Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки грузов

Полезная информация по теме: "Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки грузов". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Глава 3. Ответственность экспедитора и клиента

Глава 3. Ответственность экспедитора и клиента

>
Общие основания ответственности
Содержание
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки грузов

Региональная Общественная Организация

Защита Прав Потребителей в Санкт-Петербурге

Горячая линия: (812) 648-24-52

Нарушение прав потребителя: оказание транспортных услуг

Основу законодательства, регулирующего оказание транспортных услуг, составляют нормы общегражданского законодательства. Отношения между перевозчиком и гражданином-потребителем регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей» и гл. 40 ГК РФ, в которой содержаться нормы, определяющие понятие договора перевозки, его виды, права и обязанности сторон, а также ответственность за нарушение условий договора. Ст. 784 ГК РФ устанавливает, что условия перевозки конкретными видами транспорта определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. К числу действующих в настоящее время относятся:

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 18 октября 2007 г. (УАТ)

  • Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 24 декабря 2002 г.
  • Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. (УЖТ)
  • Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 февраля 2001 г. (КВВТ)
  • Кодекс торгового мореплавания РФ от 31 марта 1999 г. (КТМ)
  • Воздушный кодекс РФ от 19 февраля 1997 г. (ВК)

Местными органами власти принимаются различные правила в сфере регулирования городского транспорта: правила пользования метрополитеном, трамваем, троллейбусом, автобусом и т.д.

Права потребителей по договору перевозки

Договор перевозки — разновидность договора на оказание услуг. Следовательно, к нему применимы общие положения закона РФ «О защите прав потребителей» о праве на качество, безопасность, своевременную и надлежащую информацию об оказываемой услуге, а также положения главы 3 Закона «О защите прав потребителей» при оказании услуг.

Ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве, исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен в известность о конкретных целях оказания услуги, он обязан оказать услугу, пригодную для использования в соответствии с этими целями. Исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обязательным требованиям, установленным законодательством.

Наиболее часто условием договора о качестве становится класс обслуживания, от которого зависит набор дополнительных услуг, предлагаемых при перевозке. Класс обслуживания определяет, как правило, уровень комфортности посадочного места, качество питания, возможность получения иных дополнительных услуг и принадлежностей комфорта. Например, в любой авиакомпании мира существует три класса: первый, бизнес-класс и эконом-класс, а в железнодорожных перевозках это купе, плацкарт, сидячие места. Таким образом, нарушения условий договора о качестве, например, размещение в более низком классе, непредоставление каких-либо услуг, предусмотренных классом обслуживания, — это недостаток услуги.

Под пригодностью услуги понимается средний для страны или региона уровень требований, которому должна соответствовать услуга по перевозке. Если же требования к обслуживанию установлены законодательством как обязательные, например, в правилах обслуживания на различных видах транспорта, санитарных нормах, стандартах и т.д., их нарушение будет являться недостатком услуги.

Права потребителя при оказании услуги ненадлежащего качества определены ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Перевозчику могут быть предъявлены по выбору потребителя требования о безвозмездном устранении недостатков; соответствующем уменьшении цены услуги, возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами; расторжении договора и полном возмещении убытков, если обнаруженные недостатки существенные или не были устранены исполнителем в назначенный срок.

Кроме того, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему из-за недостатков оказанной услуги. Следует помнить, что претензии по качеству услуг могут быть предъявлены по факту их обнаружения, в ходе оказания услуги по перевозке, либо по завершении оказания услуги. Особенности и сроки предъявления претензий по перевозке различными видами транспорта устанавливаются транспортными уставами и кодексами, перечисленными выше.

Право потребителя на безопасность оказываемой услуги, т.е. на то, чтобы в процессе ее оказания не был причинен вред жизни, здоровью потребителя или его имуществу, закреплено в ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей». Поскольку любое транспортное средство — источник повышенной опасности, одной из государственных гарантий данного права является обязательное страхование пассажиров, установленное Указом Президента «Об обязательном личном страховании пассажиров» от 07 июля 1992 г. №750. Согласно Указу, обязательному страхованию от несчастных случаев подлежат пассажиры на всех видах транспорта при внутренних перевозках в РФ, за исключением перевозок на пригородном и городском транспорте, когда страховой взнос включается в стоимость билета.

Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков оказанной услуги устанавливается в пар. 3 гл. 59 ГК РФ и ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно данным нормам, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме.

Право на компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, регламентировано ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Ст. 8, 9, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливают право потребителя на своевременную, полную и достоверную информацию об исполнителе, об оказываемой услуге, обеспечивающую возможность ее правильного выбора. Перевозчик обязан довести до сведения потребителей свое полное наименование, место ее нахождения, режим работы, информацию о лицензии. Данная информация должна предоставляться на русском языке (дополнительно, по усмотрению перевозчика, на языках субъектов РФ). Информация об услугах должна обязательно содержать правила их оказания, эффективного и безопасного использования, сведения об их потребительских свойствах — п. 2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Транспортными уставами и кодексами (п. 6 ст. 19 УАТ, ст. 99 КВВТ, ст. 85 УЖТ, ст. 106 ВК) предусматриваются обязанности перевозчика предоставить информацию о расписании движения транспорта, стоимости проезда и провоза багажа, времени работы билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, предоставляемых определенным категориям граждан льготах и другие сведения, относящиеся к данному виду транспорта.

Читайте так же:  Работодатель вправе отказывать в заключении трудового договора

Ответственность перевозчика за непредоставление надлежащей информации определяется ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора вышеуказанную информацию, он вправе потребовать от исполнителя возмещения причиненных в связи с этим убытков, или если в связи с недостоверной информацией приобретенная услуга не обладает необходимыми потребителю свойствами — потребовать возврата уплаченной суммы и иных убытков. Например, если из-за несвоевременной или недостоверной информации о расписании движения вы не успели на поезд и понесли убытки, перевозчику следует предъявить требование об их возмещении, на основании вышеуказанных норм.

Ответственность перевозчика за нарушение сроков оказания услуги — просрочку доставки груза, пассажира и багажа на различных видах транспорта транспортными уставами и кодексами определяется по разному. По общему правилу, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

При внутренних воздушных перевозках за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы (ст. 120 ВК), при внутренних водных — за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

За задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда (ст. 116 КВВТ).

За просрочку доставки груза железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов (ст. 97 УЖТ). За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче на основании акта, составленного по требованию пассажира, получателя, пени в размере трех процентов платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку багажа.

[2]

Такой же размер пени установлен при перевозке пассажира за задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения.

Ответственность перевозчиков за несохранность груза или багажа при внутренних перевозках на различных видах транспорта и особенности предъявления претензий.

Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. ст. 796 ГК РФ, 96, 107 УЖТ, ст. 119 КВВТ, п. 7 ст. 34 УАТ, ст. 119 ВК ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:

  • в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа
  • в случае повреждения груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости
  • утраты груза или багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

При воздушных перевозках размер ответственности авиаперевозчика за утрату, недостачу или повреждение багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза, а за утрату, недостачу или повреждение вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем десять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (ст. 119 ВК).

Стоимость груза или багажа, сданного без объявления ценности, определяется по тем доказательствам, которые может предоставить пассажир (например, цены, указанной в документах о приобретении вещей, а при их отсутствии исходя из их среднерыночной стоимости). Наряду с возмещением ущерба перевозчик обязан возвратить стоимость провоза груза или багажа.

Следует помнить, что все обстоятельства, влекущие ответственность перевозчика (несохранность груза, багажа) удостоверяются актами, составляемыми совместно с пассажиром (грузоотправителем), один экземпляр которого выдается пассажиру (ст. 160 КВВТ, ст. 38 УАТ, ст. 119 УЖТ, ст. 124 ВК). Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска. При отказе перевозчика от составления акта необходимо незамедлительно предъявить перевозчику претензию, в которой следует указать на отказ сотрудников перевозчика от составления акта.

Обратите внимание, что по спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.

Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным ьоанспортом — один год, железнодорожным транспортом — 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней — 45 дней (ст. 39 УАТ, ст. 123 УЖТ). При внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий — 6 месяцев (ст. 126 ВК). При внутренних водных перевозках, претензии могут быть предъявлены в течении срока исковой давности, который устанавливается: по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов — один год; по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, — три года (ст. ст. 161, 164 КВВТ).

При этом, исчисление сроков для предъявления претензий производится в соответствии со ст. 126 ВК, ст. 161 КВВТ, ст. 123 УЖТ, ст. 42 УАТ.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Претензию необходимо предъявлять под расписку о получении, т.е. один экземпляр передается, а на втором, который останется у вас, уполномоченное лицо перевозчика должно расписаться с указанием своей фамилии, должности, даты принятия. Желателен также штамп или печать компании. Другой вариант вручения претензии — отправка по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Форма претензии произвольная, но ней надо указать обстоятельства произошедшего (например, в чем заключались недостатки услуги), сослаться на документы, подтверждающие оказание услуг, и предъявить перевозчику соответствующее требование.

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза

За просрочку доставки груза (а также вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими), железнодорожный перевозчик, по вине которого допущена просрочка, уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза (ст. 97 УЖТ). Освободиться от этой ответственности перевозчик может, доказав, что просрочка произошла в связи с невнесением грузоотправителем провозной платы и иных платежей за предыдущие перевозки, устранения угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств*(144).

Читайте так же:  Повторное привлечение к административной ответственности за длящееся

За просрочку доставки груза по договору воздушной перевозки перевозчик также уплачивает штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем половину провозной платы. Он освобождается от ответственности, доказав, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК).

На внутреннем водном транспорте за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не более половины провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 107 КВВТ). При этом ст. 109 КВВТ закреплен универсальный перечень конкретных обстоятельств, признаваемых основаниями освобождения перевозчика от ответственности сразу за несколько видов нарушений различных условий договора перевозки, включая и просрочку в доставке перевозимого груза (непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера; спасание жизней людей либо имущества на воде; военные действия; прекращение или ограничение движения судов).

На автомобильном транспорте ответственность за нарушение срока доставки груза установлена лишь для междугородных перевозок. В этих случаях автотранспортные организации уплачивают грузополучателям штраф в размере 12% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине. При этом общая сумма данного штрафа не может превышать 60% провозной платы (ст. 137 УАТ).

Отсутствие ответственности автоперевозчика за просрочку доставки грузов при городских и пригородных перевозках грузов, при которых просрочка в доставке груза продолжительностью до десяти дней (ср. ст. 139 УАТ) фактически вообще не считается нарушением, следует считать явным пробелом закона. Пока он может компенсироваться лишь путем включения условий о такой ответственности в конкретные соглашения, заключаемые перевозчиками с грузоотправителями или грузополучателями.

Конкретные меры ответственности за просрочку доставки груза по договору морской перевозки не предусматриваются в КТМ и могут быть установлены соглашением сторон. Однако ответственность перевозчика не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате (п. 2 и 5 ст. 170 КТМ), если иное не будет предусмотрено в соглашении сторон.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Верховный Суд усилил ответственность перевозчиков при осуществлении доставок грузов

9 июля 2018 г. 21:34

Автотранспортные операторы и экспедиторы должны нести большую ответственность перед заказчиками за доставку и сохранность грузов, а также за своевременность выполнения перевозок. Такие выводы следуют из новых разъяснений Верховного Суда.

Новые разъяснения

Постановление Пленума Верховного Суда РФ (ВС) от 26-го июня 2018-го года №26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» официально опубликовано 4-го июля в «Российской газете».

Как отметили в самом ВС, нынешние разъяснения призваны обеспечить единство судебной практики при рассмотрении дел, связанных с исками по исполнению договоров на доставку или экспедирование грузов (т.е. в случаях, когда одной из сторон дела выступает транспортный оператор или экспедитор грузов, а другой — грузовладелец). Иначе говоря, они должны служить прямой рекомендацией судам низших инстанций при принятии решений в рамках соответствующих дел.

Не в пользу перевозчиков

При внимательном изучении новых комментариев ВС можно сделать вывод об общем усилении ответственности перевозчиков и экспедиторов за доставку и сохранность грузов, а также за своевременность исполнения заказов.

Одной из самых принципиальных для перевозчиков стала позиция ВС, занятая им в вопросе степени ответственности перевозчиков перед своими контрагентами в случаях задержки доставки грузов. По мнению ВС, перевозчик обязан возместить косвенные убытки клиента, вызванные просрочкой доставки груза. Здесь суд занимает сторону грузовладельцев и грузоотправителей.

Судьи напомнили, что перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза (ст. 15, 393 ГК РФ). Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель, как сторона договора перевозки, вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, «в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю», — отмечается в постановлении.

Кроме того, отмечает ВС, согласно ч. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы «за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза». Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер провозной платы. «Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, возместил ли перевозчик убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки», — подчеркивается в постановлении.

Прочие разъяснения

Из других моментов, усложняющих положение перевозчиков и экспедиторов, можно выделить еще несколько.

Так, судьи напомнили про обязанности экспедиторов при приеме груза проверять информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения своих обязанностей (п. 4 ст. 4 Закона о транспортной экспедиции). «Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства», — заключил Верховный Суд.

Помимо этого, ВС подтвердил, что перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, ДТП, противоправных действий третьих лиц — например, в случае кражи груза.

Одновременно ВС постановил, что отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. «В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами», — говорится в разъяснении.

Мнение экспертов

Опрошенные редакцией портала «Грузовики и дороги» эксперты также сошлись во мнении, что, в целом, вышедшее постановление ВС в большей степени направлено на защиту интересов грузовладельцев. Особенно ярко это прослеживается по разъяснению в п. 24 (об обязанности перевозчика возместить убытки, вызванные просрочкой доставки груза).

Президент ГК «Итеко» Евгений Бабаев считает, что интересы транспортных операторов теперь становятся более ущемленными. Он и прежде обращал внимание коллег по отрасли на очевидное нарушение баланса интересов сторон в случаях, когда крупные торговые сети, используя свое доминирующее положение, включают в договоры с поставщиками крупные неустойки за задержку поставок, а те, в свою очередь, перевыставляют их затем на перевозчиков.

Читайте так же:  Публичные слушания по установлению публичного сервитута

«То есть мы имеем ту картину, когда, по сути, речь идет о механизме искусственного обогащения за счет перевозчика. И надо признать, что с точки зрения формального соблюдения буквы закона практика описанного механизма продумана весьма неплохо! Но все же налицо нарушение баланса интересов сторон, участников рынка», — заявлял ранее топ-менеджер «Итеко» и член Межотраслевого экспертного совета.

Глава правового управления «Итеко Россия» Марина Галявина также отмечает, что за последнее время в стране распространилась практика, которая, по сути, представляет собой схему «законного неосновательного обогащения» за счет перевозчиков. «Подобное положение дел неизбежно приведет к банкротству средних и мелких перевозчиков, обогащая и без того небедных сетевых ритейлеров», — подчеркнула она в комментарии порталу «Грузовики и дороги».

[1]

С представителями «Итеко» солидарен юрист Владислав Артамонов. По его словам, до выхода нынешнего постановления ВС за просрочку доставки груза предусматривался только штраф (согласно ч. 11 ст. 34 Устава автомобильного транспорта). «При этом штраф за просрочку воспринимался как исключительная неустойка. Данное утверждение основывается на исторически сложившихся обычаях делового оборота в отрасли автомобильной перевозки груза. И до настоящего времени дополнительное взыскание убытков за просрочку доставки груза согласно нормам «Устава об автоперевозках…» считалось незаконным», — говорит он.

Однако теперь ВС постановил, что «… перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза» (п. 15, ст. 393 ГК РФ). Данная неустойка носит штрафной характер и взыскивается независимо от того, возместил ли перевозчик убытки, причиненные просрочкой доставки груза, контрагенту по договору перевозки.

Ситуация осложняется тем, что постановления пленумов ВС РФ фактически имеют обратную силу, указывает Владислав Артамонов. Учитывая сокращенный срок исковой давности, становится легитимным взыскание в судебном порядке и/или добровольное погашение перевозчиками убытков за просрочку доставки груза не только на будущее время, но и за прошедший год.

«Причем убытки могут взыскиваться в неограниченном размере. Учитывая примеры, на понесенные убытки накладываются проценты за пользование чужими денежными средствами. Итого, за незначительное опоздание, порой по причинам, независящим от перевозчика, можно лишиться не только бизнеса, но и квартиры, дачи и всего остального, нажитого непосильным трудом дальнобойщика», — недоумевает юрист.

В свою очередь юрист компании «ГрузКонсалт» Антон Смородников также полагает, что постановление ВС ухудшает позиции перевозчиков. По его словам, до принятия нынешнего решения транспортные операторы раньше часто могли отбиться от этих требований, ссылаясь на ч. 1 ст. 400 ГК РФ и определение Конституционного Суда РФ от 2-го февраля 2006-го года №17. В соответствии с ними транспортная деятельность была приравнена к высокорискованным видам деятельности, вследствие чего уплате подлежала только штрафная неустойка за несвоевременную доставку груза.

«Теперь споры о взыскании убытков будут чаще заканчиваться победой взыскателей, а не перевозчиков. Самое интересное, что даже включение в договор перевозки условия о том, что перевозчик не возмещает убытки, вызванные просрочкой доставки груза, может быть признано судом ничтожным, так как ст. 37 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что такого рода соглашения являются недействительными», — указывает он.

По мнению заместителя генерального директора «Совтрансавто» Андрея Брашкина, новые разъяснения, в целом, не соответствуют ожиданиям перевозчиков и экспедиторов. «Стало хуже. Их ожидание оправдает только внесение изменения в действующее законодательство о транспортно-экспедиторской деятельности», — подчеркнул он в комментарии редакции портала «Грузовики и дороги».

Кроме того, отмечает он, часть разъяснений не только не вносит ясность в правовое регулирование отрасли грузовых автоперевозок, а напротив, добавляет неопределенности.

В целом, по словам Андрея Брашкина, напрашивается вывод, что акты, регулирующие транспортно-экспедиторскую деятельность, были недоработаны и не увязаны с законодательством, действующим на момент их принятия.

«Это приводит к коллизиям в трактовках судов, выражающимся в частой отмене решений одних инстанций другими. Самое главное — то, что невнятное регулирование вызывает неопределенность и несет реальные риски для экспедиторов», — заключает он.

Между тем, по мнению вице-президента Росийского автотранспортного союза и члена Межотраслевого экпертного совета Валерия Алексеева, тот некоторый перекос в «балансе сил», который неизбежно вносят в работу рынка грузовых перевозок последние решения ВС, можно исправить путем внесения соответствующих изменений в Устав автомобильного транспорта.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Эти изменения необходимо инициировать от Минтранса. И здесь Межотраслевой экспертный совет может сыграть свою роль. Это необходимо поправить», — подчеркнул он.

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза

В соответствии со ст. 97 УЖТ за просрочку доставки груза, перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку груза. Этой же статьей установлена ответственность перевозчика за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров. Он оплачивает пени в размере 9% платы за доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за доставку каждого порожнего вагона, контейнера.

При решении вопроса об ответственности перевозчика необходимо определить, с какого момента наступает просрочка. Прямого указания на этот счет УЖТ не содержит. Однако в нем имеется норма, устанавливающая случаи, когда груз считается доставленным в срок. Они закреплены в ст. 33 УЖТ и рассмотрены при анализе обязанности перевозчика по доставке груза в установленный срок [1] . Это случаи, связанные с обеспечением перевозчиком выгрузки груза до истечения указанного в договоре срока его доставки. Таким образом, идя от противного, можно определить, когда наступает просрочка, за которую перевозчик несет ответственность. При этом следует учитывать, что в соответствии с Уставом неполные сутки просрочки считаются за полные.

Перевозчик несет ответственность за просрочку доставки груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных УЖТ обстоятельств, перечень которых закреплен в ч. 1 ст. 29. К ним относятся непреодолимая сила, блокада, эпидемии, военные действия или иные независящие от перевозчиков обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок. Вследствие перечисленных обстоятельств перевозчик может временно прекратить или ограничить погрузку и перевозку груза с немедленным уведомлением об этом в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, который устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и уведомляет об этом перевозчика.

Все необходимые документы, подтверждающие основания и факт временного прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, должны быть представлены перевозчиком при решении вопроса о его ответственности за просрочку доставки груза.

Ответственность перевозчика за нарушение обязательств в связи с использованием вагонов, контейнеров

Перевозчик несет ответственность за самовольное использование вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю (ст. 99 УЖТ). За данное нарушение он уплачивает в 10-кратном размере штрафы, установленные ст. 100, 101 УЖТ за задержку вагонов, контейнеров. В соответствии со ст. 100 УЖТ за каждый час простоя:

  • – вагона установлен штраф в размере 0,2 МРОТ;
  • – цистерны, цементовоза, бункерного полувагона, минераловоза и других специализированных вагонов размер штрафа увеличивается в два раза по сравнению с предыдущим;
  • – рефрижираторного вагона и транспортера размер штрафа увеличивается в три раза.
Читайте так же:  Решение учредителя об увольнении генерального директора образец

Статьей 101 УЖТ установлены штрафы за каждый час задержки универсального контейнера:

  • – 0,01 МРОТ за контейнер массой брутто менее 5 тонн;
  • – 0,04 МРОТ за контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно;
  • – 0,1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.

УЖТ регулирует также ответственность перевозчика за задержку вагонов. В ч. 2 ст. 100 УЖТ конкретизируются виды действий перевозчика, связанные с задержкой вагонов по его вине, за совершение которых установлена ответственность. Это:

  • – задержка подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути;
  • – задержка уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика;
  • – задержка приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.

При совершении одного из перечисленных действий перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 МРОТ за каждый час задержки каждого вагона. По закону штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренного в ст. 100, увеличивается в два раза. За задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров он увеличивается в три раза.

Законом на перевозчика возложена ответственность за повреждение или утрату вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, другим юридическим или физическим лицам. Он обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик обязан возместить убытки, понесенные владельцем вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.

По требованию владельца вагонов, контейнеров перевозчик обязан предоставить соответствующие вагоны, контейнеры во временное бесплатное пользование и в случае невозвращения владельцам утраченных вагонов, контейнеров но истечении трех месяцев передать предоставленные во временное бесплатное пользование вагоны, контейнеры в собственность грузоотправителей, грузополучателей, других юридических и физических лиц. Передача вагонов, контейнеров осуществляется с согласия собственника утраченных вагонов, контейнеров (ст. 105 УЖТ).

Перевозчик несет ответственность за подачу под погрузку порожних неочищенных вагонов контейнеров без согласия грузоотправителя. За указанное нарушение он уплачивает грузоотправителю штраф в размере 45 и 15 МРОТ соответственно за вагон и контейнер (ч. 2 ст. 103 УЖТ). В случае если перевозчиком поданы с согласия грузоотправителя под погрузку порожние неочищенные вагоны, контейнеры, вагоны с открытыми люками, дверьми, неснятыми приспособлениями для крепления грузов, он должен возместить грузоотправителю лишь затраты за выполненные им соответствующие работы.

Принципы правового регулирования договора международной перевозки: период и размер ответственности перевозчика за нарушение срока доставки груза.

Договор перевозки – это соглашение между отправителем и перевозчиком, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить груз в установленное место и время за вознаграждение, а отправитель обязуется предоставить груз и оплатить услуги по договору.

Ответственность перевозчика за груз. Перевозчик несет ответственность за груз с момента приема груза к перевозке до момента выдачи груза получателю. Накладная подтверждает факт перевозки и фиксирует момент начала ответственности перевозчика по грузу. Перевозчик несет ответственность за количество и внешнее состояние принятого к перевозке груза. Любые односторонние оговорки юридической силы не имеют. Если опломбированный контейнер, то перевозчик несет ответственность за состояние контейнера и целостность пломбы.

Период. Перевозчик несет императивную материальную ответственность за груз с момента приема груза к перевозке до момента выдачи груза получателю. При подписании накладной или коносамента ставится дата, она фиксирует начало периода ответственности. Конец периода ответственности определяется тем же самым документом, но фиксируется по дате подписи получателя на экземпляре перевозчика.

Размер ответственности перевозчика. 2 способа определения стоимости:

[3]

1) по контрактной цене — данный способ нормативно обозначен в ГК РФ (ст796) + в транспортных уставах и кодексах + СМГС (ст25). Контрактная цена товара отражает лишь договоренность сторон.

2) по рыночной цене — зафиксировано в мн транспортных конвенциях (за вычетом СМГС); перевозчик обязан возместить рыночную стоимость на дату и место приема груза к перевозке.

Предел ответственности перевозчика.

Предел ответственности – это та сумма за один кг массы брутто или за одно место или единицу отгрузки, выше которой перевозчик не возмещает ущерб ни одной из сторон перевозки.

Перевозчик действительно возмещает фактическую стоимость утраченного товара или его части, но не выше определенных соответствующими нормативными актами значений пределов ответственности. По разным конвенциям предел ответственности в СДР разный: 1сдр = 1,47usd

· Автомобильный транспорт. По КДПГ – 8,33 СДР за кг брутто груза. Морской. Гамбургские правила– 2,5 СДР за кг брутто или 835 СДР за одно место груза или отгрузки. По Гаагско-Висбийским – 2 СДР за кг брутто или 666,67 СДР за одно место груза

· Воздушный. 17 СДР за кг. За место не определяется.

· Ж/д. По СМГС нет. CIM-Cotif – 17 СДР за кг за единицу или место не определяется.

· Внутренний водный – Будапештская конвенция – 2 СДР за кг. Или 20000SDR за 20-ти тонный контейнер с грузом.

· Интермодальный. Правила МТП ЮНКТАД: если включает морским или внутренним водным, то 2 СДР за кг. Если водный не включен, то 8,33 СДР Если конвенция о смешанных перевозках: Если есть водный транспорт – 2,5 СДР за кг или 925 СДР за место.

Ответственность перевозчика за нарушение срока.Груз доставлен без коммерческих повреждений, но в иной, более поздний, нежели указанный в договоре, срок. В случае нарушения срока доставки перевозчик должен выплатить штраф, который квалифицируется как исключительная неустойка (выплата исключительной неустойки исключает возможность иных требований).

Исключительная неустойка исчисляется от размера провозных платежей.

Базой для исчисления неустойки является размер полученной перевозчиком вознаграждения. По СМГС – не более 30% провозных платежей

CMR – не больше провозных платежей

CIM-COTIF – не может превышать 4-х кратный размер провозных платежей

МТП ЮНКТАД – интермодальные – не более 2,5-кратного размера провозных платежей. Будапештская конвенция считает, что провозные платежи нужно оставить – перевозчик не штрафуется.

Юридическая гибель груза.

Нормативными актами определены сроки доставки, превышение которых означает юридическую гибель груза для отправителя или получателя. Это означает, что при превышении обозначенных сроков можно требовать от перевозчика возмещения по грузу как за его полную утрату. Юридическая утрата груза может быть никак не связана с фактической утратой груза (На ж/д – 30 суток. Воздушный – 7 суток. Авто – 30 дней. Интермодальный – 90 дней. В авто иногда не указывают срок доставки – тогда 60 дней с даты заключения договора)

Читайте так же:  Судебные решения мировых судей по административным делам

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9167 —

| 7243 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки грузов

Ст. 785 по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Перевозчик отвечает за:

· нарушение сроков доставки;

· утрата груза (перевозчик не может выдать его в течение 30 дней, в смешанных перевозках — 4 месяца со дня приема груза и перевозки; авиатранспорт — 10 дней), автотранспорт на пригородном сообщении -10 дней).

Если груз не выдается, он признается утраченным. Если по истечении этого срока груз нашелся -грузополучатель может принять этот груз; порча груза — ухудшение его качества (изменение химического или биологического состава); повреждение груза; недостача (наличие разницы в весе и количестве принятого и доставленного груза).

Ответственность перевозчика строится по принципу вины, которая ст. 796 ГК п. 1 Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В законодательстве закреплена презумпция виновности перевозчика. Перевозчик должнен доказывать свою невиновность. Перечень обстоятельств, превращающих презумпцию невиновности в презумпцию невиновности:

• для железнодорожного транспорта ст. 109 Устава ж/д (груз прибыл в исправном составе и с исправными пломбами грузоотправителя)

• недостача произошла в связи с естественными свойствами, связанными с перевозкой в открытом подвижном составе;

• сопровождение представителем грузоотправителя). Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности: Ст. 108 Устава ж/д:

• особые, естественные свойства груза;

• груз повышенной влажности.

Перевозчик несет ответственность лишь в размере стоимости имущества. Упущенная выгода не возмещается. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

· в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

· в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

· в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах не сохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Стороны за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Ответственность перевозчика наступает только при наличии вины в случаях:

просрочки доставки груза;

самовольного занятия, повреждения или утраты вагонов, принадлежащих отправителям или арендаторам;

использования груза для своих нужд;

несохранности груза после принятия его для перевозки и хранения его до выдачи грузополучателю, а так же за иные нарушения в соответствии с правилами перевозки.

Ответственность грузоотправителей и грузополучателей наступает в случаях:

отказа или неправильного оформления накладной;

самовольного использования транспортных средств;

повреждения средств перевозки;

предъявления груза, запрещенного к перевозке или требующего при перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойств груза, а также за иные нарушения в соответствии с правилами перевозки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответственность может быть в форме возмещения убытков, уплаты неустойки и штрафа, размер которых определяется договором.

Источники


  1. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  2. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.

  3. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
  4. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
  5. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки грузов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here