Пенсионный фонд российской федерации является самостоятельным

Полезная информация по теме: "Пенсионный фонд российской федерации является самостоятельным". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Финансы и их сбережение

Пенсионный фонд, его функции и средства

Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. ФЗ от 5 августа 2000 г. № И8-ФЗ).

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Пенсионный фонд обеспечивает:

целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

организацию работы по взысканию с виновных работодателей и граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

капитализацию средств Фонда, а также привлечение в пего добровольных взносов физических и юридических лиц;

контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;

международное сотрудничество Российской Федерации но вопросам, относящимся к компетенции Фонда;

участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования и т.д.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет:

страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

ассигнований из федерального бюджета;

средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

добровольных взносов физических и юридических лиц;

доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Средства Пенсионного фонда направляются на:

выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов;

другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда.

Руководство Пенсионного фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В состав правления входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор, а также управляющие двенадцатью отделениями Пенсионного фонда.

В состав правления могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Справка о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

СПРАВКА
о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации

Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.

Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).

В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).

Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.

[1]

В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.

С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.

В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.

С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).

Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.

Читайте так же:  Чем грозит собственнику временная регистрация гражданина

На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.

Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.

В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.

Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.

Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.

Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.

[2]

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

Понятие Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ, ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России. В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ разработан федеральный закон «О Пенсионном фонде Российской Федерации» (определяющий статус ПФР), который был принят в 2010 году.

Цели, задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Цель Пенсионного фонда РФ или ПФР состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Главным юридическим основанием деятельности фонда является положение о «Пенсионном фонде РФ», принятое ещё в 1991 году постановлением Верховного Совета. В нём даётся определение ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения, созданного в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Помимо этого, ПФР исполняет функции основного субъекта обязательного государственного пенсионного страхования. Необходимо отметить, что право на обязательное пенсионное страхование зафиксировано в Основном законе РФ, а значит, Пенсионный фонд является гарантом реализации конституционного права граждан России на государственную пенсию. Согласно данному утверждению, Пенсионный фонд России входит в состав исполнительной ветви власти.

[3]

Основными задачами Пенсионного фонда являются:

  • — целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
  • — организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • — капитализация средств Фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • — контроль за полным и своевременным поступлением в Фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • — проведение научно — исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • — разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Фонда.
Читайте так же:  Что такое категорирование объектов по антитеррористической защищенности

Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Пенсионный фонд России осуществляет следующие основные функции:

  • · установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;
  • · выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
  • · назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
  • · администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
  • · назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
  • · ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • · формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
  • · адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
  • · реализация Программы государственного софинансирования пенсии;
  • · реализация международных соглашений.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

  • — фонд запланирован органами власти и управления и имеет строгую целевую направленность;
  • — денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • — формируется в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • — страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • — на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
  • — денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • — расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа.

Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с

Читайте также:

  1. Взносы в Пенсионный фонд
  2. Вопрос 2. Пенсионный фонд РФ
  3. Накопительный пенсионный фонд, фонд социального страхования
  4. Пенсионный фонд
  5. Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пенсионный фонд РФ является страховщиком в отношениях обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования устанавливает Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Основными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

подготовка обоснования размера тарифов страховых взносов;

— назначение (пересчет) и своевременная выплата обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренных законодательством РФ других видов пенсий;

— составление проекта бюджета Пенсионного фонда РФ и обеспечение исполнения указанного бюджета;

— обеспечение целевого использования средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществление контроля за их использованием;

— осуществление учета средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

— ведение индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на:

1) выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

2) доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

3) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда (включая содержание его центральных и территориальных органов);

4) иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 314 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Пенсионный фонд Российской Федерации (стр. 1 из 5)

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца

Объектом моей курсовой работы является деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации и его финансовая устойчивость.

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также ее сложности из-за особенностей накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства. Действующая система пенсионного обеспечения предусматривает возможность функционирования как государственного, так и негосударственных пенсионных фондов, аккумулирующих средства, используемых для финансирования выплаты пенсии и иных выплат

Читайте так же:  Разрешение на использование земельного участка без предоставления

Основными задачами моей курсовой работы является изучение исторического аспекта развития Пенсионного обеспечение в России, рассмотреть правовое регулирование в соответствии с положениями о Пенсионном фонде РФ, ознакомиться с Пенсионным обеспечением в Японии; проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ и его финансовую устойчивость за период 2006-2008гг., рассмотреть деятельность Пенсионного фонда в Оренбургской области, проанализировать состояние Пенсионного фонда РФ на современном этапе, ознакомиться с основными направлениями пенсионной реформы в РФ.

Курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава посвящается рассмотрению истории развития Пенсионного фонда в России. Здесь же описаны задачи, функции и полномочия Пенсионного фонда, теоретические основы организации пенсионного обеспечения в зарубежных странах.

Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе будет проанализировано деятельность и анализ состояния пенсионного фонда по России и по Оренбургской области за 2006-2008гг. Также определена финансовая устойчивость Пенсионного фонда РФ.

В третьей главе я описала основные направления и перспективы пенсионной реформы и оценка состояния Пенсионного фонда РФ.

Информационную и теоретическую базу исследования для моей курсовой работы составили следующие источники: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Законодательные акты Российской Федерации, учебные пособия под редакцией В.П. Климовича, Л.А. Дробозиной., Г.Б. Поляка, периодические издания: журналы «Финансы», «Финансы и кредит», «Российская газета», а так же материалы размещенные с глобальной сети Интернет и электронные ресурсы КонсультантПлюс, Гарант.

1. Социально-экономическая сущность Пенсионного фонда РФ

1.1 Исторические аспекты развития пенсионного обеспечения

Пенсионный фонд России образовался постановлением Верховного совета РСФСР от 22 декабря 1990г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Еще в 1932 году для отдельных категорий трудящихся решением Совнаркома СССР было установлено пенсионное обеспечение по старости с понижением общеустановленного пенсионного возраста и уменьшением для других категорий необходимого трудового стажа, для чего был утвержден «Временный список вредных профессий, дающих право на понижение стажа и повышение пенсии». Согласно этому нормативному акту пенсия по старости на льготных условиях назначалась на 10 лет раньше как мужчинам, так и женщинам при наличии 20-летнего трудового стажа, из которых трудовая деятельность, дающая право на пенсионные льготы, должна была быть не менее 10 лет. В течение десяти послевоенных лет (после окончания Великой Отечественной войны) в 1945 году льготы по пенсионному обеспечению предоставлялись только по отраслевому признаку. В этот период была создана особая система пенсий, которые обычно именовали «повышенными». Однако точнее их следует называть пенсиями на льготных условиях, так как для определенных категорий работников устанавливались не только повышенные размеры пенсий, в том числе по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, но одновременно были понижены требования к возрасту и стажу.

Причинами быстрого развития пенсионного обеспечения на льготных условиях состояли в следующем.

1. Экономическое развитие страны, которое в это время уже позволило назначать пенсии в более раннем возрасте и в повышенном размере тем рабочим и служащим, которые заняты на работах с вредными и опасными условиями труда в важнейших отраслях народного хозяйства.

2. Общие размеры пенсий явно отставали от роста заработной платы. За 15 лет, прошедших после 1932 года, заработная плата резко возросла. В 1932 году среднемесячная заработная плата по народному хозяйству СССР составляла немногим больше 90 рублей; в 1946 году – 481 руб., в 1950 году – 642 руб., а в 1955 году – 718 руб.

В соответствии с законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти: усилить контроль представленных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения:

1) передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;

2) Создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;

3) снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давались дотации на социальную защиту населения.

1.2 Правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входит в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властным полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионом фонде Российской Федерации (России), а так же Положением о Правление Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглашает Председатель Правительства (состав правления Пенсионного фонда России см. приложение 1).

С 01.01.2002 введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплат пенсий.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Читайте так же:  Поменял водительское удостоверение пропала скидка по осаго

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а так же установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

С целью создания законодательных основ реформирования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контрольных функций в области налогообложения, трудоустройства и занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного дела. Был принят Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

К вопросу о финансово-правовом статусе Пенсионного фонда Российской Федерации (Зубанова О.Я.)

Дата размещения статьи: 29.03.2016

В целях централизации денежных средств, направленных на стабилизацию социальной и экономической политики государства, повышение уровня социального обеспечения граждан, в Российской Федерации были созданы государственные внебюджетные фонды, наиболее крупным из которых на сегодняшний день является Пенсионный фонд РФ. На его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств, предназначенных для финансирования пенсионного обеспечения граждан.

Пенсионный фонд является особым государственным автономным образованием, созданным для государственного управления финансами социального страхования, имеющим свой бюджет с особыми источниками доходов (страховые взносы) и направлениями расходов (выплата пенсий и пособий), свои нормотворческие и контрольные полномочия, а также множество иных функций различного характера, направленных на обеспечение стабильной работы всей государственной системы социального страхования и пенсионного обеспечения [9, с. 40].

В силу особого положения Пенсионного фонда РФ его правовой статус как государственного внебюджетного фонда отличается от правового статуса иных государственных учреждений. Так, в частности, организационные элементы правового статуса Пенсионного фонда РФ регулируются соответствующими положениями о фонде, а также гражданским законодательством, которое устанавливает основные требования к такого вида юридическим лицам, созданным в качестве государственных учреждений.

Признавая, что Пенсионный фонд РФ выполняет публично-правовые денежные обязательства государства, следует согласиться с теми авторами, которые относят государственный внебюджетный фонд к юридическим лицам публичного права. Так, например, А.А. Мадатов отмечает, что Пенсионный фонд РФ является «юридическим лицом публичного права» с особым статусом, предназначенным для осуществления строго определенных целей, а не просто «некоммерческой организацией» [5, с. 21]. В свою очередь, О.А. Ногина определяет государственный внебюджетный фонд «как специально созданное государством юридическое лицо публичного права для управления публичными финансами, имеющими целевой характер» [7, с. 24].

Несмотря на высказанную еще в 2006 г. позицию Минэкономразвития РФ о необходимости законодательного закрепления термина «юридическое лицо публичного права» за организациями с особым правовым статусом, до настоящего времени эта инициатива не получила должного законодательного закрепления.

Вместе с тем п. 11 ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ предусматривает создание юридических лиц в форме публично-правовых компаний, которые, по мнению О.В. Гутникова, «будут конструироваться на основании доктринальных представлений о категории «юридического лица публичного права» [3, с. 22]. Однако на сегодняшний день нельзя однозначно ответить на вопрос: будут ли приравнены государственные внебюджетные фонды, в частности Пенсионный фонд РФ, к публично-правовым компаниям или нет? Потому как в тексте Гражданского кодекса РФ эта организационно-правовая форма юридического лица нигде не упоминается, отсутствует также и отсылка к специальному закону по этому вопросу. Вместе с тем в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен законопроект, определяющий публично-правовую компанию как унитарную некоммерческую организацию [8]. Следуя логике законодателя, поскольку фонды и учреждения относятся к некоммерческим унитарным организациям (§ 7 ГК РФ), в случае принятия указанного законопроекта Пенсионный фонд РФ получит статус публично-правовой компании.

Также в ст. 6 указанного законопроекта предусматривается, что имущество публично-правовой компании принадлежит ей на праве собственности, в то время как имущество Пенсионного фонда РФ является федеральной собственностью. И это не единственное противоречие между законопроектом и Положением о Пенсионном фонде РФ, что дает основание предположить правильность суждения о том, что Пенсионный фонд РФ является юридическим лицом публичного права. В этой связи представляется необходимым на законодательном уровне закрепить категорию юридического лица публичного права в качестве организационно-правовой формы юридических лиц для организаций (учреждений) с особым правовым статусом, таких как Пенсионный фонд РФ, Центральный банк России и др. Как известно, в целом ряде стран гражданские кодексы содержат деление юридических лиц на публичные и частные (Испания, ФРГ, Франция, Швейцария, Австрия, Молдова, Украина, Грузия и др.) [2, с. 28 — 33].

Представляется необходимым согласиться с В.И. Лафитским, который утверждает, что «Гражданский кодекс должен обозначить деление юридических лиц на юридические лица частного права и юридические лица публичного права и установить, что его нормы применяются к юридическим лицам публичного права, если иное не установлено специальными законодательными, иными нормативными правовыми актами, регулирующими статус соответствующих юридических лиц публичного права» [4, с. 108].

В поправках к Гражданскому кодексу РФ, вступивших в силу с 1 сентября 2014 г., гражданско-правовой статус Пенсионного фонда как юридического лица (или системы юридических лиц) оставляет множество вопросов. В новой редакции Гражданского кодекса РФ отдельно упоминается Центральный банк РФ, а также негосударственные пенсионные фонды, обладающие особым правовым статусом. Так, в п. 4 ст. 48 ГК РФ указывается, что правовое положение Банка России определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В п. 4 ст. 123.17 ГК РФ говорится об особенностях правового положения негосударственных пенсионных фондов, которые предусматриваются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».

Об особенностях правового статуса Пенсионного фонда РФ и других органов управления государственными внебюджетными фондами, являющихся юридическими лицами, в новой редакции гл. 4 ГК РФ ничего не говорится. В ч. 8 ст. 123.22 ГК РФ указывается, что отдельным законом могут определяться особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов. При этом Пенсионный фонд РФ не подпадает под данную формулировку, поскольку образующие его государственные учреждения не могут быть отнесены ни к одному из известных типов государственных учреждений (казенному, бюджетному или автономному) в силу особенностей его бюджетного статуса.

Читайте так же:  Отмена мирового соглашения по вновь открывшимся обстоятельствам

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансово-правовой статус исследуемого государственного внебюджетного фонда законодательно закреплен в Бюджетном кодексе РФ, федеральных законах, регулирующих деятельность указанного внебюджетного фонда, в законах о бюджете Пенсионного фонда РФ, а также в иных нормативных правовых актах. В них определены основные принципы формирования и использования денежных средств, порядок утверждения и исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ, контрольные полномочия государственного внебюджетного фонда и т.п. Финансово-правовые нормы, регулирующие деятельность Пенсионного фонда РФ, включены именно в Бюджетный кодекс РФ — основу финансового законодательства, так как они регламентируют финансирование именно функций государства [6, с. 271].

Для реализации своих функций, прав и обязанностей Пенсионный фонд РФ формирует собственный бюджет, который может быть представлен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Основное предназначение бюджета исследуемого государственного внебюджетного фонда заключается в том, что он является финансовой основой системы обязательного пенсионного страхования.

Бюджет является финансовой основой, на которой строится вся деятельность государственного внебюджетного фонда, и от того, насколько финансово обеспечена деятельность Пенсионного фонда РФ, зависит во многом эффективность его деятельности, а также выполнение любых других проектов. Безусловно, финансово-правовой аспект бюджета имеет исключительно важное значение, но без комплексного анализа, который включает организационно-правовое обеспечение формирования, распределения и реализации бюджета, вряд ли получится нужный результат. Недостаточная деятельность финансовых органов государственной власти, несвоевременные решения, неправильное прогнозирование часто становятся причиной возникновения серьезных финансовых и иных проблем вплоть до возникновения кризисных ситуаций [1, с. 139 — 140]. Например, запланированные поступления страховых взносов еще не означают, что бесперебойно будут формироваться необходимые суммы, для этого требуется большая работа Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов, а также иных государственных органов, обеспечивающих выполнение норм, предусмотренных в бюджете.

Говоря о финансово-правовом статусе, нельзя не упомянуть, что Положение о Пенсионном фонде РФ предусматривает право фонда на издание нормативных актов по вопросам, входящим в компетенцию Пенсионного фонда РФ, однако форма таких актов не называется. Как показывает практика, основной формой таких актов являются постановления правления Пенсионного фонда РФ.

Однако в целях реализации Указа Президента РФ «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации» фонды должны утвердить правила подготовки и государственной регистрации собственных нормативно-правовых актов. Однако до настоящего момента указанное не было исполнено должным образом, что представляет трудности для правоприменителя при решении вопроса о необходимости официального опубликования акта Пенсионного фонда РФ. Как отмечает М.В. Никифоров, «основания издания нормативных актов, степень обязательности для исполнения, структуризация, процедурные аспекты регулируются внутренним документом Пенсионного фонда РФ, доступ к которому отсутствует, — Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Пенсионного фонда РФ, утвержденной распоряжением Правления ПФР от 21 декабря 2004 г. N 239-р».

В этой связи видится необходимым и обязательным принятие Постановления Пенсионного фонда РФ «Об утверждении Правил подготовки актов Пенсионного фонда Российской Федерации, имеющих нормативный характер, и их государственной регистрации» вместе с приложением, как это было сделано Фондом социального страхования.

Выявленные тенденции развития правотворчества и правоприменительной практики о финансово-правовом статусе Пенсионного фонда РФ подтверждают востребованность исследования доктрины юридических лиц публичного права, речь о которой шла ранее.

Таким образом, учитывая выявленные особенности публично-правового статуса Пенсионного фонда РФ, представляется обоснованным определять финансово-правовой статус исследуемого государственного внебюджетного фонда исходя из концепции юридических лиц публичного права как публично-правового субъекта, не являющегося органом государственной власти, но обладающего государственно-властными полномочиями.

Список литературы

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Асадов А.М. Косвенные (опосредованные) правовые отношения: вопросы методологии и значение в финансовой деятельности государства: моногр. М., 2013.
2. Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Терещенко Л.К. Юридические лица публичного права в доктрине и практике России и зарубежных стран / под ред. В.П. Мозолина и А.В. Турбанова. М., 2011.
3. Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации // Адвокат. 2014. N 11.
4. Лафитский В.И. К вопросу о юридических лицах публичного права // Журн. рос. права. 2011. N 3.
5. Мадатов А.А. Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект пенсионных правоотношений: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.
6. Мамедов А.А. Финансово-правовые проблемы страхования в России: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2005.
7. Ногина О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2013.
8. О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект Федер. закона N 252441-6 (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 24 мая 2013 г.).
9. Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти // Законодательство. 2014. N 3.

Источники


  1. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  2. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.

  3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
  4. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
  5. Нешатаева, Т.Н. Иностранные предприниматели в России – судебно-арбитражная практика / Т.Н. Нешатаева. — М.: Дело, 2013. — 216 c.
Пенсионный фонд российской федерации является самостоятельным
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here