Подтверждение квалификации уровня знаний и умений человека

Полезная информация по теме: "Подтверждение квалификации уровня знаний и умений человека". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Как правильно определить квалификационный уровень работника

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой.

О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н
«Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемые уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н)

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее — Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Деятельность под руководством

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Читайте так же:  Пожизненное наследуемое владение перевод в собственность

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты

[3]

деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования — программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы Практический опыт

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Дополнительные профессиональные программы

Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России, макетом и уровнями квалификаций. Утверждены такие уровни.

Уровни применяются для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Они определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности сотрудника.

Каждый уровень содержит описание 4 показателей: полномочия и ответственность; характер умений; характер знаний; основные пути достижения уровня квалификации.

Установленные уровнями единые требования к квалификации могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

[1]

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2013 г.

Регистрационный N 28534

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Видео (кликните для воспроизведения).

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 13 июня 2013 г. N 125

Уровни квалификации в профессиональных стандартах: как использовать?

Статьи по теме

Уровни квалификации в профессиональных стандартах утверждены Минтрудом России. Что они обозначают и в каких сферах используются в обязательном порядке, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Что определяют уровни квалификации в профессиональном стандарте?

Уровни квалификации в профессиональных стандартах РФ описывают степень знаний, умений специалиста с учетом установленных критериев, определенных для конкретных областей, профессий. В качестве основных показателей выступают полномочия, ответственность работника. Исходя из них вытекают требования к образованию, навыкам и знаниям.

Профессиональный стандарт должен заменить единые квалификационные справочники в будущем. Помимо вопроса «что должен уметь делать работник?» в профессиональном стандарте задается вопрос «как он должен это делать?», чтобы достичь максимальной эффективности труда. Профессиональные стандарты разрабатываются не на конкретную должность, а на область или вид профессиональной деятельности. Тем самым исключается дублирование трудовых функций…

Справка: утвержденные профстандарты содержат только минимальные требования, которые вы имеете право повышать. Но нельзя нарушать права работников, поэтому в ряде компаний любые действия руководителя согласуются с профсоюзным органом.

Обращайте внимание не только на то, что означает уровень квалификации в профессиональном стандарте, но и на пути его достижения. Сотрудники должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, оканчивать курсы подготовки , проходить инструктажи — зависит от сферы деятельности, выполняемых функций и других факторов.

Профессиональный стандарт: уровни квалификации

1 уровень — выполнение стандартных поручений, применение элементарных знаний. Способы получения квалификации простые — инструктаж, опыт работы.

2 и 3 уровни предусматривают способность выполнять типовые задания. Достигнуть квалификации можно с помощью начального профессионального образования, переподготовки.

4, 5 — уровни профессиональной квалификации по стандарту управляющего, ориентированные на низшее руководящее звено. Они требуют от сотрудника умения управлять группой лиц, отвечать за результат работы. Руководителям нужно среднее профессиональное образование или начальное по основной госпрограмме в сочетании с курсами переподготовки.

Уровень квалификации 6 в профессиональном стандарте требует среднего специального или высшего образования по программе бакалавриата. Сотрудник работает самостоятельно или управляет группой лиц. Он должен уметь внедрять или улучшать технологические, методологические решения.

7 уровень — квалификация высшего руководства, несущего ответственность за работу крупных организаций, подразделений. Для сотрудника важны навыки управления, стратегического планирования. Требования к образованию серьезные: нужно обучиться по программам специалитета, магистратуры.

8, 9 — уровни определяют квалификацию высших должностей в крупных корпорациях, государстве и масштабной научной деятельности. Они предполагают высшее образование у человека по программам магистратуры, специалитета или аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры.

Где HR-директору повысить квалификацию

президент «HR-ассоциации» (г. Санкт-Петербург).

MBA (Master of business administration — Мастер делового администрирования) — квалификационная степень в менеджменте (управлении). Предполагается, что специалист, получивший эту степень, обладает всеми необходимыми компетенциями, чтобы быть управленцем среднего и высшего звена. Но сначала нужно пройти обучение в бизнес-школе и защитить дипломный проект. К сожалению…

Читайте так же:  Рекомендуемая продолжительность прогулок в доу по санпин

Для каких профессий устанавливается уровень, подуровень квалификации в профессиональном стандарте?

Квалификационные уровни — связующее звено между профессиональным образованием и сферой деятельности. С 01.07.2016 года они обязательны, если требования установлены ТК РФ или другими нормативными актами. Закон не распространяется на должности, деятельность на которых не связана с получением льгот, наличием ограничений.

Справка: если в компании использование профстандартов необязательно, работодатель имеет право за свой счет и по своей инициативе направить сотрудника на независимую оценку квалификации . Такой вариант установления уровня предусмотрен ФЗ от 03.07.2016 года под №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». О том, как присвоить разряд , рассказал эксперт « Системы Кадры ». Информация поможет сориентироваться в особенностях проведения процедуры.

Можно перечислить список профессий, для которых законом установлены требования к квалификации. К их числу относятся педагоги, кадастровые инженеры, медики и фармацевтические работники, летчики, адвокаты, аудиторы, главные бухгалтеры некоторых организаций, государственные судебные эксперты, муниципальные и государственные служащие. Они должны периодически подтверждать свою квалификацию, а в некоторых случаях — повышать ее .

Практическое применение уровней квалификации в профессиональных стандартах

В силу правовой сущности уровни квалификации используются с целью разработки профессиональных стандартов. Несмотря на то, что из-за несоответствия требованиям профстандарта нельзя уволить сотрудника, но его нахождение на должности влечет последствия для работодателя: наказания за несоблюдение лицензионных требований, отказ ФСС в возмещении выплат за период болезни, признание недействительными трудовых договоров кредиторами.

Чаще всего используются уровни квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов. Но опытные менеджеры по персоналу применяют их при подборе кадров. Они помогают определять степень соответствия кандидата требованиям. С помощью уровня вы поймете, какое образование у человека, опыт, проходил ли он инструктажи, курсы повышения квалификации.

Если опираться на закон, обеспечение нужного уровня квалификации работников — задача работодателей. Организациям, для которых не обязательно использовать профстандарты, разрешено самим решать, каких специалистов принимать. Но при составлении должностных инструкций рекомендуется учитывать требования, чтобы увеличить эффективность труда.

Совет от редакции: как применяются профессиональные стандарты рассказал эксперт « Системы Кадры ». Из материала вы узнаете об особенностях их разработки, уровнях и многом другом, что пригодится в ежедневной работе. В качестве дополнения представлены актуальные ответы на часто возникающие вопросы.

Градация уровней квалификации в профессиональных стандартах — главный показатель. Он учитывает компетенции, без которых выполнение должностных обязанностей затруднительно. В соответствии с полномочиями, ответственностью работника определяйте умения и знания. Так как профстандарты находятся в стадии доработки, отслеживайте вносимые в них корректировки. Это особенно важно, если организация обязана придерживаться новых требований к квалификации специалистов.

Подтверждать соответствие установленным квалификационным требованиям будут специальные центры оценки квалификаций

Принят закон, регулирующий проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенную центром оценки квалификаций. Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки. Закон не применяется в отношении государственных служащих.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством РФ. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Для прохождения экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа, а также иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации. По итогам экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в состав которого входят представители соответствующих органов и организаций. По решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне создается совет по профессиональным квалификациям. Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций обеспечивает Национальное агентство развития квалификаций — автономная некоммерческая организация, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и профсоюзов и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Подтверждение квалификации уровня знаний и умений человека

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

В 2017 году образовательным учреждениям необходимо учесть изменения, касающиеся порядка подтверждения квалификации работников. В настоящее время идет поэтапный процесс внедрения профессиональных стандартов. Кроме того, начала свое действие система независимой оценки квалификации работников, которая может проводиться как за счет работодателя, так и за счет работника (соискателя).

Профессиональные стандарты

Утвержденные профессиональные стандарты

Наименование профстандарта Приказ Минтруда России об утверждении

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Проверяем соответствует ли квалификация работника профстандарту

Как открыть свой бизнес за 15 минут?

Бесплатная подготовка полного пакета документов для регистрации ИП

С 1 июля некоторые сотрудники обязаны соответствовать требованиям профстандартов. Как проверить их квалификацию? Как расшифровать требования профстандарта? Что важнее – образование или опыт? Какие решения можно принять по итогам проверки?

Уточняем понятие квалификация

Профстандарт – это характеристика квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции. Все профстандарты делятся на обязательные и рекомендуемые. Последние работодатели берут за основу, когда определяют, какой квалификацией должен обладать сотрудник. Мало выяснить, что профстандарт обязателен. Далее работодателю предстоит проверить, соответствует ли квалификация сотрудника требованиям стандарта. Если не соответствует – исправить этот недостаток.

Профстандарты обязательны в той части, где указаны требования к квалификации. Но при одном условии: если требования к квалификации установлены Трудовым кодексом, другим федеральным законом, иным нормативным правовым актом РФ. Приказ Минтруда России об утверждении профстандарта не является тем нормативным актом, который делает его обязательным.

Часто в законах и подзаконных актах есть специальные требования только к образованию или стажу тех или иных работников. Трудовой кодекс определяет квалификацию сотрудника как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Возникает вопрос: какая же часть профстандарта в этом случае обязательна? Только требования к образованию и опыту работы, которые указаны для каждой обобщенной трудовой функции? Или еще и необходимые умения и знания, которые также входят в трудовую функцию? Законодательство и практика не дают четкого ответа.

Читайте так же:  Работа индивидуальным предпринимателем входит в страховой стаж

Если профстандарт обязательный, безопаснее исходить из максимально широкого понятия квалификации, чтобы избежать недоразумений с ГИТ. Указывайте в должностных инструкциях требования к образованию и опыту, конкретным знаниям и умениям в соответствии с профстандартом.

Возникает вопрос: требуется ли проверить знания и умения сотрудника, то есть провести внеочередную переаттестацию? Закон этого не требует. Да и работодатель не будет рисковать и доверять кому попало социально значимую или высокорисковую деятельность. А именно для таких видов деятельности профстандарты обязательны. Инспекторы труда при проверке не станут тестировать знания и умения ваших сотрудников – это не входит в их полномочия.

Если вы сами не уверены, что сотрудники фактически, а не только по диплому и стажу, соответствуют обязательному профстандарту, то в этом случае лучше провести их переаттестацию.

Таким образом, оценка квалификации сотрудника по профстандарту предполагает два этапа:

  1. Обязательный. Сверяем уровень образования и опыт работы сотрудника с требованиями профстандарта.
  2. Факультативный. Проверяем, соответствуют ли профстандарту знания и умения сотрудника.

Обязательный этап

Форма и порядок проверки законом не установлены. Вы можете проводить ее так, как вам удобно. Предлагаем один из способов.

Вид проверки: документарная. Участие работника не требуется.

Создайте приказом комиссию. Включите в нее сотрудников кадровой, юридической службы, отдела обучения, представителя профкома (при наличии) и др. Поручите им проверить трудовые книжки работников и копии документов об образовании, чтобы установить их уровень образования и практический опыт. Члены комиссии посчитают, сколько лет человек трудился по нужному профилю, посмотрят, какой вуз и по какой специальности он закончил.

Проверка уровня образования и опыта работы сотрудников предполагает передачу персональных данных в пределах одной организации. Порядок хранения и использования персональных данных должен быть установлен отдельным локальным актом. Например, Положением о работе с персональными данными сотрудников.

В приказе о внутренней комиссии ограничьте права ее членов на доступ к персональным данным. Определите сведения, которые понадобятся для деятельности комиссии. Подпишите с членами комиссии обязательство о неразглашении персональных данных.

Следите за тем, чтобы работа внутренней комиссии не расходилась с Положением о работе с персональными данными сотрудников, которое у вас должно быть. Возможно, в Положении не описан порядок передачи данных в пределах одной организации. Тогда сначала внесите изменения в локальный акт, ознакомьте с ним работников под роспись и только потом формируйте комиссию.

Если вы решили пригласить внешнего аудитора по персоналу, то заручитесь письменным согласием работников на передачу их персональных данных третьей стороне. Предупредите аудитора о том, что он может использовать персональные данные лишь в целях, для которых они сообщены. Требуйте от аудитора подтверждения, что он выполнил это условие.

Составляем акт по итогам проверки

Вы сверили информацию об образовании и опыте с требованиями профстандарта. По итогам проверки необходимо составить акт, чтобы зафиксировать, что уровень образования и опыт сотрудников соответствуют или не соответствуют требованиям профстандарта. Форма акта свободная. Его можно оформить на каждого конкретного работника или на всех вместе. Например, в форме таблицы.

Целесообразнее составлять индивидуальный акт на каждого работника и знакомить его с ним под роспись. Ведь если в акте будут указаны сведения об остальных работниках, представители ГИТ, Роскомнадзора при проверке могут решить, что персональные данные раскрыты неуполномоченному лицу.

Что предпринять, если у сотрудника не хватает опыта или образования. Если окажется, что у сотрудника нет опыта и образования, установленного профстандартом, не стоит спешить с выводами. Поговорите с работником, узнайте у него, какое дополнительное образование он получил, что входило в его обязанности на предыдущих местах работы.

Если работник может подтвердить необходимый уровень образования и стажа, приобщите подтверждающие документы к его личному делу. В примечании к акту проверки укажите, что работник такого-то числа представил такие-то документы, и на этом основании комиссия сделала заключение, что сотрудник соответствует профессиональному стандарту. Например, когда профстандарт требует, чтобы образование было профильным, и выяснится, что сотрудник прошел переподготовку. Представил диплом о присвоении дополнительной квалификации к основной специальности.

Если работник не обладает достаточным опытом работы, то все, что мы можем сделать – зафиксировать несоответствие в акте проверки. Избегайте крайних мер в виде увольнения до тех пор, пока специалисты Минтруда России и судебная практика не ответят на вопрос, нужно ли увольнять сотрудника, если его квалификация не соответствует требованиям обязательного профстандарта. В Трудовом кодексе для этого есть подходящее основание – «возникновение ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности». А если сотрудника нельзя уволить по указанному основанию, непонятно, как работодатель сможет соблюсти требования обязательного профстандарта.

Если у сотрудника образование ниже того уровня, который требуется, направьте его на обучение. Так вы избежите претензий со стороны ГИТ о том, что не применяете обязательный профстандарт. Направив сотрудника на обучение, вы покажете свою добросовестность, стремление соблюдать требования закона.

Заключаем соглашение об оплате обучения

При оплате обучения все расходы несет работодатель, если сотрудник состоит с ним в трудовых отношениях, а обучение – обязательное условие для их продолжения в силу закона или иного нормативного правового акта. Работодатель может установить в компании систему поддержания уровня квалификации сотрудников. В этом случае он также обязан оплачивать обучение персонала.

Заключите соглашение с сотрудником, которому оплатите обучение. Пропишите там сумму, которую заплатите за обучение, и срок, который обучившийся должен будет отработать в компании.

Факультативный этап

Чтобы проверить знания и умения сотрудников, нужно провести аттестацию. Порядок проведения аттестации устанавливается нормативными правовыми и локальными актами (например, Положением об аттестации).

Вид проверки: аттестация. При участии работника.

В Положении об аттестации должно быть указано:

  1. Основание для внеочередной переаттестации. Например, работники проходят внеочередную аттестацию, если по их виду деятельности принят обязательный профстандарт.
  2. Порядок и сроки переаттестации. Вы вправе предусмотреть любую периодичность и порядок проверок квалификации персонала, утвердить правила аттестации.
  3. Состав и порядок формирования аттестационной комиссии, ее полномочия и функции. Состав комиссии может быть любым. Если в организации есть профком, его представитель обязательно входит в комиссию.

Если в Положении об аттестации указанных условий нет, то внесите в него изменения и ознакомьте с ними работников под роспись. Далее издайте приказ о проведении аттестации, утвердите состав аттестационной комиссии, список сотрудников, подлежащих аттестации.

В первую очередь направляйте на переаттестацию тех сотрудников, чей уровень образования соответствует профстандарту. Остальных целесообразно сначала обучить и только потом аттестовывать. Иначе процедура аттестации теряет смысл. Если сотрудник ее не пройдет, он объяснит это объективной причиной: «У меня ведь нет специального образования». В итоге все опять сведется к вопросу, можно ли увольнять работника, если его образование не соответствует профстандарту.

Читайте так же:  Порядок получения накопительной части пенсии для пенсионеров

Уведомьте сотрудников о намечающейся аттестации заранее. Желательно письменно. Проверьте, насколько полно прописаны должностные обязанности сотрудника в трудовом договоре или в его должностной инструкции. При необходимости подправьте обязанности, чтобы они соответствовали профстандарту.

Процедура переаттестации законом не регламентирована. Исключение – отдельные категории: педагогические работники, руководители федеральных государственных унитарных предприятий и др. Остальные работники проходят процедуру аттестации в том порядке, который утвердил работодатель локальным нормативным актом. Например Положением об аттестации.

В зависимости от того, какие знания и умения требует профстандарт, при аттестации используют письменное тестирование, собеседование, практическое задание, письменный экзамен, комбинацию способов. Форму письменного задания и пример ее заполнения приведите в Положении об аттестации. Если вы проводите переаттестацию в форме собеседования, фиксируйте его с помощью видеотехники. Это укрепит вашу позицию, если сотрудник попытается оспорить в суде увольнение по итогам аттестации.

Оформляем итоги аттестации

По итогам аттестации комиссия составляет протокол, в котором фиксирует, соответствует ли сотрудник занимаемой должности. Указывает, чем руководствовалась, принимая решение. Дает рекомендации: направить сотрудника на обучение, повысить ему оклад, перевести на другую должность и др.

[2]

Ознакомьте с протоколом работника под роспись, чтобы у него была возможность выразить свое мнение, обжаловать результаты. Отразите сведения о результатах аттестации в личной карточке работника в разделе IV «Аттестация». Представьте материалы аттестации руководителю организации. Именно он принимает окончательное решение.

Если сотрудник не прошел аттестацию и его нельзя перевести на другую работу, то работодатель вправе его уволить. А может и не увольнять, а направить на обучение либо прикрепить наставника, который поможет восполнить нехватку знаний и умений.

Нормативная база

Документ Поможет вам
Уровни квалификации, утвержденные приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н Определить, что подразумевается под каждым уровнем квалификации в профстандарте Статья 81, ч. вторая ст. 82,ст. 373 ТК РФ Убедиться, что по результатам аттестации можно уволить работника, если будет установлено, что он не соответствует занимаемой должности и его нельзя перевести на другую работу Части первая, четвертая ст. 261,ст. 264 ТК РФ Узнать, кого нельзя уволить по результатам аттестации

Важные выводы:

  1. Уровень образования и опыт работы можно проверить по трудовой книжке и документам об образовании. А чтобы оценить знания и умения по профстандартам, понадобится провести аттестацию.
  2. Чтобы провести аттестацию, необходимо изменить Положение об аттестации и аттестационные задания с учетом профстандартов. Указать в них, что работодатель использует профстандарты.
  3. По результатам аттестации комиссия оформляет мотивированное решение в виде протокола. Окончательное решение по итогам мероприятия принимает руководитель организации.

Оценка квалификации: в чем польза для работодателя и работника

В последнее время работодатели все больше недовольны уровнем выпускников вузов. Пока работодатели жалуются на отсутствие квалифицированных кадров, молодые специалисты сетуют на несоответствие профессионального образования запросам рынка труда. Чтобы выйти из замкнутого круга, введена Национальная система профессиональных квалификаций.

Зачем это нужно

Систему профессиональных квалификаций курирует Национальный совет при президенте РФ. Составной частью системы является независимая оценка квалификации. Разработку и внедрение принципов оценки регулирует Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ, он вступил в силу 1 января 2017 года.

Для нашей страны это не новшество, специалисты целого ряда отраслей регулярно проходят различные сертификации и экзамены. Однако раньше их проводили разные инстанции, и доверять объективности такой оценки можно было далеко не всегда. Чтобы унифицировать процесс и сделать оценку квалификации специалистов прозрачной и единообразной процедурой, способной охватить все отрасли экономики, государство разработало национальную систему квалификаций (НСК).

НСК направлена на переход от рынка дипломов, где ценность работника определяет диплом учебного заведения, к рынку квалификаций, где решающее значение имеет реальный, официально подтвержденный уровень подготовки специалиста.

Система дает каждому человеку понятные перспективы карьерного роста, объединяя ключевые звенья цепи: систему образования, специалиста, работодателя и заказчика. Сегодня главная цель вузов — подготовка готовых специалистов, востребованных на рынке труда. А ключевая суть системы — последовательное образование через всю жизнь.

Что такое рамка квалификаций и профстандарт

Основа системы профквалификаций — рамка квалификаций, системная и структурированная по уровням каждой из них. При этом каждое из направлений экономики имеет свою отраслевую рамку квалификаций, где прописаны широта полномочий и ответственность специалиста определенной профессии, сложность и наукоемкость деятельности.

Рамка квалификаций дает обобщенное описание квалификационных уровней. Другой не менее важный документ системы — профессиональный стандарт — прописывает требования к квалификации специалиста детально.

Профессиональный стандарт (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ) представляет собой подробное описание трудовых функций, требования к опыту и знаниям в соответствии с квалификацией и должностью сотрудника. Именно профессиональный стандарт является связующим звеном между высшим образованием и рынком труда. Для целого ряда отраслей требование применять профстандарты стало обязательным еще с 2016 года.

Что изменится в образовании

Высшее образование переходит к так называемому практикоориентированному подходу. Это значит, что выпускник должен обладать не только широкими теоретическими знаниями, но и конкретными профессиональными навыками, которые он может применить в определенной компании на конкретном рабочем месте.

Чтобы актуализировать образовательные программы, привести их в соответствие с новыми требованиями рынка, создана профессиональная общественная аккредитация. Эта процедура дает и студенту, и будущему работодателю уверенность, что вуз обеспечит выпускнику необходимые для практической работы знания, умения и навыки.

Как проходит аккредитация вуза

Процедура профессионально-общественной аккредитации выглядит так: вуз актуализирует учебную программу в соответствии с требованиями профессионального стандарта, обращается в аккредитационную комиссию профильного совета по профессиональным квалификациям (СПК), которая не только внимательно изучает документы, но и выезжает в вуз, проверяет, как это работает на практике. Специалисты посещают занятия, изучают дипломные работы выпускников и пр., а затем дают рекомендации по корректировке и совершенствованию программы.

Если содержание программы соответствует требованиям профстандарта, аккредитация проходит успешно. Кстати, ведущие вузы страны уже прошли эту процедуру. Их выпускники станут готовыми специалистами, как части пазла подходящими к потребностям работодателей.

Как выглядит процедура оценки квалификации

Независимая оценка — это профессиональный экзамен, который можно сдать в аккредитованном центре. Такие центры уже открыты во многих регионах России.

Для большинства профессий это добровольная процедура. Любой специалист может пройти ее самостоятельно. На экзамен работника может направить и работодатель, оплатив экзамен. Однако несдача экзамена не может привести к увольнению. Такой специалист получит заключение, в котором прописаны квалификации, которые ему не удалось подтвердить, и рекомендации специалистов СПК. На основании полученной информации соискатель сможет заполнить пробелы в знаниях, а спустя время пройти испытание повторно.

Подтверждение профессиональной квалификации необходимо, чтобы человек понимал свое место на рынке труда, мог рассчитывать на достойную зарплату и прогнозировать перспективы карьерного роста. Наличие у сотрудника свидетельства о квалификации уже очень скоро станет важным фактором для работодателя.

Но есть отрасли, где профессиональный экзамен несет еще более высокий статус, так как требования к оценке уровня квалификации специалистов прописаны в законе, а значит, являются обязательными. В таком случае специалист не может заниматься профессиональной деятельностью, не подтвердив уровень своей квалификации. Это касается, например, оценщиков, аудиторов и пр. Такие специалисты выполняют публично-правовые функции на финансовом рынке, и государство всегда предъявляет к ним повышенные требования. Обязательные экзамены для них проводят различные уполномоченные структуры. Однако с 2019 года оценка уровня квалификации будет проходить только в рамках национальной системы.

Читайте так же:  Расчет налогового вычета при покупке квартиры калькулятор

Храните личные данные сотрудника, сведения о его образовании и профессиональном развитии в программе Контур-Персонал.

Сколько это стоит

Стоимость профессионального экзамена зависит от сложности профессии, ее редкости и необходимости технического оснащения профильных центров оценки квалификации, например, дорогостоящим оборудованием, если речь идет о рабочих профессиях. Кроме того, на стоимость влияет и уровень квалификации. Сумма может составлять от 5 000 до 150 000 рублей.

Стоимость экзамена устанавливает Совет по профессиональным квалификациям, и во всех аккредитованных по данной квалификации центрах оценки эта цифра будет одинаковой по всей России.

Расходы несет тот, кто заказывает экзамен — работник или работодатель. Причем здесь предусмотрен налоговый вычет. Если соискатель решил подтвердить свою квалификацию, часть средств ему компенсирует бюджет. Вернуть можно 13 % от выплаченной за экзамен суммы, но максимум до 120 000 рублей, то есть получить можно не более 15 600 рублей. Налоговый вычет предусмотрен и для работодателя, направившего на профэкзамен своих сотрудников.

Как устроен экзамен

Экзамен не просто дает возможность выявить теоретические знания соискателя, но, главное, показывает — может ли он применять эти знания в практической работе. Это возможно благодаря структуре экзамена — он состоит из теоретической и практической частей. Для некоторых профессий включено портфолио.

Сдача экзамена дает соискателю четкое понимание — в чем не хватает фактических знаний, умений и что требует внимания для успешной реализации этих знаний в практической работе.

Специалисты разных уровней квалификации выполняют разные по сложности трудовые функции, обладают разными компетенциями и опытом работы. Уровни квалификации, прописанные в профессиональном стандарте, упорядочивают эти характеристики и дают работодателю и специалисту четкое понимание, на какой уровень заработной платы может претендовать соискатель.

Как это работает на практике

Рассмотрим весь процесс на примере оценочной деятельности, где независимую оценку квалификации уже прошли многие специалисты. Отраслевой профессиональный стандарт описывает четыре уровня и 11 квалификаций. Разумеется, это не значит, что оценщикам придется сдавать 11 экзаменов. Специалисту достаточно внимательно изучить ключевые документы — отраслевую рамку квалификаций и профессиональный стандарт, определить, какие функции ему приходится выполнять в своей практической работе, и сопоставить свой стаж и уровень образования.

Квалификация напрямую связана со сложностью оцениваемых объектов. Так, для оценки недвижимости, автотранспорта, оборудования и бизнеса специалисту достаточно подтвердить шестой уровень квалификации; для оценки крупных предприятий добывающих отраслей, многопрофильных холдингов потребуется уже седьмой уровень квалификации, а для работы с памятниками архитектуры — объектами культурного наследия, кредитно-финансовыми институтами и транснациональными организациями специалист должен обладать максимальным для отрасли — восьмым уровнем квалификации. Это напрямую влияет на уровень сложности экзамена.

Что это за свидетельство о квалификации

Сдавшему профессиональный экзамен специалисту выдается документ, который подтверждает уровень квалификации, — свидетельство о квалификации. Но это не просто «бумажка». Государство создало Федеральный реестр квалифицированных специалистов, который содержит информацию обо всех, кто прошел независимую оценку квалификации. И работодатель, и заказчик могут проверить, подтвердил ли свою квалификацию тот или иной специалист, готов ли он к выполнению порученной работы и можно ли действительно доверять его профессионализму.

Где можно сдать экзамен

Профессиональный экзамен можно сдать в любом аккредитованном центре оценки квалификации (ЦОК). Они работают на базе советов по профессиональным квалификациям. Подробную информацию о центрах и советах содержит Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. Там же на портале размещены сведения о квалификациях и примеры оценочных средств — экзаменационных заданий.

Для примера возьмем все тех же оценщиков. Все профессии, относящиеся к финансовому рынку, курирует СПКФР — Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка. На сайте этого отраслевого совета опубликован перечень ЦОКов, аккредитованных в разных регионах России. Для подтверждения квалификации в Москве специалист может в перечне выбрать Центр оценки квалификации, который работает на базе Общероссийского отраслевого объединения работодателей профессиональных оценщиков, и получить всю необходимую информацию о профессиональном экзамене: ознакомиться с нормативно-правовой базой, уточнить правила прохождения оценки квалификации, подать заявление на сдачу экзамена и после успешной сдачи получить свидетельство о квалификации.

Аналогичная ситуация и по другим сферам профессиональной деятельности. В реестре указано более 40 направлений: образование, здравоохранение, судостроение, сельское хозяйство, транспорт и пр.

Зачем все это работникам

Задача независимой оценки квалификации — стимулировать специалиста к профессиональному росту. При этом ее глобальная идея — убрать с рынка неквалифицированных специалистов, не желающих учиться и повышать свою конкурентоспособность и востребованность.

Система дает возможность соискателю, претендующему на новый уровень, пошагово планировать свое образование, стажироваться и повышать уровень подготовки. Таким образом, любой специалист в зависимости от поставленных карьерных ориентиров сможет регулярно проходить независимую оценку квалификации и увеличивать свою ценность для работодателей.

Зачем это нужно работодателю

В независимой оценке квалификации прежде всего заинтересованы работодатели, которые обязаны применять профессиональные стандарты в силу требований закона.

Однако НСК станет действенным инструментом и в тех отраслях, где профстандарты носят рекомендательный характер. Это необходимо работодателям, когда решается вопрос о назначении на новые должности. Экзамен или подтвердит уровень подготовки претендента, или укажет на необходимость пройти дополнительное обучение.

Кроме того, квалификационные требования к претендентам всегда есть в конкурсной документации к тендерам. Наличие у сотрудников свидетельства о квалификации уже в ближайшем будущем станет конкурентным преимуществом для заказчиков тех или иных видов работ и услуг.

Видео (кликните для воспроизведения).

Об авторе — Елена Петровская, член генерального совета «Деловой России», руководитель комиссии по профквалификациям в области оценочной деятельности СПК ФР.

Источники


  1. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  2. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.

  3. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
  4. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.
  5. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
Подтверждение квалификации уровня знаний и умений человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here