Йоркской Конвенции 1989 года «О правах ребёнка», ст.ст. 2, 15 и 38 Конституции РФ, ст.ст. 56, 60, 63, 65-66, 69, 70-71, 80-83, п.2 ст. 107 Семейного Кодекса РФ, а также — п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ №10 от 27.05.1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», Обзору судебной практики Президиума Верховного Суда РФ по делам, связанным с взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей от 13.05.2015 г.

Конституцией Российской Федерации (статья 38) закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы содержания несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, является Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ), которым закреплено право каждого ребенка на заботу и получение содержания от своих родителей (статьи 54, 60), а также установлена корреспондирующая этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (статья 80) и нетрудоспособных, нуждающихся в помощи, совершеннолетних детей (статья 85 СК РФ).

Вместе с тем до настоящего времени сохраняется проблема, связаннаяс выплатой алиментов на несовершеннолетних детей родителем, проживающим отдельно от детей. Такие родители зачастую предоставляют содержание своим детям нерегулярно или не в достаточном размере либо вовсе отказываются от предоставления содержания в добровольном порядке.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, обращено внимание на необходимость разработки мер по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей, что позволит сократить долю детей, не получающих алименты в полном объеме.

Кроме того, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы определены меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия, основными принципами и элементами которого являются, в частности, незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку.

Пунктом 2 статьи 80 СК РФ установлено, что в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Анализ судебной практики показал, что суды в большинстве случаев правильно определяют законодательство, подлежащее применению при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов, учитывают разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов» и в других постановлениях Пленума (например, от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»), а также учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что на протяжении последних трех лет количество дел о взыскании алиментов на детей возрастает. Так, если в 2012 году судами и мировыми судьями окончено производством 318 763 дела, то в 2013 году — 323 601 дело, а в 2014 году — 328 714 дел (из них судами Республики Крым и города федерального значения Севастополя окончено производством 2 823 дела). Вместе с тем по сравнению с 2010 годом, когда было окончено производством 342 432 дела о взыскании алиментов на детей, в 2014 году количество таких дел (без учета дел, рассмотренных судами Республики Крым и города федерального значения Севастополя) уменьшилось на 4,8% (окончено производством 325 891 дело).

Если требования о взыскании алиментов заявлялись истцом одновременно с требованиями о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах, об установлении отцовства, об определении места жительства ребенка, суды с учетом положений части 3 статьи 23 ГПК РФ исходили из того, что спор относится к подсудности районного суда.

Читайте так же:  Постановление об индивидуальном отоплении в многоквартирном доме
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно ст. 60 СК ребенок имеет право получать содержание от своих родителей (других членов семьи) в порядке и размерах, установленных ст. 80 — 120 СК РФ. Данному праву соответствует обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 80 СК РФ).

В соответствии со ст. 61 СК РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

В соответствии со ст. 63 СК РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми общего образования.

На основании ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

В соответствии со ст. 69 ч. 1 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Согласно ст. 70 СК РФ лишение родительских прав производится в судебном порядке, рассматривается по заявлению одного из родителей с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

Согласно ст.70 ч.3 СКРФ при рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав.

Согласно ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

В соответствии со ст. 81 СК РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно на двоих детей в размере 1/3 части заработка или иного дохода. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Согласно ч. 1 ст. 83 СК РФ суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со ст. 81 СК РФ) и в твердой денежной сумме при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты:

  • имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход;
  • либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично натуре или в иностранной валюте;
  • либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход;
  • а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон.

Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку, его потребностей, прав и интересов прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Согласно Постановлению Правительства Московской области от 8 сентября 2015 г. N 764/34 величина прожиточного минимума для детей в Московской области равна 10 848 (десять тысяч восемьсот сорок восемь) рублей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что наше законодательство постоянно совершенствуется в области правового регулирования алиментных обязательств.

И в тоже время существует ряд неосвещенных в законодательстве нюансов, которые являются весьма существенными для правоприменительной практики при взыскании алиментов, таких как обязательное указание, непосредственно в решении суда:

  • что алименты могут быть присуждены как с момента обращения в суд, так и за прошедший период в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, при условии уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты (2 ст. 107 СК РФ)
  • что алименты начисляются с последующей индексацией взыскиваемой суммы алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, начиная с 09 октября 2015 года и до его совершеннолетия в соответствии со ст. 117 СК РФ.
  • а так же, что алименты, взысканные судом на содержание несовершеннолетних детей с их родителей ежемесячно, не могут быть ниже той суммы, установленной ст. 81 СК РФ, а именно: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей, вне зависимости от величины прожиточного минимума.

Данные пробелы весьма существенно отражаются на правоприменительной практике.

Проблемы правового регулирования семейных правоотношений в части взыскания алиментов на несовершеннолетних детей

Проблемы правового регулирования семейных правоотношений в части взыскания алиментов на несовершеннолетних детей.

Право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка.

В статье 27 Конвенции о правах ребенка установлено, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа.

Поскольку ст. 2 Конституции РФ определяет права человека как высшую ценность, защита которых — обязанность государства, ст. 15 Конституции РФ утверждает применимость и приоритет норм международного права и прямое действие конституционных норм, материнство и детство в России находятся под повышенной защитой государства(ст. 38 Конституции РФ), — в связи со всем вышеизложенным и на основании ст.ст. 2, 3, 7, 9, 11, 18 и 27 Нью-Йоркской Конвенции 1989 года «О правах ребёнка», ст.ст. 2, 15 и 38 Конституции РФ, ст.ст. 56, 60, 63, 65-66, 69, 70-71, 80-83, п.2 ст. 107 Семейного Кодекса РФ, а также — п.4 Постановления Пленума Верховного суда РФ №10 от 27.05.1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», Обзору судебной практики Президиума Верховного Суда РФ по делам, связанным с взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей от 13.05.2015 г.

Читайте так же:  Сколько времени действителен договор купли продажи автомобиля

Конституцией Российской Федерации (статья 38) закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы содержания несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, является Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ), которым закреплено право каждого ребенка на заботу и получение содержания от своих родителей (статьи 54, 60), а также установлена корреспондирующая этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (статья 80) и нетрудоспособных, нуждающихся в помощи, совершеннолетних детей (статья 85 СК РФ).

Вместе с тем до настоящего времени сохраняется проблема, связаннаяс выплатой алиментов на несовершеннолетних детей родителем, проживающим отдельно от детей. Такие родители зачастую предоставляют содержание своим детям нерегулярно или не в достаточном размере либо вовсе отказываются от предоставления содержания в добровольном порядке.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, обращено внимание на необходимость разработки мер по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей, что позволит сократить долю детей, не получающих алименты в полном объеме.

Кроме того, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы определены меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия, основными принципами и элементами которого являются, в частности, незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку.

Пунктом 2 статьи 80 СК РФ установлено, что в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Анализ судебной практики показал, что суды в большинстве случаев правильно определяют законодательство, подлежащее применению при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов, учитывают разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и взыскании алиментов» и в других постановлениях Пленума (например, от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»), а также учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что на протяжении последних трех лет количество дел о взыскании алиментов на детей возрастает. Так, если в 2012 году судами и мировыми судьями окончено производством 318 763 дела, то в 2013 году — 323 601 дело, а в 2014 году — 328 714 дел (из них судами Республики Крым и города федерального значения Севастополя окончено производством 2 823 дела). Вместе с тем по сравнению с 2010 годом, когда было окончено производством 342 432 дела о взыскании алиментов на детей, в 2014 году количество таких дел (без учета дел, рассмотренных судами Республики Крым и города федерального значения Севастополя) уменьшилось на 4,8% (окончено производством 325 891 дело).

Если требования о взыскании алиментов заявлялись истцом одновременно с требованиями о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах, об установлении отцовства, об определении места жительства ребенка, суды с учетом положений части 3 статьи 23 ГПК РФ исходили из того, что спор относится к подсудности районного суда.

Согласно ст. 60 СК ребенок имеет право получать содержание от своих родителей (других членов семьи) в порядке и размерах, установленных ст. 80 — 120 СК РФ. Данному праву соответствует обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 80 СК РФ).

В соответствии со ст. 61 СК РФ, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.

В соответствии со ст. 63 СК РФ, родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение детьми общего образования.

На основании ст. 65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

[3]

В соответствии со ст. 69 ч. 1 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Согласно ст. 70 СК РФ лишение родительских прав производится в судебном порядке, рассматривается по заявлению одного из родителей с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

Согласно ст.70 ч.3 СКРФ при рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав.

Согласно ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

В соответствии со ст. 81 СК РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно на двоих детей в размере 1/3 части заработка или иного дохода. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Читайте так же:  Раздел ипотечной квартиры с несовершеннолетним ребенком

Согласно ч. 1 ст. 83 СК РФ суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со ст. 81 СК РФ) и в твердой денежной сумме при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты:

— имеет нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход;

— либо если этот родитель получает заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в иностранной валюте;

— либо если у него отсутствует заработок и (или) иной доход;

— а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон.

Размер твердой денежной суммы определяется судом исходя из максимально возможного сохранения ребенку, его потребностей, прав и интересов прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Согласно Постановлению Правительства Московской области от 8 сентября 2015 г. N 764/34 величина прожиточного минимума для детей в Московской области равна 10 848 (десять тысяч восемьсот сорок восемь) рублей.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что наше законодательство постоянно совершенствуется в области правового регулирования алиментных обязательств.

И в тоже время существует ряд неосвещенных в законодательстве нюансов, которые являются весьма существенными для правоприменительной практики при взыскании алиментов, таких как обязательное указание, непосредственно в решении суда:

— что алименты могут быть присуждены как с момента обращения в суд, так и за прошедший период в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, при условии уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты (2 ст. 107 СК РФ)

— что алименты начисляются с последующей индексацией взыскиваемой суммы алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, начиная с 09 октября 2015 года и до его совершеннолетия в соответствии со ст. 117 СК РФ.

— а так же, что алименты, взысканные судом на содержание несовершеннолетних детей с их родителей ежемесячно, не могут быть ниже той суммы, установленной ст. 81 СК РФ, а именно: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей, вне зависимости от величины прожиточного минимума.

Данные пробелы весьма существенно отражаются на правоприменительной практике.

Автор: Аспирант НОУ ВПО МФПУ «Синергия»

Юрист по гражданским делам Данилович Елена Геннадьевна

Семейные отношения: психология, проблемы, правовое регулирование

  • Семейные отношения: психология, проблемы, правовое регулирование
  • Как решить проблемы в семье
  • Как наладить отношения в семье

Отдельное внимание уделяется семейному воспитанию.

Специалисты обеспокоены складывающейся тенденцией отказа от семейных ценностей. Модная свобода личности делает институт семьи ненужным. Индивидуализм может возобладать над семейными традициями и категориями. Психология семейной жизни включает такие разделы, как взаимоотношения между супругами, детьми и родителями, старшими и младшими поколениями, братьями и сестрами.

Изучается поведение людей в семье, влияние социума на семью, взаимосвязи между ячейками общества и экономикой. Благодаря тщательному анализу удается выявить актуальные проблемы и найти пути разрешения сложных моментов.

Семейные проблемы связаны с личностными сложностями каждого члена. И наоборот, проблемы человека могут являться следствием недопонимания в отношениях с родными. На появление семейных проблем оказывают влияние страхи, тревога, низкая самооценка его членов, неумение или нежелание близких людей работать над отношениями, отдаваться семье, выполнять свои обязанности, брать на себя ответственность.

Неприятности в семье могут быть следствием асоциального поведения одного или нескольких ее членов. Неумение себя вести, нежелание контролировать собственные негативные эмоции, неспособность справляться с агрессией, различные зависимости могут привести к краху семьи.

Также разногласия возникают из-за отсутствия общих жизненных ориентиров, расхождения в планах на будущее, неготовности идти на компромисс, непризнания полноправности всех членов. Когда один человек пытается подавить другого, может образоваться конфликт.

Разрешить семейные проблемы можно с помощью работы над собой каждого члена. Порой непросто осознать собственную ошибку и согласиться с необходимостью работать над собой. В таких случаях необходимо обратиться к семейному психотерапевту.

Специалист поможет разрешить недоразумения и прийти ко всеобщему согласию.

Чтобы избежать многих семейных проблем, необходимо понимать принципы совместного проживания, уважать родных, проявлять заботу, показывать любовь. Необходимо помнить, что всякая власть в семье неразрывно связана с повышенной ответственностью. Если не отделять себя от семьи, а мысленно представлять ее как одно целое, можно в значительной мере укрепить родственные связи.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правовое регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Именно в нем определяется круг отношений, которые нормами права определяются семейными. Кроме того, в данном разделе законодательства прописывается порядок заключения и расторжения брака, регулирование имущественных и неимущественных отношений между родственниками.

Источники


  1. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.

  3. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России; Юркомпани — М., 2015. — 432 c.
  4. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2009. — 320 c.
  5. Судебная бухгалтерия. — М.: Юридическая литература, 2015. — 344 c.
Проблемы правового регулирования семейных правоотношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here