Постановление об индивидуальном отоплении в многоквартирном доме

Полезная информация по теме: "Постановление об индивидуальном отоплении в многоквартирном доме". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Скорректирован порядок внесения платы за отопление при использовании индивидуальных квартирных источников тепловой энергии

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 N 46-П абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов был признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Правительству РФ было предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений — при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, — лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Настоящими поправками исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Уточнено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу согласно соответствующим пунктам указанных Правил.

Также уточнено, что переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, должно быть осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ.

Индивидуальное отопление

Краткое содержание

  • У меня индивидуальное отопление, можно не платить одн по отоплению.
  • Н отказывают на переходе на индивидуальное отопление.
  • Может ли Владимиртеплогаз выставить мне счет если у меня индивидуальное отопление.
  • У мння индивидуальное отопление но мне приносят оплату за стояки. Законно ли это.
  • Можно ли перейти на индивидуального отопление в квартире, которая взята в ипотеку?
  • Сколько процентов жильцов должны дать согласие на переход индивидуальное отопление?
  • Возможно ли установить индивидуальное отопление в многоквартирном доме?
  • Индивидуальное отопление в многоквартирном доме
  • Индивидуальное газовое отопление
  • Установка индивидуального отопления
  • Индивидуальный счетчик на отопление
  • Индивидуальное газ отопление

Добрый вечер!
Если у Вас есть проект подключения индивидуального источника тепла то можете обжаловать отказ администрации в суд.
[/quote]
15. Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Ст. 14, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О теплоснабжении»
51. В перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
в) температура теплоносителя — до 95 градусов Цельсия;
г) давление теплоносителя — до 1 МПа.

Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения», «Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя»)

П. 15 ст. 14 ФЗ № 190 «О теплоснабжении».
Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения».
Исходя из дословного содержания указанной нормы переход на поквартирное отопление в домах с коллективной (центральной) системой отопления запрещен не полностью, а только с использованием некоторых индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, каких именно – определено Постановлением Правительства РФ № 307 от 16.04.12 г.

В п. 44 Постановления Правительства № 307 от 16.04.12 г. указано, что в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, НЕ отвечающие следующим требованиям:
— наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
— наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
— температура теплоносителя — до 95 градусов Цельсия;
— давление теплоносителя — до 1 МПа.

Таким образом, действующее законодательство не запрещает переход на индивидуальное отопление с использованием современных отопительных котлов, отвечающих указанным требованием. Данный вопрос уже был предметом рассмотрения судов общей юрисдикции, отказ органа местного самоуправления в переустройстве, основанный на п. 15 ст. 14 ФЗ «О теплоснабжении», признается судами незаконным.
Так что, если вы хотите перейти на индивидуальное отопление, то собирайте документы согласно ст. 26 ЖК РФ.

Можете;
Главная Документы Статья 14. Подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О теплоснабжении»
КонсультантПлюс: примечание.
Положения ст. 14 применяются с учетом особенностей, установленных главой 5.1 для ценовых зон теплоснабжения (ФЗ от 29.07.2017 N 279-ФЗ).
«»Статья 14. Подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)

Неначисление платы за отопление потребителям, самостоятельно перешедшим на индивидуальное отопление, незаконно

Не так давно мы в нашем блоге рассматривали вопрос о правомерности начисления собственникам платы за отопление при отсутствии радиаторов отопления. Статья на эту тему размещена ЗДЕСЬ.

Практика судов по данному вопросу, впрочем, как всегда, диаметрально противоположно различалась до недавнего времени. Одни суды вставали на сторону Самоделкиных и признавали незаконным начисление платы при отсутствии радиаторов отопления и индивидуальном отоплении, другие – напротив, считали такие действия законными.

Читайте так же:  Посадка высадка пассажиров под знаком остановка запрещена

Верховный суд РФ в своем определении от 15 марта 2018 г. № 308-КГ18-928 признал незаконным неначисление платежей за коммунальную услугу по отоплению в случае, если граждане самостоятельно отключились от централизованной системы отопления многоквартирного дома (МКД), а также если перешли на автономное отопление.

Хотя ранее в 2014 году ВС РФ уже признал действующим и законным абзац второй пункта 42(1), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила 354), касающийся начисления платы за отопление.

В Решении от 14 января 2014 г. № АКПИ13-1157 ВС РФ сделал следующие выводы:

«…Абзац второй пункта 42(1) Правил определяет размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.

[2]

Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.

Такой порядок расчета не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника помещения в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 ЖК РФ, исходя из объема тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии пропорционально площади жилого (нежилого) помещения, что также согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В связи с этим является необоснованным довод заявителя о противоречии оспариваемого положения части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ.

В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Расчет по указанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.

…Правительство Российской Федерации осуществило правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, Правила в оспариваемой части основаны на нормах федерального закона и не противоречат им, прав и свобод заявителя не нарушают. С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют».

Вышеуказанное Определение ВС РФ от 15 марта 2018 г. № 308-КГ18-928 вынесено в рамках рассмотрения дела по обжалованию ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) — АО «Донэнерго» предписания органов государственного жилищного надзора (далее — ГЖН), которое вынесено по коллективной жалобе жителей многоквартирного дома в городе Ростов-на-Дону, недовольных тем, что отдельные потребители, перешедшие на индивидуальное газовое отопление, не платят за отопление на общих основаниях, так как РСО им не начисляет платежи на согласно Правилам 354.

В результате проведенной проверки орган ГЖН вынес предписание ресурснику произвести перерасчет и начислить всем потребителям плату за коммунальную услугу по отоплению на основании Правил 354.

Доводы РСО в защиту своей правовой позиции следующие: оплата тепловой энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество энергии. Начисление платы собственнику жилого помещения, оборудованного системой газового отопления, которому услуга фактически не предоставляется, приводит к двойному начислению платы за один и тот же вид коммунальной услуги. Кроме того, РСО выдано также предписание прокуратуры, в соответствии с которым начисления, производимые РСО за не потребленную услугу собственниками спорных помещений признаны незаконными.

Даже странно было ожидать от РСО такой правильности и соблюдения прав потребителей, хотя, без предписания прокуратуры они вряд ли стали бы такими праведниками.

Однако суды всех инстанций признали вынесенное предписание Государственной жилищной инспекции законным и обоснованным.

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 16 января 2018 г. по делу № А53-13387/2017 (им оставлено в силе решение АС Ростовской области от 01.09.2017 г, постановление 15 ААС от 31 октября 2017 г. № 15АП-15222/2017):

«…Пунктом 40 Правил 354 установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 42 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

В соответствии с пунктом 42 (1) Правил 354 в редакции, действовавшей в спорный период, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В силу части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Исходя из этого, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем законодательством не предусмотрена возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 № АКПИ15-198.

При вынесении судебных актов суды пришли к обоснованному выводу о том, что действующее жилищное законодательство не освобождает граждан, не использующих центральное отопление, от оплаты тепловой энергии системы отопления многоквартирного дома.

[3]

Кроме того, освобождение собственников таких помещений от оплаты коммунальной услуги за отопление на общедомовые нужды с учетом отсутствия возможности раздельного учета влечет за собой увеличение размера платы для собственников иных помещений.

Читайте так же:  Получение жилья военнослужащими при увольнении на пенсию

На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела предписания».

В своем Определении по делу ВС отметил:

«… Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 30, 39, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», учитывали правовую позицию, выраженную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 № АКПИ15-198, и исходили из того, что жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.

Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом, использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели — обслуживанию и поддержанию всего объекта (в рассматриваемом случае — многоквартирного жилого дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима).

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».

Таким образом, учитывая вышеизложенное и основываясь на рассмотренном Определении ВС РФ, можно сделать вывод о том, отказ от централизованного и переход на автономное теплоснабжение возможен только при наличии проекта реконструкции внутренних инженерных сетей и внесении на основании Закона о теплоснабжении № 190 (п. 15 ст. 14) соответствующих изменений в схему теплоснабжения. Теперь остается надеяться, что судебная практика и в различных регионах придет наконец-то к единообразию.

Отметим, что компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему, которая позволит автоматизировать работу управляющей компании или ТСЖ.

С 1 января 2019 года оплата за отопление в многоквартирных домах будет взиматься по новым правилам

Постановлением, в частности, уточняется:

— порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета;

— порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в случае принятия решения об оплате коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода;

— формула расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии при осуществлении оплаты в течение отопительного периода;

— формула расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии при осуществлении оплаты равномерно в течение календарного года;

— формула расчета объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящейся на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода;

— формула расчета объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящейся на помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.

Постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 касательно оплаты тепловой энергии по индивидуальному прибору учета

10 июля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление №30-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах

Конституционный Суд РФ закрепил право граждан экономить тепловую энергию. Слушание дела о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, абзацев 3 и 4 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов состоялось 14 июня 2018 года. Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Деминца Сергея Николаевича.

История вопроса
Сергей Деминец проживает в многоквартирном доме в Московской области. При вводе в эксплуатацию здание было оснащено коллективным прибором учета тепловой энергии, а также все жилые и нежилые помещения были оборудованы индивидуальными приборами учета. Со временем некоторые владельцы квартир демонтировали свои индивидуальные счетчики, в связи с этим к началу отопительного сезона в 2016 году управляющая компания произвела перерасчет за отопление. Собственники квартир стали платить за теплоэнергию по показаниям общедомового прибора учета — путем распределения потребленной всем домом теплоэнергии пропорционально площади помещений. Показания исправных счетчиков гр-на Деминца к расчету не принимались, и его коммунальные расходы возросли.
Требование заявителя произвести перерасчет начислений по отоплению с учетом переданных им показаний суды общей юрисдикции отклонили.

[1]

Позиция заявителя
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 17 (часть 3), 18, 19 и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ. Они ставят права и законные интересы всех собственников дома в зависимость от поведения недобросовестных владельцев помещений, не обеспечивших сохранность индивидуального прибора учета тепла. Это позволяет одной части собственников, чрезмерно расходующих тепло, обогащаться за счет соседей. Гр-н Деминец полагает, что таким образом причиняются убытки добросовестным и законопослушным собственникам помещений, которые лишаются возможности самостоятельно определять способ справедливого распределения платы за коммунальные услуги.

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию. До внесения этих изменений плата за отопление в многоквартирных домах со счетчиками тепла, где в отдельных помещениях не обеспечена их сохранность, должна исчисляться по модели, установленной абзацем 4 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг. При этом для конкретных помещений, в которых соответствующие приборы неисправны или утрачены, вместо их показаний необходимо принимать в расчет норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.

Дело заявителя в судах первой инстанции подлежит пересмотру.

Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Председательствовал в процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич

Судья-докладчик РУДКИН Юрий Дмитриевич

Начиная с 10 июля 2018 года граждане, проживающие в МКД, в которых установлены исправно работающие коллективные приборы учета тепла, и в квартирах которых (даже в одной квартире) установлены исправно работающие счетчики тепла, вычислители тепла с исчислением потребления тепла в кВтч, ГДж, Гкал или распределители тепла с вычислением потребления тепла в УЕ при их установке не менее чем в 50% помещений МКД, должны рассчитываться УО, ТСЖ, ЖСК и РСО только по показаниям счетчиков тепла, вычислителей тепла или распределителей тепла по формуле 3 (3) приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг по Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 №354.

Остальные граждане в МКД, не имеющие счетчики тепла, должны платить за тепло по нормативам.

Несоблюдение указанного порядка определения платы за коммунальную услугу по отоплению образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, санкция по которой влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей; юридических лиц — от 250 тысяч до 300 тысяч рублей (источник: https://citytraffic.ru/news/full/37233).

Читайте так же:  Создание сертификата ключа проверки электронной подписи

Ниже приводятся действующая формула 3 (3) и новые формулы из проекта ПП РФ №354.

  1. Формула 3 (3) расчетов за тепло при установленных и исправно работающих счетчиках тепла (теплосчетчиков и вычислителей тепла с исчислениями в кВтч, ГДж, Гкал, установленных даже в одной квартире, и распределителей тепла при их установке не менее чем в 50% помещений) в менее чем 100% помещений МКД даже в одной квартире при наличии исправного коллективного счетчика тепла в МКД, действующая с 10 июля 2018 года по решению Конституционного Суда РФ до принятия Постановления Правительства РФ с изменениями в ПП №354
  2. Проект Постановления Правительства РФ с формулами для расчетов за тепловую энергию по показаниям в кВтч, ГДж, Гкал счетчиков тепла и вычислителей тепла (при оснащении ими даже одной квартиры) и распределителей тепла с вычислением потребления тепла в условных единицах тепловой энергии (УЕ) при оснащении ими не менее 50% помещений в МКД с пересчетом показаний из УЕ, в кВтч, ГДж, Гкал.
  3. Предложение ООО «Техем» по изменениям в законодательстве в связи с Постановлением КС РФ.
  4. Предложение ООО «Техем» по изменениям в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в связи с Постановлением КС РФ.

Законы об отоплении в 2019 году

Платить за отопление будем по-новому.

Расходы за отопление должны снизиться для собственников квартир с индивидуальным отоплением – новые квитанции придут уже в феврале.

Поправки в законодательство были внесены в конце прошлого года по решению Конституционного суда РФ. Теперь жильцы, квартиры которых отапливаются автономно, не будут платить за центральное отопление. Данное требование закреплено в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2018 №1708. Данный документ уже вступил в силу с 1 января текущего года.

Действительно, до настоящего времени собственники квартир, которые перешли на индивидуальное отопление, платили за потреблённую тепловую энергию по счётчику, ОНД (общедомовые нужды), а также несли расходы по центральному отоплению, в случае, когда многоэтажка получает тепло от котельной. Суд справедливо решил внести корректировку по данному вопросу, а правительство страны подготовило и утвердило соответствующие изменения на законодательном уровне.

В частности, согласно внесённым поправкам, расходы за тепло в МКД с разделят на две части: плату за отопление квартир и отдельно за отопление общедомового имущества (лестницы, коридоры, площадки, тамбуры и т.д.). Последнюю часть, то есть отопление на ОНД, и будут оплачивать собственники с автономным отоплением в квартирах. Те же, кто продолжит пользоваться централизованным, никаких изменений не ждёт – они оплатят оба пункта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в многоэтажке установлен прибор учёта тепла, то общедомовую часть рассчитают, исходя из площади помещений, относящихся к общим и показателя потреблённого ресурса. В случае отсутствия счётчика, плата за тепло на ОДН составит 1/7 от суммы за отопление квартиры.
По информации некоторых источников, перерасчёт по новой схеме произведут уже в этом месяце – в квитанциях пропишут сумму за январь и февраль.

Наша компания предлагает всем управляющим компания, ТСЖ, ЖСК сократить расходы потребления в период отопительного сезона на 35%, у нас большой опыт и цены от производителя. Мы готовы сделать проект по УУТЭ и внедрить его на Вашем объекте в кротчайшие сроки!

Изменения законодательства об отоплении, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ ПО ВОПРОСУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ ПО ОТОПЛЕНИЮ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ.

Вот небольшая выдержка из новых изменениях закона, «В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по нескольким формулам которые вы можете увидеть скачав изменения по ссылкам ниже.

С полным текстом документа можно ознакомиться скачав его по ссылкам ниже: В данных документов есть и формулы расчёта отопления и все параметры которые будут учитываться при расчёте цены стоимости ккал отопления в многоквартирных домах МКД.

Переход на индивидуальное отопление

Краткое содержание

  • Н отказывают на переходе на индивидуальное отопление.
  • Сколько процентов жильцов должны дать согласие на переход индивидуальное отопление?
  • Обязательно ли согласие жильцов дома для перехода на индивидуальные отопление?
  • Индивидуальный счетчик на отопление
  • Индивидуальный прибор учета на отопление
  • Перевод квартиры на индивидуальное отопление

Добрый вечер!
Если у Вас есть проект подключения индивидуального источника тепла то можете обжаловать отказ администрации в суд.
[/quote]
15. Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Ст. 14, Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О теплоснабжении»
51. В перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
в) температура теплоносителя — до 95 градусов Цельсия;
г) давление теплоносителя — до 1 МПа.

Постановление Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения», «Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя»)

Оплата за индивидуальное отопление в квартире с 2019: новые справедливые изменения в оплате

Под конец 2018 года Конституционный суд принял важное решение, касающееся тех, кто отключился от системы центрального отопления и перешел на индивидуальное отопление своей квартиры.

Оплата за индивидуальное отопление в квартире с 2019: новые справедливые изменения в оплате

Как показывают жизненные наблюдения, негативные моменты почему-то лучше оседают в памяти, нежели что-то позитивное. Поэтому ушедший 2018-й многим запомнился прежде всего как год, в котором был увеличен пенсионный возраст.

Но было бы несправедливо умолчать и о положительных изменениях, которые произошли в 2018-м – в частности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Благодаря Конституционному суду в этом году произошел настоящий прорыв в решении двух давних проблем, связанных с оплатой отопления в многоквартирных домах.

Напомню, что еще летом суд, наконец, признал несправедливой и не соответствующей Конституции действующую систему начисления платы за отопление для тех, у кого в квартирах стоят индивидуальные счетчики тепла.

Показания приборов учитывались лишь в тех случаях, если в доме имеется коллективный счетчик и при этом все помещения в нем оснащены действующими индивидуальными приборами учета.

В результате собственники лишались возможности платить за отопление по своим счетчикам, если хотя бы в одной квартире счетчик отсутствовал или был выведен из эксплуатации (в связи с поломкой или пропуском срока очередной поверки).

Читайте так же:  Срок исковой давности привлечения к административной ответственности

Конституционный суд обязал Правительство внести соответствующие изменения для того, чтобы собственники не лишались законной возможности использовать показания своих счетчиков при начислении платы за отопление из-за соседей, которые от таких счетчиков отказались (постановление от 10 июля 2018 г. № 30-П).

И вот, под конец года Конституционный суд принял еще одно, не менее важное решение, которое касается тех, кто отключился от системы центрального отопления и перешел на индивидуальное отопление своей квартиры.

Конфликт между такими собственниками и управляющими организациями длится уже не один год. Суть его в том, что счета за отопление выставляются в том же размере, что и до отключения.

Казалось бы, что за нонсенс? Человек прошел все инстанции, согласовал переоборудование своей квартиры под индивидуальное отопление, выполнил все необходимые работы – живи да радуйся, как говорится. Но в итоге приходится платить и за свой отдельный котел, и по-прежнему за центральное отопление.

В свое время проблема эта дошла до Верховного суда, который признал, что взимание платы за центральное отопление с «индивидуалистов» абсолютно законно:

  • Правила предоставления коммунальных услуг (от 30 мая 2011 г.) предусматривают, что плата за них рассчитывается исходя из объема потребления, а если его установить невозможно – по нормативам;
  • Закон «О теплоснабжении» запрещает переход на индивидуальное отопление с использованием предусмотренных правительством источников без внесения изменений в схему теплоснабжения дома;
  • Система центрального отопления относится к общедомовому имуществу, бремя содержания которого возлагается на всех собственников помещений в доме.

Таким образом, Верховный суд подтвердил законность пункта 40 Правил от 30 мая 2011 г., который не разграничивает в нормативах платы за отопление индивидуальный и общедомовой обогрев.

На этом основании суды долгое время удовлетворяли иски теплоснабжающих и управляющих организаций о взыскании долгов за центральное отопление с собственников, которые от него отказались.

Но Конституционный суд неожиданно высказал иное мнение по этому поводу (постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П). Он признал, что собственники обязаны оплачивать расходы на обогрев общих помещений в многоквартирном доме.

Однако суд не согласился с тем,

  • что Правила не разделяют оплату за общедомовое отопление и поступающее по центральной сети в квартиры.
  • Тем самым жильцы, узаконившие переход на автономное отопление, вынуждены платить за услуги, которые фактически не получают.

Признав это незаконным, Конституционный суд обязал Правительство внести изменения в Правила предоставления коммунальных услуг. До того времени Минстрой должен в срочном порядке разработать методику расчета платы за индивидуальное отопление в соответствии с этой позицией суда.

Таким образом, 2019 год начинается на позитивной ноте для тех, кто не пользуется центральным отоплением: плату для них, наконец, снизят.

Автор: Ирина Сивакова, кандидат юридических наук

Популярные темы

Оплата за индивидуальное отопление в квартире с 2019: новые справедливые изменения в оплате: 2 комментария

Со счетчиками всё понятно. А как быть с трубами центрального отопления МКД, которые проходят в квартирах с индивидуальным, но не автономным отоплением? Как будет осуществляться расчет? Или опять ляжет всё на плечи остальных жильцов?

Оплата отопления при отсутствии в помещении радиаторов

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту — ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Эта норма в Жилищном кодексе РФ была изначально и особо не претерпевала изменений с момента введения в действие ЖК РФ. Об обязательности оплаты жилищно-коммунальных услуг знает каждый собственник или наниматель помещения в многоквартирном доме.

Оплата отопления в многоквартирных домах, пожалуй, самая большая статья расходов собственников помещений МКД. Тарифы на коммунальный ресурс тепловая энергия устанавливаются нормативно-правовым актом субъекта Федерации.

Прекрасно известно, что ресурсоснабжающие организации (РСО) в нашей стране практически все монополисты и успешно лоббируют свои интересы, как на уровне законодательной власти при принятии законов и подзаконных актов, так и на уровне применения и толкования уже принятых законов.

Если посмотреть установленный федеральным законодателем порядок установления тарифов на коммунальные ресурсы, то в тариф включаются практически все возможные затраты РСО на производство, транспортировку и продажу той или иной коммунальной услуги.

Не мудрено, что зачастую собственники пытаются тем или иным способом уменьшить свои расходы на содержание помещения в МКД и платежи за коммунальные услуги.

Одним из таких способов снижения финансовой нагрузки собственники выбирают демонтаж радиаторов отопления в помещениях МКД для того, чтобы не платить за коммунальную услугу по отоплению. Насколько это законно, приходится разбираться в дальнейшем в судах, которые частенько выносят противоположные решения.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – Закон о теплоснабжении) потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. № 115 (далее по тексту – Приказ 115) утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, согласно которым системой теплоснабжения понимается совокупность взаимосвязанных источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления. Теплопотребляющей установкой является тепловая установка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона о теплоснабжении под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловойэнергии.

Согласно подпункту «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденныхпостановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее по тексту – Правила 354), отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих всостав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к Правилам 354.

Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенных норм закона, предоставление коммунальной услуги по отоплению не зависит от наличия или отсутствия радиаторов отопления в многоквартирном доме. Главное, чтобы во всехпомещениях МКД поддерживался определенный уровень температуры посредством общедомового инженерного оборудования, обеспечивающего предоставление коммунальной услуги по отоплению.

Однако многие суды считают иначе и разношерстная судебная практика по данному вопросу тому подтверждение. В принципе, за последние 10-15 лет работы нашей судебной системы, мы к этому уже начали привыкать.

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 г. по делу № А02-1288/2017:

«…При рассмотрении требования о взыскании с собственника задолженности по оплатетепловой энергии, поставленной в нежилое помещение, через которое проходит трубопроводсистемы отопления или горячего водоснабжения, установлению подлежат как принадлежность, функциональное назначение, состояние последнего (общедомовое имущество, транзитные сети, изоляция), так и наличие (отсутствие) в нежилом помещении отопительныхприборов (радиаторов), соответствие температуры нормативным показателям.

Читайте так же:  Стороны договора безвозмездного пользования нежилым помещением

…С доводами ответчика о том, что тепловые потери в системе отопления общего имущества собственников расположенные в цокольном этаже в МКД включены в тариф ресурсоснабжающей организации апелляционный суд не может согласиться по следующим основаниям.

Тепловые потери в трубопроводах и теплотрассах ресурсоснабжающей организации включены лишь на те трубопроводы и теплотрассы, которые находятся в собственности ресурсоснабжающей организации стоят на их балансе. В соответствии с Договором № 318 на теплоснабжение и горячее водоснабжение от 01 июля 2015 г. между ОАО «Горно-Алтайское ЖКХ» и ООО УК «Доверие плюс» приложение к договору граница эксплуатационной ответственности внешняя сторона фундамента МКД № 14/1 по ул. п. Сухова.

Отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение возможен только для многоквартирного дома в целом при наличии соответствующегорешения общего собрания собственников и проекта реконструкции внутренних инженерныхсистем, а не его отдельных помещений.

Решением Верховного Суда РФ от 14.01.2014 г. №АКПИ 13-1157 и от 07.05.2015 г. №АКПИ 15-198 указано на то, что плата за отопление вносится всеми собственниками помещений (в том числе перешедшими на автономное индивидуальное отопление) пропорционально площади помещения, исходя из норматива на отопление или показаний общедомового прибора учета. Иного порядка расчета платы за отопление, в т. ч. для помещений, перешедших на индивидуальное отопление, не предусмотрено.

ЗАО «СУ-3» не предоставило иных доказательств альтернативного отопления нежилых помещений согласованного в соответствии с законодательством проекта на иное отопление нежилых помещений цокольного этажа.

В материалы дела ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период времени ответчик как собственник помещения не пользовался услугами истца, либо доказательств самостоятельного несения затрат на оплату энергии, равно как и не представлено доказательств оказания услугиными лицами.

С учетом изложенного, поскольку факт несвоевременного выполнения ответчикомобязательств по оплате отопления установлен материалами дела и ответчиком не опровергнут в нарушение статьи 65 АПК РФ относимыми и допустимыми доказательствами, у судапервой инстанции не имелось оснований для исключения из исковых требований суммыначисленной за подачу тепловой энергии».

Выводы судов о законности начисления отопления при отсутствии радиаторов содержатся в следующих судебных актах:

Постановление 13 ААС от 23.10.2017 г. №13АП-17530/2017, 13АП-17532/2017 по делу № А42-9131/2016

Постановление АС Поволжского округа от 12.09.2017 г. № Ф06-24686/2017 по делу № А12-48753/2016

Противоположные выводы также содержатся в следующих судебных актах, которых большинство.

Постановление АС Западно-Сибирского округа 06.03.2018 г. по делу № А44-9051/2016:

«…Вместе с тем, суд пришел к выводу об отсутствии в данном случае у предпринимателя обязанности оплачивать стоимость приходящейся на его долю тепловой энергии на отопление.

Право исполнителя коммунальных услуг на взыскание платы за отопление нежилых помещений в многоквартирном доме возникает вследствие подачи в эти помещения через централизованные тепловые сети тепловой энергии в объеме, необходимом для обеспечения в помещениях нормативной температуры.

Согласно пункту 4.5 приложения№ Б Свода правил по проектированию и строительству СП 23-101-2004 под отапливаемым подвалом понимается подвал, в котором предусматриваются отопительные приборы для поддержания заданной температуры.

Суд установил, что через помещения ответчика проходят общедомовые сети теплоснабжения, а именно общая магистральная труба и стояки отопления; радиаторы отопления в помещении отсутствуют; трубы отопления, проложенные через помещение, теплоизолированы.

Согласно заключению эксперта, сделанному по определению суда о назначении судебной экспертизы, по периметру стен здания в пределах исследуемого нежилого помещения выполнена прокладка трубопроводов центрального отопления и стояков, однако элементы отопительной системы теплоизолированы трубками из вспененного каучука, отопительные приборы в нежилом помещении отсутствуют, места ранее производимого подключения нагревательных приборов не выявлены.

Экспертом по факту исследования проектной документации многоквартирного дома установлено, что изначально дом проектировался со встроенно-пристроенным помещением магазина промтоваров с подвалом и согласно выполненной в 2006 году корректировке проектной документации объектом строительства являлось 5-этажное жилое здание с техподпольем, а проектной документацией, выполненной в 2010 году, предусмотрена перепланировка существующих помещений подвального этажа дома под технические помещения, в связи с чем предусматривалось устройство водяного центрального отопления от существующей теплосети, а также устройство радиаторов отопления, подключенных к сети теплоснабжения.

При этом эксперт указал, что проектные решения на встроенное помещение по разделу «Отопление и вентиляция» не выполнены, а тот факт, что металлические магистральные трубы могут быть использованы в качестве нагревательных приборов, в ходе исследования не подтвержден; теплоизоляция труб выполнена качественно, стены, в которых расположена отопительная система, в помещении ответчика сделаны из гипсокартона; работы по установке отопительных приборов (радиаторов отопления) и прокладке воздуховодов, изначально предусмотренных проектной документацией, не произведены, равно как и реконструкция системы отопления.

Отопительная система жилого здания находится в удовлетворительном состоянии, и с учетом теплоизоляции труб, а также фактически выполненной в помещении по утеплению стен работы, не способна оказать заметного влияния на параметры микроклимата помещения.Доказательств обратного в дело не представлено».

Определение ВС РФ от 30.08.2016 г. № 71-КГ16-12:

«…Отсутствие в нежилом помещении, расположенного в подвале МКД, собственной системы отопления, теплопотребляющих установок, теплопринимающих устройств (радиаторы), факт прохождения через нежилое помещение магистрали теплопровода не свидетельствует о наличии оснований для взимания с собственника или иного владельца такого помещения платы за отопление, фактически представляющее собой технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях».

Аналогичные выводы содержатся также и в следующих решениях судов:

Постановление АС Северо-Западного округа от 19.06.2018 г. по делу № А05-9771/2016

Постановление АС Поволжского округа от 19.01.2018 г. по делу № А12-11059/2017

Постановление АС Северо-Западного округа от 27.04.2018 г. по делу № А05-4636/2017

Таким образом, суды отказывают во взыскании платежей за коммунальную услугу по отоплению вслучае, если в помещении проектной документацией не предусмотрена система отопления, а магистральные трубы изолированы в соответствии с проектом.

Видео (кликните для воспроизведения).

А положительные решения судов о взыскании платежей принимаются в случае самостоятельного, несогласованного демонтажа радиаторов отопления собственником либо в случае, когда помещение отапливается за счет неизолированных магистральных труб, находящихся в помещении.

Но данные выводы и подтверждающие их судебные решения отнюдь не гарантируют, что в вашем случае решение будет вынесено аналогичное приведенным. Прецедентного права, как известно, у нас в России нет, а к каким выводам приведет суд его «внутреннее убеждение» — одному Богу известно, ну и самому суду…

Источники


  1. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.

  2. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.

  3. Кутафин, О. Е. О. Е. Кутафин. Избранные труды. В 7 томах. Том 6. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица / О.Е. Кутафин. — М.: Проспект, 2011. — 336 c.
  4. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.
  5. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.
Постановление об индивидуальном отоплении в многоквартирном доме
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here