Особенности аренды государственного и муниципального имущества

Полезная информация по теме: "Особенности аренды государственного и муниципального имущества". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Энциклопедия решений. Особенности порядка заключения договора аренды государственного и муниципального имущества, связанные с необходимостью проведения торгов

Особенности порядка заключения договора аренды государственного и муниципального имущества, связанные с необходимостью проведения торгов

По общему правилу участники гражданских правоотношений, в том числе юридические лица, приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, свободно устанавливают свои права и обязанности на основе договора и определяют любые не противоречащие законодательству условия договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Правила гражданского законодательства применяются и к отношениям с участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Применительно к упомянутым субъектам, а также созданным ими юридическим лицам (государственным и муниципальным унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям) закон предусматривает особые правила распоряжения принадлежащим им имуществом, в том числе сдачи его в аренду. Эти правила определяют необходимость проведения торгов, по результатам которых может быть заключен договор аренды или иной договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом. Такие положения закреплены, в частности, в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), которая предусматривает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Так, по общему правилу договоры аренды государственного или муниципального имущества могут быть заключены только по результатам конкурсов или аукционов. Это правило распространяется на следующие виды имущества:

— движимое и недвижимое имущество, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями;

— движимое и недвижимое имущество, которое принадлежит на праве оперативного управления бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления;

— недвижимое имущество, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарным предприятиям либо закреплено на праве оперативного управления за автономными учреждениями (ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Эти нормы направлены на достижение целей Закона о защите конкуренции, к которым относится, в частности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 этого федерального закона).

Порядок проведения торгов на право заключить договор аренды государственного или муниципального имущества установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (утверждены приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, далее — Правила). Обычно торги проводятся в форме аукциона. Проведение их в форме конкурса возможно только в отношении видов имущества, перечень которых утверждает ФАС России (п. 3 Правил). Этот перечень определен приложением 2 к Правилам. В отношении отдельных видов имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договор аренды может быть заключен только путем проведения торгов в форме конкурса. Это касается объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п. 3.1 Правил).

Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора, либо действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора, а победителем конкурса — участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (п.п. 86, 114 Правил). Порядок определения начальной цены договора Правила не предусматривают. Она определяется организатором торгов самостоятельно с учетом заключения независимого оценщика (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», раздел 21 разъяснений ФАС России от 05.06.2012).

Законодательство предусматривает некоторые особенности заключения договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Такие договоры могут быть заключены только по результатам проведения торгов в форме конкурсов на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов (ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Сдача в аренду государственного или муниципального имущества без проведения торгов в случаях, когда их проведение обязательно, является основанием для признания договора аренды недействительным (п.п. 1, 4.1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, постановление Третьего ААС от 12.09.2011 N 03АП-2962/11).

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен ряд случаев, когда государственное или муниципальное имущество может быть сдано в аренду без проведения торгов.

Порядок заключения договоров, предусмотренный ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, не распространяется на договоры аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, лесных участков, договоры пользования водными объектами, принадлежащими на праве собственности государству или муниципальным образованиям (ч. 2 этой статьи). Договоры аренды таких объектов (договоры водопользования) заключаются в соответствии с положениями главы V.1 Земельного кодекса РФ, ст. 74 Лесного кодекса РФ, ст. 11 Водного кодекса РФ, а также в соответствии с подзаконными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок заключения соответствующих договоров.

После проведения в установленных случаях конкурсных процедур можно приступать к оформлению (заключению) договора аренды, руководствуясь общими положениями гражданского законодательства.

Энциклопедия решений. Особенности заключения договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок. Особенности осуществления арендатором преимущественного права на заключение такого договора

Особенности заключения договора аренды государственного или муниципального имущества на новый срок. Особенности осуществления арендатором преимущественного права на заключение такого договора

По общему правилу договоры аренды государственного или муниципального имущества заключаются только по итогам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров (ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — Закон о защите конкуренции).

Читайте так же:  Расширенная доверенность на представление интересов юридического лица

Однако закон устанавливает исключение из этого правила для договоров аренды, заключаемых на новый срок, при соблюдении ряда условий. По истечении срока договора аренды арендодатель обязан заключить с арендатором договор на новый срок при наличии следующих обстоятельств:

— арендатор надлежащим образом исполнял свои обязанности по договору;

[1]

— договором аренды не предусмотрено иное;

— срок действия договора не ограничен законодательством РФ.

Арендодатель может отказать в заключении договора аренды на новый срок лишь при наличии следующих условий (хотя бы одного из них):

— в установленном порядке принято решение, которое предусматривает иной порядок распоряжения имуществом, ранее переданным в аренду;

— у арендатора имеется задолженность по арендной плате, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором.

Если арендодатель без предусмотренных законом оснований отказал арендатору в заключении договора аренды на новый срок и при этом в течение года со дня истечения срока действия договора заключил договор аренды того же имущества с другим лицом, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством (ч.ч. 9 — 11 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Если же договор аренды с другим лицом не заключен, но арендодатель безосновательно отказал арендатору в заключении договора на новый срок, арендатор вправе обратиться в суд с требованием о понуждении арендодателя заключить договор аренды на новый срок. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 4 ст. 445 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, далее — Закон N 42-ФЗ). При этом арендатор не вправе требовать изменения прежних условий договора, за исключением условий об арендной плате и о сроке договора (п. 4.5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, далее — Постановление N 73).

Договор аренды заключается на новый срок при одновременном соблюдении следующих условий:

— размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, если иное не установлено законодательством РФ;

— новый договор аренды заключается на срок не менее чем три года; этот срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора (ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Если между арендодателем и арендатором возникнут разногласия по условиям нового договора, спор по требованию любой из сторон может быть передан на рассмотрение суда (ст. 446 ГК РФ). В этом случае условие об арендной плате устанавливается судом на основании данных о размере такой платы, определенных оценщиком на момент истечения срока предыдущего договора аренды (п. 4.3 Постановления N 73).

С предложением о заключении договора на новый срок может выступить как арендатор, так и арендодатель, однако только для последнего заключение договора будет являться обязательным, разумеется, при отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в перезаключении договора (см. также апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.01.2013 N 33-148/2013).

Судебная практика придерживается позиции, согласно которой, если до истечения срока аренды арендодатель не уведомил арендатора о принятии им в установленном порядке решения, предусматривающего, что арендуемое имущество не будет передаваться в аренду по истечении срока договора, при отсутствии иных возражений с его стороны арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, вправе продолжать пользоваться арендованным имуществом. В этом случае договор аренды в силу п. 2 ст. 621 ГК РФ считается возобновленным на прежних условиях вплоть до заключения договора аренды на новый срок. Однако размер арендной платы, определенный для нового договора аренды на основании отчета независимого оценщика, будет применяться к отношениям сторон, существовавшим с момента истечения срока первоначального договора аренды и до момента заключения договора аренды на новый срок (п. 4.2 Постановления N 73).

В некоторых случаях законодательство ограничивает срок, на который может быть заключен договор аренды. Например, государственное или муниципальное имущество может быть передано в аренду без проведения торгов на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев (п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Может ограничиваться определенным сроком предоставление государственной или муниципальной преференции, в том числе путем передачи государственного или муниципального имущества (пп. «а» п. 4 ч. 3 ст. 20 Закона о защите конкуренции, см. также п. 13 разъяснений ФАС России от 05.06.2012). Новый договор аренды не может быть заключен на срок, превышающий предельный, который в этом случае исчисляется с момента заключения первоначального договора аренды. Если предельный срок договора аренды истек, договор аренды, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (ст. 168 ГК РФ), как и соглашение о продлении такого договора (п.п. 1, 4.1 Постановления N 73).

Согласно п. 1 ст. 621 ГК РФ арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Положения законодательства, предусматривающие обязательное проведение торгов при сдаче в аренду государственного или муниципального имущества, не лишают арендатора этого права. Поэтому арендатор вне зависимости от того, являлся ли он участником торгов, вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному на торгах договору (п.п. 2, 3 Постановления N 73). Разумеется, при этом для него будут иметь обязательную силу условия договора аренды, определенные по результатам торгов.

Однако, если арендодатель до заключения договора аренды с победителем торгов предложил арендатору заключить с ним договор аренды на условиях, предложенных победителем торгов, а арендатор отказался от заключения договора либо не принял этого предложения в названный в нем срок, суд отказывает такому арендатору в защите его преимущественного права по мотиву злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ). При этом арендатор вправе принять такое предложение в течение срока, установленного в оферте (предложении заключить договор) арендодателя (ст. 440 ГК РФ). Если же в оферте такой срок не установлен, предложение заключить договор может быть принято арендатором в течение нормально необходимого для этого времени (п. 1 ст. 441 ГК РФ). Понятие нормально необходимо времени является оценочным и в спорных ситуациях применяется судом с учетом конкретных обстоятельств (см., например, постановление Восемнадцатого ААС от 06.10.2014 N 18АП-10648/14)*(1).

Читайте так же:  Срок переоформления автомобиля по договору купли продажи

Следует отметить, что при проведении аукциона на право заключения нового договора аренды государственного или муниципального имущества арендатор по действующему договору признается победителем аукциона, если он заявит о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене договора (п. 142 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67).

*(1) Абзацем вторым п. 5 ст. 448 ГК РФ в редакции, действовавшей до 01.06.2015 (даты вступления в силу Закона N 42-ФЗ, в соответствии с которым в эту статью были внесены изменения), было предусмотрено, что в случае, если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. На основании этой нормы судебная практика приходила к выводу о том, что, если арендодателем не установлен иной срок, арендатор вправе принять предложение заключить договор на условиях, предложенных победителем торгов, в течение 20 дней после завершения торгов и оформления протокола (п. 3 Постановления N 73). Однако эта правовая позиция не может применяться к договорам, предложение о заключении которых направлено после 01.06.2015 (п. 2 ст. 2 Закона N 42-ФЗ).

АРЕНДА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Согласно общепринятому определению, аренда – договорные отношения, по которым одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) какое-либо имущество во временное пользование за определённое вознаграждение.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.

Если такие принадлежности и документы переданы не были, однако без них арендатор не может пользоваться имуществом в соответствии с его назначением либо в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, он может потребовать предоставления ему арендодателем таких принадлежностей и документов или расторжения договора, а также возмещения убытков.

Если арендодатель не предоставил арендатору сданное внаем имущество в указанный в договоре аренды срок, а в случае, когда в договоре такой срок не указан, в разумный срок, арендатор вправе истребовать от него это имущество в соответствии со статьей 398 Гражданского Кодекса и потребовать возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо потребовать расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением.

Арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору:

— потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества;

— непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;

— потребовать досрочного расторжения договора.

Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора или о его намерении устранить недостатки имущества за счет арендодателя, может без промедления произвести замену предоставленного арендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки имущества.

Если удовлетворение требований арендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из арендной платы не покрывает причиненных арендатору убытков, он вправе потребовать возмещения непокрытой части убытков.

Читайте так же:  Чем подтвердить право собственности на движимое имущество

Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды.

К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.

[3]

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор:

1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

2) существенно ухудшает имущество;

3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя.

Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

По требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:

1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;

2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;

3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки;

4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.

Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

Арендаторами государственного и муниципального имущества могут выступать физические, юридические лица, как россияне так и граждане иностранных государств.

Арендодателями выступают органы государственной и муниципальной власти, либо уполномоченные ими лица.

Передача государственного и муниципального имущества в аренду может проходить на безконкурсной и конкурной основе.

На безконкурсной основе, государственное и муниципальное имущество передается по распоряжению Правительства РФ, исполнительными органами субъектов РФ и муниципальных органов. Передача на безконкурсной основе осуществляется только для реализации социальных проектов, строительство объектов, сетей и иных объектов, обеспечивающих решения стратегических задач, безопасность проживания населения.

Все остальное государственное имущество передается на конкурсной основе, при этом взимается плата за право заключения договора аренды. Механизм передачи имущества через конкурс (аукцион) определяется собственником в виде определенных нормативных актов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8632 —

| 7083 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности аренды государственного и муниципального имущества

Управление федеральной собственностью, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ, осуществляет Правительство РФ, которое делегировало право сдачи федерального имущества в аренду Минимуществу России и его территориальным агентствам. Например, на территории Москвы эти полномочия до недавнего времени осуществляло территориальное управление Минимущества России – Агентство федерального имущества по г. Москва.

Читайте так же:  Рекламационный акт в установленной законодательством форме

В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Правительство РФ Постановлением от 08 апреля 2004 г. № 200 передало Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом функции упраздненного Министерства имущественных отношений РФ. Установлено, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Оно находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

В договоре аренды помимо размера арендной платы, срока ее внесения и порядка перечисления указываются обязанности и ответственность сторон, включая размер и порядок перечисления неустоек и штрафов за неисполнение сторонами обязательств, пени за несвоевременное внесение арендной платы и другие условия. Если в договоре отсутствует описание объекта аренды, а также если стороны не согласовали размер арендной платы, то такой договор считается незаключенным (ст. 607, 654 ГК РФ).

К сторонам договора установлены общие требования по содержанию арендованного имущества (ст. 616 ГК РФ). По общему правилу арендатор обязан поддерживать его в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Арендодатель же обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Предусмотрены также возможности проведения капитального ремонта арендатором при нарушении арендодателем этой обязанности и взыскания с арендодателя стоимости ремонта или зачета ее в счет арендной платы.

Все вышесказанное распространяется и на договор аренды федерального недвижимого имущества. Как правило, в нем также предусматривается обязанность арендатора оплачивать коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги по отдельным договорам.

В 2002 г. Минимуществом России разработаны примерные формы типовых договоров аренды федерального недвижимого имущества, находящегося на территории Москвы. В них арендаторам дополнительно вменяется обязанность принимать долевое участие в капитальном ремонте здания, проводимом арендодателем пропорционально площади занимаемых помещений. Необходимость в капитальном ремонте определяется согласно техническому заключению, составляемому организацией, имеющей соответствующую лицензию. При этом возможность снижения арендной платы на величину расходов арендатора при долевом участии в капремонте не предусматривается.

Договор субаредны

По договору аренды одна сторона (арендодатель) обязуется предоставить другой стороне (арендатору) имущество за плату во временноепользование.

Договор аренды является:
1) консенсуальным – договор считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора аренды;
2) возмездным;
3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора аренды.

Арендодатель– собственник передаваемого в пользование имущества или лицо, уполномоченное законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Арендатор– это лицо, заинтересованное в получении имущества в пользование.

Предмет договора– любая телесная непо требляемая вещь, поскольку она не теряет своих натуральных свойств в процессе использования.

Форма договора:
1) простая письменная (для договоров аренды:
а) на срок более года;
б) одной стороной которых является юридическое лицо);
2) подлежит государственной регистрации (если иное не установлено законом).

Существенным условием договора аренды является его предмет.

Договор лизинга.

[2]

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.Особенности договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого государственным или муниципальным учреждением, устанавливаются Федеральным законом от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, кроме земельных участков и других природных объектов.Арендодатель, приобретая имущество для арендатора, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в аренду определенному лицу. Если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно арендатору в месте нахождения последнего.В случае, когда имущество, являющееся предметом договора финансовой аренды, не передано арендатору в указанный в этом договоре срок, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок, арендатор вправе, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель, потребовать расторжения договора и возмещения убытков.Риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества переходит к арендатору в момент передачи ему арендованного имущества, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды.

Отв-ть:1. Арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем, в частности в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки, и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом арендатор имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для покупателя, кроме обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества. Однако арендатор не может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласия арендодателя.В отношениях с продавцом арендатор и арендодатель выступают как солидарные кредиторы (статья 326).2. Если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, арендодатель не отвечает перед арендатором за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи, кроме случаев, когда ответственность за выбор продавца лежит на арендодателе. В последнем случае арендатор вправе по своему выбору предъявлять требования, вытекающие из договора купли-продажи, как непосредственно продавцу имущества, так и арендодателю, которые несут солидарную ответственность.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Особенности налогообложения аренды государственного и муниципального имущества

«Налоговый учет для бухгалтера», 2012, N 11

Аренда государственного или муниципального имущества — не такая уж редкость. Налоговый учет расходов на аренду нежилых помещений под офис, складов, торговых залов, арендованных у госорганизаций, имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Обязанности налогового агента

Если организация арендует федеральное имущество, имущество субъектов РФ или муниципальное имущество (далее — госимущество), то она в ряде случаев становится налоговым агентом по НДС с сумм арендной платы. Ведь исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость возложено на арендатора имущества. Причем обязанности налогового агента придется исполнять, даже если организация сама не является плательщиком НДС или освобождена от уплаты данного налога (п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, ст. 145 НК РФ).

Читайте так же:  Плюсы прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями

При оказании организацией, в том числе бюджетным учреждением, услуг по предоставлению в аренду государственного или муниципального имущества, закрепленного за ней на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация. Такое разъяснение приведено в Письме Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-11/140.

В то же время при оказании услуг по предоставлению в аренду федерального имущества казенными учреждениями эти учреждения уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет не должны. Данный порядок следует из пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, вступившего в силу с 1 января 2012 г., согласно которому оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС (Письмо Минфина России от 27.03.2012 N 03-07-11/86).

Расчет налога на добавленную стоимость

Теперь определимся с расчетом сумм НДС. Как мы отмечали ранее, налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

В то же время важен порядок, предусмотренный в договоре. Если там указано, что цена аренды включает в себя НДС, то именно сумма арендной платы будет являться налоговой базой. В таком случае сумма налога определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ; Письмо УМНС России по г. Москве от 08.08.2003 N 21-09/43618).

Если в договоре цена аренды определена без учета НДС или об НДС не упоминается, то налог придется начислить сверх цены договора по ставке 18% и уплатить его за счет собственных средств (Письма Минфина России от 08.09.2011 N 03-07-08/276, УФНС России по г. Москве от 03.02.2009 N 16-15/008658). Причем сумма уплаченного НДС не может быть принята в расходы в целях исчисления налога на прибыль.

Порядок уплаты и документы

Уплатить НДС в бюджет следует в общеустановленном порядке, то есть по окончании квартала, в котором произведено перечисление арендной платы, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. п. 1, 3 ст. 174, п. 4 ст. 173 НК РФ; Письмо ФНС России от 29.10.2008 N ШС-6-3/[email protected]).

Арендатору не следует забывать составлять счет-фактуру не позднее 5 календарных дней со дня оплаты аренды (п. п. 1, 3 ст. 168 НК РФ; Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/[email protected]). Кстати, такого порядка необходимо придерживаться и арендатору, находящемуся на спецрежиме. Иначе он может подпасть под штрафные санкции согласно ст. 120 НК РФ, а также могут возникнуть проблемы с признанием в расходах сумм агентского НДС (Письмо Минфина России от 24.09.2008 N 03-11-04/2/147). Регистрировать счет-фактуру нет необходимости.

Вычет по НДС

В каком порядке арендатор может принять к вычету уплаченные в бюджет суммы НДС в качестве налогового агента? Он тоже особый.

Если налоговый агент находится на общем режиме налогообложения и имущество используется в операциях, облагаемых НДС, то сумму уплаченного НДС можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ) при условии, что:

  • счет-фактура выставлен арендатором самому себе;
  • услуги по аренде приняты к учету.

Таким образом, скажем, сумму уплаченного равными частями в IV квартале «агентского» НДС, отраженного в декларации за III квартал, арендатор может принять к вычету в декларации за IV квартал.

Иногда арендаторы перечисляют НДС в бюджет одновременно с арендной платой. В этом случае налог принимается к вычету в декларации за тот квартал, в котором он перечислен в бюджет (если это не был авансовый платеж по аренде). Другими словами, в одной декларации указывается как начисление, так и вычет налога. Хотя налоговые органы на местах не всегда с этим согласны. Они требуют сначала отразить в декларации начисление налога за налоговый период, заплатить его, а затем в следующем налоговом периоде предъявить его к вычету.

Порядок учета в расходах

Если арендатор использует имущество в деятельности, не облагаемой НДС, то налог следует учитывать в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

При применении арендатором спецрежимов (ЕСХН, УСН (доходы минус расходы)) он может учесть суммы исчисленного и уплаченного в бюджет НДС в расходах, так же как и сами услуги по аренде (пп. 8 п. 2 ст. 346.5, пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Пени за просрочку платежей

Интересно изучить Письмо Минфина России от 18.05.2012 N 03-07-11/146. В нем рассматривается вопрос о включении в налоговую базу по НДС штрафов и пеней, начисленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за несвоевременную оплату услуг по аренде имущества субъекта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовое ведомство отмечает, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Поэтому указанные штрафы и пени являются суммами, связанными с оплатой услуг по аренде. В связи с этим налоговым агентам следует включать их в налоговую базу по НДС.

Источники


  1. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.

  2. Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 704 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
  4. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.
  5. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
Особенности аренды государственного и муниципального имущества
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here