Ответственность за непрохождение предрейсового медосмотра

Полезная информация по теме: "Ответственность за непрохождение предрейсового медосмотра". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Содержание

Медицинский осмотр водителей: статьи

Предрейсовый медосмотр водителей: законы и ответственность

Согласно действующему законодательству проведение предрейсовых медицинских осмотров является обязательным. Это требование вытекает из ст. 23 Закона РФ «О дорожном движении». Юридические лица должны в обязательном порядке, перед выездом водителя на линию, проводить медицинский осмотр для допуска водителя к управлению транспортным средством.

Эта обязанность установлена в отношении как организаций, имеющих лицензию в области автомобильного транспорта, так и в отношении организаций, ее не имеющих. Предрейсовые и другие медосмотры водителей должны проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на которую требуется специальное разрешение (лицензия) и юридические лица, осуществляющие деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется лицензия, тоже обязаны организовать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения, или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций. Данная норма закреплена в ст. 34 Закона.

Какие последствия может повлечь не проведение или неправильный порядок проведения предрейсовых медосмотров?

В случае когда перевозка пассажиров или грузов для компании не является основным видом деятельности, к ответственности за нарушение порядка проведения предрейсовых осмотров она может быть привлечена на основании ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Дело в том, что проведение таких осмотров относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда согласно ст. 212, ч. 3 ст. 213 ТК РФ. Сумма штрафа для компании может достигнуть 50 000 руб., для должностного лица – 5000 руб.

Если же требование о проведении медицинских осмотров водителей не будут соблюдать профессиональные перевозчики, они могут быть привлечены еще и к ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Сумма штрафа для должностных лиц, ответственных за выпуск водителей на линию, составит 5000 руб, для юридического лица – 30 000 руб.

При выявлении нарушения у организации, ведущей деятельность по перевозке на основании специальной лицензии, ответственность наступит по ч. 3 ст. 14.1 КоАП: от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. для компаний.

Если к управлению транспортным средством все же допущен нетрезвый водитель, то для лица, допустившего нарушение, ответственность может наступить по ст. 12.32 КоАП РФ. Штраф составит 20 000 руб. для должностных лиц и предпринимателей, и до 100 000 руб. – для юридических лиц.

Данное нарушение может быть выявлено не только инспектором ГИБДД на дороге. Любые предприятия, эксплуатирующие автотранспорт, могут подвергнуться проверке Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта соответствующего субъекта РФ (п. 5.1.8, 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398)). Ими также могут быть установлены факты не проведения медосмотров за какой-либо период. Кроме того, проверку соблюдения законодательства о труде может провести и трудовая инспекция (ст. 353 ТК РФ).

Введена административная ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров

Кроме того, изменениями, внесенными в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» уточняются:

виды обязательных медицинских освидетельствований кандидатов в водители транспортных средств, а также освидетельствований водителей;

виды обязательных медицинских осмотров (предварительные, периодические, предрейсовые, послерейсовые);

процедуры прохождения и проведения медицинских освидетельствований и осмотров.

Установлено, что обязательные медицинские освидетельствования и осмотры проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом должно проводиться в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо пребывания кандидата в водители транспортных средств или водителя.

Вводится понятие «водитель транспортного средства», при этом указывается, что водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Раскрываются понятия медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, перечни которых будут установлены Правительством РФ.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Ответственность отрганизации за отсутствие медицинского осмотра водителей

Ваше право

6 Устава, необходимы водителям для осуществления пассажирских и грузовых перевозок, при движении на трамваях, троллейбусах и ином электрическом наземном транспорте. Путевой лист – специальный документ, необходимый водителям грузовых автомобилей, автобусов и электрического наземного транспорта, содержащий в себе обязательные реквизиты, предусмотренные в Приказе. Сроки хранения путевых листов регламентируются 2-мя правовыми документами: В соответствии с п.

П. 10 Приказа регламентирует, что путевой лист может оформляться: либо на 1 день; либо на любой другой срок не свыше 1-го месяца.

Размер штрафа за непрохождение медосмотра

Более того, в некоторых случаях возможно даже наступление ответственности уголовной. В 2013 году КоАП РФ был дополнен ст.

5.27.1, ч. 3 которой предусматривает наказание за допуск к труду лиц, не прошедших медосмотр (или прошедших, но имеющих противопоказания), в виде штрафа. Причем штрафа весьма значительного, т. к. его размер составляет: Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  1. должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб.;
  2. для индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 руб.;
  3. организаций — от 110 000 до 130 000 руб.

В случае если соответствующие нарушения будут допущены повторно (в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию), ответственность наступает уже по ч. 5 рассматриваемой статьи. Размеры штрафа при этом

Штраф за отсутствие отметки о проведении предрейсового медицинского осмотра

Юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, обязаны, в частности, организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей (ч.

[1]

1, 4 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ).

Читайте так же:  Пожизненное наследуемое владение перевод в собственность

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей установлен Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555, а также Методическими рекомендациями

«Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»

, доведенными Письмом Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». При осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом обязательным является наличие путевого листа, без оформления которого такие перевозки запрещаются.

Какова ответственность работодателя за непрохождение водителем предрейсового медосмотра?

За допуск к управлению транспортным средством нетрезвого водителя сотрудник, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, может быть оштрафован на сумму в размере 20 000 руб., а сама организация – на сумму 100 000 руб.

(). Подробнее см. О читайте подробнее по ссылке. Подробности в материалах Системы Кадры:

  • Правовая база: Кодекс РФ об административных правонарушениях

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации 1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных -, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти

Ответственность за непрохождение предрейсового медосмотра

Итак, согласно части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ наказание в виде штрафов с 2015 года будет следующим:

  1. для руководящей категории лиц – от 15 000 до 25 000 рублей;
  2. для провинившейся компании – от 110 000 до 130 000 рублей.

Контрольные проверки за соблюдением требований трудовых законодательных актов организуют инспектора труда, в то время, как выполнение санитарно- эпидемиологического законодательства проверяют сотрудники Роспотребнадзора.

К компании сложно будет предъявить претензии, если ее руководитель планирует медосмотры, учитывая действующие нормативные акты в этой сфере деятельности либо касающиеся конкретной категории сотрудников.

[2]

Наиболее известным актом, устанавливающим порядок и периодичность медицинских осмотров, признан приказ Министерства здравсоцразвития России № 302 н от 12.04.

Нужна ли отметка о медосмотре в путевом листе

Либо применять унифицированные формы по видам ТС, утвержденные постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78.

Вести учет путевок следует в специальном журнале регистрации (по форме 8 или разработать самостоятельно).

Хранить первичку и журналы учета нужно не менее 5 лет (п. 18 раздела III приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152). Медицинский осмотр водителя бывает двух видов: предрейсовый (осуществляется непосредственно перед отправкой в рейс) и послерейсовый (проводится после окончания рейса или выполнения задания).

Предрейсовый медосмотр обязателен для всех бюджетных учреждений, которые эксплуатируют транспорт, а вот послерейсовый нужен для транспортных компаний и организаций, реализующих автоперевозки пассажиров и опасных грузов.

Необходимость медэкспертизы водителя учреждения прописана в п. 1 ст. 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Отметка о прохождении медосмотра в путевом листе проставляется в следующем порядке:

Штраф за непроведение медосмотра в 2019 году

143 УК РФ для лиц, на которых была возложена обязанность по соблюдению правил охраны труда, устанавливают уголовную ответственность за их нарушение. Умышленный допуск к труду лица, не прошедшего обязательный осмотр врачей (равно как и имеющего противопоказания к работе) при определенных условиях может повлечь обвинительный приговор по указанной статье. Это возможно, если действия виновного находились в причинной связи с наступлением последствий в виде как минимум причинения тяжкого вреда здоровью одного человека.Интересно, что несмотря на появление у всех работодателей с 02.05.2019 новых обязанностей, размер ответственности за нарушение требований гражданской обороны, предусмотренный данной статьей, остался на прежнем уровне.

Изменений с 2011 до 2019 года не было. Это можно объяснить только тем, что размер штрафов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и так, мягко говоря, немаленький.

Ответственность работодателя за проведение медосмотра сотрудников.

В каких случаях за отсутствие медосмотра сотрудников ждет штраф от гит

Рабочий отстраняется на за нарушение , которые регламентированы в 76 статье ТК РФ. В обязанность работодателя входит проведение осмотров, они бывают как предварительные, так и периодические. На подчиненных же лежит обязанность их прохождения в .

Об этом сказано в 212 статье ТК РФ. Также, согласно 213 статье ТК РФ сотрудники, которые работают в непростых условиях труда, должны проходить все виды осмотров для более тщательного обследования их состояния здоровья.

Прямой обязанностью работодателя является недопущение сотрудника к трудовой деятельности, если на это есть полноправные основания, прописанные в ст. 76 Трудового Кодекса РФ. Одним из видов такого основания служит непрохождение обязательного медицинского обследования. Также работодатель обязан следить за тем, чтобы у медицинского центра была соответствующая лицензия.

Необходимо составлять список рабочих для прохождения медосмотра.

Судебная практика по предрейсовым осмотрам

Водитель оформлен в этом качестве, и обязан иметь путевой лист. Обратимся к ФЗ №196.

Понятие водитель – лицо, управляющее транспортом с любыми целями и в любом качестве.

Вопрос: Какая предусмотрена ответственность за непроведение медицинских осмотров для ИП в 2017 г. Если в компании работает 60 человек, то какой будет размер штрафа? За каждого сотрудника, который не прошел медосмотр или штраф по совокупности? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2017 г.)

Какая предусмотрена ответственность за непроведение медицинских осмотров для ИП в 2017 г. Если в компании работает 60 человек, то какой будет размер штрафа? За каждого сотрудника, который не прошел медосмотр или штраф по совокупности?

Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного и периодического медосмотра может повлечь административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно наложение штрафа:

— на должностное лицо — в размере от 15 000 до 25 000 руб.;

— на индивидуального предпринимателя — в размере от 15 000 до 25 000 руб.;

— на юридическое лицо — в размере от 110 000 до 130 000 руб.

Привлечение к административной ответственности организации по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за каждого из ее работников, допущенных к работе без прохождения обязательного предварительного и периодического медосмотра, неправомерно.

Статья 213 ТК РФ устанавливает, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Читайте так же:  Самые востребованные и высокооплачиваемые профессии в россии

Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2017 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Предрейсовые медосмотры водителей: организуем, оформляем, финансируем

Ильдар Касимов, юрист по трудовому праву

Водители в штате организаций или индивидуальных предпринимателей не редкость. Специфика их работы связана с управлением транспортными средствами, которые являются источниками повышенной опасности. Это обусловливает особые требования к организации труда водителей, одно из них — обязательные предрейсовые медосмотры. Как же они должны проводиться?

Требования закона

В числе возложенных на работодателя обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда особо выделяются 1 :

— организация за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами о труде;

— недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).

Для работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, законодатель предусмотрел прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодных) медицинских осмотров (обследований) в целях определения пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний 2 .

Кроме того, работы по непосредственному управлению транспортными средствами поименованы в пункте 17 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) 3 .

Законодательство о безопасности дорожного движения также предусматривает, что юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств 4 .

Названные нормативные требования позволяют сделать выводы:

1) работодатели, имеющие в штате водителей автомобилей, обязаны за счет собственных средств проводить все перечисленные выше медосмотры (обследования);

2) работники, выполняющие трудовую функцию водителя автомобиля, в свою очередь должны их проходить (в противном случае речь может идти о ненадлежащем исполнении сотрудником своих трудовых обязанностей и нарушении трудовой дисциплины).

На тех же позициях стоят и судебные органы. При этом они указывают, что организовывать и вести учет медосмотров водителей должны все организации, использующие автотранспортные средства, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности 5 .

Чем руководствоваться и как быть с лицензией?

В настоящее время порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регламентирован нормативными документами, которые несколько по-разному определяют перечень лиц, имеющих право их проводить. Речь идет о следующих нормативных актах:

— об Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (далее — Инструкция) 6 ;

— о методических рекомендациях «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (далее — Методические рекомендации) 7 .

Пунктом 1 Инструкции установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся:

— медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете или за счет специальных средств;

— медицинским персоналом, привлекающимся по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении на хозрасчетной основе сверх установленных норм медицинской помощи.

Методические рекомендации предусматривают, что медосмотры проводятся 8 :

— медицинским работником организаций (врачом, фельдшером, медицинской сестрой);

— медицинскими работниками учреждений здравоохранения, которые привлекаются на основании договоров, заключаемых между организациями и учреждениями здравоохранения.

Поскольку Методические рекомендации принимались позднее Инструкции, руководствоваться следует именно ими. Поэтому работодатель вправе либо заключить договор на проведение предрейсовых медицинских осмотров с медицинским учреждением, либо включить в штатное расписание должность врача, фельдшера или медицинской сестры.

Надо также учитывать, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только при наличии у медицинского работника организации соответствующего сертификата 9 , а у медучреждения — лицензии 10 .

Для того чтобы работник организации мог на законных основаниях проводить медосмотры работающих в ней водителей, необходимо наличие:

— медицинского образования у этого сотрудника (он должен иметь квалификацию врача, фельдшера, медицинской сестры);

— сертификата, подтверждающего прохождение этим работником курса специальной подготовки.

В целях медицинского освидетельствования водителей разработана Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств 11 , рассчитанная на 36 часов.

Однако будет ли достаточно сертификата работающему в организации медику, ведь медицинская деятельность, как уже было ранее отмечено, относится к числу лицензируемых?

Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включает в себя выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Кроме того, лицензия на медицинскую деятельность выдается только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям 12 .

Выходит, для того чтобы работающий в немедицинской организации (в нашем случае транспортной) специалист-медик мог проводить медосмотры водителей, работодателю нужно получить лицензию на медицинскую деятельность?

Судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно. По мнению одних судей, иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности обязаны лишь те организации, для которых такая деятельность является основной 13 . А потому транспортные организации, принимающие в штат медработников для медосмотров своих водителей, получать эту лицензию не обязаны. По мнению других судей, проведение медосмотров водителей любыми организациями подлежит лицензированию, поскольку медицинская деятельность лицензируется, а предрейсовые осмотры относятся к медицинской деятельности 14 .

Читайте так же:  Обязательное социальное страхование работников производится работодателем

Уполномоченные государственные органы в свою очередь тоже указывают на необходимость получения организацией, осуществляющей медосмотры водителей, лицензии на медицинскую деятельность. При этом они не ставят ее получение в зависимость от того, является ли эта деятельность для организации основной или нет 15 .

Заметим также, что ведение предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет за собой неблагоприятные юридические последствия, в том числе административную ответственность 16 .

Процедурные нюансы

Предрейсовые медицинские осмотры могут проводиться медицинским работником как в организации, где работают водители, так и в медицинском учреждении 17 .

Для предрейсового медосмотра непосредственно в организации нужно оборудовать специальное помещение, оснащенное медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

— письменным столом, стульями, настольной лампой, шкафом для одежды, вешалкой для верхней одежды, напольным ковриком, сейфом;

— прибором для определения артериального давления, термометром, стетофонендоскопом;

— прибором для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе;

— алкометром, экспресс-тестами на алкоголь и наркотики;

— столиком для медицинского оборудования;

— сумкой с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи.

Кроме этого, отдельно следует подготовить комнату для отбора биологических проб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предрейсовый медосмотр должен производиться перед началом рабочей смены. Причем период медосмотра водителя включается в его рабочее время 18 .

На медосмотр водитель должен приходить с путевым листом. Если по результатам медосмотра водитель допускается к рейсу, в путевом листе ставится соответствующий штамп («Прошел предрейсовый медицинский осмотр»), где фиксируются дата и точное время медицинского осмотра, а также фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

Отсутствие в путевом листе водителя отметки о предрейсовом медосмотре может быть квалифицировано как нарушение законодательства об охране труда.

Отклонения в состоянии здоровья водителя служат основанием для отстранения его от работы по медицинским показаниям. К числу таких отклонений относятся:

— симптомы острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 оC, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т. п.);

— повышение или снижение частоты сердечных сокращений и изменение артериального давления выше или ниже уровней, характерных для конкретного осматриваемого водителя;

— нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние.

Для выявления последнего из приведенных отклонений медработник, осуществляющий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя. При этом в обязательном порядке по установленной форме составляется протокол контроля трезвости 19 (в 2 экземплярах). Один экземпляр протокола остается у медработника, а второй выдается руководителю организации.

На основе медосмотра ведется полицевой учет отстраненных от работы водителей. Для этого используются бланки карт амбулаторного больного 20 , куда заносятся результаты обследования (анамнез, объективные данные осмотра, причина отстранения).

Справочно. Отстранение от работы — это временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей по основаниям, перечисленным в ТК РФ, других законах и иных нормативных правовых актах 21 . Оно производится либо по инициативе работодателя, либо по требованию органов и должностных лиц, специально уполномоченных на это нормативными правовыми актами.

Об отстранении водителя от работы работодатель должен издать приказ (или распоряжение), где отражаются:

— причины отстранения от работы;

— срок, на который работник отстранен от работы;

— указания относительно оплаты периода отстранения.

Отстраняемый от работы водитель должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) под подпись.

Если водителя не допускают к рейсу по состоянию здоровья, то его направляют в поликлинику. Врач, признав водителя временно нетрудоспособным, выдает ему больничный лист. В случае признания трудоспособным — справку об отсутствии медицинских противопоказаний для допуска к работе.

Кроме того, результаты медосмотра обязательно заносятся в специальный журнал — пронумерованный, прошнурованный, скрепленный печатью организации или учреждения здравоохранения. В нем фиксируются:

— фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя;

— дата и время проведения медосмотра;

— фамилия и инициалы медицинского работника.

Необходимо также учитывать, что за качество предрейсового медосмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством медработник несет не только дисциплинарную, но и другую ответственность (в случаях, предусмотренных законодательством).

Таким образом, обязательные медицинские осмотры водителей являются не только одним из мероприятий по охране труда работников, но и частью мер обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому крайне важно, чтобы они организовывались работодателями правильно.

1) абз. 11, 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ

2) ч. 2 ст. 328 ТК РФ

3) утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

4) ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

5) постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу № А72-4961/2009

6) утв. приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555

7) письмо Минздрава России и Минтранса России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32

8) п. 1.2 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 2 к Методическим рекомендациям об организации и порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утв. Минздравом России и Минтрансом России 29.01.2002)

9) п. 1.4 Типового положения

10) пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30

11) утв. приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 308

12) п. 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30

13) постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 № КА-А40/2021-10, Поволжского округа от 05.07.2007 № А12-2901/07, Волго-Вятского округа от 18.06.2008 по делу № А31-6296/2007-13

14) постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2007 по делу № Ф08-1326/2007-564А, Уральского округа от 12.01.2010 № Ф09-10698/09-С1

15) письма Минэкономразвития России от 22.12.2008 № Д05-5875, Росздравнадзора от 06.07.2010 № 04-15608/10

16) ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

17) п. 1.6 приложения 2 к Методическим рекомендациям

18) пп. «г» п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15

19) приложение № 3 к Методическим рекомендациям

Чем грозят нарушения при проведении предрейсовых медосмотров

Выполнение всех требований законодательства в транспортной сфере – дело довольно затратное. В статье Медосмотры водителей в организации описано, что только контроль за здоровьем и физическим состоянием водителей довольно затратен для работодателя, даже не учитывая остальных требований.

И компании иногда идут на интересные эксперименты с целью экономии бюджета.

Недавно пришлось столкнуться с такой ситуацией: компания заключила договор с медицинским работником на оказание услуг предрейсового медосмотра водителей, но договор, как оказалось, заключили «чтобы был» — водителей на осмотр отправлять не стали, а просто ставили подпись и штамп в путевом листе от имени мед.работника. Нестандартный и творческий подход к решению вопроса, но давайте посмотрим, чем это может грозить.

Читайте так же:  Основания для постоянной регистрации по месту жительства

Чем грозит нарушение требований к предрейсовым медосмотрам

По закону проведение медосмотров водителей выполняется в первую очередь с целью безопасности дорожного движения, чтобы на дороги не выезжали пьяные, с похмелья, больные или плохо себя чувствующие водители. Несмотря на то, что автомобиль – это уже привычная часть повседневной жизни, он все так же является средством повышенной опасности, а скорость реакции больного человека или человека в нездоровом физическом состоянии сильно снижена. Именно поэтому предрейсовые медосмотры важны, важность их и жесткие требования к проведению зафиксированы в законодательстве, а нарушение требований подкреплено солидными штрафами.

Штрафы за нарушение требований к проведению предрейсовых медосмотров

  • Если компания является лицензированным перевозчиком, то за нарушение правил, предусмотренных лицензий, по 3 ст. 14.1 КоАП РФ грозит штраф в размере от 3000 до 40 000 руб.
  • За несоблюдение требований о проведении предрейсовых медосмотров водителей в соответствии ч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ применяется штраф от 5000 до 30000 руб.
  • Одновременно в КоАП РФ существует еще и ст. 11.32 об ответственности, в том числе за нарушение порядка проведения предрейсовых медицинских осмотров, в виде штрафа от 2000 до 50 000 руб.
  • И напоследок — ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предполагает ответственность за допуск работника к выполнению работы без прохождения обязательных медицинских осмотров, в нарушение требований Трудового кодекса в виде штрафа от 15 000 до 130 000 руб.

Кто контролирует правильность проведения предрейсовых медосмотров

Следят за порядком проведения целых четыре контролирующих органа:

  • Управление государственного автодорожного надзора
  • ГИБДД
  • территориальный орган Росздравнадзора
  • Государственная инспекция по труду

Так что таким нарушением можно спровоцировать целый цикл проверок и штрафов, особенно если обиженный медработник пойдет жаловаться. Очень сомнительный способ экономии получается.

Что в такой ситуации делать медработнику

Медработнику же, конечно, для начала, лучше не жаловаться, а просто составить письмо в двух экземплярах (или снять копию) на имя руководителя организации – мало ли, вдруг он даже не знает, что там на самом деле происходит. В письме описать факты и указать даты, когда штамп использовался без проведения осмотров. Передать через секретаря (с регистрацией во входящих) или отправить с уведомлением по почте. Это позволит медработнику зафиксировать даты, когда штамп использовался без ведома и снять с себя ответственность, как с должностного лица. А дальше уже решать, в зависимости от ситуации и вариантов решений, предлагаемых руководством.

Если у вас есть подобные нестандартные ситуации, пишите нам в комментариях или на [email protected] — будем рады помочь вам найти правильное решение.

Кто отвечает за ухудшения состояния водителя после медосмотра?

Добрый вечер! На следующей неделе начну обучаться на медсестру, проводящую медицинские предрейсовые осмотры. Волнует вопрос-кто будет отвечать, если водителю стало плохо или он выпил спиртное уже после медосмотра? Спасибо.

Ответы юристов ( 2 )

В данном случаек отвечать будет сам водитель так как ваш осмотр будет зафиксирован документально в то время как водитель не сможет доказать что на осмотр он уже явился в нетрезвом виде

С уважением Александр

Здравствуйте. Ну, употребление водителем алкогольных напитков к Вашим обязанностям не имеет отношения, обязанность воздержаться от их употребления на водителя наложена ПДД, поэтому даже если после осмотра водитель выпьет, Вы не понесёте ответственности.

В случае с «станет плохо» несколько сложнее. Скорее всего, нормативными документами Вашей отрасли установлено, что цель осмотра — предупреждать возможные ухудшения. Если такое ухудшение возникнет, и например, будет ДТП с пострадавшими, будет проводиться соответствующие исследования, экспертизы с целью установить, имелись ли клинические признаки такого ухудшения до выезда, имелась ли возможность их своевременного диагностировать.

Вы понесёте ответственность в том случае, если такой экспертизой будет доказано, что у Вас имелась возможность прогнозировать такое ухудшение своевременно.

Ответственность за непрохождение предрейсового медосмотра

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В транспортной организации предрейсовый медицинский осмотр проводит физическое лицо, имеющее соответствующее удостоверение. Данное физическое лицо не состоит ни в штате данной организации, ни в штате какой-либо иной организации. Вознаграждение за услугу проведения медицинского осмотра физическое лицо не получает. Правомерно ли проведение указанным лицом предрейсового медицинского осмотра? Предусмотрена ли в данном случае административная ответственность организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проведение указанным в вопросе лицом предрейсового медицинского осмотра является нарушением действующего законодательства и может явиться основанием для привлечения организации и ее должностных лиц к административной ответственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей

Транспортные компании с каждым годом расширяются, появляются новые из-за растущей потребности у населения и промышленных предприятий в логистических услугах.

Предполагается, что вся ответственность за перевозимые грузы, безопасность движения на дорогах возлагается на водителей транспортных средств, они должны находиться в адекватном состоянии за рулем автомобиля.

Это значит человек присутствует на работе, управляет сложными механизмами, при этом не было употребления алкогольных продуктов, наркотических веществ, он абсолютно здоров.

За правомерное поведение на своём рабочем месте отвечает не только сам рабочий, управляющий ТС, но и работодатель, руководство компании, находящиеся в любом статусе, если занимаются перевозкой грузов или пассажиров, так как они должны осуществлять организацию ежедневного предрейсового медосмотра.

Законодательные акты

Медработники, ответственные за проведение подобных процедур, проводят освидетельствование на состояние здоровья водителей перед рейсом, после окончания работы, на основании требований, установленных законодательным уровнем.

Регламент регулируют следующие положения:

Проведение контрольных мероприятий оплачивают работодатели из расчета средней зарплаты водителя.

Нововведения согласно Приказу №835н

Данный приказ на транспортных предприятиях стал актуальным в 2015 году, согласно законодательным положениям начали проверять граждан, управляющих автомобилями не только перед выпуском их в рейс, но и после возвращения из него.

Кроме этого существуют автомобили, занятые экстренными службами, на них работают люди целую смену, и утвержден порядок в проверке здоровья тех рабочих, кто заступает на дежурство.

Особое положение выделено в приказе для сотрудников, осуществляющих транспортировку взрыво или пожароопасных товаров, занятых перевозкой пассажиров. Этих рабочих медики обязаны осматривать до начала смены и после ее окончания.

Зачем нужен

Если раньше не было ясно из законодательных актов, как относиться к работникам автотранспорта ИП, то в нововведениях сказано, что закон одинаков для всех, как и требования его. Поэтому водителей ИП должны тоже ежедневно осматривать работники медицинского учреждения или врачи, прикрепленные к данному предприятию.

Читайте так же:  Работа в школе без педагогического образования вакансии

Приказ утвердил закон, по которому:

  • проводят проверку водителей, вступающих на трудовую смену, чтобы определить состояние их здоровья и присутствие алкоголя, наркотиков, опасных лекарственных средств в крови, которые могут повлиять на качественное выполнение водительских функций;
  • организацию мероприятий финансирует работодатель;
  • выполнение обследований проводят медработники надлежащей квалификации с наличием лицензионной документации, это могут быть штатные врачи или привлеченные от сторонних организаций.

В содержание врачебных осмотров включены следующие моменты:

  • водитель может пожаловаться на ухудшение своего состояния, врач проверить и принять соответствующее решение;
  • провести визуальный осмотр;
  • измерить температуру, пульс, давление;
  • выявить признаки и нахождение в крови алкогольных веществ;
  • определить присутствие в организме медикаментозных препаратов, приём которых запрещен во время вождения машины.

Итог проведенного осмотра водителя фиксирует запись, представляющая врачебное заключение:

  • при допуске к работе указывают, что не обнаружено вредоносных фактов или нарушений в здоровье, способных помешать выполнять трудовые обязанности;
  • запрет выезжать на автомобиле, приступать к выполнению своих функций говорит об обнаруженных нарушениях в поведении, здоровье.

Требования к организации, проводящей осмотр

Введены новые положения, но сохранены и не утратили силы прежние законодательные утверждения. В 2003 году Минздравом было выпущено Письмо №2510, в котором предусмотрены отдельные локальные правовые акты, по ним проводит организация предрейсовых осмотров водителей медицинскими специалистами.

Регламент местного управления организует:

  • предрейсовое освидетельствование;
  • содержание проводимых медицинских работ;
  • выполнение отдельных пунктов, предусмотренных для медосмотров;
  • создание условий для комфортной работы медиков;
  • критерии, по которым допускаются водители к управлению автомобилем;
  • установление обязанностей для врачей, проводящих осмотр, после учебы на специальных курсах и наличия у них сертификата об окончании.

Порядок проведения

Каждая компания, выбрав одно из направлений, по правилам которого она сможет с помощью медперсонала организовать проверку своих водителей, приступает к полноценной работе.

Освидетельствование сотрудников могут выполнять:

  • сертифицированные врачи;
  • медучреждение с лицензией на договорных условиях;
  • предприятие-перевозчик, но получившее все разрешительные бумаги на проведение подобных работ.

[3]

Предрейсовое обследование проходят все водители, числившиеся на этой должности в штате компании.

На проверку не может повлиять:

  • дальность перевозки;
  • должностной статус;
  • тип ТС.

Исключением являются водители следующего транспорта:

  • скорая помощь;
  • газовая служба;
  • полиция;
  • автоинспекция;
  • МЧС;
  • пожарные.

Освидетельствование проводят перед тем, как выехать на трассу. На предприятии выделяют отдельное помещение для проведения процедур, а если нет его, арендуют кабинет в медицинском учреждении, осуществляя туда доставку работников.

Целью таких осмотров служит определение готовности персонала к управлению ТС. Кроме состояния здоровья врачи устанавливают интоксикацию от вредных привычек и похмелье. Проводятся следующие процедуры:

  • осмотр кожного покрова;
  • проверка зрачков на реакцию;
  • осмотр состояния слизистых;
  • опрос персонала на наличие жалоб и определение психического состояния;
  • измерение артериального давления и пульса.

На подобное обследование затрачивается четверть часа. Когда есть сомнения в здоровье, врач вправе не допустить сотрудника к выполнению трудового процесса и направить его на дополнительную проверку, необходимую для этого случая.

  • остаточные алкогольные, наркотические вещества в организме;
  • наличие психотропных средств;
  • учащение пульса;
  • сбои в давлении;
  • увеличение сердечных ритмов;
  • симптомы различных заболеваний.

Стоимость услуги и ответственность за проведение

Прежде чем рассматривать, во сколько обойдется предприятию оборудование специального кабинета и оплата зарплаты медицинским специалистам, следует учесть, что проведение предрейсовых осмотров не формальность, а необходимость.

Все правила и законы, относящиеся к движению на дорогах, написаны на примерах многих жертв в аварийных ситуациях. Много катастроф произошло от того, что за рулём был пьяный шофер или у него, абсолютного трезвенника, возник сердечный приступ.

Законодательство РФ призывает выпускать на линию только здоровых водителей. Если фирма уклоняется от проведения обязательных медицинских процедур, руководители будут привлекаться к ответственности и административным наказаниям.

Размеры предусмотрены следующие:

  • должностные лиц – в пределах 3000 руб.;
  • ЮЛ – в сумме 50000 руб.;
  • водитель без отметки в путевом листе – 2000 руб.

Затраты предприятия на организацию ПМОВ могут колебаться в зависимости от параметров:

  • удаленности медицинского учреждения;
  • количества нанятых медиков;
  • расценок учреждения, с которым заключен договор.

В среднем подсчитано, что на одного обследуемого водителя затрачивают в порядке 100 руб. На данный момент увеличивают сумму количества необходимых проверок.

Преимущества и особенности удаленного медицинского осмотра

В 2018 году ожидаются нововведения для медработников, руководителей транспортных предприятий и управляющих транспортом. Новым будет введение электронных путевых листов, а осмотр водителей станут проводить удаленным способом на разработанной для этого контролирующей системе.

У врачей появится электронная цифровая подпись, которой они будут фиксировать результат:

  • тест на алкогольное и наркотическое опьянение;
  • состояние важных органов;
  • наличие заболеваний.

Данная инициатива исходила от Министерства транспорта РФ. Считается, что нововведение позволит исключить появление незаконно оформленных документов, предоставит возможность быстро сверить информацию о проведенной процедуре. Завершатся разработки в декабре текущего года, а начнут действовать с 2018.

В настоящее время проводят следующее:

  • техническое и экономическое обоснование, по ним будет внедрена система;
  • разрешается вопрос о порядке проверочных работ фискальными органами;
  • рассчитывают цену, эффективное значение.

Удаленным медосмотром предполагают на специализированном терминале выполнять:

  • измерение давления;
  • температуры;
  • сдачу анализов.

Компании-перевозчики установят специализированные кабинеты на своих территориях. Кроме техники и технологических процессов изменятся нормы правовых основ и осуществление контроля над деятельностью служб.

Основным документом по-прежнему остается бланк путевого листа, в нём учитывается:

  • часы, проведенные водителем за рулем;
  • пробег автомобиля;
  • маршрут;
  • врачебный допуск к работе.

Для электронного путевого листа не обязательно, чтобы присутствовал врач. Специально оборудованный пункт с контролирующими инструментами и видеонаблюдением исключат фальсификацию данных, а медики на расстоянии осмотрят пациентов перед их выездом по маршруту.

Видео (кликните для воспроизведения).

Требования к кабинету для проведения предрейсовых осмотров водителей представлены в данном видео.

Источники


  1. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  2. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.

  3. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
  4. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.
  5. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
Ответственность за непрохождение предрейсового медосмотра
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here