Обучающие организации федеральных органов исполнительной власти

Полезная информация по теме: "Обучающие организации федеральных органов исполнительной власти". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Содержание

  • Вопрос: В соответствии с п. 2.3.2. Порядка обучения по охране труда, отдельные категории работников обязаны проходить обучение по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Прошу разъяснить, какие обучающие организации относятся к обучающим организациям данного типа. Также прошу сообщить, может ли указанная категория работников проходить обучение в обучающих организациях, имеющих лицензию и аккредитацию, но не являющихся обучающимися организациями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», июль 2016 г.)

    В соответствии с п. 2.3.2. Порядка обучения по охране труда, отдельные категории работников обязаны проходить обучение по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Прошу разъяснить, какие обучающие организации относятся к обучающим организациям данного типа. Также прошу сообщить, может ли указанная категория работников проходить обучение в обучающих организациях, имеющих лицензию и аккредитацию, но не являющихся обучающимися организациями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда или данное обучения является недействительным?

    Нормами действующего законодательства не установлен перечень обучающих организаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

    За дополнительными разъяснениями по Вашим вопросам рекомендуем Вам обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации, а также в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

    В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Министерство образования и науки Российской Федерации организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (п. 5.6 вышеуказанного Положения).

    В соответствии с п. 5.16. вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», июль 2016 г.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

    Вопрос: Что подразумевается под термином: обучающие организации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда? Где найти список таких организаций? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2016 г.)

    Что подразумевается под термином: обучающие организации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда? Где найти список таких организаций?

    Обучающая организация должна иметь:

    — лицензию на право ведения образовательной деятельности;

    — преподавательский состав, специализирующийся в области охраны труда;

    — соответствующую материально-техническую базу.

    [1]

    Кроме того, такая организация должна быть аккредитована.

    Согласно п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29) обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

    В соответствии со ст. 217 ТК РФ организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2016 г.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Читайте так же:  Проекты постановлений правительства рф официальный сайт

    Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

    Современные требования к охране труда в Российской Федерации на примере ЗАО «СЕВЭКО»

    — специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

    — специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;

    — специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

    — члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

    Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

    Требования к условиям осуществления обучения по охране труда по соответствующим программам обучающими организациями разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.

    Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

    Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами

    исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов

    Российской Федерации в области охраны труда.

    Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.

    В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т.д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы;

    по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.

    Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда.

    Обучающие организации должны иметь штатных преподавателей.

    Обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности.

    Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

    Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

    Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

    при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;

    при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;

    при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

    по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также работодателя (или уполномоченного им лица) при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;

    после происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по охране труда;

    при перерыве в работе в данной должности более одного года.

    Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяется стороной, инициирующей ее проведение.

    Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

    В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т. д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

    В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

    Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.

    Система органов исполнительной власти в области образования

    Читайте также:

    1. A) +вызывающий необратимую коагуляцию белков и прекращающий жизнедеятельность тканей и органов
    2. A) +вызывающий необратимую коагуляцию белков и прекращающий жизнедеятельность тканей и органов
    3. All. Все растения, населяющие Землю, объединяют в система­тическую группу
    4. Cегментация В2В рынка с учетом ценообразования.
    5. D) целенаправленные воздействия групп интересов на органы власти в целях реализации своих специфических интересов.
    6. I I I. Система счетов и двойная запись.
    7. II Области знаний управления проектами
    8. II Слуховая система
    9. II. Критерии аккредитации органов по сертификации
    10. II. Педагогическая система Я.А. Коменского и ее значение для понимания современных проблем образования и воспитания.
    11. ISO 14004:2004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».
    12. IV. система педагогических исследований с методологической точки зрения
    Читайте так же:  Срок службы канализационных труб в многоквартирном доме

    Государственное управление в сфере образования осуществ­ляют в пределах своих полномочий федеральные государствен­ные органы и органы государственной власти субъектов РФ.

    В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляют органы местного самоуправ­ления. Полномочия указанных органов определены в ФЗ «Об образовании» (ст. 28, 29, 31).

    Управление образованием осуществляют различные госу­дарственные и муниципальные органы. К ним относятся:

    · федеральные органы исполнительной власти, осуществ­ляющие функции управления в сфере образования как основ­ным родом своей деятельности: Министерство образования и науки РФ; подведомственные ему федеральные службы и фе­деральные агентства;

    · федеральные государственные органы, имеющие в сво­ем ведении образовательные учреждения ведомственного про­филя (Минобороны России, МИД России, МВД России, Мин- здравсоцразвития России и т. д.);

    · органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществ­ляющие управление в сфере образования, имеющие различные организационные формы (департаменты образования, главные управления образования и др.);

    · органы местного самоуправления соответствующих му­ниципальных районов и округов, осуществляющие управление в сфере образования;

    · муниципальные органы управления народным образо­ванием муниципальных районов и муниципальных округов.

    1.Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки Рос­сии) — федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 июня 2004 г. Оно осуществляет функции по выработке го­сударственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обу­чающихся и воспитанников образовательных учреждений.

    На Минобрнауки России возложены координация и конт­роль деятельности подведомственных ему Федерального агент­ства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфе­ре образования и науки.

    Для понимания функций министерства уместны и принци­пиальны как минимум две оговорки.

    Во-первых, по смыслу упо­мянутого Положения различаются в качестве самостоятельных сфера Министерства и сферы указанных Федеральной службы и Федерального агентства. Однако их разделение является от­носительным в том смысле, что Министерство координирует и контролирует деятельность этих органов.

    Во-вторых, в Положении акты, издаваемые в порядке нормативно-правового регулирова­ния, подменены их тематикой. Например, актами признаются перечни профессий, перечни учебников, формы документов и т. п., которые актами же устанавливаются. Очевидно, что на са­мом деле имеются в виду предметы ведения или, говоря проще, вопросы, по которым Министерство может осуществлять само­стоятельное нормативно-правовое регулирование.

    Функции:

    · Оно устанавливает порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

    · устанавливает перечень про­фессий (специальностей), по которым осуществляются профес­сиональное образование и профессиональная подготовка в об­разовательных учреждениях.

    · Им утверждается федеральный перечень учебников, рекомендованных к исполь­зованию

    · установление государственных образовательных стандартов (например, учебные планы)

    · утверждение форм документов об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалент­ности этих документов за рубежом.

    · Принимает положеня по определенным вопросам (например, о создании филиалов, о получении золотой медали)

    · регулирование поряд­ка аттестации руководящих и педагогических работников госу­дарственных и муниципальных учреждений;

    · формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогичес­ких кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием.

    2.Федеральное агентство по образованию (Рособразование) осуществляет функции по управлению государственным имуще­ством, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов.

    Осуществляет функции:

    · государственного заказчика федеральных це­левых программ;

    · организует повышение квалификации и пере­подготовку научно-педагогических работников;

    · определяет для об­разовательных учреждений профессионального образования, находящихся в его ведении, контрольные цифры приема граж­дан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему.

    · Организует конкурс по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием;

    · открывает аспирантуру и док­торантуру в образовательных учреждениях

    · утверждает ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение его обязанностей на одного из проректоров;

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3.В субъектах РФ в качестве специализированных органов, ведающих сферой образования, выступают: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъек­тах — соответственно департаменты, главные управления, отделы. Они являются единственными специализированными органа­ми, занимающимися вопросами образования на соответствую­щей территории в целом.

    К компетенции органов управления образованием субъек­тов РФ относятся: разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образова­тельных учреждений соответствующего подчинения, лицензиро­вание их деятельности; установление региональных (националь­но-региональных) компонентов государственных образователь­ных стандартов; организация издания учеб­ной литературы, разработка базисных учебных планов и при­мерных программ курсов, дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кад­ров; обеспечение соблюдения законодательства в области обра­зования, контроль за исполнением государственных образова­тельных стандартов и т. д.

    4.ФЗ «Об образовании» относит к органам управления обра­зованием также «ведомственные государственные органы управ­ления образованием». Это подразумевает, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в веде­нии различных органов, ведающих другими отраслями и сфе­рами управления. И только в этой «части» их можно отнести к орга­нам управления образованием. При этом приоритет принадлежит все же специализированным органам управления образованием. Пос­ледние при осуществлении межотраслевых функций в различ­ных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями.

    Руководство образовательными учреждениями, подведом­ственными неспециализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями. Это могут быть самостоятельные главные управления, отделы и др. либо подраз­деления такого рода структур. Они могут быть специализиро­ванными либо осуществлять функции образования наряду с дру­гими функциями.

    Читайте так же:  Текст согласия на обработку персональных данных образец

    Дата добавления: 2015-03-31 ; Просмотров: 5851 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управления в сфере образования

    Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном; региональном; муниципальном.

    Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

    [2]

    В соответствии со ст. 37 Закона «Об образовании» Российская Федерация самостоятельно формирует федеральную составляющую системы органов управления образованием, а именно:

    федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

    федеральные ведомственные органы управления образованием.

    Федеральные органы РФ формируются на основании соответствующих актов Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

    Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации.

    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

    К основным функциям Минобрнауки России относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки. Минобрнауки России утверждает, в частности:

    перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

    положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

    формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

    федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

    положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

    положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

    федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;

    положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

    положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей;

    номенклатуру должностей научных работников;

    порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для педагогических работников;

    порядок приема всех категорий обучающихся, порядок перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое;

    порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;

    порядок формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также ряд других нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

    Министерство также учреждает знаки отличия в сфере образования и науки и награждает ими работников в указанных областях.

    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

    Основными функциями Рособрнадзор является осуществление надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров. Рособрнадзор осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий.

    К функциям Рособрнадзор относится организация государственной аттестации научных работников, т.е. оценки квалификации научных работников, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.

    Рособрнадзор подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

    Полномочия — это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

    При этом очень важно понимать, что полномочия — это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

    Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

    Можно сделать вывод, что в сфере образования РФ основным направлением реформирования должно стать определение на законодательном уровне порядка и правил реорганизаций полномочий.

    ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управления в сфере образования

    Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном; региональном; муниципальном.

    Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

    В соответствии со ст. 37 Закона «Об образовании» Российская Федерация самостоятельно формирует федеральную составляющую системы органов управления образованием, а именно:

    федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

    Читайте так же:  Сколько процентов за пользование чужими денежными средствами

    федеральные ведомственные органы управления образованием.

    Федеральные органы РФ формируются на основании соответствующих актов Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

    Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации.

    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учрежденийПостановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 21. -Ст. 2603..

    К основным функциям Минобрнауки России относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки. Минобрнауки России утверждает, в частности:

    — перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

    — положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

    — формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

    — федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

    — положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

    — положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

    — федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;

    — положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

    — положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей;

    — номенклатуру должностей научных работников;

    — порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для педагогических работников;

    [3]

    — порядок приема всех категорий обучающихся, порядок перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое;

    — порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;

    — порядок формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также ряд других нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

    Министерство также учреждает знаки отличия в сфере образования и науки и награждает ими работников в указанных областях.

    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и наукиПостановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // СЗ РФ. — 2004. — № 26. -Ст. 2670..

    Основными функциями Рособрнадзор является осуществление надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров. Рособрнадзор осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий.

    К функциям Рособрнадзор относится организация государственной аттестации научных работников, т.е. оценки квалификации научных работников, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.

    Рособрнадзор подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

    Полномочия — это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

    При этом очень важно понимать, что полномочия — это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

    Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

    Можно сделать вывод, что в сфере образования РФ основным направлением реформирования должно стать определение на законодательном уровне порядка и правил реорганизаций полномочий.

    Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне

    Правительство Российской Федерации

    Новая Конституция, сохраняя известную преемственность в законодательной регламентации деятельности Правительства, весьма существенно изменила его статус и место в системе федеральных органов власти.

    Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство — высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно к федеральным органам в новой Конституции не употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин «федеральные органы исполнительной власти», без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются. Закон от 6 сентября 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

    Читайте так же:  Ответственность управляющей компании за неправильное начисление

    Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность. В отличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и подчиненности не предусматривает.

    В современном облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за проведение социально — экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав (ст. 72 Конституции РФ). Важно отметить, что Основной Закон России создает реальные предпосылки к тому, чтобы Правительство стало действительно способным реализовать намеченные им программы по стабилизации экономики и нести всю полноту ответственности за свои решения и действия. Конституция РФ 12 декабря 1993г.

    От других федеральных органов Правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны. Достаточно сказать, что, согласно ст. 114 Конституции, Правительство разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры, науки, образования и здравоохранения.

    Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента. Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации, проблемы развития. Издательство «Юристъ», Москва 2009г.

    Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу. Конституция РФ 12 декабря 1993г.

    На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих органов тесно связаны. Большинство центральных органов управления, входящих в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются.

    От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально — экономических преобразований и наше движение вперед. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. Государство и право, Москва 2010г

    Многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя Президент не глава исполнительной власти, он сохраняет мощные рычаги воздействия на Правительство путем персональных назначений членов Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти.

    В организации федеральной исполнительной власти пока отсутствует четкое «разделение труда» между Президентом и Правительством. Правовое положение Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4 Конституции РФ.

    Согласно Конституции Президент является главой государства и в этом качестве обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ 12 декабря 1993г.

    Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной (через Правительство, путем назначения на должности или освобождение от должностей, через издание нормативных или распорядительных актов) форме.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Осуществление полномочий федеральной государственной власти обеспечивается в соответствии с Конституцией Президентом и Правительством на всей территории страны. Издаваемые Правительством постановления и распоряжения обязательны к исполнению в Российской Федерации. Габричидзе Б.Н, Елисеев Б.П, Чернявский А.Г. Конституционное право современной России. Москва 2011г. Правительство Российской Федерации возглавляет Председатель Правительства. В состав Правительства входят также заместители Председателя Правительства, федеральные министры. Кандидатуры на эти должности предлагаются Президенту Российской Федерации Председателем Правительства. Указ Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.1996 г.

    Источники


    1. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.

    2. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.

    3. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
    4. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.
    5. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.
    Обучающие организации федеральных органов исполнительной власти
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here