Отличие транспортных услуг от транспортно экспедиционных услуг

Полезная информация по теме: "Отличие транспортных услуг от транспортно экспедиционных услуг". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Отличие транспортных услуг от транспортно экспедиционных услуг

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 785. Договор перевозки груза
1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Tаким образом, если осуществляется перевозка, то это должно быть оформлено договором перевозки.

Vitaly Vas + 1.Экспедитор как правило не является владельцем техники. Он действует по поручению клиента имеет право заключения от имени клиента организовать перевозку груза. Вы не можете заключить договор перевозки груза не имея транспорта. 30 июня 2003 года N 87-ФЗ

О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят
Государственной Думой
11 июня 2003 года

Отличие транспортных услуг от транспортно экспедиционных услуг

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

ООО оказывает транспортно-экспедиторские услуги, находится на УСН (15%) и выставляет счета и акты на оказанные услуги с указанием общей суммы, в которую входит стоимость за услуги сторонних организаций (третьих лиц), которых ООО-экспедитор привлек к выполнению необходимых работ по перевалке груза, работ в порту и других необходимых работ, помимо этого, по договору возмездного оказания услуг ООО-экспедитор выставляет счета и акты на дополнительные расходы (не зависящие от работы самого экспедитора), такие как хранение груза, простои и т.д. Дополнительные расходы выставляются клиенту отдельно с приложением подтверждающих документов (выставленных в адрес ООО-экспедитора копий счетов-фактур, актов и т.д.). Таким образом, доход формируется за счет общей суммы и дополнительных расходов (которые как бы перевыставляются клиенту). Доходы уменьшаются на сумму выставленных счетов от организаций (третьих лиц), привлеченных к работе по транспортно-экспедиционному обслуживанию, в том числе и на дополнительные расходы, а также на заработную плату сотрудников и на другие расходы самого экспедитора, таким образом формируется прибыль по УСН. Клиенту, которому оказывается услуга, выдаются на руки: поручение экспедитора с отметкой о получении данного документа, счет и акт выполненных работ (указывается сумма, равная ставке, умноженной на тонны), а также счет и акт на дополнительные расходы с приложением подтверждающих документов (копии заверены). Дополнительные расходы — это расходы, возникшие по вине самого клиента (например, не было нужного документа, товар из-за этого разместили на временное хранение).
В чем отличие договора транспортной экспедиции от договора возмездного оказания услуг?
Можно ли детализировать условия о цене договора транспортной экспедиции с выделением сумм всех расходов (на этом настаивает клиент экспедитора)?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

25 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Отличие транспортной компании от транспортно-экспедиторской

Услуги автомобильных грузоперевозок сегодня широко востребованы, а спрос, как известно, порождает все новые и новые предложения. Многочисленные транспортные компании СПб и России ежедневно перевозят десятки тонн грузов, однако далеко не все они оказывают услуги по экспедированию – это прерогатива так называемых транспортно-экспедиторских компаний. Давайте разберемся, в чем заключается ключевое различие между компаниями просто транспортными, транспортно-экспедиторскими и транспортно-экспедиционными. Вы же не хотите терять впустую время, обращаясь к тем, кто в силу своего статуса и выполняемых видов работы не в состоянии наиболее тщательно выполнить Ваш заказ.

Итак, транспортные компании СПб просто перевозят грузы. Их дело – подать к установленному часу автомобиль по указанному адресу и доставить груз туда, куда укажет клиент. До недавнего времени именно так работало большинство российских перевозчиков грузов. В их автомобильном парке чаще всего имеются все необходимые транспортные средства и прицепы, расценки – невысоки, но говорить здесь о полной ответственности грузоперевозчика за доверенный ему груз можно не всегда.
В последние годы на рынок грузоперевозок вышли транспортно-экспедиционные компании. По сути – это посредники, в функции которых входит принять заказ у клиента и найти того, кто в состоянии его выполнить.

Транспортно-экспедиторская компания в большинстве случаев наиболее точно подходит тем, кто желает перевезти груз быстро, аккуратно и в полной сохранности. Экспедирование – профессиональное сопровождение грузов. Транспортно-экспедиторская компания предоставляет специальное лицо – экспедитора – которое сопровождает груз клиента на всем пути следования, обеспечивая ему полную сохранность и безопасность. При этом в роли экспедитора может выступать как непосредственно водитель, так и другой сотрудник, несущий ответственность за вверенную ему партию груза. Как правило, транспортно-экспедиторские компании располагают собственным автопарком (в отличие от экспедиционных фирм, в большинстве случаев заключающих договор на обслуживание с различными перевозчиками и, по сути, являющихся посредниками между клиентом и транспортной компанией).

Таким образом – выбор за Вами. Но мы рекомендуем, если Вам особенно дорога безопасность Вашего груза, пользоваться услугами транспортно-экспедиторских компаний. Возможно, это чуть дороже. Зато выше уверенность в том, что груз прибудет точно в срок и в идеальном состоянии.

Читайте так же:  Чем подтвердить право собственности на движимое имущество

Чем транспортно-экспедиционные услуги отличаются от привычных грузоперевозок?

Ответ:

Перевозка груза в самом простом ее понимании – это просто доставка товара из одного пункта в другой. Транспортно-экспедиционные услуги – это особый вид работ. Предоставляющая их компания не просто обеспечивает доставку груза. Ее работники выбирают оптимальный по вместительности транспорт, выполняют загрузку, специалисты-экспедиторы сопровождают груз на протяжении пути. Также к транспортно-экспедиционным услугам относится выбор маршрута, оформление документов, страхование груза, а при необходимости – и другие работы, о которых заказчик и исполнитель договариваются заранее. Иными словами, транспортно-экспедиционные услуги — это целый комплекс действий, позволяющих провести перевозку с большой выгодой для заказчика.

Энциклопедия решений. Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции

Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В отличие от договора перевозки, экспедитор (сторона договора транспортной экспедиции) не принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения и выдаче его получателю. Он обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, например, организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также исполнить другие обязанности, связанные с перевозкой. Кроме того, договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но и с грузополучателем (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Если экспедитор, помимо оказания услуг, связанных с перевозкой груза, принимает на себя обязательство по непосредственной доставке груза в пункт назначения, это означает, что между сторонами заключен смешанный договор, содержащий элементы как транспортной экспедиции, так и перевозки. Заключение такого договора является правом сторон и соответствует закрепленному в ст. 421 ГК РФ принципу свободы договора. К такому договору в соответствующих частях будут применяться правила о договорах, элементы которых содержатся в этом договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ, см. также постановление Четырнадцатого ААС от 07.06.2011 N 14АП-2945/11).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок » Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки » — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере гражданского права

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности

Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки

При подготовке Информационного блока «Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки» использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, П. Ериным, Ю. Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.

Логистика и экспедирование – есть ли отличия?

Термины «логистика» и «экспедирование»… Большинство людей твердо уверены в том, что значат они одно и то же. Так ли это? Не совсем.

Начнем с того, что сама по себе логистика – это часть экономической науки, основная задача которой состоит в продвижении товаров и услуг от производителей к потребителям. Экспедирование же предполагает сопровождение перевозимого груза на всем пути и решение вопросов, возникающих при этом. Согласитесь, определения совсем разные. Ошибиться может только человек неопытный, совсем не знакомый с данными терминами.

Совершенно очевидно, что логистика – понятие более широкое. Логисты отвечают за упаковку товара, подбор подходящего транспорта, непосредственно перевозку и поддержку связи на всем пути следования для получения промежуточной, а затем и конечной информации. Кроме того, они несут ответственность за организацию складского хранения, а также за решение любых других вопросов, возникающих в процессе доставки груза.

Экспедиторы, в свою очередь, это люди (чаще всего непосредственно водители автомобилей), отвечающие за выполнение только части вышеперечисленные задач. Если говорить точнее, то в их обязанности входит подбор специальной техники, проектирование маршрута и оформление необходимых документов. Впрочем, так бывает далеко не всегда. Нередко эти специалисты выполняют лишь две функции: управления транспортом и поддержания связи для сообщения о состоянии груза и возникающих в пути проблем.

Понятия логистики и экспедирования действительно сильно отличаются. Но зачастую, когда их сравнивают, под логистикой подразумевают лишь ее подвид – транспортную логистику. Этот термин обозначает систему организации доставки каких-либо предметов из точки А в точку Б по оптимальному маршруту и с минимальными затратами. Он уже гораздо ближе к экспедированию. И потому эти два определения перепутать гораздо проще. Между ними сложно установить четкие границы.

Читайте так же:  Приказ о проведении противопожарного инструктажа образец

В задачи транспортной логистики входит выбор типа и вида транспортного средства, планирование рационального пути, подбор складов на пути следования и расчет времени (чтобы не возникало проблем при транспортно-складском процессе). Экспедирование, в свою очередь, предполагает выполнение следующих действий: поиск подходящей спецтехники, составление маршрута доставки и оформление необходимых документов (что особенно важно при перевозке груза через границу).

На сновании вышесказанного можно сделать вывод, что главное отличие логистики — в организации складского процесса и в том, что она не занимается сбором документации. Но это не совсем верно. Зачастую экспедиторы заранее договариваются о местах временного хранения груза, а логисты помогают своим заказчикам в оформлении необходимых бумаг. Поэтому однозначно можно сказать только одно — четких границ между экспедированием и логистикой (точнее, транспортной логистикой) не существует. И именно по этой причине при обращении к каждому из специалистов вам следует уточнить, какие именно услуги он предоставляет.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы

Договор транспортной экспедиции (далее — договор ТЭ) предполагает осуществление или организацию исполнения на возмездной основе одним участником договора — экспедитором конкретных действий (услуг), сопутствующих транспортировке груза, другому участнику, который обязан данные услуги оплатить. Подробнее о таком договоре — в статье «Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов».

К таким услугам могут относиться:

  • определение схемы транспортировки груза;
  • подписание соглашения о перевозке груза;
  • отправление и погрузка груза, временное хранение;
  • оформление таможенных деклараций и др.

Порядок осуществления ТЭ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА):

  • гл. 41 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — закон 87-ФЗ);
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, принятыми постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554.

В договоре перевозки участвуют 2 стороны: грузоотправитель/пассажир и перевозчик. В обязанности последнего входит возмездное осуществление транспортировки имущества (груза) или физического лица из пункта А в пункт Б.

Общие положения договора перевозки определяются гл. 40 ГК РФ, а также специальными актами в зависимости от типа транспорта. Например, Воздушным кодексом РФ, Кодексом торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ), Уставом автотранспорта и городского наземного электрического транспорта и др.

Подробнее о перевозке имущества рассказывается в статье «Договор перевозки груза — существенные условия, образец».

Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки

В рамках ГК РФ договор ТЭ и договор перевозки представляют собой два самостоятельных соглашения.

Вместе с тем в правовой доктрине существует точка зрения, согласно которой договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.

При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основное различие двух договоров проводится по их предмету. Так, договор перевозки не предполагает оказания перевозчиком каких-либо вспомогательных услуг, помимо фактического перемещения имущества или физического лица. В договоре ТЭ данные услуги относят к существенным условиям, без согласования которых соглашение может быть признано незаключенным.

Различия ТЭ и перевозки также проявляются:

  • в правах и обязанностях экспедитора и перевозчика (например, экспедитор обязан собрать все необходимые бумаги и найти перевозчика для реализации транспортировки имущества, а перевозчик обязан лично произвести транспортировку);
  • документах, сопровождающих экспедицию и перевозку;
  • ответственности экспедитора и перевозчика.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отличие договора ТЭ от договора перевозки заметно при определении момента заключения договора. Договор ТЭ является консенсуальным и считается заключенным после проставления сторонами подписей, а договор перевозки, как правило, признается реальным и заключается в момент получения перевозчиком имущества.

В отличие от договора перевозки, где перевозчик обычно действует от своего имени, экспедитор по договору транспортной экспедиции может действовать любым из следующих способов:

  • на основании доверенности от лица заказчика, который должен оплатить услуги экспедитора и возместить последнему понесенные затраты;
  • от своего имени без доверенности, все затраты при этом ложатся на заказчика;
  • частично от своего имени (осуществлять такие действия, как, например, ведение переговоров), частично — от имени заказчика по доверенности (например, заключать договор).

Ответственность экспедитора и перевозчика

Экспедитор и перевозчик осуществляют определенные действия с вверенным им имуществом. Однако ответственность перевозчика за невыполнение или недолжное выполнение условий договора перевозки, в том числе за потерю, изменение количества или качества имущества в худшую сторону, имеет ограниченный характер и устанавливается в следующих размерах (ст. 796 ГК РФ):

  • цены потерянного имущества или багажа (в том числе при невозможности его восстановления);
  • суммы, на которую произошло снижение цены имущества при нанесении ему ущерба;
  • суммы объявленной стоимости имущества при его потере.

Ответственность экспедитора больше ответственности перевозчика и устанавливается общими нормами гл. 25 ГК РФ. Вместе с тем при реализации международных перевозок ответственность экспедитора может носить специальный характер, а именно:

  • В размере 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, определенную ст. 6 закона 87-ФЗ, за невыполнение условий соглашения, кроме времени осуществления экспедиторских услуг. Данная норма не применяется, если причиной нарушения стали деятельность или бездеятельность экспедитора, выполненная умышленно или по грубой неосторожности.
  • В размере 2 расчетных единиц за кг всей массы потерянного, не хватающего или попорченного имущества.

ВАЖНО! Осуществление третьими лицами обязательств экспедитора не избавляет его от ответственности. Однако в том случае, если причинами нарушения условий договора ТЭ являются действия перевозчика, ответственность экспедитора будет определяться по правилам ответственности перевозчика (ч. 2 ст. 6 закона 87-ФЗ).

Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки

Документами, подтверждающими заключение договора ТЭ, являются:

  • поручение экспедитору с информацией о порядке предоставления экспедиционных услуг и сведениями о перевозимом имуществе (наименовании, массе, количестве и других параметрах);
  • расписка экспедитора, которая свидетельствует о принятии экспедитором груза;
  • складская расписка, составляющаяся в случае принятия перевозимого имущества на хранение.
Читайте так же:  Приказ об инвентаризации товарно материальных ценностей образец

Формы данных документов установлены приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оформления…» от 11.02.2008 № 23.

Подробнее о том, как составляется экспедиторская расписка, рассказывается в статье «Образец заполнения экспедиторской расписки».

Кроме того, стороны договора ТЭ могут составить:

  • акт оказанных услуг;
  • отчет экспедитора.

Отчет экспедитора включает сведения о порядке оказания экспедиционных услуг, о полученных финансовых средствах и расходах экспедитора, величине его гонорара. При заключении экспедитором договора перевозки к отчету могут быть приложены транспортная накладная, копия или оригинал договора с перевозчиком и прочие бумаги.

В зависимости от типа транспорта заключение договора перевозки может быть подтверждено одним из следующих документов:

  • транспортная накладная;
  • коносамент;
  • грузовая или почтовая накладная.

Коносамент и накладная, по сути, включают в себя сведения, содержащиеся в экспедиторских документах: информацию о перевозимом имущества и порядке выполнения перевозчиком его обязательств.

Отличие договора фрахтования от договора перевозки

Договор фрахтования (чартер) представляет собой вид договора перевозки. Основным его отличием является предоставление перевозчиком (фрахтовщиком) клиенту (фрахтователю) для перемещения груза или пассажиров все транспортное средство или его некоторые части — кабины и т.д. (ст. 787 ГК РФ).

Необходимыми условиями договора фрахтования обычно являются (ст. 120 КТМ РФ, ч. 2 ст. 127 Устава автомобильного транспорта):

  • названия сторон;
  • наименование транспортного средства;
  • сведения о перевозимом имуществе;
  • места погрузки и доставки имущества;
  • размер вознаграждения фрахтовщика;
  • конкретный или неопределенный круг перевозимых пассажиров;
  • срок осуществления транспортировки;
  • правила допуска пассажиров на транспорт;
  • другие сведения.

Фрахтователь может сам использовать предоставленный ему транспорт или после получения одобрения от перевозчика передать свои права иным лицам, что влечет распределение ответственности между таким лицом и фрахтователем (ст. 121 КТМ РФ).

Подробнее о договоре фрахтования рассказывается в статье «Договор фрахтования транспортного средства (образец)».

Таким образом, договор транспортной экспедиции и договор перевозки являются не зависимыми друг от друга соглашениями, чьи различия проявляются в предмете правоотношений, правах, обязанностях и ответственности участников, а также документах, подтверждающих заключение данных договоров.

Особенности и отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки

Компания может составить один из двух документов для перевозки грузов – договор перевозки и договор транспортной экспедиции, базовые отличия которых всегда надо помнить. Понимание взаимосвязи этих бумаг между собой и наличие знаний касательно их характерных особенностей позволяет подобрать наиболее предпочтительный вариант для каждой стороны по отдельности.

Основные понятия

Главной особенностью договора перевозки является то, что он может заключаться между транспортной организацией и собственником товара, который надо доставить. В качестве первой может выступать как индивидуальный предприниматель, так и фирма. Владелец груза также может являться либо частным лицом, так и отдельной компанией, определяющей пункт назначения. При оказании профильных услуг получатель или отправитель груза обязан выплатить вознаграждение за успешно выполненную работу. Стоимость оговаривается заранее.

Заключить договор на доставку груза можно в следующем виде:

  • товарно-транспортная накладная, либо другие документы, указанные в кодексах, которые соответствуют виду применяемого транспортного средства;
  • обычный билет, который выдается пассажирам при их перевозке, либо соглашение, составленное в письменном виде. В последнем случае документ составляется в ситуациях, когда в качестве заказчика выступает не частное лицо, а организация.

Обратите внимание! Заказчик обязан доставить пассажиров или груз в нужное место в заранее оговоренный срок. При этом всю ответственность за причинение физического вреда людям или повреждение вещей при перевозке берет на себя исполнитель договора, в качестве которого выступает юридическая компания, выполняющая заказанные услуги.

Отправитель предоставляет компании-исполнителю полный пакет сопроводительных документов. Одной из форм, по которой составляется такое соглашение, является чартер (договор фрахтования). Заключая его, фрахтовщик обязан передать автомобиль с экипажем и водителем другой стороне, именуемой фрахтователем. Базовые особенности и условия оказания услуг устанавливаются между сторонами в индивидуальном порядке.

Договор транспортной экспедиции составляется между организацией или частным лицом, которое берет на себя ответственность, связанную с выполнением и организацией перевозки груза получателю. Если в качестве перевозчика выступает экспедиторская фирма, она обязана иметь действующую лицензию, открытую в профильных государственных органах. Выполнение услуг при просрочке или отсутствии лицензии является невозможным.

Экспедиторы также могут оказывать следующий набор дополнительных услуг:

  • сбор всех необходимых бумаг, которые понадобятся для перевозки пассажиров или грузов;
  • заключение официального соглашения с перевозчиком;
  • проверка правильности разгрузки и погрузки транспортных средств;
  • полное сопровождение, вплоть до прибытия в назначенное место.

Существуют 3 базовые категории договора транспортной экспедиции:

  • комиссии. Наличие этого документа дает исполнителю право действовать от своего имени, представляя при этом интересы заказчика услуги;
  • поручения. Экспедитор выполняет все операции от имени владельца груза;
  • агентский договор. Это усредненный вариант, предусматривающий возможность выполнения работ любым способом, который подходит для клиента.

Общие моменты

Эксперты гласят о том, что договор перевозки и составляемый договор транспортной экспедиции являются взаимными. Это значит, что после их заключения каждая сторона получает индивидуальные обязанности, обязательные для выполнения. Как первый, так и второй документ предусматривает оплату за оказанные услуги. Все компании, занимающиеся осуществлением работ в определенной сфере деятельности, составляют публичные договоры. Все договоры являются реальными. Особенностью реального договора является то, что одна сторона должна произвести передачу пассажиров или груза другой стороне.
Читайте так же:  Основные и вспомогательные виды разрешенного использования

Итоговой задачей заключения каждого вида договора является перевозка вещей или пассажиров до получателя. Каждый документ всегда заключается в письменной форме заказчиком, нуждающимся в оказании услуг. В документации также указываются все реквизиты, печати и подписи организаций/индивидуальных предпринимателей, занятых выполнением потребовавшейся услуги.

Базовые отличия

Теперь предлагаем ознакомиться с тем, в чем заключается отличие договора того или иного типа. Если договор перевозки ставит перед собой задачу напрямую осуществлять транспортировку вещей, выданных владельцем, до места прибытия, в договоре экспедиции формируется процесс перевозки и сбор нужной документации, требуемой для ее осуществления. В качестве предмета договора в первом случае выступает непосредственно транспортировка, выполняемая посредством специального автомобиля в обусловленное время; во втором – посредничество при перевозке.

Документ о перевозке предусматривает наличие всего двух сторон – исполнителя и заказчика, являясь при этом прямым основанием для организации доставки. Вторая бумага имеет более сложную схему в виде заказчика, исполнителя и посредника, выполняя функцию стимула для дальнейшей перевозки. Если в первом случае перевозчик ставит перед собой задачу перевезти груз в целостном и сохранном виде, экспедиторы имеют более широкий круг обязанностей. Здесь надо сначала найти оптимальную кандидатуру перевозчика, имеющего право, возможность и желание заняться проведением подобной операции, собрать все нужные бумаги, проследить за тем, чтобы стороны выполнили свои функции. Экспедитор также может взяться за сопровождение определенных категорий грузов.

Из сказанного выше можно заметить, что разница заключается в направленности документов между собой. Договор экспедиции – это более универсальное соглашение. Интересно, что компании, составившей договор экспедиции, потом придется составить и договор о транспортировке.

Нюансы выбора

Зная все особенности того и иного вида документа, выбор следует делать с учетом следующих факторов:
  • отсутствие или наличие свободного времени у заказчика для поиска перевозчика своими силами и составления договорной документации. Если время ограничено, лучше всего связаться с экспедиторской компанией;
  • наличие в компании-заказчика сотрудника, решающего вопросы, связанные с транспортировкой грузов, их погрузкой, разгрузкой на месте, разработкой кратчайшего и удобнейшего маршрута передвижения, сбором полного пакета документов и так далее. Если такой специалист отсутствует, надо обратиться к профессионалам, которые перевезут груз и предварительно соберут документацию;
  • ценовые категории. Если компания, являющаяся собственником вещей, имеет ограниченный запас денег, от договора экспедиции следует отказаться. При этом следует помнить, что все организационные вопросы придется решить своими силами;
  • необходимость предоставления дополнительного набора услуг, справиться с которыми может только экспедиторская компания. Если она имеется, придется обращаться к профессионалам.

Выводы

Основное различие заключается в том, что договор транспортной экспедиции более выгоден для клиента, так как он дает возможность воспользоваться рядом дополнительных услуг, включая прямую транспортировку. С другой стороны, договор перевозки отличается конкретным предназначением по сравнению с договором экспедиции, из-за чего вероятность возникновения конфликтных ситуаций значительно уменьшается.

Поскольку в соглашении на перевозку четко указываются базовые аспекты, при выборе в его пользу не появятся разногласия. А если они и будут, стороны будут знать о своих правах, что поможет успешно разрешить спор.

Отличие транспортных услуг от транспортно экспедиционных услуг

Отличия и взаимосвязь договоров перевозки и транспортной экспедиции

Термин «логистика» ранее был известен лишь небольшому кругу специалистов в этой области, но со временем это понятие приобрело более широкое распространение.

В наиболее развитых государствах логистика представляет собой достаточно прибыльный сегмент экономики. В среднем мировой транспортный рынок оценивается приблизительно в $3 триллиона, что составляет почти 7% от мирового ВВП. В Ирландии этот показатель составляет 14,2%, а в Германии 13%.

В целях развития и контроля дейтельности в сфере логистики, ка ждое государство регулирует логистику на законодательном уровне. В гражданском кодексе многих стран установлены основные нормы в сфере транспорта, и Казахстан не исключение.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан (далее — «ГК РК») логистика контролируется двумя основными главами: главой 34 определены понятия, требования, права и обязанности сторон договора перевозки, а транспортная экспедиция была выделена законодателем в отдельную главу 35 вышеуказанного кодекса.

В данной статье будут рассмотрены основные отличия договора перевозки от транспортной экспедиции и их взаимосвязь.

ГК РК содержит определение договора перевозки груза, которое состоит в следующем: по договору перевозки груза, одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, согласно договору или тарифу. Договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента , товарно-транспортной накладной или иными документами на груз, предусмотренными законодательными актами о транспорте . В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также иные условия организации перевозки.

В то же время, согласно статье 708 ГК РК, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — отправителя груза, получателя груза или иного заинтересованного в услугах экспедитора лица) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

Таким образом, одним из отличительных признаков вышеуказанных договоров являются заключающие их лица: правоотношения по договору перевозки, как правило, возникают между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией, которая будет перевозить груз в пункт назначения, в то время как договор транспортной экспедиции заключается между экспедитором и любым заинтересованным в услугах экспедитора лицом.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, страхование груза, а также выполнение иных операций и услуг. С согласия клиента экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы клиента, учитывая при этом интересы клиента, уровень тарифов и сроки доставки. По договору перевозки грузов такими широкими полномочиями перевозчик, как правило, не обладает, ибо в нем фиксируются вид транспорта и иные условия доставки, а сопутствующие перевозке формальности зачастую отнесены к бремени грузоотправителя.

Читайте так же:  Присвоение квалификационной категории педагогическим работникам

В договоре перевозки стороны именуются, как «перевозчик» и «грузоотправитель» или «заказчик», а в договоре транспортной экспедиции — «экспедитор» и «клиент».

Представление услуг по перевозке опасных грузов, багажа, крупногабаритных грузов, речным, морским, автомобильным, железнодорожным видами транспорта подлежит лицензированию. При осуществлении экспедирования законодательством Казахстана лицензирование не предусмотрено.

Кроме того, статья 706 ГК РК устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора в порядке, предусмотренном законодательными актами . При этом, необходимо отметить особый срок исковой давности по договорам перевозки: в отличие от общего срока давности в три года, по договорам перевозки данный срок составляет один год. В договоре транспортной экспедиции подобный особый срок исковой давности не установлен, и применяется общий трехлетний срок.

Многие правоведы и юристы высказывают свое мнение касательно договоров перевозки и транспортной экспедиции, их взаимосвязи и отличиях. Так, Г.П. Савичев о договоре транспортной экспедиции пишет: «Сам по себе договор транспортной экспедиции, лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспорта, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств».

В современной юридической литературе также можно встретить мнение, о том, что перевозчик может исполнять обязанности экспедитора лишь в отношении другого перевозчика. В.Т. Смирнов считает, что отношения между перевозчиком и экспедитором могут складываться двумя способами: 1) когда перевозчик выступает в роли экспедитора по отношению к другому лицу; 2) когда перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке и в данном случае, экспедиция смешивается с перевозкой, имея одинаковый субъектный состав.

Взаимосвязь транспортной экспедиции и перевозки можно проследить и в том, что порой обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком.

В Советском союзе экспедиционная деятельность не была регламентирована законодательно, за исключением гражданских кодексов нескольких республик. Так, Гражданский кодекс Казахской ССР (ст. 177) содержал перечень фактических действий, осуществляемых экспедитором. Однако, такой вид перевозки, как автоперевозка, в данном кодексе отсутствовал.

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года также не упоминалось об автомобильных перевозках. Как отмечалось в литературе: «все это говорит об устойчивом непринятии законодателем автоперевозки в качестве фактической услуги в составе транспортной экспедиции. Единственное обоснование этого то, что включение в предмет договора транспортной экспедиции автомобильной перевозки ведет к необоснованному смешению разнородных по своему характеру видов деятельности».

Сравнивая гражданское законодательство разных стран, М.К. Александров-Дольник и Г. Тулеугалиев отмечали, во Франции при экспедиционном обслуживании применяется перевозка грузов от склада грузоотправителя до склада получателя (le transport de domicile а domicile), без участия посредников, путем расширения обязанностей железных дорог. В законодательстве Соединенных Штатов Америки договор экспедиции рассматривается как агентский договор, однако на практике, экспедитора рассматривают как «общего» или «генерального» перевозчика, следовательно, на него возлагают полную ответственность за груз.

В.В. Витрянский отмечает, что существует «исключение из общего правила о подчиненном, вспомогательном характере договора транспортной экспедиции по отношению к договору перевозки, когда указанные договоры меняются местами, а правовая природа связи транспортной экспедиции и перевозки грузов определяется тем, что уже перевозка грузов обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Речь идет о таком договоре транспортной экспедиции, по которому экспедитор принимает на себя обязанность организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом». И ведь действительно, в настоящее время экспедиционная деятельность не может быть связана исключительно с понятием вспомогательной деятельности на транспорте.

В заключение хотелось бы отметить, что транспортная экспедиция не может осуществляться без перевозки. Однако, это не означает, что договор транспортной экспедиции является вспомогательным (дополнительным) договором. Целью транспортной экспедиции является организация перевозки груза. С точки зрения экономики, перевозку можно представить как основное содержание процесса транспортировки, а транспортную экспедицию — как форму процесса транспортировки. С юридической же стороны, несмотря на наличие противоречивых мнений о природе и взаимосвязи рассматриваемых договоров, думается, что правильным будет считать договор перевозки и договор транспортной экспедиции двумя независимыми договорами.

Источники


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  2. Задачи и тестовые задания по судебной медицине: моногр. . — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 624 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.
  4. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
  5. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
Отличие транспортных услуг от транспортно экспедиционных услуг
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here