Право пользования землями жилой и общественной застройки

Полезная информация по теме: "Право пользования землями жилой и общественной застройки". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Земли жилой и общественной застройки (Глава 6 ЗК, ст. 38-42)

Земли этой категории (раньше входили в состав земель населенных пунктов, ЗК 1992), занимая 10,2% территории государства, принадлежат к второй чрезвычайно важной категории земель.

К землям жилой и общественной застройки принадлежат земельные участки в границах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Обязательным условием для отнесения соответствующих земельных участков к землям этой категории является нахождение их в границах населенных пунктов (городов, поселков и сел), а также специфическое целевое назначение для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. Указанные земли предназначены для размещения определенных объектов общего пользования, то есть они используются как пространственно-территориальная основа.

Жилой застройкой

считается земельный массив (земельный участок), в границах которого размещен жилой фонд. Жилая застройка – это самостоятельная разновидность застройки конкретной территории. Осуществление жилой застройки предусматривает новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и благоустройство зданий и сооружений, которые составляют жилой фонд.

Законодательство разделяет усадебную (приусадебную) и не приусадебную застройку. К приусадебной относится застройка (здания приусадебного типа), размещенная на приусадебных участках, которые принадлежат отдельным гражданам.

Характерной чертой не приусадебной застройки является то, что объекты недвижимости размещены на земельных участках, которые не принадлежат отдельным гражданам.

Зданиями и сооружениям общественного назначения

считаются: здания детских дошкольных учреждений, здания учебных учреждений, здания и сооружения для охраны здоровья и отдыха, физкультурно-оздоровительные и спортивные; здания предприятий торговли и общественного питания, здания предприятий бытового обслуживания и др.

Государственными строительными нормами Украины «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений ДБН 360-92» (п.2.1) установлено, что территория города по функциональному назначению и характеру использования подразделяется на:

· Производственную, в т.ч. внешнего транспорта

В свою очередь в селитебную территорию входят земельные участки жилых зданий, общественных учреждений, зданий и сооружений, в т.ч. учебных, проектных, научно-исследовательских и др. институтов без исследовательских производств, внутри селитебная улично-дорожная и транспортная сеть, а также площади, парки, сады, скверы, бульвары, другие объекты зеленого строительства и места общего пользования.

Именно в границах селитебной территории формируются основные структурные элементы: жилой квартал (жилой комплекс), жилой район и селитебный массив (жилой массив), которые выступают составными частями земель жилой застройки.

К землям жилой и общественной застройки принадлежат также земли, на которых размещены другие объекты общего пользования. Среди таких объектов важное место занимают земли общего пользования. Эти земли обеспечивают общие потребности жителей городов, поселков и сел.

Во-первых, часть этих земель используется как пути сообщения и не закрепляются за конкретными субъектами в пользование. На этих землях размещаются площади, улицы, дороги, проулки, набережные и т.п.

Во-вторых, другая часть земель общего пользования предназначена для обслуживания культурно-бытовых потребностей населения. Эти земли служат местом размещения парков, лесопарков, садов, бульваров, пляжей, водоемов и т.п.

Использование земель общего пользования осуществляется бесплатно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9166 —

| 7242 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

48. Право пользования землями городской, поселковой, сельской застройки и землями общего пользования.

Все земли в Российской Федерации подразделяются на несколько категорий. Одной из них являются земли поселений. Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располага­ющихся на них городов и других поселений. В настоящее время, ког­да все население проживает в городах, поселках и иных поселениях, крайне важно рациональное использование земель данного вида, раз­работка вопросов государственного управления (т.е. система учета, мониторинга, кадастра), их использования, а также наличие достаточ­ных мер для охраны данного режима от нарушений.

[1]

Землями поселений признаются земли, предоставленные для раз­мещения и развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83— 86 ЗК РФ).

Земли поселений — одна из категорий земель в земельном фонде России.

Согласно Градостроительному кодексу РФ от 07.05Л998 № 73-ФЗ (в ред. от 10.01.2003) 1 все населённые пункты Российской Федера­ции подразделяются на городские (города и поселки), сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки) и иные по­селения.

Градостроительный кодекс РФ регулирует градостроительную дея­тельность— деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градо­строительного планирования развития территорий и поселений, опре­деления видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом ин­тересов граждан, общественных и государственных интересов, а так­же национальных, историко-культурных, экологических, природных осо­бенностей указанных территорий и поселений.

Использование земель поселений осуществляется на основе градо­строительной документации — документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке.

Важная роль в регулировании земельных отношений в поселени­ях принадлежит Федеральному закону от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003) 1 . Данный Федеральный закрн регулирует отношения, воз­никающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприят­ной среды жизнедеятельности человека и общества. Указанный Фе­деральный закон направлен на развитие архитектурного искусства, со­действие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.

Читайте так же:  Расчет военнослужащего при увольнении по окончании контракта

В ЗК РФ нормы о землях всех видов поселений (т.е. землях горо­дов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских поселений) помещены в один раздел. Это говорит о том, что правовое регулиро­вание земельных отношений в городах и сельских поселениях имеет общие сходные черты.

Назначение земель поселений заключается в том, что они функци­онируют как фундамент, как место, пространственно-операционный базис, используемый в целях строительства. Пространственную и зе­мельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составля­ют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверх­ностью указанных территорий.

Земли поселений могут быть охарактеризованы общими для них отличительными признаками:

— земли городов и сельских поселений имеют общее предназначе­ние: обслуживание городов и сельских поселений;

— земли поселений характеризуются тем, что они расположены внутри черты: для земель городов — городской черты, а для земель поселений — черты сельских поселений. Данная черта — это внешняя граница земель города, поселка, сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель. Она устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. Включе­ние земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.

Следует отметить, что городская черта и черта сельских поселений устанавливается и изменяется в порядке, предусмотренном Градостро­ительным кодексом РФ, земельным законодательством РФ. Однако черта поселений охватывает не только земли, застроенные зданиями и сооружениями, но и незастроенные земельные участки, предназна­ченные для обслуживания хозяйства и населения.

Городская черта и черта сельского поселения определяет внешнюю границу, т.е. размер их территории. Внутренняя организация земель осуществляется в соответствии с утвержденными генпланами, проек­тами планировки и застройки (ст. 84 ЗК РФ).

Все земли в пределах черты поселения находятся в ведении соот­ветствующих органов местного самоуправления.

Понятие и состав земель жилищного и общественного строительства.

Земельные ресурсы являются важнейшим природным средством жизнедеятельности и условий жизнеобеспечения. Для выполнения этой функции в действующем законодательстве выделена такая категория как земли жилой и общественной застройки, к которым относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений и других объектов общего пользования.

На правовой режим использования земель жилой и общественной застройки существенно влияют планирования размещения объектов индивидуального и общественного жилищного фонда, застройка земельных площадей с выделением усадебных участков и осуществления безусадебных строительства.

Использование земель жилой и общественной застройки предусматривает не только эксплуатацию зданий и строительство новых зданий и сооружений, но и проведение их капитального ремонта, реконструкции, реставрации.

На правовой режим земель жилой и общественной застройки влияет то, капитальным или временным является состояние зданий и сооружений, в зависимости от чего земельные участки могут передаваться в собственность или предоставляться в постоянное или временное пользование.

Капитальные здания в виде жилых домов квартирного или усадебного типа, общественных и производственных зданий и сооружений, а также хозяйственных построек, коммуникаций и других капитальных зданий относятся к объектам недвижимости и подлежат обязательной технической инвентаризации.

Земли жилой и общественной застройки в пределах населенных пунктов, а также земли, занятые другими объектами общего пользования по закону относятся к землям коммунальной собственности, которые не подлежат передаче в частную собственность

Особенностью правового режима земель городов, поселков и сел является их использование на основании как общего землепользования, то есть без закрепления за конкретными землепользователями так и предоставление в специальное пользование коммунальным предприятиям.

[3]

Таким образом земли жилой и общественной застройки неоднородны по своему составу и имеют определенные особенности, по их использованию. Существуя в пределах населенного пункта все они в комплексе образуют так называемые поселенческие земли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10171 —

| 7782 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовое обеспечение использования земель жилой и общественной застройки

Использование земель жилой и общественной застройки согласно ст. 39 Земельного кодекса осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта и иной градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением государственных стандартов и норм, а также региональных и местных правил застройки. Однако требования, предъявляемые к указанным документам, предусмотрены не в земельном законе, а в градостроительно-планировочных законах. Важнейшими среди них являются законы:

от 16 ноября 1992 г. «Об основах градостроительства»,

от 17 февраля 2011 г. «О регулировании градостроительной деятельности»,

от 7 февраля 2002 г. «О Генеральной схеме планирования территории Украины» и некоторые другие.

В градостроительно-планировочных законодательных актах содержится немало норм, позволяющих уяснить суть и содержание земельно-правовых норм. Так, в соответствии со ст. 17 Закона «Об основах градостроительства» градостроительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, которыми регулируются планирование, застройка и иное использование территории.

В ст. 16 Закона «О регулировании градостроительной деятельности» предусматривается, например, разработка и утверждение схемы планирования застройки территорий на местном уровне, определяющего потребности в изменении границ населенных пунктов с целью расширения земельных площадей для градостроительных нужд, зонирования территории и планирования структуры ее использования, а также целесообразность разработки генеральных планов отдельных населенных пунктов.

Читайте так же:  Существенные условия договора аренды нежилого помещения

Рассмотрим основные виды градостроительной документации:

1) Генеральный план населенного пункта.На его основании определяются границы городов, поселков и сел как условная замкнутая линия на поверхности земли, отделяющая их территории от других территорий. Им предусматривается соотношение застроенных и незастроенных частей городских и сельских поселений. Поэтому генеральный план населенного пункта представляет собой единый градостроительный документ, а для его разработки, согласования, рассмотрения и утверждения предусмотрена специальная процедура.

2) Иная градостроительная документация: детальный план застройки территорииразрабатывается и утверждается в городах. Разрабатывается на основании генерального плана города и включает планировку отдельного района, микрорайона или квартала, реконструкцию, восстановление и реставрацию объектов старой застройки, благоустройство и озеленение определенной территории, расширение мест массового отдыха населения и т. п. В детальном плане застройки территории предусматривается размещение отдельных объектов градостроительства (зданий, сооружений, улиц, проездов и т. д.) в пределах красных линий и линий застройки.

3) Иная градостроительная документация: проект застройки территории. Он представляет собой сводный документ, в котором отображается размещение комплекса жилищных и общественных зданий и сооружений, а также объектов социальной инфраструктуры, планируемых для возведения на соответствующем земельном массиве.

4) В целях размежевания земельных площадей и обеспечения рационального размещения объектов нового строительства на землях жилой и общественной застройки в городах органами местного самоуправления разрабатывается проект распределения территориимежду отдельными микрорайонами и кварталами.

5) План земельно-хозяйственного устройства. Он также разрабатывается на основании генерального плана населенного пункта и утверждается органами местного самоуправления. План земельно-хозяйственного устройства охватывает мероприятия организационно-технического характера, направленные на рациональное использование освоенных земель и освоение новых земельных площадей, обеспечение их охраны от негативного природного и техногенного воздействия, обеспечение инженерно-технической защиты территории и т. п.

6) Одно из требований земельного закона относительно рационального использования земель жилой и общественной застройки состоит в соблюдении государственных стандартов и норм.Они предусмотрены, например, в государственном стандарте «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений. ГСН 360-92». Безусловно, эти стандарты и нормы представляют собой обширный свод технических требований и нормативов, которые сложно привести в полном объеме, а тем более рассмотреть. Но следует подчеркнуть, что закон придает им юридически обязательный характер, предписывая их безусловное соблюдение при планировании и застройке земель населенных пунктов.

7) Новым требованием земельного законодательства к использованию земель жилой и общественной застройки является соблюдение региональных и местных правил застройки.Такие правила предусматриваются в региональных и местных нормативно-правовых актах, устанавливающих общие для области или города требования, связанные с планированием, застройкой, благоустройством и иным использованием населенных территорий и отдельных земельных участков. Они учитывают региональные и местные особенности и их выполнение субъектами градостроительной деятельности является обязательным.

Глава 6. ЗЕМЛИ ЖИЛОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗАСТРОЙКИ.

Статья 38. Определение земель жилой и общественной застройки.
К землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в границах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных строений и сооружений, других объектов общего пользования.

Статья 39. Использование земель жилой и общественной застройки.
Использование земель жилой и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, иной градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением государственных стандартов и норм, региональных и местных правил застройки.

Статья 40. Земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и гаражного строительства.
Гражданам Украины по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления могут передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в аренду земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и гаражного строительства в пределах норм, определенных настоящим Кодексом. Сверх нормы бесплатной передачи граждане могут приобретать в собственность земельные участки для указанных нужд по гражданско-правовым соглашениям.

Статья 41. Земельные участки жилищностроительных (жилищных) и гаражно-строительных кооперативов.
1. Жилищно-строительным (жилищным) и гаражно-строительным кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для жилищного и гаражного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, устанавливаемом в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
2. Жилищно-строительные (жилищные) и гаражно-строительные кооперативы могут приобретать земельные участки в собственность по гражданско-правовым соглашениям.

Статья 42. Земельные участки многоквартирных жилых домов.
1. Земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним строения, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим управление этими домами.
2. В случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению владельцев.
3. Порядок использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним строения, сооружения и придомовые территории, определяется совладельцами.
4. Размеры и конфигурация земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним строения, сооружения и придомовые территории, определяются на основании проектов раздела территории квартала, микрорайона и соответствующей землеустроительной документации.

Земли жилой и общественной застройки (Глава 6 ЗК, ст. 38-42)

Видео (кликните для воспроизведения).

Земли этой категории (раньше входили в состав земель населенных пунктов, ЗК 1992), занимая 10,2% территории государства, принадлежат к второй чрезвычайно важной категории земель.

К землям жилой и общественной застройки принадлежат земельные участки в границах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Обязательным условием для отнесения соответствующих земельных участков к землям этой категории является нахождение их в границах населенных пунктов (городов, поселков и сел), а также специфическое целевое назначение для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. Указанные земли предназначены для размещения определенных объектов общего пользования, то есть они используются как пространственно-территориальная основа.

Читайте так же:  Региональный материнский капитал в свердловской области

Жилой застройкой

считается земельный массив (земельный участок), в границах которого размещен жилой фонд. Жилая застройка – это самостоятельная разновидность застройки конкретной территории. Осуществление жилой застройки предусматривает новое строительство, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и благоустройство зданий и сооружений, которые составляют жилой фонд.

Законодательство разделяет усадебную (приусадебную) и не приусадебную застройку. К приусадебной относится застройка (здания приусадебного типа), размещенная на приусадебных участках, которые принадлежат отдельным гражданам.

Характерной чертой не приусадебной застройки является то, что объекты недвижимости размещены на земельных участках, которые не принадлежат отдельным гражданам.

Зданиями и сооружениям общественного назначения

считаются: здания детских дошкольных учреждений, здания учебных учреждений, здания и сооружения для охраны здоровья и отдыха, физкультурно-оздоровительные и спортивные; здания предприятий торговли и общественного питания, здания предприятий бытового обслуживания и др.

Государственными строительными нормами Украины «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений ДБН 360-92» (п.2.1) установлено, что территория города по функциональному назначению и характеру использования подразделяется на:

· Производственную, в т.ч. внешнего транспорта

В свою очередь в селитебную территорию входят земельные участки жилых зданий, общественных учреждений, зданий и сооружений, в т.ч. учебных, проектных, научно-исследовательских и др. институтов без исследовательских производств, внутри селитебная улично-дорожная и транспортная сеть, а также площади, парки, сады, скверы, бульвары, другие объекты зеленого строительства и места общего пользования.

Именно в границах селитебной территории формируются основные структурные элементы: жилой квартал (жилой комплекс), жилой район и селитебный массив (жилой массив), которые выступают составными частями земель жилой застройки.

К землям жилой и общественной застройки принадлежат также земли, на которых размещены другие объекты общего пользования. Среди таких объектов важное место занимают земли общего пользования. Эти земли обеспечивают общие потребности жителей городов, поселков и сел.

Во-первых, часть этих земель используется как пути сообщения и не закрепляются за конкретными субъектами в пользование. На этих землях размещаются площади, улицы, дороги, проулки, набережные и т.п.

Во-вторых, другая часть земель общего пользования предназначена для обслуживания культурно-бытовых потребностей населения. Эти земли служат местом размещения парков, лесопарков, садов, бульваров, пляжей, водоемов и т.п.

Использование земель общего пользования осуществляется бесплатно.

Определение и состав земель жилой и общественной застройки

В соответствии со ст. 38 Земельного кодекса к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в границах населенных пунктов, используемые для размещения объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения.

При этом земельный закон не выделяет приоритетность жилищного строительства или общественной застройки относительно использования земельных площадей. Важным является то, что эти земли находятся в границах населенных пунктов, а их использование осуществляется главным образом для целей жилищного строительства и общественной застройки.

В результате многопланового использования земельных ресурсов населенных пунктов происходит «слияние» правовых режимов использования различных категорий земель, расположенных в пределах их границ.

В новом Земельном кодексе не определены конкретные признаки отграничения земель жилой и общественной застройки от иных категорий земель, что сильно осложняет соблюдение установленного правового режима их использования.

На правовой режим использования земель жилой и общественной застройки существенное влияние оказывают планировка размещения объектов индивидуального и общественного жилищного фонда, застройка земельных площадей с выделением усадебных участков и осуществление безусадебного строительства.

К усадебной относится застройка, объекты которой (дома усадебного типа) размещаются на приусадебных участках, переданных или предоставленных гражданам. Согласно ст. 121 Земельного кодекса приусадебные земельные участки в городах, поселках и селах в установленных размерах могут передаваться только гражданам и только для строительства и обслуживания жилого дома, возведения хозяйственных построек и иных сооружений. Это в основном характерно для сельской и поселковой местности при сооружении жилых строений и хозяйственных сооружений на землях частной собственности. В свою очередь, безусадебное расположение объектов жилой застройки имеет место при возведении многоквартирных жилых домов, как правило, в городах. Они располагаются на землях жилой и общественной застройки государственной или коммунальной собственности, предоставляемых в постоянное пользование предприятий, учреждений и организаций этих видов собственности.

Рассматриваемая категория земель предназначена не только для жилищного строительства, но и для общественной застройки. К последней относятся общественные здания, сооружения и объекты учреждений образования и здравоохранения, торговли и общественного питания, социально-культурных учреждений и предприятий бытового обслуживания, органов местного самоуправления и т. п. Особенностью правового режима земельных участков, используемых для возведения и эксплуатации объектов общественной застройки, является пользовательское основание. Это определяется предназначением этих земель для удовлетворения общественных потребностей и публичных интересов.

Предназначение земель жилой и общественной застройки предполагает не только эксплуатацию существующих строений и возведение новых зданий и сооружений, но и проведение их капитального ремонта, реконструкции, реставрации, благоустройства территории и т. п. Поэтому жилищное строительство и общественная застройка на землях населенных пунктов предопределяют комплексное использование земельных участков для формирования жилых кварталов, массивов и микрорайонов в городах и других населенных пунктах.

В составе земель жилой и общественной застройки в пределах населенных пунктов особое место занимают земли, занятые другими объектами общего пользования. К ним относятся улицы, переулки, проезды, дороги, площади, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания отходов и т. п. Земельный кодекс относит их к землям коммунальной собственности, не подлежащим передаче в частную собственность.Это не исключает права собственности государства на такие объекты, например, на здания и сооружения спортивных комплексов, учебных заведений, органов государственной власти, а следовательно, и на соответствующие земельные участки в пределах населенных пунктов.

Читайте так же:  Расторжение договора поставки в одностороннем порядке покупателем

Характерной особенностью правового режима земель общего пользования в пределах городов, поселков и сел является их использование на основе как общего землепользования, т. е. без закрепления за конкретными землепользователями, например, пользование улицами, переулками, проездами, дорогами и площадями, так и предоставления в специальное пользование коммунальных предприятий, например, для складирования, утилизации и обезвреживания коммунально-бытовых отходов.

К землям жилой и общественной застройки относятся не только земельные участки, занятые жилыми и общественными строениями и объектами общего пользования, но и те, которые подлежат застройке коммунально-бытовыми и социально-культурными объектами и сооружениями. Они могут находиться в запасе и составлять резерв земельных площадей для строительства и благоустройства, сохраняя статус земель жилой и общественной застройки.

Таким образом, земли жилой и общественной застройки неоднородны по своему составу. В пределах населенного пункта они в комплексе образуют так называемые селитебные земли, включающие земельные участки, занятые жилыми строениями и общественными застройками, улично-дорожными и транспортно-коммуникационными сетями, а также земли общего пользования. Неоднородность этих земель сказывается на правовом статусе земель городов, поселков и сел и формирует комплексный правовой режим использования земель жилой и общественной застройки.

Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 1094 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Правовое обеспечение использования земель жилой и общественной застройки

Использование земель жилой и общественной застройки согласно ст. 39 Земельного кодекса осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта и иной градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением государственных стандартов и норм, а также региональных и местных правил застройки. Однако требования, предъявляемые к указанным документам, предусмотрены не в земельном законе, а в градостроительно-планировочных законах. Важнейшими среди них являются законы:

от 16 ноября 1992 г. «Об основах градостроительства»,

от 17 февраля 2011 г. «О регулировании градостроительной деятельности»,

от 7 февраля 2002 г. «О Генеральной схеме планирования территории Украины» и некоторые другие.

В градостроительно-планировочных законодательных актах содержится немало норм, позволяющих уяснить суть и содержание земельно-правовых норм. Так, в соответствии со ст. 17 Закона «Об основах градостроительства» градостроительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, которыми регулируются планирование, застройка и иное использование территории.

В ст. 16 Закона «О регулировании градостроительной деятельности» предусматривается, например, разработка и утверждение схемы планирования застройки территорий на местном уровне, определяющего потребности в изменении границ населенных пунктов с целью расширения земельных площадей для градостроительных нужд, зонирования территории и планирования структуры ее использования, а также целесообразность разработки генеральных планов отдельных населенных пунктов.

Рассмотрим основные виды градостроительной документации:

1) Генеральный план населенного пункта.На его основании определяются границы городов, поселков и сел как условная замкнутая линия на поверхности земли, отделяющая их территории от других территорий. Им предусматривается соотношение застроенных и незастроенных частей городских и сельских поселений. Поэтому генеральный план населенного пункта представляет собой единый градостроительный документ, а для его разработки, согласования, рассмотрения и утверждения предусмотрена специальная процедура.

2) Иная градостроительная документация: детальный план застройки территорииразрабатывается и утверждается в городах. Разрабатывается на основании генерального плана города и включает планировку отдельного района, микрорайона или квартала, реконструкцию, восстановление и реставрацию объектов старой застройки, благоустройство и озеленение определенной территории, расширение мест массового отдыха населения и т. п. В детальном плане застройки территории предусматривается размещение отдельных объектов градостроительства (зданий, сооружений, улиц, проездов и т. д.) в пределах красных линий и линий застройки.

[2]

3) Иная градостроительная документация: проект застройки территории. Он представляет собой сводный документ, в котором отображается размещение комплекса жилищных и общественных зданий и сооружений, а также объектов социальной инфраструктуры, планируемых для возведения на соответствующем земельном массиве.

4) В целях размежевания земельных площадей и обеспечения рационального размещения объектов нового строительства на землях жилой и общественной застройки в городах органами местного самоуправления разрабатывается проект распределения территориимежду отдельными микрорайонами и кварталами.

5) План земельно-хозяйственного устройства. Он также разрабатывается на основании генерального плана населенного пункта и утверждается органами местного самоуправления. План земельно-хозяйственного устройства охватывает мероприятия организационно-технического характера, направленные на рациональное использование освоенных земель и освоение новых земельных площадей, обеспечение их охраны от негативного природного и техногенного воздействия, обеспечение инженерно-технической защиты территории и т. п.

6) Одно из требований земельного закона относительно рационального использования земель жилой и общественной застройки состоит в соблюдении государственных стандартов и норм.Они предусмотрены, например, в государственном стандарте «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений. ГСН 360-92». Безусловно, эти стандарты и нормы представляют собой обширный свод технических требований и нормативов, которые сложно привести в полном объеме, а тем более рассмотреть. Но следует подчеркнуть, что закон придает им юридически обязательный характер, предписывая их безусловное соблюдение при планировании и застройке земель населенных пунктов.

7) Новым требованием земельного законодательства к использованию земель жилой и общественной застройки является соблюдение региональных и местных правил застройки.Такие правила предусматриваются в региональных и местных нормативно-правовых актах, устанавливающих общие для области или города требования, связанные с планированием, застройкой, благоустройством и иным использованием населенных территорий и отдельных земельных участков. Они учитывают региональные и местные особенности и их выполнение субъектами градостроительной деятельности является обязательным.

Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 488 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Определение и состав земель жилой и общественной застройки

Читайте также:

  1. II этап. Диагностирование состоя­ния пациента: определение его потребно­стей и выявление проблем, постановка сестринского диагноза.
  2. II этап: ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО ПЛАНА АУДИТА
  3. III этап : ПОДГОТОВКА И СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ АУДИТА
  4. III.Общие правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной документации
  5. IV. Экспериментальное определение параметров схемы замещения трансформаторов.
  6. L оптимальный и допустимый состав суточного пищевого рациона и питьевой воды.
  7. VI – Состав выходных форм и их характеристика
  8. VII. Составление служебных документов и ведение деловой переписки
  9. А. Определение износа объекта недвижимости
  10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  11. Административная ответственность за земельные правонарушения.
  12. Административная ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель.
Читайте так же:  Установление родственных отношений с умершим при наследовании

Особенности использования земельных участков, занятых государственным и коммунальным жилищным фондом

Правовое регулирование использования земельных участков для индивидуального жилищного, хозяйственного и гаражного строительства.

Правовое обеспечение использования земель жилищной и общественной застройки.

Определение и состав земель жилой и общественной застройки.

Лекция 9.

ТЕМА: ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ жилой и общественной застройки.

Вопросы:

Данная категория земель, содержится в главе 6 ЗК Украины, где согласно ст. 38 установлено, что к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений и других объектов общего обслуживания.

Земли жилой и общественной застройки используются как пространственно-территориальный базис для размещения жилых и общественных объектов. При этом земельный кодекс не выделяет приоритетность жилищного строительства или общественной застройки по использованию земельных площадей. Важно то, что указанные земли находятся в пределах населенных пунктов, а их использование осуществляется главным образом для целей жилищного строительства и общественной застройки.

Административный порядок определения границ городов, поселков и сел, который осуществляется путем обозначения их черты, т.е. установление внешней границы, отделяющей их земли от других категорий земель, в целом не претерпел существенных изменений. Сложнее обстоит дело с разграничением земельных участков в середине границ населенных пунктов, которые используются не только для жилой и общественной застройки, но и для удовлетворения других индивидуальных и публичных потребностей населения. Они используются с целью выделения рекреационных территорий для обеспечения массового отдыха населения, развития социально-культурной инфраструктуры для его обслуживания, сведения коммунально-транспортных объектов и проведение других коммуникаций, осуществления производственно-хозяйственной деятельности и т.п.

В результате многопланового использования земельных ресурсов населенных пунктов происходит «сочетание» правовых режимов использования различных категорий земель, расположенных в их границах. На правовой режим использования земель жилищной и общественной застройки определенное влияние оказывает планирование размещения объектов индивидуального и общественного жилищного фонда и застройка земельных площадей с выделением усадебных участков и осуществление приусадебного строительства.

Согласно ст. 121 Земельного кодекса, приусадебные земельные участки в городах, поселках и селах могут передаваться в установленных размерах только гражданам, и только для целей строительства и обслуживания жилого дома, возведение хозяйственных построек и других сооружений. Такая застройка в основном характерна для сельского и поселкового местности при возведении жилых домов и хозяйственных построек на землях частной собственности. В свою очередь приусадебное расположение объектов жилой застройки имеет место при размещении многоквартирных жилых домов, как правило, в городах. Они располагаются на землях жилой и общественной застройки государственной и коммунальной собственности, которые предоставлены в постоянное пользование предприятий, учреждений и организаций государственной или коммунальной собственности.

В составе жилой и общественной застройки в пределах населенных пунктов особое место занимают земли, занятые другими объектами общего пользования. К ним относятся улицы, переулки, проезды, дороги, площади, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания отходов и т.д.

ЗК Украины относит такие земли в пределах населенных пунктов к землям коммунальной собственности, не допуская их передачу в частную собственность. Это не исключает права собственности государства на такие объекты, например, здания и сооружения спортивных комплексов, учебных заведений, органов государственной власти, а потому и права государственной собственности на соответствующие земельные участки в пределах населенных пунктов.

В состав земель жилищной и общественной застройки относятся не только земельные участки, занятые жилыми и общественными зданиями и объектами общего пользования, но и земли под коммунально-бытовыми и социально-культурными объектами и сооружениями. Они могут находиться в запасе и составлять резерв земельных площадей для осуществления строительства и благоустройства, сохраняя свой статус земель жилой и общественной застройки.

Таким образом, земли жилой и общественной застройки не однородны по своему составу. В пределах населенного пункта они в комплексе образуют так называемые селитебные земли, включающие земельные участки, занятые жилыми зданиями и общественными постройками, улично-дорожными и транспортно-коммуникационными сетями, а также земли общего пользования. Их неоднородность отражается на правовом статусе земель городов, поселков и сел, формирует комплексный правовой режим использования земель жилищной и общественной застройки.

| следующая лекция ==>
Пенсионная реформа в России | Правовое обеспечение использования земель жилищной и общественной застройки

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 437 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  2. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.

  3. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.
  4. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  5. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
Право пользования землями жилой и общественной застройки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here