Фз о гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Полезная информация по теме: "Фз о гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Фз о гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

С изменениями и дополнениями от:

24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 14 июня, 28 июля 2012 г., 7 мая 2013 г., 21 июля, 4 ноября 2014 г., 28 ноября 2015 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 26 июля, 29 декабря 2017 г., 4 июня, 3 августа, 18 декабря 2018 г., 1 мая, 6 июня, 30 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года

См. Энциклопедию решений Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 1 сентября 2014 г. — Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

Статья 4 Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

1. Владельцы транспортных средств «обязаны» на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения «законодательства» Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.

Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с «законодательством» Российской Федерации.

Читайте так же:  Приобретение жилья на материнский капитал у родственников

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

Закон об ОСАГО 2019 новая редакция

Федеральный Закон об ОСАГО последняя редакция 2019 года

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2019 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

  1. Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
  2. Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
  3. Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.

Контроль над исполнением закона

Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.

[1]

В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.

В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции

  1. Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
  2. Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
  3. Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
  4. С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
  5. С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
  6. В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться:
    — при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней),
    — в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
    — при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.

Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:

  • недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
  • возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
  • высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
  • распространение поддельных полисов ОСАГО;
  • необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны

Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.

Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.

Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.

Читайте так же:  Постановление об индивидуальном отоплении в многоквартирном доме

Фз о гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Закон об ОСАГО № 40-ФЗ

    Закон об ОСАГО в редакции, действующей с 2019 года

    1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО).

    Текст закона впервые был опубликован в «Собрании законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720, «Российской газете», N 80, 07.05.2002.

    Из преамбулы закона об ОСАГО следует, что основной целью принятия закона являлась защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу.

    В 2005 году ряд положений закона № 40-ФЗ стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований для вывода о противоречии их Конституции РФ. Постановлением КС РФ от 31.05.2005 N 6-П положения абзацев третьего и четвертого статьи 3, пунктов 1 и 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об ОСАГО», закрепляющие обязанность страхования владельцами транспортных средств риска своей гражданской ответственности и недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили эту обязанность, признаны не противоречащими Конституции РФ.

    Правила страхования

    Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утверждены положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Разъяснения Верховного Суда РФ

    Некоторые разъяснения о применении положений закона об ОСАГО содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

    Ниже приведен текст документа:

    Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в последней редакции с изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ), вступившими в силу с 01.06.2019 года (ред. 43).

    К ряду статей закона об ОСАГО имеются комментарии в виде извлечений из указанного постановления Пленума ВС РФ, а также ссылки на статьи и комментарии, ранее размещенные на данном сайте.

    25 апреля 2002 года

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ
    ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

    Принят
    Государственной Думой
    3 апреля 2002 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    10 апреля 2002 года

    В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

    Глава I. Общие положения

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

    Глава III. Компенсационные выплаты

    Глава IV. Страховщики

    Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

    Глава VI. Заключительные положения

    Президент
    Российской Федерации
    В.ПУТИН

    [3]

    Москва, Кремль
    25 апреля 2002 года
    N 40-ФЗ

    Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ

    ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

    3 апреля 2002 года

    10 апреля 2002 года

    В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

    Статья 2 Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

    Закон об ОСАГО новая редакция 2018

    С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ – так называемый Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

    Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим — в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

    Читайте так же:  Применение дисциплинарного взыскания к руководителю организации

    Статьи закона об ОСАГО

    Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

    Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

    Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

    Основные положения Закона об ОСАГО

    • декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
    • определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
    • порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
    • перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
    • описание процедур возмещения убытков;
    • порядок оспаривания позиций любой из сторон;
    • реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

    Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

    Список изменений по 2018 год в новом законе об ОСАГО

    Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2018 включил в себя следующие изменения:

    1. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
    2. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
    3. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
    4. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.
    5. Приняты положения о натуральном возмещении ущерба по полисам ОСАГО.

    С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

    Плюсы и минусы страхования ОСАГО

    Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

    • общая взаимная ответственность всех участников движения
    • быстрая выплата компенсаций;
    • оперативное оформление страхового случая;
    • быстрое оформление полиса;
    • возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
    • поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
    • относительно небольшая стоимость;

    Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

    [2]

    В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

    • невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
    • безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
    • множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
    • бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
    • недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

    Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховщику собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

    В страховой полис ОСАГО, согласно закону могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

    Заключение

    Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2018 года доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

    Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

    Изменения в Законе «Об ОСАГО» в 2017 году

    Ряд разного рода изменений и новшеств был внесён в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

    Изменения, вступающие в силу с 01.01.2017

    Право регрессного требования страховщика

    В связи с массовым обманом страхователями страховых компаний Закон об ОСАГО дополнен положениями, направленными на защиту этих компаний, – в частности, введён новый случай, в котором страховщик, выплативший возмещение, имеет право требовать в порядке регресса с лица, причинившего вред, возмещения произведённой потерпевшему страховой выплаты (ст. 14 Закона об ОСАГО). Таким случаем является предоставление страхователем страховщику при заключении договора ОСАГО в электронном виде недостоверных сведений, которые повлекли необоснованное уменьшение размера страховой премии (пп. «к» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО).

    Читайте так же:  Протокол разногласий к акту сверки взаиморасчетов образец

    Кроме того, п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО страховщику дано право вне зависимости от наступления страхового случая взыскать со страхователя в установленном порядке денежные средства в размере суммы, которую он неосновательно сберёг в результате предоставления недостоверных сведений.

    Электронный документооборот

    Поскольку постепенно вводится единая система межведомственного электронного взаимодействия, то в п. 4 ст. 15 Закона об ОСАГО добавлена возможность получения страховщиками путём обмена информацией в электронной форме с определёнными органами и организациями, в том числе с использованием системы электронного взаимодействия, доступа к сведениям, указанным в нижеперечисленных документах:

    • паспорте (или ином документе, удостоверяющем личность), в случае заключения договора ОСАГО с физическим лицом;
    • свидетельстве о государственной регистрации юридического лица, в случае заключения договора с таким лицом;
    • паспорте транспортного средства, свидетельстве о регистрации его, техпаспорте и подобных документах;
    • водительском удостоверении (в некоторых ситуациях);
    • диагностической карте (в определённых в пп. «е» п. 3 ст. 15 Закона об ОСАГО случаях).

    Абзац второй пункта 7 статьи 15 Закона об ОСАГО, содержащий положения о выдаче страхового полиса в виде электронного документа в случае заключения договора ОСАГО в таком виде, утрачивает силу. При этом в п. 7.2 этой статьи Закона об ОСАГО добавлена возможность оформления страхового полиса в указанной ситуации на бланке строгой отчетности и выдачи его страхователю бесплатно в офисе или путём направления за его счёт посредством почтового отправления.

    Составление самого договора ОСАГО в электронной форме возможно при наличии следующих условий:

    • такая возможность должна быть предоставлена любому лицу;
    • данный договор должен быть заключён с учётом требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО).

    Доступ к официальному сайту страховщика теперь предоставляется страхователю не только с использованием единой системы идентификации и аутентификации, но также и при помощи официального сайта профессионального объединения страховщиков (п. 7.2 ст. 15 Закона об ОСАГО).

    Профессиональные объединения страховщиков

    Нововведения коснулись и профессиональных объединений страховщиков. Они имеют право требовать от страховщика сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат после даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов. Размер этих сумм определяется Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 4 ст. 20 Закона об ОСАГО).

    Связанные с этим новшеством изменения претерпели п. 2 и п. 3 ст. 20 Закона об ОСАГО.

    Следующее нововведение коснулось и страховщиков, и профессиональное объединение страховщиков. На них возложены новые обязанности:

    • по обеспечению бесперебойного и непрерывного функционирования своих официальных сайтов в соответствии с требованиями, установленными актами Банка России;
    • по исключению случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению договоров ОСАГО в электронном виде вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем;
    • по информированию Банка России о фактах наступления указанных событий в порядке, установленном в соответствии с подпунктом «ц» пункта 1 статьи 26 Закона об ОСАГО (пп. 1.1 ст. 22 Закона об ОСАГО).

    Кроме того, профессиональное объединение страховщиков устанавливает правила, обязательные для самого объединения и его членов и содержащие требования в отношении соблюдения отражённых выше обязанностей (пп. «ц» п. 1 статьи 26 Закона об ОСАГО).

    Некоторые автомобилисты с нетерпением ждали изменения в этот закон, а некоторые – относились с недоверием и страхом. Тем не менее Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) был обновлён.

    Изменения, вступающие в силу с 28.04.2017

    Понятийный аппарат

    1. Будет модифицировано определение самого договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ТС). В частности, законодатель изменил варианты возмещения вреда по договору. Он отметил, что страховое возмещение может иметь вид страховой выплаты либо быть осуществлено путём организации и (или) оплаты восстановительного ремонта повреждённого ТС (абзац 8 статьи 1 Закона об ОСАГО).

    По тексту указанной статьи слова «страховая выплата» будут заменены на «страховое возмещение» в следующих терминах — «страховой случай», «компенсационные выплаты», «представитель страховщика в субъекте Российской Федерации».

    2. Изменится значение термина «направление на ремонт» (абзац 16 статьи 1 Закона об ОСАГО). Правки коснутся порядка выбора станции технического обслуживания (далее – СТО). Если раньше её выбирал потерпевший по согласованию со страховщиком, то теперь она будет определяться в соответствии с Законом об ОСАГО.

    3. Появится новый термин – «договор на организацию восстановительного ремонта». Это соглашение, которое заключается между страховщиком и СТО. В силу договора СТО обязана провести восстановительный ремонт, а страховщик оплатить его.

    Правила обязательного страхования

    Добавятся новые положения, которые должны будут содержать правила обязательного страхования. Во-первых, в данных правилах нужно будет указывать требования к организации восстановительного ремонта повреждённого ТС. Во-вторых, в правилах должен быть определён порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и СТО в случае выявления недостатков ремонта (подпункт «е» пункта 2 статьи 5 Закона об ОСАГО).

    Страховое возмещение вреда, причинённого ТС потерпевшего, и восстановительный ремонт

    Итак, в каких случаях будет выдаваться сумма страховой выплаты, а в каких – производиться ремонт?

    1. Если вред причинён легковому автомобилю, который находится в собственности гражданина и зарегистрирован в Российской Федерации, то возможно 2 варианта: либо произведение ремонта, либо осуществление страховой выплаты. Возмещение будет производиться путём организации и (или) оплаты восстановительного ремонта повреждённого ТС потерпевшего (п. 15.1, 15.2, 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО) во всех случаях, кроме тех, что перечислены в п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО.

    Читайте так же:  Эксплуатация многоквартирных домов нормативные документы

    Ремонтные работы могут производиться по направлению страховщика на ремонт на СТО:

    • которая соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организациям восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего;
    • которая не соответствует указанным выше требованиям (при наличии письменного согласия потерпевшего);
    • с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта (при наличии согласия страховщика).

    Исключения (случаи осуществления выдачи страховой выплаты):

    1. полная гибель ТС;
    2. смерть потерпевшего;
    3. причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая (в заявлении лицо должно указать именно такую форму страхового возмещения, как выплата страховой суммы);
    4. если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 Закона об ОСАГО (в заявлении лицо должно указать именно такую форму страхового возмещения, как выдача суммы страховой выплаты);
    5. иные случаи, перечисленные в п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО.

    2. Если вред причинён иным ТС, не указанным в пункте 1 данной статьи, возмещение вреда может быть осуществлено по выбору потерпевшего: либо путём ремонта, либо путём выдачи суммы страховой выплаты (п. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО).

    Подробнее об этом можно прочитать в ст. 12 Закона об ОСАГО.

    Нарушения исполнения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту выявляет Банк России. Также он может применить указанные в п. 17.1 ст. 12 Закона об ОСАГО санкции. Кроме того, в п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО установлена ответственность страховщика за несоблюдение срока выдачи потерпевшему направления на ремонт ТС и срока проведения ремонта.

    Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС

    В заявлении о заключении указанного договора страхователь вправе указать:

    • СТО, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организациям восстановительного ремонта и есть в перечне СТО, предложенном страховщиком;
    • иную СТО, на которой будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт повреждённого ТС (при наличии согласия страховой организации).

    Формы документов

    На Банк России будут возложены дополнительные обязанности по установлению формы заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (далее – ДТП) (п. 11 ст. 15 Закона об ОСАГО).

    В целях единообразия применения новшеств коррекционные правки были внесены во многие статьи, например, в следующие — пункт 5 статьи 4, подпункт «г» пункта 2 статьи 5, абзац второй пункта 1 статьи 8, статья 12 Закона об ОСАГО. С остальными изменениями можно ознакомиться по ссылке — https://dogovor-urist.ru/законы/закон_об_осаго/изменения/?d1=28.04.2017&d2=01.01.2017.

    Изменения, вступающие в силу с 25.09.2017

    Правки коснулись прямого возмещения убытков (ст. 14.1 Закона об ОСАГО). Раньше потерпевший мог предъявить требование о возмещении вреда, причинённого его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, при наличии следующих условий:

    • в результате ДТП был причинён вред только ТС, гражданская ответственность владельцев которых застрахована;
    • ДТП произошло в результате взаимодействия или столкновения двух указанных выше ТС.

    В связи с изменениями в Закон об ОСАГО, для возмещения убытков также достаточно соблюдения обоих условий, но при этом ДТП может произойти в результате взаимодействия (столкновения) 2 и более ТС.

    Закон об ОСАГО.

    Федеральный закон
    Об обязательном страховании гражданской
    ответственности владельцев транспортных средств.

    (Последняя редакция от 07.05.13 N 104-ФЗ )

    Принят
    Государственной Думой
    3 апреля 2002 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    10 апреля 2002 года

    (в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 77-ФЗ,
    от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 21.07.2005 N 103-ФЗ,
    от 25.11.2006 N 192-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ,
    от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
    от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,
    от 28.02.2009 N 30-ФЗ, от 27.12.2009 N 344-ФЗ,
    от 27.12.2009 N 362-ФЗ, от 01.02.2010 N 3-ФЗ,

    от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 28.12.2010 N 392-ФЗ,
    от 07.02.2011 N 4-ФЗ,
    от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. 30.11.2011),
    от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ,
    от 28.07.2012 N 130-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ,
    от 07.05.2013 N 104-ФЗ,

    с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ,
    Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П,
    Федеральным законом от 16.05.2008 N 73-ФЗ,
    от 25.12.2012 N 267-ФЗ)

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование).

    Источники


    1. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.

    2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

    3. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.
    4. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.
    5. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
    Фз о гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here