Ответственность за несоблюдение санитарных норм и правил

Полезная информация по теме: "Ответственность за несоблюдение санитарных норм и правил". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Наказание за нарушение САНПИН

Статья 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил» относит к уголовным преступлениям нарушение санитарных правил и норм, повлекшее по неосторожности массовые заболевания или отравления людей, что влечет за собой наказание в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

Часть 2 предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на тот же срок, если те же деяния повлекли по неосторожности смерть человека.

Объектом преступления по ст. 236 УК РФ являются санитарные нормы и правила, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, некоторые из которых согласованы с Минюстом и приобретают силу закона.

Это нарушение Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) и «Об охране окружающей природной среды», постановлений, правил и приказов, принятых в развитие законов.

В законе имеются в виду санитарные нормы, требования, правила планирования и застройки населенных пунктов до захоронения и утилизации отходов, а также нормы, содержащиеся в других источниках права федерального и иного уровня.

Санитарные правила и гигиенические нормативы

Санитарные правила и гигиенические нормативы — это акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, требования к государственным и общественным объединениям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности. Нарушение этих нормативных документов, когда оно приводит к вредным влияниям на организм людей либо к смерти, является преступлением. В ряде случаев они требуют ограничения свободы в виде принудительной госпитализации или карантина, что предусмотрено положением Конституции РФ (ст. 55), при необходимости в целях зашиты здоровья граждан и безопасности государства. Субъектом преступления является лицо (например, врач центра санэпиднадзора), на которое возложены обязанности соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и контроля за их выполнением.

Массовым заболеванием является заболевание группы людей, сосредоточенных на одной территории, которое превышает средний уровень заболеваемости.

Отравление — группа острых и хронических производственных, пищевых, химических и других заболеваний, обусловленных воздействием на организм людей ядов различного происхождения.

Причинная связь между нарушением санитарно-эпидемиологических правил и возникновением массовых заболеваний или отравлений должна устанавливаться в процессе расследования с помощью судебно-медицинской экспертизы с участием специалистов.

Приведем два примера из практики, показывающих разнообразие причин массовых заболеваний и отравлений.

На центральной площади одного из поселков были распроданы кондитерские изделия. В тот же день 58 человек были госпитализированы с диагнозом «пищевая токсикоинфекция», а позже было установлено, что возбудителем инфекции была сальмонелла. Источником ее распространения был белок куриных яиц, который использовался в белковом креме тортов и пирожных. Сальмонел- лез — довольно распространенное в последнее время инфекционное заболевание, известное санитарным врачам, которые знают, что избежать его при подозрении этой болезни у кур можно лишь хранением яиц в холодильнике, неупотреблением сырых яиц, а в кулинарном процессе — обработкой белка высокой температурой. Все это игнорировалось работниками общественного питания, а врачи санитарно-эпидемиологического учреждения, предупреждавшие о возможной опасности, не использовали все свои возможности, чтобы предотвратить вспышку этой инфекции.

Другой пример того, как нарушения санитарно-эпидемиологического режима привели к массовым заболеваниям.

В одном из совхозов возникло массовое заболевание ботулизмом. Причиной его явилось употребление в пищу копченой рыбы, выработанной местным рыбокомбинатом. В ходе расследования были установлены серьезные нарушения техники посола рыбы, качества санитарной обработки и дезинфекции производственного оборудования, поступления в продажу рыбы, не соответствующей ГОСТу. Существующий санитарный надзор не осуществлялся должным образом.

Формы нарушения СанПиН

Формы нарушения СанПиН могут выражаться в том, что отдельные физические или юридические лица при оказании медицинских или иных услуг:

1. Не проводят обязательные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, предупреждение внутрибольнич- ных инфекций, фактов заражения при оказании медицинских услуг и т. д.

2. Не принимают мер к соблюдению СанПиН (т. е. бездействуют) и уклоняются от контроля за соблюдением СанПиН своими работниками.

3. Не информируют органы и учреждения санэпидслужбы об аварийных ситуациях, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

4. Не исполняют заключения, постановления, распоряжения органов учреждений санэпидслужбы, в том числе и их представления о прекращении или приостановлении деятельности, нарушающей СанПиН (Закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).

5. Не приостанавливают проектные и строительные работы либо оказание услуг (в том числе медицинских) населению в случае несоблюдения СанПиН, несмотря на постановление полномочных должностных лиц санэпидслужбы (Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

6. Применяют в процессе своей деятельности продукцию, технологию, материалы, вещества и изделия, способные оказать неблагоприятное влияние на здоровье граждан.

7. Допускают выпуск товаров (в том числе медицинских изделий), не соответствующих СанПиН и государственным стандартам.

8. Не учитывают СанПиН при разработке и внедрении в производство новых пищевых продуктов, медицинских материалов и изделий, новой техники и технологии, оборудования, тары, упаковки, пищевых добавок и т. п.

9. Не снимают без промедления с производства или реализации пищевые продукты, лекарства и т. п., контактирующие с ними материалы (несмотря на соответствующее постановление полномочного должностного лица).

10. Закупают за рубежом и ввозят в РФ для реализации товары (в том числе лекарства и медицинские изделия), не соответствующие СанПиН.

11. Загрязняют атмосферный воздух, водные источники, допускают захоронение, переработку, обезвреживание, утилизацию производственных и бытовых отходов с нарушениями СанПиН.

12. Допускают иные нарушения СанПиН.

Приводим примеры судебно-медицинских экспертиз по уголовным делам, возбужденным по фактам нарушений санитарно-эпидемиологического режима, которые привели к массовым заболеваниям.

Другой пример судебно-медицинской экспертизы, проведенной по уголовному делу по факту массового заболевания при нарушении санитарно- эпидемиологических правил:

Читайте так же:  Подлежит ли лицензированию фармацевтическая деятельность

02.02.00 в образовательном учреждении произошло массовое заболевание детей и взрослых из числа обслуживающего персонала — 80 человек, госпитализировано взрослых 13 человек, детей — 46. В ходе предварительного следствия установлено, что заболевание вызвано сальмонеллезом, причина — употребление в пищу инфицированного продукта — картофельного пюре при нарушении санитарно-гигиенических требований к условиям транспортировки, хранения и сроков реализации, правил приготовления пищевых продуктов. Судебно- медицинская экспертиза проводилась с целью определения степени тяжести вреда здоровью для подачи исков в суд для возмещения физического и морального вреда.

Приводим одно из заключений экспертов: «1. По данным предоставленной медицинской документации в период с 04.02.00 у девочки Л. имелось заболевание — острый сальмонеллез, гастроинтестинальная форма легкой степени. Этот диагноз установлен на основании клинической картины заболевания и результата бактериологического исследования содержимого кишечника. 2. Острое инфекционное заболевание кишечника сальмонеллез у девочки Л. продолжалось менее 3 недель и по признаку кратковременного расстройства здоровья квалифицируется как легкий вред здоровью (пп. 47.1, 48 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью, 1996). 3. Острое инфекционное заболевание сальмонеллез развивается при попадании в пищеварительный тракт продуктов, зараженных микроорганизмами — сальмонеллами. Медицинских данных о какой-либо иной природе заболевания, кроме указанного выше заражения девочки Л. сальмонеллами, не имеется. Между заражением сальмонеллами и вредом здоровью девочки Л. имеется прямая причинная связь».

Нарушение санитарноэпидемиологических требований к организации питания населения.
СанПиН 2.3.6.959-00″. Объектом правонарушения является санитарноэпидемиологическое благополучие и здоровье населения.

санитарноэпидемиологические правила и нормативы — нормативные правовые акты

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.
Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01″, утв. постановлением Главного государственного.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Нарушение санитарпо-эпидемиологических правил (ст. 236 УК). Закон устанавливает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей. Квалифицирующим признаком является причинение по неосторожности смерти человека. Статья содержит один основной состав преступления с альтернативными признаками по последствиям и один квалифицированный состав. Преступление относится к категории небольшой тяжести. Социально-поведенчески оно является весьма распространенным и нередко приводит к заболеваниям опасными инфекционными болезнями, отравлениям приготовленными или хранившимися ненадлежащим образом продуктами большого количества людей.

Целью статьи является обеспечение .санитарно-эпидемиологического благополучия населения и территорий, т. е. такого состояния общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние факторов окружающей среды на организм человека, имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Диспозиция нормы является бланкетной, поэтому понимание объективной стороны составов преступлений, в ней предусмотренных, требует обращения к санитарно-эпидемиологическим правилам. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы многочисленны и достаточно сложны по структуре. Они разрабатываются специально уполномоченными на то государственными органами в области санитарно-эпидемиологического контроля и утверждаются ими. Санитарно-эпидемиологические правила обязательны для исполнения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, организациями и иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. По своему содержанию и объему регулирования это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека. Они подлежат обязательному изданию и свободному распространению.

Объектом преступления являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и территорий.

Объективная сторона включает в себя: 1) деяние, т. е. действия (бездействие), которыми лицо нарушает санитарно-эпидемиологические правила, совершая тем самым дисциплинарный или административный проступок; 2) последствия (массовые заболевания или отравления людей); 3) причинную связь между деянием и последствиями.

Преступные действия могут состоять в использовании пищевых продуктов, не прошедших соответствующий контроль, употреблении для приготовления пищи или обработки продуктов воды, не отвечающей гигиеническим нормативам и содержащей возбудителей болезней, и т. п. Бездействие состоит в невыполнении прямо предписанных санитарными правилами операций, процедур или других обязанностей, если лицо имело возможность их выполнить.

Массовым заболеванием является заболевание группы людей, сосредоточенных на определенной территории, явно превышающее средний уровень заболеваемости данной болезнью за определенный период.

Отравление охватывает группу острых, хронических, производственных, лекарственных, химических и других заболеваний, возникновение которых вызвано действием на организм людей ядов, т. е. токсических веществ различного происхождения, путем абсорбции их через дыхательные пути, контактного попадания на кожу и слизистые человека, поглощения с пищей и водой и др.

Причинная связь существует, когда заболевание людей или их отравление вызвано факторами, возникшими в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил, а не, например, естественно возникшими и распространившимися заболеваниями или заболеваниями, возникшими в результате нарушения иных правил, например ветеринарных (в этом случае ответственность может наступить по ст. 249 УК).

Преступление является оконченным в момент наступления любого из преступных последствий.

Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое возложены обязанности соблюдения санитарно-эпидемиологических правил при осуществлении им производственной, хозяйственной, предпринимательской и иной деятельности либо для которого обязанности соблюдения санитарно-эпидемиологических правил вытекают из его компетенции и правового статуса.

Субъективная сторона преступления — прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям деяния. Лицо осознает, что своими действиями оно нарушает правила и осознает общественную опасность такого нарушения, желает совершить эти действия, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но либо без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности лицо должно было и могло предвидеть эти последствия.

Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК). Закон предусматривает уголовную ответственность за сокрытие информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, лицом, обязанным обеспечивать население такой информацией, а также за искажение такой информации. Эта норма принята в целях реализации ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, которая устанавливает: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Кроме того, ст. 42 Конституции закрепляет право каждого на достоверную .информацию о состоянии окружающей среды. Квалифицирующими признаками являются признаки субъекта: совершение деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации или являющегося главой органа местного самоуправления, а также признаки объективной стороны (причинение вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий).

Читайте так же:  Судебная землеустроительная экспертиза правила проведения

Статьей предусмотрены преступления небольшой тяжести.

Цель ее действия состоит в обеспечении социального контроля за деятельностью, которая может нанести ущерб здоровью людей или среде обитания, а также обеспечении экологической безопасности населения и территорий.

Сфера применения статьи широка и охватывает различного рода промышленную, научно-техническую, военную деятельность должностных и не должностных лиц, в ходе которой могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды, а также специальную деятельность по информационному обеспечению населения о факторах чрезвычайных ситуаций.

[3]

Социально-поведенчески такого рода деяния были и остаются достаточно распространенными. Сокрытие или искажение, фальсификация важной для безопасности населения и территорий информации приводили и приводят к колоссальным потерям людских и материальных ресурсов. Наиболее известными в этом плане фактами являются сокрытие информации об аварии на Чернобыльской АЭС, продолжавшееся несколько дней, многолетнее сокрытие информации об аварии на производственном объединении «Маяк» и других авариях, искажение информации при разработке проекта переброски северных и сибирских рек на юг и др.

Предметом данного преступного деяния является информация, т. е. сведения (независимо от формы их представления) о создающих угрозу жизни и здоровью людей или окружающей среде предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, действиях физических и юридических лиц, а также органов государственной власти и управления.

Информация такого рода является сложной по своему содержанию и структуре. Она разделяется на виды в зависимости от источника, ее содержащего, субъектов, ответственных за предоставление информации; степени обобщенности, полноты и т. п. данных и иных критериев.

Информация о факторах, оказывающих вредное влияние на здоровье, включая данные о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и т. п. предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам (ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является гласной и открытой, если иное не установлено законом. Ее составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. Органы государственной власти, местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий, принятых мерах по обеспечению их безопасности, последствиях, приемах и способах защиты, предпринимаемых ими действиях и т. п. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление заведомо ложной информации этого рода запрещается (ст. 6 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Особый правовой статус имеет информация по вопросам, касающимся чернобыльской катастрофы, уровней загрязненности радионуклидами местности, в которой проживают (работают) граждане, степени загрязненности продуктов питания и имущества, а также сведения о требованиях и условиях соблюдения режима радиационной безопасности. Информация данного вида предоставляется учреждениями (организациями), уполномоченными Правительством РФ (ст. 46 Закона РФ «О социальной защите граждан, .подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Целостная, обобщенная и структурированная по отдельным направлениям информация о состоянии окружающей среды содержится в ежегодно публикуемых начиная с 1991 г. Государственном докладе о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации и соответствующих докладах, подготовленных специальными территориальными органами охраны окружающей среды.

Объективная сторона преступления включает в себя действия или бездействие, состоящие в сокрытии или искажении информации. Преступные последствия являются необходимыми только для квалифицированного состава.

Сокрытие информации — это недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение либо нуждающихся в ее получении, когда сообщение информации является обязательным в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов либо было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни и здоровья людей или для окружающей среды.

Искажение информации — это сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий и явлений, создающих опасность для жизни и здоровья людей или окружающей среды.

Преступление считается оконченным (по ч. 1 и в отношении формального состава) в момент сокрытия или искажения информации. В первом случае этот момент определяется наступлением реальной возможности у лица направить (предоставить) информацию надлежащему и нуждающемуся в ней адресату или для всеобщего сведения. Во втором случае — предоставлением .искаженной информации конкретному адресату или неопределенному кругу лиц.

Субъект преступления — лица, в чьи обязанности входит обеспечение населения информацией. Признаки специального субъекта сформулированы законодателем в ч. 2 ст. 237 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо должно осознавать свои обязанности по сообщению информации, по предоставлению населению или иным заинтересованным лицам, имеющим право на ее получение. Эта информация должна быть правдивой, достоверной, полной для принятия своевременных мер по ликвидации или предотвращению ущерба.

Ответственность за нарушение санитарных норм и правил

Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 ТК).

Дисциплинарная ответственность (согласно ст. 198 ТК за совершение дисциплинарного проступка) заключается в наложении на нарушителя взыскания администрацией предприятия, организации, как по собственной инициативе, так и по рекомендации органов надзора и контроля за ОТ.

Взыскания налагаются в такой последовательности: замечание, выговор, а также увольнение. Увольнение возможно при систематическом неисполнении должностным лицом своих обязанностей (п. 4 ст. 42 ТК), а также в случае однократного, но грубого их нарушения (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42, пункт 1 статьи 47). Взыскания объявля­ются в приказе или распоряжении и сообщается работнику под рас­писку в пятидневный срок. При этом оно налагается сразу после проступка, но не позднее I мес. со дня его обнаружения и не позднее 6 месяцев со дня его совершения. До применения дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. Работник, не ознакомленный с приказом, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.

Читайте так же:  Регистрация юридического лица по месту жительства директора

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудово­го распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.

Административная ответственность за нарушение правил по охране труда предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь. Согласно ст. 9.17 Кодекса РБ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде государственные инспекторы труда могут привлечь должностных лиц к административной от­ветственности (штрафу).

Согласно Кодексу об административных нарушениях админи­стративное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Согласно статье9.17 КоАП «Нарушение правил по охране труда» — нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в НПА, в том числе технических и локальных НПА, влечет наложение штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин. В соответствии с ч. 2 данной статьи то же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 15 до 50 базовых величин.

Статья 9.20 КоАП устанавливает административную ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом ответственность должностных лиц, инди­видуальных предпринимателей и юридических лиц разделена. Так, санкция данной статьи за указанное нарушение предусматривает наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин на должностное лицо, от 10 до 50 — на индивидуального предпринимателя, от 50 до 100 — на юридическое лицо.

Материальная ответственность (полная или частичная) предусмотрена в случае, если в результате допущенного нарушения законодательства о труде или правил охраны труда предприятию был причинен материальный ущерб. Вид материальной ответственности и пределы возмещения определяются в соответствии с общими нормами трудового законодательства о материальной ответственности (ст. 400—409 ТК). Материальная ответственность нанимателей за ущерб, причиненный работникам повреждением здоровья, предусмотрена ст. 410 ТК.

Уголовная ответственность должностных лиц предусмотрена Уголовным кодексом РБ (УК) за нарушение правил охраны труда, (ст. 306 УК), нарушение законодательства о труде (ст. 199 УК); нарушение требований экологической безопасности (ст. 265 УК); загрязнение атмосферы (ст. 274 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 304 УК) или иных правил охраны труда.

В частности, статьей 306 УК РБ установлена ответствен­ность за нарушения правил охраны труда.

Согласно части первой данной статьи преступлением признается нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения.

За данное преступление предусмотрены следующие наказания: штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью или без лишения.

Частью второй указанной статьи установлено, что нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причине­ние тяжкоготелесного повреждения двум или более лицам, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на mom же срок с лишением права занимать, определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью или без лишения.

В соответствии с частью третьей этой статьи нарушение правил охраны труда, повлекшее но неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Причем к ответственности привлекаются только те лица, на которых в силу их должностных обязанностей непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил ОТ на конкретных участках работы. К ним можно отнести бригадиров, мастеров участка, начальников смен, цехов и иных лиц.

Дата добавления: 2016-03-04 ; просмотров: 1616 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ в статью 6.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

См. комментарии к статье 6.3 КоАП РФ

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

[2]

>
Нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ответственность за несоблюдение санитарных норм и правил

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Любая деятельность в стране регламентирована законодательными актами, соблюдение которых контролируется ответственными органами. Особенно внимательно проверяют предприятия, которые занимаются изготовлением и реализацией продуктов питания. Это связано с тем, что данная продукция быстро портится, может включать в себя небезопасные вещества. Отвечает за данное направление Роспотребнадзор. Каждое предприятие, которое занимается сферой, связанной с продуктами, может у себя ожидать сотрудника этой государственной структуры с целью контроля качества товаров, которые попадают к потребителю. Штрафов Роспотребнадзора за несоблюдение СанПиН не избежать. Поэтому каждому предпринимателю стоит знать, чего можно ожидать от проверяющих.

Читайте так же:  Росреестр перечень документов для регистрации права собственности

Размеры штрафов

Каждое нарушение имеет свою норму ответственности и размер штрафа, который установлен Административным кодексом РФ. Нормы и правила Роспотребнадзора предполагают, что предприниматель в случае выявления несоблюдения СанПиНа несет полную ответственность за это. Наказание за нарушения в этой сфере определяется тяжестью последствий. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к таким штрафам:

  • от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами РФ;
  • выявление ошибки повторно влечет за собой увеличение штрафа уже до 400 минимальных зарплат;
  • если выявлено, что ведение бизнеса проводится халатно, что создает угрозу для жизни людей или животных, может привести к развитию инфекций, начала эпидемий, то оплата в казну будет составлять от 100 до 200 минимальных месячных окладов;
  • очень масштабные негативные последствия деятельности ИП часто квалифицируются уже по параметрам уголовной ответственности и могут привести к наказанию в виде лишения свободы на 2-5 лет.

Но это средние размеры штрафов, которые выставляет Роспотребнадзор. На самом деле санитарные правила и нормы достаточно разнообразны. Привести к их невыполнению может не только действие, но и бездействие предпринимателя. Для полной оценки нарушений в Кодексе об административных правонарушениях выделено несколько статей, на основе которых Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей на суммы даже больше указанных.

Чтобы полностью оценить уровень возможных потерь после проверки Роспотребнадзора, следует рассмотреть детальнее статьи КоАП и других нормативных актов, а именно те, что предполагают нарушение СанПиН, в том числе и наказание за них:

Нормативные акты определяют минимальные и максимальные размеры штрафов по указанным нарушениям.

Документ о нарушениях – Протокол Роспотребнадзора

Протокол о нарушении должен содержать такие обязательные параметры:

  • детальное описание выявленной ошибки;
  • место проверки;
  • дата инспекции;
  • должность и данные инспектора, который составил этот документ;
  • статья и название законодательного акта, которая была нарушена.
Видео (кликните для воспроизведения).

После составления протокола о нарушении сотрудник Роспотребнадзора объясняет его руководителю компании, после чего делает пометку о проведенной работе. Копия самого документа обязательно должна быть передана на объект инспекции на протяжении суток после его составления. О получении экземпляра протокола представитель объекта проверки обязательно должен расписаться.

Следующим этапом проверки Роспотребнадзора является проведение административного расследования, которое направлено на детальное изучение выявленных нарушений и определение размера штрафа по данному случаю.

Суть деятельности Роспотребнадзора

Роспотребнадзор – это контролирующий орган, на который возложены функции защиты прав потребителей, за счет выявления соответствия продукции нормам, указанным в законодательных актах РФ.

Для выполнения своих обязанностей данная структура имеет некоторые обязательства:

[1]

  • своевременная инспекция документов о получении образования сотрудниками объекта проверки, наличия медицинских книжек, корректность трудовых договоров;
  • ревизия журнала контроля деятельности предприятия, которая включает, как ознакомление с работой, которая в нем записана, так и с нарушениями в процессе его видения;
  • проверка документации, являющимися подтверждением качества продукции, к которым можно отнести лицензии, сертификаты и другие формы, установленные нормативными актами РФ;
  • инспекция работы контрольно-кассового оборудования;
  • проведение контрольных закупок;
  • выдача советов по выявленным нарушениям, наложение штрафов, оформление документации по результатам проверки.

Проверка, которую инициирует Роспотребнадзор, может быть плановой. Тогда дата и сроки ее совершения фиксируются еще в конце года, предшествующему инспекции. Но, если на предприятие поступают жалобы от потребителей или других органов власти, то ревизия может быть проведена вне плана проверок на год.

В процессе работы Роспотребнадзора такая ситуация бывает довольно часто, так как под их юрисдикцией непосредственно предприятия с продуктами питания, которые часто имеют короткий период реализации. Кроме этого они непосредственно влияют на здоровье населения страны, а также животных. Поэтому контроль совершается постоянно. Да и граждане часто обращаются с жалобами, что приводит к внеплановым инспекциям.

Каждое мероприятие, направленное на выявление качества продуктов питания, должно быть оформлено соответствующим актом о проверке и протоколом проведенных действий. В данных документах должны быть указаны все необходимые реквизиты, внесена информация по предприятию, расписаны выявленные нарушения, а также обязательно указываются данные ответственных лиц на объекте проверки и инспекторов.

Акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых остается у руководителя предприятия. Параллельно с ним обязательно должен быть составлен Протокол о возникновении административной ответственности, который является основным документов следующего этапа проверки Роспотребнадзора. Дополнительно оформляют и Предписание на устранение выявленных нарушений, которое должно быть завизировано подписями инспекторов. Если же не выявлено никаких проблем и ошибок в работе предприятия, то данная информация указывается в самом акте о проведенной инспекции.

Штрафы – это ода из наиболее лояльных мер наказания. Ведь в случае выявления серьезных нарушений деятельность предпринимателя, который допустил несоблюдение санитарных норм и правил, может быть приостановлена. Каждому ИП необходимо быть крайне внимательным к производству продукции, а также реализации. Это защитит во время проверок от наказаний и финансовых потерь, а также обеспечит от опасных ситуация для потребителя.

Выполнение санитарных норм и правил обеспечивает здоровье и экологическую безопасность населения.

Санитарные нормы и правила – это нормативные документы, содержащие требования к условиям жизнедеятельности человека, обеспечивающие защиту здоровья человека и окружающей среды. На предприятиях и организациях санитарные нормы регулируют следующие компоненты:

  • безопасность производства;
  • выброс во внешнюю среду вредных компонентов;
  • надлежащее качество питьевой воды;
  • требование к размещению и организации лечебных и образовательных учреждений;
  • качество окружающего воздуха;
  • безопасность пищевых продуктов.

Проводить проверку соблюдения санитарных правил и норм имеет право Роспотребнадзор, прокуратура или местные муниципальные органы. В случае обнаружения нарушений в данной области влечет наложение административной, а в крайнем случае уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушение санитарных норм

Данной теме посвящена 6 глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Согласно статье 6.3 КоАП РФ за несоблюдение правовых норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения грозит:

  • наложение штрафа на граждан от ста до пятисот рублей;
  • на ответственных лиц – от 500 до 1000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 500 до 1000 рублей или административная остановка работы юридического лица до 90 дней;
  • на юридических лиц штраф – от 10 до 20 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.
Читайте так же:  Покупка квартиры в ипотеку вторичка пошаговая инструкция

5. Виды ответственности за нарушения санитарного законодательства; их сущность и общий порядок применения санкций

Виды ответственности за нарушения санитарного законодательства устанавливает Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства:

1. Дисциплинарная ответственность (выговор, денежные ограничения, увольнение и т. д.).

2. Административная ответственность (предупреждение, штраф).

3. Уголовная ответственность (статья 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил»).

Отдельным абзацем в законе обозначена гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Применение Федерального закона № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в деятельности Роспотребнадзора.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.

Статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения.

Статья 6.7. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения

Статья 7.2, часть 2. Уничтожение специальных знаков.

Статья 7.8, часть 2. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации.

Статья 8.6. Порча земель.

Статья 14.4, часть 2. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Тестовые задания для контроля и самоконтроля

усвоения лекционного материала

01. Основные функции Роспотребнадзора установлены:

1) Конституцией Российской Федерации

+2) Федеральным законом № 52-ФЗ от 1999 г.

3) постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154

02. Основные права Роспотребнадзора установлены:

1) Конституцией Российской Федерации

+2) Федеральным законом № 52-ФЗ от 1999 г.

3) постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154

03. На вершине пирамиды системы российского санитарного законодательства находится:

+1) Конституция Российской Федерации

2) Федеральный закон № 52-ФЗ от 1999 г.

3) постановление Правительства РФ от 06.04.2004 г. № 154

4) указы президента

04. Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства устанавливает:

1) Уголовный кодекс РФ

2) Кодекс РФ об административных правонарушениях

3) Конституция Российской Федерации

+4) Федеральный закон № 52-ФЗ от 1999 г.

05. Увольнение работника за нарушение санитарного законодательства относится к виду ответственности:

1) гражданско-правовой ответственности

2) уголовной ответственности

3) административной ответственности

+4) дисциплинарной ответственности

06. Руководитель объекта или его работник оплачивает штраф, как привлеченный к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства:

+1) из личных средств

2) из бюджета предприятия

3) из внебюджетных средств предприятия

07. К уголовной ответственности нарушитель санитарного законодательства привлекается в случае:

1) нарушения требований статей Кодекса РФ об административных правонарушениях

+2) имеющихся объективных фактов вреда здоровью или окружающей среде

3) смертельных исходов нарушений здоровья

4) грубого нарушения требования дисциплины на объекте

08. В систему санитарного законодательства не входят:

+1) постановления и решения исполнительной власти

2) нормативные документы системы Роспотребнадзора

+3) приказы Минздрава РФ и Роспотребнадзора

4) региональные законы

09. Основной задачей Центров гигиены и эпидемиологии в регионах является:

1) организация и проведение мероприятий по контролю

+2) обеспечение руководителя управления Роспотребнадзора по региону объективными данными, характеризующими санитарно-эпидемиологическую ситуацию для принятия управленческих решений

3) принятие управленческих решений для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия регионов

4) реализация представительских функций системы Роспотребнадзора в региональных органах власти

10. Право гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду определено:

1) Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

+2) Федеральным законом «Об охране окружающей среды

+3) Конституцией Российской Федерации

4) Указом президента Российской Федерации

Тема: Гигиенические аспекты солнечной радиации

и ее искусственных аналогов

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Общая характеристика солнечной радиации и основные аспекты ее жизнеобеспечивающей роли.

2. Основы фотобиологии; фотобиологические эффекты (реакции) и их гигиеническое значение; понятие и гигиеническое значение цветового кондиционирования.

3. Физиолого-гигиеническая характеристика видимой и инфракрасной областей спектра солнечного излучения и его искусственных аналогов.

4. Физиолого-гигиеническая характеристика ультрафиолетовой области спектра солнечного излучения и его искусственных аналогов.

5. Синдром светового голодания и общие направления его профилактики.

6. Цикличность солнечной активности как фактор формирования геофизических и биологических характеристик среды обитания человека; основные аспекты влияния данного фактора на здоровье населения.

Учебные наглядные пособия и разработки, используемые на лекции

Видео (кликните для воспроизведения).

Для наглядного сопровождения лекционного материала используется мультимедийная слайдовая дорожка (презентация), разработанная и выполненная автором лекции.

Источники


  1. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  2. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.

  3. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.
  4. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
  5. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.
Ответственность за несоблюдение санитарных норм и правил
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here