Основным учредительным локальным актом образовательной организации является

Полезная информация по теме: "Основным учредительным локальным актом образовательной организации является". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Нормативные документы

Локальные акты общеобразовательного учреждения.

Понятие «локальный акт общеобразовательного учреждения»

Локальный акт общеобразовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления школой для регулирования внутришкольных отношений.

Локальный акт обладает следующими отличительными чертами.

1. Локальность акта означает, что акт действует только в пределах данной организации. Локальные акты школы не могут регулировать отношения, складывающиеся вне общеобразовательного учреждения.

2. Локальный акт всегда основан на законодательстве в широком смысле этого слова, т.е. не только на федеральных законах и законах субъекта Российской Федерации, но и на подзаконных нормативных актах.

Правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения носит многоуровневый характер. Различают следующие уровни правового обеспечения:

1) Федеральный уровень. Правовое обеспечение на данном уровне заключается в принятии федеральных законов, основанных на Конституции Российской Федерации, указов Президента России, постановлений Правительства России и нормативных правовых актов отраслевых органов исполнительной власти, прежде всего Министерства образования России.

2) Уровень субъекта Российской Федерации. На этом уровне принимаются законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающие деятельность образовательных учреждений.

3) Муниципальный уровень. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в области образования имеют наибольшее значение для муниципальных образовательных учреждений.

4) Локальные нормативные акты образовательного учреждения. К ним относятся приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах своей компетенции органами управления образовательным учреждением и обязательные для исполнения участниками образовательного процесса или шире — работниками, учащимися и их законными представителями конкретного учреждения образования.

Перечисленные нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении. Это означает, что законы Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ, указы Президента РФ — Конституции и федеральным законам, постановления Правительства РФ — Конституции и законам Российской Федерации, устав образовательного учреждения — Конституции, законам и постановлениям Правительства РФ и т.д. Поэтому изменения правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях. Правда, при одном немаловажном условии: если изменения правового регулирования были проведены федеральными органами государственной власти в пределах их компетенции.

3. Локальный акт школы — это официальный правой акт, т.е. письменный документ, содержащий необходимые реквизиты: наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание, дата издания, порядковый (регистрационный) номер, подпись уполномоченного должностного лица, в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения.

4. Чтобы быть правомочным, локальный акт школы должен быть не только официальным правовым актом, соответствующим (не противоречащим) законодательству, но и актом, принятым компетентным органом управления общеобразовательным учреждением. Разграничение полномочий между директором школы и органами школьного самоуправления определяется уставом общеобразовательного учреждения, который иногда образно называют конституцией школы*.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Виды локальных актов общеобразовательного учреждения

Локальные правовые акты школы могут быть нормативными и индивидуальными.

Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников школы и (или) обучающихся (их законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта — детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, законодательной (в широком смысле) правовой нормы применительно к условиям данной школы, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса в данном общеобразовательном учреждении, иных условий существования школьного коллектива.

Индивидуальные (ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о приеме на работу, об отпуске, об увольнении.

Локальные акты школы издаются в виде постановлений, приказов, решений, положений, инструкций и правил.

Постановление — локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления общеобразовательным учреждением. Например, постановление Совета школы об утверждении школьного компонента государственного образовательного стандарта общего образования, постановление Совета школы о сдаче в аренду закрепленного за школой имущества, постановление Совета школы об исключении обучающегося из Школы.

Приказ — локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) правовой акт, издаваемый директором школы для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением. Например, приказ о приеме на работу, приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка школы.

Решение — локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении общеобразовательным учреждением. Например, решение общего собрания об избрании представителей работников в комиссию по трудовым спорам школы; решение родительского собрания (собрания обучающихся II и III ступеней) об избрании своих представителей в Совет школы. Локальные акты школы, принятые в виде решений, как правило, не носят нормативного характера.

Постановлениями и приказами органов управления школой утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Положение — локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления школой, структурного подразделения школы или основные правила (порядок, процедуру) реализации общеобразовательным учреждением какого-либо из своих правомочий. В качестве примера можно привести положение о библиотеке школы, положение об оплате труда и премировании работников, положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся.

Читайте так же:  Что выше постановление правительства или федеральный закон

Инструкция (от лат. instructio — наставление) — локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг — «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.

Правила — локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности школы и ее работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка школы, правила приема в школу, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.

Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни школы. Кроме этих локальных нормативных актов существуют специфические локальные акты, регулирующие социально-трудовые отношения (например, коллективный трудовой договор).

Классификация локальных актов по направлениям деятельности школы

Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности школы. При этом значение локальных нормативных актов особенно велико, поскольку нормотворческая деятельность школы связана с обеспечением предусмотренной законодательством самостоятельности (автономии) образовательного учреждения.

Нормотворческая деятельность школы осуществляется в пределах ее компетенции, определенной ст. 32.2 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии с компетенцией общеобразовательного учреждения можно выделить следующие направления локального правового обеспечения его основной деятельности:

• правовое обеспечение конституирования учреждения в качестве общеобразовательного (создание, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления);

• правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

• правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;

• правовое обеспечение материально-технического снабжения;

• правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в общеобразовательном учреждении;

• правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

• правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) всех сторон деятельности общеобразовательного учреждения.

По укрупненным направлениям деятельности школы правовое обеспечение управления общеобразовательным учреждением требует, как правило, принятия следующих локальных актов:

1) Акты, определяющие правовой статус общеобразовательного учреждения, акты об органах самоуправления школы:

• Устав общеобразовательного учреждения;

• Положение о Совете общеобразовательного учреждения;

• Положение о Попечительском совете;

• Положение о Педагогическом совете.

2) Акты, определяющие статус структурных подразделений общеобразовательного учреждения и конкретизирующие права и обязанности участников образовательного процесса:

[2]

• Положения о структурных подразделениях;

• Правила внутреннего трудового распорядка;

• Должностные инструкции работников;

• Положение о порядке и условиях предоставления длительного отпуска за непрерывную педагогическую работу;

• Положение о приеме в общеобразовательное учреждение;

• Правила внутреннего распорядка для обучающихся;

• Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс;

• Положение об условиях обучения по индивидуальным учебным планам.

3) Акты, действие которых направлено на обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы:

• Инструкции о мерах пожарной безопасности;

• Инструкции по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов (лабораторий, мастерских).

4) Акты, связанные с организацией и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса:

• Положение о компоненте общеобразовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования;

• Список учебников из утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;

• Образовательные программы и учебные планы;

• Рабочие программы учебных курсов и дисциплин;

• Календарные учебные графики;

5) Акты, связанные с оплатой труда и финансово-хозяйственной деятельностью общеобразовательного учреждения:

• Положение об оплате труда и премировании работников;

• Положение о порядке предоставления дополнительных образовательных услуг;

• Положение о предпринимательской деятельности.

6) Акты, обеспечивающие правильное делопроизводство общеобразовательного учреждения:

• Номенклатура дел школы;

• Инструкция по делопроизводству.

Данный перечень не является исчерпывающим. Более того, многие из перечисленных актов не являются обязательными.

Приведенные акты отличаются не только по содержанию, но и по процедуре их принятия. Так, устав школы разрабатывается и принимается общеобразовательным учреждением, но утверждается его учредителем. Правила внутреннего трудового распорядка и ряд других локальных нормативных правовых актов принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников школы. Годовые календарные учебные графики разрабатываются и утверждаются по согласованию с органами местного самоуправления. Многие нормативные правовые локальные акты требуют регистрации в качестве дополнений к уставу школы. Подробнее о процедуре принятия (утверждения) конкретных локальных нормативных актов будет рассказано в практической части курса.

Юрист сферы образования

Сайт Вихарева Александра

Коллегиальные органы управления в образовательной организации

Законом предусмотрены два обязательных коллегиальных органа управлением образовательным учреждением (часть 4 ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
1) общее собрание (конференция) работников (в конференции, в отличие от общего собрания, участвуют не все работники, а только выбранные представители);
2) педагогический совет.

Для автономных образовательных учреждений предусмотрен ещё один обязательный орган управления — наблюдательный совет (ст. 8 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Другие органы управления (попечительский совет, управляющий совет и т.д.) могут создаваться по мере необходимости.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сведения и об обязательных и о факультативных органах управления должны быть внесены в устав образовательной организации. И в первую очередь нужно обратить внимание на то, что с момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об образовании) исчезла категория «органы самоуправления» — в уставе, в коллективном договоре, во всех локальных актах этот термин нужно заменить на термин «коллегиальные органы управления». Дело не только в наименовании. Решения коллегиального органа управления, в отличие от решений органов самоуправления, не требуют утверждения руководителем и действуют непосредственно, т.е. без издания специального приказа.

Читайте так же:  Пример заполнения протокола об административном правонарушении

Пример. К компетенции педагогического совета отнесено формирование состава методического совета школы. В этом случае издание директором школы приказа об утверждении состава методического совета нужно рассматривать как выход за пределы должностных полномочий, а сам приказ является недействительным.

Необходимо отметить, что в «новых» уставах акцент в регламентации смещён с организации образовательного процесса на организацию управления. Если в «старых» уставах прописывали только порядок формирования и компетенцию органов управления, то сейчас дополнительно необходимо зафиксировать их структуру, срок полномочий, порядок принятия решений и порядок выступления от имени образовательной организации.

Например, структуру можно представить так: председатель, секретарь, члены совета (перечисления типа «учителя, социальные педагоги, педагог-психолог» является не структурой, а составом коллегиального органа управления); срок полномочий — «действует бессрочно».

В связи с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает участие родителей в принятии решений, влияющих на образовательный процесс (например, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, выбор учебных предметов), то в школах целесообразно создавать органы управления, в состав которых входят законные представители обучающихся.

В многих образовательных учреждениях издавна существует родительский комитет. Если он по своей сути является коллегиальным органом управления, то его статус необходимо зафиксировать в уставе. Если же родительский комитет играет роль совещательного органа, то в соответствии с частью 6 ст. 26 Закона об образовании он должен именоваться советом родителей. Таким образом, теоретически в образовательном учреждении могут одновременно функционировать два органа: (1) родительский комитет (является коллегиальным органом управления) и (2) совет родителей (является совещательным органом). Закон об образовании предполагает учёт мнения совета родителей при выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося, а также при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих требования к одежде обучающихся, порядок создания и деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации.

Устав по-новому. К вопросу об учредительных документах образовательных организаций.

С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») произошли значительные изменения в сфере осуществления образовательной деятельности.

Пунктом 5 ст. 108 данного закона установлено, что некоммерческие организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны привести свои наименования и уставы до 01 января 2016 года в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

При приведении наименования необходимо учитывать, что наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Согласно ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Перечень организационно-правовых форм закреплен в п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Необходимо отметить, что в Республике Хакасия практически все зарегистрированные образовательные организации имеют организационно правовую форму – учреждение. Здесь необходимо обратить внимание на то, что учреждение, созданное гражданином или юридическим лицом – это частное учреждение (ч. 2 ст. 123.2 ГК РФ). Следовательно, если образовательная организация создана в форме частного учреждения, то в наименовании организации должны содержаться слова «частное учреждение».

Помимо указания на организационно-правовую форму в наименовании образовательной организации также должно содержаться указание и на тип образовательной организации.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования) и типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы (организация дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования).

Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Образовательные учреждения, в отношении которых тип меняется либо образовательные организации, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Вместе с тем приведению подлежат и уставы образовательных организаций в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

При приведении устава образовательной организации необходимо учитывать, что требования к уставу содержатся не только в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», но и в Гражданском кодексе РФ, в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», кроме того надо также учитывать особенности организационно-правовой формы, в которой создана образовательная организация, поскольку образовательная организация — это, прежде всего, некоммерческая организация.

Кроме того, необходимо отметить, что с 01.09.2014 вступили в силу изменения в Гражданском кодексе Российской Федерации, внесенные федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ. В связи с чем учредительные документы юридических лиц, созданных до 01.09.2014, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Следовательно при приведении уставов образовательных организаций необходимо учитывать также изменения в ГК РФ.

Читайте так же:  Ответственность за неразмещение отчета об исполнении контракта

Таким образом, в соответствии со ст. 52 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 25 Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» устав образовательной организации должен содержать следующие сведения:

2) сведения о его месте его нахождения;

3) учредитель или учредители;

4) предмет и цели деятельности;

5) тип образовательной организации;

6) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

[3]

7) порядок управления деятельностью, структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий;

8) сведения о филиалах и представительствах;

9) права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);

10) источники формирования имущества;

11) порядок внесения изменений в учредительные документы;

12) порядок использования имущества в случае ликвидации образовательной организации.

Значительные изменения коснулись органов управления образовательной организацией, статуса руководителя образовательной организации, прав и обязанностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, правового статуса педагогических работников.

Так, в соответствии со ст. 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации.

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Данный принцип призван четко разграничивать компетенцию между единоличным исполнительным органом образовательной организации и коллегиальными органами управления, сформированными из состава работников, педагогов, учащихся и их законных представителей, а с другой стороны, определить порядок и условия их взаимодействия.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. Кроме того руководитель образовательной организации, как правило, является лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени организации.

Правовой статус руководителя образовательной организации закреплен в статье 51 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой в зависимости от вида образовательной организации руководитель может быть избран (общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации) или назначен уполномоченным лицом (например, учредителем образовательной организации).

Важно также отметить, что согласно п. 10 ст. 51 названного закона особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией также определяются в уставе образовательной организации (п. 6 ст. 51 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

На ряду с единоличным исполнительным органом в образовательной организации формируются также коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Необходимо обратить внимание на то, что общее собрание работников и педагогический совет являются обязательными коллегиальными органами управления образовательной организацией.

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы;

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации.

Вместе с тем, новым законом обучающимся, родителям (законным представителям) предоставлено право, участвовать в управлении образовательной организацией, в порядке, установленном ее уставом. Обучающиеся и родители (законные представители) могут участвовать в управлении образовательной организацией посредством участия в таких коллегиальных органах как совет обучающихся, совет родителей. Право на участие в управлении образовательной организацией педагогических работников может осуществляться, в том числе в коллегиальных органах управления.

Таким образом, уставом образовательной организации помимо прав, обязанностей участников образовательного процесса устанавливается и порядок осуществления данного правомочия.

Также одним из нововведений является и то, что теперь при создании образовательной организации в форме учреждения соучредительство нескольких лиц не допускается (ст. 123.21 ГК РФ). Что касается других форм, то там может быть и несколько учредителей.

Что касается деятельности, то теперь, в соответствии с ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность (а не предпринимательскую деятельность как это было ранее), если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» тоже использует понятие приносящая доход деятельность.

В заключение хотелось бы отметить, что приведение уставов некоммерческих организаций осуществляющих образовательную деятельность в соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — это обязанность организаций, следовательно до 01.01.2016 уставы и наименования всех образовательных организаций должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством. Однако на сегодняшний момент в Республике Хакасия из зарегистрированных 81 организаций уставы и наименования приведены лишь у 11 организаций.

Читайте так же:  Обязанности председателя участковой избирательной комиссии

Специалист–эксперт отдела по делам некоммерческих организаций
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия
М.Ю. Якушева

Локально-нормативные акты образовательной организации: понятие, виды, перечень

Что такое локально-нормативные акты?

Локально-нормативные акты – это документы, которые устанавливают определённые регламенты для многократного применения, обязательные для всех сотрудников организации, то есть обладающие нормативностью.

Признаки нормативных актов:

  • письменное оформление (не бывает устных нормативных актов);
  • принятие в установленном порядке;
  • действие на неопределённый круг лиц;
  • многократное применение;
  • создание с целью нормативного регулирования.

Стоит отметить, что ЛНА нельзя путать с нормативно-правовыми актами, так как понятие «правовой» применяется только к тем документам, которые принимаются органами власти. Нормативно-правовые акты располагаются в определённой иерархии, где главный документ – Конституция РФ, за ней следуют федеральные НПА (законы и кодексы), а далее – региональные. Документы низшей ступени не могут противоречить нормативно-правовым актам высшей ступени, и все акты должны соответствовать Конституции РФ.

В образовательной организации локальные нормативные акты тоже составляют собой иерархию. Локальным актом высшей юридической силы в организации следует признать ее устав, за ним идут приказы, положения и распоряжения. Документы образовательной организации не могут противоречить её уставу, региональному и федеральному законодательству.

На какие виды делятся ЛНА?

Локально-нормативные акты по степени значимости делятся на обязательные и необязательные. Состав обязательных ЛНА определяется законодательством, необязательные же ЛНА не предусмотрены законодательством. Их учреждение принимает по своему усмотрению. Например, должностные инструкции, положение об организации детского отдыха, положение об обучении сотрудников и так далее.

Для образовательных организаций обязательные ЛНА устанавливает статья 30 Федерального закона N 273-ФЗ. В ней говорится, что образовательные организации разрабатывают ЛНА по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • текущий контроль и промежуточную аттестацию (процедура, формы и периодичность);
  • перевод, отчисление или восстановление обучающихся (процедура и основания);
  • порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между ОО и обучающимися или их родителями (законными представителями).

Обратите внимание, что в этой статье нет указания на конкретный тип ЛНА – приказ, распоряжение или положение. Даются только темы этих документов.

К обязательным также относятся документы, регулирующие трудовые отношения: правила внутреннего распорядка, положение об аттестации, инструкции и правила, регламентирующие безопасность и охрану труда в учреждении, положение об оплате труда и другие.

Эти документы должны быть в любой организации и разрабатываются в соответствии с Трудовым кодексом РФ:

  • нормы ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями;
  • документы доводятся до сведения работников под подпись;
  • локально-нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника могут привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

По способу принятия ЛНА делятся на:

  • принимаемые руководителем единолично (штатное расписание, должностные инструкции, приказы, распоряжения);
  • принимаемые с учётом мнения представительного органа работников (положение о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников). В таких случаях соблюдается порядок, предусмотренный статьёй 372 ТК РФ.

Мнение представительного органа работников учитывается при принятии:

  • документов, устанавливающих нормы труда (статья 162 ТК РФ);
  • графиков сменности (статья 103 ТК РФ);
  • положения об оплате труда (статья 135 ТК РФ);
  • правила внутреннего распорядка (статья 190 ТК РФ);
  • локальных актов, устанавливающих формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (статья 196 ТК РФ).

По характеру действия выделяют ЛНА:

  • общие – распространяются на всех сотрудников организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда);
  • специальные – распространяются на определённую категорию работников (положение о том или ином подразделении, положение о направлении в командировки).

Чем руководствоваться образовательному учреждению при разработке ЛНА?

Почти все требования к ЛНА сформулированы в законе «Об образовании в РФ». Как этим пользоваться? Принцип довольно прост – если в учреждении возникает ситуация, описанная в норме закона об образовании, то также возникает и необходимость создания соответствующего локально-нормативного акта.

К примеру, статья 16 закона «Об образовании в РФ» предусматривает возможность получения образования дистанционно. Если образовательное учреждение собирается использовать эту возможность, то принимается соответствующий внутренний документ, если не собирается, то и необходимости в локально-нормативном регулировании нет.

Необходимость принятия локальных актов также обуславливается теми нормативно-правовыми актами, которые не регулируют ни образовательные, ни трудовые отношения. К примеру, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязывает все организации принимать меры по предупреждению коррупции.

В письме от 1 апреля 2013 года Минобрнауки рекомендует к принятию те ЛНА, которые регламентируют:

  • правила приёма;
  • режим занятий;
  • обучение по индивидуальному учебному плану;
  • формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
  • размер стипендии и платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся;
  • порядок и формы проведения итоговой аттестации и другие.

Всего в письме приводится перечень из 28 локальных нормативных актов, принятие которых входит в компетенции образовательных организаций и их учредителей (пункт 19.34).

Минобрнауки предлагает руководителям образовательных организаций при работе с документами использовать Методические рекомендации, изложенные в письме министерства от 20 декабря 2000 года N 03-51/64. В этом письме содержатся требования к составлению конкретных видов организационных и распорядительных документов, правила систематизации и хранения документов, порядок работы с ними.

Читайте так же:  Порядок уведомления органов роспотребнадзора об утвержденных контингентах

Как принимаются ЛНА в образовательной организации?

Процедуру разработки, принятия и утверждения локальных нормативных актов определяет сама образовательная организация. Эта процедура, как правило, закрепляется в уставе учреждения.

Важно, чтобы язык документов был понятен людям с различным уровнем образования, так как локальные нормативные акты образовательной организации интересны не только работникам этого учреждения, но и родителям или самим обучающимся. В идеале текст документов нужно писать так, будто вы пишите для шестнадцатилетнего подростка: просто и с минимумом специальных терминов.

Порядок разработки локальных нормативных актов:

  1. Определение вопросов, по которым необходимо принятие ЛНА. Проекты документов разрабатываются по решению администрации, педагогического совета, общего собрания сотрудников учреждения и родительского комитета.

Внести на рассмотрение вопрос о разработки и принятии локально-нормативного акта вправе любой сотрудник учреждения.

  1. Определение этапов и сроков разработки документа. Как правило, они устанавливаются ещё на этапе обсуждения.
  2. Создание рабочей группы по разработке ЛНА. Администрация поручает эту работу какому-то подразделению, третьему лицу или разрабатывает проект самостоятельно.

Важно грамотно распределить задачи между сотрудниками: кто составит документ, кто его проверит на соответствие законодательству, а кто его правильно оформит. Рабочая группа по разработке ЛНА может включать в себя не только представителей администрации и педагогических работников, но и членов общественного совета, родителей обучающихся и самих обучающихся (например, представителей ученического совета).

  1. Подготовка локально-нормативного акта: рабочая группа готовит проект документа, обосновывает необходимость в этом акте и предусматривает последствия его принятия.
  2. Проект выносится на обсуждение. Разработанный документ обсуждается на заседании органа, где он утверждается или же отправляется на доработку. Утверждение ЛНА оформляется протоколом. Могут быть и другие формы представления на обсуждение: размещение проекта на информационном стенде, сайте образовательного учреждения и так далее.
  3. Дальнейший шаг – введение ЛНА в действие. Для этого руководитель издаёт соответствующий приказ. Со дня его издания локально-нормативный вступает в силу.

Обратите внимание, что в некоторых случаях локальные акты должны приниматься с учётом мнения представительного органа работников (статья 8 ТК РФ). Таким органом может быть профсоюзный комитет.

Порядок учёта мнения описывается в статье 372 ТК РФ. Профком выражает своё мнение по проекту ЛНА в письменной форме и передаёт руководителю организации до пяти рабочих дней со дня получения документа.

Если профком не согласен с принятием ЛНА, то руководитель в течение трёх дней проводит дополнительные консультации с комитетом. Если же к общему решению прийти так и не удалось, то возникшие разногласия оформляются протоколом. После этого руководитель вправе принять локальный нормативный акт, который профком может обжаловать в суде или в госинспекции труда.

Елена Зачёсова на июньском вебинаре «Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования» рекомендовала унифицировать все документы, чтобы упростить процесс разработки, то есть создать шаблоны. Сделайте так, чтобы все положения начинались единым образом – например, «Настоящее положение описывает то-то и то-то» или «Настоящее положение создано с целью регламентации такой-то и такой-то деятельности». Создание шаблонов сильно упростит вам жизнь, со временем это станет для вас спасением.

Ещё будет хорошо, если вы выберете отдельного человека, который будет вычитывать все эти ЛНА, сверять их с уставом, федеральным и региональным законодательством, проверять на предмет ошибок и опечаток. Например, вы в каком-то положении ссылаетесь на закон «Об образовании в Российской Федерации», но неверно указали номер закона – вместо N 273-ФЗ написали N 263-ФЗ. Казалось бы, незначительная опечатка в ЛНА делает документ недействительным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принятие локально-нормативных актов не является, чем-то выходящим за пределы понимания, но если недооценивать серьёзность работы с документами, то это приведёт к просчётам в деятельности организации, осложнит её. Локальные нормативные акты разрабатываются и принимаются в образовательной организации коллективно, командой. Это задача руководителя – сформировать команду единомышленников и организовать её работу.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

[1]

Источники


  1. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.

  2. Графский, В.Г. Бакунин; Юридическая литература, 2013. — 144 c.

  3. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.
  4. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.
  5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.
Основным учредительным локальным актом образовательной организации является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here