Площадь земель сельскохозяйственного назначения в россии

Полезная информация по теме: "Площадь земель сельскохозяйственного назначения в россии". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Структура земельного фонда Российской Федерации

Государственное управление земельным фондом — отдельная сфера государственного управления. Областью действия является земля в широком смысле слова. Предметом регулирования является система земельных правоотношений в области рационального использования и охраны земельных ресурсов как объекта экономического хозяйствования.

Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель

Общая характеристика земельного фонда РФ

Земля — один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей — ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн. га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню. Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли. Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди.

Первопричиной многих бед стала неподготовленная резкая смена собственников земли. Сегодня из общей площади земельного фонда РФ 1709,8 млн. га в федеральной собственности осталось лишь 60 процентов. 129,6 млн. га, или 7,6 процента земельного фонда страны, перешли в частную собственность граждан, их объединений и юридических лиц, остальная земля — в муниципальную собственность. Характерной чертой последних лет является рост площадей, передаваемых гражданам для ведения фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества. Кроме того, до 50 тыс. га сельхозугодий ежегодно отводится под несельскохозяйственные нужды (промышленную застройку и т.д.).

Из общего числа населения России почти 106 млн. человек проживает в городах. В результате возросшей миграции людей растет разрыв в плотности населения сельской и городской местностей. Для первой характерными становятся упадок общественной и экономической жизни, связанные с этим потери сельскохозяйственных угодий, которые не используются, зарастают сорняками, теряют плодородие. В городах и особенно крупных центрах, наоборот, ощущается нехватка пространственного базиса, которая восполняется за счет расширения городов, поглощения сельской местности городскими застройками. Известная в мире проблема неконтролируемого «расползания» городов, приводящая к уничтожению земель, пригодных для сельскохозяйственного и иных видов пользования, становится актуальной и в России.


Полезные площади земель России сокращаются и под воздействием процессов их деградации. В целом динамика качественного состояния земель характеризуется усилением эрозийных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. С развитием общества земля не только не потеряет своей значимости, но и будет приковывать к себе еще большее внимание, ибо причины и факторы, создающие условия деградации земель, сокращения пригодных для жизнедеятельности площадей, не исчезают и даже усиливаются. Отсюда возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи классификации земель на категории по признаку целевого назначения. Такая классификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим таких категорий земель.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли РФ делятся на семь категорий и включают:

  • 1. земли сельскохозяйственного назначения;
  • 2. земли поселений;
  • 3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • 4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • 5. земли лесного фонда;
  • 6. земли водного фонда;
  • 7. земли запаса.

Из этих положений Земельного кодекса становится ясно, что к землям в юридическом смысле относится вся земная поверхность в пределах территории РФ, включая сухопутную территорию и такие непривычные для обыденного представления о земле ее части, как дно рек, морей, водохранилищ, поверхность гор и пустынь. В таком единстве своих частей земля выступает совокупным объектом земельных правоотношений.

Во-вторых, объектом в реальных земельных правоотношениях выступают земельный участок, доля в праве общей собственности на земельные участки либо часть земельного участка. Земельный участок — это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов. Так, если общим правилом установлено, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 78 ЗК), то реализовать это правило можно, лишь выделив земельный участок конкретному гражданину на местности с установлением межевых знаков, обозначающих границы такого участка. Соответственно возникшие в этом случае права и обязанности конкретного субъекта распространяются на индивидуально обособленную часть земель — конкретный земельный участок.

Законодательством (ст. 7 ЗК РФ) установлено, что правовой режим земель определяется их принадлежностью к той или иной целевой категории и разрешенным использованием в соответствии с территориальным зонированием. Территориальное зонирование — это установление границ территорий (зон), в пределах которых земли обладают свойствами и качествами, необходимыми и достаточными для определенной хозяйственной деятельности.

Другим классификационным признаком земельного фонда является естественно-историческое и хозяйственное состояние отдельных его частей, которое получило название земельных угодий. Под земельными угодьями понимаются участки земли (массивы), систематически используемые для определенных хозяйственных целей и имеющие качественные различия естественно-исторического характера. Все земельные угодья подразделяются на две группы: сельскохозяйственные, т.е. систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции (их еще называют продуктивными землями), и несельскохозяйственные, т.е. земли, не включенные в сельскохозяйственный оборот. К сельскохозяйственным угодьям относятся: пашня, сенокос, пастбище, участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями. Несельскохозяйственные угодья — все остальные (участки, занятые лесом, кустарником, болотом, постройками, дорогами и т.д.).

Читайте так же:  Образец заявления председателю снт о предоставлении документов

Как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья делятся на подвиды, чаще всего по их естественному состоянию или способу использования: пашня переувлажненная, орошаемая; сенокос заболоченный, закустаренный, закочкаренный; пастбище залесенное и т.п.

Качественное состояние продуктивных земель характеризуется уровнем их плодородия, который зависит от вида почв (черноземы, оподзоленные почвы и др.) и их физико-химического состава (глинистые, супесчаные, песчаные и т.п.). Показателем плодородия земель служат баллы экономической оценки, представляющие собой условные числа, выраженные в процентах к наивысшей продуктивности земель данной группы: 100, 90, 80 и т.д. баллов. Для оценки земель, участвующих в гражданском обороте, существует другой критерий — кадастровая стоимость земельных участков, представляющая собой их денежную оценку.

5.2. Земельный фонд России

Земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 1997 г. составляет 1709,8 млн га, из которых земли сельскохозяйственных предприятий, организаций и граждан занимают 670,1 млн га (39%); в ведении городских, поселковых, сельских администраций находится 38,2 млн га (2%), земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения занимают 18,2 млн га (1%); земли природоохранного назначения – 29,8млнга (1,7%), земли лесного фонда – 825,6 млн га (48%), земли водного фонда – 19,4 млн га(1%), земли запаса – 108,5 млн га (6%).

Сельскохозяйственные угодья занимают 221,6 млн га (13%), из них пашня – всего лишь 128,9 млн га (7,5% общей площади земельного фонда России). Структура земельного фонда Российской Федерации по угодьям показана в таблице 2.

2. – Структура земельного фонда Российской Федерации по угодьям (по состоянию на 01.01.97 г.)

Название земельных угодий

Доля общей площади, %

Сельскохозяйственные угодья, всего

в том числе пашня

пастбища (оленьи и конские)

территории под водой

участки покрытые древесно – кустарниковой растительностью

земли под постройками, дорогами, улицами и т.д.

Качественное состояние сельскохозяйственных угодий во многих регионах России неудовлетворительное. Из их общего количества более половины заболочены, переувлажнены, имеют повышенную кислотность, засолены, почти половина площадей относится к эрозионно опасным. В результате водной эрозии около 10% почв пашни потеряли от 30 до 60% гумуса, а на четверти ее площади потери составляют от 10 до 30%. Свыше 1 млн га продуктивных земель нарушено при добыче полезных ископаемых, проведении геологоразведочных и строительных работ. В результате опустынивания земель оказываются заброшенными большие площади пастбищных угодий в степных зонах, увеличиваются площади, заросшие кустарником и мелколесьем. Качественная характеристика земельного фонда России показана в таблице 3.

3. – Качественная характеристика сельскохозяйственных угодий и пашни (по состоянию на 01.01.97 г.)

Показатели качественной характеристики

в том числе пашни

в общей площади сельско-

В площади пашни

Подверженные водной и ветровой эрозии

5.2.1. Структура земельного фонда Алтайского края и тенденция ее изменения

Общая площадь земель в административных границах края составляет 16799,6 тыс. га, из них 0,8 тыс. га используется хозяйствами Кемеровской области и республики Алтай. Земли сельскохозяйственных угодий занимают 10879,8 тыс. га. Распаханность земель составляет 40,6% (табл. 2).

Таблица 2. Структура земельного фонда Алтайского края

1997 г. к 1996 г.

Земли личных подсобных хозяйств

Земли для индивидуального жилищного строительства

Земли, находящиеся в стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия

Древесно – кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд

Площади, улицы, переулки, проезды, набережные, дороги

Парки, скверы, ботанические сады

Как видно из таблицы, площадь пашни в 1997 году сократилась на 75,1 тыс. га. Из-за ухудшения экономического положения большинства сельских товаропроизводителей 125,3 тыс. га пашни не обрабатывались и учитываются как залежи.

Земли особо охраняемых территорий природоохранного, заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения занимали площадь 1,1 тыс. га. Земли особо охраняемых природных территорий занимают довольно значительные площади, но учитываются как земли других категорий (преимущественно в населенных пунктах и у сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий).

В 1998 – 2000 гг. ситуация с использованием земельных ресурсов не улучшилась.

По данным Главного управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Алтайского края общая площадь земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 1.01.2001 г. составляет — 11364,6 тыс. га, в том числе:

сельскохозяйственные угодья – 10466,0 тыс. га,

пашни – 6690,4 тыс. га,

залежи –160,4 тыс. га,

многолетние насаждения – 20,5 тыс. га.

[3]

Площадь орошаемых пахотных земель – 105,7 тыс. га, осушенных – 8,1 тыс. га и лиманов – 4,0 тыс. га. Пойменных земель насчитывается 441 тыс. га.

В результате сельскохозяйственного производства произошли изменения состава угодий как в количественном, так и в качественном, отношении. Идет их сокращение за счет:

— зарастания лесом и кустарником;

— отвода земель под залежи, несельскохозяйственные нужды и внутрихозяйственное строительство;

— вывода из использования склоновых земель, пораженных оврагами в результате их расчленения, и площади непосредственно под оврагами.

[2]

В целом по краю площадь пахотных земель по сравнению с 1990 годом сократилась на 255,6 тыс. га, произошло это в основном за счет перевода пашни в кормовые угодья, многолетние насаждения и залежи, которые за данный период увеличились соответственно на 69,4, 10,5 и 158,6 тыс. га.

Читайте так же:  Срок рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции

Качественный состав земельных ресурсов края характеризуется большим разнообразием типов почв (табл. 3).

Таблица 3. – Состав и соотношение основных типов почв на территории Алтайского края (по Бурлакоа Л.М., Татаринцев Л.М., Рассыпнов В.А., 1988)

Текущее состояние земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

В соответствии с учетными данными земли сельскохозяйственного назначения занимают площадь 406 млн га, что составляет примерно 23,8% общей площади земель РФ. Из них 190,7 млн га, или 47%, отведены под сельскохозяйственные угодья. Вместе с тем фактически в сельском хозяйстве используется намного больше земель, если учитывать земельные участки, предоставляемые временно и постоянно в пользование для сельскохозяйственных нужд из других категорий земель. Речь идет о землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий и объектов, которые предоставляются для выпаса скота, сенокошения и т.п. По приблизительным данным, земли, используемые для нужд сельского хозяйства, но не входящие в категорию земель сельскохозяйственного назначения, могут составлять от 18% и выше.

[1]

Земли сельскохозяйственного назначения, а также их состав применительно к различным территориям определяется в процессе планирования землепользования, проведения землеустроительных мероприятий, зонирования, а также при предоставлении земельных участков в пользование. Принятые решения относительно состава земель и их использования обязательны для исполнения. Изменение установленного состава земельных участков и видов пользования со стороны землепользователей не допускается и требует принятия специального решения.

Планирование землепользования осуществляется в порядке разработки и принятия различного рода целевых программ, схем расселения на территории РФ, схем природопользования. К примеру, предусматривается, что в Генеральной схеме расселения на территории РФ определяются земли сельскохозяйственного назначения (ст. 31 Градостроительного кодекса).

Распространенным способом регулирования землепользования является зонирование. В рамках зонирования определяются зоны, наиболее благоприятные для ведения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Зонирование также применяется при выделении из состава земель сельскохозяйственного назначения земель, предназначенных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, предусматривается, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (садоводство, огородничество либо дачное хозяйство), разрешенном использовании земельных участков в пределах выделенных зон, включая ограничения обременения, а также сведения о правах, на которых в пределах конкретной зоны допускается предоставление земельных участков (право частной и общей собственности, права аренды).

Схемы зонирования территорий служат основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. Схемы зонирования для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений утверждаются на уровне субъектов РФ и местных органов самоуправления.

Данные о составе, структуре и целевом использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения заносятся в государственный земельный кадастр.

Для состояния земель сельскохозяйственного назначения характерны явно проявляющиеся негативные процессы деградации. На протяжении последних трех десятилетий происходит постоянное сокращение площадей сельскохозяйственных земель с тенденцией нарастания темпов. Только за первую половину 90-х гг. из сельскохозяйственного оборота выбыло 27 млн га, несмотря на постоянное вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель. В 1999г. по сравнению с 1998г. площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась еще на 14,9 млн га.

Основная причина такого сокращения — перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, а также продолжающееся их интенсивное изъятие для несельскохозяйственных нужд. При этом из сферы сельскохозяйственного производства в результате деградации и предоставления для несельскохозяйственных нужд исключаются площади наиболее ценных земель, а взамен выбывших в сельскохозяйственный оборот включаются преимущественно земли низкого продуктивного потенциала.

По имеющимся данным, состояние земель сельскохозяйственного назначения остается неудовлетворительным. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, вызывающих развитие процессов деградации почв или процессов, способствующих этому. Из-за отсутствия средств, слабой заинтересованности государственных органов мероприятия по охране и рациональному использованию земель существенно уменьшаются. Практически прекращено строительство противоэрозийных гидротехнических сооружений. С передачей практически всех сельскохозяйственных земель в частную собственность обязанности и финансовая нагрузка по обеспечению надлежащего состояния земель перешли на коллективных и индивидуальных собственников, которые в силу тяжелого экономического положения не способны обеспечить их надлежащее использование.

Ухудшение состояния земель, ускорившее темпы за последнее время, представляет серьезную угрозу подрыва материальной базы сельскохозяйственного производства. Принятые недавно Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» усилили меры охраны земель. В частности, перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию требует вынесения решения органа исполнительной власти субъектов РФ. Неиспользуемые земельные участки подлежат изъятию.

С учётом анализа нормативных правовых актов 65 субъектов РФ министерством сельского хозяйства РФ разработана и согласована с министерствами концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения». Концепция, в том числе, предусматривает законодательное установление критериев ненадлежащего использования земельных участков. Возможно, что в случае принятия таких законопроектов изъятия не носили бы массовый характер. Закон применялся бы в самых вопиющих случаях и к самым нерадивым, не договороспособным собственникам с давней историей противостояния с региональной властью. Но все равно, наличие такого инструмента отъема собственности в корне изменило бы рынок земель сельскохозяйственного назначения в России. Законопроекты были направлены из Минсельхоза на рассмотрение Правительства.

Более того, ведомством был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования земельно-ипотечных отношений в сельском хозяйстве» и разработаны «Основные направления совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земельных отношений в части земель сельскохозяйственного назначения», реализация которых предусмотрена Планом действий Минсельхоза РФ, утверждённым Министром сельского хозяйства 10 ноября 2008 года. В дополнение к вышесказанному, в целях осуществления государственного мониторинга тем же министерством разработан и согласован с рядом ведомств проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, используемых или предназначенных для ведения сельского хозяйства».

Читайте так же:  Срок действия удостоверения механика по выпуску автотранспорта

В Правительство, тем временем, поступил еще один законопроект по сходной тематике, но разработанный уже другими ведомствами. Минэкономразвития РФ совместно с Минфином РФ, Минрегионом РФ разработало концепцию и проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, уточняющих требования к использованию земельных участков по целевому назначению». Следует подчеркнуть, что концепцией в том числе предусматривается законодательное определение «признаков неиспользования земельного участка по назначению».

Сейчас в Государственной думе на разных стадиях рассмотрения находится 8 законопроектов, являющихся плодом творчества законодательных собраний субъектов Российской федерации. В основном они носят уточняющий законодательство характер и направлены, по мнению разработчиков, на улучшение прав владельцев земельных долей.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения в россии

Площадь земель сельскохозяйственного назначения в РФ составляет более 168 млн. га и сопоставима с площадью аналогичных земель в 25 странах Евросоюза вместе взятых, приложение 12.

Суммарно в странах Евросоюза данные площади составляют около 40% общей территории стран, в России доля сельскохозяйственных земель не превышает и 10% объема российской территории, приложение 13. При этом площадь только сельскохозяйственных земель в России в три раза больше, чем общая территория Франции — крупнейшей страны Евросоюза. Франция входит в пятерку ведущих стран — мировых экспортеров продукции сельского хозяйства, более половины ее территории занимают пашни и пастбища. При этом Россия входит в пятерку ведущих стран-импортеров готовой продовольственной продукции. Основную часть сельскохозяйственных земель и в России, и в странах Евросоюза составляет пашня, приложение 14.

Структура сельскохозяйственных угодий России сопоставима со среднеевропейской структурой: около 60% земель составляет пашня, около 30% — пастбища, приложение 15. Несмотря на столь масштабные сельскохозяйственные угодья, эффективность использования земельных ресурсов в России на самом низком уровне по сравнению со странами Европы, приложение 16.

Рассмотрим структуру рынка земли в странах Европы и ее изменение в период 1995-2009 гг., приложение 20. Практически во всех странах с 1995 г. по 2009 г. наблюдается увеличение количества владельцев крупных участков площадью более 50 га за счет участков других категорий, особенно размером меньше 5 га. И только Великобритания имеет обратную тенденцию. Наиболее неконсолидированными являются земли Восточной Европы. В таких странах, как Болгария, Румыния, Венгрия и Словакия более 90% земельных участков по количеству владельцев составляют участки размером до 5 гектар. Страны Восточной Европы ожидает консолидация владельцев земли, приложение 21. Основную часть земельных участков в России составляю участки площадью более 50 га. Это связано с тем, что основная часть участков находится все еще в государственной и муниципальной собственности — 68,7%, в собственности граждан находится 29,9% земли с/х назначения, а в собственности юридических лиц — только 1,4%, приложение 22. При этом Россия имеет уникальную комбинацию участков разных размеров, которая может существенно облегчить крупным игрокам консолидацию с/х земель, приложение 23.

Таким образом, площадь российских земель сельскохозяйственного назначения сопоставима с суммарной площадью аналогичных земель 25 стран Евросоюза. При этом в среднем по европейским странам сельхозугодия занимают 40-50% общей территории стран, в то время как в РФ — не более 10%. Эффективность использования земельных ресурсов и производительность труда в сельском хозяйстве европейских стран в 5-7 раз превышает российский уровень. Земля в России даже с учетом крайне низкой эффективности ее использования значительно недооценена, как минимум в 3-5 раз. В ближайшее время можно прогнозировать процесс консолидации земель Восточной Европы (Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия). Основные земельные угодья в России находятся пока в собственности государства и муниципалитетов. При этом в России достаточно равномерно представлен весь спектр земельных участков разных размеров.

Земельные вопросы

Категории земель в Российской Федерации (2017)

Категории земель в Российской Федерации (2017)

Земельный фонд нашей страны составляет 1709,82 млн. га земли[11]. Согласно российскому законодательству земли делятся на категории по целевому назначению, и каждый конкретный участок может быть отнесен только к одной категории земель[4]. Нецелевое использование земель запрещено (ст. 7 п. 2 ЗК РФ).

Земельный кодекс РФ (ЗК РФ), ст. 7[9] определяет семь категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио и телевещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Земельное законодательство РФ довольно сложное, спорное, имеет не до конца решенные вопросы, связанные с переходом от старых норм, характерных для СССР [8], к зонированию территорий, применяемому в рыночной экономике. При этом, порядок проведения зонирования устанавливается разными федеральными законами [3]. Пытаясь слить воедино старые постулаты и нововведения, законодатели приняли в 2015 году новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России № 540 от 1 сентября 2014 г. [5].

Все виды разрешенного использования земельных (ВРИ) участков после вступления классификатора в силу с 24 декабря 2014 г. определяются в соответствии с этим классификатором.

Распределение земель по категориям

Информация о распределении земель на категории публикуется на сайте Росреестра (Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии) https://rosreestr.ru.

Наибольшую часть земельного фонда страны на 1 января 2014 года составляют земли лесного фонда — 1122,3 млн. га (65,6 %) и сельскохозяйственного назначения — 386,5 млн. га (22,6 %). Общая площадь земель населенных пунктов равняется 20,0 млн. га или 1,2 % всех земель РФ.

Читайте так же:  Понятие малолетний и несовершеннолетний в уголовном праве

Категории земель — таблица с определениями и основными характеристиками

Категории земель по целевому назначению Определение и состав земель
Земли сельскохозяйственного назначения

(Глава XIV ЗК РФ)

Земли, которые находятся за границами населенного пункта, предоставленные и предназначенные для нужд сельского хозяйства.

1) сельскохозяйственные угодья;

2) земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия;

3) земли, занятые водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли населенных пунктов

(Глава ХV ЗК РФ)

Земли, предназначенные и используемые для застройки и развития населенных пунктов. Земли городских и сельских населенных пунктов отделены границами от земель иных категорий

Включают земельные участки, отнесенные к территориальным зонам:

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Земли промышленности и иного специального назначения

(Глава XVI ЗК РФ)

Земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

(Глава XVII ЗК РФ)

Земли:

— имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение,

— изъятые, в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления, полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, для которых установлен особый правовой режим.

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

Земли лесного фонда

(Глава XVIII, ст. 101 ЗК РФ)

Земли:

— покрытые лесной растительностью,

— предназначенные для восстановления леса (вырубки, гари, редины, прогалины и другие),

— нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Земли водного фонда

(Глава XVIII, ст. 102 ЗК РФ)

Земли, занятые водоемами, ледниками, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также выделенные под водоохранные зоны и полосы отвода по берегам водоемов [1].

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Земли запаса

(Глава XVIII, ст. 103 ЗК РФ)

Земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Перевод земель из одной категории в другую

Возможность и порядок перевода земельных участков из одной категории в другую определены ст. 8 ЗК РФ и ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [2]. Речь идет не об изменении вида разрешенного использования земли, а об изменении категории, что намного сложнее.

Такой перевод осуществляется уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности на землю и категории земель.

Органы уполномоченные принимать решение о переводе земель из одной категории в другую Форма собственности на земельные участки и категория земель
Правительство Российской Федерации Земли в федеральной собственности
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1) Земли в собственности субъектов РФ;

2) Земли сельхозназначения в муниципальной собственности;

3) Земли сельхозназначения в частной собственности

Органы местного самоуправления 1) Земли муниципальной собственности, за исключением земель сельхозназначения;

2) Земли частной собственности, за исключением земель сельхозназначения

Заинтересованное лицо инициирует процесс смены категории земельного участка, направляя в соответствующий орган ходатайство о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В заявлении указывается:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) текущая категория земель, к которой земельный участок принадлежит;

3) категория земель, в которую планируется перевести земельный участок;

3) обоснование перевода;

4) права на земельный участок.

Вместе с ходатайством необходимо предоставить:

1) выписку из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт земельного участка;

2) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество;

3) заключение государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

4) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (паспорта, выписки из ЕГРИП или из ЕГРЮЛ);

5) согласие правообладателя земельного участка [2].

Сроки рассмотрения ходатайства варьируются от 1 до 3 месяцев. Перевод считается состоявшимся от даты постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Такая процедура по закону должна занимать 12 дней. Но на практике правообладатели земельных участков уведомляются о внесенных изменениях в более длительные сроки. После перевода земельного участка из одной категории в другую переоформление правоустанавливающих документов на него не требуется.

Источники литературы и информации:

Сколько земли в РФ

Василий Петров. Откуда взять столько земли?

Один из самых распространенных вопросов, который возникает у людей, когда они первый раз слышат об идее Родового поместья – это вопрос о том, где государство найдёт столько земли, чтобы раздать её под РП. Особенно этим любят отшибать чиновники. Мол, «земли в России нет», где вы найдёте каждому по гектару, если тут и по 10 соток не хватает 1 . ^ Так сколько же на самом деле в России земли? Как она используется? И в каком находится состоянии? Вопросы эти – далеко не праздные, но чётких ответов на них я не знал и не мог найти. Хотя искал упорно и долго. И когда мне удалось собрать воедино все эти цифры, разбросанные по разным источникам, я увидел, что проблема эта – искусственна, она создана и поддерживается специально, и сам вопрос – скорее от нежелания возвращать людям землю, он спекулятивно надут и надуман, земли у нас много, фактически почти вся она – бесхозяйная, да вот юридически. Юридически каждый участок имеет своего собственника, и этот собственник расставаться со «своей» землицей не желает – хотя и делать на ней он тоже ничего не делает. Государство же не занимается изъятием этих земель; соответственно оставшиеся крохи продаются и перепродаются по спекулятивным ценам. Но обо всём по порядку.

Читайте так же:  Разграничение эксплуатационной ответственности и определение ее границ

^ Сколько в России земли?

Распределение земельных ресурсов РФ по категориям

Получается, что всё население России проживает лишь на одном проценте российской территории! Получается, что всё проживание граждан ограничено чертой населенного пункта! Но позвольте, населенный пункт – это же не индейская резервация? Мы же не обязаны проживать именно в его границах, так почему же мы проживаем так скученно? Да просто потому, что в земельном и градостроительном законодательстве не предус­мот­рено право проживания (стро­и­тель­ст­ва жилого дома) на землях иных категорий! А почему? – ну как почему, ведь там земля используется для сельского хозяйства, для лесного хозяйства, и разве можно позволить, чтобы люди жили на той земле, где хлеб и деревья растут? Не для того государство общину и колхозы создавало, земельные реформы проводило и в города селян переселяло 2 . А в городах, да в сёлах, да в посёлках городского типа и в самом деле на каждого приходится всего по 8 – 9 соток.

^ Кому она принадлежит?

Как мы используем свою землю?

Росстат опубликовал данные о земельных ресурсах Российской Федерации

20 Июня 2018, Среда

Продолжается выпуск серии изданий «Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года», в июне 2018 года издана книга «Земельные ресурсы и их использование».

В сборнике приведены данные об общей земельной площади, размере сельскохозяйственных угодий и их структуре по видам и категориям хозяйств; группировки хозяйств по размеру земельной площади и др.; размещены диаграммы по основным показателям наличия и использования земельных ресурсов. Все показатели в сборнике приведены в разрезе субъектов Российской Федерации.

По итогам переписи 2016 года земельная площадь в хозяйствах всех категорий за 10 лет сократилась на 23% по сравнению с итогами предыдущей Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, и составила 348,4 млн га. При этом в сельскохозяйственных организациях площади земель уменьшились на 29%, а в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей, а также в хозяйствах населения – увеличились на 47% и 30%, соответственно.

Продолжается процесс концентрации земли в наиболее крупных хозяйствах. Эта тенденция характерна как для сельскохозяйственных организаций, так и для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. По итогам переписи, число сельскохозяйственных организаций, имеющих свыше 10 тыс. га земельной площади, составляет около 3 тыс. (9% от общего числа организаций, имеющих землю), но на их долю приходится более 80% земли. Среди крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей удельный вес хозяйств, имеющих свыше 3 тыс. га земельной площади, составляет 1,5% (2 тыс. хозяйств), на их долю приходится треть земельной площади.

За межпереписной период средний размер общей земельной площади у сельскохозяйственных организаций вырос на 17% (с 6,9 до 8,1 тыс. га на одну организацию), у фермеров и индивидуальных предпринимателей — в 2,4 раза (со 103 до 248 га на одно хозяйство). Средний размер земли в личных подсобных хозяйствах составляет 0,7 га в среднем на одно хозяйство. Около 2% личных подсобных хозяйств имеют в среднем от 3 до 20 га и при этом занимают 20% общей площади земли. Удельный вес личных подсобных хозяйств с площадью свыше 20 га составляет всего 0,5%, а их доля в общей площади земли — около 50%.

В хозяйствах всех категорий общая площадь сельскохозяйственных угодий за 10 лет уменьшилась на 14% и составляет 142,7 млн га (из них используется 88 млн га). Сельскохозяйственные угодья распределяются по категориям хозяйств следующим образом: сельскохозяйственным организациям принадлежат 90,2 млн га, из них фактически используется 89%, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям — 39,6 млн га, фактически используется 92%, хозяйствам населения — 12,9 млн га, фактически используется 66%.

В структуре сельскохозяйственных угодий всех категорий хозяйств наибольший удельный вес занимает пашня (66%). На пастбища приходится 19%, на сенокосы и залежь — по 7%, на многолетние насаждения — 0,5%. По сравнению с предыдущей переписью практически на четверть уменьшились площади пастбищ, сенокосов, а также залежи.

Видео (кликните для воспроизведения).

В июле 2018 года выйдет следующее издание с итогами ВСХП-2016: «Площади сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений».

Источники


  1. Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.

  2. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.

  3. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
  4. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
  5. Пауков, В.С. Лекции по судебной медицине / В.С. Пауков. — М.: Практическая медицина, 2018. — 372 c.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here