Право публичного лесного сервитута может быть ограничено

Полезная информация по теме: "Право публичного лесного сервитута может быть ограничено". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Лесные сервитуты в новом Лесном кодексе РФ

(Быковский В. К.) («Юрист», 2007, N 2)

ЛЕСНЫЕ СЕРВИТУТЫ В НОВОМ ЛЕСНОМ КОДЕКСЕ РФ

Быковский В. К., аспирант ИГПАН.

Лесные сервитуты не являются новым институтом, а были предусмотрены и в ранее действовавшем Лесном кодексе РФ 1997 г. Но в новом Лесном кодексе РФ (далее — ЛК РФ) правовое регулирование сервитутов изменилось. ——————————— Российская газета. 2006. 8 декабря.

Сервитут является одним из вещных прав. В качестве такового он подлежит регистрации в том порядке, который установлен для регистрации прав на недвижимость (ст. 131 ГК РФ). На практике ничего подобного нет. «Поскольку лесом может пользоваться неопределенное количество людей, регистрация их прав становится невыполнимой даже с чисто формальной стороны. Более того, как всякое имущественное право сервитут в случае его нарушения подлежит возмещению» . ——————————— Шейнин Л. Публичные сервитуты // Право и экономика. 2004. N 8. С. 76.

В действующем ЛК РФ этот принцип не закреплен. Но близким к нему является принцип многоцелевого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, предусмотренный в п. 4 ст. 1 ЛК РФ.

Лесной сервитут право пользоваться чужими лесными угодьями

Перед тем как изготавливать любой документ, будет правильным размышляя разделить смысл на несколько разделов. Последние не точно будут написаны в этой же последовательности. Сначала нужно обдумать к чему вы требуете в конце претензии, затем поищите мотивы. Весомыми могут быть законы, правила, бизнес обычаи. Вступление критично существенная часть, который формирует след. Также постарайтесь выяснить какому должностному лицу адресован составляемый просительный документ и кто конкретно будет обрабатывать.

Лесной сервитут – зафиксированное в законе право, использовать в своей деятельности чужие лесные угодья в установленных пределах. Данное право используется в ряде стран, в том числе в России. Согласно статье 21 Лесного кодекса РФ, лесной сервитут имеет два вида:

— публичный – право каждого гражданина, предоставляющееся на безвозмездной основе, свободно пребывать в лесном фонде или лесах, не входящих в фонд, если другое не прописано в законе РФ;

— частный – когда право публичного лесного сервитута ограничено, либо отдельным договором, либо актами государственной власти и местного самоуправления, либо судебными решениями.

Лесной сервитут

Лесно́й сервиту́т — право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут. земельный сервитут ).

Возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом. [1]

Лесным кодексом РФ специальная возможность установление сервитута предусмотрена только для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд когда наряду с предоставлением лесных участков в безвозмездное срочное пользование может устанавливаться сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом [2] .

Публичные сервитуты могут устанавливаться для [3] :

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.
  • Важно отметить, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. [4]

    Примечания

      ↑ ст.9 Лесного кодекса РФ ↑ ч.3.1. ст. 38 Лесного кодекса ↑ ч.3 ст.23 Земельного кодекса РФ ↑ ч.2 ст. 23 Земельного кодекса РФ

    ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ

    См. также в других словарях:

    ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — В РФ возникающее в силу закона или договора право граждан и юридических лиц по ограниченному использованию участков лесного фонда и участков лесов, не входящих в лесной фонд, находящихся в пользовании других лесопользователей. Различают публичный … Словарь бизнес-терминов

    ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — согласно ЛК РФ под публичным Л.с. понимается право граждан свободно пребывать в лесах (входящих и не входящих в лесной фонд), если иное не предусмотрено законодательством РФ. Данное право общего лесопользования предоставляется бесплатно. Граждане … Юридический словарь

    Лесной сервитут — Лесной сервитут право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, земельный сервитут). Возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской… … Википедия

    лесной сервитут — согласно ЛК РФ под публичным Л.с. понимается право граждан свободно пребывать в лесах (входящих и не входящих в лесной фонд), если иное не предусмотрено законодательством РФ. Данное право общего лесопользования предоставляется бесплатно. Граждане … Большой юридический словарь

    Публичный лесной сервитут — Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено национальным законодательством (публичный лесной сервитут). Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ … Официальная терминология

    Частный лесной сервитут — Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и… … Официальная терминология

    Публичный лесной сервитут — Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут). Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 N 22 ФЗ, ст … Словарь юридических понятий

    Читайте так же:  Условно разрешенные виды использования земельных участков классификатор

    Частный лесной сервитут — Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и… … Словарь юридических понятий

    ЧАСТНЫЙ ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — В РФ право ограниченного пользования участками лесного фонда или участками лесов, не входящих в лесной фонд, находящихся в пользовании лесопользователей, предоставленное заинтересованным лицам на основании договоров, актов государственных органов … Словарь бизнес-терминов

    ПУБЛИЧНЫЙ ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — В РФ право граждан бесплатно и свободно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд; собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие (незапрещенные) пищевые лесные ресурсы, лекарственные … Словарь бизнес-терминов

    Право пользования лесами, лесные сервитуты — Часть 7

    Подробности Категория: Право пользования лесами, лесные сервитуты Просмотров: 125 Это право на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным лесным участком.

    Сервитуты (от латинского слова Servitutes) — вещные права на чужую вещь, обеспечивающие полное или частичное пользование вещью и неразрывно связаны с определенной земельным участком или отдельным лицом. Во времена Древнего Рима было закреплено отдельный лесной сервитут (servitus silvae caeduae) — право принимать дрова (лес) в чужом лесу. Сущность сервитута заключается в том, что кто-то чего-то терпит или (чего) не делает.

    На украинских землях в Российской империи после отмены крепостного права в 1861 сервитута земли (главным образом пастбища и сенокосы) оставлено в общем пользовании крестьян и помещиков, но указом Сената 1886 решено эти земли полностью ввести в помещичьего землевладения, что давало помещикам значительную пользу из крестьянских отработок и оплат за пользование ими.

    Право публичного лесного сервитута может быть ограничено

    ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — В РФ возникающее в силу закона или договора право граждан и юридических лиц по ограниченному использованию участков лесного фонда и участков лесов, не входящих в лесной фонд, находящихся в пользовании других лесопользователей. Различают публичный … Словарь бизнес-терминов

    Лесной сервитут — (англ. timber/forest servitude) в РФ право ограниченного пользования лесным фондом, имеющее публичный или частный характер. В соответствии с ЛК РФ* (ст. 21) граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в … Энциклопедия права

    ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — согласно ЛК РФ под публичным Л.с. понимается право граждан свободно пребывать в лесах (входящих и не входящих в лесной фонд), если иное не предусмотрено законодательством РФ. Данное право общего лесопользования предоставляется бесплатно. Граждане … Юридический словарь

    лесной сервитут — согласно ЛК РФ под публичным Л.с. понимается право граждан свободно пребывать в лесах (входящих и не входящих в лесной фонд), если иное не предусмотрено законодательством РФ. Данное право общего лесопользования предоставляется бесплатно. Граждане … Большой юридический словарь

    [1]

    ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — (лат. servi tus (servitutus) обязанность, обязательство, повинность) признанное в ряде стран право пользования чужими лесными угодьями в определенных пределах. Статьей 21 ЛК предусматриваются два вида Л.с.: а) публичный; б) частный. Под публичным … Энциклопедия юриста

    Публичный лесной сервитут — см. Лесной сервитут … Энциклопедия права

    Частный лесной сервитут — см. Лесной сервитут … Энциклопедия права

    Публичный лесной сервитут — Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено национальным законодательством (публичный лесной сервитут). Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ … Официальная терминология

    Частный лесной сервитут — Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и… … Официальная терминология

    Публичный лесной сервитут — Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут) . Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 N 22 ФЗ, ст … Словарь юридических понятий

    Сервитуты в сфере градостроительства

    Статья 64 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что в отношении объектов недвижимости в градостроительстве могут устанавливаться публичные и частные сервитуты. Правовую основу сервитутов в сфере градостроительства составляют положения ст.277 ГК, согласно которой сервитутом могут обременяться также здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которыми необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

    Публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании градостроительной документации и правил застройки, если это определяется государственными или общественными интересами. Частные сервитуты в области градостроительства устанавливаются в целях ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений; строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктур; эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки; других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Порядок установления и прекращения частных сервитутов определяется в соответствии с ГК.

    Федеральный закон «о товариществах собственников жилья» (п.5 ст.8) допускает, что прилегающий земельный участок и иное общее имущество кондоминиуме могут быть обременены правом ограниченного пользования (сервитутом) другими лицами. При этом нельзя запретить установление сервитутов в случае необходимости обеспечения доступа иных лиц к объектам, существовавшим до момента принятия указанного закона. Новые сервитуты устанавливаются по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и домовладельцами. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом.

    Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1996 г.№1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлений границ земельных участков в кондоминиумах) детализирует указанные выше положения об установлении сервитутов. Так, территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов (п.6 Положения).

    Читайте так же:  Обязателен ли коллективный договор в бюджетной организации

    Водные и лесные сервитуты

    Водные и лесные сервитуты фактически представляют собой земельные сервитуты, устанавливаемые на землях водного и лесного фондов. По содержанию эти сервитуты приближаются к земельным сервитутам. Объясняется это тем, что нельзя пользоваться водным объектом или лесным фондом без использования их земель.

    Согласно ст.43 ВК право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов. Каждый может пользоваться водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут). На основании договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться на основании судебного решения. Общие положения сервитутов, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ВК.

    Как предусмотрено в ст.44 ВК, публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях: забора воды без применений сооружений, технических средств и устройств; водопоя и прогона скота; использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств. Кроме того, водным законодательством могут быть установлены иные водные сервитуты. Получения лицензии на водопользования для того, чтобы осуществлять водные сервитуты не требуется. Перечень водных сервитутов не является исчерпывающим. Следует заметить, что все случаи установления водных сервитутов являются по характеру разновидностями осуществления права общего водопользования.

    Статья 21 ЛК закрепляет право граждан свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено лесным законодательством. Такое право осуществляется на основании публичного лесного сервитута.

    Лесной сервитут закреплен в ЛК по аналогии с водными сервитутами. Он предполагает право ограниченного пользования землями лесного фонда и произрастающими на них лесами. В правоотношении публичного лесного сервитута одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов- Российская Федерация, с другой- неограниченный круг граждан, не являющимися собственниками, осуществляющими право общего лесопользования. Субъектами частного лесного сервитута является как правоотношения могут быть только лесопользователи- несобственники.

    Лесной сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лесопользователем и подлежит регистрации в порядке, действующем для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дополнительно к этим основаниям ЛК предусматривает возможность установления лесных сервитутов на основании административно-правовых актов: решений государственных органов и органов местного самоуправления. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления об установлении лесных сервитутов могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке.

    Статья 274 ГК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

    Новая редакция Ст. 274 ГК РФ

    1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

    Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

    4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

    Комментарий к Ст. 274 ГК РФ

    1. Под сервитутом (от лат. servitus — служение вещи) следует понимать право пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении. Сервитут может быть срочным или постоянным. Различаются сервитуты частные и публичные.

    2. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством в пользу конкретного субъекта на основе договора либо судебного решения. Лицо, в пользу которого устанавливается частный сервитут (сервитуарий), может быть как собственником господствующего земельного участка, так и обладателем иного вещного права на данный участок: пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. В качестве лица, обременяемого сервитутом, может выступать только собственник земельного участка, но не субъект иного вещного права.

    3. Публичный сервитут, согласно ст. 23 ЗК, устанавливается законом или иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления в целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения с учетом результатов общественных слушаний, без изъятия земельных участков. Круг правообладателей публичного сервитута, в отличие от сервитута частного, не является определенным, поскольку публичные сервитуты устанавливаются не в пользу конкретного субъекта, а в пользу всех лиц вообще, т.е. для обеспечения не частных, а общественных (публичных) нужд.

    Читайте так же:  Проекты перепланировок трехкомнатных квартир 58м пентагон

    4. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. Сервитуарий также имеет возможность защиты уже возникшего сервитутного права от нарушений со стороны собственника служащей земли или третьих лиц путем предъявления негаторного иска (если признать возможным владение объектом сервитутного права), обязательственно-правового иска к собственнику служащего земельного участка (при наличии договора) либо внедоговорного иска о возмещении причиненного вреда.

    5. Временные методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, утв. Росземкадастром 17.03.2004, определяют величину соразмерной платы за сервитут, исходя из размера убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

    Другой комментарий к Ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации

    1. Сервитут является одним из вещных прав, предусмотренных ст. 216 ГК. Он состоит в праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным имуществом. Такое право должно быть определенно установлено. В ч. 2 п. 1 ст. 274 перечислены некоторые возможные виды сервитутов.

    Сервитут — институт классического права. Как и любое вещное право, он следует за вещью, а не за лицом, т.е. переходит к приобретателю соответствующего имущества вместе с самой вещью. Классическое право выработало ряд характерных признаков, присущих сервитутам. Среди них прежде всего то, что сервитут не может обязывать к положительным действиям. Лицо, обязанное по сервитуту, претерпевает действия управомоченного лица. В этом объеме соответственно ограничивается право собственности обязанного по сервитуту лица. Классическое право указывало также на то, что критерием сервитута является его полезность участку (имению), а не самому собственнику этого участка. Сервитут считался бестелесной вещью и потому не мог устанавливаться путем передачи (традиции).

    Право сервитута предполагает, что имеется участок, на котором лежит обязанность (служащий), и участок, в пользу которого эта обязанность установлена (господствующий). Сервитут устанавливается в отношении соседнего земельного участка.

    2. ГК предусматривает, что сервитут возникает не только в отношении земельных участков, но и в отношении иного недвижимого имущества (ст. 277).

    Право собственности на обремененный сервитутом участок сохраняется в полном объеме, но с теми ограничениями, которые вытекают из существа сервитута. Эти ограничения, однако, не препятствуют любым действиям собственника, в том числе сделкам с участком (отчуждению, передаче в аренду, залог и т.д.), поскольку такие действия не нарушают права сервитута. Договором об отчуждении или передаче участка в пользование третьему лицу сервитут не может быть исключен или приостановлен. Если такое условие и имеется в договоре, оно является ничтожным.

    3. Сервитут возникает на основании договора между собственниками объектов недвижимости, а при отсутствии соглашения — по решению суда, принятому по иску лица об установлении сервитута. Очевидно, что такой иск может быть заявлен лицом, которое требует предоставления ему сервитута, т.е. собственником господствующего участка. Однако на практике возникают ситуации, когда собственник объекта недвижимости фактически пользуется чужим участком и пресечь его действия фактически невозможно (например, проходит через чужой земельный участок к размещенной там и принадлежащей ему трансформаторной будке). В этом случае уже у собственника служащего участка может возникнуть интерес в установлении сервитута как для точного определения своих обязанностей, так и для установления платы за его использование в качестве сервитута.

    Сервитут предполагается платным, если иное не установлено законом. Оплата сервитута должна быть соразмерной. В случае спора она устанавливается судом.

    Поскольку в п. 3 ст. 274 говорится о праве заявить требования об установлении, т.е. не только о предоставлении, сервитута, можно сделать вывод о том, что иск об установлении сервитута может быть заявлен любой из сторон.

    4. Право на сервитут не переходит ни в порядке традиции, так как не предусматривает установления владения, ни в порядке цессии, так как вещные права не могут быть предметом цессии. Следовательно, право на сервитут возникает в силу соглашения или судебного решения в момент регистрации этого права, поскольку оно является правом на недвижимое имущество. Каких-либо актов приема-передачи при этом составлять не требуется.

    [3]

    Установления сервитута может требовать не только собственник, но и лицо, владеющее участком на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

    5. Статья 23 ЗК предусматривает установление кроме частных сервитутов также публичных в целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. Такие сервитуты устанавливаются законом или иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В п. 3 ст. 23 ЗК содержится исчерпывающий перечень оснований публичного сервитута. Их анализ показывает, что речь идет скорее об ограничении права собственности (например, право охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений, доступа к прибрежной полосе и др.). Другие цели, перечисленные в ст. 23 ЗК, могут указывать на частный сервитут.

    Например, администрация Городищенского района Волгоградской области вынесла постановление об установлении постоянного права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута). В соответствии с этим постановлением устанавливался сервитут прохода и проезда к насосной станции через земельный участок, принадлежащий товариществу «Газовик». Суд, рассматривая жалобу товарищества «Газовик», оспаривавшего принятый акт и настаивавшего на том, что налицо частный сервитут, пришел к выводу, что сервитут установлен в интересах граждан, являющихся членами других садоводческих товариществ («Монтажник», «Авиатор», «Мостовик», «Мичуринец-2»), которые ранее заключили договор о долевом участии во владении и содержании насосной станции. В требованиях товарищества «Газовик» было отказано (Вестник ВАС РФ. 2003. N 8. С. 48 — 51).

    Представляется, что в данном случае все же имеются основания для установления именно частного сервитута, поскольку в споре участвуют конкретные лица — указанные садоводческие товарищества, в чью пользу и установлен сервитут.

    6. В соответствии со ст. 23 ЗК в случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник этого участка вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него земельного участка либо замены на равноценный участок с возмещением убытков.

    Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

    Читайте так же:  Образец уведомления центра занятости о сокращении работников

    Указанная норма не предусматривает права иных лиц, кроме собственника земельного участка, на требование платы за публичный сервитут.

    7. Сервитут не может быть заложен, отчужден и передан третьим лицам. Передача сервитута собственнику служащего участка не исключена и представляет собой соглашение о прекращении сервитута.

    Сервитут прекращается по требованию собственника участка, обремененного сервитутом, в связи с отпадением тех оснований, в силу которых он был установлен. Например, линия трубопровода проложена другим образом, и более нет нужды в соответствующем сервитуте.

    Если сервитут настолько обременителен, что исключает использование земельного участка по назначению, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (например, если проезд через поле (участок сельскохозяйственного назначения) делает невозможным выращивание на нем сельхозпродукции).

    Очевидно, что сервитут может быть прекращен и соглашением сторон.

    Кроме того, если оба участка — и служащий, и господствующий — окажутся в собственности одного лица, следует признать, что сервитут прекращен. При последующем отчуждении одного из участков (если они не были превращены в единый земельный участок или объект недвижимости) сервитут устанавливается вновь на общих основаниях.

    Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

    СТ 274 ГК РФ

    1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

    Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

    4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

    Комментарий к Ст. 274 Гражданского кодекса РФ

    1. К вещным правам лиц, не являющихся собственниками, ст. 216 ГК РФ относит сервитуты.

    В широком смысле сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    Сервитут может быть частным или публичным.

    Частный сервитут — сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости.

    Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимого имущества в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта РФ, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (см. подробнее письмо Министерства экономического развития РФ от 22.06.2009 N Д23-1850 «Об установлении публичного сервитута»). Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

    Сервитут может быть срочным или постоянным.

    Вне зависимости от того, о каком виде сервитута идет речь (частном или публичном), осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

    В силу п. 1 ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (см. ст. ст. 274 — 277 ГК РФ).

    Положениями п. 1 комментируемой статьи закреплено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

    Сервитут может устанавливаться для следующих целей:

    1) обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

    2) строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием;

    3) других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    В п. 3 ст. 23 ЗК РФ закреплено, что могут устанавливаться публичные сервитуты для:

    — прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

    — использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

    — размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

    — проведения дренажных работ на земельном участке;

    — забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

    — прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    — прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    Читайте так же:  Ответственность сторон в правилах внутреннего трудового распорядка

    — сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

    — использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

    — временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

    2. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, никоим образом не ограничен в своем праве, то есть он в полной мере продолжает владеть, пользоваться и распоряжаться своим земельным участком. Однако при осуществлении правомочия распоряжения собственник земельного участка не может ограничить либо прекратить сервитут.

    3. По общему правилу сервитут устанавливается путем заключения сторонами соглашения, в котором описываются все условия сервитута. Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

    В том случае, если не достигнуто соглашение об установлении сервитута в добровольном порядке, спор передается на разрешение суда. Основанием рассмотрения спора в суде является иск лица, требующего установления сервитута.

    4. На условиях и в порядке, которые предусмотрены п. п. 1 и 3 комментируемой статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    5. Сервитут по общему правилу (если иное не предусмотрено законом) предполагается платным. То есть собственник участка, обремененного сервитутом, может требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование его участком.

    Согласно абз. 2 п. 7 ст. 23 ЗК РФ в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

    6. В предусмотренных законом случаях сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В частности, речь идет о применении соответствующих положений гл. V.3 ЗК РФ. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные комментируемой статьей и ст. ст. 275 и 276 ГК РФ для собственника такого земельного участка.

    Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Лесной сервитут.

    1.Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных качественных и количественных характеристиках лесного фонда. Данный кадастр используется при государственном управлении лесным фондом страны. Организация его ведения заключения в переводе земель в нелесные фонды, не связанные с ведением лесного хозяйства. Для этого определяют меры платежей и ведут оценку хозяйственной деятельности лесопользователей, перечень показателей государственного земельного кадастра и методика экономической оценки лесов определяется федеральным органом управления лесным хозяйством. На данном этапе работы ведутся по регионам, затем составляется общий фонд лесного хозяйства.

    2. Государственный лесной фонд складывается из лесных участков, районов, областей, регионов. Для получения этих данных производится систематический и упорядоченный учёт земель лесного фонда, выполняя на данных территориях съемки местности, участки номеруются, определяется их площадь, а так же отражаются данные распределения принадлежности лесных участков. К лесным участкам относятся земли покрытые лесом. Категории земель лесного фонда – это виды земель или угодий, находящихся в составе лесного фонда. Земли различают по состоянию, характеру и степени хозяйственного использования, по функциональному значению все земли делятся на земли с/х назначения, населенных пунктов, связи, промышленности, природоохранного и исторического значения.

    Лесной кадастр – это реестр, содержащий сведения о качественный и количественных характеристиках экологической и экономической оценки категории земель.

    Существуют понятия «Лесные земли», «Лесные площадки» и «Нелесные земли».

    3. Лесной сервитут – это право ограниченного пользования чужими лесными участками. Возникает и прекращается по основаниям и в порядке предусмотренным гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

    Лесным кодексом Российской Федерации специальная возможность установления сервитута предусмотренная только для использования лесов гражданами в целях осуществления с/х деятельности для собственных нужд.

    Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

    1) Прохода или проезда через земельный участок.

    2) Размещение на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъезда к ним.

    3) Прогона с/х животных через участок.

    4) Использование земельного участка в целях охоты и рыболовства.

    5) Временного пользования земельного участка в целях проведения изыскательных исследовательских работ.

    6) Свободного доступа к приобретенной полосе.

    7) В целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а так же объектов транспортной инфраструктуры.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8825 —

    | 7180 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    [2]

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Источники


    1. Додонов Большой юридический словарь / Додонов, В.Н. и. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 790 c.

    2. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.

    3. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
    4. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.
    5. Ромашкова И. И. Жилищное право; Питер — Москва, 2009. — 160 c.
    Право публичного лесного сервитута может быть ограничено
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here