Последовательность действий при получении неправомерного поручения

Полезная информация по теме: "Последовательность действий при получении неправомерного поручения". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Государственный служащий — проблемы этики, компетенции и ответственности

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение, а в случае получения от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении да

нного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

Таким образом, определен порядок действий служащего в случае получения неправомерного поручения, а также подчеркнуто значение ответственности и профессиональных знаний служащего при решении им вопроса о правомерности решений руководителей.

В подпункте 3 п. 1 Закона закреплена обязанность служащего исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ. В комментируемой статье четко определено, что служащий обязан не исполнять незаконный приказ руководителя и, следовательно, его исполнение может рассматриваться как правонарушение.

В том случае, когда гражданским служащим исполнено неправомерное поручение, гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами. Ранее, в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» закреплялось, что ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель (п. 4 ст. 14). В соответствии с настоящим Законом гражданский служащий не освобождается от ответственности.

3.2 Механизм привлечения к ответственности государственных служащих

Характерным для всех видов государственной службы является наличие «общих» санкций, таких как: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Однако для отдельных видов службы установлены иные виды санкций. Так, например, для сотрудников ОВД предусмотрено «понижение в должности», а для военнослужащих предусмотрены «свои» специфические виды взысканий, таких как «лишение очередного увольнения из расположения воинской части», «назначение вне очереди в наряд на работу», «лишение нагрудного знака» и некоторые другие. Для тех и других существуют взыскания в виде «снижения в специальном звании на одну ступень», а для таможенной службы и службы в органах Госнаркоконтроля эти виды санкций вообще не предусмотрены.

Особенностью военной службы является и разграничение мер взыскания в зависимости: от условий прохождения службы (по контракту, по призыву); от принадлежности к определенному составу (солдаты, матросы, сержанты; прапорщики, мичманы; офицеры); от пола (на женщин некоторые виды взысканий не налагаются).

Очень важным является вопрос о механизме привлечения к дисциплинарной ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного взыскания для государственных служащих. Здесь имеется ряд особенностей. Во-первых, для гражданских государственных служащих, военнослужащих, а также для сотрудников ОВД, таможенных органов и органов Госнаркоконтроля этот механизм тщательно разработан, а для судебных приставов его практически нет. Вплоть до настоящего времени сотрудники Федеральной службы судебных приставов Минюста России привлекаются к дисциплинарной ответственности на основании и в порядке, предусмотренном нормами Трудового кодекса РФ.

Во-вторых, правом применения дисциплинарного взыскания на гражданской государственной службе обладает представитель нанимателя, которым, как правило, является руководитель государственного органа, а на правоохранительной государственной службе взыскание назначает прямой начальник. На военнослужащих же дисциплинарные взыскания могут налагаться не только вышестоящим по должности, но и по званию, в соответствии с дисциплинарной властью командира. В-третьих, решение о привлечении к ответственности должно быть реализовано на гражданской службе непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Аналогичный порядок предусмотрен и для сотрудников таможенных органов. А на военной службе, службе в органах внутренних дел и в службе Госнаркоконтроля — не позднее 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

В-четвертых, запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим. В-пятых, на военной службе запрещено налагать взыскание на весь личный состав подразделения. В-шестых, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные военнослужащим во время несения службы в составе суточного наряда, производится после смены или замены другим военнослужащим.

В-седьмых, по отношению к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, дисциплинарные взыскания могут применяться только после вытрезвления. В-восьмых, состояние наказанности для военнослужащих не прекращается автоматически, как для других государственных служащих по истечении определенного срока (как правило — один год со дня наложения взыскания), так как Дисциплинарным уставом ВС РФ установлено, что взыскание может быть снято приказом только в порядке поощрения. Для тех государственных служащих, на кого распространяется Положение о службе в ОВД РФ, и сотрудников органов Госнаркоконтроля установлены сроки для снятия взысканий в зависимости от того, каким порядком они были объявлены. Устные снимаются через месяц со дня наложения, а объявленные в приказе, через год.

Это лишь некоторые особенности применения дисциплинарных взысканий для отдельных видов государственной службы.

Последнее, на чем хотелось бы заострить внимание — это возможность применения мер дисциплинарной ответственности к военнослужащим, лицам, призванным на военные сборы, а также сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов Госнаркоконтроля и таможенных органов за совершение административных правонарушений. В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ данные категории государственных служащих «несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами» и «нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах». Исключения составляют нарушения законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, правил дорожного движения и другие. В этих случаях административная ответственность наступает на общих основаниях.

Читайте так же:  Упрощенная система налогообложения без кассового аппарата

Муниципальный служащий: понятие и его действия в случае получения от руководителя неправомерного поручения.

Муниципальным служащим

является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

2. Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

В новой редакции Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” значительно усилен контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и ответственности этих органов за их неисполнение.

Муниципальное законодательство предусматривает не только систему государственных гарантий местного самоуправления, но и устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Согласно ст. 70 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в ред. от 6 октября 2003 г.) органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с федеральными законами несут ответственность перед:

а) населением муниципального образования;

в) физическими и юридическими лицами.

Такая иерархия установления ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не случайна.

Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы народовластия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ.

Население является основным субъектом прав местного самоуправления. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения.

— Виды ответственности

органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления,

основания наступления этой ответственности и

порядок решения соответствующих вопросов, в том числе

— основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления,

— досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления

определяются уставами

муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

В качестве одного из видов данной ответственности предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Алгоритм действий при получении неправомерного поручения (с точки

Ограничения, связанные с гражданской службой >>

Алгоритм действий при получении неправомерного поручения (с точки зрения гражданского служащего). Получение поручения. Обоснование неправомерности данного поручения в письменной форме. При подтверждении должен отказаться от выполнения поручения. В случае выполнения ответственность несут и гражданский служащий и давший поручение.

Слайд 31 из презентации «Статус государственных служащих»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Статус государственных служащих.ppt» можно в zip-архиве размером 890 КБ.

Похожие презентации

«Соли, кислоты и основания» — CuO+H2SO4 ?CuSO4+H2O. 2. P?P2O5?H3PO4?KH2PO4?K2HPO4 ?K3PO4. По растворимости в воде. Неполная нейтрализация кислоты основанием . 2NaOH+Mg(NO3)2 ? 2NaNO3+Mg(OH)2?. AgCl, CuCl, Hg2Cl2, PbCl2. 2) малорастворимые. CaCO3+2HCl ?CaCl2+CO2+H2O. 9. Соль+кислота. CaCO3+CO2+H2O ?Ca(HCO3)2 Na2SO4+H2SO4 ?2NaHSO4.

«Координаты точки» — Семиричник – редкое растение, но семь лепестков цветка имеют двустороннюю симметрию. В математике нет символов для неясных мыслей. Симметрия в природе. Вывод: Симметрия среди животных. Симметрия точки относительно оси ординат (Оу). Точка А(3:-4) симметрична точке А(-3;-4), расположенной слева от оси ординат.

«Производная функции в точке» — Выбери ответ. Какое значение принимает производная функции y=f(x) в точке В? 3) Найдите значение производной функции у =. Вариант № 1 ответы. 1) Найти угловой коэффициент касательной к графику функции f(x)=Sinх в точке х= ?/4. 2) Найдите. 2) Найдите. Вопросы теории. В точке х0=1. Задача. 1) Найти угловой коэффициент касательной к графику функции f(x)=Cosх в точке х= ?/4.

«Получение металлов» — Способы получения металлов. Важнейшие руды. Электролиз. Получением металлов из руд занимается металлургия. Восстановление водородом (водородотермия). Средней активности. Распространенность металлов в природе. Неактивные (благородные). Очень активные металлы. Нахождение металлов в природе.

«Алгоритмы действий» — Откуда произошло слово «алгоритм». Алгоритм Что такое алгоритм? Составление алгоритма работы особенно важно при работе на компьютере. Зажечь газ. Описание последовательности действий. Как необходимо описать алгоритм? Любой алгоритм можно изобразить графически или описать словами. Поставить чайник на огонь.

Читайте так же:  Причинение легкого вреда здоровью административный кодекс

«Получение аммиака» — Каменный уголь (С). Химизм. Попутный газ. Мельница для измельчения каменного угля и оксида кальция. Создании альтернативного способа производства аммиака. Аппарат для получения цианамида кальция. При увеличении температуры равновесие смещается в сторону эндотермической реакции. Мельница для измельчения известняка.

Действия сотрудника ППСП при получении сообщения о совершенном преступлении против личности

При получении сообщения о совершенном преступлении наряд выясняет у заявителя:

1.Место, время, способ и другие обстоятельства его совершения.

2.Данные (приметы) о подозреваемом в совершении преступления, были ли очевидцы преступления и что известно о них.

3.В каком состоянии находится потерпевший и оказана ли ему помощь.

4.Фамилию, имя, отчество и адрес заявителя.

Эти данные записываются в служебную книжку, докладываются оперативному дежурному, и наряд действует по его указанию.

В случаях, не терпящих отлагательства, наряд немедленно прибывает на место происшествия, о чем докладывает оперативному дежурному.

На месте совершения преступления наряды обязаны:

1.Принять решительные меры к пресечению преступления.

Видео (кликните для воспроизведения).

2.Организовать преследование и задержание преступников.

3.Оказать помощь потерпевшим, при необходимости вызвать скорую помощь.

4.По возможности установить свидетелей (очевидцев).

5.Обеспечить охрану места происшествия.

6.Доложить о происшедшем оперативному дежурному и действовать в соответствии с его указаниями.

Последовательность действий зависит от характера совершенного преступления, состава наряда патрульно-постовой службы и других обстоятельств.

Главные задачи нарядов — лишение подозреваемого (подозреваемых) в совершении преступления возможности продолжить противоправные действия и его (их) задержание, оказание помощи потерпевшим.

Преследование подозреваемых в совершении преступления по горячим следам ведется до тех пор, пока они не будут задержаны и обезврежены. Наряды во время преследования должны действовать самоотверженно и инициативно, соблюдая при этом меры предосторожности, при необходимости обращаться за помощью к должностным лицам и гражданам, другим нарядам полиции.

Охрана места происшествия на период преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, обеспечивается соседними нарядами ППСП или с привлечением граждан.

При невозможности организовать преследование подозреваемых в совершении преступления и их розыск патрульный (постовой) обязан неотлучно находиться на месте совершения преступления до прибытия следственно-оперативной группы или до получения распоряжения оперативного дежурного.

С места происшествия немедленно удаляются все граждане, при необходимости — потерпевшие, на такое расстояние, чтобы они не могли уничтожить или повредить следы и вещественные доказательства. Никому, в том числе наряду, до прибытия следственной группы не разрешается к чему-либо прикасаться, переставлять вещи и предметы или изменять их положение.

Перемещение вещественных доказательств, с предварительной фиксацией их первоначального положения, допускается лишь в случае возникновения угрозы их порчи или уничтожения по погодным и другим обстоятельствам.

В необходимых случаях наряды производят оцепление места происшествия, для чего могут привлекаться представители общественности, внештатные сотрудники полиции, а также применяться различные виды ограждения: веревки, доски, проволока и другие подручные средства.

Следы, оставленные личным составом нарядов, отмечаются ясно видимыми указателями и знаками.

Нарядам на месте происшествия не разрешается курить, бросать какие-либо предметы, вести не относящиеся к делу разговоры и отвечать на вопросы посторонних лиц.

Патрульный (постовой) на месте совершения преступления должен в первую очередь запомнить и сделать, по возможности, необходимые записи по фиксации обстоятельств, которые могут с течением времени исчезнуть или измениться: запахи, состояние погоды, температура, направление ветра, характер освещения. Особое внимание должно быть обращено на обеспечение сохранности обстановки и неизменного положения орудий преступления, следов пальцев рук, обуви, транспортных средств, пятен крови, волос, предметов одежды, частиц тканей, осколков стекла, кусочков дерева, частиц земли, окурков, спичек и других предметов, имеющих отношение к совершению преступления.

Сотрудники полиции на месте происшествия обязаны действовать решительно, спокойно и уверенно, не допускать суетливости, окриков и других действий, которые могут вызвать обострение взаимоотношений с гражданами.

К гражданам, оказавшимся на месте происшествия, наряд обращается с просьбой не предпринимать никаких самовольных действий, по документам устанавливает их личность, записывает фамилии, имена, отчества, домашние адреса, место (места) работы и номера телефонов; выясняет число участников преступления, их внешний вид, приметы, направление, в котором они скрылись, и какими транспортными средствами пользовались, государственные регистрационные знаки и особые приметы, какие изменения произведены в обстановке места происшествия, кем и с какой целью.

Патрульный (постовой), оказывая первую доврачебную помощь или направляя потерпевшего в медицинское учреждение, осматривает его одежду и открытые участки тела в целях обнаружения предметов, следов и признаков, относящихся к преступлению, по возможности, устанавливает его личность.

Место и поза, в которой обнаружен раненый, положение рук, ног, головы отмечаются с помощью мела, угля и других средств.

Если потерпевший не проявляет видимых признаков жизни, то прежде всего проверяется, жив он или нет, по возможности, не изменяя его позу и окружающую обстановку.

Трупы до прибытия следственно-оперативной группы с места происшествия не удаляются и не перемещаются.

В случае угрозы уничтожения следов и вещественных доказательств под воздействием дождя, ветра, снега и других факторов наряды принимают меры к их сохранению, закрывая фанерой, ящиками, брезентом, картоном, шифером и другими подручными средствами. Для предохранения следов на вертикальной поверхности устраиваются козырьки из железа, рубероида или других непромокаемых материалов.

Указанные предметы и материалы не должны иметь резкого запаха, чтобы не затруднить применение служебной собаки.

Наряд ППСП имеет право входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О полиции».

При прибытии следственно-оперативной группы или сотрудника, которому поручено расследование преступления, патрульный (постовой) докладывает обо всех полученных сведениях, относящихся к преступлению, и принятых мерах, после чего действует по их указанию или распоряжению дежурного.

Читайте так же:  Что является основным учредительным документом акционерного общества

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; Нарушение авторского права страницы

Судебные поручения

По общему правилу суд может выполнять процессуальные действия в пределах своего государства. Для совершения таких процессуальных действий в иностранном государстве необходимо согласие последнего. Обращение суда одного государства за правовой помощью о совершении процессуального действия в другом государстве оформляется путем составления судебного поручения.

Суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий (допросе свидетелей, вручении судебных повесток и т.д.) и, в свою очередь, исполняют поручения иностранных судов. ГПК не связывает исполнение таких поручений по гражданским делам только с наличием у России международного договора на этот счет с соответствующим государством, так как поручения в Российской Федерации могут быть исполнены и при отсутствии договора.

Согласно постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 № 9132- XI при поступлении в суд иностранного судебного поручения от государства, не связанного с Российской Федерацией соответствующими обязательствами по международному договору, поручение следует исполнить, кроме случаев, указанных в п. 2 ст. 407 ГПК, где к исключениям относится отказ суда в исполнении, если исполнение поручений может нанести ущерб суверенитету России или угрожает ее безопасности, а также в случае, если исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

При обращении суда одного государства к суду другого государства могут применяться четыре исторически сложившихся порядка.

Первый порядок – непосредственное обращение суда одного государства к суду другого государства.

Второй порядок – дипломатический. Он заключается в том, что суд одного государства обращается к своему министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в министерство иностранных дел другого государства, которое, в свою очередь, направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении.

Третий порядок – выполнение судебных поручений специальным уполномоченным одного государства, назначенным судом другого государства. Этот порядок состоит в следующем: если суду одного государства надо допросить свидетеля, проживающего в другом государстве, то первый суд назначает кого-либо из граждан второго государства, предварительно с ним договорившись, своим уполномоченным, который и вызывает свидетеля, допрашивает его и направляет материалы допроса в тот суд, который назначил его для совершения таких действий. Но этот уполномоченный не имеет права совершать какие бы то ни было принудительные меры, обеспечивающие явку свидетеля.

Четвертый порядок – выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции.

В Российской Федерации передача судебных поручений осуществлялась долгое время, как правило, дипломатическим путем. Такой порядок установился в 1966 г., когда СССР присоединился к Конвенции по вопросам международного гражданского процесса и сделал заявление о том, что документы и поручения должны направляться в нашу страну дипломатическим порядком через Министерство иностранных дел.

[1]

Изъятие из этого порядка поручения составляет процесс пересылки непосредственно через центральные учреждения юстиции. Такой порядок установлен Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам, двусторонними договорами о правовой помощи. В Российской Федерации центральным органом по вопросам исполнения договоров о правовой помощи по гражданским делам в пределах компетенции считается Минюст России.

В соответствии со ст. 11 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам вручение документов удостоверяется подтверждением, подписанным лицом, которому вручен документ, скрепленным официальной печатью запрашиваемого учреждения и содержащим указание даты вручения и подпись работника учреждения, вручающего документ, или выданным этим учреждением иным документом, в котором должны быть указаны способ, место и время вручения. Однако, как показывает практика, нередко встречаются случаи исполнения судебных поручений с нарушениями положений Конвенции.

В связи с тем что дипломатический порядок по своей процедуре зарекомендовал себя как более сложный и занимающий больше времени, а порядок передачи через центральные органы юстиции как более упрощенный, Россия 12 февраля 2001 г. присоединилась к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных доказательств по гражданским и торговым делам от 15.11.1965, в связи с чем были устранены дипломатические и консульские посредники, а правила сношения по вопросам оказания правовой помощи с государствами-участниками установлены через определение того центрального органа, в который должны направляться судебные поручения. В России таким органом остался Минюст России. Также на центральные учреждения, через которые сносятся между собой компетентные учреждения, может быть указано прямо в международном договоре.

Единственным минусом направления судебных поручений через Минюст России является факт направления судебных поручений из субъектов РФ через территориальные органы юстиции в Минюст России, а оттуда, в свою очередь, поручения также передаются территориально.

Помимо многосторонних конвенций у Российской Федерации, как уже было отмечено выше, целый ряд двусторонних договоров о правовой помощи, в которых также регулируется порядок направления судебных поручений. Так, в соответствии со ст. 9 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15.07.1958 подтверждение о вручении документов оформляется в соответствии с правилами о вручении документов, действующими в государстве, к которому обращено поручение. В подтверждении о вручении должны быть указаны дата и место вручения. По сложившейся практике венгерской стороной направляются запросы, которые являются и подтверждением о вручении (обратной распиской), которую необходимо заполнить.

Непосредственное сношение в настоящее время предусмотрено только ст. 5 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992, согласно которой при оказании правовой помощи компетентные суды и другие органы государств – участников СНГ сносятся друг с другом непосредственно.

Одной из основных проблем, связанных с направлением и исполнением судебных поручений, являются сроки исполнения поручения и связанные с ними процессуальные последствия для рассмотрения гражданского дела.

При направлении судебного поручения в суд иностранного государства сроки рассмотрения дела на практике автоматически увеличиваются, но, несмотря на это, ГПК для таких категорий дел процессуальные сроки не увеличивает. В связи с тем что исполнение судебного поручения иностранного государства занимает, как правило, не менее шести месяцев, суд должен назначать дату судебного заседания с учетом этого времени.

[3]

В соответствии со ст. 154 ГПК гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены ГПК, а мировым судьей – до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Из сказанного следует вопрос: каким образом рассмотреть гражданское дело с участием иностранного ответчика в течение двух месяцев, когда только вручение извещения занимает не менее шести месяцев и что в таких случаях делать суду?

Читайте так же:  Срок обжалования решения арбитражного суда первой инстанции

В постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 указывается на необходимость проведения судебного разбирательства в разумные сроки.

Согласно п. 3 ст. 6.1 ГПК при определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.

Анализ ст. 216 ГПК показывает, что суд имеет право по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе приостановить производство по делу в случае направления судом судебного поручения в соответствии со ст. 62 ГПК, т.е. при необходимости получения доказательств, находящихся в другом городе или районе. Что же касается судебных поручений, направляемых в иностранные государства, предусмотренные ст. 407 ГПК, то законодатель на этот счет ничего не предусмотрел. Видимо, в данной ситуации следует сказать о необходимости внесения некоторых изменений в соответствующие статьи ГПК.

Судебные поручения

Доказательства могут находиться за пределами территории, на которую распространяется юрисдикция суда, рассматривающего дело, и их представление в указанный суд может быть затруднительным. Для устранения данного затруднения суд, рассматривающий дело, имеет право выдать поручение суду по месту нахождения доказательства произвести определенные процессуальные действия, направленные на исследование этого доказательства (ч. 1 ст. 63 ГПК).

Судебное поручение может быть выдано только суду соответствующего уровня: мировой судья может выдать судебное поручение только мировому судье, районный суд – районному суду, областной суд – областному суду. Судебное поручение может быть выдано только после возбуждения производства по делу, как на стадии подготовки дела к судебном разбирательству, в том числе с целью обеспечения доказательств, так и в ходе рассмотрения дела по существу.

В процессуальной литературе традиционно указываются следующие процессуальные действия, которые могут быть совершены при выполнении судебного поручения: опрос сторон и третьих лиц, допрос свидетелей, осмотр и исследование письменных или вещественных доказательств. Данная позиция ученых-процессуалистов подтверждается и судебной практикой (см. п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 24.06.2008 №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»).

Г. Л. Осокина ставит вопрос о том, может ли в порядке выполнения судебного поручения быть назначена экспертиза. Исходя из содержания п. 2 ст. 63 ГПК, который в качестве одного из результатов выполнения судебного поручения указывает заключение эксперта, она приходит к выводу о том, что данную норму можно толковать двояко: экспертиза может быть назначена судом, рассматривающим дело, но проводиться на территории другого суда, либо назначение экспертизы может быть осуществлено другим судом в порядке выполнения судебного поручения. И тут же отвергает второй вариант как неприемлемый, поскольку экспертиза должна назначаться тем судом, который рассматривает дело, с учетом мнения лиц, участвующих в деле [1] .

С аргументами Г. Л. Осокиной, подтверждающими невозможность назначения экспертизы в порядке выполнения судебного поручения, в полной мере согласиться нельзя. Во-первых, в приведенных ею ст. 79 и 84 ГПК не утверждается категорично, что экспертиза может быть назначена только судом, рассматривающим дело, в них предусмотрено, что экспертиза должна быть назначена судом, что в принципе не исключает возможность назначения экспертизы и судом в порядке выполнения судебного поручения. Во-вторых, процессуальные права лиц, участвующих в деле при назначении экспертизы, могут быть реализованы и в порядке выполнения судебного поручения, поскольку ч. 1 ст. 63 ГПК предусматривает, что судебное поручение выполняется в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения этого судебного заседания, в связи с чем они имеют возможность явиться и реализовать свои процессуальные права в полном объеме.

Судебное поручение всегда оформляется судом, его выдающим, определением в виде отдельного судебного акта, в котором должна содержаться следующая информация, указанная в ч. 2 ст. 62 ГПК: краткое изложение существа рассматриваемого дела, сведения о сторонах, месте их проживания или месте их нахождения, обстоятельства, подлежащие выяснению, доказательства, которые должен собрать суд, выполняющий поручение.

При направлении судебного поручения суд может приостановить производство по делу (ст. 216 ГПК). Если судебное поручение выдается на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, то определение о приостановлении производства по делу в связи с направлением судебного поручения должно выноситься в предварительном судебном заседании.

Определение о направлении судебного поручения не подлежит обжалованию, поскольку оно не преграждает путь для дальнейшего движения дела, однако подлежит обжалованию определение о приостановлении производства по делу в связи с направлением судебного поручения в силу прямого указания ст. 218 ГПК.

зательно для суда, которому оно адресовано, следовательно, если даже этот суд указан ошибочно, для него все равно определение о направлении судебного поручения является обязательным и подлежит исполнению. С другой стороны, теряется смысл судебного поручения, которое и выдается для того, чтобы быть исполненным по месту нахождения доказательства, если его будет выполнять не тот суд, на территории которого находится доказательство. Этот суд столкнется с точно такими же проблемами по получению и исследованию доказательства, с которыми столкнулся суд, выдавший судебное поручение, и которые побудили его направить судебное поручение.

Читайте так же:  При отказе от исковых требований госпошлина возвращается

ВС РФ обращает внимание на недопустимость передачи исполнения поручений работникам аппарата суда, а также получения письменных объяснений вместо выяснения поставленных в определении суда вопросов в судебном заседании с составлением протокола, однако при этом по ходатайству лиц, участвующих в деле, к протоколу могут быть приобщены их письменные объяснения.

Определенными особенностями обладает процедура исполнения судебных поручений за границей.

Согласно ст. 407 ГПК российские суды могут обращаться к иностранным судам с поручением о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.) и сами исполняют поручения иностранных судов. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется международными договорами РФ –двусторонними договорами о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам либо многосторонними соглашениями или федеральным законом.

Выполнение судебных поручений возможно и в отсутствие каких-либо международных соглашений на условиях международной вежливости. В этом случае исполнение судебного поручения происходит через министерство иностранных дел.

И. В. Воронцова выделяет четыре исторически сложившихся порядка направления судебных поручений за границу:

  • – непосредственное обращение суда одного государства к суду другого государства;
  • – дипломатический, заключающийся в том, что суд одного государства обращается к своему министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в министерство иностранных дел другого государства, которое направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении;
  • – выполнение судебных поручений специальным уполномоченным одного государства, назначенным судом другого государства, т.е. суд одного государства выбирает из граждан другого государства, предварительно с ним договорившись, своего уполномоченного, который совершит необходимое процессуальное действие и направит в назначивший его суд все собранные в ходе выполнения судебного поручения материалы;
  • – выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции, при котором суд одной страны направляет поручение центральному органу юстиции своей страны, а тот уже передает его центральному органу юстиции другой страны [2] .

Наиболее сложным и громоздким, требующим значительных временных затрат (до шести месяцев) является дипломатический способ передачи судебного поручения, поскольку предполагает обращение суда в министерство юстиции, которое обратится в министерство иностранных дел, то, в свою очередь, передаст поручение посольству или консульству в соответствующем запрашиваемом государстве, а посольство или консульство передаст его в министерство иностранных дел запрашиваемого государства, которое направит судебное поручение в учреждение юстиции иностранного государства и затем уже в суд или иной компетентный орган для непосредственного исполнения. Точно таким же путем будут возвращены и полученные в результате выполнения поручения материалы. Такой порядок предусмотрен некоторыми двусторонними соглашениями, например между СССР и Францией, СССР и Итальянской Республикой. Такой же порядок был предусмотрен Конвенцией по вопросам гражданского процесса от 01.03.1954.

Более простым и эффективным способом передачи судебных поручений в иностранные государства является порядок передачи через центральные органы юстиции или иной уполномоченный центральный орган, предусмотренный Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965 и Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18.03.1970, к которым Российская Федерация присоединилась на основании Федеральных законов от 12.02.2001 № 10-ФЗ и № 11-ФЗ. Предусмотренный указанными Конвенциями порядок исключает из цепочки государственных органов, участвующих в передаче судебного поручения, министерства иностранных дел запрашивающего и запрашиваемого государств.

Аналогичный порядок предусмотрен и Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, ратифицированной Россией Федеральным законом от 04.08.1994 № 16-ФЗ.

[2]

Самый простой порядок направления судебных поручений за границу, при котором суд непосредственно направляет судебное поручение в компетентный орган иностранного государства, минуя какие-либо административные органы, предусмотрен в настоящее время в России только Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992. Однако указанный порядок действует только в системе арбитражных судов и предполагает направление арбитражными судами судебных поручений без перевода непосредственно в суды, компетентные разрешать экономические споры в соответствующих государствах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Судебные поручения, направляемые за границу, должны быть переведены на официальный язык запрашиваемого государства, однако после присоединения России к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г. судебное поручение может быть составлено также на французском или английском языке.

Источники


  1. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.

  2. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.

  3. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
  4. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
  5. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
Последовательность действий при получении неправомерного поручения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here