Порядок трудоустройства осужденных к принудительным работам

Полезная информация по теме: "Порядок трудоустройства осужденных к принудительным работам". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Порядок трудоустройства осужденных к принудительным работам

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Как правильно оформить трудоустройство осужденных к принудительным работам? Какой пакет документов нужен? Можно ли трудоустроить осужденного на должность водителя-экспедитора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
C лицом, осужденным к принудительным работам, трудовой договор не заключается. Запрета на выполнение осужденным работы по должности водителя-экспедитора законодательство не содержит.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

9 августа 2019 г.

[2]

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Поскольку ст. 60.8 УИК РФ не разъясняет, что включают в себя правила приема на работу, мы считает, основываясь на нормах ТК РФ, что правила приема на работу предполагают достижение работником и работодателем соглашения о возникновении между ними трудовых отношений и надлежащее оформление данного факта в следующей последовательности:
— получение согласия лица, поступающего на работу (заявление о приеме на работу);
— предоставление лицом, поступающим на работу, документов, необходимых для приема на работу;
— подписание трудового договора;
— издание приказа о приеме на работу.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Принудительные работы: порядок отбывания наказания осужденных к принудительным работам и особенности данного вида наказания

Принудительные работы: порядок отбывания наказания

осужденных к принудительным работам

и особенности данного вида наказания

Приказом Минюста России установлены Правила внутреннего распорядка исправительных центров, в которых отбывают наказание осужденные к принудительным работам (далее – Правила).

Правилами определены, в том числе, порядок приема осужденных в исправительные центры (ИЦ); условия размещения и содержания осужденных; права и обязанности осужденных; распорядок дня ИЦ; порядок проведения личного приема осужденных сотрудниками ИЦ; порядок разрешения осужденным проживания со своими семьями, выходов и выездов за пределы ИЦ и предоставления отпусков; порядок трудоустройства осужденных, содержащихся в ИЦ; условия содержания осужденных, водворенных в помещение для нарушителей; примерный распорядок дня.

В приложениях к Правилам приведен перечень предметов и веществ, запрещенных к приобретению, хранению и использованию осужденными.

Согласно указанным Правилам осужденные к принудительным работам размещаются в жилых комнатах общежития, обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями.

Осужденные, не имеющие собственных средств для приобретения одежды, обуви, питания, обеспечиваются одеждой, обувью и питанием за счет средств федерального бюджета.

Осужденным, не допускающим нарушений Правил и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника ИЦ разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен ИЦ. Разрешение на проживание за пределами ИЦ оформляется постановлением начальника ИЦ о предоставлении осужденному права проживания со своей семьей за пределами ИЦ.

Осужденным для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация ИЦ может разрешить краткосрочный выезд за пределы ИЦ на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства). Разрешение на краткосрочный выезд за пределы ИЦ оформляется постановлением начальника ИЦ о предоставлении осужденному права выезда за пределы ИЦ для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов.

Статья 60.7. Трудоустройство осужденных к принудительным работам

СТ 60.7 УИК РФ

1. Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана исходя из наличия рабочих мест привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы.

2. Организациям, использующим труд осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы по уплате налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Организации вправе запрашивать и получать от администрации исправительных центров информацию, необходимую при создании рабочих мест для трудоустройства осужденных к принудительным работам.

Комментарий к Ст. 60.7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

Комментарий к Статье 60.7 УИК РФ временно недоступен.

трудоустройство условно осужденного

К нам направили условно осужденнного на работу, приговоренного к 7 месяцам исправительных работ. Мы его принимаем на работу. Вопрос- его нужно принимать именно на 7 месяцев в соответствии предписанием по срочному трудовому договору, или на неопределенный срок?

Само по себе осуждение к исправительным работам основанием для заключения срочного ТД не является (нету такого ни в части первой ст. 59 ТК РФ, ни в УИК, ни в ином ФЗ).

Читайте так же:  Сроки расследования несчастных случаев легкой степени тяжести

По логике: осужденный же может не трудоустраиваться заново, а отбывать наказание по своему месту работы. Почему отбытие наказания должно прекращать трудовой договор? Человек трудоустроен, приносит пользу обществу и работодателю — вот пусть и продолжает ее приносить, только теперь зарплату в карман себе класть будет и разрешение у инспекции на увольнение брать не надо.

Так что — по закону на неопределенный срок. Хотя есть и противоположная судебная практика —

Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 08 апреля 2015 г. по делу N 33-2211/2015

Вопрос: Работника направили в организацию на 8 месяцев исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства. Как его оформить? Какой трудовой договор с ним заключать: на неопределенный или определенный срок?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

21 октября 2008 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Статья 60.7. Трудоустройство осужденных к принудительным работам

Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ)

  • проверено сегодня
  • кодекс от 08.01.2019
  • вступила в силу 08.12.2011

Ст. 60.7 УИК РФ в последней действующей редакции от 8 декабря 2011 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Особенная часть

Раздел II. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осуждённого от общества

Глава 8.1. Исполнение наказания в виде принудительных работ

Статья 60.7. Трудоустройство осужденных к принудительным работам

1. Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана исходя из наличия рабочих мест привлекать осужденных к труду с учётом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы.

2. Организациям, использующим труд осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы по уплате налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Организации вправе запрашивать и получать от администрации исправительных центров информацию, необходимую при создании рабочих мест для трудоустройства осужденных к принудительным работам.

Статья 103. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы

СТ 103 УИК РФ

1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

2. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

3. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.

4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

5. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных.

6. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Комментарий к Ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Труд осужденных в исправительных учреждениях является обязательным. Осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, которые определяет администрация места лишения свободы.

Администрация исправительного учреждения имеет право и обязана привлекать осужденных к труду.

Согласно статье 103 УИК РФ, привлечение осужденных к труду осуществляется с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

2. Организационно-правовые основы привлечения осужденных к труду содержатся также в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Осужденные привлекаются к труду в различных организационно-правовых формах. Такими формами являются:

1) центры трудовой адаптации осужденных;

2) производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений;

3) федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы;

4) собственные предприятия исправительных учреждений;

5) государственные предприятия;

6) предприятия иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных;

7) предприятия по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

3. Центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства РФ в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях.

4. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской и о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, утверждено Приказом Минюста России от 1 апреля 2008 г. N 80 .
———————————
Российская газета. 2008. 16 апр.

5. При осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие уголовные наказания, обязаны:

1) обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ;

2) выполнять обязательства по заключенным ими договорам;

3) нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение договорных обязательств, прав собственности других субъектов хозяйственной деятельности, загрязнение окружающей природной среды, несоблюдение безопасных условий труда, невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан;

Читайте так же:  Получение дубликатов учредительных документов некоммерческой организации

4) вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

5) предоставлять органам государственной власти, на которые законодательством РФ возложена проверка производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, информацию, входящую в их компетенцию.

Для ведения собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, имеют право:

1) осуществлять собственную производственную деятельность без дополнительной регистрации;

2) привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, иное имущество, в том числе имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), физических и юридических лиц;

3) самостоятельно выбирать поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд;

4) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

5) утверждать штаты рабочих и служащих, занятых в собственной производственной деятельности этих учреждений, а также принимать их на работу и увольнять с работы в соответствии с законодательством РФ о труде;

6) распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд, и всей полученной прибылью (доходами), оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

6. Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Перечни должностей в штатах центров трудовой адаптации осужденных в производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы в пределах лимитов численности этой категории сотрудников уголовно-исполнительной системы, установленных Правительством РФ.

7. Привлечение осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, с этими предприятиями.

Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа уголовно-исполнительной системы. В нем обязательно предусматриваются:

1) число осужденных, выводимых на эти объекты;

2) заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий;

3) специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов предприятий;

4) имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и предприятиями;

5) обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством РФ о труде.

8. Осужденные привлекаются к работам по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов в соответствии с законодательством РФ.

Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, осуществляется рабочими этих учреждений, а также осужденными.

Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных Минюстом России.

В предназначенных для содержания осужденных несовершеннолетних учреждениях, исполняющих наказания, на выполнение работ по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие 18-летнего возраста.

9. Однако обязанность осужденных трудиться не является абсолютной. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов.

[1]

Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы.

10. Осужденные не имеют права отказаться от работы либо прекратить ее в целях разрешения трудовых конфликтов. Подобное поведение признается злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Приложение N 9 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливает ограничения видов работ, на которых запрещается привлекать осужденных.

Запрещается трудоиспользование осужденных:

1) в службах, управлениях, отделах по исполнению наказаний, других подразделениях министерств и управлений уголовно-исполнительной системы;

2) в штабах и помещениях, где размещается персонал исправительного учреждения и находится оружие, служебная документация;

3) на работах, связанных с множительной, радиотелеграфной, телефонной, телефаксной техникой;

4) на работах, связанных с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых и отравляющих веществ;

5) на работах, связанных с подчинением осужденным вольнонаемных работников;

6) в качестве водителей оперативных машин, продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием.

Комментарий к СТ 103 УИК РФ

Статья 103 УИК РФ. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 103 УИК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает принципиально важные положения, относящиеся к основаниям, условиям и формам привлечения осужденных к труду. К ним относятся прежде всего обязательность труда осужденных и приоритет основной задачи исправительных учреждений — исправления осужденных — над производственной деятельностью.

Несмотря на то что не все осужденные в настоящее время обеспечены работой или обеспечены ею частично, труд по-прежнему является важным направлением деятельности исправительных учреждений. И это не случайно, поскольку труд выступает одной из основных составляющих пенитенциарной политики. Именно поэтому данному направлению уделено столь значительное внимание не только в национальном уголовно-исполнительном законодательстве, но и в ряде международных актов.

2. Общественно полезный труд отнесен законодателем к основным средствам исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ), и он же традиционно входит в число мер исправительного воздействия на осужденных, как известно, не содержащих кары. Вследствие этого как условия труда, так и его оплата не могут быть направлены на причинение осужденным страданий, что соответствует требованиям правила 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

Согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ принудительный труд в Российской Федерации запрещен. Под принудительным трудом понимается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (ч. 2 ст. 4 ТК РФ). Указанные нормы воспроизводят предписания, закрепленные в таких важнейших международно-правовых документах, как Международный пакт «О гражданских и политических правах» и Конвенция МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде. Несмотря на то что ст. 103 устанавливает обязанность осужденных трудиться, а выполнение любой закрепленной правовыми нормами обязанности обеспечивается возможностью применения санкций, это не противоречит ни международно-правовым нормам, ни Конституции РФ или трудовому законодательству, поскольку в ст. 8 Пакта и п. «c» ст. 2 Конвенции подчеркивается, что обязательный труд осужденных не рассматривается как вид принудительного труда.

Читайте так же:  Является ли премия правительства рф государственной наградой

В то же время обязанность трудиться не распространяется на осужденных, достигших пенсионного возраста, а также инвалидов I и II группы, которые, впрочем, также могут при желании трудиться с обеспечением всех предусмотренных для них трудовым законодательством льгот (см. ст. ст. 92, 94, 96, 99, 113, 138, 224 ТК РФ, Федеральный закон 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. ст. 8, 9 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ 2001 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду», и др.).

3. Учитывая объективные трудности обеспечения производительным трудом всех лиц, отбывающих лишение свободы (в течение последних 10 лет трудоустраивается менее половины работоспособных осужденных), УИК РФ в ст. 103 устанавливает обязанность администрации исправительных учреждений не обеспечить осужденных работой (как это было закреплено, например, в ИТК РСФСР), а привлекать к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Если осужденному наряду с лишением свободы приговором суда назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), привлечение к труду в соответствии с данной специальностью запрещено в течение всего срока лишения свободы.

4. Часть 4 ст. 103 УИК РФ содержит отсылочную норму о перечне работ, к которым привлечение осужденных запрещено. Согласно перечню, установленному в Правилах внутреннего распорядка (далее — ПВР ИУ) (приложение N 9), осужденных запрещается использовать на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС); в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, хранится оружие, служебная документация, специальные технические средства. Не допускается также труд осужденных по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций; работа с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; труд, связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин, в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

5. Труд, организуемый в местах лишения свободы, должен обусловливаться экономической целесообразностью, материальной заинтересованностью как самих осужденных, так и предприятия в его конечных результатах. В то же время, учитывая специфику правового статуса работников, ч. 5 комментируемой статьи закрепляет положение о том, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений — исправлению осужденных. Более жесткая формулировка, закрепленная в виде принципа деятельности УИС, содержится в ст. 1 Закона «Об учреждениях и органах. «, согласно которой интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Названные нормы не только направлены на предупреждение возможных злоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы, но и подчеркивают приоритет главной цели наказания — исправления осужденных.

Государство оказывает содействие производственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий УИС. Так, на основании ст. 14 Федерального закона 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» учреждениям УИС предоставляются преимущества при участии в размещении заказов. Но концептуальное значение, определившее серьезные изменения организационно-правовых основ производственной сферы УИС, имеет Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ, согласно которому на государственных унитарных предприятиях УИС создаются центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений. Деятельность производственного комплекса УИС ориентируется на решение социальных задач — восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе.

В соответствии со ст. 18 Закона «Об учреждениях и органах. » центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, действуют на основе принимаемого Минюстом России Примерного положения и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков. Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в воспитательных колониях, и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые в лечебных исправительных учреждениях.

7. На период отбывания наказания осужденные лишаются предусмотренного ст. 37 Конституции РФ и ст. 409 ТК РФ права на забастовку как способа ведения трудовых споров. Однако самого права на индивидуальные или коллективные споры осужденные не лишены и могут вести их, не прекращая работу или не отказываясь от нее.

Глава 8.1. Исполнение наказания в виде принудительных работ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ настоящий Кодекс дополнен главой 8.1

Положения настоящего Кодекса (в редакции Федеральных законов от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ, от 30 декабря 2012 г. N 307-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. N 431-Ф3) в части принудительных работ применяются с 1 января 2017 г.

[3]

Глава 8.1. Исполнение наказания в виде принудительных работ

>
Места отбывания принудительных работ
Содержание
Уголовно-исполнительный кодекс (УИК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Опека и попечительство над недееспособными совершеннолетними

Труд осужденных в исправительных учреждениях

Статья 103 УИК РФ сформулировала основные принципы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. К ним прежде всего относятся: а) обязательность труда осужденных;б) подчинение производственной деятельности ИУ их основной задаче — исправлению осужденных.

Исправлению осужденных подчинено применение всех мер пенитенциарного воздействия, одной из которых является труд осужденных. Поэтому не случайно в ст. 1 Закона от 21 июля 1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уточняется назначение труда осужденных: «интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда».

Принцип обязательности труда лиц, лишенных свободы, также не противоречит международным нормам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными подчеркивается, что «все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими способностями»*.Однако такая обязанность не распространяется на ряд категорий осужденных. Это в основном лица полностью утратившие трудоспособность, либо ограниченно годные к труду: осужденные, достигшие пенсионного возраста, инвалиды I и II группы; беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в домах ребенка.

* Международная защита прав и свобод человека. М., 1990, С. 306.

Все эти лица могут привлекаться к труду исключительно с их согласия, если нет для этого медицинских противопоказаний. Поскольку труд осужденных организуется в рамках режима отбывания наказания в местах лишения свободы, в порядке его организации допускается применение принуждения. Однако согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому ООН, «термином принудительный или обязательный труд. не охватывается какая бы то ни было работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда».

Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности; специальности. В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по их специальности. Согласно ч. IV ст. 103 УИК и Правилам внутреннего распорядка осужденных, запрещается использовать на управленческих должностях, работать с множительной, радиотелефонной, телефаксной техникой; в качестве продавцов, кассиров, заведующими продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием и т.д. Если ранее труд осужденных организовывался только на государственных предприятиях, то ныне действующее законодательство позволяет привлекать осужденных к труду на контрактной основе на предприятиях других форм собственности, в том числе в форме предпринимательской деятельности.

Принципиально новым является положение о возможности осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, что позволяет не только получать дополнительные рабочие места, но и способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства.

Труд осужденных к лишению свободы регулируется в основном нормами трудового законодательства. Согласно ст. 104 УИК продолжительность рабочего времени осужденных, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в строгом соответствии с нормами законодательства РФ о труде. Однако некоторые особенности организаций их трудовой деятельности во время отбывания наказания определяются нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Так, согласно ст. 67 КЗоТ работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Работающие осужденные к лишению свободы также имеют право на отпуск, однако ст. 104 УИК конкретизирует его продолжительность по отношению к различным категориям осужденных: 18 рабочих дней — для содержащихся в воспитательных колониях; 12 рабочих дней — для содержащихся в иных исправительных учреждениях. Продолжительность отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 104 УИК РФ. Отпуск может предоставляться как с выездом за пределы ИУ, так и без такового.

Осужденные имеют право на трудовые отпуска по истечении 11 месяцев работы в ИУ. При этом время содержания осужденного в помещении камерного типа и одиночной камере (вне зависимости, работал он в это время или нет) в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.

Уголовно-исполнительный кодекс закрепил принципиально новое положение о том, что время привлечения осужденного к оплачиваемому труду засчитывается в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию ИУ и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени по решению администрации ИУ исключается из общего трудового стажа.

На период отбывания наказания осужденные к лишению свободы лишаются конституционного права на забастовку как способ разрешения трудовых конфликтов. Это вытекает из специфической обязанности осужденных трудиться. Вместе с тем они вправе вести трудовые споры, не прекращая при этом работы и не отказываясь от нее. В противном случае они могут привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности, как нарушители установленного порядка отбывания наказания.

Оплата труда осужденных к лишению свободы регулируется действующим законодательством РФ о труде без всяких ограничений и изъятий (ст. 105 УИК РФ). Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

При невыполнении осужденным норм выработки не по его вине оплата производится за фактически выполненную работу и должна быть не ниже 2 /3 тарифной ставки установленного ему разряда (оклада). Если же нормы выработки не выполнены по вине работника, оплата производится по факту.

Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.

Заработная плата зачисляется на лицевой счет осужденного. Он вправе заключать договоры о страховании, переводить деньги на открытый им счет в местном отделении Сбербанка, приобретать облигации и другие ценные бумаги.

Специфической обязанностью осужденных к лишению свободы является привлечение их к некоторым работам без оплаты труда. Таковыми являются: мелкий ремонт жилья и культурно-бытовых помещений, оборудование спортплощадок, уборка территории ИУ и прилегающих к ним территорий, т.е. работы по благоустройству. К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от основной работы время, их продолжительность не должна превышать 2 часов в неделю. По желанию осужденных продолжительность работ может быть увеличена.

Инвалиды I и II групп, пенсионеры по возрасту и беременные женщины в работах по благоустройству участвуют только по своему желанию.

Читайте так же:  Разрешение на перевозку пассажиров легковым транспортом

Как и любой гражданин, осужденный обязан платить установленные законом налоги с получаемыхим доходов. Но помимо уплаты налогов с осужденных производятся удержания для возмещения расходов на их содержание в местах лишения свободы. Удержания на указанные цели производятся ежемесячно из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных.

Уголовно-исполнительное и гражданско-процессуальное законодательство установило следующую последовательность удержаний: 1) алименты; 2) подоходный налог; 3) отчисления в -пенсионный фонд; 4) требования граждан по возмещению причиненного им ущерба; 5) требования юридических лиц во возмещению причиненного им ущерба; б) возмещение ущерба по приказу начальника учреждения; 7) стоимость питания; 8) стоимость одежды; 9) стоимость коммунально-бытовых услуг.

Не со всех осужденных удержания производятся одинаково. Так, с осужденных, освобожденных от работ по болезни, с беременных женщин и кормящих матерей на период освобождения от работы удержания за питание не производятся. Осужденным, содержащимся в воспитательных колониях, инвалидам I и II групп питание и одежда предоставляются бесплатно. Кроме того, в целях сохранения у осужденных принципа материальной заинтересованности законодатель установил гарантированный минимум зачисления на лицевые счета осужденных от полученных ими доходов. Согласно ч. 3 ст. 107 УИК РФ по общему правилу на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработанной платы, пенсии или иных доходов. В то же время таким категориям осужденных, как пенсионеры по старости, инвалиды I и II групп, беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка ИУ, на лицевой счет зачисляется не менее 50 % начисленных им доходов. Осужденным, отбывающим наказания в колониях-поселениях, гарантированный минимум получения доходов определен также в размере 50 % начисленных сумм.

В целях повышения производительности труда осужденных в ИУ используется ряд средств и методов. К ним, например, относятся: организация трудового соревнования среди осужденных и их коллективов, присвоение отличившимся званий «передовик производства», «коллектив высокопроизводительного труда и примерного поведения». Кроме того, средством стимулирования труда осужденных, повышения его эффективности является поощрение рационализаторской и изобретательской работы.

Необходимо отметить, что честное и добросовестное отношение осужденных к труду является одним из главных показателей оценки их поведения, критерием для положительного решения о переводе осужденных из исправительных колоний в колонии-поселения, для условно-досрочного освобождения и др. Таким образом, общественно полезный труд выступает в педагогическом плане организационной основой всего процесса исправления осужденных. Столь высокая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. В процессе общественно полезного труда человек развивает свои физические и профессиональные способности, формирует и развивает нравственные качества. Кроме воспитательной функции, труд осужденных преследует оздоровительные задачи, так как безделье, особенно длительное, ведет к мышечному атрофированию. Эта же цель достигается при привлечении ограниченно годных к труду с их согласия к посильной для них трудовой деятельности. Не нужно забывать и о роли труда осужденных для снятия их психологической напряженности в замкнутом, далеко не комфортном пространстве.

Рост числа осужденных, не занятых трудом, осложняет криминогенную обстановку в местах лишения свободы, является одним из факторов усиления агрессивности осужденных, проявляющемся как в их взаимоотношениях между собой, так и в отношениях с сотрудниками учреждения, что приводит к увеличению числа нарушений дисциплины, совершению преступлений, массовым эксцессам.

И еще об одной исключительно важной функции труда осужденных к лишению свободы — его роли как фактора ресоциализации. Успешное выполнение этой задачи возможно лишь тогда, когда предприятия учреждений, исполняющих наказания, оснащены современной техникой, выпускают конкурентоспособную, пользующуюся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукцию. А это означает, что осужденные имеют возможность получить в ИУ дефицитные профессии или, что часто бывает на практике, не растерять навыки высококвалифицированных работников, что даст им большие шансы на рынке труда после освобождения.

Как уже отмечалось, труд осужденных прежде всего призван решать воспитательные, педагогические задачи, а не подчиняться целям получения от него прибыли. Однако совсем сбрасывать со счетов или недооценивать экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ИУ будет неправильно. Труд осужденных был и остается, особенно в настоящее время, средством компенсации сокращения выделяемых из федерального бюджета сумм на содержание уголовно-исполнительной системы, и прежде всего — незанятых трудом осужденных. Такая трактовка роли труда не является базой для производственного уклона в деятельности мест лишения свободы. Она призвана содействовать решению задач по расширению, модернизации и техническому переоснащению предприятий, учреждений, стабилизации их финансового состояния, повышению уровня трудовой занятости осужденных.

В целях комплексного подхода к решению проблемы полной трудовой занятости осужденных Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу содействия трудовой занятости осужденных к лишению свободы на период до 2000 года*.

* См.: Российская газета. 1995. 25 августа.

Для достижения поставленных в Программе задач предусматривается реализовать комплекс мер, способствующих переориентации имеющихся производственных мощностей уголовно-исполнительной системы на изготовление конкурентоспособной, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках продукции и созданию новых производств для трудоустройства вновь поступающих осужденных, а также меры государственной поддержки содействия трудоустройству осужденных.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.

  2. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  3. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
  4. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
  5. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
Порядок трудоустройства осужденных к принудительным работам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here