Что проверяет министерство образования при плановой проверке

Полезная информация по теме: "Что проверяет министерство образования при плановой проверке". Здесь собрана и обработана имеющаяся информация по теме. Мы постарались приподнести ее в удобном и понятном виде. Если у вас возникнут вопросы, просьба задавать их нашему дежурному консультанту.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Виды контроля (надзора)

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885; Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июля 2016 г. № 822; Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2016 г. № 1230; Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью от 17 ноября 2017 № 1134 Рособрнадзор осуществляет:

  • Федеральный государственный надзор в сфере образования;
  • Федеральный государственный контроль качества образования;
  • Лицензионный контроль за образовательной деятельностью;
  • Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от используемой в образовательном процессе информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Плановые и внеплановые проверки организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным Планом проведения плановых проверок юридических лиц, который утверждается руководителем Рособрнадзора.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

Мероприятие по надзору может проводиться в форме выездной или документарной проверки.

О проведении плановой проверки организации, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » (ст. 93), Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля » (ст. 10) и Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности » (ст.19).

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организации, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляются Рособрнадзором не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Обращения граждан и юридических лиц

С вопросами или жалобами о нарушении законодательства могут обратиться как физические, так и юридические лица. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в Рособрнадзоре.

В случае, если вопросы, указанные в обращении, не входят в компетенцию Рособрнадзора, обращение направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением автора обращения о переадресации обращения.

[2]

Аттестация экспертов, привлекаемых Рособрнадзором к проведению мероприятий по контролю (надзору)

Нормативно-правовые акты для подготовки к квалификационному экзамену:

Как должны проверяться школы — методические рекомендации Рособрнадзора

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) разработаны и Письмом от 4 августа 2017 г. № 05-375 направлены для использования в работе

В соответствии с п.7 ст. 93 Федерального закона «Об образовании в РФ» «в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца».

Примечание. Методические рекомендации предназначены для уполномоченных органов. Однако, они важны как для муниципальных органов управления образованием, так и общеобразовательных организаций, так как могут способствовать предотвращению нарушения общеобразовательными организациями требований законодательства об образовании и основательно подготовиться к проверке.

Согласно статьи 93 Федерального закона «Об образовании в РФ», «под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее — уполномоченные органы), и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований».

Читайте так же:  Обязательное социальное страхование работников производится работодателем

Государственные функции

Результаты проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

[3]

2019 год (дата обновления: 03.09.2019) 2018 год (дата обновления: 04.07.2019) 2017 год (дата обновления: 30.07.2018) 2016 год (дата обновления: 27.09.2017) 2015 год (дата обновления: 15.09.2016) 2014 год (дата обновления: 12.08.2015)

Обобщение практики проверок

I полугодие 2019 года 2018 год 2017 год

Федеральный государственный надзор в сфере образования

Добро пожаловать в МКУ «Лужский ИМЦ»!

директор МОУ «Ворошиловская ООШ»

Полтавского района Омской области

Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образо­вательное учреждение: педагогический коллектив, учеников, а самое главное — за исполнение требований законодательств Российской Федерации в области образования. Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Контролю подвергается:

■ основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);

■ его хозяйственная (материально-техническая) деятельность;

■ финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги);

■ соблюдение трудового законодательства;

■ соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и др.

Контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль качества образования и подготовки выпускников осуществляет Рособрнадзор. О том, как проходила проверка Рособрнадзора в наглей школе, хочется рассказать коллегам.

О проверке отдела контроля качества образования департамента контроля и надзора в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Омской области Министерства образования Омской области, которая пройдет сентябре 2010 года, я узнала еще в феврале, на совещании директоров в Комитете образования.

За 10 дней до проверки в школу позвонил главный специалист отдела и сообщил о том, что с 6 по 10 сентября будет проведена плановая тематическая документарная проверка деятельности школы.

Распоряжение о проведении проверки и запрос о предоставлении документов были получены по почте. В Распоряжении были указаны:

■ его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля;

■ фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;

■ даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Также в Распоряжении были отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Так, нам предстояло пройти плановую тематическую документарную проверку соответствия деятельности школы требованиям законодательства Российской Федерации в области образования о проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего и основного общего образования. В запросе о предоставлении документов для проведения плановой тематической документарной проверки просили предоставить следующие документы:

1) копию лицензии на образовательную деятельность;

2) копию свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения;

3) копию приказа о назначении директора учреждения;

4) устав учреждения (с изменениями и дополнениями);

5) учебные планы на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

6) локальные акты учреждения, регламентирующие организацию и проведение промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;

7) классные журналы 4-х, 8-х, 9-х классов за 2008/2009 учебный год, 1-х, 5-х, 9-х классов за 2009/2010 учебный год;

8) календарно-тематические планы по предметам федерального компонента учебного плана учреждения;

9) экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов;

10) аналитические материалы по результатам контроля промежуточной и итоговой аттестации и выполнению программ за 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

11) приказы (книги приказов) по обучающимся и основной деятельности за 2009 и 2010 годы;

[1]

12) протоколы педагогических и методических советов с сентября 2008 года;

13) план работы учреждения за 2009/2010 учебный год;

14) календарный учебный график (режим работы образовательного учреждения) за 2009/2010 учебный год.

Также было указано, что в срок до 7 сентября необходимо предоставить вышеперечисленные документы в Департамент.

Шестого сентября я отвезла документы в отдел контроля качества образования и сдала их специалисту, уполномоченному произвести проверку. Уже 10 сентября он пригласил меня для подписания Акта о результатах плановой тематической документарной проверки деятельности школы, который был составлен в 2 экземплярах. В акте указывались сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере.

Через 10 дней по почте было прислано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в нем был указан срок (до 25 ноября), к которому необходимо представить отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением заверенных копий подтверждающих документов. После того как я к указанному сроку отправила отчет об исполнении предписания, по почте было прислано Уведомление о рассмотрении отчета, в котором сообщалось, что предписание считается исполненным.

Анализируя ход проверки, я установила, что она проходила в строгом соблюдении Методических рекомендаций по выездным и камеральным проверкам, которые приведены в письмах Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 и от 04.07.2008 № 01-298/09-01.

Надзор и контроль в сфере образования

Методические рекомендации

Перечень локальных нормативных актов и иных документов образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», подлежащих проверке в рамках государственного контроля (надзора)

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и иным нормативным правовым актам в образовательной организации должны разрабатываться, приниматься, утверждаться и (или) быть приведены в соответствие с законом следующие локальные нормативные акты и (или) иные документы:

Наличие локального нормативного акта по регламентации данного вопроса

Ссылка на статью, часть статьи закона или иного нормативного правового акта

Обязательность локального нормативного акта для всех типов ОО (дошкольные и, общеобразовательные, профессионального, высшего и дополнительного образования)

Необязательность локального нормативного акта

Порядок получения образования на иностранном языке в соответствии с образовательной программой ОО

локальный нормативный акт необходим при реализации образовательной программы на иностранном языке

О языке, языках образования

язык обучения может быть определен уставом ОО, необязательно разрабатывать отдельный документ

Положение о структурном подразделении ОО

положение о структурном подразделении обязательно при наличии структурного подразделения в штатном расписании ОО

Положение о специализированном структурном образовательном подразделении, создаваемом в организации, осуществляющей обучение

Специализированное структурное подразделение создается не в ОО, а в организации, осуществляющей обучение

Правила внутреннего распорядка обучающихся ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Правила внутреннего трудового распорядка ОО

Пункт 1 части 3 статьи 28, часть 7 статьи 47, часть 3 статьи 52 закона; статьи 15, 189 и иные Трудового кодекса Российской Федерации

обязательный документ для всех типов ОО

Штатное расписание ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Образовательная программа ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Согласованная с учредителем программа развития ОО

Документы, регламентирующие правила приема обучающихся ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Правила приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами

обязательный документ для в случае реализации дополнительных образовательных программ

Документы, регламентирующие текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся ОО, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также сроки ликвидации академической задолженности обучающихся

(кроме дошкольных образовательных организаций)

Документы, регламентирующие поощрение обучающихся ОО за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности

принимается при поощрении обучающихся ОО

Документы, регламентирующие индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в ОО

(кроме дошкольных образовательных организаций)

Документы, регламентирующие проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в ОО

Документы, регламентирующие организация и проведение научных и методических конференций, семинаров в ОО

Порядок проведения проверок Рособрнадзором

Веденина Е. Л., эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

С 29 июля начал действовать Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению надзора в области образования.

Права и обязанности сторон

Из обширного перечня прав контролеров, установленного Регламентом, отметим самые важные.

Например, специалисты Рособрнадзора вправе:

– составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях;

– посещать организацию в порядке, установленном законодательством, при предъявлении копии приказа Рос­обрнадзора о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

– наблюдать за ходом образовательного процесса;

– беседовать с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. Беседы с несовершеннолетними лицами проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

При этом проверяющие обязаны:

– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Рособрнадзора о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

– не препятствовать уполномоченному представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

– предоставлять уполномоченному представителю организации, присутствую­щему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

Видео (кликните для воспроизведения).

– не требовать от организации документов и иных сведений, представление которых не предусмотрено законодательством;

– перед началом проведения выездной проверки по просьбе уполномоченного представителя организации ознакомить его с положениями Регламента.

Что касается проверяемой организации, то, прежде всего, она обязана обеспечить присутствие своих уполномоченных представителей при проведении проверок. Они вправе:

– получать от должностных лиц Рособр­надзора информацию, которая относится к предмету проверки;

– знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении и согласии или несогласии с ними;

– представить в Рособрнадзор в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты, когда получен акт проверки;

– обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, в административном и (или) судебном порядке.

Уведомление организации о начале проверки

О проведении плановой проверки Рособрнадзор обязан уведомить организацию не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.

Проверяемому лицу направляется копия приказа Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

О проведении внеплановой выездной проверки контролеры обязаны уведомить организацию не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Сделать это они могут любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Сроки проведения проверки

Срок проведения каждой из проверок (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.

При проверке организации, которая ведет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, указанные сроки устанавливаются отдельно по каждому филиалу, представительству. При этом общий срок проведения проверки указанной организации не может превышать 60 рабочих дней. В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена Рособрнадзором не чаще одного раза в три года.

Плановая проверка в отношении образовательного учреждения, реализующего основные общеобразовательные программы (дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования), может быть проведена не чаще одного раза в два года.

Виды проверок

Теперь рассмотрим, какие проверки могут проводиться.

Документарная проверка

Предмет документарной проверки – сведения, содержащиеся в документах организации, а также размещаемые ею на своем официальном сайте в интернете.

Для проведения документарной проверки контролеры могут направить в организацию мотивированный запрос о представлении документов и материалов.

К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Рособрнадзора о проведении документарной проверки.

Запрос может быть направлен любым доступным способом (по почте, в электронном виде).

Организация обязана выполнить требования, отраженные в запросе, в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Указанные в запросе документы представляются в Рособрнадзор в виде копий, заверенных подписью уполномоченного представителя организации и печатью организации (нотариальное заверение не требуется). Также можно представить документы в электронном виде, подписав их электронной подписью.

Выездная проверка

Специалисты, уполномоченные на проведение проверки, в соответствии с планом-заданием:

– запрашивают у уполномоченных должностных лиц организации материалы и документы, а также устные и письменные объяснения;

– проводят беседы с работниками организации, обучающимися, воспитанниками, их родителями (законными представителями) по вопросам проверки.

По завершении выездной проверки председатель комиссии производит запись о проведенной проверке в имеющемся в организации журнале учета проверок. Если такой журнал отсутствует, в акте проверки делается об этом соответствующая запись.

Внеплановая проверка

Рособрнадзор может рассмотреть вопрос о целесообразности проведения внеплановой проверки организации, в частности, в следующих случаях:

– отчет от организации о выполнении предписания контролеров в установленный срок не поступил;

– отчет поступил, но из него невозможно установить, исполнено предписание или нет.

Если предписание не исполнено в установленный срок, то дополнительно рассматриваются следующие меры:

– возбуждение дела об административном правонарушении;

– приостановление действия лицензии организации полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиалов, места осуществления образовательной деятельности на срок не более шести месяцев;

– направление информации о неисполнении предписания учредителю организации, в Генеральную прокуратуру РФ или прокуратуру субъекта РФ.

Оформление результатов

По итогам проверки составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

В Регламенте подробно перечислены обязательные реквизиты акта проверки. Сказано, что в случае отсутствия уполномоченного представителя организации, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении (об отказе в ознакомлении) с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, хранящемуся в деле соответствующего управления Рособрнадзора.

При проверке, проводимой с согласия прокуратуры, копия акта направляется, в том числе, в орган прокуратуры.

К акту проверки прилагаются: экспертные заключения, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников организации и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

При документарной проверке второй экземпляр акта с копиями приложений направляется по почте в организацию с уведомлением о вручении или передается под расписку уполномоченному представителю организации. Если второй экземпляр акта проверки был передан под расписку уполномоченному представителю организации, то копия акта проверки направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Обратите внимание: Регламент не предусматривает направление организации экземпляров акта проверки (его копии) в электронном виде.

Не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки готовится отчет о проверке, который в течение трех рабочих дней согласовывается с начальником управления и в течение следующих трех рабочих дней подписывается руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора.

При отсутствии выявленных нарушений в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится письмо управления о невыявлении нарушений, которое направляется по почте в организацию (по согласованию с организацией оно может быть направлено в форме электронного документа).

Если выявлены нарушения, то в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного отчета о проверке готовится проект предписания. В нем указывается срок устранения нарушений, не превышающий шести месяцев.

Предписание подписывает руководитель (заместитель руководителя) Рособрнадзора. Документ направляют в организацию почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Помимо выдачи предписания в зависимости от вида нарушения контролеры могут:

– составить протоколы об административных правонарушениях, возбудить дело об административном правонарушении;

– направить информацию в другой соответствующий государственный орган, в компетенцию которого входит работа с этим нарушением (включая правоохранительные органы, прокуратуру субъекта РФ по местонахождению организации). Соответствующие письма-уведомления направляются в проверяемую организацию.

Организация, получившая предписание, должна исполнить его в установленный в нем срок и представить в Рособр­надзор отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих это.

Как обжаловать действия чиновников

Уполномоченные представители организации, заинтересованные лица имеют право на обжалование действий (бездействия) специалистов Рособрнадзора, а также решений, принятых ведомством, в досудебном порядке.

Обжалование производится: вышестоящему должностному лицу; руководителю (заместителю руководителя) Рособрнадзора; министру (заместителю министра) образования и науки РФ.

Жалоба подается в письменной форме или в виде электронного документа.

Пожаловаться устно и письменно можно на личном приеме у уполномоченных должностных лиц Рособрнадзора. В случае если изложенные в устной жалобе факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, то ответ на нее с согласия заявителя жалобы может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ. Письменный ответ на жалобу направляется заявителю не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации жалобы в Рособрнадзоре. В исключительных случаях срок ответа может быть продлен не более чем на 30 рабочих дней с уведомлением заявителя.

Административный регламент определяет права и обязанности чиновников Рособрнадзора при проверках образовательных учреждений.

Лицензионный контроль

Рассмотрим наиболее типичные нарушения, на которые Отделы надзора и контроля ссылаются в своих протоколах как на административные правонарушения.

Выводы, которые напрашиваются после знакомства с этим грустным прейскурантом штрафов:

  1. Государство в лице органов лицензионного контроля очень строго относится к соблюдению образовательного законодательства. Это может быть и правильно, но уж очень дорого!
  2. Желающим создать свою собственную образовательную организацию стоит заранее серьезно задуматься о целесообразности вложения сил и средств в это начинание. Разумнее начинать самостоятельно оказывать образовательные услуги путем сотрудничества с уже давно существующей организацией, которая знает все тонкости лицензирования и уже неоднократно успешно проходила сквозь сито лицензионного контроля. И только по мере накопления практического опыта организационной работы, после формирования портфеля привлекательных и финансово выгодных образовательных программ следует начинать свое дело.
  3. Для тех отчаянных, которые по каким-то причинам не боятся лицензионного контроля или имеют достаточно финансовых средств для уплаты возможных двух-трех административных штрафов (где-то порядка 300-500 тыс.рублей) и не опасаются потерять своих обучающихся на 90 дней (время приостановки деятельности организации), дополнительно приводим описание некоторых (не всех!) технологических карт контроля (ТК).

ТК-1. Реализация дополнительных общеразвивающих программ в организации дополнительного образования. ТК-2. Анализ и экспертиза соответствия используемых в образовательном процессе объектов и средств обеспечения образовательного процесса. ТК-3. Соблюдение законодательства при аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. ТК-4. Соблюдение законодательства при реализации прав участников образовательных отношений на участие в управлении организацией. ТК-5. Осуществление организацией функционирования внутренней системы оценки качества образования.

Проверки в школах: какие они бывают и за что могут оштрафовать

Школа периодически подвергается разного рода проверкам, которые вполне обоснованы. Ведь от того, в каких условиях учатся наши дети, зависит их физическое и психологическое состояние, а значит, и качество обучения.

Если на школу налагается штраф, то он выплачивается из бюджета образовательного учреждения. А если нарушение допустил директор школы как руководитель, то он обязан заплатить деньги из собственного кармана.

Плановые проверки

Прежде всего школа подвергается проверкам со стороны органов государственного контроля. Такие проверки бывают плановыми и внеплановыми. В частности, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) может осуществлять плановые проверки два и более раза в три года.

Роспотребнадзор проводит проверку школ на соответствие условий обучения Санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (СанПиН).

Проверяется ведение школьной документации, кадрового состава, организация образовательного процесса, состояние помещений и оборудования, организация школьного общепита.

В обязательном порядке проверяются документы педагогов и других сотрудников школы. Это договоры, трудовые и медицинские книжки, документы об образовании, справки об отсутствии судимости. Обращается внимание на своевременное оформление медкнижек, соответствие дипломов преподавателей занимаемой должности.

Инспектора проверяют на соответствие норме наполняемость школы и отдельных классов, соблюдение необходимых требований к составлению расписания.

Помимо Роспотребнадзора, проверкой состояния и оборудования школьных зданий занимаются инспектора пожарного надзора МЧС и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора).

Недавно во многих школах комиссиями Роспотребнадзора были зафиксированы некачественно проведенные ремонты зданий, водопроводов, канализации и отопления. Проверки Ростехнадзора тоже выявили много нарушений, связанных с прокладкой и эксплуатацией труб отопления и подачи воды.

А инспектора пожарного надзора МЧС обнаружили, что здания многих школ находятся в аварийным состоянии. Кроме того, данные специалисты отметили в ряде школ безответственное отношения к соблюдению норм противопожарной безопасности.

Представители Роспотребнадзора нередко выявляют нарушения температурного режима, уровня освещения и вентиляции в классах и других школьных помещениях.

Порой комиссия обнаруживает плохо убранные помещения и недостаточное количество необходимого для уборки инвентаря.

Качество воды в школах часто также оставляет желать лучшего.

Роспотребнадзор проверяет, чтобы все кабинеты, актовый зал, библиотека, гардероб, столовая, санузлы, рекреации, подсобка, медкабинет, спортзал, снарядная и другие помещения быть оснащены необходимым оборудованием.

В частности, инспектора исследуют школьную мебель на соответствие стандартам, смотрят насколько удобны для детей столы и стулья, на каком расстоянии от первой парты находится доска, проверяют некоторые кабинеты на наличие доступа к водоснабжению.

Проверяется наличие необходимого инвентаря и его качество в спортивном зале. Инспектора смотрят, установлена ли защита на окнах, которая позволяет избежать ранения детей осколками в случае, если во время спортивной игры разобьется стекло. Комиссия проверяет, оборудованы ли для учащихся раздельные раздевалки.

Школьные гардеробы проверяются на необходимое количество вешалок, их соответствие росту учащихся, наличие ячеек для обуви, гардеробных скамеек, которые необходимы для для удобства детей.

Комиссия обязательно осматривает на пришкольный участок, имеющиеся на нем растения (деревья, кустарники, цветочные клумбы) , наличие ограждений.

Обратим внимание на то, что согласно последним изменениям, внесенным в СанПиН, на школьной территории должны быть предусмотрены места для транспорта, который перевозит учеников. А если школа занимает более чем одно строение, то здания должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой.

Роспотребнадзор проверяет оборудование столовой и кухни на соответствие санитарным нормам. Инспектора смотрят, насколько сотрудники столовой соблюдают требования гигиены. Обращается внимание на чистоту помещений, посуды.

Медкомиссия проверяет качество и режим хранения продуктов, обращается внимание на соблюдение сроков хранения, температурный режим и влажность.

Контролируется процесс приготовления и раздачи пищи. Изучается меню, исследуется состояние воды, которая должна находиться в открытом доступе.

Проводится тщательная проверка документации по персоналу школьной столовой, при этом особое внимание обращается на медицинские книжки.

Внеплановые проверки

Если в процессе проведения плановой проверки были обнаружены нарушения, то по истечении срока исполнения их устранения нарушений, Роспотребнадзор назначает внеплановую проверку. В частности, проверяется, как школа выполняет данные ей предписания о приведении образовательной деятельности и подготовки учащихся в соответствие с требованиями ФГОС.

Причиной внеплановых проверок также могут быть жалобы родителей в Рособрнадзор на нарушение прав и законных интересов своих детей, причинение вреда их жизни и здоровью, возникновение таковой угрозы.

Другими причинами внеплановых проверок могут стать возникновение в школе очага инфекционного заболевания, появление в средствах массовой информации сведений об имеющихся в школе нарушениях.

Как и в ситуации с плановой проверкой, при (повторном) обнаружении нарушений на школу могут быть наложены санкции в виде штрафов.

Внеплановые проверки, в отличие от плановых, не зависят от конкретных временных рамок.

Внутренний контроль

Школа сама проводит внутренний контроль. Главной целью такого контроля является установление соответствия образовательного процесса требованиям государственного стандарта. Причинами подобных проверок могут стать жалобы детей и их родителей.

Проведением внутренней проверки, как правило, занимаются директор или заместители по учебно-воспитательной работе.

Внутренний контроль подразумевает анализ и оценку деятельности педагогов, контроль и оценку достижений школьников проверку организация питания и медицинского обслуживания, материально-технического обеспечение образовательного процесса, проверку школьной документации.

В результате обнаружения проблем принимаются необходимые меры.

Например, при несоответствии занимаемой должности учителя могут направить на курсы повышения квалификации, а при нарушениях в работе – привлечь к дисциплинарной ответственности;

Родительский контроль + школьный совет

В последнее время получает распространение родительский контроль при школах, целью которого является допуск родителей к процессам жизнедеятельности образовательных учреждений. Мамы и папы учеников могут входить в состав родительского комитета либо управляющего совета школы. Полномочия управляющих советов гораздо шире, чем у родительских комитетов.

Помимо родителей в управляющие совет входят учредители школы, представители администрации во главе с директором, старшеклассники, представители общественности. Участники управляющего совета совместно создают законы, нормы, правила по которым работает школа, и контролируют их исполнение.

На основании жалоб и заявлений детей и родителей управляющий совет проводит проверки качества и безопасности условий обучения и воспитания.

Он проверяет организацию промежуточной и итоговой аттестации школьников, организацию воспитательной работы, медицинского обслуживания, питания учащихся. В частности, при контроле организации питания родители проверяют санитарное состояние школьных пищеблоков и исправность холодильного оборудования, проводят мониторинг качества продуктов и готовых блюд.

В результате обнаружения проблем нарушители могут привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Как избежать санкций?

Чтобы избежать возможных проблем, руководство школы должно всегда держать в порядке все документы, следить на соблюдением чистоты в помещениях.

Прежде всего директор, его заместители и методисты должны хорошо знать и неукоснительно соблюдать Санитарно-эпидемиологические нормы и правила для школ (СанПиН 2.4.2.2821-10). Именно прописанные здесь правила следует учитывать при разработке нормативной и технической документации.

Знать и соблюдать нормы СанПиН должен соблюдать вообще каждый педагог. Именно учитель следит за освещением в классе, поддерживая его на должном уровне во время урока (в то время как обеспечение школы световыми приборами относится к компетенции руководства). И тот же преподаватель отвечает за своевременное проветривание помещения.

Кстати сказать, каждый учитель должен сам следить за заполнением своей медицинской книжки, а не ждать, пока руководство или специалист по кадрам напомнит ему о необходимости очередного прохождения медицинских специалистов.

Таким образом, то, насколько школа окажется готовой к проверке и какими будут ее результаты, зависит от каждого учителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Своевременное соблюдение правил, которые предписывает СанПиН, позволит избежать наказания со стороны проверяющих органов. Но самое главное, о чем постоянно должны помнить и представители администрации, и педагоги, и все остальные сотрудники школы, это то, что поддержание порядка нужно не для комиссии, а прежде всего для самих участников образовательного процесса, которыми являемся мы и наши ученики.

Источники


  1. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.

  2. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.

  3. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
  4. Сомов, В.П. Латинско-русский юридический словарь: моногр. / В.П. Сомов. — М.: ГИТИС, 2014. — 104 c.
  5. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
Что проверяет министерство образования при плановой проверке
Оценка 5 проголосовавших: 1