Принятие конституции российской федерации когда произошло

Полезная информация по теме: "Принятие конституции российской федерации когда произошло". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

История принятия конституции

В настоящий момент действует Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.До революции как таковые конституционные акты, ограничивающие власть монарха не принимались. Принятые при Николае втором Основные Законы Российской империи закрепляли абсолютную власть царя. Только после революции 1905 г. после принятия Манифеста 17 октября были установлены первые рамки осуществления власти монарха и даровались ряд свобод: избирательные, совести, печати и др. Однако эти акты постоянно нарушались самим монархом, который постоянно распуская Государственные Думы (3 раза) фактически свел на нет положения конституционной реформы. Временное правительство также не успело принять акты конституционного значения, за исключением манифеста о печати, принятый 1 сентября 1917 г., в котором Россия объявлялась республикой, хотя окончательно вопрос о судьбе государства должен был решен Учредительным Собранием. Выборы в Учредительное собрание прошли только в 1917 году по пропорциональной системе – первый раз в истории в них приняли участие женщины. Учредительное собрание было распущено большевиками в ноябре 1917 г., проработав один день.

Впервые писаная Конституция была принята в 1918 г.Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию — республикой Советов. Именно эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918 г., которая тем самым закрепила завоевания Советской власти в октябре 1917 г. Последующая Конституция СССР принята в1924г.,она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик. В 1936 г.была утверждена новая Конституция СССР, которая закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равноправное избирательное право при тайном голосовании, расширенные права и свободы граждан СССР. Конституция

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8280 —

| 7911 — или читать все.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)
(с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

См. комментарии к Конституции РФ

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединенные общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,

сохраняя исторически сложившееся государственное единство,

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .

См. комментарии к преамбуле Конституции РФ

Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Она состоит из преамбулы (определены ценности, занимающие ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция) и двух разделов, первый из которых включает в себя 9 глав (137 статей). Второй раздел закрепляет заключительные и переходные положения (9 частей). Положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя РФ. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Российская Федерация (Россия; наименования равнозначны) есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Важное место Конституция РФ отводит человеку, его правам и свободам, которые являются высшей ценностью. Обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина закреплена в статье 2. Правам и свободам человека и гражданина (гражданским (личным), политическим, социальным, экономическим, культурным, экологическим) посвящена глава 2 Конституции.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы МСУ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Положения о федеративном устройстве РФ закреплены в главе 3 Конституции (состав РФ, территория РФ, денежная единица, государственные язык, флаг, герб и гимн, предметы ведения РФ, ее субъектов, совместного ведения и т.д.).

РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (в т.ч. на землю и другие природные ресурсы).

Закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ (глава 4), Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) (глава 5), Правительство РФ (глава 6) и суды РФ (7). В рамках соответствующих глав рассмотрены вопросы формирования органов власти, избрания лиц на соответствующие должности и освобождения лиц от соответствующих должностей, их полномочий и др. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность (глава 8). МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

[3]

В РФ признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Читайте так же:  Фактическое принятие наследства по истечении установленного срока

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Глава 9 Конституции закрепляет нормы о поправках и пересмотре ее положений.

Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования.

Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, опубликован в «Российской газете» от 21 января 2009 г. N 7, в «Парламентской газете» от 23 января 2009 г. N 4, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. N 4 ст. 445

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 2014 г. N 9 ст. 851

Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Республику Крым и город федерального значения Севастополь, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 11 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 15 ст. 1691

Текст Конституции с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ, опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 1 августа 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ в результате принятия в состав Российской Федерации Республики Крым с 18 марта 2014 г. образуются новые субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения — Севастополь

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с 1 марта 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Забайкальский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2008 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Иркутская область

Согласно Федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Камчатской области и Корякского автономного округа с 1 июля 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Камчатский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа с 1 января 2007 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Красноярский край

Согласно Федеральному конституционному закону от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации — Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа с 1 декабря 2005 г. образуется новый субъект Российской Федерации — Пермский край

Указом Президента РФ от 27 марта 2019 г. N 130 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Кемеровская область — Кузбасс вместо наименования Кемеровская область

Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ

Указом Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Чувашская Республика — Чувашия вместо наименования Чувашская Республика — Чаваш республики

Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 173 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации — Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия — Хальмг Тангч

Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 в часть первую статьи 65 Конституции включены новые наименования субъектов Российской Федерации — Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия — Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов

Читайте так же:  Штраф за отсутствие производственного контроля на предприятии

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона после одобрения названного Закона органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ и применяются в отношении Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после вступления в силу названного Закона

[1]

Конституция РФ: история создания и процедура изменения. Справка

В соответствии с Конституцией РФ, президент России ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланием о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики.

Основной закон Российской Федерации был принят в 1993 году в ходе всенародного голосования.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации было закреплено новое название — Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России.

В 1993 году президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. В его работе приняли участие представители политических партий и движений, ученые, представители субъектов РФ, народные депутаты России и др. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России — Федерального Собрания.

С 1994 года указами президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День Конституции причислен к памятным датам России.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Это — реально действующая Конституция, в отличие от конституций социалистических, лишь прикрывавших неограниченную власть правящей партии — КПСС. Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В Конституции особо подчеркнуты ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.


Однако в середине 2000-х годов все чаще стали звучать голоса в поддержку изменений Основного закона страны. С предложением внести изменения в Конституцию с целью увеличения срока президентских полномочий с нынешних четырех до пяти или семи лет выступил разу после своего переизбрания на должность председателя Совета Федерации Сергей Миронов. Он также предложил увеличить количество сроков пребывания в должности президента подряд с двух до трех сроков. Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский предлагал провести всенародный референдум по изменению Конституции в части увеличения срока полномочий президента РФ до семи лет.

Вопросы пересмотра Конституции и внесения в нее поправок рассматриваются в главе 9 раздела первого Конституции РФ. Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу (таковыми субъектами являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы). Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трех пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе.

Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно публично заявлял, что не допустит изменения Основного закона, потому что «это прямая обязанность президента — гарантировать незыблемость Конституции». «Наша с вами задача — прекратить всякие разговоры о необходимости изменения Конституции», — сказал президент. Он отметил, что российская Конституция, став основой стабильности в обществе, не исчерпала своего позитивного потенциала, а тем, кто обсуждает способы ее изменения, надо «сосредоточить внимание на том, как использовать все то, что она предоставляет, чтобы развивать нашу страну».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Вопрос № 6. Разработка и принятие Конституции РФ 1993 года

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

Видео (кликните для воспроизведения).

В российской Декларации от 12 июня 1990 г. впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей. Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ.

Читайте так же:  Юридическая консультация по разделу имущества после развода

В целях разработки нового проекта Конституции на I Съезде народных депутатов (22 июня 1990 года) была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б. Н. Ельцин (председатель ВС РФ). В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека), которая начала эту работу. Работа комиссии проходила довольно быстро, и уже через четыре месяца проект новой конституции был готов. Пона­чалу работа комиссии проходила довольно быстро, уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только под­готовлен, но и опубликован для широкого обсуждения.

Одна­ко такая быстрота отнюдь не свидетельствовала о наличии по­литического консенсуса по вопросам содержания Основного закона. Напротив, пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различ­ные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на V Съезде народных депутатов (октябрь 1991г.), затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Наконец, VI Съезд народных депутатов (апрель 1992г.) одобрил общую концепцию конституционной рефор­мы и основные положения проекта, до этого одобренного Вер­ховным Советом. Верховному Совету и Конституционной ко­миссии было поручено после доработки внести проект на рас­смотрение очередного Съезда народных депутатов.

Однако ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII (март 1993 г.), ни IX (апрель 1993 г.) Съезды народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие острых проти­воречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов. Возникавшие разногласия практически не затрагивали по­ложений о правах и свободах человека и гражданина, но при­обретали острый характер по ключевым вопросам разделения полномочий двух властей.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верхов­ным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократичес­кие положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доми­нировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения пол­номочий Президента, и сохранялась все та же советская фор­ма правления.

Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта, оппозиционное большинство Верховного Совета на­значило для этого дату созыва Съезда народных депутатов (17 ноября 1993 г.) и начало подготовку к его проведению. В самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалось осуще­ствить на предстоящем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения де­мократических реформ.

12 мая 1993 г. Президент РФ издал Указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Феде­рации», согласно которому для завершения подготовки проек­та Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание. Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718) был определен состав Конституционного совещания. Конституционное совещание было задума­но как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также обществен­ности. Конституционное совещание состояло из 250 членов.

Для завершения подготовки проекта были созданы Общественная и Государственная палаты Конституционного совещания. Общественная палата Конституционного совещания являлась организационной формой участия общественных объединений в конституционном процессе и взаимодействия этих объединений с федеральными органами власти. На Общественную палату Конституционного совещания возлагалась выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции РФ, а также рекомендации по политическим, социальным и социально-экономическим вопросам.

Государственная палата Конституционного совещания стала организованной формой взаимодействия в конституционном процессе органов государственной власти РФ и ее субъектов. Функции этой палаты были аналогичны функциям Общественной палаты Конституционного совещания — выработка предложений об изменениях и дополнениях к проекту Конституции РФ и рекомендаций по политическим и социально-экономическим вопросам.

Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но призвал участников к выработке компро­миссного текста на базе этого проекта и проекта Конституци­онной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания, например за то, что проект не содержал характе­ристики Российского государства как социального.

Президент по проекту обладал чрезмерными правами по роспуску Государ­ственной Думы. Были и другие основания, вызвавшие обосно­ванную критику проекта. Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти.

24 июня 1993 г. Верховный Совет отказался сотруд­ничать с Конституционным совещанием под предлогом при­частности к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тыс. замечаний и предложе­ний. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десят­ков принципиально новых норм — фактически все статьи были изменены. В разработанный Совещанием проект вошли многие статьи из проекта Конституционной комиссии. 12 июля 1993 г. проект был одобрен Совещанием.

21 сентября Президент подписал Указ о поэтапной консти­туционной реформе в Российской Федерации № 1400, кото­рый, не прекращая действия Конституции в части, не проти­воречащей Указу, прерывал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Полномочия на­родных депутатов прекращались. Указ временно, до принятия Конституции, вводил в дей­ствие Положение о федеральных органах власти на переход­ный период, подготовленное на основе проекта Конституции, одобренного Конституционным совещанием. В действие также вводилось Положение о выборах депутатов Государственной Думы, разработанное народными депутатами и Конституционным совещанием. Выборы в Государственную Думу были назначены на 11-12 декабря. Приостанавлива­лась деятельность Конституционного Суда. По существу, вре­менно вводилось президентское правление.

Конституционный кризис немедленно перерос в конститу­ционную войну. В тот же день Президиум Верховного Сове­та объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Б. Н. Ельцина, полномочия Президента были переданы вице-президенту А. В. Руцкому. Верховный Совет оценил действия Президен­та как государственный переворот. Конституционный Суд, признав Указ Президента неконституционным, высказался за отрешение Президента от должности.

Читайте так же:  Форма собственности публично правовых образований что это

Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис стал порождать общественные беспорядки, силовые действия. Ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Указом о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Россий­ской Федерации от 9 октября 1993 г. (№ 1617) были прекра­щены полномочия Советов народных депутатов, а Указом от 27 октября утверждены Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти в регионах. Это означало юридическую ликвидацию советской власти в стране.

Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Для решения вопроса о конституционной реформе на 12 декабря 1993 г. было назначено всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с момента опубликования ре­зультатов голосования Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 г., состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако воз­можность того, что проект может быть не принят избирателя­ми, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября) издал Положение о федеральных органах власти на переход­ный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Со­брание существовала правовая база.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Конституция Российской Федерации 1993 года: история разработки и принятия, основные черты содержания, юридические свойства

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Среди правовых актов любого государства конституция занимает особое место. Конституция выступает в качестве общепризнанной платформы существования общества и предоставляет собой официальное выражение его интересов. Вместе с тем, как основной закон государства, конституция является продуктом и орудием государственной власти. Особое место во всей правовой системе государства вызывает необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания. Исследователями анализируются понятие и сущность конституции, предпосылки способы ее возникновения, ее виды, юридические свойства, место в правовой системе государства, принципы, функции и другие стороны правовой природы конституции.

По структуре Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав, и «Заключительных и переходных положений», являющихся вторым разделом.

Первый раздел:

· Глава 1 «Основы конституционного строя»

· Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»

· Главе 3 «Федеративное устройство»

· Глава 4 «Президент Российской Федерации»

· Глава 5 «Федеральное Собрание»

· Глава 6 «Правительство Российской Федерации»

· Глава 7 «Судебная власть»

· Глава 8 «Местное самоуправление»

· Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»

Заключительные и переходные положения:

В этом разделе в Конституции закрепляются положения по вопросам, связанным с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы власти и управления.

Разработка и принятие

Существовавший в то время высший законодательный орган — Съезд народных депутатов, принявший еще в 1991 г. решение о разработке новой Конституции Российской Федерации, под разными предлогами тормозил ее принятие. Продолжался процесс внесения многочисленных поправок в Конституцию страны 1978 г. Несмотря на эти поправки (а их было более трехсот).

Конституция не могла уже быть юридической базой происходящих в российском обществе перемен. Нужен был новый основной закон, который бы отразил коренные изменения, происшедшие в связи с крахом тоталитарного режима и распадом советской империи.

Конституционное совещание состояло из 250 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов Федерации; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Три последние секции впоследствии образовали Общественную палату Конституционного совещания.

На Конституционном совещании обсуждался проект Конституции, внесенный Президентом Российской Федерации. Одновременно рассматривались многочисленные замечания и предложения граждан и проект Конституции, подготовленный созданной Съездом народных депутатов Российской Федерации Конституционной комиссией. В результате длительной работы — с июня по октябрь 1993 г. — был выработан новый проект Конституции Российской Федерации, который и был вынесен на общенародный референдум.

Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В нем участвовало 54,8 процента зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 58, 4 процента.

Читайте так же:  Определение максимальной мощности энергопринимающих устройств

Всенародное голосование стало принципиально новым способом принятия Конституции в истории России. Слова в самом начале Преамбулы и в самом ее конце вполне отразили результаты всенародного голосования: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Черты Конституции 1993 года

Предметом регулирования Конституции РФ яв­ляются: основы конституционного строя, основы право­вого положения личности, федеративное устройство, избирательное право, система высших органов государ­ственной власти РФ, местное самоуправление, судебная власть.

По своей сущности Конституция РФ демократическая. Это проявляется: во-первых, в порядке ее принятия — впервые в истории России на всенародном референдуме; во-вторых, в закреплении в качестве основ конституцион­ного строя общечеловеческих ценностей, выработанных мировой цивилизацией и составляющих суть современно­го конституционализма; в-третьих, в закреплении баланса общественных интересов, которые должна обеспечить пу­бличная власть. Конституция РФ -это генеральное согла­шение между всеми социальными группами о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

По форме правления Конституция РФ 1993 г. — конституция смешанной, президентско-парламентарной республики, по форме государственного устройства — федеративной. По способу принятия Конституция РФ является всенародной, так как была утверждена на всенародном референдуме, и жесткой. По форме Конституция РФ является писаной.

Итак, Конституция РФ — основной закон государства, выражающий волю российского многонационального народа и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового положения личности, федеративное устройство, избирательную систему, систему высших органов государственной власти РФ, местное самоуправление, судебную систему.

Конституция РФ отражает общие, родовые черты, присущие природе этого вида нормативных правовых актов.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

· Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается

В Конституции РФ 1993 г. рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

· Учредительный, первичный характер конституционных установлений

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции — ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве признается носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением — учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными.

[2]

Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. У Конституции РФ нет такого юридического «потолка».

· Всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет

Важной чертой, характеризующей конституцию, является особый предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, на которые она воздействует.

Конституционное регулирование отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, либо регулируя в этих сферах в соответствии с предметом конституционного права базовые, фундаментальные общественные отношения, либо подвергая их своему воздействию в полной мере.

· Особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.

Конституцию отличают и особые юридические свойства, выражающиеся:

· В верховенстве Конституции

· В ее высшей юридической силе

· В ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

· В особой охране Конституции

· В особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9838 —

| 7413 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.

  2. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.

  3. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
  4. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.
  5. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
Принятие конституции российской федерации когда произошло
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here