Порядок повышения уровня реального содержания заработной платы

Полезная информация по теме: "Порядок повышения уровня реального содержания заработной платы". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Статья 135 ТК РФ. Установление заработной платы

Новая редакция Ст. 135 ТК РФ

[3]

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Комментарий к Статье 135 ТК РФ

В статье 135 Трудового кодекса РФ говорится о том, что заработная плата работникам устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда трудовыми договорами.

Другой комментарий к Ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 135 ТК, определяющая порядок установления заработной платы в организациях различного вида и систему источников, закрепляющих нормы об оплате труда в них, изложена в редакции, существенно отличающейся от первоначальной. Она отражает тенденции расширения договорного порядка установления заработной платы и одновременного существенного ограничения ее централизованного нормирования. В настоящее время основные принципы установления заработной платы выглядят следующим образом:

— заработная плата работнику устанавливается трудовым договором;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;

— условия оплаты труда, установленные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами;

— условия оплаты труда, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— условия оплаты труда работников организаций, финансируемых за счет бюджетных средств, устанавливаются в таком же порядке, однако объемы финансирования учреждений бюджетной сферы в части средств, идущих на оплату труда, должны соответствовать Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников бюджетных организаций, которые разрабатываются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Под системой оплаты труда понимается способ установления соотношения между мерой труда и мерой вознаграждения за него, на основании которого строится порядок исчисления заработка работника. Практикой выработаны две базовые системы оплаты труда: повременная и сдельная.

При повременной системе учитывается проработанное время и оплата производится на основе тарифной ставки или должностного оклада. О тарифных ставках и должностных окладах см. ст. 143 ТК РФ и комментарий к ней.

При сдельной системе оплачивается каждая единица произведенной продукции или выполненная трудовая операция. Оплата производится на основании сдельной расценки, которая является расчетной величиной, производной от тарифной ставки и нормы выработки. Она исчисляется двумя способами: при применении норм выработки — делением тарифной ставки на ному выработки; при применении норм времени — делением тарифной ставки на норму времени. О нормах выработки и нормах времени см. ст. 160 ТК РФ и комментарий к ней.

Разновидностями сдельной системы являются: прямая сдельная система (с постоянными сдельными расценками); сдельно-прогрессивная система (с повышением сдельных расценок по мере увеличения количества продукции или выполненных трудовых операций); косвенная сдельная система (для вспомогательных работников); аккордно-сдельная система (с расценками не на отдельную операцию, а на весь комплекс работ в целом).

На практике используются и иные системы: оплата на основании условного коэффициента (коэффициента трудового участия, трудового вклада, эффективности труда и пр.); оплата на основании процентного отношения к заработку руководителя; рейтинговая система (месячный заработок работника исчисляется на основании его личного рейтинга); индивидуальная система (заработок каждого работника определяется трудовым договором).

3. Системы оплаты труда устанавливаются работодателями самостоятельно в локальных нормативных актах, а также коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами с работниками. В них должны быть установлены: система заработной платы; размеры тарифных ставок и должностных окладов; размеры и условия стимулирующих выплат; порядок оплаты труда в особых условиях.

Об установлении тарифной системы оплаты труда см. ст. 143 ТК РФ и комментарий к ней.

О системах оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений см. ст. 144 ТК РФ и комментарий к ней.

Читайте так же:  Обязательные выплаты при увольнении по соглашению сторон

Об оплате труда в особых условиях см. ст. ст. 146 — 158 ТК РФ и комментарий к ним.

4. Часть 3 ст. 135 ТК РФ закрепляет порядок разработки единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников бюджетных организаций. Такие Рекомендации на 2007 г. утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 20 октября 2006 г. (Бюллетень трудового и социального законодательства. 2007. N 1). Целью Рекомендаций является обеспечение единых подходов к регулированию заработной платы работников учреждений бюджетной сферы. Рекомендации учитываются:

— Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы;

— трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ и муниципальных образований при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы.

В случае если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения в отношении данных рекомендаций, то они утверждаются Правительством РФ, а мнение сторон комиссии доводится им до субъектов РФ.

Об оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений см. ст. 144 ТК РФ и комментарий к ней.

5. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются с учетом мнения представительного органа работников. В предыдущей редакции ст. 135 при принятии соответствующего локального нормативного акта требовалось учесть мнение выборного профсоюзного органа. О представительном органе работников см. ст. ст. 29 и 31 ТК РФ и комментарий к ним; о порядке учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации см. ст. 372 ТК РФ и комментарий к ней.

6. При установлении условий оплаты труда в трудовом договоре следует руководствоваться соответствующими положениями трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов организации, а также коллективного договора и соглашения, не допуская ухудшения условий оплаты по сравнению с теми, которые установлены в них. Аналогичные требования установлены для условий оплаты труда, предусмотренных в коллективных договорах, соглашениях и локальных нормативных актах организации.

Ухудшающими условиями оплаты труда следует признавать:

— установление более низкого размера тарифных ставок и должностных окладов;

— установление более высокой доли оплаты в неденежной форме;

— изменение сроков выплаты заработной платы (удлинение этих сроков);

— установление не предусмотренных в законе оснований для удержания заработной платы;

— снижение уровня гарантий, установленных для работников, занятых в особых условиях;

— иные условия оплаты, в результате применения которых заработная плата работников оказывается ниже установленного в законах, иных нормативных правовых актах, локальных нормативных актах организации, а также в коллективных договорах и соглашениях размера.

7. Заработная плата включает также выплаты стимулирующего характера. К числу таких выплат относятся премии, стимулирующие доплаты и надбавки.

[1]

8. Премии как часть заработной платы представляют собой денежные выплаты за достижение определенных результатов в труде. Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой по тарифным ставкам и окладам. В этом смысле премиальная система не является самостоятельной и применяется только в дополнение к сдельной или премиальной.

Все премии разделяются на две группы: входящие в систему оплаты труда и не входящие в нее. Первые выплачиваются при условии достижения результатов, заранее обусловленных показателем премирования, поэтому их достижение порождает у работников право на получение премии. При недостижении этого показателя право на премию не возникает. В зависимости от того, с какой целью вводится премирование, показатель премирования может быть количественным (выполнение и перевыполнение производственных заданий по выпуску продукции; выполнение технически обоснованных норм выработки; освоение прогрессивных норм выработки и пр.) или качественным (снижение трудозатрат; экономия сырья, материалов, топлива; повышение удельного веса продукции высшей категории качества; безупречное обслуживание клиентов и пр.). Наряду с показателем могут устанавливаться и условия премирования, т.е. дополнительные требования, при невыполнении которых премия не начисляется или ее размер снижается.

Премии, не предусмотренные системой оплаты труда, носят характер разового поощрения и потому выплачиваются, как правило, нерегулярно и зачастую вне связи с конкретными достижениями в труде по одностороннему усмотрению работодателя. Поощрительное премирование является правом, а не обязанностью работодателя, поэтому его условия определяются им самостоятельно и не требуют наличия заранее формализованного основания. Такие премии в отличие от предусмотренных системой оплаты труда не учитываются в среднем заработке работника. О поощрениях за труд см. ст. 191 ТК РФ и комментарий к ней.

9. Порядок премирования в организациях устанавливается либо работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо в коллективном договоре. О порядке учета мнения представительного органа работников см. ст. 372 ТК РФ и комментарий к ней.

10. Трудовое законодательство не проводит четкого разграничения понятий «доплата» и «надбавка». Стимулирующие доплаты и надбавки в отличие от премий носят постоянный характер и выплачиваются не за будущие, требующие оценки достижения, а за уже достигнутые результаты и индивидуальные качества работника, обеспечивающие высокую результативность его работы. К их числу относятся надбавки и доплаты за высокие достижения в труде, непрерывный стаж работы в организации (или в отрасли), высокое качество работы, выполнение особо сложной работы, профессиональное мастерство.

Порядок установления стимулирующих надбавок и доплат в организациях такой же, как и порядок установления премий.

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Ст 134 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к статье 134 ТК РФ:

1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

Читайте так же:  Право подписи первичных документов приказ или доверенность

В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.

Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.

2. Применяя ст 134 ТК РФ следует учитывать, что индексации подлежит не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

3. Трудовое законодательство с 1 января 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.

Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.

4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. В организациях так называемого «реального сектора экономики», не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей — физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя ст 134 ТК РФ этого не предусматривает. Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст. 57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.

6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).

Комментарии к СТ 134 ТК РФ

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.

Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.

2. Индексации подлежат не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

3. Трудовое законодательство с 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.

Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Роструд, исходя из того, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагает необходимым внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты, если они не предусматривают порядка индексации (письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем»). Существует судебная практика, основанная на таком подходе. В том случае, когда ни коллективным договором, ни соглашением, ни локальными нормативными актами организации порядок индексации не установлен, суд считает возможным обязать работодателя установить правила индексации (см., например, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2012 по делу N 33-6936/2012).

4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — актами органов местного самоуправления.

5. В организациях так называемого реального сектора экономики, не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей — физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя комментируемая статья этого не предусматривает. Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст. 57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.

Читайте так же:  Проведение открытого конкурса по выбору управляющей компании

6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).

Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 предусматривает регулярную ежеквартальную индексацию исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики (п. 3.2.3).

О ПОВЫШЕНИИ РЕАЛЬНОЙ ЗАРПЛАТЫ

Ответы председателя Профкома ПРВТ РФ ОАО «Туапсинский морской торговый порт» С.С. Шхалахова
на вопросы корреспондента газеты «За рабочее дело»

Вопрос: Статья 134 ТК предписывает работодателю повышать реальное содержание заработной платы. Насколько это является жестким предписанием?

Ответ: Эта статья однозначно определяет, что «обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги». Из формулировки закона следует, что индексация должна быть включена в повышение заработной платы. Дело в том, что индексация лишь сохраняет уровень реальной заработной платы. Если индексация не проведена, то уровень реальной заработной платы падает. Таким образом, поднять уровень реального содержания заработной платы можно лишь проиндексировав зарплату и добавив к этой индексации хотя бы копейку.

На вопрос, «насколько необходимо поднять уровень реальной заработной платы работников», закон не отвечает. Закон обеспечивает работникам и их представителям возможность решить этот вопрос с работодателем через отдельное Соглашение или через Коллективный договор. При этом, полагаю, что в большинстве случаев и в Коллективный договор данное решение будет включено после проведения работниками коллективного трудового спора, вплоть до забастовки.

Вопрос: Есть ли юридическое определение «реального содержания заработной платы» или иная, допустим, судебная трактовка? В обычном понимании реальное содержание заработной платы — это её покупательная способность. При этом, поскольку в связи с инфляцией наблюдается рост цен на потребительские товары и услуги, то повышение реального содержания заработной платы должно выражаться в превышении роста заработной платы над ростом индекса потребительских цен.

Ответ: Это абсолютно верно и является основанием для решения вопроса. Понятие «реальное содержание заработной платы» — экономического характера. Поскольку повышения уровня реального содержания заработной платы, исходя из закона, работники могут добиться лишь через коллективные трудовые споры или их реальную угрозу, а коллективные трудовые споры рассматриваются судами лишь в части их процедуры, но не предмета споров, то судебная практика по вопросу реального содержания заработной платы маловероятна и надеяться на нее не приходится. Коллективный трудовой спор — дело сугубо практическое и его успех во многом определяется способностью профсоюза руководить коллективными действиями работников.

Вопрос: Насколько правы те юристы, которые говорят следующее: «При этом следует иметь в виду, что обязанность работодателя периодически проводить индексацию заработной платы обусловлена в ст. 134 ТК РФ только одной причиной — ростом потребительских цен на товары и услуги. Когда по условиям Коллективного договора работодатель повышает заработную плату, это не имеет отношения к ее индексации, если в договоре не оговорено, что повышение заработной платы проводится с учетом индексации»?

Ответ: То, что обязанность работодателя проводить индексацию заработной платы обусловлена ростом потребительских цен на товары и услуги, верно. Не будь инфляции, не надо было бы и индексировать зарплату. А вот вторая фраза неких «юристов» в корне не верна. Если номинальную зарплату повысить меньше, чем на индекс инфляции, то предписанное законом повышение уровня реального содержания заработной платы обеспечено не будет. То есть был бы нарушен закон. А ведь в Коллективном договоре, согласно статье 41 ТК РФ, не должно быть пунктов, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством. То есть в Коллективный договор должны быть включены обязательства работодателя, которые обеспечивали бы хотя бы незначительное повышение уровня реального содержания заработной платы. А это практически возможно только после ее индексации.

Вопрос: Допустим, повышение заработной платы на предприятии есть, но меньше роста индекса потребительских цен. Можно ли (даже при отсутствии механизма в Коллективном договоре) судиться напрямую по нарушению статьи 134 ТК РФ, так как в этом случае имеется отстающий рост заработной платы от роста индекса потребительских цен, и, следовательно, снижение реального содержания заработной платы. Необходимо ли в иске отразить предложение по механизму индексации «установить ежегодное увеличение с 1 января или февраля тарифных ставок и окладов на величину, равную 100% роста индекса потребительских цен по региону».

Ответ: В Вашем вопросе речь идет о некоем иске, то есть о судебном деле. Дело в том, что, если суд будет придерживаться закона, то он не может принять к рассмотрению вопрос о повышении уровня реального содержания заработной платы как фактически отнесенный Трудовым кодексом к регулированию в договорном порядке. Суд может принять к рассмотрению лишь соблюдение работниками процедуры ведения коллективного трудового спора по вопросу о повышении уровня реального содержания заработной платы работников, включая ее индексацию, и установить законность объявленной работниками забастовки. Само по себе наличие роста номинальной заработной платы ни о чем не говорит. Если данный рост опережает темп инфляции, то работодатель соблюдает ст. 134 ТК РФ и не нарушает законодательства. Однако и в этом случае у работников есть право добиваться повышения уровня реального содержания заработной платы на ту величину, которую они считают приемлемой. В этом случае коллективный трудовой спор не был бы подкреплен статьей 134 ТК РФ, но и не противоречил бы трудовому законодательству. Если же рост зарплаты отстал от темпов инфляции, то справедливые требования работников обусловлены еще и фактом нарушения работодателем законодательства.

Читайте так же:  Продать автомобиль с запретом на регистрационные действия

Вопрос: Можно ли предлагать для более конкретного анализа заработную плату привести от общих к удельным показателям (руб/месяц для работающих на окладах, руб/час для работающих по часовым тарифным ставкам) для работников различных профессий, как повременщиков, так и сдельщиков, дневных и сменных?

Ответ: Коллективный трудовой спор как ряд процедур рассмотрения разногласий сторон является формой ведения коллективных переговоров. Согласно ст. 37 ТК РФ стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. То есть представители работников вправе запрашивать у представителей работодателя необходимую информацию, поскольку она способствует рассмотрению и урегулированию разногласий сторон, а представители работодателя обязаны ее предоставить.

Вопрос: Как учитывать сдельный характер работы докеров-механизаторов? Администрация пытается неофициально продавить позицию, что именно увеличением объемов работ для докеров она разрешила вопросы индексации их заработной платы — ведь, действительно, заработная плата выросла. Докеры же говорят, что увеличение их заработной платы в настоящий момент происходит из-за роста объемов работ, что не имеет никакого отношения к индексации заработной платы вследствие роста цен на товары и услуги, которая должна осуществляться независимо от объемов работ.

Ответ: Рост объемов производства должен вести к росту реальной заработной платы на величину, о которой договорятся представители работников и работодателя. То есть зарплата должна быть проиндексирована и увеличена еще на согласованную величину. Иначе у работников отпадет реальный стимул к работе.

Примером договоренности может служить Положение «О порядке повышения уровня реального содержания заработной платы Работников Санкт-Петербуржской стивидорной компании «Первый контейнерный терминал», включенное в Коллективный договор стивидорной компании с 01.07.2005. Согласно ему повышение размера тарифной ставки докеров-механизаторов производится по формуле, которую упрощенно можно представить в следующем виде:
РД = (J + 0,2g – K ЗП ) x ТСт, где

РД — минимальный размер увеличения месячной тарифной ставки докеров-механизаторов (руб);

J — итоговый индекс инфляции за предыдущие календарные годы, начиная с базового года;

g — темп прироста производительности труда или объемов производства;

K ЗП — коэффициент роста заработной платы за сопоставляемый период;

ТСт — размер месячной тарифной ставки докеров-механизаторов по состоянию на момент повышения (руб).

Отсюда следует, что если коэффициент роста зарплаты (KЗП) больше суммы индекса инфляции (J) и двух десятых от темпов роста объемов производства, то работодатель не обязан больше повышать уровень реального содержания заработной платы. Так договорились. А если зарплата выросла меньше, чем на индекс инфляции плюс две десятых от темпов роста производства, то работодатель обязан поднять тарифные ставки и оклады не менее чем на рассчитываемую по формуле величину.

Вопрос: А если ряд работников выходили дополнительно в свои выходные, то есть работали за пределами нормальной продолжительности рабочего времени?

Ответ: Необходимо рассматривать заработную плату в пределах нормальной продолжительности рабочего времени. Поэтому увеличение заработной платы, достигнутое дополнительным трудом работников, нельзя относить к повышению реального содержания заработной платы путем индексации заработной платы, так как это увеличение произошло по другим факторам (увеличение объемов и работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени).

Кстати, сама Администрация должна понимать, что если она сейчас выиграет от сравнения с прошлым периодом (в 2004 году сверхурочных и выходов в выходные было несколько меньше, чем в 2005, да и оплата, в основном, по работе в выходной в 2004 году производилась в одинарном размере), то в последующих периодах при отсутствии объемов для сверхурочных работ и выходов в выходные дни придется за основу брать уровень зарплаты текущего периода, когда объемов таких работ было больше.

Индексация заработной платы: право или обязанность

Материал для подписчиков издания «Ваш партнер-консультант». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Электронные версии изданий

ОПЕРАТИВНОСТЬ

Подписчик читает издание ПЕРВЫМ, сразу же после его подписания в печать.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

PDF номеров издания

Номера изданий доступны для скачивания в pdf-формате.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Статьи и консультации 2019 по кадровому делопроизводству на сайте www.kadrovik-praktik.ru

К Вашим услугами наши консультации и статьи по кадровому делопроизводству. Для их чтения зарегистрируйтесь на сайте.

Как оформить увеличение оклада?

Очень популярный вопрос в кадровой области: как правильно оформить увеличение окладов работникам?

Оклады работников устанавливаются в штатном расписании. Поэтому нужно внести изменения в штатное расписание, отразив в нем новые повышенные оклады. Изменения в штатном расписании (новое штатное расписание) утверждаются приказом в порядке, принятом у конкретного работодателя. Приказ регистрируется в соответствующем журнале учета, например, в журнале регистрации приказов. Нередко утверждение нового штатного расписания (с новыми окладами) согласно уставу организации допускается только при условии принятия об этом решения общим собранием участников организации. Такие требования могут быть установлены в отношении заработной платы руководителя организации, его заместителей, главного бухгалтера. Загляните в устав Вашей организации. Не исключено, что у Вас установлены особенности утверждения нового штатного расписания и внесения изменений в него. Если это так, то нужно их соблюсти.

Новое штатное расписание регистрируется в установленном у работодателя порядке.

При необходимости изменения размеров окладов отражаются в других локальных нормативных актах работодателя, например, в положении об оплате труда. С изменениями в локальных нормативных актах работников знакомят в установленном у работодателя порядке.

Читайте так же:  Определение размеров пособия по безработице производится

Согласно ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника) обязательно указываются в трудовом договоре с работником. Соответственно изменение размера оклада нужно отразить в трудовом договоре.

Мы уже писали, что в редких случаях работники не соглашаются на увеличение оклада (когда в связи с ростом доходов они теряют какие-то социальные льготы). Но в большинстве случаев возражений со стороны работников в вопросах увеличения оклада работодатель не встречает.

Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Таким образом, после утверждения нового штатного расписания готовятся дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками (соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора).

Соглашение с каждым работником оформляется в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон), если большее количество экземпляров не предусмотрено для данного работодателя.

Подписанные сторонами соглашения регистрируются в установленном у работодателя порядке, например, в журнале регистрации соглашений к трудовым договорам с работниками.

Получение работником экземпляра соглашения следует подтвердить подписью работника на экземпляре соглашения, остающемся на хранении у работодателя. Рекомендуем перед подписью ставить фразу «Экземпляр соглашения мною получен».

В некоторых организациях также принято издавать приказ об изменении определенных сторонами условий трудовых договоров с работниками, но Трудовой кодекс РФ не обязывает это делать. Если приказ издан, то он регистрируется в установленном у работодателя порядке, в соответствующем журнале регистрации.

Обращаем Ваше внимание, что если оклады увеличиваются в связи с индексацией заработной платы, то порядок оформления может быть установлен нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (в зависимости от категорий работников и работодателей). Согласно ст. 134 ТК РФ «обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами». При оформлении повышения окладов в этом случае следует учитывать особенности порядка, установленного перечисленными документами.

[2]

Новички нередко спрашивают: нужно ли изменение окладов отражать в личной карточке работника (унифицированная форма № Т-2)? Форма № Т-2 предусматривает указание оклада в разделе «III. Прием на работу и переводы на другую работу». Для случаев изменения оклада, не связанных с приемом на работу и переводом на другую работу, граф для обязательного указания оклада не установлено. Если в Вашей организации все-таки сочтут нужным сведения об окладе фиксировать в карточке № Т-2, то это можно сделать в разделе «Х. Дополнительные сведения».

Книга предназначена по большей части новичкам в кадровом делопроизводстве, но будет весьма полезна и опытным специалистам со стажем, ведущим кадровую работу в организациях и у предпринимателей. В первом томе подробно рассказывается об оформлении различных кадровых документов, о приеме работников на работу, переводах на другую работу и иных изменениях условий трудового договора (по соглашению сторон и по инициативе работодателя), перемещениях работников на другое рабочее место, об отстранении от работы, поручении работнику дополнительной работы в порядке совмещения должностей (профессий), расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, касается защиты коммерческой тайны работодателя и персональных данных работников.

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Комментарий к статье 134

1. Постоянный рост цен на потребительские товары и услуги влечет за собой повышение стоимости жизни и, соответственно, необходимость корректировки размеров заработной платы с учетом увеличивающегося прожиточного минимума. Эти негативные процессы объективно требуют индексации оплаты труда, под которой понимается механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен.

2. Трудовое законодательство с 1 января 2005 г. не предусматривает единого порядка индексации заработной платы. Ранее (до 1 января 2005 г.) он был определен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1, который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

3. В соответствии с комментируемой статьей организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Другими работодателями индексация осуществляется в порядке, определенном коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Обычно в этих актах на основе роста потребительских цен индексируются тарифные ставки и оклады данной организации. Условие об индексации оплаты труда может быть включено и в трудовой договор.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

Под редакцией Орловского Ю. П. 2007 г. Источник: СПС Консультант

Источники


  1. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.

  3. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.
  4. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  5. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
Порядок повышения уровня реального содержания заработной платы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here