Положение о начислении заработной платы педагогических работников

Полезная информация по теме: "Положение о начислении заработной платы педагогических работников". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Положение о начислении заработной платы педагогических работников

Система оплаты труда педагогических работников профессионального образовательного учреждения должна обеспечивать:

а также мотивировать их к выполнению трудовых функций с высоким качеством, эффективностью.

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях должны:

обеспечивать соответствие системы оплаты труда педагогических работников требованиям трудового и

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству

Основные принципы формирования системы оплаты труда и правовые основы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству:

являются едиными для всех государственных и муниципальных учреждений, и

не зависят от того, производится ли финансирование с учетом нормативно-подушевого принципа и

есть ли вообще в структуре доходов учреждения средства, полученные за счет средств бюджетов бюджетной системы.

Требования к формированию системы оплаты труда педагогических работников в принципе не зависят от того, из какого источника поступили средства на оплату труда:

от этого зависит лишь правомерность отнесения средств к средствам на оплату труда и

использование этих средств на оплату труда конкретных работников.

В частности, статья 129 «Основные понятия и определения» Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ содержит следующее определение заработной платы (оплата труда работника):

заработная плата (оплата труда педагогического работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации педагогического работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы,

а также компенсационные выплаты:

доплаты и надбавки компенсационного характера,

в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,

работу в особых климатических условиях и

на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и

иные выплаты компенсационного характера

и стимулирующие выплаты:

доплаты и надбавки стимулирующего характера,

премии и иные поощрительные выплаты.

Таким образом, при формировании системы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству необходимо:

в обязательном порядке дифференцировать такую оплату труда в зависимости от сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

[2]

невозможно, например, установление одинакового оклада (должностного оклада) по должностям, которые относятся к различным квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.

При этом заработная плата педагогических работников имеет структуру:

это основная ее часть, например, оклад, должностной оклад,

а также компенсационные выплаты и

Данные требования трудового законодательства должны быть положены в основу разработки систем оплаты труда любой организацией, в том числе и профессиональным образовательным учреждением.

Система оплаты труда педагогических работников представляет собой:

порядок и механизмы исчисления заработной платы работников организации в соответствии:

  • с количеством их труда,
  • условиями труда,
  • качеством труда и
  • результатами труда.

Система оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений

Система оплаты труда педагогических работников подразделений образовательного учреждения:

  • осуществляющих и не осуществляющих приносящую доход деятельность,
  • является единой.

Система оплаты труда педагогических работников в государственных образовательных учреждениях устанавливается в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:

Трудового кодекса РФ;

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и законодательства об образовании субъектов РФ;

Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2015 г. № 973;

номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678;

приказа Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями);

Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

Системы оплаты труда педагогических работников государственных образовательных учреждений устанавливаются:

с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих,

единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов,

а также с учетом государственных гарантий по оплате труда,

рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Формирование системы оплаты труда педагогических работников на уровне образовательного учреждения осуществляется в соответствии со следующими принципами:

верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов, и норм международного права на всей территории РФ;

недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

установление систем оплаты труда педагогических работников соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов) за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера;

Читайте так же:  Порядок уведомления органов роспотребнадзора об утвержденных контингентах

обеспечение зависимости заработной платы каждого педагогического работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение дискриминации — различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами педагогических работников и результатами их труда, а также результатами деятельности образовательных учреждений;

повышение уровня реального содержания заработной платы педагогических работников и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Система оплаты труда педагогических работников устанавливается образовательным учреждением на основе указанных правовых актов:

в коллективных договорах, соглашениях,

локальных нормативных актах образовательного учреждения.

Установление системы оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения коллективным договором, соглашением:

  • обеспечивает педагогическим работникам непосредственную возможность влиять на содержание системы оплаты труда.

Установление системы оплаты труда локальным нормативным актом:

обеспечивает работодателю (образовательному учреждению) возможность оперативного изменения системы оплаты труда педагогических работников по собственному усмотрению при условии соблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов;

локальный нормативный акт образовательного учреждения, устанавливающий систему оплаты труда, принимается работодателем с учетом мнения представительного органа педагогических работников образовательного учреждения;

утверждение системы оплаты труда локальным нормативным актом позволяет обеспечить совершенствование системы оплаты труда педагогических работников посредством внесения изменений в локальный нормативный акт с учетом мнения представительного органа педагогических работников образовательного учреждения, осуществляемого с соблюдением сравнительно несложных процедурных требований, предусмотренных статьей 372 Трудового кодекса.

Статья 372 «Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов» Трудового кодекса РФ

Размер оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения

Размер оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения должен определяться:

с учетом необходимости обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу,

определяемого в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учреждений:

до средней заработной платы в соответствующем регионе

является целевым средним значением заработной платы по педагогическим работникам и

НЕ МОЖЕТ рассматриваться как требование достижения данного значения для КАЖДОГО педагогического работника;

достижение высокого уровня заработной платы педагогических работников образовательного учреждения предполагает дифференцирование заработной платы в зависимости от количества, условий, качества труда.

При оценке достижения уровня заработной платы педагогических работников учитываются:

  • все части заработной платы работника, включая стимулирующие выплаты.

При расчете целевого значения «средней заработной платы» педагогических работников используется:

показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности),

предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)».

Раздел VII Порядок начисления заработной платы педагогическим работникам учреждений дополнительного образования

Раздел VII. Порядок начисления заработной платы педагогическим работникам учреждений дополнительного образования

1. Месячная заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования определяется путем умножения ставки заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

В таком же порядке исчисляется месячная заработная плата педагогическим работникам, для которых данное учреждение является местом основной работы, при возложении на них обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением.

2. Установленная педагогическим работникам при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

3. Тарификация педагогических работников производится 1 раз в год. В случае если учебными планами предусматривается разное количество часов по предметам, тарификация осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.

4. При невыполнении по не зависящим от педагогических работников причинам объема установленной учебной нагрузки уменьшение заработной платы не производится.

5. За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий для обучающихся по санитарно-эпидемиологическим нормам, климатическим и другим основаниям оплата труда педагогических работников, а также лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала производится из расчета установленной заработной платы, предшествующей началу каникул или отмены учебных занятий по указанным выше причинам. Лицам работающим на условиях почасовой оплаты и не ведущим педагогическую работу во время каникул, оплата за это время не производится.

6. Начисление средней заработной платы всем лицам, работающим в учреждениях дополнительного образования детей производится согласно статьи 139 ТК РФ.

>
Порядок и условия почасовой оплаты труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей
Содержание
Постановление администрации Новобурасского муниципального района Саратовской области от 24 января 2012 г. N 26 «Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Начисление заработной платы педагогическим работникам

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 6

В прошлом номере были рассмотрены нормы рабочего времени педагогических работников в зависимости от занимаемой должности, профессии и типа образовательного учреждения, основные составляющие оплаты труда, размеры повышения тарифных ставок и условия их применения. В продолжение начатой темы представляем вниманию читателей практические способы исчисления оплаты труда педагогов.

Примеры начисления заработной платы

Рассмотрим, как в суммовом выражении изменяется оплата труда учителя в зависимости от условий и специфики его труда.

Читайте так же:  Через какое время можно списать дебиторскую задолженность
Видео (кликните для воспроизведения).

Из таблицы видно, как изменяется сумма оплаты труда учителя в зависимости от специфики и условий его труда.

Следует также остановиться на отдельных моментах исчисления заработной платы педагогическим работникам.

Пример 1. Преподаватель колледжа принят на работу 15 января 2007 г. и ему установлен объем учебной нагрузки на оставшийся период учебного года в количестве 462 ч. Причем в январе он должен выполнить 30 ч, а в остальные 5 месяцев — 432 ч. Преподавателю установлен при тарификации 10 разряд (2492,39 руб.).

Преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года, средняя месячная заработная плата определяется путем умножения их часовых ставок на объем учебной нагрузки, приходящейся на число полных месяцев работы до конца учебного года, и деления полученного результата на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный месяц исчисляется за фактическое количество часов по часовым ставкам. Для данной категории преподавательского состава часовая ставка рассчитывается путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (720 ч в год / 10 мес.).

Оплату преподавательской работы за неполный рабочий месяц, в данном случае за январь, следует рассчитывать исходя из часовой ставки путем ее умножения на 30, а за 5 месяцев учебного года ее определяют путем умножения часовой ставки на 432 ч (объем годовой нагрузки) и деления полученного результата на 5 (количество оставшихся месяцев учебного года).

Рассчитаем оплату труда преподавателя за январь 2007 г. Его часовая ставка равна 34,62 руб. (2492,39 руб. / 72 ч).

За 30 часов в январе заработная плата учителя составит 1038,5 руб. (34,62 руб. x 30 ч).

За каждый из оставшихся месяцев учебного года — 2990,87 руб. (2492,39 руб. / 72 ч x 432 ч / 5 мес.).

Пример 2. Учитель химии общеобразовательной школы провел в марте 10 ч занятий, замещая заболевшего учителя. Учителю установлен по тарификации 12 разряд (2958,48 руб.). Норма рабочего времени — 18 ч в неделю.

Рассчитывая оплату труда педагога при замещении им отсутствующего работника, следует воспользоваться правилами расчета заработной платы при почасовой оплате.

Определим среднемесячное количество рабочих часов при 5-дневной неделе.

В 2007 г. при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями — 249 рабочих дней, в том числе 6 предпраздничных (22 февраля, 7 марта, 22 апреля, 8 мая, 9 июня, 29 декабря) и 116 выходных с учетом двух дополнительных дней отдыха — 8 января, 5 ноября, возникших в связи с тем, что праздничные нерабочие дни — 7 января, 4 ноября — совпали с выходными.

(18 ч x 249 дн. / 5 дн. — 6 ч) / 12 мес. = 74,2 ч, где 6 ч — предпраздничные.

Рассчитаем оплату труда исходя из часовой ставки и количества рабочих часов:

2958,48 руб. / 74,2 ч x 10 ч = 398,72 руб.

Пример 3. Замещая отсутствующего преподавателя в связи с направлением его на курсы повышения квалификации, преподаватель колледжа провел в апреле 14 ч занятий. Преподавателю установлен по тарификации 12 разряд (2958,48 руб.).

Поскольку для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования среднемесячное количество рабочих часов определяется путем деления месячной ставки заработной платы на 72 часа, оплата данных занятий будет произведена в следующем размере:

2958,48 руб. / 72 ч x 14 ч = 575,26 руб.

Пример 4. К преподаванию в колледже на условиях почасовой оплаты привлечен преподаватель вуза, не имеющий ученой степени.

Ставка ЕТС первого разряда — 1221 руб.

Оплата труда преподавателя вуза за 20 часов учебных занятий составила 2442 руб. : 1221 руб. x 0,1 x 20 ч.

Пример 5. Для ведения факультатива в школе на условиях почасовой оплаты приглашен кандидат наук. Оплата его труда согласно Положению о материальном стимулировании, принятому в школе, произведена в соответствии с Постановлением N 7 .

Постановление Минтруда России от 21.01.1993 N 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании».

Оплата труда за 10 часов преподавания:

1221 руб. x 0,15 x 10 ч = 1831,5 руб.

Пример 6. Преподаватель, имеющий годовую учебную нагрузку в объеме 1000 ч, вследствие болезни отсутствовал на работе один месяц (март) и 10 рабочих дней в апреле (общее количество рабочих дней в апреле — 21). При тарификации ему установлен 12 разряд ЕТС (2958,48 руб.).

Если преподаватели в соответствии с действующим законодательством освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично (полностью) или без сохранения заработной платы (ежегодный или дополнительный отпуск, учебные сборы, командировка, временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам), то установленный им объем годовой нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия их на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней — за неполный месяц. Часы преподавательской работы, выполненные преподавателем в течение учебного года сверх уменьшенной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после того, как он выполнит годовую учебную нагрузку.

В нашем примере утвержденный преподавателю объем годовой учебной нагрузки будет уменьшен:

а) за март (месяц отсутствия на работе) на 100 ч: 1000 ч / 10 мес. (независимо от количества часов, приходящихся на этот период по расписанию);

б) за 10 рабочих дней в апреле на 47,62 ч: (100 ч x 10 дн.) / 21 дн.

Таким образом, уменьшенная годовая учебная нагрузка этого преподавателя составит 852,38 ч: 1000 — (100 + 47,62).

В мае преподаватель полностью выполнил учебную нагрузку (852,38 ч), в июне он преподавал дополнительно 50 ч.

[1]

Оплата работы, выполненной сверх уменьшенного годового объема учебной нагрузки, определяется исходя из часовой ставки, рассчитываемой путем деления месячной тарифной ставки на 72 часа и умножения полученного произведения на количество перевыполненных часов.

В июне преподавателю будет начислено 2054,5 руб. (2958,48 руб. / 72 ч x 50 ч).

Пример 7. Преподавателю колледжа с начала учебного года при тарификации установлен 11 разряд ЕТС (2737,48 руб.). Объем учебной нагрузки определен в размере 720 ч (72 ч в месяц). С 01.04.2007 увеличился стаж его работы.

Читайте так же:  Спортивное огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом

При повышении ставки заработной платы в связи с увеличением стажа педагогической работы, получением образования или присвоением квалификационной категории средняя месячная заработная плата определяется путем умножения новой часовой ставки на объем годовой нагрузки, установленной в начале учебного года при тарификации, и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.

При увеличении стажа работы применяется тарификационный коэффициент 12-го разряда ЕТС (2,423). Рассчитаем новую среднюю месячную заработную плату преподавателя.

Новая часовая ставка равна 41,09 руб. (1221 руб. x 2,423 / 72 ч). Средняя месячная заработная плата в связи с увеличением стажа работы — 2958,48 руб. (41,09 руб. x 720 ч / 10 мес.)

Пример 8. Учителю литературы, работающему по совместительству в городской общеобразовательной школе-интернате, при тарификации установлен 13 разряд ЕТС (3196,58 руб.). Для проведения занятий ему отведено 9 ч в неделю. Норма рабочего времени за ставку для данной категории работников — 18 ч.

Поскольку учитель литературы преподает в школе-интернате, его тарифная ставка увеличивается на 15% и составляет 3676,07 руб. (3196,58 руб. x 1,15). Заработная плата педагога равна 1838,04 руб. (3676,07 руб. x 9 ч / 18 ч).

Установление выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательных организаций в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ

Статья 129 ТК РФ определяет, что каждый работник имеет право как на заработную плату, так и на различные компенсационные и стимулирующие выплаты.
Минобрнауки России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования с учетом предложений, направленных субъектами Российской Федерации, а также информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, и прошедших широкое обсуждение с заинтересованными общественными организациями, разработаны Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее — Методические рекомендации), в которых содержатся также рекомендации по установлению стимулирующих выплат работникам общеобразовательных организаций .

Методическими рекомендациями определено, что выплаты стимулирующего характера руководителям организаций устанавливаются с учетом достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве одного из показателей оценки результативности работы руководителя организации устанавливается рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.

Примечание. Методическими рекомендациями органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется устанавливать минимальные размеры должностных окладов, минимальные размеры ставок заработной платы работников организаций по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее – ПКГ) должностей работников образования. При этом они не вправе устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.

Оплату труда педагогических работников, для которых предусмотрены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Справочно. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ N 216н и N 217н .

Профессиональная квалификационная группа должностей
педагогических работников

2 квалификационный уровень — инструктор-методист; концертмейстер; педагог дополнительного образования; педагог – организатор; социальный педагог; тренер-преподаватель.

3 квалификационный уровень — воспитатель; мастер производственного обучения; методист; педагог – психолог; старший инструктор-методист; старший педагог дополнительного образования; старший тренер-преподаватель.

4 квалификационный уровень — педагог библиотекарь, преподаватель; преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; руководитель физического воспитания; старший воспитатель; старший методист; тьютор; учитель; учитель-дефектолог; учитель-логопед (логопед).

Трудовой кодекс РФ

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций

Комментарий к Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций

Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2018 – 2020 годы

Оплата труда учителей в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки России

В настоящее время для исчисления оплаты труда работников общеобразовательных организаций используется несколько систем платы труда, в том числе модели «Базовый оклад», основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах; «Все включено», основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю; «Ученико-час», основанная на «ученико-часе», позволяющая при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут педагоги, и количество учеников с которыми работают учителя.

Однако, их применение, как отмечено в Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, разработанным Минобрнауки России (далее — Методические рекомендации), привело к разрушению единых принципов формирования порядка и условий оплаты труда значительной части педагогических работников; нарушению норм федерального законодательства, непосредственно связанного с оплатой труда педагогических работников; значительной неоправданной дифференциации фиксированных размеров ставок заработной платы (должностных окладов) работников; значительному снижению в ее структуре заработной платы постоянной части и необоснованному увеличению переменной; применению понижающих коэффициентов по должностям, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование и др.

Выплаты компенсационного характера

К выплатам компенсационного характера отнесены выплаты:

— работникам, занятым с вредными и (или) опасными условиями труда;
— за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
— за выполнение сверхурочных работ;
— за работу в ночное время;
— за выполнение работ различной квалификации.
— при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
— при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся
от нормальных: работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников;
— за особенности и специфику работы в общеобразовательных организациях (классах, группах), в том числе:
за работу с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (или) нуждающихся в длительном лечении;
за работу в учреждениях:
расположенных в сельской местности;
для детей и подростков с девиантным поведением;
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Читайте так же:  Оформление генеральной доверенности у нотариуса стоимость

за осуществление индивидуального обучения на дому обучающихся, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям не могут обучаться в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях, за индивидуальное и групповое обучение детей, длительно находящихся на лечении в стационарном лечебном учреждении.
(Подробности в нашем блоге в статье «На какие компенсационные выплаты может рассчитывать учитель в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ»)

Выплаты стимулирующего характера
К выплатам стимулирующего характера Методическими рекомендациями отнесены выплаты:
— за наличие квалификационной категории
— за стаж непрерывной работы.
— за интенсивность и высокие результаты работы.
— за качество выполняемых работ.
— премиальные выплаты по итогам работы.
(Подробности в статье в нашем блоге «Установление выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательных организаций в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ»)

Согласно Методическим рекомендациям система оплаты труда работников организаций устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами, которые принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При этом отмечается, что заработная плата работников организации (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при изменении (совершенствовании) условий оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на момент ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Когда это будет?

В письме Минобрнауки РФ, в самих Методических рекомендациях, а также в Комментарии к ним не содержится указаний или рекомендаций о конкретных сроках применения предложенного порядка формирования систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций.

Согласно Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы, утвержденному 6 декабря 2017 г, это должно произойти в течение 2018-2020 годов. При этом вначале орган власти субъекта РФ, орган местного самоуправления должен принять соответствующий распорядительный акт, а уже на его основании организация формирует систему оплаты труда, разрабатывает коллективный договор, локальные акты (положения) по вопросам оплаты труда работников, которые являются приложением к коллективному договору. Таким образом, чем раньше будет принят распорядительный акт на региональном уровне, тем раньше будет осуществлен переход на новый порядок оплаты труда работников общеобразовательных организаций.

[3]

О предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных
с изменением системы оплаты труда в организации, работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения в порядке, установленном статьей 74 Трудового Кодекса.

Порядок оплаты труда педагогических работников образовательных организаций

Статьи по теме

10 марта 2015 г. вступил в силу приказ Минобрнауки России от № 1601 « О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре. Приказ включает в себя два приложения:

  • приложение № 1 «Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее — Приложение № 1);
  • приложение № 2 «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре ».

Приложение № 1 состоит из двух пунктов с подпунктами и примечаний (далее — Примечания).

Оплата труда педагогических работников на основе ставок заработной платы

В соответствии с п. 1 Примечаний определенные виды педагогической работы ( учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая работа, работа по ведению мониторинга) включаются в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности. При этом они должны быть предусмотрены трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом работника.

Напомним, что должностные обязанности педагогических работников определены квалификационными характеристиками, которые содержатся в разд. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от № 761н (далее — Квалификационные характеристики должностей работников образования). Должностные обязанности конкретного работника устанавливаются в трудовом договоре или в должностной инструкции.

Понятие «ставка заработной платы» применяется при определении фиксированных размеров оплаты труда педагогических работников, для которых предусмотрены нормы часов учебной (преподавательской) работы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30, 36 ч в неделю или 720 ч в год.

Согласно п. 2 Примечаний нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в пп. 2.3–2.7 Приложения № 1, устанавливаются в астрономических часах. К таким педагогическим работникам относятся:

  • ;
  • . музыкальные руководители;
  • концертмейстеры;
  • воспитатели, непосредственно осуществляющие обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья; инструкторы по физической культуре;
  • воспитатели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; воспитатели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пп. 2.5 и 2.6 Приложения № 1).

В то же время нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные для педагогических работников, перечисленных в п. 2.8 Приложения № 1, устанавливаются в астрономических часах, но включают при этом короткие перерывы (перемены) и динамические паузы. К таким педагогическим работникам относятся:

  • учителя организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам ( адаптированным);
  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта; педагоги дополнительного образования и старшие педагоги дополнительного образования;
  • и старшие организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта; логопеды медицинских организаций и организаций социального обслуживания;
  • учителя иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
  • преподаватели организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 ч в год за ставку заработной платы).

В Примечаниях также описан механизм исчисления заработной платы в месяц за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическими работниками с их письменного согласия сверх норм часов, установленных за ставку заработной платы, либо ниже таких норм.

В частности, п. 3 Примечаний установлено, что нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы и нормы часов учебной (преподавательской) работы являются расчетными величинами, которые применяются для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

В соответствии с п. 4 Примечаний за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическими работниками сверх установленной за ставку заработной платы нормы часов либо ниже такой нормы, оплату следует производить из установленных им в месяц размеров ставок заработной платы пропорционально фактически определенным объемам педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.

Механизм исчисления размера заработной платы педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в зависимости от фактического объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы и размера ставки заработной платы, именуемого традиционно тарификацией, можно рассмотреть на примерах (таблица).

Примеры исчисления размера заработной платы педагогических работников

Исключением для воспитателей являются случаи, когда выполнение ими работы за пределами рабочего времени (смены) осуществляется по инициативе работодателя. Данная работа квалифицируется как сверхурочная и относится к выполнению работ в условиях, отклоняющихся от нормальных. К такой работе могут быть отнесены случаи привлечения работодателем воспитателей дошкольных групп к работе сверх установленного рабочего времени (смены) при неявке сменяющего работника или родителей, когда работник не может оставить рабочее место и выполняет педагогическую работу без перерыва после окончания рабочего дня (смены). Сверхурочная работа компенсируется в порядке, предусмотренном ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации от № , оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

Порядок оплаты труда педагогических работников на основе должностных окладов

Должностные оклады (оклады) — это фиксированные размеры оплаты труда работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени.

Понятие «должностной оклад» применяется при определении фиксированных размеров оплаты труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 ч в неделю.

Если педагогическим работникам выплачиваются должностные оклады за установленную продолжительность рабочего времени, составляющую 30 или 36 ч в неделю (см. должности педагогических работников, поименованные в пп. 2.1 и 2.2 Приложения № 1), то при привлечении их по инициативе работодателя для выполнения работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период) такая работа квалифицируется как сверхурочная и должна компенсироваться. Компенсация сверхурочной работы может быть осуществлена двумя способами:

1) в виде оплаты в повышенном размере в порядке, установленном за сверхурочную работу ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации от

2) путем предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, если работник включен в перечень работников с ненормированным рабочим днем.

Кроме того, по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха — не менее времени, отработанного сверхурочно.

Следует помнить, что в соответствии с ч. 6 ст. 99 ТК РФ сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год.

Оплата труда педагогических работников ОО: нормативные документы

Трудовой кодекс Российской Федерации от №

Видео (кликните для воспроизведения).

Приказ Минобрнауки России от № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»

Источники


  1. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.

  2. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.

  3. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  4. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
  5. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.
Положение о начислении заработной платы педагогических работников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here