Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика это

Полезная информация по теме: "Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика это". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

3. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации (плательщика сборов — организации, налогового агента — организации) в банках

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации. А также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком — индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения. Если решение об отмене приостановления операций пришло по факсу,

[3]

по мнению Минфина, банк не может исполнить решение об отмене приостановления операций налогоплательщика, полученное по факсу из налогового органа либо полученное от клиента при подтверждении инспектором налогового органа факта принятия этого решения, не дожидаясь получения первого экземпляра документа по почте.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

[2]

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Действие решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке приостанавливается (решение отменяется) в случаях, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения

Одновременно с подачей жалобы (либо отдельно от нее) налогоплательщик может подать иск по местонахождению налоговой инспекции, где он состоит на учете.

Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

несоответствие нормам налогового законодательства;

нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

Конкретными основаниями для обжалования могут быть следующие:

отсутствие задолженности по налогам;

вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;

вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, который не уполномочен это делать;

отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;

решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

Читайте так же:  Статья за нанесение телесных повреждений легкой тяжести

Однако судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц, и на протяжении этого периода у организации существует высокая вероятность остаться без расчетного счета. Открыть новый расчетный счет в том же банке налогоплательщик не вправе, но открывать счета в других банках НК РФ не запрещает.

Однако в течение 5 дней банк, в котором организация откроет новый счет, обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, а та в свою очередь, получив такое уведомление, сразу же отправит в банк решение о приостановлении операций уже по новому счету.

В такой ситуации налоговые органы вполне могут расценить подобные действия налогоплательщика как «уклонение от уплаты налогов иным способом» и привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности

Приостановление операций по расчетному счету

«Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 7

Как показывает практика, приостановление операций по расчетным счетам налогоплательщика — один из самых действенных способов налоговиков добиться погашения недоимки и представления отчетности. Если такие действия чиновников незаконны, у организации только один путь — в суд. Какие промахи допускают инспекторы, блокируя счета? Как ускорить «разморозку» счета? Можно ли взыскать с инспекции убытки, причиненные незаконным приостановлением операций?

Оснований, по которым инспекция действительно вправе приостановить операции по расчетным счетам налогоплательщика, всего три.

Задолженность перед бюджетом

Наиболее часто встречающийся вариант — это приостановление операций с целью обеспечения исполнения обязанности уплатить налоги. Схема проста: налоговики выявляют задолженность (по налогам, сборам, пеням, штрафам) и фиксируют дату ее выявления в специальном документе, составляемом по форме, утвержденной в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected] Затем в течение трех месяцев налогоплательщику направляется требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа). Требование должно отвечать всем условиям, перечисленным в ст. 69 НК РФ. На его исполнение по общему правилу отводится 10 дней с даты получения (сроки, определяемые днями, исчисляются в рабочих днях согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Иной срок может быть указан в самом требовании. После истечения срока добровольной уплаты налога в случае непогашения задолженности инспекторы имеют в своем распоряжении два месяца, чтобы вынести решение о взыскании налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). О принятии такого решения налогоплательщик должен быть уведомлен в течение шести рабочих дней.

Основания для обжалования

Обеспечительные меры

Действие обеспечительных мер сохраняется до вступления в силу судебного акта, вынесенного по существу дела, либо до отмены их судом.

Ходатайство об обеспечительных мерах — самый эффективный и оперативный способ добиться разблокировки счетов. Но его можно применять, только если есть основания для обжалования решения о приостановлении операций. Если же налогоплательщик не имеет причин для оспаривания наличия задолженности, все процедурные моменты налоговики соблюли, но задолженность не была погашена по каким-либо причинам, что привело к «заморозке» счетов, единственный вариант — погасить задолженность. Конечно, можно дождаться, когда налоговый орган выставит поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему. Согласно п. 4 ст. 46 НК РФ такое поручение направляется в банк в течение месяца со дня принятия решения о взыскании. Однако, как показывает практика, налоговый орган не всегда спешит направить инкассовое поручение в банк. Поэтому налогоплательщики не застрахованы от ситуации, когда они сначала добровольно уплатят налог, а затем его сумму банк спишет по поручению налогового органа. В дальнейшем организация вправе обратиться к налоговикам с заявлением о зачете переплаты по налогу.

Предел приостановления

Рассмотрим еще один немаловажный момент, который появился в Налоговом кодексе с начала 2007 г. Общая концепция изменений в том, что приостановление операций по счетам должно лишь обеспечивать исполнение обязанности по уплате налога, но не должно необоснованно наносить ущерб организации. Так, например, в форме решения о приостановлении операций (Приложение 4 к Приказу ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected]) есть строка , в которой налоговики должны указывать сумму, подлежащую перечислению в соответствии с решением о взыскании. Причем в самом решении предписывается приостановить все расходные операции. Банкам в таких ситуациях нелегко сориентироваться. Минфин разъясняет, что, если размер задолженности приведен в решении о приостановлении операций, банк обязан приостановить расходные операции по счетам налогоплательщика только в пределах указанной суммы (Письма от 26.02.2008 N 03-02-07/1-74, от 12.07.2007 N 03-02-07/1-325).

Кроме того, из смысла п. 9 ст. 76 НК РФ следует, что если общая сумма денег, находящихся на заблокированных счетах, превышает задолженность перед бюджетом, налогоплательщик может подать в инспекцию заявление об отмене приостановления операцией по счетам, указав в нем те счета, на которых достаточно денег для погашения задолженности. В двухдневный срок должно быть принято решение об отмене приостановления в части разницы между имеющимися на счетах суммами над размером взыскиваемой задолженности. Согласитесь, идея замечательная — благодаря такой процедуре копеечная недоимка не парализует работу организации. Однако наверняка ее реализации будут мешать обычная нерасторопность и незаинтересованность налоговиков в скорейшем снятии запрета с расходных операций.

Порядок разблокировки

Пунктом 8 ст. 76 НК РФ установлено: приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога. Заметим, сроки получения информации о взыскании налога никак не регламентированы и не фиксируются, поэтому из такого, казалось бы, четкого правила мы получаем размытую норму, которая на практике может стать удобной для конкретного правоприменителя, поскольку позволяет затянуть отмену решения о приостановлении операций на неопределенный срок. Для налогоплательщика единственный выход — обжаловать бездействие налогового органа в суде. Так, например, в Постановлении от 23.05.2008 N КА-А40/4404-08 арбитры ФАС МО признали, что налоговому органу вполне достаточно двух месяцев, чтобы получить информацию о перечислении налога (в данном случае налог был уплачен добровольно). Однако решения об отмене приостановления операций были приняты спустя более года, в связи с чем суд признал незаконным бездействие налоговиков.

Другой, не менее важный момент — задержки в доставке исполнителю уже вынесенного решения об отмене приостановления операций. Так, порядок направления в банк решений налогового органа на бумажном носителе (см. Приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/[email protected]) предусматривает два варианта — заказным почтовым отправлением и лично представителю банка под расписку. Ни для кого не секрет, что четко спрогнозировать срок доставки конкретного почтового отправления очень сложно. Поэтому налогоплательщику лучше повлиять на ситуацию — взять в банке доверенность на получение решения об отмене приостановления операций, обратиться в инспекцию и взять «банковский» экземпляр решения об отмене приостановления. Такой порядок разрешил применять Минфин в Письме от 16.01.2008 N 03-02-07/1-16.

Читайте так же:  Отзыв на постановление об административном правонарушении образец

Непредставление декларации

Самостоятельным основанием для принятия решения о приостановлении операций по счетам является непредставление в срок налоговых деклараций. Процедура в данном случае гораздо проще — если налогоплательщик не представит налоговую декларацию в срок, то в течение 10 дней по истечении установленного срока расходные операции по счетам будут заблокированы (п. 3 ст. 76 НК РФ). Естественно, что все счета блокируются полностью, что должно способствовать как можно более спешному составлению и представлению декларации. Решение об отмене приостановления выносится не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления декларации.

Пункт 3 ст. 76 НК РФ — еще одна вполне ясная правовая норма, не допускающая разночтений. Но старая поговорка про закон-дышло актуальна до сих пор. Неудивительно, что налоговики блокируют расчетные счета за то, что организации не представляют справки по форме 2-НДФЛ, не являющиеся декларациями, а также налоговую отчетность по налогам, которые они не обязаны уплачивать (например, по НДС при применении спецрежима). Совершенно очевидно, что действия инспекторов незаконны, но чтобы отстоять свои права, у налогоплательщика один путь — в суд (Постановления ФАС МО от 12.05.2008 N КА-А40/14711-07, ФАС СЗО от 05.06.2008 N А21-7850/2007).

Результаты налоговой проверки

Налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщика регулярно (камеральные — по каждой декларации) и периодически (выездные). По каждой из проверок может быть вынесено решение (о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности), которыми инспекторы доначисляют налог, а также предписывают уплатить пени и штрафы. Здесь налогоплательщика тоже может подстерегать приостановление операций.

Традиционный путь

По результатам налоговой проверки составляется акт и выносится решение. В решении о привлечении к ответственности указываются суммы недоимки, пени и подлежащий уплате штраф за совершение налогового правонарушения. В решении об отказе в привлечении к ответственности может быть указана сумма недоимки (если недоимка была выявлена при проверке) и пеней (п. 8 ст. 101 НК РФ). Данные решения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней после вручения налогоплательщику.

Камеральные проверки также подразумевают определенную процедуру. В частности, п. 3 ст. 88 НК РФ предписывает инспекторам сообщить налогоплательщику о выявлении в декларации ошибок или противоречий и потребовать внести в нее исправления. Арбитры ФАС МО, принимая Постановление от 28.04.2008 N КА-А40/3190-08, установили, что общество допустило техническую ошибку и не показало часть расходов. Однако у налоговиков никаких сомнений не возникло — они выявили недоимку, вынесли решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, что в итоге привело к приостановлению операций. Между тем налогоплательщик представил уточненную декларацию, согласно которой недоимки не было. Ее инспекция приняла без замечаний. Действия инспекции по взысканию с организации задолженности признаны неправомерными ввиду отсутствия самой задолженности.

Нововведения 2007 года

В то же время другие арбитры поддержали противоположную позицию. Она основана на фразе пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ: обеспечительными мерами могут быть приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 настоящего Кодекса. Из содержания п. 10 ст. 101 следует, что данные положения являются общими применительно к специальной норме — ст. 76 НК РФ. Поэтому во всяком случае приостановление операций не может быть вынесено ранее выставления требования об уплате налога. Данный вывод сделан в Решении Арбитражного суда Удмуртской республики от 26.09.2007 N А71-4671/2007, Постановлениях Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2007 N 17АП-8439/2007-АК, ФАС УО от 03.04.2008 N Ф09-2050/08-С3. Суды признали неправомерными действия инспекции, приостановившей операции по счетам налогоплательщика сразу после принятия решения о привлечении его к налоговой ответственности.

Полагаем, что более обоснованной является первая из представленных точек зрения (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ отсылает только к порядку, установленному ст. 76 НК РФ, а не к основаниям (условиям), предусмотренным указанной статьей). Однако чью сторону займет арбитражный суд каждого округа, предсказать невозможно до формирования мнения ВАС.

Убытки, причиненные блокировкой счета

Закон дает право налогоплательщикам взыскивать с налогового органа убытки, причиненные вследствие его неправомерных действий (решений) или бездействия (п. 1 ст. 35 НК РФ). Гражданское законодательство придерживается аналогичных принципов: согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Под ущербом в силу ст. ст. 15 и 16 ГК РФ понимаются реальный ущерб и упущенная выгода.

Для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба. Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда. Сложность доказывания всех необходимых элементов обусловливает ничтожно малое количество удовлетворенных исков налогоплательщиков.

В связи с этим каждый спор, разрешенный в пользу организации, вызывает неподдельный интерес. В качестве примера предлагаем рассмотреть Постановление ФАС ДВО от 12.05.2008 N Ф03-А37/08-2/1457. Сначала общество добилось признания незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии мер по приостановлению действия решений о блокировке расчетных счетов (основание — несоответствие его Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). И уже в отдельном иске налогоплательщик попытался взыскать с инспекции убытки.

Читайте так же:  Предстоящее исключение недействующего юридического лица из егрюл

В качестве убытков организация заявила сумму процентов, уплаченных ею по займу, взятому специально для расчетов по заработной плате с работниками, трудовые договоры с которыми были расторгнуты (ввиду сезонности деятельности компании).

Размер ущерба предприятие доказало, представив договор займа с физическим лицом, платежное поручение. Факт выплаты заработной платы подтвердили платежные ведомости, расходные кассовые ордера, приказы, карточки счета 70. Материалы дела свидетельствовали, что необходимая для выплаты сумма находилась на заблокированном счете, и единственное, что мешало ею воспользоваться — незаконное бездействие налоговиков. Также налогоплательщик доказал, что он предпринял все возможные меры для воздействия на инспекцию — неоднократно направлял письма с просьбой отозвать решения о приостановлении операций, подал жалобу в вышестоящий налоговый орган. Привлечь денежные средства иным образом (и под меньший процент) было невозможно, поскольку предприятие находилось в процедуре банкротства (это повышает риск и увеличивает банковский процент). Добавим, что помимо убытков, с налогового органа были взысканы и судебные расходы организации (вознаграждение юриста).

Приостановление операций по счетам налогоплательщика

Видео (кликните для воспроизведения).

«Финансовая газета», N 48, 2004

Одним из способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов наряду с залогом имущества, поручительством, наложением ареста на имущество и пенями в соответствии со ст.72 НК РФ является приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента.

В данной статье рассмотрим более подробно, что означает само понятие «приостановление операций», по всем ли счетам это делается, все ли операции «замораживаются», в каком случае и кто принимает решение о приостановлении операций, а также каков порядок приостановления операций по счетам.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке — это прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме тех, очередность которых в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов (ст.76 НК РФ). В соответствии со ст.855 ГК РФ к таким расходным операциям относятся:

исполнительные документы, предусматривающие возмещение вреда жизни и здоровью, алименты;

[1]

исполнительные документы, предусматривающие выплату выходных пособий и оплаты труда, в том числе по авторским договорам;

платежные документы, предусматривающие выплату заработной платы;

отчисления в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного медицинского страхования.

Причем поступать деньги на расчетный счет могут, но списывать их со счета организация, равно как и банк, за исключением перечисленных случаев, не вправе.

Также следует обратить внимание на то, что приостановить операции можно только по текущим расчетным счетам — как рублевым, так и валютным, а «заморозить» ссудные, бюджетные и депозитные счета налоговые органы не вправе. НК РФ не позволяет взыскать налог с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. Но налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на текущий расчетный счет, если к тому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа о перечислении налога (п.5 ст.46 НК РФ).

Правом приостановления операций по счетам наделены налоговые органы в соответствии с п.8 ст.46.1 НК РФ. Таможенные органы при недоимке по уплате таможенной пошлины с 1 января 2004 г. такое право утратили (Федеральный закон от 28.05.2003 N 61-ФЗ). Не вправе приостановить операции по счетам и внебюджетные фонды.

НК РФ предусматривает две ситуации, когда операции по счетам могут быть приостановлены:

у организации возникает недоимка по налогам и сборам;

организация не представила налоговую декларацию в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации либо вообще отказалась от подачи декларации. Других оснований налоговым законодательством не предусмотрено. Для обоих случаев процедура приостановления и возобновления операций по счетам немного отличается.

При возникновении недоимки по налогам налоговые органы имеют право направить организации требование об уплате налога и пеней, в котором указывается срок, в течение которого необходимо погасить образовавшуюся задолженность. Если организация данное требование игнорирует, то налоговые органы вправе принудительно взыскать деньги с расчетного счета.

В соответствии со ст.46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисления необходимых денежных средств. Причем данное право действует в течение 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. После истечения этого срока налоговый орган может только обратиться в суд с иском о взыскании. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Одновременно с этим решением налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счету для того, чтобы организация-налогоплательщик не перевела деньги, причитающиеся в бюджет, со своего расчетного счета. Решение о приостановлении операций организации-налогоплательщика по его счетам принимается только руководителем (или его заместителем) того налогового органа, который направил требование об уплате налога, и должно быть вынесено одновременно с инкассовым поручением банку на перечисление налогов в бюджет. Если хотя бы одно из этих двух условий не выполняется, то операции по счетам налогоплательщика приостановлены незаконно, однако, как показывает практика, доказывать это придется через суд.

Тем не менее налогоплательщику стоит обратить внимание на правильность оформления решения самому, так как банк, получив решение из налоговой инспекции, не станет выяснять, правомерно ли оно. В его обязанности входит лишь безусловное исполнение решения налогового органа. К тому же банк освобожден от ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления операций по его счетам (п.7 ст.76 НК РФ).

При непредставлении или при задержке подачи декларации налоговый орган не направляет никаких требований. Решение о приостановлении операций налогоплательщика может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа и направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения, например заказным письмом по почте.

Читайте так же:  Правила вывоза мусора и содержание контейнерных площадок

Если налогоплательщик опоздал со сдачей декларации или по каким-либо причинам вообще не представил декларацию в налоговую инспекцию, то исправить ситуацию можно достаточно быстро. Для этого необходимо представить налоговую декларацию, и налоговый орган не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем подачи декларации, отменяет решение о приостановлении операций по счетам (п.2 ст.76 НК РФ). Далее налогоплательщика ждут лишь проблемы со штрафом за непредставление налоговой декларации по ст.119 НК РФ.

Когда причина блокировки счета — в неуплате налогов и сборов, налоговый орган отменяет свое решение не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления документов, подтверждающих выполнение налогоплательщиком решения о взыскании налога. Таким документом может быть платежное или инкассовое поручение с отметкой банка об исполнении.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке (ст.138 НК РФ).

При административном способе налогоплательщику необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету (ст.139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (ст.140 НК РФ).

Одновременно с подачей жалобы (либо отдельно от нее) налогоплательщик может подать иск по местонахождению налоговой инспекции, где он состоит на учете.

Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

несоответствие нормам налогового законодательства;

нарушение налоговыми органами процедуры его вынесения.

Конкретными основаниями для обжалования могут быть следующие:

отсутствие задолженности по налогам;

вынесение решений до истечения срока погашения недоимки, указанного в требовании;

непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;

вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, который не уполномочен это делать;

отсутствие одновременного с решением о приостановлении операций по счетам решения о взыскании налога;

решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

отсутствие необходимых реквизитов в решении налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

В иске налогоплательщик вправе потребовать возместить убытки, причиненные ему неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как реальный ущерб, так и упущенную выгоду.

Однако судебные разбирательства, как правило, длятся не один месяц, и на протяжении этого периода у организации существует высокая вероятность остаться без расчетного счета. Открыть новый расчетный счет в том же банке налогоплательщик не вправе, но открывать счета в других банках НК РФ не запрещает. Однако в течение 5 дней банк, в котором организация откроет новый счет, обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, а та в свою очередь, получив такое уведомление, сразу же отправит в банк решение о приостановлении операций уже по новому счету. В такой ситуации налоговые органы вполне могут расценить подобные действия налогоплательщика как «уклонение от уплаты налогов иным способом» и привлечь налогоплательщика к уголовной ответственности по ст.199 УК РФ.

Расчет наличными деньгами также не является хорошим выходом, поскольку, во-первых, расчеты наличными между юридическими лицами ограничены Банком России суммой в 60 000 руб., а, во-вторых, далеко не у каждой организации кассовый лимит позволит хранить и обращаться с этими деньгами, минуя банковский счет.

Приостановление налоговым органом операций по счетам налогоплательщика

— Что представляет из себя приостановление операций по счетам?
Приостановление операций по счетам – это особый режим совершения расходных операций по счету. Все расходные операции запрещаются, кроме прямо разрешенных статьей 76 НК РФ. Зачисление средств на счет происходит в обычном порядке.

— Когда налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?

Операции могут приостанавливаться руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по нескольким основаниям.
Во-первых, для обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом также должно быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога. Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций может направляться на разные счета налогоплательщика.
Во-вторых, при непредставлении налоговой декларации.
В-третьих, для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).
Основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам определены Налоговым кодексом исчерпывающим образом.

— Что изменяется в перечне оснований для приостановления операций по счетам?

С 1 января 2015 года для лиц, обязанных представлять налоговые декларации в электронной форме, пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ вводится обязанность передачи налоговому органу квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Неисполнение данной обязанности становится новым основанием блокировки счета.
При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается, если налоговому органу не передана квитанция о приеме одного из следующих документов:

— требования о представлении документов;
— требования о представлении пояснений;
— уведомления о вызове в налоговый орган

— Налоги уплачиваются в рублях. Допускается ли приостановка операций по валютному счету?

Налоговый орган уполномочен приостановить операции по всем счетам, которые открыты на основании договора банковского счета (статья 11 НК РФ). То есть, приостановить операции по депозитному счету налоговый орган не вправе. А по расчетному (текущему) счету, включая валютный счет – вправе.
Если приостановление операций обеспечивает взыскание налога, то сумма на валютном счете, в пределах которой операции приостанавливаются, рассчитывается как деление задолженности, указанной в решении, на курс Центрального банка по соответствующей валюте, действующий на день получения банком решения.
Налогоплательщик вправе оспаривать расчет суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.

Читайте так же:  Предписание на устранение выявленных нарушений в строительстве

Что можно сделать, если налоговым органом приняты решения о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?

Действия налогоплательщика зависят от основания, в соответствии с которым принято решение о приостановлении операций. Приостановление операций в случае взыскания налога ограничено суммой взыскиваемых средств. Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то заблокированная сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог).
Поэтому превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над взыскиваемой суммой, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.

В чем особенность действия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление налоговой декларации?

Если налоговым органом не получена декларация в течение 10 рабочих дней после установленного законодательством срока ее представления, то Налоговым кодексом допускается принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.
С 2015 года в таком же объеме могут быть приостановлены операции за непередачу налогоплательщиком квитанции о приеме направленных налоговым органом в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган.

В течение какого срока выносится решение о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации?

В настоящее время предельный срок принятия решения о приостановлении операций по счетам не установлен. С 2015 года он будет составлять три года и десять дней со дня установленного Налоговым кодексом срока представления декларации. Данное ограничение в сроке принятия решения применяется и в отношении деклараций, не представленных в налоговый орган до 2015 года.

Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода?
Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определенный документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.
Таким образом, за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного периода приостановление операций применяться не должно, так как указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьей 80 НК РФ.
Но обратите внимание, что приостановление операций по счетам по такому основанию как непредставление декларации помимо налогоплательщиков c 2015 года применимо к любым лицам, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны представлять налоговые декларации.

Каким образом организация узнает о принятых в отношении нее решениях, связанных с блокировкой счета?

От налогового органа – все принятые налоговым органом решения в копии направляются организации не позднее дня, следующего за днем их принятия. О поступившем решении организацию-клиента также известит банк.

А если в течение срока действия решения изменятся реквизиты счета?

В этом случае ранее принятое решение продолжает действовать и автоматически применяется к счету с новыми (измененными) реквизитами, в том числе при изменении наименования организации.

Вправе ли организация открыть счет в другом банке, если ее счет в обслуживающем банке заблокирован?

Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ). Но такой запрет действует при наличии у банка информации о принятом налоговым органом решении. Порядок информирования банков о принятых налоговым органом решениях должен быть утвержден приказом ФНС по согласованию с Центральным банком.

Если налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счетам без достаточных оснований, например, если им от налогоплательщика не получен расчет по авансовым платежам или квитанция о приеме направленного в электронной форме решения, за исключением решений, указанных в статье 76 НК РФ?
Принятое в подобных условиях налоговым органом решение о приостановлении операций является неправомерным. В этом случае на всю сумму денежных средств, в отношении которых действовало решение, за каждый календарный день действия решения начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка.
Аналогичные последствия наступают:

Видео (кликните для воспроизведения).

Напомним, что налоговый орган должен отменить решение не позднее дня, следующего за днем устранения причин, вызвавших принятие решения о приостановлении операций (погашение недоимки, представление декларации и т.п.). Не позднее следующего дня решение об отмене должно быть направлено в банк.
С 2015 года неправомерными также будут считаться решения о приостановлении операций, вынесенные налоговым органом после установленного срока на их принятие.
Проценты подлежат уплате налогоплательщику по его заявлению. Для расчета процентов следует иметь в виду, что действие решения о приостановлении операций начинается со дня поступления в банк решения о приостановлении и заканчивается днем поступления в банк решения о его отмене или наступления иных обстоятельств, предусмотренных федеральными законами (в таких ситуациях принятие налоговым органом специального решения об отмене приостановления операций по счетам не требуется).

Источники


  1. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.
  4. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
  5. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.
Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here