Основанием для проведения оперативного эксперимента является постановление

Полезная информация по теме: "Основанием для проведения оперативного эксперимента является постановление". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Понятие оперативного эксперимента

Рекомендательный законодательный акт «О борьбе с организованной преступностью», принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ 2 ноября 1996 г. в ст. 26 определяет оперативный эксперимент как воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств противоправного события и совершения необходимых опытных действий в целях пресечения преступных действий, выявления лиц их готовящих или совершающих, а также проверки и оценки собранных данных о возможности совершения определенных противоправных действий или получения новых данных о противоправной деятельности.

Оперативный эксперимент следует отличать от следственного эксперимента, который в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством следователь вправе произвести в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела, путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяются возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов.

Оперативный эксперимент гораздо шире следственного эксперимента по своей целевой направленности.

Оперативный эксперимент в ряде элементов сближается с экспериментом следственным. Общее между ними заключается в том, что и оперативный, и следственный эксперименты предполагают искусственно вызванное явление в целях его изучения, последовательную фиксацию и контроль за состоянием наблюдаемого (вызванного) явления, изменяющегося под воздействием факторов, вводимых и управляемых лицом, производящим эксперимент.

Важнейшим отличием оперативного эксперимента от следственного является конспиративность, т.е. маскировка цели, ролей и задач, посвящение в замысел и структуру эксперимента весьма узкого круга оперативников.

Наконец, различны формы фиксации результатов: следственный эксперимент предполагает процессуальную форму, оперативный эксперимент фиксируется справкой, рапортом, актом.

В отличие от результатов следственного эксперимента результаты оперативного эксперимента не являются доказательствами, однако приобретают важную роль в процессе получения доказательств. Результаты оперативного эксперимента могут указывать на факты, обстоятельства, предметы, которые при процессуальном порядке их обнаружения и фиксации становятся доказательствами.

Оперативный эксперимент может быть как гласным, так и негласным, проводиться как в отношении конкретных лиц, так и для выявления и изобличения лиц, намерения которых неизвестны.

Исходя из этого рассматриваемое ОРМ может заключаться в непроцессуальном проведении специальных опытов (действий) с целью проверки полученной информации, собранных данных, проверки и оценки версий, в воспроизведении действий, обстановки, обстоятельств определенного события, уточнения оперативных данных, имеющих значения для раскрытия преступления, получения новой информации (фактических данных).

Содержание опытных действий может включать создание, воспроизведение и использование условий для проявления криминальных намерений заподозренных лиц, обнаружения объектов преступных посягательств, установление негласного контроля за объектами (предметами) посягательств, а также проверку оперативных данных опытным путем с последующей фиксацией полученной информации и контролируемых событий.

К таким опытным действиям могут относиться контролируемое перемещение предмета взятки от участника ОРМ к лицу, ее вымогающему; установление предметов, которые представляют интерес для посягающих, с последующим контролем за такими предметами (автомобиль, оружие, наркотики и т.д.) и др.

Эксперимент может заключаться и в опытных действиях психологического характера, например проверка реакции подозреваемого на присутствие того или иного человека, демонстрируемые предметы, фотоснимки и др.

Основанием для проведения оперативного эксперимента является постановление руководителя ОРО. Он проводится с санкции прокурора. В случаях которые не терпят отлагательств и могут привести к совершению тяжкого (особо тяжкого) преступления, допускается проведение оперативного эксперимента на основании мотивированного постановления с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала ОРМ руководитель ОВД вынесший постановление обязан получить санкцию прокурора, либо прекратить реализацию оперативного эксперимента.

При проведении рассматриваемого ОРМ запрещается провокация преступления, под которой правомерно рассматривать склонение к его совершению лиц, не обнаруживших противоправных намерений, а равно искусственное создание доказательств совершения преступления или обстоятельств, имеющих доказательственное значение по уголовным делам.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, пресечения и раскрытия менее тяжки, тяжких особо тяжких преступлений.

Для достижения целей оперативною эксперимента оперативниками создаются условия, максимально приближенные к ситуациям, в которых совершалось интересующее их событие, т.е. для его осуществления должны быть привлечены необходимое количество лиц, соответствующие транспортные, технических средства, создана соответствующая обстановка в местах его проведения (в помещении, на территории).

Накопленный практический опыт позволяет выделить два вида оперативного эксперимента в зависимости от цели его проведения.

Первый

направлен на выявление неизвестных лиц. Суть его заключается в использовании специально подготовленных контролируемых объектов (аналогичных) покушения преступников (ловушки, приманки), которые помещаются там, где может быть совершено преступление. По кражам на станциях, вокзалах, в портах это сумки, чемоданы в залах ожидания, по кражам автомототранспорта применяются транспортные средства-ловушки на автостоянках. При выявлении разбоев, грабежей и других преступлений для приманки производят экипировку соответствующим образом оперативников с направлением их в места возможного совершения преступления.

В иных случаях требуется создавать фирмы, подыскивать квартиры, магазины-ловушки для выявления лиц, совершающих мошенничества в сфере экономики и другие преступления, находясь в розыске, торгующих краденным, запрещенным к обороту товаром.

Второй вид

используется только для документирования и задержания с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступлений. Чаще всего этот вид осуществляется по взяточникам, торговцам наркотиками, оружием и прочим преступникам, где фигурируют любые запрещенные к обращению предметы, вещества.

Задачи, решаемые проведением оперативного эксперимента:

• задержание правонарушителей в момент совершения преступлений и изъятие предметов, присутствующих при этом;

• проверка и уточнение данных на причастность определенных лиц к конкретным событиям криминального характера (наличие возможностей, навыков, умений);

Читайте так же:  Существенные условия договора аренды нежилого помещения

• проверка выдвигаемых оперативных версий;

• установление обстоятельств совершаемых преступлений;

• создание условий для обнаружения разыскиваемого лица, похищенного имущества.

Перед проведением оперативного эксперимента руководитель (инициатор) должен убедиться в том, что:

• характер создаваемых условий в разумной степени очевиден и в связи с этим правильно оценен и воспринят объектом, совершающим преднамеренные действия;

• существуют основания предполагать, что планируемое ОРМ выявит законспирированную противозаконную деятельность, обнаружит разыскиваемое лицо или похищенные средства;

• создание для объекта соответствующих условий не является неоправданным ввиду характера противоправной сделки, в которой объект ОРД намерен участвовать.

Исходя из анализа практики применения данного ОРМ можно выделить несколько организационных этапов его проведения, составляющих некий алгоритм действий оперативников:

• получение достоверной информации о причастности лица к замаскированной преступной деятельности;

• принятие решения на проведение оперативного эксперимента, вынесение постановления, составление плана ОРМ;

• осуществление мер по документированию противоправных действий подозреваемых в ходе проведения эксперимента проведением комплекса мероприятий по выявлению и фиксации следов преступления;

• принятие мер к задержанию подозреваемого в момент совершения преступления или разыскиваемого в момент обнаружения.

Четкое и результативное проведение эксперимента требует составления плана, который имеет свободную форму состоит из двух разделов: общего, включающего законные основания проведения эксперимента, а также обстоятельства, требующие проверки данным ОРМ, и основного (описательного), который содержит организационные, тактические действия, их, количество, последовательность относительно:

• места, времени проведения, списка участников, мероприятий по легендированию, конспирации и безопасности участников;

• расчета необходимых сил и средств, материальных затрат;

• мер взаимодействия различных ОРО;

• мер по реагированию на изменение обстановки;

• конкретных действий по использованию оружия, транспорта, технических средств наблюдения, фиксации хода и результатов оперативного эксперимента.

В случае проведения оперативного эксперимента, состоящего из нескольких этапов, конкретные экспериментальные действия (мероприятия) могут проводиться по отдельному плану.

Организационные действия инициатора после определения цели проведения оперативного эксперимента:

• принятие мер к сохранению в тайне сведений о предстоящей операции;

• согласование и проработка оптимальной оперативно-тактической формы ОРМ с руководителем ОРО;

• решение вопросов обеспечения материального, оперативно-технического, поискового содержания, взаимодействия с другими ОРО;

• получение разрешения руководства на проведение эксперимента в установленном порядке;

[2]

• привлечение при необходимости соответствующих служб и других органов, координация их действий;

• отработка надежной системы негласного контроля за объектом, с применением комплекса ОРМ и следственных действий для документирования преступных действий и задержания виновных в момент их совершения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8678 —

| 7440 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Оперативный эксперимент в деле о взятке как основание для оправдания

Обвинение по уголовным делам о взятке, как правило, основано на результатах ОРМ «Оперативный эксперимент». Труднее всего адвокату защищать тех, кто попался с поличным.
Когда оперативный эксперимент может послужить основанием для оправдания? — рассмотрим типичную ситуацию.

Конечно, в делах о взятках все зависит от конкретных обстоятельств проведения ОРМ и документирования самого процесса получения либо дачи взятки. Незаконность проведения ОРМ — трудно доказуемый факт. Как на практике удается признать оперативный эксперимент незаконным? — приведем конкретный пример признания оперативного эксперимента недопустимым доказательством по уголовному делу, что повлекло оправдание в даче взятки.

Оперативный эксперимент в деле о взятке – это воспроизведение обстоятельств противоправного события и совершения необходимых действий для задержания подозреваемого с поличным при получении либо дачи взятки.

Адвокат по делам о взятках в каждом втором преступлении, выявленном в ходе оперативного эксперимента, в качестве линии защиты аргументировано отстаивает, что в ходе ОРМ имели место подстрекательство, фальсификация и другие нарушения закона. Ведь если оперативный эксперимент проведен с нарушением закона, то все документы, составленные при его проведении ОРМ, должны быть признаны недопустимыми доказательствами по уголовному делу, а значит, сторона обвинение лишиться основных доказательств.

Но для оправдания требуется больше! — умысел обвиняемого либо подсудимого должен доказываться помимо оперативных материалов (ОРД). Иными словами если до проведения оперативного эксперимента умысел на получение либо дачу взятки подтверждается иными доказательствами, то виновным скорее всего признают, но наказание назначат не столь строгое как могло бы быть. Так что в любом случае Ваш адвокат должен и обязан разбираться в оперативно-розыскном законодательстве, а также иметь практику по делам о взятках, иным коррупционным и должностным преступлениям, чтобы эффективно проводить защиту и осуществлять проверку законности проведения тех или иных ОРМ.

Результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора лишь в том случае, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на совершение преступления, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений.

Пример оправдания по взятке
из-за признания незаконным оперативного эксперимента

Чтобы добиться оправдания по обвинению в получении взятки требуется завидное упорство и от адвоката, и от подзащитного. Пройти круги правосудия и преодолеть цикличность порядка обжалования, чтобы добиться оправдания, — удача немногих опытных адвокатов по делам о взятках.

Итак, пример дела о взятке:
по приговору суда М. осуждён по ч.3 ст.204 УК РФ, т.е. признан виновным в незаконном получение денег (взятки) за совершение действий в интересах дающего (аналогия ст.290 УК РФ, которая отличается субъектом преступления).

Апелляционная, кассационная судебные инстанции приговор по коммерческой взятке оставили без изменения. Но судебная коллегия Верховного суда все решения в отношении М. отменила в связи с нарушениями уголовно-процессуального закона.

Читайте так же:  Порядок увольнения из росгвардии по собственному желанию

Обстоятельства уголовного дела:
19 августа 2011 г. к М., являвшемуся председателем правления СНТ, обратился Ф. – оперуполномоченный, который действовал в рамках оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент», с просьбой выдать ему за деньги справку, содержащую ложные сведения о том, что получатель справки выращивает на участке в садовом товариществе сельскохозяйственную продукцию, и дающую основание для предоставления торгового места на рынке.
Для получения доказательств сотрудниками правоохранительных органов была использована помощь Ф.Е., действовавшей в рамках ОРМ, которая 20 и 25 августа 2011 г. обращалась к М. от имени Ф. с просьбой выдать ей за деньги данную справку.

ВС указал, что проведение оперативного эксперимента возможно лишь в целях выполнения задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и только при наличии оснований, указанных в ст. 7 этого закона.
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий.
Кроме того, результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора лишь в том случае, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на совершение преступления, сформировавшегося независимо от действий сотрудников оперативных подразделений, а также в случае проведения лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.
Между тем в уголовном деле не имеется доказательств того, что М. совершил бы преступление без вмешательства сотрудников правоохранительных органов.

Обоснованность принятия постановлений о проведении оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» в отношении М. судом не обсуждалась.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что действия сотрудников полиции совершены в нарушение требований ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и были направлены на склонение М. к получению незаконного вознаграждения.
Одновременно обстоятельства свидетельствуют, что без вмешательства сотрудников правоохранительных органов умысел на получение незаконного вознаграждения у М. не возник бы и инкриминируемое ему деяние не было бы совершено.
Принятие же М. денежных средств в сумме 5000 рублей в результате склонения его к совершению преступления не может расцениваться как уголовно наказуемое деяние, в этом случае в содеянном отсутствует состав преступления.
Учитывая изложенное, Судебная коллегия Верховного суда приговор и последующие судебные решения в отношении М. отменила, уголовное дело прекратила на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, признав за М. право на реабилитацию.

Таким образом, оправдание основано на признании незаконным проведения оперативного эксперимента, поскольку умысел на совершение взятки возник у человека вследствие вмешательства оперативных сотрудников, которые своими действиями склонили его на противоправный поступок.

См.
— Обзор практики судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ за 2 полугодие 2013 года, утверждённым Президиумом Верховного суда РФ 5 марта 2014 г.;
— Определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 29 октября 2013 г. № 11-Д13-33;
— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Условия проведения ОРМ – это установленные законодателем специальные правила, выполнение которых способствует эффективности осуществления конкретного ОРМ и гарантирует соблюдение принципов ОРД.

Всю совокупность условий, изложенных в ст. 8 ФЗ «Об ОРД» целесообразно разделить на следующие группы:

— общие условия проведения ОРМ;

— условия проведения ОРМ ведомственного санкционирования;

Видео (кликните для воспроизведения).

— условия проведения ОРМ судебного санкционирования.

Общим условием проведения ОРМ является то, что гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ на территории РФ, что является реализацией принципа равенства всех граждан перед закон и судом. Тем не менее в ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» определяется возможность исключения из данного правила, указанием «если иное не предусмотрено федеральным законом».

Общим правилом проведения ОРМ ведомственного санкционирования является их проведение на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

К данному правилу есть уточнение, касающееся того, что такое постановление требуется только для проведения проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен.

Существует условие проведения оперативного эксперимента, а именно, его проведение допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Общим правилом проведения ОРМ судебного санкционирования является необходимость получения судебного решения.

Следующим общим правилом проведения ОРМ судебного санкционирования, является наличие следующей информации:

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Процедура получения судебного решения регламентирована ст. 9 ФЗ «Об ОРД».

Основанием для решения судьей вопроса о проведении ОРМ, ограничивающего конституционные права граждан является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Читайте так же:  Постановление гибдд о наложении штрафа 78010177150327036965

По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление.

Срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов.

В случае, если судья отказал в проведении ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.

Вместе с тем есть целый ряд исключений допускающий либо начало проведения, либо само проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, без судебного решения. Такие исключения законодателем определяются как:

Ø случаи не терпящие отлагательств;

Ø случаи возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц;

Ø случаи проведения ОРМ, обеспечивающих безопасность органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно — розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно — розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, проводятся в соответствии с ФЗ «Об ОРД» и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Разрешается осуществлять ОРМ судебного санкционирования, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Существуют отдельные условия проведения такого ОРМ как прослушивание телефонных переговоров. Их можно определить следующим образом:

· допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а также лиц, которые могут располагать сведениями о таких преступлениях;

· фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами;

· в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с ФЗ «Об ОРД», фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно — процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особо оговариваются в ст. 8.1 ФЗ «Об ОРД» условия проведения ОРМ органами ФСБ в отношении иностранных инвесторов. В целях определения факта установления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также факта наличия между иностранным инвестором и третьими лицами соглашения и (или) их согласованных действий, направленных на установление такого контроля, оперативные подразделения органов федеральной службы безопасности вправе проводить любые ОРМ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Оперативный эксперимент как средство проверки информации о готовящейся передаче взятки *

Карагодин Валерий Николаевич, руководитель отдела профессионального развития (учебного центра) Следственного управления следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Свердловской области, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.

В статье рассмотрен следственный эксперимент в качестве средства проверки информации о готовящейся передаче взятки. Автор видит необходимость законодательного закрепления этого понятия исходя из потребностей практики, а также рассуждает о возможности непосредственного использования результатов оперативно-розыскного эксперимента в качестве доказательств.

[3]

Ключевые слова: оперативный эксперимент, информация, передача взятки, оперативное наблюдение, оперативно-розыскная деятельность.

The article presents an investigative experiment as a means of verifying information about the upcoming transfer of bribes. The author sees the need for legislative consolidation of this concept, based on the needs of practice, and discusses the possibility of direct use of results of operative-searching experiment as evidence.

Key words: operational experiment, information, transfer bribes, operational monitoring, operational-search activity.

Фомин М.А. Допустимость материалов ОРМ в качестве доказательств по делам о получении взятки // Уголовный процесс. 2010. N 2. С. 21.

Казалось бы, что такой подход, пускай и подвергавшийся критике, поскольку не раскрывает сущности определяемого действия, не может повлиять на оценку допустимости результатов оперативного эксперимента в реальных ситуациях. Однако в своей следующей статье этот автор, анализируя пример из судебной практики, фактически опирается на указанную дефиницию. Так, при оценке действия органа оперативно-розыскной деятельности по проверке сообщения о получении взяток врачом М. в содержание эксперимента включено только наблюдение за проверяемым, в ходе которого установлен факт совершения названным лицом служебного подлога. На этом основании делается вывод о недопустимости материалов, в которых зафиксированы результаты проведенного спустя две недели задержания с поличным .

Читайте так же:  Образец производственной характеристики на работника для мсэ

См.: Фомин М.А. Отграничение оперативного эксперимента от провокации взятки // Уголовный процесс. 2010. N 3. С. 19.

Следует согласиться с мнением авторов, полагающих, что сущность оперативного эксперимента не может определяться через наблюдение. Поскольку в их основе лежит использование двух разных эмпирических методов познания .

См.: Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: общие положения. СПб., 2004. С. 139.

Оперативное наблюдение в большинстве ситуаций проводится на этапе подготовки оперативного эксперимента, в рамках единой оперативно-тактической операции по проверке информации о готовящейся передаче взятки.

Оперативное наблюдение понимается как скрытое, негласное слежение за предполагаемыми участниками преступления, местами их нахождения, используемыми ими транспортными средствами с целью получения информации об обстоятельствах, участниках, орудиях преступной деятельности, полученных в результате ее осуществления имущества и доходов .

См.: Чечетин А.Е. Оперативно-розыскные мероприятия // Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. проф. В.В. Николюка и доц. В.В. Кальницкого, А.Е. Чечетина. Омск: Омский юридический институт МВД России, 1996. С. 26.

Понятие оперативного эксперимента в последнее время раскрывается с использованием дефиниции, закрепленной в ст. 26 Рекомендательного законодательного акта «О борьбе с организованной преступностью», принятого Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 26 ноября 1996 г.

В соответствии с названной нормой оперативный эксперимент представляет собой воспроизведение действий, обстановки, обстоятельств преступного события и совершение необходимых опытных действий в целях пресечения преступления, выявления субъектов, их совершающих, а также проверки и оценки собранных данных о возможности совершения определенных противоправных действий или получения иных данных о криминальной деятельности .

См.: Нетреба В.А., Овчинский В.С. Понятие оперативного эксперимента // Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М., 2009. С. 373; Халиков А.Н. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. М., 2007. С. 167.

Приведенная теоретическая конструкция, несомненно, страдает недостатками, несовершенством формы, громоздкостью отдельных элементов. Однако в ней отражается концепция оперативного эксперимента как опытного действия. К опытным действиям, являющимся элементом рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия, относятся создание условий, благоприятных для выявления преступных намерений проверяемых субъектов, перемещение предмета взятки, установление контроля над ним и участниками прогнозируемого криминального события и т.д.

[1]

В научной литературе отмечалось, что для проверки информации о готовящейся передаче взятки чаще всего проводится оперативный эксперимент, содержанием которого является документирование и задержание с поличным участников взяточничества . Думается, что это более точно характеризует сущность анализируемого оперативно-розыскного мероприятия. В связи с этим неудачным выглядит обозначение его как эксперимента, поскольку при его производстве практически не выполняются опытные действия. Можно лишь предполагать, что такого рода задержание с поличным отнесли к оперативному эксперименту вынужденно, в связи с проблемами в законодательстве, отсутствием иных норм, регулирующих проведение подобных операций.

См.: Нетреба В.А., Овчинский В.С. Указ. раб. С. 37.

Многие проблемы, неясности могли бы быть сняты, если бы в законе устанавливалась процедура, критерии допустимости контроля за преступным поведением и задержания с поличным.

Наиболее предпочтительным вариантом выглядит закрепление указанных процедур в Уголовно-процессуальном кодексе.

В настоящее время в ч. 1 ст. 91 УПК РФ указывается, что лицо, застигнутое при совершении преступления, может быть задержано в качестве подозреваемого. Представляется, что в данном случае речь идет именно о задержании с поличным. Однако в УПК РФ отсутствуют правила фиксации такого задержания.

Некоторые авторы признают, что процессуально-субъективный статус задержанных с поличным до возбуждения уголовного дела неясен. Но поскольку они фактически лишаются возможности свободного передвижения, они приобретают права подозреваемого, которые им должны разъясняться на месте задержания. Таким образом, упомянутые лица наделяются статусом подозреваемых и в этом качестве могут быть подвергнуты личному обыску .

См.: Фролова Т.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности // Уголовный процесс. 2008. N 10. С. 20.

Вряд ли можно возражать против того, что задержанные в описываемых ситуациях не только фактически подпадают под подозрение, но и испытывают в связи с этим определенные ограничения. Однако это не является основанием для автоматического распространения на них процессуального статуса подозреваемого со всеми вытекающими последствиями. Основания и процедура приобретения такого положения предусмотрены законом (ст. 46 УПК РФ) и расширительному толкованию не подлежат. Реализация предполагаемого подхода может инициировать серьезные нарушения прав задержанных. В частности, если возможен личный обыск, то почему нельзя провести обыск помещений и участков местности, где проведено задержание?

В настоящее время в следственно-судебной практике наметилась тенденция непосредственного использования результатов оперативно-розыскного эксперимента в уголовном судопроизводстве в качестве доказательств. Концепция прямого использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве не нова и подвергалась справедливой критике. Противники подобного способа реализации оперативной информации справедливо указывали на то, что результаты оперативно-розыскной деятельности являются лишь основой для формирования процессуальных доказательств. Оперативно-розыскные действия проводятся по правилам, установленным Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными нормативными актами, а не уголовно-процессуальным законодательством. Оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные виды деятельности осуществляются субъектами, занимающими разное правовое положение, регулируются с помощью несовпадающих правовых предписаний. Поэтому нельзя распространять действие критериев допустимости уголовно-процессуальных доказательств на результаты оперативно-розыскной деятельности .

См.: Доля Е.А. Формирование доказательств на основе оперативно-розыскной деятельности. М., 2009. С. 254, 262 — 277.

Читайте так же:  Узнать задолженность алиментов по фамилии через интернет

Стремление представителей профессиональной защиты к детализации критериев допустимости оперативного эксперимента вполне понятно. Чем больше будет установлено требований, тем труднее их соблюдать. Невыполнение же хотя бы части из установленных требований предоставляет возможность для заявления ходатайства о признании результатов оперативного эксперимента недопустимыми.

Только этим можно объяснить указание в перечне документов, прилагаемых к постановлению о проведении эксперимента, плана оперативного мероприятия .

См.: Фомин М.А. Отграничение оперативного эксперимента от провокации взятки. N 3. С. 18.

См.: Гармаев Ю.П., Обухов А.А. Квалификация и расследование взяточничества. М., 2009. С. 135 — 138.

Все они содержат сведения, которые могут приобрести статус процессуальных доказательств после проверки в ходе определенных следственных действий и фиксации в протоколах этих действий.

Попытки выделения гласного и негласного оперативного эксперимента не меняют сущности этого оперативно-розыскного мероприятия. Вызывает удивление предлагаемая классификация. Принцип конспиративности оперативного эксперимента предполагает сохранение в тайне от взяткополучателя, а иногда — и взяткодателя операций по проверке исходной информации, выявлению намерений на получение взятки, планированию задержания с поличным субъектов взяточничества. Если речь идет о задержании с поличным, то эта часть оперативного эксперимента осуществляется гласно, как правило, в присутствии понятых, сопровождается получением объяснений от задержанного, демонстрацией ему и другим участникам задержания сделанных в процессе проведения этого мероприятия аудио- и видеозаписей, изъятых предметов и т.д.

См.: Фомин М.А. Отграничение оперативного эксперимента от провокации взятки. N 3. С. 21 — 22.

Доводы о том, что при производстве «гласного оперативного эксперимента» якобы появляются процессуальные гарантии, неубедительны, поскольку процедура проведения этого оперативно-розыскного мероприятия не урегулирована уголовно-процессуальными нормами. Правила проведения оперативно-розыскных мероприятий вообще априори не могут закрепляться в нормах уголовно-процессуального закона. Они осуществляются в сфере оперативно-розыскной деятельности, которая регулируется специальными нормами, не являющимися элементами уголовно-процессуального права.

Материалы оперативного эксперимента не могут признаваться доказательствами, в особенности вещественными, как полагает М.А. Фомин . В соответствии с ч. 1 ст. 81 УПК РФ вещественными доказательствами являются материальные объекты со следами преступления. Такими объектами не являются документы, составляемые сотрудниками оперативно-розыскного органа. Что же касается предмета взятки, аудио- и видеокассет с записью передачи взятки, документов о взяточничестве и составленных участниками преступления, то они должны быть осмотрены, подвергнуты экспертному исследованию. Об обстоятельствах их получения, составления, изъятия допрашиваются свидетели. Только после этого принимается решение о признании объекта вещественным доказательством. Процесс формирования доказательств на основе результатов оперативного эксперимента достаточно труден и продолжителен. Он предполагает проверку и закрепление ее результатов в процессуальных документах, отражающих сведения, добытые при проведении следственных действий. Направление и содержание этой деятельности в значительной степени обусловливаются условиями реальных ситуаций, формирующихся в ходе уголовного судопроизводства по конкретным фактам взяточничества.

Закон РБ Об оперативно-розыскной деятельности
Статья 34. Оперативный эксперимент

Оперативный эксперимент представляет собой вовлечение под контролем должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, гражданина, в отношении которого имеются сведения о его преступной деятельности, в созданную на основе этих сведений обстановку, максимально приближенную к предполагаемой преступной деятельности этого гражданина, в целях вызывания определенного события, а также получения сведений, необходимых для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

Обязательными условиями для проведения оперативного эксперимента кроме оснований, указанных в статье 16 настоящего Закона, являются:

наличие заявления, сообщения гражданина о подготавливаемом, совершаемом или совершенном в отношении его или его близких менее тяжком, тяжком или особо тяжком преступлении – при условии участия в оперативном эксперименте гражданина, в отношении которого готовится, совершается или совершено преступление;

наличие предварительно проверенных органом, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного гражданином либо группой граждан тяжкого или особо тяжкого преступления – при условии, что не имеется достаточных сведений для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и выполнение задачи оперативно-розыскной деятельности невозможно или затруднительно без проведения оперативного эксперимента.

В постановлении о проведении оперативного эксперимента указывается, какие действия предполагается совершить по вовлечению гражданина, в отношении которого будет проводиться оперативный эксперимент, в созданную обстановку.

Оперативный эксперимент, проводимый повторно или более двух раз в отношении одного и того же гражданина в рамках одного и того же дела оперативного учета, проводится на основании постановления с санкции вышестоящего прокурора или его заместителя, если иное не установлено статьей 35 настоящего Закона.

Выяснение у гражданина обстоятельств ранее совершенных им действий не является оперативным экспериментом и осуществляется в рамках оперативного опроса.

— Информация о 5 лучших юристах на всех станицах сайта

— Эту рекламу видят более 10 000 посетителей в день

Видео (кликните для воспроизведения).

— Для поднятия рейтинга надо отвечать на вопросы пользователей

Источники


  1. История Академии Наук СССР. — М.: М.-Л.: АН СССР, 2017. — 484 c.

  2. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.

  3. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
  4. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
  5. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.
Основанием для проведения оперативного эксперимента является постановление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here