Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность

Полезная информация по теме: "Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Оценочная деятельность общие положения

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации

Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статья 3. Понятие оценочной деятельности

Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:
отдельные материальные объекты (вещи);
совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
права требования, обязательства (долги);
работы, услуги, информация;
иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки

В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее — договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других.

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Предпринимательское право России

Государственное регулирование оценочной деятельности

Оценка имущества требуется в самых различных ситуациях — главным образом в тех случаях, когда в отношении оцениваемого объекта планируется совершение гражданско-правовой сделки.

Так, наиболее часто оценка производится для последующей передачи имущества в залог коммерческому банку, в качестве вклада в уставный капитал, при совершении операций с общим имуществом (раздел, выдел доли), в процессе приватизации, банкротства для последующей реализации имущества должника, с целью определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество, для определения цены имущества, выставляемого на торги (в том числе в рамках исполнительного производства), для определения величины ущерба, причиненного обладателю прав на имущество, и во многих других случаях.

В ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 157-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Приведенное определение содержит следующие признаки оценочной деятельности:

1. Профессиональный характер деятельности субъектов, означающий ее осуществление лицами, имеющими соответствующую подготовку, обладающими необходимым профессиональным уровнем. Деятельность оценщиков должна соответствовать условиям (требованиям), установленным законодательством. Кроме того, данный признак предполагает независимость оценщиков от лиц, в интересах которых производится оценка (ст. 16 Закона). К оценочной деятельности не относится оценка, производимая самим субъектом самостоятельно, без привлечения оценщиков, для своих внутренних нужд (внутрихозяйственная оценка).

2. Цель такой деятельности — установление в отношении объекта оценки рыночной или иной стоимости.

3. Объектами оценки выступают любые объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В юридической литературе предпринята попытка сформулировать доктринальное определение оценочной деятельности. Так, по мнению О. М. Заславской, оценочная деятельность представляет проведение лицом, обладающим профессиональными познаниями в области оценки имущества, независимой оценки, направленной на установление в отношении исследуемых объектов гражданских прав рыночной или иной стоимости». Соглашаясь в целом с этим определением, отметим, что в данном определении исчезает указание на деятельностный характер оценки. Кроме того, непонятно: оценочная деятельность — это вид предпринимательства или экономической деятельности?

В этом плане Закон об оценочной деятельности не содержит четких формулировок. Однако путем анализа положений Закона можно сделать вывод, что оценочная деятельность есть разновидность предпринимательства со всеми вытекающими отсюда последствиями (признаками).

Читайте так же:  Порядок получения лицензии на фармацевтическую деятельность

Виды оценочной деятельности. Оценочную деятельность (оценку) можно подразделить на различные виды. В зависимости от вида стоимости имущества, устанавливаемой в ходе оценки, следует выделить оценку, направленную на установление рыночной стоимости, и оценку, направленную на уяснение иной стоимости.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки в ст. 3 Закона об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В этой же статье Закона перечислены следующие условия, наличие которых в совокупности означает отсутствие чрезвычайных обстоятельств:

  1. одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  2. стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  3. объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  4. цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  5. платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Статья 7 Закона об оценочной деятельности провозглашает

презумпцию установления рыночной стоимости объекта, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта, либо в договоре об оценке не определен конкретный вид стоимости объекта оценки.

Виды иной стоимости объекта оценки, отличные от рыночной, содержатся в п. 4 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 «Об утверждении стандартов оценки».

К иным видам стоимости относятся:

С учетом вида объекта (оцениваемого имущества) Закон об оценочной деятельности (ст. 5) выделяет оценку:

  1. отдельных материальных объектов (вещей);
  2. совокупности вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, включая предприятия);
  3. права собственности и иных вещных прав на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  4. прав требования, обязательств (долгов);
  5. работ, услуг, информации;
  6. иных объектов гражданских прав, в отношении которых законодательством установлена возможность их участия в гражданском обороте.

[3]

Используя такой критерий, как наличие (отсутствие) обязанности проведения оценки, различают обязательную и добровольную оценку. По общему правилу все субъекты имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов (ст. 6 Закона). Некоторые случаи, когда проведение оценки является обязательным, названы в ст. 8 Закона об оценочной деятельности, которая устанавливает две группы таких случаев:

  1. при вовлечении в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, ее субъектам либо муниципальным образованиям;
  2. при возникновении спора о стоимости объекта оценки (например, при национализации имущества).

Следует иметь в виду, что установленные ст. 8 Закона об оценочной деятельности случаи касаются лишь обязательности проведения оценки, но не ее результатов, которые носят рекомендательный характер, хотя и могут быть положены в основу соответствующих решений государственного, муниципального органа, суда.

Рекомендуемый характер носят итоги оценки, проводимой страховой компанией на основании п. 2 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 266-ФЗ); судебным приставом-исполнителем в соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ). Перечень аналогичных случаев можно продолжить.

Рассматриваемое деление оценки напрямую влияет на возможность судебного оспаривания ее результатов. Общие правила, предусматривающие право заинтересованных лиц оспаривать результаты оценки, содержатся в абз. 3 ст. 6 и ст. 13 Закона об оценочной деятельности. Однако более значительными с практической точки зрения являются разъяснения, данные Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 30 мая 2005 г. № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком».

Как указывается в информационном письме, оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.

В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).

Интересным является следующее разъяснение. Если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то самостоятельное ее оспаривание путем предъявления отдельного иска не допускается.

В таком случае вопрос о достоверности величины оценки может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).

Практическую ценность представляют также разъяснения, касающиеся правовых последствий неиспользования величины оценки (когда ее использование является обязательным) либо непривлечения оценщика (когда результаты оценки носят рекомендуемый характер).

В случае, когда результат оценки обязателен для использования, но при совершении сделки (издании государственным органом акта, принятии должностным лицом или органом управления юридического лица решения) было допущено отступление от стоимости, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица — незаконным, решение органа юридического лица — не имеющим юридической силы.

В то же время непривлечение независимого оценщика в случаях, когда его привлечение обязательно, но результаты носят рекомендуемый характер, само по себе не является основанием для признания сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Сущность и понятие оценочной деятельности

Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ).

Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

Читайте так же:  Сроки проведения внепланового инструктажа после несчастного случая

— одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

— стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

— объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки (в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 143-ФЗ);

— цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

— платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона (далее — оценщики) от 27.07.2006 N 157-ФЗ.

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст. 15 Закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

К объектам оценки относятся:

— отдельные материальные объекты (вещи);

— совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

— право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

— права требования, обязательства (долги);

— работы, услуги, информация;

— иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Оценщики должны точно определять и различать такие термины: цена, рынок, затраты и стоимость.

Термин цена обычно относится к цене продажи (транзакции), а также обмена. Цена — это свершившийся факт. Цена представляет сумму (объем) того, что определенный покупатель согласен заплатить, а определенный продавец получить за товар в сложившихся обстоятельствах. Как правило, обстоятельства транзакции отражают условия, сложившиеся в каком-то из многочисленных рынков.

Рынок — это набор предложений, в которые покупатель и продавец переносятся с помощью ценового механизма. Рынок может быть определен географически (шведский рынок, европейский рынок), продуктами или их особенностями, количеством доступных покупателей, продавцов или другими особенностями. Рынок образуется взаимодействием индивидуальных (физических и юридических) лиц, обменивающих наборы прав на другие ценности, например деньги. Специфические рынки определяются в зависимости от типа, местоположения, типичных характеристик владения и другими атрибутами, определяющимися участниками обмена товарами. В качестве примеров специфических рынков можно привести рынки недвижимости с небольшими (на одну-две семьи) новыми жилыми домами, продающимися по цене близкой к $ 100 000, либо рынок многоквартирных домов, расположенных в центральной части города.

Термин “затраты” — используется оценщиками в связи с производством, но не обменом. Затраты могут быть либо уже свершившимися, либо определенными на текущий момент. В числе нескольких видов затрат определяют: прямые затраты, непрямые затраты, затраты на постройку и развитие (создание планов).

1. Прямые затраты включают расходы на труд и материалы, необходимые для постройки нового здания (сооружения и т.д.). Прямые затраты также называют жесткими затратами. Накладные расходы и прибыль подрядчика обычно составляют прямые затраты.

2. Непрямые расходы включают в себя расходы иные, чем на оплату труда и материалов.

Например, это затраты на управление, оплата владельцем официальных сборов и гонораров, налогов, процентов с кредита и страховки в период строительства. Кроме того, затраты, связанные с арендой, составляющие затраты по управлению проектом до достижения определенного стабильного уровня заселения квартир. Непрямые затраты так же называют мягкими.

3. Затраты на строительство, или цена подрядчика, обычно включает прямые затраты на оплату труда и материалов плюс непрямые затраты подрядчика. Затраты на развитие включают в себя затраты на создание недвижимости, включая землю, и приведение ее к эффективному операционному состоянию, определяются из затрат на строительство. Затраты на развитие включают прибыль разработчика или предпринимателя, воплощающего проект.

Эти связанные с недвижимостью расходы непосредственно зависят от цены товаров и услуг на конкурирующих рынках: например, от затрат на строительные материалы, архитектурные планы, определенные предложением и спросом в специфических сферах, и от субъектов влияния социальных, экономических, правительственных и природных сил. Взаимоотношение цены, рынков и затрат также использует концепцию стоимости.

Стоимость может иметь много значений в оценке. Используемое определение зависит от контекста и использования. На рынке понятие стоимости обычно описывается как прибыль, ожидаемая в будущем. Поскольку стоимость существует в определенный момент времени, то и оценка отражает стоимость в определенный момент времени. Стоимость в определенный момент времени — это выраженная в денежной форме ценность товаров, услуг для покупателей и продавцов. Чтобы избежать путаницы, оценщики не используют термин стоимость в одиночку — поскольку существуют различные виды стоимости: рыночная, стоимость пользования, инвестиционная стоимость и т.д. Рыночная стоимость определяется как наиболее вероятная стоимость данного вида оцениваемого товара в данном районе в определенный период времени.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки. Право на проведение оценки объекта является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Это право распространяется и на проведение повторной оценки. Результаты проведения оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 9 Федерального закона об оценке основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Читайте так же:  Обязанности участника общества с ограниченной ответственностью

Договор должен содержать:

— основания заключения договора;

— вид объекта оценки;

— вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

— денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

Видео (кликните для воспроизведения).

— сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

Договор об оценке, как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки, а также его описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки.

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

— дата составления и порядковый номер отчета;

— основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

— юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

— точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

— стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

— последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

— дата определения стоимости объекта оценки;

— перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется его печатью.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

Суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПОНЯТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изначально важнейшим фактором развития оценочной деятельности в РФ послужило государственное регулирование самой оценочной деятельности, а сегодня и деятельности саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков.

Оценочная деятельность в РФ осуществляется на основе Федерального закона «Об оценочной деятельности» от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3,Федеральных стандартов оценки, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности» от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 (далее — Закон) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Законом закреплены основные требования, правила и понятия, регулирующие оценочную деятельность на территории Российской Федерации.

Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Оценочная деятельность — это новый вид экономической деятельности для РФ наряду с бухгалтерским учетом, аудитом, налогообложением.

Основные цели оценки — отражение в отчетности, купля-продажа, мена; проведение конкурсов, аукционов, торгов; аренда, права аренды; лизинг; залог; раздел; наследование; дарение; страхование; исчисление налога, пошлин, сборов; приватизация; конфискация; национализация; ликвидация; разрешение имущественных споров; передача прав собственности; внесение имущества в уставный капитал; определение доли имущественных прав; передача в доверительное управление; инвестиционное проектирование; коммерческая концессия; возмещение ущерба; хранение; составление брачного контракта и т.д.

Оценка стоимости — это методически обоснованное мнение эксперта о стоимости объекта оценки и процесс ее определения.

Статьей 4 Закона определены субъекты оценочной деятельности — физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.

К объектам оценки отнесены:

— отдельные материальные объекты (вещи);

— совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

— право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

— права требования, обязательства (долги);

— работы, услуги, информация;

-иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Право на проведение оценки является безусловным и не зависит от установленного законом порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Результаты проведения оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

Читайте так же:  Трудовой кодекс замещение временно отсутствующего работника

Результаты проведения оценки могут быть обжалованы заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.

Статьей 8 установлена обязательность проведения оценки при сделках с объектами, принадлежащими полностью или частично РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям, в том числе:

— при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

— при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

— при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

— при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

— при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

— при национализации имущества;

— при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

— при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

— при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

— при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Стандартами оценочной деятельности (ст. 20) определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности. Они подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков.

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки. Затем они направляются для утверждения в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Стандарты и правила оценочной деятельности, разработанные и утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, не могут противоречить федеральным стандартам оценки.

Стандарты регулируют как сам процесс оценки, так и процесс передачи результатов оценки, знание основных положений всех стандартов требуется от любого профессионального оценщика.

В настоящее время утверждены 4 федеральных стандарта оценки.

Федеральный стандарт оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.

Федеральный стандарт № 2 «Цели оценки и виды стоимости» раскрывает цель оценки, предполагаемое использование результата оценки, а также определение рыночной стоимости и видов стоимости, отличной от рыночной.

Федеральный стандарт № 3 «Требования к отчету об оценке» устанавливает требования к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам.

Федеральный стандарт № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» устанавливает общие требования к определению кадастровой стоимости.

[1]

Независимая оценка

I История отдела оценки компании:

Отдел оценки НП «Уральская Палата Готового Бизнеса» начал свою деятельность в августе 2005 года, после того как компания получила лицензию на право проведения оценки. В этом же году стала членом в Южно-Уральской торгово-промышленной палате и получила аккредитацию как оценочная организация при ОАО «Международный Московский Банк» (позже вошел в состав ЗАО «ЮниКредитБанк»).

На данный момент НП «Уральская Палата Готового Бизнеса» является оценщиком-партнером ОАО «Сбербанк-РФ Уральский филиал», включено в список компаний, уполномоченных производить оценку имущества для ЗАО «ЮниКредитБанк», ОАО «ВТБ», ОАО «Первый Республиканский Банк». Кроме того, отчеты НП «Уральская Палата Готового Бизнеса» принимаются такими финансово-кредитными учреждениями как ЗАО АКБ «Абсолют Банк», ОАО «Газпромбанк», ЗАО «Райффайзенбанк» и другими финансовыми структурами.

Отдел оценки НП «Уральская Палата Готового Бизнеса» предоставляет услуги по независимой оценке:

  • бизнеса;
  • ценных бумаг;
  • объектов недвижимости (зданий, домов, земельных участков);
  • машин и оборудования;
  • транспортных средств;
  • объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов;
  • прав требования компенсации за нанесенный ущерб;
  • ТМЦ, ТМП и продуктов питания;
  • размеров кредиторско-дебиторской задолженности;
  • экономической эффективности инвестиционных проектов.

II Немного о терминах:

Что же такое оценка?

Согласно действующему в России законодательству (Федеральный закон N135 в редакции от 30.06.2008 «Об оценочной деятельности в Российской федерации) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Под рыночной же стоимостью подразумевается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  • объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Каковы стандарты оценочной деятельности?

В настоящее время в российском законодательстве существует три стандарта оценочной деятельности:

Какие объекты оцениваются?

Согласно статье 5 ФЗ N135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к объектам оценки относятся:

  • отдельные материальные объекты (вещи);
  • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
  • право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  • права требования, обязательства (долги);
  • работы, услуги, информация;
  • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Зачем нужна оценка?

Оценка необходима при следующих действиях:

  • процедурах слияния и поглощения компаний;
  • залоговом обеспечении получаемого кредита;
  • при сделках по купле-продаже имущества;
  • при судебном разбирательстве (в том числе и при разделе имущества супругов);
  • банкротстве и ликвидации компании;
  • при поставке постановке на баланс имущества;
  • при процедуре наследования;
  • при страховании;
  • разработке инвестиционных проектов.

Когда оценка является обязательной процедурой?

Проведение оценки в соответствии со статьей 8 ФЗ N135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является обязательным в случае вовлечения в какую-либо сделку объектов, полностью или частично принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. Имеется в виду:

Читайте так же:  Ответственность за неразмещение отчета об исполнении контракта

Кто имеет право проводить оценку?

Право проводить оценку имеют юридические лица, специализирующиеся на этом виде деятельности и имеющие в своем штате как минимум двух оценщиков. При этом оценщиком может являться человек обладающим высшим образованием и дипломом о прохождении курсов по подготовке оценщиков. Отметим, что продолжительность обучения на этих курсах составляет 810 учебных часов, плюс 7-9 месяцев отводится на подготовку и защиту дипломной работы.

Кроме того, по действующему в России законодательству каждый оценщик должен являться членом профильной саморегулируемой организации оценщиков (СРО) и иметь полис обязательного страхования ответственности оценщика. Клиент вправе потребовать со страховой компании, выдавшей полис, возместить ему ущерб, нанесенный ему оценщиком. Согласно статье 24 ФЗ N135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности является:

«Установленный вступившим в законную силу решением арбитражного суда или признанный страховщиком факт причинения ущерба действиями (бездействием) оценщика в результате нарушения требований федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой являлся оценщик на момент причинения ущерба».

В зависимости от стажа работы оценщики подразделяются на несколько категорий:

  • оценщик — специалист, обладающий высшим профессиональным образованием и дополнительной подготовкой в области оценочной деятельности;
  • оценщик II категории — специалист, обладающий высшим профессиональным образованием и дополнительной подготовкой в области оценочной деятельности, а также стажем работы по специальности не менее 3 лет;
  • оценщик I категории — специалист, обладающий высшим профессиональным образованием и дополнительной подготовкой в области оценочной деятельности, а также стажем работы по специальности не менее 5 лет.

Что должен содержать отчет об оценке?

Отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, отраженных в отчете.

Если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

Помимо всего прочего в отчете должны быть указаны:

  • дата составления и порядковый номер отчета;
  • основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
  • место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
  • точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;
  • стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта, перечень использованных при проведении оценки объекта данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки допущения;
  • последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
  • дата определения стоимости объекта оценки;
  • перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Текст отчета должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

[2]

Кто контролирует оценочную деятельность?

Регулирование оценочной деятельности в России осуществляется Национальным советом по оценочной деятельности при Правительстве РФ. На него возложено выполнение функций контроля за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, разработка федеральных стандартов оценки, а также утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, вырабатываемых саморегулируемыми организациями оценщиков.

При этом саморегулируемой организацией оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

Статус саморегулируемой организации оценщиков приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков. А основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков является выполнение следующих условий:

  • объединение в составе такой организации в качестве ее членов не менее чем трехсот физических лиц, специалистов в области оценки;
  • наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов членов СРО;
  • наличие коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета), специализированных органов и структурных подразделений;
  • наличие стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных в соответствии с требованиями законодательства РФ.

III Регалии и клиенты

  • Рейтинг экспертного агентства «Эксперт РА»: посмотреть, JPG, 276 кб.
  • Рейтинг экспертного агентства «Эксперт-Урал»: 2008 год, JPG, 146 кб., 1-я половина 2009 года, JPG, 104 кб.
  • Лицензия на осуществление оценочной деятельности на территории РФ, посмотреть, JPG, 218 кб.
  • Свидетельство об аккредитации при НП СРО АУ «Южный Урал», посмотреть, JPG, 295 кб.
  • Уведомление о признании Партнером ОАО «Банк Москвы» при оценке для целей залога, посмотреть, JPG, 130 кб.
  • Уведомление о признании Партнером ОАО «Свердловское агенство ипотечного жилищного кредитования», посмотреть, PDF, 62 кб.

Отзывы о нашей работе:

IV Прайс на услуги по оценке и примерные сроки выполнения работ

  1. Оценка недвижимости, оценка земель
  2. Оценка машин и оборудования
  3. Оценка автотранспортных средств
  4. Оценка интеллектуальной собственности
  5. Оценка предприятий (бизнеса), оценка акций, других ценных бумаг

V Списки необходимых документов для проведения оценки

  1. Для оценки бизнеса
  2. Для оценки коммерческой недвижимости
  3. Для оценки жилой недвижимости
  4. Для оценки машин и оборудования
Видео (кликните для воспроизведения).

Все копии документов заверяются печатью и подписью заказчика.

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.

  2. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

  3. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.
  4. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  5. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.
Под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here