Порядок регистрации религиозных организаций в российской федерации

Полезная информация по теме: "Порядок регистрации религиозных организаций в российской федерации". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом.

См. Административный регламент предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о регистрации представительств иностранных религиозных организаций и внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, утвержденный приказом Минюста России от 28 июня 2012 г. N 122

См. Административный регламент предоставления Минюстом РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455

2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ в пункт 5 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации, в случае, если местная религиозная организация входит в структуру централизованной религиозной организации;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

документ об уплате государственной пошлины.

Информация об изменениях:

6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в пункт 7 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

[2]

В случае, если учредителем (учредителями) не представлен документ о государственной регистрации учредителя (учредителей), территориальный орган федерального органа государственной регистрации самостоятельно запрашивает указанные сведения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 — 7 настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

10. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Читайте так же:  Получение жилого помещения по договору социального найма

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

11. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

12. За государственную регистрацию религиозной организации, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 130 «О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 130
«О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2005 г., 8 декабря 2008 г.

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 234 настоящее постановление признано утратившим силу

Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций см. приказ Минюста РФ от 3 марта 2009 г. N 62

Во исполнение Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций.

Информация об изменениях:

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 130)

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2005 г., 8 декабря 2008 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций.

2. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

3. Представительством иностранной религиозной организации (далее именуется — представительство) является создаваемое на территории Российской Федерации обособленное подразделение иностранной религиозной организации, действующее от ее имени и по ее поручению на основании предоставленных полномочий. Представительство не является юридическим лицом.

Несколько иностранных религиозных организаций по согласованию между собой могут совместно открыть в Российской Федерации одно представительство этих организаций.

Российская централизованная религиозная организация (далее именуется — российская религиозная организация), зарегистрированная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

4. Деятельность представительств независимо от их взаимоотношений с открывшей их иностранной религиозной организацией (организациями) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Представительства не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус религиозного объединения, установленный законодательством Российской Федерации.

Вопросы обеспечения представительств служебными и жилыми помещениями, транспортом, иным имуществом и услугами хозяйственно-бытового характера решаются открывшими их иностранными религиозными организациями за счет собственных средств, а также на основе договоров с российскими религиозными организациями, при которых открывается представительство.

6. Представительство считается открытым со дня его регистрации в порядке, установленном настоящим Положением.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 930 в пункт 7 настоящего Положения внесены изменения

7. Регистрация представительств производится Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее именуются — регистрирующие органы).

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет регистрацию представительств, открываемых для деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также представительств, открываемых при российских религиозных организациях, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации.

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации осуществляют регистрацию представительств, открываемых для деятельности в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также представительств, открываемых при российских религиозных организациях, зарегистрированных этими органами.

См. Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Министерством юстиции РФ и его территориальными органами, утвержденные приказом Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 68

8. Для регистрации представительства лицо, уполномоченное иностранной религиозной организацией на ведение от ее имени переговоров об открытии представительства, представляет в регистрирующий орган:

а) заявление об открытии представительства, подписанное уполномоченным лицом (лицами) иностранной религиозной организации, в котором указываются краткие сведения об этой религиозной организации, цель и основные формы предполагаемой деятельности, местонахождение (адрес) представительства и район его деятельности, количество иностранных сотрудников представительства;

б) в случае открытия представительства при российской религиозной организации — соответствующее ходатайство этой организации;

в) решение правомочного органа иностранной религиозной организации (организаций) об открытии своего представительства в Российской Федерации и назначении руководителя представительства (представителя);

г) копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной религиозной организации.

Документы иностранных религиозных организаций и учреждений иностранных государств представляются на государственном (официальном) языке с переводом на русский язык, заверенные в установленном порядке.

9. Регистрирующий орган вправе запросить дополнительные сведения, а также произвести проверку достоверности содержащейся в представленных документах информации.

10. Регистрация представительства производится в 3-месячный срок со дня подачи заявителем всех документов, предусмотренных в пункте 8 настоящего Положения.

В случае если у заявителя будут запрошены дополнительные сведения, указанный срок может быть продлен до 6 месяцев.

11. При принятии решения о регистрации представительства регистрирующий орган выдает заявителю свидетельство о регистрации по форме согласно приложению.

Свидетельство подписывается уполномоченным должностным лицом регистрирующего органа и заверяется гербовой печатью.

12. Свидетельство о регистрации представительства выдается сроком на 3 года. Срок действия свидетельства может продлеваться на последующие 3-летние периоды при наличии соответствующего заявления от иностранной религиозной организации и, в случае открытия представительства при российской религиозной организации, соответствующего ходатайства этой организации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 930 в пункт 13 настоящего Положения внесены изменения

13. Министерство юстиции Российской Федерации ведет реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации.

Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации в месячный срок со дня регистрации или ликвидации представительства направляют в Министерство юстиции Российской Федерации необходимые сведения для внесения в указанный реестр.

14. Свидетельство о регистрации представительства является основанием для обращения открывшей его иностранной религиозной организации в дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации за получением визы на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан для работы в представительстве и в органы внутренних дел Российской Федерации для оформления регистрации этих граждан и членов их семей в Российской Федерации.

Читайте так же:  Требования к постановлению судебного пристава исполнителя

15. Персонал представительства назначается и заменяется иностранной религиозной организацией согласно своим собственным установлениям и стандартам из числа иностранных граждан в пределах численности, согласованной с регистрирующим органом при регистрации представительства, и граждан Российской Федерации.

Привлечение граждан Российской Федерации для работы в представительствах осуществляется согласно законодательству Российской Федерации о труде.

В случае досрочного прекращения деятельности представительства, смены его руководителя (представителя), изменения местонахождения (адреса) представительства иностранная религиозная организация или ее представитель в месячный срок обязаны уведомить об этом регистрирующий орган.

16. Сотрудники представительства из числа иностранных граждан в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

17. Представительство не может быть зарегистрировано в случаях, если:

цели и деятельность иностранной религиозной организации, ходатайствующей об открытии своего представительства в Российской Федерации, противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

представленные учредительные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, настоящего Положения или содержат недостоверные сведения.

Об отказе в регистрации сообщается заявителю в письменной форме.

18. Деятельность представительства прекращается:

по истечении срока, на который выдано свидетельство о регистрации представительства;

по решению иностранной религиозной организации, открывшей представительство;

при аннулировании ходатайства российской религиозной организации об открытии при ней представительства;

в случае ликвидации иностранной религиозной организации, открывшей представительство;

по решению регистрирующего органа в случае осуществления представительством деятельности, запрещенной законом, или с нарушениями законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 930 в настоящее приложение внесены изменения

Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 130 «О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 12 февраля 1998 г. N 27, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 февраля 1998 г. N 6 ст. 754

Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 234 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 930

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Кирилла и архиепископа Дубнинского Иоанна

Священный Синод принял в состав Русской Православной Церкви главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции, а также клириков и приходы, которые желают последовать за ним

Святейший Патриарх Кирилл встретился с архиепископом Варшавским кардиналом Казимежем Ничем

Священник Александр Волков освобожден от должности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Даниловом ставропигиальном монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Леонтия (Козлова) во епископа Сызранского

Регистрация религиозных организаций. Разъяснения юридической службы Московской Патриархии

Полное наименование религиозных организаций

Видео (кликните для воспроизведения).

Полное наименование религиозных организаций должно быть указано в учредительных документах, в печати (штампе), на бланках, при заключении сделок, в тексте маркировок выпускаемых религиозными организациями литературных произведений, печатных изданий, аудиовизуальных произведений и в других случаях. Так, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; кроме того, она вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. В соответствии с положением п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на религиозную организацию возлагается обязанность указывать ее полное наименование при осуществлении своей деятельности.

Правило об обязательном использовании полного наименования религиозной организации закреплено законодателем для того, чтобы довести до участников гражданского оборота, прежде всего граждан, максимально полную и достоверную информацию о вероисповедании соответствующей религиозной организации.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в полном наименовании религиозной организации, является закрытым. Он включает в себя сведения о

  • организационно-правовой форме (религиозной организации);
  • характере деятельности (например, приход, подворье, монастырь);
  • вероисповедании религиозной организации (к примеру, православной).

П. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливается, что наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», «некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности».

Поэтому регистрирующий орган не вправе требовать от религиозной организации включения в наименование дополнительных сведений, не предусмотренных законодательством. Соответственно, неправомерным будет являться и отказ в регистрации религиозной организации по причине невключения в наименование сведений, не установленных законом. Правильность такого подхода к вопросу о регистрации религиозной организации подтверждается судебной практикой.

К примеру, Первомайский районный суд Кировской области в решении от 13.07.2001 года признал неправомерным отказ управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в государственной регистрации религиозной организации «Волго-Вятский христианский центр», мотивированный тем, что в наименовании данной религиозной организации не определена ее принадлежность к централизованной религиозной организации.

Вместе с тем следует отметить, что, согласно ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой, в том числе религиозной, организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

Существенное значение имеет то обстоятельство, что религиозная организация, зарегистрированная в установленном порядке, имеет исключительное право на использование своего полного наименования в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это исключительное право защищено законом. Поэтому лицо, неправомерно использующее полное наименование религиозной организации, обязано по ее требованию прекратить использование данного наименования и возместить причиненные убытки.

В этой связи следует также учитывать положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года. Согласно ст. 8 данной Конвенции, наименование юридического лица охраняется во всех странах — участницах Конвенции «без обязательной подачи заявки или регистрации». Таким образом, юридическое лицо, в том числе религиозная организация, имеет исключительное право использования собственного наименования без регистрации последнего в силу самого факта его использования.

Сокращенное наименование религиозной организации

Закон не запрещает религиозным организациям использовать собственное сокращенное наименование в различных хозяйственных отношениях. При этом не требуется вносить соответствующие изменения в устав. Например, при заключении гражданско-правового договора религиозная организация вправе определить сокращенное наименование, которое будет применяться исключительно в рамках конкретного договора, в частности при заполнении документов, связанных с исполнением данного договора. Для этого в преамбуле договора должно быть указано полное наименование религиозной организации, а также сделана ссылка на последующее употребление сокращенного наименования для обозначения религиозной организации как стороны договора.

Читайте так же:  Страхование жизни и трудоспособности заемщика стоимость

Обоснованность данного вывода подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 07.02.2011 года № 14-2738. В письме указывается, что в договоре с кредитной организацией (или ее филиалом) допускается установить сокращенное наименование религиозной организации с целью осуществления безналичных расчетов и заполнения расчетных документов. Данное письмо особенно важно в связи с многочисленными обращениями из епархий в юридическую службу Московской Патриархии по вопросам включения полных наименований религиозных организаций (епархий, приходов, монастырей) в платежные документы. Например, банк N ответил отказом на обращение местной религиозной организации по вопросу осуществления безналичных денежных расчетов на том основании, что, согласно учредительным документам, полное наименование данной организации превышает 200 символов, тогда как сокращенное наименование отсутствует. В соответствии же с банковскими правилами осуществления безналичных расчетов наименование плательщика или получателя в расчетном документе не должно превышать 160 символов.

Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной

Запрет на включение в уставы религиозных организаций сокращенных наименований основывается на уже упоминавшемся положении п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Дело в том, что Министерство юстиции Российской Федерации обязано следить за исполнением данного требования закона, в том числе в целях противодействия деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которые заинтересованы в сокрытии от граждан и организаций своих полных наименований, содержащих указание на их конфессиональную принадлежность.

Как указал Верховный суд в определении № 41-Г09-29 от 08.12.2009 года, свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ее ограничения. Они установлены в ч. 2 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, ч. 3 ст. 18 Международного пакта от 16.12.1966 года о гражданских и политических правах и ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации отмечает, что, поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, Конституция Российской Федерации запрещает создание объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни, пропаганду или агитацию, возбуждающие религиозную ненависть и вражду, пропаганду религиозного превосходства.

Использование слов «Россия», «российский» и т.п. в наименовании религиозной организации

Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них, согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как устанавливается в определении Конституционного суда Российской Федерации от 13.04.2000 года № 46-О, при исчислении 50-летнего срока осуществления деятельности религиозной организации на территории Российской Федерации не следует принимать во внимание приостановление деятельности соответствующей религиозной организации, если она была лишена возможности осуществлять свою деятельность по причинам, зависящим не от нее, а от неправомерных решений и действий государственных органов и их должностных лиц. Кроме того, согласно п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, религиозные объединения освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования соответствующих наименований.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Статья 4. Наименование и местонахождение некоммерческой организации.

1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации.

1. В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:

…2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием…

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 8. Религиозная организация.

5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

…8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Конвенция по охране промышленной собственности

Статья 8. [Фирменные наименования]

Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Статья 9. Свобода мысли, совести и религии.

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

[3]

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Конституция Российской Федерации

Статья 19

3. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 29

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Международный пакт о гражданских и политических правах

Статья 18

…3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

123. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в рф

В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Это прежде всего означает, что государство, хотя и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций.

Читайте так же:  Справка об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков

На территории Российской Федерации не могут учреждаться органы исполнительной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповеданий.

Правовое положение религиозных организаций определено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» от 2 февраля 1998 г. и другими нормативными правовыми актами

Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт государственной власти определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет реквизиты устава (положения) религиозного объединения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относящегося к ним законодательства.

Регистрация уставов (положений) входит в исключительную компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации, органов управления в области юстиции субъектов Российской Федерации по правилам, установленным законом.

Принципиальным в статусе религиозных объединений является то, что они образуются и действуют на основании своих уставов (положении); не могут вмешиваться в дела государства; участвовать в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Однако могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Ввиду всеобщности требований принципа законности, они относятся также к религиозным объединениям.

Служители культа и члены религиозных объединений признаются субъектами определенных нарушений законодательства о религиозных культах.

Деятельность религиозных объединений может быть прекращена по решению общего собрания учредителей, съезда (конференции), его образовавших; решением суда, если деятельность религиозного объединения противоречит его уставу (положению) и действующему законодательству. Нарушение законодательства отдельными членами религиозных объединений не влечет ответственности всего объединения в целом.

Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. определены права и условия деятельности российских религиозных организаций, а также порядок осуществления надзора и контроля за исполнением ими законодательства в данной сфере.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры.

Орган юстиции, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации: научно-практический комментарий (О. Н. Петюкова, 2007)

Книга посвящена одной из важных проблем современного российского права – государственной регистрации религиозных организаций в Российской Федерации. Рассмотрен порядок регистрации религиозных организаций при их создании, реорганизации и ликвидации, проанализированы меры гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности за нарушение регистрационного законодательства о юридических лицах в целом и религиозных организациях в частности. Особое внимание уделено вопросам совершенствования регистрационного законодательства религиозных организаций в контексте общественной безопасности и правопорядка. Книга предназначена для работников государственных и муниципальных органов власти, которые призваны решать вопросы в области конфессиональных отношений, для юристов, правозащитников, научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов, а также для тех, кто интересуется проблемами реализации свободы совести и вероисповедания.

Оглавление

  • Список сокращений
  • Глава 1. Государственная регистрация религиозных организаций в контексте общественной безопасности и правопорядка
  • Глава 2. Регистрация религиозных организаций при их создании
  • Глава 3. Государственная регистрация изменений и дополнений, внесенных в уставы религиозных организаций
  • Глава 4. Регистрация религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации
  • Глава 5. Государственная регистрация религиозных организаций в связи с их ликвидацией
  • Глава 6. Меры юридической ответственности за нарушение законодательства о регистрации религиозных организаций

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации: научно-практический комментарий (О. Н. Петюкова, 2007) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Государственная регистрация религиозных организаций в связи с их ликвидацией

Ликвидация религиозной организации влечет прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.

Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в Гражданском кодексе РФ, не является исчерпывающим. В частности, в нем в качестве оснований добровольной ликвидации предусматривается истечение срока, на который создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано.

Основаниями принудительной ликвидации по решению суда являются:

грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;

осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

иные неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов;

систематическое осуществление религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям;

иные случаи, предусмотренные российским законодательством.

Прекращение деятельности религиозных объединений имеет ряд особенностей, предусмотренных специальным законодательством. Прежде всего, расширен установленный п. 2 ст. 61 ГК РФ перечень оснований принудительной ликвидации религиозных объединений по решению суда. К числу оснований ликвидации относится, в частности, принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения (ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

При рассмотрении Магаданским городским судом дела о признании деятельности религиозной организации противоречащей действующему законодательству и ее ликвидации прокурор поддержал заявленное исковое требование, пояснив, что во время проведения данной религиозной организацией богослужений на верующих оказывается психотерапевтическое и гипнотическое воздействие, в результате которого граждане безвозмездно передают религиозной организации денежные сбережения, ювелирные изделия и другие ценные вещи. Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что ни одно из обстоятельств, указанных прокурором как основание ликвидации религиозного объединения, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В результате суд вынес решение от 21 мая 1999 г. об отказе в удовлетворении заявления о признании деятельности религиозной организации противоречащей действующему законодательству и о ее ликвидации.

Угроза применения такой санкции, как принудительная ликвидация, понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства. Таким образом, данная санкция призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

Отсутствие в п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться лишь по формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность этих юридических лиц. Религиозная организация не может быть ликвидирована, если допущенные нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ в ред. от 27 июля 2006 г.). [50]

Читайте так же:  Правила благоустройства и санитарного содержания города сочи

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации при ее создании. [51]

Следует также учитывать, что религиозная организация не может быть признана несостоятельной (банкротом) (ч. 1 ст. 65 ГК РФ в ред. Федерального закона от 3 января 2006 г. № 6-ФЗ).

[1]

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. [52]

Религиозные организации несут самостоятельную ответственность по собственным обязательствам всем принадлежащим им имуществом: члены религиозных организаций не привлекаются к ответственности по обязательствам соответствующих объединений.

В собственности религиозных организаций может быть имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами и юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Религиозные организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав – ни вещных, ни обязательственных (п. 3 ст. 48 ГК РФ). Прибыль, полученная этими организациями, в отличие от потребительских кооперативов, не распределяется между учредителями, участниками, членами организации.

Члены религиозной организации не имеют доли в имуществе такой организации даже после ее ликвидации. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами организации на цели, в интересах которых она была создана (имущество передается безвозмездно аналогичным религиозным организациям) или на благотворительные цели. Если такие имущественные последствия уставом не предусмотрены, имущество обращается в собственность государства. В юридической литературе признается более целесообразным использование имущества ликвидируемых религиозных организаций на цели деятельности религиозных организаций, а не передача в собственность государства. [53]

Особый характер имущества религиозной организации обусловил установление специального правила: не допускается обращение взыскания по претензиям кредиторов на движимые и недвижимые вещи богослужебного назначения. Перечень видов такого имущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций.

Определенные особенности имеет ликвидация местных религиозных организаций, созданных на основании подтверждения о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания [54] . В том случае, когда централизованная религиозная организация отзывает из регистрирующего органа выданное ею подтверждение о конфессиональной принадлежности местной религиозной организации, последняя прекращает свою деятельность как структурное подразделение данной централизованной религиозной организации и подлежит ликвидации [55] . Аналогичной позиции придерживается арбитражная практика.

При рассмотрении конкретного дела о выселении прихода централизованной религиозной организации из собора, прилегающей к нему часовни и других зданий арбитражный суд признал право пользования собором с часовней за данным приходом. Свое решение суд мотивировал тем, что с изменением своей канонической юрисдикции (приход перешел из юрисдикции Русской Православной Церкви в юрисдикцию Российской Православной Свободной Церкви) приход не утратил права пользования собором и другими зданиями. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ направил дело на новое рассмотрение, признав вывод арбитражного суда ошибочным, поскольку изменение канонической юрисдикции местной религиозной организации влечет ее ликвидацию. [56]

Ликвидация религиозной организации считается завершенной, а религиозная организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Таким образом, российское регистрационное законодательство предусматривает обязательную государственную регистрацию:

религиозных организаций при их создании;

религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации;

изменений, вносимых в учредительные документы религиозной организации и изменений в сведения о религиозной организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ;

религиозной организации в связи с ликвидацией или исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Оглавление

  • Список сокращений
  • Глава 1. Государственная регистрация религиозных организаций в контексте общественной безопасности и правопорядка
  • Глава 2. Регистрация религиозных организаций при их создании
  • Глава 3. Государственная регистрация изменений и дополнений, внесенных в уставы религиозных организаций
  • Глава 4. Регистрация религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации
  • Глава 5. Государственная регистрация религиозных организаций в связи с их ликвидацией
  • Глава 6. Меры юридической ответственности за нарушение законодательства о регистрации религиозных организаций
Видео (кликните для воспроизведения).

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации: научно-практический комментарий (О. Н. Петюкова, 2007) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Источники


  1. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.

  2. Ивин, А.А. Логика для юристов; М.: Гардарики, 2011. — 288 c.

  3. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.
  4. Филиппова Е. С. Жилищное право России; Юркомпани — Москва, 2009. — 328 c.
  5. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
Порядок регистрации религиозных организаций в российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here