Определить последовательность нпа по убывающей юридической силе

Полезная информация по теме: "Определить последовательность нпа по убывающей юридической силе". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

БИБЛИОГРАФИЯ. 1.Нормативно- правовые акты располагаются в соответствии с убыванием их юридической силы в следующем порядке:

1.Нормативно- правовые акты располагаются в соответствии с убыванием их юридической силы в следующем порядке:

*Конституция Российской Федерации;

*Кодексы по алфавиту;

*Законы Российской Федерации – по хронологии;

*Указы президента Российской Федерации – по хронологии;

*акты Правительства Российской Федерации – по хронологии вне зависимости от вида нормативного акта;

*акты министерств и ведомств – по хронологии вне зависимости от ведомственной принадлежности и видов актов;

*решения иных государственных органов и органов местного самоуправления – по алфавиту, а затем – по хронологии;

*нормативные акты иностранных государств, не действующих на территории Российской Федерации.

В списке должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник публикации (отделяется от названия двумя косыми чертами-// ).

Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26 февраля 1995 г. №208 –ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1, ст.1 (или указывается № страницы).

Материалы юридической практики располагаются после вышеперечисленных актов в хронологической последовательности (т.е. по годам) в следующем порядке:

*постановления Конституционного Суда РФ;

*постановление пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации.

2.Используемая литература.Научная литература – монографии, учебники, учебные пособия и пр. располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов (если автор не указан на титульном листе, то по названию книги).

Библиографическое описание составляют: фамилия и инициалы автора, полное название источника (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точку, после двоеточия, в скобках и т. п.); после косой линии (/) – данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если источник написан группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются). Названные части описания разделяются точкой; после тире – название города, в котором издан источник (для Москвы и Санкт – Петербурга установлены сокращения — М., СПб. Остальные города записываются полностью, например. – Ростов – на – Дону); после двоеточия – название издательства, которое его выпустило (обязательная запись об издательстве в сносках, если указываются страницы приведённых цитат); и, наконец, после запятой год издания.

1.Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2004.

2.Краткий финансовый словарь. Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М.: Финансы и статистика, 2001.

Действие нормативно-правовых актов во времени

Классификация нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт как источник права.

Основным источником российского права является нормативно-правовой акт. Подавляющее большинство существующих в обществе норм закреплено именно в нормативно-правовых актах.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям.

1. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

— подзаконные нормативные акты.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституционные и Федеральные.

Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы (особый нормативный акт) , Указы Президента, Акты палат законодательного собрания, Акты Правительства, Акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), Акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), Акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка какого-либо предприятия или учреждения).

Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ведения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над законодательством Федерального центра. Однако это скорее исключение из общего правила.

2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:

— Акты принятые в результате референдума.

— Акты изданные государственными органами.

— Акты органов местного самоуправления.

— Акты локального действия организаций, учреждений.

3. В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.

— Постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком. Действуют до отмены (Конституция)

— Временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

4. По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

— Общегосударственные, действующие на всей территории страны.

— Региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.

— Локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации

5. По предмету правового регулирования:

— Акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере

— Акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере

— Акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.

Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое понятие, включающее в себя:

а) момент вступления акта в законную силу;

Читайте так же:  Узнать инвентаризационную стоимость объекта недвижимости по адресу

б) момент прекращения его действия;

в) условия применения установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»)

В России нормативно-правовые акты вступают в силу:

— в результате указания в НПА тексте даты, с которой юридический документ вступает в силу;

— в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования»);

— в результате приложения общих установленных государством правил и сроков.

В РФ законы и другие нормативно-правовые актывысших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования.

Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени происходит в результате:

— истечения срока, на который был принят юридический документ (безусловная отмена);

— объявления об утрате им юридической силы (безусловная отмена);

— принятия компетентным органом нового юридического документа равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг общественных отношений (условная отмена);

— устаревания юридических документов в связи с исчезновением обстоятельств, на регулирование которых был направлен нормативно-правовой акт (условная отмена);

— признание акта не конституционным и вследствие этого – юридически ничтожным по решению Конституционного суда (безусловно подразумевается и учитывается правоприменителями).

Обратная сила закона — это сумма принципов, определяющих возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию

Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу так называемых юридических принципов, сложившихся в ходе исторического развития права и признанных всеми развитыми правовыми системами и воспроизведенных в большинстве своем международными декларациями и пактами о правах человека. Так, всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».

Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением».

Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, поменяется новый закон « (ст. 54 ч. 2).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8334 —

| 7269 — или читать все.

Определить последовательность нпа по убывающей юридической силе

Потребители часто покупают бракованные вещи. Но помочь вернуть свои деньги сможет судебная экспертиза одежды в Москве, проведённая грамотными специалистами. Имея обоснованное экспертное заключение, суд встанет на сторону потребителя и заставит магазин возместить все убытки.

Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает в себя (виды нормативно-правовых актов расположены в порядке убывания юридической силы):

    основы законодательства,

Содержат важнейшие нормы — общеобязательные правила поведения — регулирующие отношения в определенной области.
Например, Основы жилищного законодательства.

Объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права.
Например, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Семейный кодекс.
В кодексе нормы расположены в строго определенном порядке — вначале (Общая часть кодекса) расположены общие положения, лежащие в основе правовых отношений, затем (Особенная часть кодекса) раскрываются содержание этих отношений и их правовые последствия.

Устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения.
Например, Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

    указы и распоряжения Президента РФ,

Указ — уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ.
Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица).
Например, Указ Президента РФ «О президентской программе «Дети России» на 1998 — 2000 годы» — нормативный указ.

  • постановления и распоряжения Правительства РФ,

Постановления Правительства РФ — так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.
Распоряжения Правительства РФ — не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.

    акты министерств и ведомств,

[2]

Иначе называемые — ведомственные акты — подзаконные акты: постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения — могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности.
Например, «Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем«, утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96 N 332.

Читайте так же:  Срок действия декларации о соответствии лекарственного препарата

    акты субъектов Российской Федерации,

Акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство. Принимаются эти акты по широкому кругу вопросов — например, приватизации, бюджете, инвестициях, малом предпринимательстве, занятости населения и т.д. и др.
Например, Закон Московской области «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет».

  • акты органов местного самоуправления.

Акты органов местного самоуправления отражают местную специфику и обязательны для исполнения в данной местности.

Законодательные акты и подзаконные акты

К законодательным актам относятся основы законодательства, кодексы и законы. К подзаконным актам — постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств.

Указы и распоряжения Президента РФ образуют особую группу актов, подзаконными их не называют.

Виды нормативных правовых актов. Иерархия НПА по юридической силе.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

[3]

Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться:ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

  1. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

[1]

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Распределение нормативно-правовых актов по юридической значимости

Здравствуйте. Как распределяются по юридической значимости нормативно-правовые акты: Постановления Правительства РФ, Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Указы Президиума ВС СССР, Письма Министерств РФ, акты муниципалитета?

Вопрос относится к городу Сургут

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Подзаконные акты могут быть подразделены на виды по юридической силе.

Обычно выделяют следующие виды подзаконных актов:

– указы и распоряжения Президента;

– постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства по вопросам, отнесенным к его компетенции;

– акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов;

– акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений;

Читайте так же:  Сведения государственного кадастра недвижимости носят характер

– локальные нормативные акты – это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Помимо этого, иерархический структурный ряд состоит из четырех элементов:

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.

По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

— указы Президента РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

— постановления Правительства РФ;

— законы субъектов РФ;

— нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;

— нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

— нормативные акты органов местного самоуправления;

— локальные нормативные акты.

Рекомендация эксперта
1. Постановления Правительства РФ

2. Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Письма Министерств РФ

3. Акты муниципалитета

Указы Президиума ВС СССР по юридической силе находятся вне иерархии, так как нормативные постановления ВС РФ и ВАС РФ содержат нормы по толкованию других действующих норм.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

— нормативные акты государственных органов;

— нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

— нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

— нормативные акты, принятые на референдуме.

Нормативные правовые акты весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на:

законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ);

подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).

В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов:

акты органов представительной власти (законы и постановления);

акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).

Нормативно-правовые акты, не утратившие силу, на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, НЕ противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.

Если представить подзаконные правовые акты в виде иерархической лестницы, то приказы находятся на нижней ступени, после указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства. Самой высшей инстанцией судебной власти является Конституционный Суд РФ.

Если говорить о приказах Министерств, то несмотря на «подчиненность» приказов актам, имеющим более высокую юридическую силу, значение приказов различных министерств и ведомств в процессе правового регулирования общественных правоотношений очень велико, поскольку они регламентируют как тот или иной закон, постановление и должны исполняться на практике.

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, зарегистрированные Министерством юстиции РФ также обязательны для исполнения, как и приказы министерств.

Что касается Указов Президиума ВС СССР, то Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Система Российского Законодательства:

Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России.

Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ — основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты.

Читайте так же:  Порядок перерасчета пенсии работающему пенсионеру после увольнения

Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на:

законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии),

федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии).

Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы):

федеральные конституционные законы,

федеральные законы (включая кодексы),

законы субъектов РФ.

Например, в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу (за исключением случая, указанного в ч.6 ст. 76 Конституции РФ).

Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам. Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права. По сути кодекс позволяет свести множество правовых актов в один.

На основе законов в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру.

К ним относятся акты:

Президента РФ (указы, распоряжения),

правительства (постановления, распоряжения),

федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),

Иерархия нормативно — правовых актов РФ

Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Вам может понадобиться информация из ментальной карты «Права потребителей», в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителя

Или узнайте ЗДЕСЬ, как осуществляется продажа товара через интернет-магазины

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Иерархическую структуру имеют и нормативно — правовые акты субъектов РФ

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно — правовых документов

Законы субъектов РФ

Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.
Читайте так же:  Техническая диагностика внутридомового газового оборудования

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Юридическая сила нормативно-правовых актов, их виды

Однозначное понимание видов нормативно-правовых актов может дать их официальная (юридическая) классификация. Она, как правило, содержится в таких кодифицированных законодательных актах, как: а) конституция; б) закон о нормативно-правовые акты (здесь дается официальный перечень актов, их нормативная характеристика, средства обеспечения с целью правильного соотношения между ними). Такой закон существует в Италии (1942 г.), Болгарии (1973 г.), Туркменистане (1996 г.), Кыргызстане (1996 г.), Казахстане (1998 г.) и в других странах СНГ. В Украине подготовлен проект такого акта, но его еще не принято.

Существует немало классификаций нормативно-правовых актов. Наиболее значимым является их классификация по юридической силе. Юридическая сила нормативно-правового акта — специфическое свойство иметь строго обозначенное место среди других нормативно-правовых актов, придерживаться установленной субординации. Обычно юридическая сила акта зависит по формальной обязательностью от уровня и объема полномочий органа, который выдает (принимает) этот акт, то есть субъекта нормотворчества. Юридическая сила нормативно-правовых актов определяется Конституцией и Законом о нормативных актах.

Виды нормативных актов (законов и подзаконных актов) в Украине с их юридической силой:

1. Конституция, конституционные законы.

2. Законы, которыми Верховная Рада Украины дала согласие на обязательность действия на территории Украины международных договоров, принятых согласно Конституции (ратификационные законы).

3. Кодифицированные законы (Кодексы, Основы законодательства).

4. Обычные (ординарные) законы.

5. Постановления Верховной Рады Украины.

6. Указы Президента Украины.

7. Постановления Кабинета Министров Украины.

8. Приказы, распоряжения, решения министерств и других центральных органов исполнительной власти. Приказы, постановления, распоряжения других органов государственной власти.

Относительно нормативных актов местного значения, то в Украине их действие происходит согласно правила: акты местного самоуправления, издаваемые в пределах компетенции соответствующего органа местного самоуправления, имеют приоритет над актами любого местного органа исполнительной власти, то есть юридическая сила первых является высшей по сравнению с актами местных государственных органов.

Акты местного самоуправления — Постановления Верховной Рады АР Крым; решения советов различных уровней (областных, городских, районных, районных в городах, сельских, поселковых); распоряжение их голов.

Акты местных органов исполнительной власти (государственных администраций на местах) — это Постановления Совета министров Автономной Республики Крым; приказы министерств и других республиканских органов исполнительной власти АР Крым; приказы территориальных органов министерств и других центральных органов исполнительной власти; распоряжения председателей и приказы управлений, отделов, других структурных подразделений областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций; распоряжения председателей и приказы управлений, отделов, других структурных подразделений районных государственных администраций.

Относительно локальных актов, то это — акты территориальных общин, акты определенных предприятий, учреждений, организаций и др.

Виды нормативных актов в Украине за субъектами нормотворчества — приняты народом в порядке референдума, парламентом, правительством, министерством, органом местного самоуправления, главой государственной администрации, территориальной общиной и тому подобное.

Виды нормативных актов по способам установления государством: принятые государством, санкционированные государством (акты, получили предварительную санкцию государства); признанные государством (акты, получили следующую санкцию государства).

Виды нормативно-правовых актов по объему и характеру действия: акты общего действия (закон о выборах); акты специального действия (постановление правительства о погашении задолженности по пенсиям); акты исключительного действия (чрезвычайные обстоятельства — стихийное бедствие, военные действия).

Виды нормативно-правовых актов по характеру волеизъявления государства: акты установления норм права; акты дополнения или изменения норм права; акты приостановки действия норм права; акты отмене норм права.

Виды нормативно-правовых актов по их отраслевой принадлежности: гражданские, административные, международные публичные, исправительно-трудовые и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

Виды нормативных актов по внешней форме выражения: законы, постановления, указы, решения, приказы и тому подобное.

Источники


  1. Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.

  2. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  3. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
  4. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
  5. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.
Определить последовательность нпа по убывающей юридической силе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here