Определение категории земель сельскохозяйственного назначения

Полезная информация по теме: "Определение категории земель сельскохозяйственного назначения". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Комментарий к Ст. 77 ЗК РФ

1. Комментируемая статья определяет земли сельскохозяйственного назначения через их основное целевое назначение — использование для нужд сельского хозяйства, которое в данном случае понимается достаточно широко. Это прежде всего производство продукции растениеводства и животноводства, причем не только путем ведения товарного сельскохозяйственного производства, но и в личных подсобных хозяйствах граждан, садоводческих и огороднических объединениях, а также размещение всего, что для ведения сельскохозяйственного производства необходимо: построек, подъездных путей, защитных лесонасаждений и т.п.

Другой упомянутый в данной статье признак сельскохозяйственных земель — нахождение за чертой поселений — не является, собственно, характерным только для данной категории земель, поскольку в соответствии со ст. 83 ЗК границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, а под чертой поселений в комментируемой статье имеются в виду, скорее всего, именно границы населенных пунктов. По крайней мере больше нигде в законодательстве термин «черта поселений» в настоящее время не используется, да и само понятие «поселение» претерпело изменения и понимается так, как оно определяется ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления (городское поселение — это город или поселок, а сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов).

Тем не менее важно отделять земли сельскохозяйственного назначения от земель иных категорий, используемых в сельскохозяйственных целях.

Так, в соответствии с ЛК (ст. 38) лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для ведения сельского хозяйства — сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности; на таких лесных участках допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.

В составе земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами могут быть выделены территориальные зоны сельскохозяйственного использования — это чаще всего индивидуальные жилые дома с участками личных подсобных хозяйств, коллективные огороды, земельные участки находящихся в черте города, поселка, сельского населенного пункта сельскохозяйственных организаций.

На такие земельные участки распространяется правовой режим той категории земель, к которой они принадлежат.

2. Основную и наиболее ценную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи и земли, занятые многолетними насаждениями), на которых, собственно, и произрастает продукция аграрного производства. Это лучшие, продуктивные земли, поэтому законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия (см. комментарий к ст. 79 ЗК).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Однако, как уже отмечалось, в составе земель сельскохозяйственного назначения есть участки, занятые хозяйственными постройками аграрных предприятий, дорогами, а также так называемыми неудобьями (оврагами, балками, болотами, гарями).

Кроме того, на сельскохозяйственных землях могут находиться водоемы и лесопосадки. При этом согласно ст. 8 ВК только такие водные объекты, как пруд и обводненный карьер, находясь в границах земельного участка (в том числе и из земель сельскохозяйственного назначения), принадлежат на праве собственности тому же субъекту, которому принадлежит данный земельный участок (все остальные водные объекты находятся в федеральной собственности). Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться только вместе с земельным участком.

Лесной кодекс не дает определения лесов и лесных насаждений; им установлено, однако, что леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. Таким образом, на участках земель сельскохозяйственного назначения могут находиться леса; при этом согласно ЛК (ч. 2 ст. 6) использование, охрана, защита, воспроизводство таких лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. То есть в данном случае приоритетным является ведение сельскохозяйственного производства, а леса исполняют главным образом функцию защиты земель от неблагоприятного воздействия посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земельного фонда, поскольку в нее входят наиболее ценные продуктивные земли.

Законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных с охраной таких земель, порядком предоставления и изъятия участков из данной категории земель, осуществлением с ними сделок купли-продажи и т.д. При этом ЗК закрепляет лишь основные черты правового статуса земель сельскохозяйственного назначения, более подробно он урегулирован другими федеральными законами, основным из которых является ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения; устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения; определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Под оборотом сельскохозяйственных земель данный Закон понимает сделки, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки (доли в праве общей собственности на земельные участки) из земель сельскохозяйственного назначения.

Однако ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» распространяется не на все земельные участки из данной категории земель. Не регулируется этим Законом оборот земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями и сооружениями.

Читайте так же:  Справка уточняющая занятость в соответствующих должностях бланк

Отношения, связанные с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируют также следующие Федеральные законы: от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» , от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 26 июня 2007 г.) , от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
———————————
СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881.

СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 2. Ст. 160; Ст. 167; N 24. Ст. 2248; 2006. N 45. Ст. 4635.

Отдельные субъекты РФ приняли законы о землях сельскохозяйственного назначения еще до вступления в силу ЗК, заполнив тем самым пробелы существовавшего на тот период федерального земельного законодательства. Законы о земле субъектов РФ могут применяться к отношениям по поводу земельных участков, возникшим после принятия ЗК и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в той мере, в какой они не противоречат им.

Следует также иметь в виду, что согласно п. 5 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не допускается принятие субъектами РФ законов и иных нормативных актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому такие дополнительные правила и ограничения, если они содержатся в нормативном акте субъекта РФ, недействительны. Однако тот же Федеральный закон в целом ряде статей оставляет регулирование некоторых вопросов оборота земель сельскохозяйственного назначения на усмотрение субъекта РФ. Так, ст. 10 этого Закона, определяющая порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливает, что субъекты РФ определяют:

[1]

— средства массовой информации, в которых публикуются сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков;

— цену, по которой добросовестный арендатор может приобрести земельный участок;

— случаи бесплатной передачи гражданам на праве общей собственности земельных участков из сельскохозяйственных угодий, предоставленных сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли;

— случаи безвозмездного предоставления земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель;

— случаи бесплатной передачи религиозным организациям земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— цену, по которой сельскохозяйственные организации и лица, ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, могут приобрести в собственность земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

К настоящему времени большинство субъектов РФ приняли законы, регулирующие указанные отношения. Можно назвать, например, Законы: Нижегородской области от 17 июля 2003 г. «Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области», Хабаровского края от 30 июня 2004 г. N 201 «Об особенностях регулирования отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Хабаровского края», Республики Коми от 5 марта 2005 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Коми» и др.

На территории тех субъектов РФ, где соответствующие законы еще не приняты, до их принятия действуют правила, установленные ст. 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности, этой статьей установлено, что в указанных случаях приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с 1 января 2004 г. (тогда как п. 4 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ).

Поэтому, в частности, в спорных случаях предоставления в собственность участков из сельскохозяйственных земель, находившихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо выяснять, действовал ли на тот момент соответствующий закон субъекта РФ.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу ООО на решение арбитражного суда, который отказал в иске об обязании районной администрации предоставить в собственность земельный участок.

В марте 2003 г. истек срок действия договора аренды между районной администрацией и ООО, по которому последнему предоставлялся в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения сроком на 10 лет с правом преимущественного выкупа. ООО пыталось реализовать свое право преимущественного выкупа спорных земель, однако администрацией района в этом действии было отказано, в связи с чем истец обратился в суд. Решением арбитражного суда в удовлетворении исковых требований отказано, так как на момент рассмотрения иска областной закон, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области, принят не был. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. В кассационной жалобе заявитель просил оспариваемые судебные акты отменить, полагая, что Закон Ростовской области «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», определяющий момент, с которого возможна продажа земель сельскохозяйственного назначения, вступивший в силу 9 августа 2003 г., должен учитываться судом.

Окружной арбитражный суд в своем постановлении совершенно справедливо указал, что в соответствии со ст. 82 ЗК условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность хозяйственным товариществам и обществам устанавливаются ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пунктом 4 ст. 1 этого Федерального закона предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта РФ. Закон Ростовской области «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» вступил в действие 9 августа 2003 г., следовательно, ссылки заявителя кассационной жалобы на неприменение судами указанных норм неосновательны, так как исковые требования заявлены им до вступления в действие регионального Закона.

Сельскохозяйственные земли: целевое назначение и варианты использования

Для ведения сельскохозяйственной деятельности необходимо иметь в собственности или в аренде, желательно долгосрочной, земельные угодья. Следует различать целевое назначение земель, согласно классификации.

Чтобы избежать досадных недоразумений, предлагаем подробно ознакомиться с важными нюансами, которые помогут ориентироваться в понятии состава и определить виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.

Читайте так же:  Установка тревожной кнопки в образовательном учреждении

Классификатор земель сельхозназначения

Что представляет собой понятие — земли сельхозназначения? Это угодья (сельскохозяйственные и несельскохозяйственные), участки, наделы, которые предоставляются гражданам, физическим или юридическим лицам для осуществления сельскохозяйственной деятельности:

  • производство сельхозпродукции;
  • для ведения научно-исследовательской или учебной работы;
  • для размещения соответствующей инфраструктуры.

Категории земель сельхозназначения:

  • пашни;
  • насаждения, в том числе многолетние;
  • угодья для покосов;
  • пастбища для выпаса скота;
  • прогоны и дороги;
  • лесные полосы, которые служат для защиты полей (исключение — лесохозяйственные земли);
  • участки под хозпостройками и дворами;
  • временно законсервированные наделы.

Государственный земельный кадастр определяет пригодность земель для ведения сельского хозяйства. В приоритете целевое использование ресурсов. Для строительства промышленных объектов и предприятий, автомагистралей, трубопроводов, линий связи и иных коммуникаций выделяются земли худшего качества, которые не попадают в категорию сельхозугодий.

Состав земель и категории использования

Все земли сельхозназначения подразделяют на категории. Согласно понятию «состав земель», определяются виды допустимого использования. Можно взять на вооружение следующую классификацию участков и наделов, подробно изложенную в таблице.

На землях, которые относятся к категории «для садов или огородов» можно возвести жилое строение для отдыха при условии отсутствия регистрации проживания лиц. В отличие от участков для ведения садоводческой деятельности и огородничества, можно использовать дачные наделы для строительства жилого дома с правом регистрации.

Приватизация земель сельхозназначения

Гражданам и юридическим лицам разрешено использование земель сельскохозяйственного назначения для осуществления соответствующей деятельности, которую определяют категории, описанные выше. В случае необходимости можно приватизировать сельхозугодья.

В данном случае разрешена передача участков в собственность предприятиям, учреждения/организациям, работникам/служащим коммунальных или государственных учреждений, сферы культуры или здравоохранения, в том числе пенсионерам. Необходимо соблюдение следующего условия — территориальная принадлежность участков сельхозназначения соответствующему совету. Как это осуществить?

Разрешение на приватизацию выдает соответствующий полномочный орган исполнительной власти или самоуправление после принятия решения. Для этих целей претендент — гражданин или юрлицо, должны обратиться с заявлением/ходатайством.

Земли передаются в собственность вышеназванным лицам бесплатно. Это важный нюанс, который следует знать гражданам!

Важно помнить: размеры участков, которые можно использовать для ведения сельскохозяйственной деятельности и крестьянского (фермерского) хозяйства, бесплатно передаются вышеперечисленной категории граждан в объеме, не превышающем законодательно установленные нормы.

Приватизации также подлежат:

  • дороги внутрихозяйственного назначения;
  • хоздворы;
  • защитные лесные полосы с насаждениями деревьев и кустарников;
  • сооружения гидротехнического назначения;
  • водоемы.

В процессе приватизации участков и земель сельхозназначения, соответствующие исполнительные органы (в том числе местного самоуправления) создают специальный резервный фонд. Необходимо согласовать все пункты, согласно месторасположению наделов и угодий. Данный резервный фонд относится к коммунальной или госсобственности и предназначен для целевого перераспределения земель в дальнейшем.

Купля/продажа земель сельхозназначения: на что обратить внимание

Если принято решение приобрести в собственность земельный надел или участок для ведения сельскохозяйственной деятельности, следует обратить внимание на ряд важных нюансов. В первую очередь надо определить удаленность земель от городской черты. Это особенно важно при покупке дачного участка. Место для отдыха выбирают исходя из личных потребностей, но важным фактором является возможность быстро добраться до работы/учебы.

Не последнюю роль играет инфраструктура. Дачникам в любом случае придется часто наведываться в город, поэтому стоит заранее определиться с потенциальными возможностями или трудностями. Если придется добираться автобусом или железнодорожным транспортом, необходимо узнать о наличии и режиме маршрутов. Далеко не все дачники пользуются личным автотранспортом. Поэтому, по возможности, максимально нивелируйте проблемы.

Выбирая участок для ведения крестьянского хозяйства, обратите внимание на плотность населения и удаленность от автомагистралей. Не последнюю роль играет газификация, наличие линий электропередачи, связи.

Все эти нюансы влияют на конечную стоимость земли, которую можно оговаривать, исходя из каждого вышеперечисленного пункта. Большую роль играет организованный вывоз мусора и бытовых отходов. Следует заранее обратить внимание на данный фактор, чтобы потом эта проблема не стала неприятным сюрпризом.

При оформлении документов, необходимых для осуществления сделки купли/продажи, заранее проконсультируйтесь со специалистами. Возможно, необходимо обратиться в кадастр, чтобы получить соответствующую информацию.

Следует помнить о целевом использовании земель сельскохозяйственного назначения. Если необходима регистрация проживания, надо приобретать участок с назначением — дачное строительство. В противном случае можно построить жилой дом, но без возможности регистрации.

Если в собственности есть земля для ведения фермерского хозяйства, но необходимо дополнительные угодья для сенокошения и выпаса, можно заключить договор аренды (возможно, долгосрочный) с владельцами — физическими или юридическими лицами, в том числе местной громадой. Участки для садоводства можно приобретать как в личную, так и в коллективную собственность.

Следует помнить, что на землях, выделенных для огородничества, недопустимо выращивать многолетние растения или возводить капитальные строения. Разрешается только разместить временные сооружения для хранения инвентаря или отдыха. В случае нарушений, местные исполнительные органы могут обязать владельцев снести сооружения за свой счет и наложить штраф.

Землю для ведения подсобного хозяйства могут приобретать не только граждане, но и предприятия/организации с последующим выделением участков в пользование свои служащим. Приватизация данных наделов не предусмотрена. Как вариант, можно купить землю, обратившись с соответствующим ходатайством к владельцам.

Не следует использовать сельхозземли не по назначению. Это чревато санкциями со стороны регулирующих органов.

Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

Раздел земель на отдельные категории выполняется, основываясь на определенных критериях. Самый распространенный классификатор – целевое назначение конкретного земельного участка.

Также и отдельные категории разбиваются на ряд подразделов, процесс выделения которых выполняется, исходя из отнесения земли к конкретному виду дозволенного применения.

Сам раздел участков происходит, основываясь на Приказе Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 г. под №450. Действующее законодательство говорит о том, что разновидность разрешенного применения участка, обозначенная в документации, должна быть сопоставимой виду ее действительного назначения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

Читайте так же:  Публичная кадастровая карта архангельской области официальный сайт

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Земли сельхоз назначения: виды разрешенного использования 2016

Положения ЗК РФ содержат информацию о том, что участки сельскохозяйственного направления – это земли, размещенные за пределами населенного пункта и предназначенные для целей ведения конкретных видов деятельности в сельскохозяйственной сфере.

Статьей 78 упомянутого нормативно-правового акта установлены такие разновидности разрешенного применения земельных участков:

  • Для целей организации собственного подсобного хозяйства;
  • Для дачного строительства;
  • В целях занятия садоводством;
  • Для организации фермерского хозяйства;
  • Для животноводства;
  • Для огородничества;
  • Для производства сельхоз продукции и иных видов деятельности, затрагивающих сельскохозяйственную сферу.

Вид дозволенного применения определенной земли отображают в свидетельстве о праве владения – для того чтобы внести эту информацию, в шаблоне документа имеется отдельная, добавочная графа. Давайте разберем детальнее каждый из перечисленных методов дозволенного применения участков сельхоз направления.

Подсобное хозяйство

Подобная разновидность участков предназначается лишь для выполнения на них работ сельскохозяйственного направления. Преимущественно, строительные работы на таких землях (выделенных для ЛПХ) запрещены. Эти участки, размещаемые за городскими пределами, принято называть полевыми.

Для строительства дачи

Такие участки выделяются гражданам для возможности организации ими личного отдыха, и чтобы выращивать огородные и садовые культуры. Конечно, на таких землях можно возводить жилые постройки, однако, вы не будете иметь права регистрации, хоть и будете там проживать.

Огородничество и садоводство

Садоводческим некоммерческим объединением называется организация, созданная при объединении граждан в общественных целях.

Оно может быть представлено в таких формах:

  • Товарищество некоммерческого направления;
  • Потребительский кооператив;
  • Некоммерческое партнерство.

Как продать долю в доме с землей, читайте тут.

Кроме выполнения сельскохозяйственных работ, на участках подобного типа можно размещать дачные сооружения. Следует упомянуть, что Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. под №7-П определено, что физлица имеют право оформить в них регистрацию.

Фермерское (крестьянское) хозяйство

Эта разновидность применения участков подразумевает необходимость объединения граждан, которые имеют во владении имущество, прямое назначение которого заключается в производстве и реализации сельхозпродукции.

Основателями фермерского хозяйства могут выступать и один, и несколько граждан, право владения которых на землю и прочие предметы и средства, задействованные в трудовом процессе, оформлены как долевое право.

Животноводство

Видео (кликните для воспроизведения).

На этих землях граждане вправе заняться животноводческой деятельностью, подразумевающей регулярный выпас скота, а также сенокошение в целях формирования зимних кормовых запасов для животных.

Сфера производства сельхозпродукции

Функциональное назначение этих земель заключается именно в выращивании, производстве и переработке сельхоз продукции. Перед тем как приобретать такую землю, единственное предназначение которой основывается на деятельности в сельскохозяйственной отрасли, нужно внимательно отнестись к виду ее разрешенного применения, обозначенного в документах, устанавливающих право.

Если изначально ее целевая направленность не совпадает с задуманной вами, нужно хорошо подумать, а стоит ли вообще проводить такую сделку.

Это связано с тем, что переоформление вида дозволенного применения участка — это бесспорная трата просто уймы сил и времени, не забудьте также, что такие действия повлекут и немалые финансовые, незапланированные потери.

Как перевести земли сельхоз назначения в другую категорию

Правоотношения в сфере перевода участков сельхоз направления в разряд участков, отнесенных к населенному пункту, урегулированы ЗК РФ, а также ФЗ «О переводе земель и участков из одной категории в другую» и смежными нормативно-правовыми актами.

Понятие правового значения категории «земель сельхоз направления» можно найти в пункте 1 статьи 77 ЗК Российской Федерации. Здесь указывается, что под такими землями имеются в виду участки, располагаемые вне пределов населенных пунктов, и имеющие сельскохозяйственное целевое направление.

В Федеральном Законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорится, что к владельцам участков, отнесенных к подобной категории, причисляют юридических и физических лиц, муниципальные образования, а также субъекты Российской Федерации и само государство.

Ограничения на этот счет действуют лишь относительно юридических и физических лиц из-за рубежа, а также по отношению к организациям, уставной капитал которых имеет долевую часть в объеме свыше 50 процентов, принадлежащую иностранным лицам и организациям, а также лицам, не имеющим какого-либо гражданства. При этих обстоятельствах, допускается лишь аренда.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального Закона «О переводе земель и участков из одной категории в другую» очерчен исчерпывающий список возможных оснований для выполнения перевода участков сельхоз назначения в участки иных категорий, представленный:

  • Консервацией земель;
  • Созданием природных территорий с режимом особой охраны;
  • Установлением и изменением границ в населенном пункте;
  • Размещением объектов промышленного назначения на сельскохозяйственных участках;
  • Реализацией плана по строительству дорог, ЛЭП, и прочих линейных объектов, если при этом утвержден проект проведения рекультивации доли сельхоз угодий;
  • Включением участков, признанных непригодными для осуществления сельхоз производства, в структуру земель, причисляемых к лесному или водному фонду, или же запаса;
  • Добычей полезных ископаемых, если проект земельной рекультивации заранее утвержден;
  • Размещением объектов коммунального и бытового значения, при условии невозможности разместить их иным способом;
  • Выполнением РФ обязательств международного значения в оборонных целях.

Однако есть и случаи невозможности перевода таких земель в иную категорию. Это происходит, когда величина кадастровой цены участка больше на 50 процентов среднего уровня кадастровой цены муниципального района, и если земли относятся к угодьям сельскохозяйственного назначения особой продуктивности и ценности.

Чтобы организовать передачу сельхоз земель в земли категории населенных пунктов, нужно обратиться с ходатайством в ОМС или же в исполнительный госорган. Если земля отнесена к государственной, вопросы по поводу таких земель уполномочено решать непосредственно Правительство.

До настоящего момента, не окончено распределение участков по видам владения, посему, все вопросы, касающиеся перевода участков, регулируются исполнительным госорганом субъекта РФ или ОМС.

В самом ходатайстве должна быть отображена информация о кадастровом номере земли, правах на нее, отнесения к конкретной категории и данных о категории, в которую земля будет переводиться. Дополнительно следует указать причину инициации такого перевода.

Ходатайство должно содержать такую документацию:

  • Выписку из земельного госкадастра по поводу данных о земле, перевод которой запланирован;
  • Копии, сделанные с документов, удостоверяющих личность заявителя;
  • Выписку из ЕГРП на недвижимость и проведенных сделок с ней, а также наличии прав на землю;
  • Вывод экологической госэкспертизы, если проведение таковой предусматривается законодательством (Федеральный закон «Об экологической экспертизе» говорит о том, что такая экспертиза обязательна, если лесные земли переводятся в категорию нелесных, а также при выполнении перевода земельных участков в территории с режимом особой охраны. То есть если выполняется перевод земли сельхоз направления, к примеру, в структуру земель поселения, надобность в экспертизе исчезает);
  • Разрешение правообладателей земли на процедуру перевода;
Читайте так же:  Удостоверение о качестве и безопасности пищевых продуктов

Однако еще с момента подготовки указанной документации, все же, возникает ряд проблем. До того как подается ходатайство, должен быть организован процесс постановки земли на учет в кадастре и проведена регистрация самого объекта в ЕГРП.

Подобные мероприятия отнюдь не отличаются дешевизной, в особенности, если брать во внимание площадь земель. Из этого следует, что когда определенный участок оформлен в собственность, то сначала должно пройти его приобретение с закрепленной за ним категорией, и только тогда новому правообладателю нужно переходить к процессу осуществления самого перевода.

Ходатайство должно быть рассмотрено на протяжении двухмесячного срока исполнительным госорганом или же ОМС либо трехмесячного периода – Правительством.

По результату, переходят к составлению акта о выполнении перевода земли в иную категорию или же об отказе в таковом. Тот или иной акт должен быть направлен заинтересованной стороне на протяжении двухнедельного периода от даты его написания.

Дополнительно, копия акта направляется в госорган, отвечающий за кадастровый учет в целях занесения соответствующих изменений к разделу «категории земель».

Когда указанным госорганом изменения внесены, он должен уведомить об этом органы, отвечающие за госрегистрацию прав, для дальнейшего внесения корректировок в ЕГРП. При таких обстоятельствах, нет необходимости переоформлять правоустанавливающую документацию.

Отказ в выполнении перевода участка в иную категорию может быть аргументирован так:

  • По причине вынесения экологической экспертизой негативного заключения;
  • По причине прямых, законодательно сформулированных ограничений;
  • По причине несоответствия запрашиваемого целевого направления, обозначенного документацией территориальной планировки.

Акты с тем или иным результатом можно обжаловать через судебные органы. Для этого у заинтересованного лица имеется три месяца от той даты, когда ему стало известно о результате. Срок обжалования может быть продлен в судебном порядке только на условиях весомости причин его пропуска.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования

Разграничение земельных участков на отдельные категории происходит с учетом различных критериев. Одним из самых распространенных классификаторов принято считать целевое назначение земельного участка.

При этом каждая из обозначенных категорий земель разделена на подразделы, процедура выделения которых выполняется в соответствии с ее принадлежностью к определенной разновидности разрешенного использования. Земельное разграничение основывается на Приказе №450 Минэкономразвития, принятом 01 сентября 2014 г.

В соответствии с действующим законодательством, обязательно соответствие вида разрешенного использования земли, обозначенного документально, реальному ее назначению.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Земли сельскохозяйственного назначения: виды разрешенного использования

Земельные участки, имеющие сельскохозяйственное предназначение – это отдельная земельная категория, определенная действующим Земельным кодексом РФ в пункте 1 статьи 77.

К земельным участкам указанного назначения относят территории, располагаемые вне пределов населенного пункта, с непосредственным их предназначением для использования в том или ином сельскохозяйственном направлении.

К примеру, земли могут предназначаться для обеспечения сельхозпроизводства с последующей переработкой полученной продукции, организации фермы, с целью создания рыбного хозяйства и прочее.

Такой важный момент как вид разрешенного использования, позволяет конкретизировать предназначение земель сельскохозяйственного значения и, следовательно, рассматривать возможность использования их в определенном виде деятельности, организовывать на их территории соответствующие производственные объекты, оборудовать инженерные коммуникации на объектах, использовать землю с целью хранения полученной продукции или же определить запрет на ведение строительных работ.

Новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка, читайте тут.

Среди основного списка разрешенного землепользования в сельскохозяйственном направлении следует упомянуть такие виды:

Следует рассмотреть чуть более детально каждый из вышеприведенных способов разрешенной эксплуатации земель, предназначенных для сельскохозяйственных целей.

Подсобное хозяйство

Данная разновидность участка предназначается только для организации в его пределах сельхозработ. По принятым правилам, строительные работы на территории, которая выделена под ЛПХ, воспрещены.

Под полевым земельным участком подразумевают землю, предназначением которой является ведение ЛПХ, которая размещена вне городской черты.

Участок для дачи

Такого рода участок используется гражданином с целью отдыха, а также для высаживания на нем садово-огородных культур. Одним из немаловажных особенностей такого участка считается право строительства на нем жилых построек, однако, без возможности проводить регистрацию в них.

Огородничество и садоводство

СНО (садоводческое некоммерческое объединение) – это созданная гражданами организация некоммерческого направления, разделяемая на такие формы:

  • Некоммерческое садоводческое товарищество;
  • Некоммерческое садоводческое партнерство;
  • Потребительский садоводческий кооператив.

Кроме осуществления работ сельхозназначения, в пределах таких земельных участков допустимо выстраивание дачных построек. Ко всему прочему, постановлением №7-П, принятым 14 апреля 2008 г. Конституционным судом РФ, установлено разрешение на оформление регистрации в таких постройках.

Фермерское/крестьянское хозяйство

Эта разновидность эксплуатации участков является объединением граждан, располагающих на праве совместного владения имуществом, используемым в целях производства/реализации сельхозпродукции.

Основателями подобного хозяйства может быть как один, так и несколько граждан, с наличием оформленного на них права долевого владения участком, предметами труда и прочими средствами.

Читайте так же:  Ск благосостояние официальный сайт как вернуть страховку

Для животноводства

На таких участках граждане имеют право занятия животноводством. Также здесь можно выпасать скот и допустимо сенокошение для обеспечения животных кормом на протяжении зимнего периода.

[3]

Производство продукции сельскохозяйственного значения

Целью использования подобных участков является выращивание/производство/переработка сельхозпродукции определенного вида.

Если покупается участок земли с предназначением для выполнения сельскохозяйственной деятельности, необходимо акцентировать внимание на вид деятельности, в котором его разрешено использовать, его можно найти непосредственно в документах правоустанавливающего значения.

Если он будет отличаться от целей, для которых участок и покупается, необходимо поразмыслить, насколько целесообразной будет такая сделка, поскольку чтобы переоформить вид разрешенной эксплуатации участка, потребуются существенные вложения и финансов, и времени.

Изменение вида разрешенного использования земель сельхозназначения

Земельные участки применяются владельцами, учитывая категорию предназначения. Однако разрешенное использование сельхозугодий вполне возможно поменять.

Учитывая субъект собственности, за процесс перевода отвечают различные властные госорганы.

Ответственными за перевод являются такие органы:

  • земли числятся в собственности Федерации – в данном случае, перевод осуществляется Правительством РФ (высшим исполнительным органом власти Федерации);
  • если земельные участки числятся во владении физлиц, включительно с землями сельхозпредназначения, находящимися во владении муниципального органа – за перевод отвечает исполнительная власть;
  • участки пребывают во владении муниципальных органов, помимо участков сельхозназначения – изменение проводится территориальными органами;
  • участки, владельцами которых выступают обычные физлица либо юрлица:
  • по отношению к землям сельхозназначения – изменения проводят исполнительные органы госвласти;
  • по отношению к землям иных целевых назначений – муниципальные госорганы.

Всего различают два метода перевода земельных участков:

  • смена действующей категории;
  • процедура изменения вида (без вывода из действующей категории).

Первый метод

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона под №172 от 21 декабря 2004 г., смена категории земель, имеющих особенную ценность, является недопустимой. Для осуществления перевода необходимо выполнить следующие действия.

Стадия №1

Владельцу необходимо направить соответствующей формы прошение (в виде ходатайства). Адресуется оно госорганам, уполномоченным на рассмотрение заявления на смену земельной категории.

Ходатайство должно содержать такие сведения как:

  • нумерация, присвоенная земельному участку при его регистрации в кадастре;
  • земельная категория, к которой отнесен участок, и та, в которую будет осуществляться перевод;
  • обозначение мотива (для чего необходимо проведение перевода);
  • документ, служащий подтверждением наличия права владения земельным участком.

Ко всему прочему, к направляемому ходатайству следует приобщить такую документацию:

  • проект (землеустроительный) для обоснования необходимости внесения изменений;
  • выписка, подготовленная из государственного земельного реестра по рассматриваемым угодьям;
  • копия документов для подтверждения личности: если это физлицо – паспорт, если же юридическое лицо/ИП – подготавливают выписку о проведении регистрации;
  • выписку, подготовленную из информационной базы ЕГРП на имущество;
  • если участок отнесен к категории, где необходима экологическая проверка, обязательным является составление такого заключения;
  • разрешение от владельца, оформленное в письменном виде на проведение соответствующих изменений;
  • в случае подачи прошения от имени представителя, потребуется подтвердить полномочия последнего (нужна доверенность).

Стадия №2

Государственными госорганами могут приниматься два варианта решения: это может быть отказ в удовлетворении ходатайства или же решение по одобрению смены земельной категории.

Госорганы отказывают в прошении при таких обстоятельствах:

  • при подаче ходатайства ненадлежащим лицом;
  • если документация, прилагаемая заявителем к ходатайству, имеет несоответствия с законодательными требованиями.

Такой акт должен быть направлен владельцу в двухнедельный срок (учитываются рабочие дни) со дня, когда документ был подписан. Владелец может при этом оспорить принятое решение, обратившись в судебную инстанцию.

Акт, предусматривающий решение о переводе участка должен быть вынесен на определенный период, на протяжении которого владельцу необходимо провести регистрацию внесенных изменений.

На вынесение этого решения, властные госорганы располагают двухмесячным сроком. Если документация направлена для ее последующего рассмотрения Правительством РФ, период будет составлять уже три месяца.

Стадия №3

Как только будет получен акт вместе с оформленным заключением на перевод участка в определенную категорию, новые сведения следует направить напрямую в государственный земельный кадастр, а также в ЕГРП. С момента внесения изменений в документацию правоустанавливающего значения, сделка будет считаться юридически завершенной.

Второй метод

[2]

Перевести земельный участок в пределах одной категории будет куда проще, да и к тому же, не потребует много времени. Для данной процедуры правила определяются в Градостроительном кодексе РФ (статьями 37 и 38).

С этой целью, необходимо направить заявление в адрес территориальных органов. Они организовывают процедуру открытого слушания, где в качестве присутствующих лиц будут выступать граждане, проживающие на смежных участках и в районе данной территориальной области. Здесь участникам дано право предоставления примечаний и рекомендаций.

После проведения слушания, его результаты будут опубликованы. Основываясь на заключении, сделанном при рассмотрении вопроса, руководителем органа местного самоуправления утверждается положительное решение об изменении вида разрешенного использования земли.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

Видео (кликните для воспроизведения).

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Источники


  1. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 1. Государство / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 752 c.

  2. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.

  3. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.
  4. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
  5. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
Определение категории земель сельскохозяйственного назначения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here