Отличие преступления от административного правонарушения таблица

Полезная информация по теме: "Отличие преступления от административного правонарушения таблица". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Отличие преступления от административного правонарушения таблица

Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ПРЕСТУПЛЕНИЕ; ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ; ОБЩЕСТВЕННАЯ ВРЕДНОСТЬ; СУДИМОСТЬ; ПРОТИВОПРАВНОСТЬ; AN ADMINISTRATIVE OFFENCE; CRIME; PUBLIC DANGER; SOCIAL HARM; CRIMINAL RECORD; WRONGFULNESS.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее – КоАП РФ) «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Согласно ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации [2] (далее – УК РФ) «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Из приведенных определений можно увидеть, что административное правонарушение и преступление по своему характеру являются деяниями противоправными, виновными и наказуемыми. В совокупности эти признаки говорят о наличии сходных черт у преступления и административного правонарушения. Но существуют между ними и различия.

Преступление обладает таким признаком, как уголовная противоправность, административное правонарушение – признаком административной противоправности. Говоря другими словами, деяние признается преступным, только если оно запрещено уголовным законом (при этом, как известно, уголовное законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации), а административным правонарушением признается только то деяние, которое запрещено административным законодательством (федеративным или региональным). Но следует отметить, что признак противоправности применительно к административным правонарушениям имеет свою специфику, так как большое количество данных правонарушений представляет собой нарушение определенных правил, которые содержатся в различных нормативных правовых актах (например, Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации).

Опираясь на виды противоправности, можно прийти к выводу, что за совершение преступления наступает уголовная ответственность (кроме случаев признания деяния малозначительным в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ, при которых применение уголовной ответственности исключаются и имеют место иные виды ответственности), а за совершение административного правонарушения наступают меры административной ответственности. Привлечение лица к административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения осуществляется на усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении.

При этом стоит отметить, что меры уголовной ответственности гораздо строже, чем меры административной ответственности. Некоторые виды административных наказаний (например, штраф, исправительные работы и арест), по своему содержанию являются схожими с одноименными уголовными наказаниями, но при этом не влекут таких правовых последствий, как судимость.

Судимость — это особое правовое положение лица, совершившего преступление, которое является следствием назначения ему уголовного наказания. Поэтому в случае освобождения лица от наказания лицо считается несудимым. Судимость указывает на то, что лицо уже наказывалось за совершение преступления, и влечет за собой ряд неблагоприятных уголовно-правовых и общесоциальных последствий для осужденного в течение срока, установленного уголовным законом. Продолжительность такого срока зависит от тяжести совершенного преступления [3, с. 192].

Говоря о субъектах, которые могут применять (назначать) наказания, можно увидеть значительные отличия между преступлением и административным правонарушением. Так, лицу, которое совершило преступление, наказание может назначить только суд. Лицо, совершившее административное правонарушение, может подвергнуться наказанию не только судом, но и рядом должностных лиц и соответствующих государственных органов, которым дано право назначения такого наказания (например, инспектор ДПС).

Общественная опасность выступает одним из главных критериев отличия преступления от административного правонарушения. Тем не менее это не значит, что правонарушения являются неопасными, они являются вредоносными, то есть наносят определенный вред общественным отношениям, которые охраняются законом, но данный вред по своим количественным и качественным характеристикам не достигает уровня общественной опасности.

Стоит отметить, что одно и то же деяние в зависимости от последствий может квалифицироваться как преступление или как административное правонарушение. Например, ответственность за мелкое хищение предусмотрена административным законодательством, но в том случае, если причиненный ущерб превышает две тысячи пятьсот рублей, деяние будет квалифицироваться как кража, которая считается преступлением (ст. 158 УК РФ).

Объектом преступления могут являться социально более важные общественные отношения по сравнению с объектами правонарушений (например, жизнь человека, государственная безопасность и т.д.).

[3]

И наконец, субъектом преступления согласно УК РФ может быть только вменяемое физическое лицо, которое достигло установленного законом возраста. Субъектом же административного правонарушения исходя из ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ может быть как физическое, так и юридическое лицо, в некоторых случаях специальным субъектом административного правонарушения выступает должностное лицо, для которого предусмотрены специальные санкции и их размеры.

Таким образом, разграничение преступления и административного правонарушения можно произвести по следующим основаниям: объект правонарушения; субъект правонарушения; характер и степень общественной опасности; вид противоправности и меры ответственности за совершенное деяние; лица (органы), которые могут применить наказание к субъекту правонарушения; наступление или ненаступление общественно опасных последствий.

Отличие преступления от иных видов правонарушений

Важно понимать, что не каждое правонарушение является преступным деянием. Это связано с разным уровнем ответственности и последствий подобных действий. Для должностных лиц, занимающихся вынесением приговора виновному лицу, важно иметь представление, в чем заключается отличие преступления от иных правонарушений.

Когда я училась на юридическом факультете, профессор рассказывал о том, что все правонарушения имеют разную степень общественной опасности. Чем значительнее угроза и серьезнее последствия, тем выше вероятность, что совершенное деяние будет квалифицированно как преступление. Итак, поговорим о том, какие есть отличия преступления от иных видов правонарушений, и выделим принципы и критерии, которые используются для классифицирования разных деяний.

По каким принципам можно отличить преступление от других правонарушений?

Отграничение преступлений от иных правонарушений является очень важным решением, поскольку речь идет о разных злодеяниях с разными видами последствий. По закону каждое действие – это правонарушение, но с разной количественной характеристикой. У преступлений такой показатель намного выше.

В качестве других критериев можно отметить такие моменты:

  • характер последствий, наступивших в результате совершенного деяния;
  • мотивы и цели правонарушения;
  • форма виновности;
  • преступное злодеяние карается по Уголовному кодексу и влечет за собой более тяжелые последствия для виновного лица, в частности, уголовное наказание и судимость.

Нередко бывает так, что преступление отличается от других правонарушений лишь характером последствий. К примеру, нарушение правил трудового распорядка с легкой или средней степенью тяжести для здоровья будет считаться административным нарушением, предусматривающим дисциплинарное взыскание или штраф. Совсем иначе расценивается деяние, в результате которого вред был причинен тяжкий и гражданин утратил свою работоспособность.

Читайте так же:  Правила получения гражданства рф для граждан узбекистана

Мотивы и цели – это характеристики, которые превращают правонарушение в преступление. Здесь стоит указать сделки с землей или иные манипуляции с участием должностного лица. Отдельно нужно отметить ситуацию с формой виновности, поскольку речь идет об умышленности или неосторожности.

Дополнительная информация по заметке представлена в видео:

Определение термина и возможные юридические последствия деяния

Различия между преступным деянием и правонарушением заключается еще и в степени общественной опасности, а также по юр.последствиям. Чтобы понять, о чем идет речь, стоит сначала познакомиться с определением термина.

Преступление – это противоправное действие, описанное в уголовном законодательстве и предусматривающее определенную меру ответственности. Исходя из трактовки, можно отметить, что преступное деяние регулируется и наказывается в рамках действия УК РФ, а вот остальные правонарушения — всеми остальными кодексами.

Что касается юридических последствий, то преступное деяние может иметь специфические последствия в виде заключения в местах лишения свободы.

Как классифицируются преступления?

Помимо разграничения преступлений с другими правонарушениями, стоит уделить внимание тому, как классифицируются злодеяния. Подробности по этому вопросу описаны в Уголовном кодексе и заключаются в следующем:

  1. Группа злодеяний по объекту посягательств.
  2. Деяния по характеру защищаемых благ.

Важно подчеркнуть, что некоторые действия, содержащие все явные признаки преступления, не являются таковыми. К таким относятся поступки, имеющие малую значимость и общественной опасности не представляющие. Помимо указанной классификации, широко известны типы: легкой степени, средней и тяжкой. Отдельно выделяются особо тяжкие деяния.

Какие наказания предусмотрены за правонарушения, а какие за преступления?

Обязательно стоит поговорить и о мере ответственности, которая также выступает разделителем между преступлениями и нарушениями. В первом случае обязательно предусмотрено уголовное наказание и, как следствие, судимость у виновного лица. Срок заключения зависит от тяжести последствий злодеяния:

  1. За деяния небольшой тяжести назначается наказания до 2 лет заключения.
  2. Для преступлений средней степени – до 5 лет заключения.
  3. За тяжкие преступления дают до 10 лет.
  4. К особо тяжким применяется мера ответственности свыше 10 лет либо пожизненное заключение.

В РФ на смертную казнь введен мораторий, и это означает, что пожизненное заключение – это наиболее строгий вариант привлечения к ответственности. Для правонарушений наказания более мягкие, и такого последствия как судимость нет. Обычно речь идет о штрафе либо об исправительных работах.

Вместо итогов

Тема заметки очень важна, поскольку определение, о каком проступке идет речь, позволит принять решение о наказательной мере для виновного лица. В результате можно делать ряд заключений:

  1. Преступление обязательно предусматривает уголовное наказание и судимость, а правонарушение нет.
  2. Есть группа признаков и критериев, позволяющих распределить все деяния на группы и определить меру наказания.
  3. Для преступления установлено наказание в виде заключения, а для правонарушений — штраф или исправительные работы.
  4. Продолжительность заключения за преступление зависит от степени тяжести последствий деяния.

Административное правонарушение и преступление — чем отличается

В прошлом году на моего соседа напали двое парней. Сначала дело было квалифицировано как административное правонарушение, поскольку ущерб был нанесен минимальный, как здоровью, так и материальный, но потом выяснилось, что у соседа сотрясение мозга и сложная травма руки. В результате дело было переквалифицировано в уголовное преступление, и когда молодых людей поймали, им предъявили обвинение.

Многие люди думают, что преступление и правонарушение – это одно и то же деяние, но на самом деле это не так. Между понятиями существует значительная разница, начиная от признаков преступления и заканчивая видом ответственности. Рассмотрим вопросы, связанные с тем, в чем заключается основное отличие правонарушения от преступления и по какому принципу уполномоченные лица распределяют такие деяния.

Правонарушения: суть и признаки таких проступков

Любое правонарушение можно охарактеризовать, как неправомерное деяние против личности и имущества граждан. Выделяет любую «административку» то, что общественной опасности такое деяние для общества не представляет. В результате можно сказать, что лица, совершающие административное правонарушение, не расцениваются как опасные для людей элементы, а значит, и осуждению (в прямом понимании этого слова) не подлежат.

Если говорить простыми словами, то люди, нарушившие положения Административного кодекса, к уголовной ответственности не привлекаются, и в тюрьму их не сажают. В качестве мер ответственности применяются такие, как:

  • административный штраф в размере, который соответствует тяжести совершенного проступка. Размер взыскания определяется на основании того, какая статья была нарушена, и может быть вменен не только обычным людям, но и бизнесменам, должностным лицам;
  • административный арест на 15 суток за совершение правонарушения повторно либо по особенно серьезным статьям;
  • исправительные работы до 150 часов, которые применяются к людям, посягнувшим на частную или государственную собственность;
  • запрет на занимание определенной должности или конкретных видов деятельности.

Существенным моментом является то, что любая «административка» может быть переквалифицирована в уголовное дело, если есть для этого законные основания. Кроме того, наказания такого порядка применяются и к несовершеннолетним гражданам после 14 лет.

Преступления: смысл и признаки таких деяний

Чтобы понять, чем отличаются административные проступки от преступлений, необходимо разобраться еще и с тем, что такое преступление. Самым существенным отличием является то, что преступление несет опасность для общества и регулируется статьями Уголовного кодекса РФ. За совершенные злодеяния для виновного лица предусмотрена изоляция от других людей, то есть заключение в тюрьму.

Следует еще раз отметить, что преступники всегда посягают на жизнь и здоровье людей, на чужое имущество или на целостность устоев государства. По сравнению с административными правонарушениями преступления имеют более тяжкий характер и по этому принципу подразделяются на виды.

Если криминальный состав у злодеяния отсутствует, то лицо освобождается от уголовной ответственности, а в дальнейшем имеет полное право на реабилитацию. В других случаях дело может быть переквалифицировано в административное с последующими мерами наказания. Важным моментом является еще и то, что к уголовной ответственности люди привлекаются только с 16-летнего возраста.

В чем состоят различия административного проступка и преступления?

Если разбираться в том, чем различаются между собой эти два понятия, то можно составить небольшую табличку:

Признаки Административное деяние Преступление
Посягательство на жизнь и здоровье гражданина Создание особых условий, когда условия жизни и возможности ограничены. Виновное лицо напрямую воздействует на личность или здоровье граждан. Последствия для здоровья могут иметь разные степени тяжести.
Воздействие на материальные ценности другого лица По Административному кодексу рассматриваются ситуации, когда причиной причинения вреда имуществу другого лица стала неосторожность. Здесь можно назвать такие действия, как кража, грабеж или разбой. Речь идет об антиобщественной деятельности с умыслом.
Посягательство на правовые устои государства В административном порядке подобные проступки рассматриваются не часто. В основном это связано с использованием гос.символики или похожие деяния. Деяния, подрывающие морально-правовые устои государства, имеющие опасные для общества последствия. Здесь можно отметить экстремизм или терроризм.
Читайте так же:  Список водителей лишенных права управления транспортными средствами

Крайне важно отметить еще одну отличительную особенность. Дело в том, что решение о привлечении к административной ответственности может принять сотрудник одного из уполномоченных ведомств (МВД, МЧС, ГИБДД и другие), а вот к уголовной ответственности вправе привлечь только судебный орган.

Заключение

В конце статьи можно сделать несколько кратких выводов:

  1. Административный проступок и преступление — это разные понятия и разные виды правонарушений.
  2. При административном нарушении судимости не возникает, а в случае с преступлением у виновного лица судимость возникает в обязательном порядке.
  3. Есть несколько критериев, которые позволяют распределить все виды правонарушений на преступления и проступки, чтобы в дальнейшем выбрать правильную меру ответственности.

Состав административного правонарушения и состав уголовного преступления

административный ответственность отличие уголовный

Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности от схожих с ним преступлений. В связи с этим следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой абстракции, теоретической конструкции) от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение. Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), данное действие тем не менее в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения — субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет. Якимов А.Ю. Формирование административно-наказательной политики (концептуальная основа) // Административное право и процесс. 2006. №2.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

  • § объект;
  • § объективная сторона;
  • § субъект;
  • § субъективная сторона.

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.

К административным правонарушениям помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного права, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Однако охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения. Якимов А.Ю. Формирование административно-наказательной политики (концептуальная основа) // Административное право и процесс. 2006. №2.

Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Составы преступлений классифицируются по трем основаниям:

  • 1) по характеру и степени общественной опасности,
  • 2) по способу описания,
  • 3) по особенностям конструкции элементов составов, описанных в диспозициях уголовно-правовой нормы.

По характеру и степени общественной опасности составы преступлений делятся на три вида:

[1]

  • 1) основной,
  • 2) квалифицированный (с отягчающими обстоятельствами) и
  • 3) привилегированный (со смягчающими обстоятельствами).

В основном составе диспозиции уголовного закона описывают элементы состава типовой, или средней общественной опасности.

Другими словами основной состав — это такой состав преступления, все признаки которого входят во все составы данной группы (например, составы преступлений, предусмотренные ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 158 УК РФ 1996 г.).

Квалифицированный — это состав преступления с квалифицирующими либо особо квалифицирующими обстоятельствами (признаками), например, составы преступлений, предусмотренные ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 158 УК.

Квалифицирующими признаются отягчающие обстоятельства, включенные в состав преступления и влияющие на квалификацию преступления. Квалифицирующие обстоятельства предусматриваются в статье Особенной части УК РФ и отличаются от отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК, не включенных в состав преступления, тем, что последние на квалификацию не влияют, а имеют значение только при назначении наказания.

Привилегированный — это состав преступления со смягчающими обстоятельствами (признаками). Например, составы преступлений, предусмотренные ст. 106, 107, 108 УК РФ 1996 г.

Привилегированными признаются смягчающие обстоятельства, включенные в состав преступления и влияющие на его квалификацию. Они предусмотрены в статьях Особенной части УК РФ. Их отличие от смягчающих обстоятельств, не включенных в состав преступления, предусмотренных ст. 61 УК РФ 1996 г., аналогично отличию квалифицирующих обстоятельств от отягчающих.

По способу описания составы преступлений подразделяются на два вида:

Простым признается состав преступления, содержащий один объект, одно деяние, одно последствие и одну форму вины (например, составы преступлений, предусмотренные ст. 105, 158 УК РФ 1996 г.).

Сложным является состав преступления, характеризуемый двумя объектами или более (например, состав разбоя, предусмотренный ст. 162 УК), двумя деяниями или более, включая альтернативные (к примеру, состав грабежа, предусмотренный п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ 1996 г.), двумя последствиями или более, включая альтернативные (например, состав умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть по неосторожности, предусмотренный ч. 4 ст. 111 УК РФ), либо двумя формами вины (к примеру, названный состав преступления, предусмотренный ч. 4 ст. 111 УК РФ).

По особенностям конструкции составы преступлений дифференцируются на три вида:

1) материальный, 2) формальный и 3) усеченный.

Обратите внимание на эту классификацию, прошу запомнить, что эта классификация лежит в основе содержания многих институтов общей части УК.

Читайте так же:  Характеристика на студента проходившего учебную практику

В теории уголовного права по этому вопросу не сложилось единого мнения. Одни ученые утверждают, что усеченный состав преступления возможен только на стадии приготовления к преступлению, другие утверждают, что формальный состав возможен как на стадии приготовления, так и на стадии покушения на преступления. Административное право и процесс: Полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. / Ю.А.Тихомиров. М., 2005.

Отличие административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Преступление — это общественно опасное, противоправное, виновное деяние дееспособного лица, за которое предусмотрено уголовное наказание.

Дисциплинарный проступок — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за которое предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок .

Видео (кликните для воспроизведения).

Во-вторых, они установлены федеральными законами.

В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).

В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.

В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.

В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки менее.

Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям.

Объект посягательства

Объектами правонарушения могут быть какие-либо социальные интересы.

Основным объектом преступления являются общественные отношения. А также интересы личности, любые формы собственности, конституционный строй, безопасность и окружающая среда.

Степень общественной опасности

Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления. Эта граница достаточно условная и подвижная. Одно и то же действие может быть классифицировано и как правонарушение, и как преступление. Чем больший вред был нанесен объекту посягательства, тем больше вероятности рассмотрения данного проступка при помощи Уголовного кодекса.

Характер противоправности

Правонарушения включают в себя невыполнение норм, предусмотренных любыми законами и нормативными актами. Регулируются при помощи Административного кодекса.

Отличительной особенностью преступления является то, что противоправные действия регулируются уголовным законодательством.

Наказуемость

Вред, который наносится преступлением или правонарушением, имеет негативное социальное воздействие, а значит следствием такого поступка должно быть наказание.

Только преступления предполагают уголовное наказание, назначенное решение суда, и как следствие – наличие судимости у субъекта.

При правонарушении меры воздействия не настолько жесткие. Это могут быть штрафы, общественные работы и даже арест, но все это не предполагает судимости.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 981 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Отличия преступления от административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 23 (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Из приведенных определений видно, что преступление и административное правонарушение — это деяния противоправные, виновные и наказуемые. Все эти признаки свидетельствуют о наличии сходных черт у преступления и административного правонарушения. Однако, безусловно, существуют между ними и отличия. Преступление обладает таким признаком как уголовная противоправность, административное правонарушение – признаком административной противоправности. Иначе говоря, преступным может быть признано только деяние, запрещенное уголовным законом, а административным правонарушением — деяние, запрещенное административным законодательством. Однако необходимо отметить, что применительно к административным правонарушениям признак противоправности имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что большое количество данных правонарушений представляет собой нарушение определенных правил, содержащихся в различных нормативных правовых актах.

Объектом преступления могут являться социально более важные общественные отношения по сравнению с объектами иных правонарушений (например, такие как жизнь человека, государственная безопасность и т.д.). Следует отметить, что в случае признания деяния, формально содержащего все признаки состава преступления, малозначительным в зависимости от объекта посягательства допускается возможность наступления мер административной ответственности (например, деяние, подпадающее под действие ч. 1 ст. 158 УК РФ и признанное малозначительным влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток) 24 .

И наконец, субъектом преступления согласно признакам, данным в ст.19 УК РФ может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее установленного законом возраста. Субъектом же административного правонарушения исходя из ч.1 ст.2.1. КоАП РФ может быть как физическое, так и юридическое лицо. Таким образом, разграничение преступления и административного правонарушения можно произвести по следующим основаниям: объект деяния, субъект деяния, характер и степень общественной опасности, вид противоправности и меры ответственности за содеянное, лицо, которое может применить наказание к субъекту деяния, наступление или ненаступление общественно опасных последствий.

Отличия преступлений от дисциплинарных правонарушений.

Потребность в размежевании преступлений и дисциплинарных проступков появляется чаще всего при совершении служебных и воинских преступлений. Разбросанность норм о дисциплинарных проступках во многих кодексах, уставах, подзаконных актах, понятно, не способствует проведению различий между преступлениями и дисциплинарными проступками. Надобность же в нем значительна. На практике не редкостью стало сокрытие за дисциплинарными взысканиями серьезных преступлений, в том числе в сфере серьезных нарушений правил техники безопасности 29 .

Дисциплинарные правонарушения посягают на государственную и служебную дисциплину, они запрещены под страхом дисциплинарных взысканий (выговора, увольнения, штрафа и др.) законами, подзаконными актами, распоряжениями компетентных должностных лиц. Исходя из определения видно, что объектом дисциплинарного правонарушения является государственная и служебная дисциплина.

Читайте так же:  Постановление пленума о признании гражданина недееспособным

Дисциплинарные правонарушения предусмотрены в трудовом законодательстве, воинских, кооперативных и других уставах в отличие от преступлений, которые закреплены исключительно в Уголовном Кодексе. Соответственно дисциплинарные правонарушения караются мерами дисциплинарной ответственности, например, такими как увольнение, выговор, понижение по службе и т.д. При этом дисциплинарные взыскания гораздо менее репрессивные, чем наказания за совершение преступления, и налагаются они должностными лицами, облеченными дисциплинарной властью. Более того вредоносность дисциплинарных правонарушений и близко не достигает уровня общественной опасности характерного для преступлений.

Основным показателем, определяющим степень общественной опасности совершенного деяния, является причиненный вред. Поэтому если использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы повлечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций или общества или государства в целом, его действия квалифицируются по ст. 285 УК, а в случае отсутствия такого вреда — являются дисциплинарным правонарушением.

Среди субъективных обстоятельств, определяющих степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу правонарушений, являются мотив и цель. Например, служебный подлог является уголовно наказуемым в том случае, если он совершен из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК), в ином случае данное деяние будет квалифицироваться как дисциплинарное правонарушение.

[2]

Также, например, в преступлениях против военной службы, когда на практике нередко возникает необходимость отграничения преступлений от дисциплинарных правонарушений, уголовный закон в виде криминообразующих признаков называет время, обстановку, место совершения преступлений. Например, самовольная отлучка от двух до десяти суток квалифицируется по ч.1 ст. 337 УК РФ, до двух суток — как дисциплинарное правонарушение. Таким образом отличиями между преступлением и дисциплинарным правонарушением являются: вид противоправности и мера ответственности за совершенное деяние, объект и объективная сторона посягательства (в частности характер и степень общественной опасности, а в определенных случаях время, место, обстановка и т.д. совершения деяния), субъект и субъективная сторона деяния.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 97 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

1. Понятие и признаки административного правонарушения. Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления

В законодательстве понятие административного правонарушения впервые было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик от 23 октября 1980 года. С уточнением оно было воспроизведено в КоАП РСФСР. Согласно ст. 10 КоАП РСФСР административное правонарушение (проступок) — это посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Действующее легальное понятие административного правонарушения закреплено в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Впервые в Российском законодательстве сформулировано понятие административной ответственности юридического лица (ч.2 ст.2.1). «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

«Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо».

Итак, В КоАП РФ, в отличие от КоАП РСФСР, понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательства (государственный или общественный порядок, социалистическая собственность, права и свободы граждан, порядок управления), во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ понятие «административное правонарушение» не тождественно понятию «Административный проступок».

Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки. В научной литературе выделяют следующие признаки административного правонарушения.

Деяние. Прежде всего, это — действие (активное поведение), выражающееся в невыполнении правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта. Бездействие (пассивное поведение), выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было или могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Так, изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 5.12 КоАП РФ) — действие, а непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП РФ) — бездействие. Есть и «смешанные» 1 правонарушения (например, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств – ст. 16.2 КоАП РФ).

Активное и пассивное поведение для его признания административным правонарушением должно иметь свое внешнее проявление. Мысли, чувства, желания субъекта, если они не выражены в определенном деянии, не могут признаваться правонарушением.

Противоправность. Одним из важнейших признаков административного правонарушения является его противоправность. Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Причем речь идет о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1.3). Например, нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, законодательства о труде и об охране труда, т.е. нарушение не только норм административного, но и ряда других отраслей права (конституционного, трудового и др.).

Признак противоправности деяния не обусловлен обязательным наступлением вредных последствий. Административным правонарушением признается сам факт нарушения (невыполнения) требований, предписаний и т.п. Не может считаться административным правонарушением деяние, не предусмотренное законодательством об административных правонарушениях, даже если оно и причинило вред общественным интересам.

Виновность — следующий признак административного правонарушения. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Данное положение отвергает возможность объективного вменения, т.е. привлечения к административной ответственности без учета наличия вины. Говорить о том, что противоправное деяние совершено виновно, т.е. признавать его административным правонарушением, значить говорить о том, что деяние совершено с определенным психическим отношением лица (физического или юридического) в форме умысла или неосторожности (ст.2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям. Совершение деяния при отсутствии такого психического отношения лица к действию (бездействию) и противоправным последствиям не может рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Читайте так же:  Соглашение о разделе имущества супругов когда заключается

Наказуемость означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, т.е. предусматривается применение к нарушителю закрепленных в КоАП мер административных наказаний.

К сожалению, как и в предыдущем, так и в новом КоАП законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность (общественная вредность).

В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все административные правонарушения, как и преступления, являются общественно опасными деяниями, хотя степень общественной опасности у них ниже, чем у преступлений.

Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что между преступлением и административным правонарушением разница качественная, а не количественная (более, менее опасны). Данная позиция складывается из следующего.

Административное правонарушение, являясь противоправным деянием, уже содержит в себе признаки общественной вредности. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда.

Вместе с тем представляется, что большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными, даже с учетом их массовости. В тоже время нельзя категорически отвергать возможность отнесения административных правонарушений к общественно опасным деяниям, так как эта опасность присуща целому ряду административных правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (посягающие на безопасность дорожного движения, экологическую безопасность, пожарную).

Споры о том, можно ли считать административное правонарушение общественно опасным деянием или нет, будут вестись до тех пор, пока не будут четко определены критерии общественно опасного деяния. Где границы этого понятия, охватывающего круг деяний от безбилетного проезда в трамвае, например, и загрязнения тротуаров до бандитизма и шпионажа (по уголовному законодательству)?

Законодательно не урегулирован вопрос (ст.2.1 КоАП РФ): чем следует считать административное правонарушение – общественно вредным или общественно опасным деянием? Вместе с тем в ст.2.2 КоАП РФ при определении форм вины прямо упоминается о вредных последствиях административного правонарушения. Например, ст.12.24 КоАП РФ (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшие причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

Мы не будем ставить точку в теории рассмотрения данного вопроса, а лишь заключим следующее.

Особенность административных правонарушений заключается в их вредности для общества, и это выражается в их противоправности.

Перечисленные нами признаки административного правонарушения образуют его юридический состав – единственное основание административной ответственности и применения административного наказания.

Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления

Российская правовая система охраняется четырьмя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными, налоговыми. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологических норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания.

Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.

Во-вторых, они установлены федеральными законами.

В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).

В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это.

В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков. 1

По мнению Э.А. Васильева необходимо выделять еще такой общий признак административного правонарушения и преступления, характеризующий их социальную сущность, как вредоносность. 2 «Закон вправе запрещать только действия, вредные для общества» 3

Данный материальный признак нашел свое отражение в статьях ныне действующего УК РФ (ст.12,14) и КоАП РФ (ст.1.2, 2.2,2.7).

Преступления от административных правонарушений, дисциплинарных проступков отличает ряд свойств. Первичные отличия — это, как мы уже говорили, общественная опасность и вид противоправности. Конечно, прежде всего, учитывается материальный критерий — уровень причиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

По мнению П.И. Кононова, И.Ш Килясханова и др. 4 не следует использовать категорию «общественная вредность» в качестве универсального отличия административного правонарушения от преступления. В качестве критериев разграничения могут выступать такие факторы, как тяжесть последствий, размер материального ущерба и др.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и других вторичных признаках.

Итак, главное различие преступления и правонарушения — общественная опасность деяния. Дополнительный признак — вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или административного правонарушения проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.

Сравнивая административные правонарушения с дисциплинарными проступками, прежде всего, следует сказать, что и те, и другие, как правило, не являются общественно опасными.

Что же касается формального признака — противоправности, то здесь есть серьезные особенности. Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом.

Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб — административным правом, а заключенных — уголовно-исполнительным правом. При этом составы дисциплинарных проступков закреплены в самом общем виде, не конкретизированы.

Значительные различия существуют между субъектами административных правонарушений и дисциплинарных проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин — работник определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей.

Видео (кликните для воспроизведения).

К ответственности за дисциплинарные проступки привлекает руководитель, субъект линейной власти, а к административной ответственности — представитель власти, субъект функциональной власти в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Источники


  1. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.

  2. Новиков, В. К. Организационно-правовые основы информационной безопасности (защиты информации). Юридическая ответственность за правонарушения. Учебное пособие / В.К. Новиков. — М.: Горячая линия — Телеком, 2015. — 178 c.

  3. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
  4. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
  5. Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
Отличие преступления от административного правонарушения таблица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here